Но к сентябрю 1615 (7124) года половина белозерской вотчины Кириллова монастыря была уже разграблена. По дозору Василья Бормосова ; в этом году здесь было (кроме отарханенных – сельца Маурина, Подмонастырья и сельца Кабачина): 24 села, 13 погостов, 57 церквей, 8 деревень поповых, 27 дворов поповых; да 2 двора церковных дьячков, да 13 дворов монастырских, да 1 мельница; а к селам и погостам – 282 деревни живущих, а в них крестьянских 486 дворов живущих, да 18 дворов бобыльских, а людей в них тож, пашни церковные паханые 226 чети с осминою, да монастырские пашни паханые 58 чети, да крестьянские пашни паханые худые земли 2236 чети с третником в поле а в дву потомуж; сена монастырского 2315 копен, да попова сена 640 копен, да крестьянского сена 10865 копен. Сошного письма в живущем три сохи без чети и полполтрети сохи и три чети пашни. От казацкого разоренья и от черкас запустело таким образом в 3 года следующее: «село, а в нем две церкви, да 2 двора монастырских да три деревни церковных да два двора поповых, да двор церковного дьячка, да 128 деревень, а в них 629 дворов пусты да 32 места дворовых крестьянских, а крестьян в них было 624 человек да 18 дворов бобыльских пусты, а людей в них было тож, крестьян и бобылей побили черкасы и казаки, пашни церковные перелогом 10 чети, да монастырские пашни перелогом 272 чети, да крестьянские пашни перелогом худые земли 3463 чети с третником в поле, а в дву потомуж, сена монастырского не кошено 330 копен, да попова сена не кошеного 40 копен, да крестьянского сена 3937 копен. Сошного письма в пусте 4 сохи с подсохою полполполчети сохи и пять чети пашни» 851 . К 1617–1618 году живущего в белозерской вотчине Кириллова монастыря осталось лишь одна десятая доля сравнительно с показанным в приправочных книгах 161 2 / 3 года. За монастырем числилось здесь: 145 дворов крестьянских, а людей в них тоже, 22 двора бобыльских, а людей в них тож, крестьянской пашни 153 1 / 6 четверти, сена 8366 копен 852 . Такая судьба монастырской вотчины должна была приводить монастырь к неисчислимым экономическим потерям. Вследствие прекращения того колонизационного движения, во время которого состоялось первичное заселение вотчины, и в силу прикрепления крестьян к земле она обречена была на долгое пустение. Нужно было вновь ставить крестьянские дворы и расчищать зараставшую лесом пашню. Как источник дохода, монастырская вотчина после Литовского нашествия утратила свое первостепенное значение. Если монастырь стал оправляться после разорения, то причина этого заключалась в торговле в промыслах монастырских и в наличности сумм, накопленных ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

См. также репринтное воспроизведение: Игнатий Брянчанинов, епископ.Письма аскета: Из переписки архимандрита Игнатия Брянчанинова с С.Д. Нечаевым. СПб., 1993. С. 37-38.- Ред. 71 Там же. С. 583 (Репр.: С. 32). Курсив в цитате автора.- М.И. 72 Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 4. С. 454. Курсив в цитате наш.- М.И. 73 Там же. С. 454. 74 Иван Андреевич Горностаев (1821-1874) - академик архитектуры, художник.- Ред. 75 Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 4. С. 449. 76 Там же. С. 432. 77 Там же. С. 449. 78 Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 1. С. 206. 79 Цит. по: Там же. С. 209. 80 Там же. С. 210. 81 См.: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов... 82 Игнатий (Садковский), иеромонах. В поисках Живаго Бога. С. 5. 83 Новоселов М.Н.Письма епископа Игнатия (Брянчанинова)//Голос Церкви. 1912. Апрель. С. 67. 84 Там же. С. 67-68. 85 Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 2. С. 242-256. 86 См.: Там же. Ч. 3. С. 525-629. 87 Цит. по: Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. М., 1913. С. 219.