444 Деяния вселенских соборов I, стр. 813–818; 2-е изд., стр. 323–325. Перевод (весьма неточный) пересмотрен и исправление по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicone сар. XXXII, col. 629–631. Письмо везде сохранилось только в латинском перевод. 447 Подчеркнутые слова дошли только в издании Манси, а в Synodicon’e так: «по суду вашего благочестия». 450 В Synodicon, col. 630, сказано определение: sedium principatus (главенство престолов, или главнейших престолов). 452 Тоже выражается и в Synodicon " е, col. 631, где находим:... qui certe de ipsis quoque civitatibus, quarum nobis cura commissa est, et ab ipsa, si oportuerit, vita facilius absedemus quam relinquamus devotionem pro flde bellandi. 453 Neque nostra magnum aliquid erunt, a в Synoducon " e немного определение: пес aliquid apud eos magnum fides nostra putabitur («и наша вера не будет считаться у тех сколько-нибудь великою», – «не будет цениться»). 454 Regni commoda, а в Synodicon " е: suavia, quae ad imperium pertinent, т.е. «преимущества соучастия в верховной (государственной) власти». 455 Synodicon. col. 631, дает несущественный вариант последнего предложения: «которые, как обнаруживается, намереваются сражаться и против твоего благочестия». 456 Деяния вселенских соборов I, стр. 818–822; 2-е изд., стр. 325–327. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е, сар. XXXIV, col 632–645. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе. 457 Comes omnium largitionum (позднейший λογοθτης το γενικο, логофет общих дел), комит государственных финансов, в роде министра финансов. 458 Т. е. вышеупомянутый Иоанн, как прямее это сказано в Synodicon " е, col. 633: praefatus magnifiicentissimus magister. 463 Деяния вселенских соборов I, стр. 823–825: в 2-е изд., стр. 327– 328. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е, сар. XXXV, col. 635– 637. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

626 . Kourousis S. Παρατηρσεις π τινων πιστολν το πρωτονοταρου Φιλαδελφεας Μανουλ Γαβαλ//EEBS 1972–1973. 39–40. 114–127. [С изд. письма 1312 г. императору]. оттиск: θναι 1973. Исследования 627 . Angelou A. Matthaios Gabalas and his kephalaia//Maistor: Classical, Byzantine and Renaissance Studies for Robert Browning/Ed. Moffatt A. Canberra 1984. 259–267. (Byzantina Australiensia. 5). 628 . Kourousis S. L. Μανουλ Γαβαλ ς, ε τα Ματθαος Μητροπολτης φσου (1271/1272–1355/1360). θναι 1972. 1: Τ Βιογραφικ. 403. ( Σειρ διατριβν κα μελετημτων. 12). Weiss G.//BZ 1976. 69. 412–414. 629 . Kourousis S. L. λγιος οκουμενικς...//EEBS 1974. 41. 297–405. изд.: θναι 1975. [См. Указатель]. 630 . Schreiner P. Zur Geschichte Philadelphias im 14. Jahrhundert//OCP 1969. 35. 396–401, 422–427. 631 . Treu M. Matthaios Metropolit von Ephesos. Über sein Leben und seine Schriften//Programm des Victoria-Gymnasiums in Potsdam. Potsdam 1901. 632 . Trone R. The counsel of Manuel-Matthew Gabalas to Empress Eirene-Eulologia Palaiologina on her mourning over the death of Theoleptos, metropolitan of Philadelphia//Byzantine Studies. 1986. 13:2. 213–227. Иоанн XIV Калека (Априн); Johannes Caleca(s) CSGL 05059; PG 150; PMA; Beck 631; DHGE 11. 378; PLP 10288 1283–1347. Патр. КНП (1334–1347). Антипаламит. Сочинения 633 . Deletant D. A copy of the original Greek version of John Caleca’s Homily for Easter Sunday in the British Museum//RESEE 1972. 10. 219–225. [Соч., ложно приписываемое Калеке]. 634 . Grecu V. Izvorul principal bizantin, Omilie patriarchului loan XIV Caleca. Bucureti 1939. (Studi e cercetari. 35). Авторство некоторых гомилий под вопросом (см. ниже среди творений св. Филофея Коккина 6 .1399). 635 . Ioannou P. loannes XIV. Kalekas, Patriarch von Konstantinopel, unedierte Rede zur Krönung loannes’ V//OCP 1961. 27. 38–45. Собрание антипаламитских сочинений 1346 г. (неизд.). Изъяснение томоса 1341 г. (изд.). Патриаршие акты (изд.). Исследования 636 . Мурмузалиев С. И. Из истории болгарского народа под Османским господством (Константинопольская патриархия в системе Османского управления XV-XVII вв.)//Советское славяноведение. 1982. 3. 35–42.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

