В сентябре 1915 г. в Синоде состоялось слушание дела о самовольстве Тобольского епископа Варнавы в связи с пением величания святителю Тобольскому Иоанну (Максимовичу). Согласно вынесенному определению Синода епископа Варнаву было решено удалить от управления епархией. Обер-прокурор Самарин представил Государю синодальный доклад, на котором Государь поставил свою резолюцию с просьбой к Синоду пересмотреть решение и проявить снисходительность в отношении еп. Варнавы. В сентябре 1915 г. Государь распустил Гос. Думу, а в Могилеве прошло заседание Совета Министров, на котором был поставлен вопрос о замене премьер-министра Горемыкина, который считался «распутинцем». Вернувшись из Ставки в Царское Село, Государь нанёс ещё один удар сложившейся против него коалиции, уволив министра вн. дел Щербатова и обер-прокурора Св. Синода Самарина. Произошедшие перемены позволили старцу Григорию возвратиться из Сибири в Петроград. В октябрь 1915 г. указом Государя Императора Николая II от занимаемой должности отстранён министр земледелия Кривошеин - ставленник Вел. князя Николая Николаевича, а управляющим министерством вн. дел назначен Алексей Николаевич Хвостов. В ноябре 1915 г. после возвращения Государя с Наследником в Царское Село из поездки в Одессу, Рени (на границе с Румынией) и Херсон, митрополитом Петроградским и Ладожским был назначен архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии Питирим (Окнов). Он сменил митрополита Владимира (Богоявленского), который был переведён в Киев. Митрополит Владимир, будучи первенствующим архиереем в Св. Синоде, занимал резко отрицательную позицию в отношении Григория Распутина, что неоднократно подчёркивал в своих выступлениях, в том числе и с амвона. Вместо отставленного Самарина обер-прокурором Синода назначен А.Н. Волжин, более лояльно относившийся к Гр. Еф. Распутину-Новому. Новый обер-прокурор вновь вынес на рассмотрение Синода «тобольско-варнавинское дело». В декабре 1915 г. на очередном заседании Св. Синода выяснилось, что более года тому назад Синод уже обращался с просьбой к Царю о прославлении святителя Иоанна (Максимовича), и Государь на официальной бумаге, где была изложена просьба, поставил свою резолюцию: «Согласен», но об этой бумаге митрополит Владимир почему-то забыл. Св. Синод вынужден был повторно обратиться с высочайшей просьбой разрешить прославление свт. Иоанна Тобольского (Максимовича). Государь дал согласие, конфликт был улажен, Варнава остался на своём месте.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

В.Н. Львов предложил Святейшему Синоду написать и обнародовать воззвание, в котором с церковной кафедры верующим объявлялось бы о перемене политического строя и необходимости лояльности к временной власти и обычных церковных молитв о ней. Синод это сделал, Синод и епископат вообще проявили в этом перевороте лояльность, смирение и здравый смысл 349 . Новый обер-прокурор начал выполнять свою «антираспутинскую» программу с устранения всех епископов, занявших свои кафедры при протекции Распутина или вообще бывших его друзьями. Из них на самом видном посту был митрополит Петроградский Питирим (Окнов). Вторым по положению протеже Распутина был Московский митрополит Макарий (Невский) . В это время во многих городах нередки были случаи ареста архиереев, известных своей активной приверженностью к старому строю и особенно дружбой с Распутиным. Как и в Москве, в других епархиях происходили экстренные съезды духовенства, и нелюбимые архиереи объявлялись смещёнными с кафедр, о чём посылались ходатайства Святейшему Синоду через нового обер-прокурора. Многие кафедры стали таким образом вакантными. Предложено было заместить их в новом, выборном порядке 350 . Временное правительство стремилось в самые короткие сроки построить либерально-демократическое общество по западному образцу и ради этого старалось уничтожить все вероисповедные и национальные ограничения, имевшиеся в российских законах. Так, 20 марта 1917 года было объявлено равенство всех религий перед законом 351 . А 25 марта было выпущено постановление «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовных властей, слагающих с себя духовный сан, а также лишённых сана по суду» 352 . Вскоре министры рассмотрели вопрос о самопровозглашённой в первой половине марта автокефалии Грузинской Церкви. Временное правительство восприняло этот вопрос как государственный. Право выработки основных начал правового положения в государстве было предоставлено самой Грузинской Церкви, окончательное же их утверждение предоставлялось Учредительному собранию 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Н. Волжин и Н. П. Раев находились под сильным давлением со стороны распутинской группировки, которая влияла даже на назначения епископов. Еще в 1912–1914 гг. при Саблере некоторые протеже Распутина стали епископами и членами Святейшего Синода  . Теперь же, 23 ноября 1915 г., митрополит Владимир оказался переведен в Киев, а на Петербургскую епархию был назначен Владикавказский архиепископ Питирим Окнов, которому покровительствовал Распутин. По настоянию Распутина Московским митрополитом был поставлен престарелый Макарий Невский, а епископом Тобольским — Варнава