- М.И.См. также репринтное воспроизведение: [Печеры], 1994. С. 222.- Ред. 88 См.: Там же. С. 130-206 (Репр.: С. 133-209). 89 Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. М., 1999. С. 6. 90 Из записок М.В. Чихачева// Марк (Лозинский), иеромонах.Духовная жизнь мирянина и монаха... Т. 6. С. 317-322. 91 Там же. С. 322-325. 92 Игнатий Брянчанинов, епископ. О евангельских блаженствах//Сочинения... Т. 1. С. 520. 93 См.: Он же. Слово о молитве Иисусовой//Сочинения... Т. 2. С. 233-313. 94 Там же. С. 284. 95 См.: Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения... Т. 6: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их... 96 Эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умною молитвою и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит преподобный Исаак Сиринв конце " 55-го Слова " . Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сиринв " 38-м Слове " сказал: " Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный - ощущение Божественное, т.е. даруемое Святым Духом " . О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великийв " VII Беседе " ; преподобный Симеон Новый Богословв " Слове 1-м " ; преподобные Григорий Синаити Нил Сорскийназывают его благодатным молитвенным действием. Наименование " Странник " , в смысле статьи, употреблено в " IV Беседе " преподобного Макария Великого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Ф.П.» 750 623 Из письма преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 19 января (ст. ст.) 1904 г.: «На «тот свет» прибыл я 12 Января утром. Ехали благополучно, только первый день (3 Янв.) сильно качало в Немецком море» (Письма святителя Тихона. С. 163). «Радостно встретила епархия своего Святителя, прибывшего к берегам г. Нью-Йорка на пароходе Августа Виктория в понедельник 11–24 сего Января» (Благодарим Господа!//АПВ, 1904, т. VIII, 2, с. 121). Однако 11/24 января 1904 года пришлось на воскресенье, следовательно, понедельник – это 12 января (ст. ст.) 1904 г 624 Русский православный храм в Нью-Йорке стал именоваться собором согласно определению Свят. Синода от 12 декабря (ст. ст.) 1903 г. за 6031, о наименовании Николаевской в городе Нью-Йорке и Михаило-Архангельской в городе Ситхе церквей «соборами» (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1903, д. 2195, л. 263). Также см.: Официальный отдел//АПВ, 1904, т. VIII, 2, с. 40. Пашковский Ф. Н. К возведению Нью-Йоркской Свято-Николаевской церкви в звание «Собора»//АПВ, 1904, т. VIII, 3, с. 47–48. 625 «В понедельник, 15 сего декабря, имели счастие представляться Его Величеству Государю Императору: экзарх Грузии Алексий и епископ Алеутский Тихон» (ЦВ, 1903, 51/52, с. 399). 627 Прибытие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.– Американского в свою Епархию. С. 51–52. 628 Поучение, сказанное Его Преосвященством Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским, в Нью-Йоркском Соборе 18 Января сего года, в первое воскресенье по возвращении из России//АПВ, 1904, т. VIII, 3, с. 42–44. 629 Бывший диакон домовой церкви Российской императорской миссии в Тегеране Леонтий Владышевский 14/27 ноября 1902 г. был рукоположен еп. Подольским и Брацлавским Христофором (Смирновым) во пресвитера к Кирилло-Мефодиевской церкви г. Хартсгорн Алеутской епархии, но т.к. в январе 1903 года настоятелем Хартсгорнского прихода назначили иером. Тихона (Ростовского), то Владышевский Л. А. был определен к Свято-Троицкой церкви Йонкерса.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