628 McKenna S. Paganism and Pagan Survivals in Spain up tj the Fall of the Visigothic Kingdom – Wash., 1938. 629 Brehaut E. An Encyclopedist of the Dark Age. Isidore of Seville. – N. Y.: Columbia University, 1912. – C. 81–86. 630 Источники биографических сведений об Исидоре у его современников – это: 1. Продолжение исидоровских «О сиятельных мужах», написанное епископом Идельфонсо Толедским (Migne J.-P. Patrologiae cursus completus… Series secunda [Latina]/Accurante J.-P. Migne. – Paris: Garnier, 1850. – T. LXXXII, col. 68 (Далее – P.L.)); 2. «Введение к книгам Исидора» епископа Браулона Сарагосского (P.L., LXXXII , col. 65; 3. Описание смерти Исидора, составленное клириком Редемптом (P.L., LXXXII, col 68); 4. Письма Исидора (P.L., LXXXII, col 893); 5. «Regula» Леандра (P.L., LXXII, col 892). 632 P.L., LXXXII, col. 68. Менее полный список работ Исидора есть у Браулона во «Введении к книгам Исидора» (P.L., LXXXII, col. 65). 634 Генгель К., Бенсон У. История и философия христианского образования. – СПб.: «Библия для всех», 2002. – С. 47–54, 92–96. 636 Lejay P. Martianus Capella//Catholic Encyclopedia (http://www.newadvent.org/cathem/09723a.htm). – 2003. 637 Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – начало VII века). – М.: Наука, 1989. – С. 131. 638 Маковельский А.О. Софисты. – Баку: Изд. НКП АзССР, 1940. – С. 23, 28. Античные теории языка и стиля (антология текстов). – СПб.: Алетейя, 1996. – С. 16–23. 642 Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. До н. э. – 220 г. н. э. – СПб.: Алетейя; Изд. О. Абышко, 2002. – С.281–284. 644 Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. – СПб.: Изд. РХГИ, 2002. – С. 66–72, 272–276, 339–347. 647 Waerden B. L. van der. Die Postulate und Konstruktionen in der Fruhgriechischen Geometrie//AHES 18 (1978) – 354ff. 661 Schmidt C. Questiones de musicis scriptoribus Romanis, imprimis de Cassidoro et Isidoro. – Darmstadt, 1899. 665 Подробнее о геоцентрических моделях мира от Пифагора до Птолемея см. прмеч. к кн. III, гл 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

629 Это слова преосвящ. Порфирия: «я слышу этот повелительный голос и внимаю ему, потому что это голос сомнения здорового, а не чихотного. Я обсуждаю предание с научной не односторонностью и изрекаю сущность правды, оповещенной нам легендарно». Труды Киевск. Дух. Академ., 1874·, Июнь, 443. 631 Проф. Троицкий скончался в 1901 г. В издаваемом Петербургской дух. Академией Церковном Вестнике (1901, 32) появился некролог этого даровитого учёного и речи, произнесённые при его погребении. А затем (там же. напечатан отзыв проф. В. В. Болотова о преподавательском таланте почившего, извлеченный из письма этого последнего к г. Рубцеву. Больше же, кажется, – ничего, несмотря на то, что в вышеупомянутом некрологе, составленном проф. Жуковичем, сказано: «об ученых печатных трудах И.Е. Троицкого будет речь, особо в одной из ближайших книжек Христиан». Но этого обещания почему-то не осуществлено. Такой образцовый ученый, как проф. Троицкий, без сомнения, заслуживал бы лучшей участи, тем более, что он бесспорно имел большое и плодотворное влияние на развитие церковно-исторической науки в столичной Академии, да может быть и вообще в нашей стране... 