Накропин; членом Святейшего Синода стал Никон Рождественский, в своих проповедях выступавший за неограниченное самодержавие. Все трое не имели высшего образования, и при дворе ими восхищались за их простоту  . Церковная политика двух последних военных лет зависела от перемещений в Совете министров, демонстрировавших полную несостоятельность и бессилие монарха. Под влиянием своей супруги, которая как могла укрепляла в нем и без того свойственное государю представление о религиозной сущности самодержавия, Николай II упорно отказывался от сотрудничества с органами земства. В связи с растущей оппозицией правительству в целом депутаты различных партий Государственной думы все сильнее критиковали бесцельность и бессистемность его церковной политики, все громче звучали требования радикальных реформ. Обсуждение бюджета Святейшего Синода на 1916 г. стало поводом для депутатов от духовенства всех фракций настаивать на том, что «нужно раскрепостить Церковь, освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний… Церковь не должна быть только орудием в руках государства»  . Указы царя от 1696 г. о представлении епархиальными управлениями и монастырями годовых отчетов о расходах на строительство, хлебных запасах и т. п. не были чем–то новым  . Расходные книги должны были представляться в Дворцовый приказ, которому по образцу допетровских порядков было поручено наблюдение за хозяйственной деятельностью епархий и монастырей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

… А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Святых Апостол и Вселенских седми Соборов – Святых Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию , а по Царским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней”. Святитель Серафим (Соболев) писал: “Что же касается множества русских людей, не отступивших от православной веры, но повинных в той или иной мере в предательстве Царя своим попустительством, то их покаяние должно состоять в открытом исповедании истины, что одною из основ возрождения России является самодержавная власть Помазанника Божия. Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России не приемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным православной вере русского народа , так как лишь об этой власти говорят нам Богооткровенные писатели и Святые Отцы как о происшедшей от Бога , свидетельствуют о ее неприкосновенности, требуют почитания ее, которое должно выражаться в наших молитвах за Царя и Его власть”. Митрополит Питирим (Окнов) в беседе с бывшим царским сановником говорил: “ Помазанник Божий есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда полезна. Народовластие же всегда гибельно , безответственно, оно есть грех, бунт против Божеских установлений ”. 4. Призываем Вас, Ваше Святейшество, содействовать объективному соборному обсуждению проблем глобализации в свете догматических, экклезиологических, сотериологических и эсхатологических вопросов вероучения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 1898 по 1912 г. он управлял Московской митрополией. В эти годы он решительно подавал голос за прославление угодников Божиих – преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской, ходатайствовал о канонизации священномученика патриарха Ермогена. Во время его святительства в Москве был построен епархиальный дом. В этом доме читались лекции, проводились беседы. В 1911 г. под председательством митрополита Владимира был проведен Российский противоалкогольный съезд. Святитель был одним из самых деятельных иерархов, боровшихся с распространением пьянства в народе. Переведенный после кончины митрополита Антония в Петербург и назначенный первенствующим членом Синода митрополит Владимир столкнулся с интригами распутинской клики. И он счел долгом внушить государю решимость удалить от себя Распутина. Попытка эта оказалась тщетной. После его беседы с царем последовало перемещение митрополита на Киевскую кафедру, но с сохранением за ним звания первоприсутствующего в Синоде. В 1915 г. на Петербургскую кафедру был назначен переведенный из Тифлиса Питирим (Окнов), которому Распутин благоволил. Попытка противодействовать Распутину стоила обер-прокурорского кресла А. Д. Самарину, известному своей широкой церковно-общественной деятельностью в славянофильском направлении. А. Д. Самарин, сменивший В. К. Саблера, всего 3 месяца пробыл обер-прокурором. Его преемники А. Н. Волжин (1915–1916) и особенно последний обер-прокурор царского правительства Н. П. Раев старались не ссориться с распутинской кликой. В феврале 1917 г. в Петербурге произошли беспорядки, в которых участвовал и столичный гарнизон. Государственная дума поддержала бунтовщиков. Большинство генералов действующей армии и даже члены императорской фамилии высказались тогда за уступки революции, настаивали на отречении государя. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила, который, однако, не принял наследия. Власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы с согласия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви доживала последние дни. В прошлое уходила и просуществовавшая более полутора тысячелетий в православном мире симфония Церкви и государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