церкви православной, чести России, прогресса науки. 15 июля я удостоен Богом побывать во святом, богоспасаемом граде Киеве – матери градов русских – на великом торжестве, по случаю исполнения 900 лет со времени принятия света Христова землею русскою, при святом великом князе Владимире жил я 8 дней в Киеве, был очевидцем всего происходившего там с 11–19 июля 1888 года; все произвело на меня самое приятное впечатление, что никогда не изгладится из моей памяти. Был у Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского, к которому имел письмо от г. д. с. сов. Михаила Александровича Хитрова, российского посланника в Бухаресте, – там увидел Высокопреосвященного Сергия (Ляпидевского) , архиепископа Кишиневского, бывшего вашего наставника, начальника и предшественника по должности ректора в Московской духовной академии, – Высокопреосвященного Михаила 628 (Иовановича), митрополита Сербского, изгнанного ради правды..., все они приняли меня очень хорошо, отдарили меня книгами, святыми образами... 5 дней я пробыл в г. Одессе; был у Высокопреосвященного архиепископа Никанора (Бровковича) , к которому имел письмо (на вашей визитной карточке, от 31 мая 1885 г.); был принят весьма любезно 4 раза до отъезда в Киев, и 2 раза по возвращении оттуда; о Вашем Высокопреосвященстве высокопреосвященный Никанор отзывался с величайшею похвалою и с благоговением о пребывании, при вашем управлении, ректором Витебской семинарии; говорил, что Тверская епархия дорога для Его Высокопреосвященства потому, между прочим, что один из предшественников Его В-ва по Одесской кафедре, архиепископ Гавриил Розанов 629 , скончался в Твери (письма к коему митрополита Московского Филарета Дроздова Вы печатаете) 630 , что нынешний митрополит Киевский, Высокопреосвященный Платон (Городецкий) , предшественник по Одесской кафедре, при котором служил в Новочеркасске и Риге, тверяк, – что в Твери святительствовал 19 лет великий подвижник, покойный митрополит Киевский Филофей Успенский, (письма к коему митрополита Московского Филарета Вы также печатаете), в память коего Высокопреосвященный Никанор произнес слово в октябре 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

366 Современные сатанизм и люциферианство уже в этой жизни создают такое отношение к Богу. – Кантовское и Шеллинговское учение о свободе воли, как о самосозидании личности, т. е. как об условном творчестве, у нас в литературе преобразовал и усиленно защищал Архим. Антоний [Храповицкий, ныне Архиеп. Волынский] в своей диссертации: – «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной» («Полн. собр. соч.», Т. 3, Казань, 1900, стр. 489–942, особ. см. V, § 6, стр. 575, 577; IX, § 2, стр. 628–629 и стр. 633–634). 369 А. Папюс, – Философия оккультиста. Пер. В. В. Трояновского, СПб., 1908. – Его же. Практическая магия, Ч. II, СПб., 1912. – Лидбитер , – Астральный план, СПб., 1909. – Ж. Г. Буржа , – Магия, СПб. 1911 и т. д. 370 Гр. М. В. Толстой, – Хранилище моей памяти. М., 1893, книжка вторая, стр. 52, «Редсток». Курсив мой. 371 [Ф. И.] Буслаев, – Изображение Суда по русским подлинникам «Очерки русской нар. слов. и искусства», Т. 2, СПб, 1861, – здесь же и подлинник. – Н. В. Покровский , – Страшный Суд в памятниках визант. и русск. иск., Одесса, 1887. – Его же. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус., М., 1890. 374 Архим. [ныне Архиеп.] Сергий, – Православное учение о спасении, Сергиев Посад, 1895 (есть и более нов. изд.), стр. 171–172. – Точно так же, на вопрос: «Когда человек узнает, что получил отпущение грехов своих?» преп. Исаак Сир . дает такой ответ: «Когда ощутит в душе своей, что совершенно, – от всего сердца, возненавидел грех, и когда явно дает себе направление, противоположное прежнему» ( Исаак Сир ., Слово 18 по рус. пер., и по греч. изд. Феотоки – 84-е. «Творения» изд. 3-е, Сергиев Посад, 1911, стр. 76–77). 376 F. Godet, – Commentaire sur la première Epitre aux Corinthiens, T. I, Paris-Neuchatel. 1886, p. 172. 378 «Слово искра есть души… Дух мой, к вечности спеши», из стихов Георгия, затворника Задонского («Письма в Бозе почивающего затворника Задонск. Богородицк. монастыря Георгия», изд. Порфир. Григоровым, Воронеж, 1860, ч. 1, стр. 182=Леонид Денисов , – Жизнь Георгия, затв. Задонск. Богород. мон., М., 1896, стр. 113). Эти два стиха любил повторять † старец Исидор, стр. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