633 К глубокому прискорбию для нашей церковно-исторической науки, Болотов в 1900 году, в цвете лет скончался, не успев обогатить нашу науку каким-нибудь замечательным, делающим эпоху, трудом. Вскоре после его безвременной кончины появилось немало статей и брошюр, посвященных памяти почившего. Нам известны следующие издания в этом роде: 1) Венок на могилу В. В. Болотова : здесь помещены – некролог его, речи при погребении его и список его сочинений (извлечено из Церк. Вестн., 16). Пб. 1900. 2) Рубцова. В. В. Болотов (биографический очерк) (стр. 1–130). Тверь, 1900. 3) Лебедева Д. А. Воспоминания о В. В. Болотове. Тверь, 1901. 4) Проф. Тураева. В. В. Болотов. Пб. 1900 (оттиск, но не указано – откуда именно). В последней брошюре заметна попытка отнестись критически к произведениям Болотова. 5) Бриллиантова, А. (преемника Болотова по кафедре). К характеристике ученой деятельности В. В. Болотова, как церковного историка (Христ.Чтения, 1901, т. 211, ч. 2). Статья, достойная светлой памяти покойного профессора. Но все же нужно сказать, что литература о знаменитом покойном профессоре не дает вполне удовлетворительной характеристики этого ученого, например не раскрыто в ней генезиса и психологии ученой его работы, как таковой; но это, конечно, может быть предоставлено будущему историку русской церковно-исторической науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

[…] 8 июля 1846 года Пения по нотам я не запрещал, но пения партесного никогда в женских монастырях не находил порядочным и потому никогда не одобрял. В нем более труда, нежели пользы, – более тщеславия мнимым искусством, нежели назидания и помощи молитве. Учите, и пусть учат прочих утверждать церковный порядок на благоговении и страхе Божием. Тогда будет он хорош без умножения и разнообразия полицейских распоряжений. […] 15 июля 1846 года Апостол вечно не хочет делать невинного дела, если оно может послужить поводом к соблазну, хотя неосновательному. Не имам, мяса ясти и проч[ее] 628 . Не так ли должно и поступать? Или не вероятно, что может быть соблазн? Для меня сия невероятность, к прискорбию, опровержена. […] 20 августа 1846 года Чтобы отцы говорили о сошествии души Божией Матери во ад, – не знаю. Сошествие Спасителя имело особенную цель, Ему одному свойственную: сокрушить вереи вечныя, содержащия связанный 629 . То правда, что слово «ад» имеет в Священном Писании очень обширное значение. Если принять в рассуждение, что апостол говорит о духах злобы поднебесных 630 и что духам злобы свойственно быть в аде, то не придется ли заключить, что наш бедный мир, с одной стороны, по дару творения и по благодати искупления проницаемый благодатною светлой атмосферой неба, с другой, по бедственному греховному повреждению, не совсем заперт для расширившейся в нем темной атмосферы ада? Души, облагодатствованные и совершившиеся, исходя от тела, отражают сию атмосферу вселившимся в них благодатным светом, и, не ощущая ее, идут на небо; к душам менее очищенным, менее сильным в свете, она приражается – и вот мытарства. Но как бы то ни было, слава Божией Матери есть боголепная и беспримерная, и с сим сообразно будет представить, что когда слава сия открылась в духовном мире, преизобильный свет ее не только прошел до пределов чистого духовного мира, но, может быть, молнией проторгся и в некую часть, по крайней мере, атмосферы темной. Я выражаюсь о духовном частью образами видимого мира, не как удовлетворительными, но по нужде и неимению чисто духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Acta Sanctorum неоднократно перепечатывались. Кроме оригинального издания имеется издание, вышедшее в Базеле в 18 в., и другое, принадлежащее Виктору Пальмэ (1863–1867). К нему выпущен Риголло один том Actuaria (1875). Бельгийские иезуиты начали также