238 Состав Святейшего Синода, назначенный 14 апреля 1917 г. В состав Синода входили Экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский и протоиерей Феодор Филоненко, из предыдущего состава Синода был оставлен архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) . По положению о созыве Собора все члены Святейшего Синода стали и членами Собора. – Примечание. 239 Краткая история разгона прежнего Синода такова. 2 марта 1917 г. Император Николай II отрекся от престола. Власть в России перешла к Временному правительству. На пост обер-прокурора Святейшего Синода был назначен В. Н. Львов. В марте были уволены на покой митрополиты Петроградский Питирим (Окнов) и Московский Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин), обвиненные в связях с Г. Е. Распутиным. Вслед за этим по епархиям начались увольнения архиереев за поддержку старого режима. В. Н. Львов бесцеремонно вторгался во внутренние дела Церкви, что вызывало недовольство членов Святейшего Синода. Отношения резко обострились уже к концу марта 1917 г. Прологом послужила докладная записка профессора Петроградской Духовной академии Б. В. Титлинова обер-прокурору В. Н. Львову от 8 марта, в которой он, извращая факты истории Русской Православной Церкви, настаивал на коренных преобразованиях, на «незамедлительной организации свободной церковной печати, во главе которой стали бы лучшие прогрессивные элементы», и предложил передать печатный орган Святейшего Синода совету Петроградской Духовной академии, т. к. «высшее культурно-просветительное учреждение, несомненно более пригодно для подобного издательства, чем административное учреждение, каковым является Синод и его чиновники» ( Цыпин В. , прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т. 9. М., 1997. С. 10). Кроме того, Б. В. Титлинов выступил в церковной печати с намеком на необходимость обновления Синода: «Наличный Св. Синод постепенно сам разлагается в своем составе. Из него выбыли, во-первых, два митрополита, Петроградский и Московский, уволенные на покой. Затем естественно выбывает арестованный и подлежащий суду архиепископ Черниговский Василий [Богоявленский]. Далее, подал в отставку протопресвитер военно-морского духовенства Г. И. Шавельский. Наконец, естественно теряет свое положение протопресвитер придворного духовенства А. А. Дернов, за упразднением самого ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В июле 1900 г. его перевели из любимой им Глинской пустыни в Чуркинскую Николаевскую пустынь Астраханской епархии 1072 . Безропотно принял это назначение молодой подвижник. Теперь, когда он лишился окормления опытных Глинских старцев, страх Божий стал главной движущей силой, направляющей всю его жизнь к достижению единственно необходимой для него цели и смысла земного бытия – стяжания благодати Божией и единения с Богом здесь, на земле, и на небе, в Царстве Божием. Страх Божий стал для Ивана «душевным светом», освещающим его жизненный путь, сокровищем его души, великим дарованием Божиим. Видя его духовное преуспеяние, настоятель обители в мае 1901 г. постриг подвижника в рясофор, а в январе 1903 г. – в монашество с именем Николай 1073 . В том же 1903 г. Георгием (Орловым), епископом Астраханским, Николай был рукоположен во иеродиакона, а в апреле 1906 г. – во иеромонаха 1074 . Чистота жизни, строгость в сохранении монашеских обетов стяжали ему уважение всей братии, он поистине служил в Чуркинской обители примером в исполнении всех иноческих добродетелей. Но сердце о. Николая всегда стремилось в Глинскую пустынь, где он полагал начало своих подвигов и надеялся достичь высшего совершенства. 15 декабря по прошению он был возвращен в обитель 1075 . Стремясь стяжать непрестанную умно-сердечную молитву, о. Николай не ограничивался общими иноческими обетами, но пожелал угождать Богу высшими подвигами благочестия и подал прошение о пострижении его в схиму. Архиепископ Курский и Обоянский Питирим (Окнов), несмотря на молодость о. Николая, дал благословение, и 11 января 1908 г. настоятель обители схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) 1076 постриг его в схиму с именем Никодим. Приняв великий ангельский образ, о. Никодим совершенно оставил внешние попечения и углубился в молитву. Богослужения он совершал с таким благоговением и страхом Божиим, что братия говорила: «Это ангел, а не человек». Сам настоятель схиархимандрит Иоанникий отмечал, что о. Никодим очень усерден к священнодействию 1077 . Полученную при хиротонии благодать совершения Таинств и ношения священной одежды он хранил тщательно, помня, что эта благодатная способность относит священство к ряду небесных учреждений. Пастырь совершает Божественную литургию, бескровную жертву, во время которой снисходит та самая божественная благодать, которая сходила и на святых апостолов и которая может не только очистить проказы на теле, но и попалить все прегрешения человека, сделать грешника праведником, вознести человека в обители небесные. Молитвенно, серьезно и сосредоточенно готовился он всякий раз к очередному богослужению. Это пробуждало в нем сокровенные духовные силы, создавало навык «возогревания страха Божия» ( 1Тим.1:6 ). Священнодействуя, о. Никодим поистине предстоял пред Богом. Ему открыт был мир духовный, и в храме он воочию ощущал славу и величие Божие. Его благоговейное отношение к богослужению выразилось в прекрасном, детальном знании и тончайшем исполнении устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Падение царского режима расторгло звено, связывавшее Церковь с государством, и позволило православию восстановить самоуправление и свободу. Религиозная политика либеральных правителей была основана на их принципах: освобождении Православной Церкви от государственного контроля в лице обер-прокурора Святейшего Синода, и даровании свободы всем остальным религиозным объединениям. С точки зрения Временного правительства Православная Церковь занимала первое место среди прочих исповеданий, и потому имела право на ряд привилегий: признание ее праздников общественными; финансовую поддержку от государства при условии, что она не будет пользоваться своим численным превосходством и главенствующим положением для господства над другими исповеданиями. Церковь получила самоуправление. Однако государство сохранило за собой право приостанавливать законопроекты церковной власти, если они вступали бы в противоречие со светскими законами. Такова была программа Временного правительства, 306 и умеренный консерватор В. Н. Львов был назначен обер-прокурором Синода, чтобы воплотить ее в жизнь. 307 В связи с этим встал вопрос о законности этой должности. Обер-прокурор представлял интересы императора, и отречение государя лишало должность обер-прокурора ее законного основания. В. Н. Львов не понял двусмысленности своего положения, и хотя имел многолетний стаж деятельности в Думе, повел себя на манер прежних обер-прокуроров. Считая себя полновластным хозяином Синода, он начал энергичную чистку среди его членов, выдвинувшихся благодаря Распутину. Первой жертвой стал Питирим Петроградский (Павел Окнов, 1858–1919). По совету обер-прокурора он по собственной воле оставил свою епархию и удалился в монастырь близ Пятигорска на Северном Кавказе, где и умер в годы гражданской войны. Следующим в списке скомпрометированных иерархов стоял Макарий, митрополит Московский, который отказался оставить епископскую кафедру, однако, был смещен обер-прокурором 20 апреля 1917 г. Во время назначения Львова в Синод большинство в нем составляли реакционные епископы: митрополиты Петроградский и Московский; Владимир, митрополит Киевский, 308 архиепископ Черниговский Василий, Иоаким Нижегородский и протопресвитер А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

2 ноября 1912 г. умер митрополит Антоний Вадковский. Его место занял митрополит Владимир Богоявленский, который в первое время смог утвердиться в этой должности вопреки своим натянутым отношениям с Саблером и Распутиным, так как начавшаяся война отодвинула церковные вопросы на задний план. В июне 1915 г. в связи с изменениями в Совете министров, Саблер был отставлен и обер-прокурором назначен А. Д. Самарин. Умеренный консерватор, Самарин считал своим долгом начать борьбу с Распутиным. Из переписки царя с царицей видно, как под влиянием Распутина Александра Федоровна настаивала на отставке Самарина, которой в конце концов и добилась осенью 1915 г. Его преемники А. Н. Волжин и Н. П. Раев находились под сильным давлением со стороны распутинской группировки, которая влияла даже на назначения епископов. Еще в 1912–1914 гг. при Саблере некоторые протеже Распутина стали епископами и членами Святейшего Теперь же, 23 ноября 1915 г., митрополит Владимир оказался переведен в Киев, а на Петербургскую епархию был назначен Владикавказский архиепископ Питирим Окнов, которому покровительствовал Распутин. По настоянию Распутина Московским митрополитом был поставлен престарелый Макарий Невский, а епископом Тобольским — Варнава Накропин; членом Святейшего Синода стал Никон Рождественский, в своих проповедях выступавший за неограниченное самодержавие. Все трое не имели высшего образования, и при дворе ими восхищались за их Церковная политика двух последних военных лет зависела от перемещений в Совете министров, демонстрировавших полную несостоятельность и бессилие монарха. Под влиянием своей супруги, которая как могла укрепляла в нем и без того свойственное государю представление о религиозной сущности самодержавия, Николай II упорно отказывался от сотрудничества с органами земства. В связи с растущей оппозицией правительству в целом депутаты различных партий Государственной думы все сильнее критиковали бесцельность и бессистемность его церковной политики, все громче звучали требования радикальных реформ. Обсуждение бюджета Святейшего Синода на 1916 г. стало поводом для депутатов от духовенства всех фракций настаивать на том, что «нужно раскрепостить Церковь, освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний... Церковь не должна быть только орудием в руках

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИТИРИМ (ОКНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Питирим (Окнов) Еп. Питирим (Окнов) Редакция текста от: 03.01.2014 16:45:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/26244.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010