611 В Historia Augusta говорится о разных египетских „тиранах“, – Эмилии, Фирме, Сатурнине, – но сомнительно, чтобы такие личности действительно существовали. Gp. Mommsen Röm. Gesch. III, 571 p. 1 n. 617 Язон Киренейский, еврейский писатель II века до P. X., написал историю, краткое содержание которой вошло во вторую книгу Маккавеев. 620 Евсевий (VII 20) называет имена тех, с кем Дионисий переписывался по поводу савеллианства; их было четверо: Аммон, епископ вереникский, Телесфор, Евфранор и Евпор. Если три последние были епископы, как это кажется, это составит четырех; пятым сюда следует присоединить Василида, – τν κατα τ ν Πενταπολιν παροικιν, о котором говорится немного ниже. 621 Евсевий (там же) указывает на несколько посланий, написанных к Василиду, еп. пентауольскому; одно из них, писанное в ответ на запрос о некоторых случаях, беспокоивших христианскую совесть, сохранилось в византийском церковном праве: в другом он говорил о составленном им толковании на Экклезиаст. Епископу Евфранору он посвятил книгу „Об искушениях“. 622 Это изложение учения основывается на словах св. Епифания Haer. 57; приведенные у Евсевия VII, 6 и св. Афанасия De sent. Dionysii слова св. Дионисия далеко не так точны. 623 Euseb. VII, 6. В главе 26 он перечисляет 4 письма против Савеллия: к Аммону, епископу вереникскому, к Телесфору, к Евфранору, к, Аммону и Евпору. 624 Я думаю, что послание, о котором так много говорил св. Афанасий, не входит в состав перечисленных у Евсевия. В крайнем случае впрочем его можно было бы отождествить с посланием к Аммону и Евпору. 625 Athan. De sent. Dion., 5. He мешает отметить, что Афанасий говорит об этом не как историк, а как полемист. Его хронология сильно хромает; он воображает, что оба Дионисия жили задолго ( μποσθεν πολ) до собора, осудившего Павла Самосатского (De syn., 43). 629 Euseb. VII, 26; cp. Athan. – De syn., 44, De decr. Nyc. 25 и De sent. Dion., в разных местах. Читать далее Источник: История древней церкви : Пер. с 5-го фр. изд./Л. Дюшен; Под ред. проф. И.В. Попова и проф. А.П. Орлова. Т. 1-2; [Предисл. к рус. пер.: И. Попов]. - Москва : Путь, 1912-1914. - 2 т./Т. 1. - 1912. 386 с.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

621 Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 года архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40. Более подробная информация об этом приводится в разделе «V.3.5.4. История взаимоотношений „Священного миланского синода“ с „Украинской православной церковью США и Рассеяния“». 622 Парфенчик Андрей. Жизнь Православной Церкви в Польше с 1970 по 2000 год: дипл. работа. Жировичи: Минская Духовная Семинария, 2002. С. 47–50. 623 Более подробная информация об этом приводится в разделе «IV.10.17. „Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки“ („Священный миланский синод“)». 625 Парфенчик Андрей. Указ. Соч. С. 49–50; Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession... P. 3. 626 History of The Orthodox Catholic Church of Portugal//Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа; Дата доступа: 18.10.2008; Primate biografy//Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: Дата доступа: 18.10.2008. 627 Информация подтверждается Православным Церковным Календарём Польской Автокефальной Церкви на 2000 год (Kalendarz Prawoslawny, Rok 2000. Warszawa, 1999. Р. 9–10). 