выпускать с 1882 г. периодическое издание Analecta Bollandiana, где восполнялись пробелы и исправлялись неточности, допущенные в начальных томах. Работа ведется на строго научной основе, тексты сопровождаются комментариями 623 . Болландистами публикуются также библиографические материалы по агиографическим источникам и диссертации по агиографическим вопросам в периодическом издании Subsidia hagiographica 624 . Сокращением собрания болландистов является Martyrologium А. Мюллера, который может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составил Август Поттхаст (Bibliotheca historica medii aevi. Wegweiser durch die Geschichtswerke des Europaisches Mittelalters bis 1500. Берлин, 1862; 2–е изд.: Берлин, 1895–1896), описавший, кроме того, нарративные источники, анналы, хроники, письма 375–1500 гг. (всего около 100 тыс. записей). Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, поименованы у пастора Иоганна Альберта Фабрициуса (1668–1736) в Bibliotheca Graeca, sive notitia scriptorum veterum Graecorum (1–е изд. в 14–ти т.: Гамбург, 1705–1728; 2–е, доведенное до конца Гарлессом: Гамбург, 1790–1812) 625 . Отдельные специалисты на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов: Мишель Эшар, аббат де Комманвилль 626 ; биограф Рене Декарта и автор первого 35–томного каталога библиотеки Парижского парламента Адриен Байе (1649–1706) 627 ; государственный советник по финансам при дворе Марии Медичи и известный деятель янсенизма, аббат Пор–Руайяль–де–Шан Робер Арно д ’Андийи (1589–1674) 628 ; бенедиктинец Якоб Пий Цингерле (1801–1881 ) 629 ; Адальберт Франциск Ксаверий Эрнст Иоанн Непомук фон Мюллер (1802–1879) 630 и др. Жития святых издавались также другими орденами. Существуют Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti (Париж, 1688) Мабильона; Цистерцианский мартиролог Энрикеса (1633); Paradisus Carmelitici decoris Алегри (1639); Мартиролог ордена миноритов Монстири (1638) и ордена доминиканцев – Сикка (1639), и др. 631

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антихрист. С.633. 44 По ту сторону добра и зла. С.381. 45 Там же. С.318. 46 Там же. С.379. 47 Ж.Делез. Различие и повторение. С.61. 48 М.Хайдеггер. Европейский нигилизм//М,Хайдеггер. Время и бытие. М.,1993. С.139. 49 По ту сторону добра и зла. С.270. 50 Ж.Делез. Различие и повторение. С.23. 51 Он же. Фуко. С.169. 52 G. Deleuze. Foucault. Paris, Les ed. de Minuit, 1986. P.98 (курс.автора. Мы цитируем оригинал книги. ибо рус.пер. здесь неточен). 53 Вл.С. Соловьев. Идея сверхчеловека. Цит. изд. С.318. 54 Там же. С.315. 55 Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. I.3, 37; I.3, 31. М.,1993. Сс.99,93. 56 Там же. I.3, 21. С.83. 57 Вл.С. Соловьев. Письмо к Л.Н.Толстому от 28.07 – 2.08.1894.//Письма Вл. С. Соловьева. Т. III. СПб., 1911. С.39. 58 Антихрист. С.667, 666. 59 Сумерки идолов. С.629. 1 Можно ли, однако, рассматривать виртуальную антропологическую реальность как полноценное «Иное» актуальной антропологической реальности? «Иное», в частности, должно обладать способностью конституировать идентичность – обладает ли такою способностью недовоплощенная, привативно определяемая виртуальная реальность? Вопрос этот требует более тщательного анализа. 1 Предисловие к русскому переводу книги Папы Бенедикта XVI (И.Ратцингера) «Вера, истина, толерантность». 2 Предмет истинной веры есть то, во что веруют всегда, всюду и все (quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est). 3 Йозеф Ратцингер. Введение в христианство. Брюссель, 1988. С.95. 4 Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. С.181. 5 Ср., напр.: «По мере секуляризации, высшие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивида вне его связи с Богом… Для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения». Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2003. С.38. 1 Доклад на Международном семинаре «К общеевропейской науке? Интердисциплинарность в контексте философского диалога между Францией и Россией» (3–5 сентября 2012 г., Бордо, Франция) 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