628 Мишель (Ля Рош), митрополит Парижский. Православное папство: Исторические корни папизма Константинопольского Патриархата и его церковное противоборство с Московским Патриархатом. Париж, 2005, С. 103. 629 Kocielne jednostki zagraniczne//Prawoslawie w Polsce [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: http://www.orthodox.pl/glowna.htm. Дата доступа: 30.05.2007. 631 Митрополит Иоанн (в миру Марио Мануэл Лопес Рибеиро) родился 10 мая 1956 года. В 1982 году поступил послушником в православный монастырь и был посвящён во иподиакона, а спустя два года принял диаконский сан. В 1986 году был возведён в достоинство архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

623 Замечательная красота: трудно не залюбоваться... Насмотрелся я на природу: что за чудо!.. А дорога по берегу моря не хуже нашего южного берега Крыма; не говорю уже о море; с его красотой наше Черное море кажется просто лужей... На днях думаю ехать в Микены, 624 где сокровищницы Агамемнона, героя Троянской войны... – Простите, что занимаю Вас описанием. Но стоит посмотреть: поучительно. – Вы теперь, я полагаю, направляетесь на Волынь к 900-летию. 625 Дай Господи, чтобы этот праздник был живым делом... Как горько было мне получить телеграмму о кончине высокопр Павла. 626 Я от всей души чтил его, и он всегда был так добр ко мне. Вы, конечно, знаете о кончине Вышеславцева 627 в Тамбове: умер, как воин на поле сражения. Здоровье мое хорошо, слава Богу!.. На лето думаю в Россию, хотя сейчас такая погода, что жалко расставаться. Какая-то у нас погода! Я со страхом получаю сведения, что в Курской губ 34 гр жары и ни капли дождя. Простите, Ваше Преосвященство. Помолитесь и благословите. Где теперь Ваш сын?..15 Вашего Преосвященства искреннейше преданный слуга архимандрит Михаил. 8 мая. Афины 24 Ваше Преосвященство, милостивый архипастырь и отец! От всего сердца приношу Вам мое усерднейшее поздравление с Великим праздником Воскресения Христова. Подай, Господи, Вам духовных и телесных сил, радости и мира на Вашем многотрудном служении. Не знаю, дошло ли мое письмо, написанное мною тут же по получении известия о Вашем назначении и между минутами бреда. Я тяжко болел, был приговорен докторами к смерти, но по милости Бога поправился и теперь чувствую себя совершенно здоровым. Служу весь пост, и это не только не ослабило меня, но дало мне новые силы. Церковь у нас хорошая; богослужение идет чинно, и это дает радость и мир. Королева 628 и все окружающие так заботились обо мне во время болезни и так заботятся до сих пор, что я не знаю, как и благодарить за это Бога. Здешняя наследница 629 принимает православие; вероятно, в Великую субботу, и, кажется, чрез миропомазание. Георгий Александрович 630 выздоравливает, хотя к Пасхе сюда не приедет, боясь здешней изменчивой погоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

625 . Владимирова И. Возродим ли Осановский парк?//Ступени. – Вологда, 1997. – 11 сент. – С. 5. Из истории парка, бывшего имения А. М. Брянчанинова, позднее усадьбы помещиков Волковых. Воспоминания, записки и письма современников 626 . Снессорева С. И. Дарьюшка: Очерк жизни рус. странницы. – СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1864. – 119 с. О свт. Игнатии – с. 104–105. Др. изд.: СПб., 1886 (под назв. «Русская странница Дарьюшка»); М., 1995; М., 1997 (под назв.: Дарьюшка: Из жизни рус. странницы). 627 . Елизавета (Шахова). Памятные записки о жизни игумений Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). – СПб.: тип. духов. журн. «Странник», 1865. – 112 с. О свт. Игнатии – с. 91–94. (Без указания имени). 628 . Ковалевский А. Ф. Из воспоминаний о Татиане Борисовне Потемкиной и повествованиях ее о современных ей подвижниках благочестия//Душеполез. чтение. – 1870. – Янв. Известия и зам. – С. 1–8. О свт. Игнатии – с. 5–8:628. Пимен (Благово) . Угреша: Ист. очерк. – М.: тип. А. Торлецкого, М. Терихова, 1875. – 103 с., 3 л. ил. – Подпись: сост. Д… Б. О свт. Игнатии – с. 33, 89–90:629. Пимен (Мясников). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. – 1876. – Кн. 3. – С. I–II, 3–72; Кн. 4. – С. 73–224; 1877. – Кн. 1. – С. 225–416, 1 л. портр. – Из содерж.: Прибавл. IV. К воспоминаниям о московском митрополите Филарете и о преосвященном Игнатии Брянчанинове : Известие о кончине преосв. Игнатия Брянчанинова 30 апр. 1867 г. – С. 406–407; По указ. имен см.: Игнатий Брянчанинов , преосвященный. – С. 413. Отд. отт.: Μ., 1877:630. Савва (Тихомиров) . Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков: тип. окруж. штаба, 1877. – 391 с. разд. паг., 1 л. портр. О свт. Игнатии – с. 3 1-й паг., 62–64, 325, 329, 331 2-й паг. 631 . Путинцев М. П. Черта из жизни епископа Игнатия Брянчанинова //Душеполез. чтение. – 1878. – Апр. – С. 488–493.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

626 …яко не токмо в Малой России, но и в Великой России редко где обретаются славенския Библии... и иных. – Здесь переложение письма Димитрия Ростовского Стефану Яворскому от 4 декабря 1707 г. Ср.: «Помню, же в нашой малоросийской стороне трудно о Библии славенскии, велми мало, где обретаются и купити насилу достанет, и редко хто от духовного чина ведает порядок историй быблийных, что когда деялося (...) для того хотел бым, аще бы поспешил Господь вашими святыми молитвами, вкратце Быблийную историю подати таковым в ведение, книжкою не зело великою, мерною, чтоб могл всяк недорого купити, и латво о всех, яже в Быблиах, уведати историах, каковым идут порядком». 627 ...по леточислению четвертыя тысячи шестаго ста лет деяния написаны. – «Келейный летописец», как известно, является незавершенным сочинением святителя Димитрия Ростовского . История была доведена до 4600 года от Сотворения мира, или до 908 г. до н. э. 629 Алфавит духовный – сочинение Исайи Копинского (1580(?)–1640), митрополита Киевского и Галицкого (1631–1632), неверно приписываемое Димитрию Ростовскому (ошибка эта встречается и в современных изданиях и исследованиях). Димитрий Ростовский проявлял к этому сочинению большой интерес: в частности, в 1705 г. Димитрий подарил рукопись «Алфавита духовного» тобольскому митрополиту Филофею Лещинскому, а в келейной авторизованной рукописи митрополита имеется список «Алфавита духовного» с указанием на Исайю Копинского как на автора книги (см.: ГИМ, Синодальное собр., 146, л. 2–109 об ). Изначальное название сочинения – «Лествица духовная по Бозе жития иноческого, трудолюбие составлена в пользу иноком и мирским богоугодно жити хотящим». Книга была издана в 1710 г. в Киевской лавре (без указания автора) с заголовком «Алфавит духовный» по названию одной из глав рукописи – кратких поучений, изложенных в алфавитном порядке. По ошибке издателей «Алфавит духовный» был опубликован и в Собрании сочинений Димитрия Ростовского , так как текст находился среди сочинений митрополита. Кроме того, в 1879 г. краткое собрание поучений было издано московским Обществом распространения полезных книг под названием «Краткий духовный алфавит Дмитрия Ростовского ». К тому времени полный текст «Алфавита духовного» Исайи Копинского выдержал уже более 10 изданий, но ни в одном из них автор не был указан, вследствие чего автором сочинения продолжали считать Димитрия Ростовского. Кроме трех предисловий (одно из них – посвящение Иоасафу Кроковскому), «Алфавит духовный» состоит из трех частей и заключительного раздела, включающего 5 стихотворных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010