В 376 г. два пресвитера, Дорофей и Санктиссим, отправляются на Запад с письмами Василия и Мелетия 628 . Папа Дамас, выслушавши лично депутатов Востока, отправил послание, в котором исповедовал веру Запада, и указывал, что только согласные с этим исповеданием могут быть в единении с Западом. Попутно папа Дамас утешал мелетиан в страданиях и обещал им помочь в стремлениях их к миру 629 . Само собой понятно, что такое письмо Запада нисколько не удовлетворило св. Василия, требовавшего не обещаний только, а реальной помощи в объединении Антиохии. Поэтому св. Василий решил побудить Запад к прямому ответу, возможно ли партии св. Мелетия надеяться на скорое соединение с Западом. Он заявил в своём письме, что Восток принимает веру западных – главные ереси у восточных уже давно осуждены. Но есть три лица, относительно которых Восток, в частности, мелетиане, не могут успокоиться. Это Евстафий Севастийский со своим арианским учением, Аполлинарий со своими иудейскими баснями и Павлин, не только поставленный незаконно, но и имеющий общение с маркелловыми последователями 630 . Запад в ответ на это письмо мог ещё осудить Евстафия, Аполлинария (и он осудил), но относительно Павлина он вступил в жаркие дебаты с представителями Антиохии 631 . Западу трудно было согласиться на осуждение Павлина в маркеллианстве, потому что до сих пор Павлин пользовался особенным его покровительством. В общем – результатом этого письма было то, что с Запада ещё раз упрекнули Мелетия в арианстве 632 , и партию мелетиан в Антиохии решили предоставить самой себе. Это было в эпоху Валента последним грустным актом великого дела примирения Мелетия и его сподвижников с Западом. Мы думаем, что Диодор, пресвитер антиохийский, как главный деятель православной мелетианской партии в Антиохии, не мог оставаться вдали от упомянутых событий на Востоке. Тяжёлая ссылка, естественные стеснения его со стороны наблюдающей власти, односторонние воззрения на него у западных, как на мелетианина – всё это, может быть, служило причинами того, что Диодора мы не видим во главе описанных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В Synodicon′e, col 620. читается: «За восемь дней до нашего прибытия благочестивейшему императору благоугодно было отпустить из Ефеса владыку Нестория» 424 Руфиниан в предместье Халкидона построил храм св. Апостола Петра и Павла и около него жилища для монахов, а может быть, дом для себя: в одной из этих построек Руфиниаиа (по всей вероятности, в его личном присутствии) император и должен был дать аудиенцию. Вот почему в Synodicon " е col. 620, вместо «ad Rufinianum» стоит «in Rufinianis» – «в покоях Руфиниана». См. и письмо 169 на стр. 194,1. 425 В Synodicon′e, col 621. читаем: «ибо мы думаем, что его теперь задержало расстройство здоровья». 426 См. Деяния вселенских соборов I стр. 837–833: 2-е изд , стр. 332–333. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon′e, сар XXVII, col. 621. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе. 427 В «Деяниях» I, стр. 837; 2-е изд., стр. 333 напечатано «Анания», но это – несомненная опечатка, так как везде согласно упоминается Акакий (Мелитинский), а не «Ананий». 428 In Commentariis. А в Synodicon′e читаем «inter gesta confessus est», причем inter gesta может быть дополнено словом commentariis, так что этот вариант и имеет приблизительно тот же смысл. 430 В Synodicon′e так: «мы видим также, что и все сенаторы, которые были в консистории» (in consistorio), т.е. на заседании императорского совета (nonsistorium principis) 431 См. Деяния вселенских соборов I. стр. 850–852; 2-е изд., стр. 338–339. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon′e, сар. XXXI, col. 628–629. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе Ср. и примечание к письму 163-му на стр. 276,1. 439 В списке «Деяний» нет упоминания о вельможах (et magnificentissimos principes), a в Synodicon′e, col 628, читается так: «plissimum prinicipem, et magnificentissimum judicem» (благочестивейшего государя и великолепнейшего судью), каковые наименования должно относить к императору (см. письмо 166-е на стр. 283,3). Впрочем, нужно помнить, что в виде общего термина для правителей «провинций» (с титулом proconsules) употреблялось именно слово judex: см. у профф. Ю. А. Кулаковского и А.И. Сонни, Аммиан Марцеллин, История (перевод с латинского), вып. I (Киев 1906), стр. XX .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вслед за письмом Ираклия в Пасхальной Хронике было помещено письмо царя Широе; но от него уцелело полностью лишь самое начало, а от дальнейшего текста лишь левая половина, 18 строк. На последнем листе Хроники сохранился отрывок из письма Ираклия к Широе в ответ на первое его обращение с извещением о приеме его посла и приветствием по поводу вступления на отчий трон. Из одного места отрывка первого текста видно, что Широе предлагал Ираклию выбрать место для съезда послов (очевидно, для выработки условий мирного договора) и изъявлял готовность исполнить все его требования. 326 Дипломатические сношения с персидским двором имели издавна строго выработанный этикет, и составление мирного договора было обставлено множеством формальностей, которые нам отчасти известны из отрывков Менандра о заключении мира 562 года. 327 Поездка Евстафия к персидскому двору могла иметь характер лишь предварительного акта. О его пребывании в персидской столице сохранил свидетельство Себеос. По его сообщению, Широе принял посла с большим почетом, «вторично утвердил условия мира и клятвенно подтвердил размежевание границ». Себеос прибавляет, что Широе в присутствии посла приказал написать Шахрбаразу, чтобы тот перешел на персидскую территорию и очистил греческие пределы. 328 Требование Ираклия возвратить Крест Господень не было исполнено. Широе, как сообщает Никифор, оправдывался тем, что неизвестно, где находится Крест, и обещал прислать, когда его разыщут. 329 Ответное послание Широе на посольство Евстафия Ираклий получил уже в Армении и, по-видимому, в Феодосиополе, имевшем издавна значение административного центра области, носившей некогда название Великой Армении. 330 Широе отослал Ираклию всех римских пленных, томившихся в персидских тюрьмах от долгих годов войны. Тогда же выяснилась судьба послов, увезенных в Персию Шахином в 615 году. Леонтий скончался естественною смертью, а два другие его товарища были казнены, когда Хосров получил известие о вторжении Ираклия в Ассирию. 331 Получив пленных, Ираклий со своей стороны отослал царю персидских пленных с посольством, которое исправлял его брат Феодор. По сообщению Феофана, это посольство имело целью выработать условия эвакуации персидскими войсками занятых ими областей и обеспечить мирное их поведение в отношении к туземному населению во время возвращения в Персию. 332 Армянские области на верхнем течении Тигра не были, по-видимому, заняты персами, и Ираклий вступил в обладание ими немедленно. Зиму 628–629 года он провел в Амиде 333 и ознаменовал свое пребывание в этом городе закладкой большого храма. 334

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010