628 Ольга Константиновна (1851–1926) – великая княжна, старшая дочь великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внучка Николая I. Вышла замуж за короля Греции Георга I. Королева эллинов – ее официальный титул. Была известна своей благотворительностью: основала образцовую больницу, а во время русско-турецкой войны (1877–1878) открыла медицинские курсы для женщин и сама прошла подготовку сестры милосердия, научившись оказывать помощь раненым. В годы первой мировой войны приехала в Россию и работала в госпитале. В 1918 г. уехала из России. После отречения Константина I в 1922 г. покинула Элладу и жила во Франции, Англии и Италии. Ее старший сын Константин (Демосфен-Генрих) стал королем Греции, сын Андрей (1881 – 1944) женился на принцессе Алисе Маунтбеттен, а их сын Филипп (род. 1921) – внук Ольги Константиновны – в 1942 г. женился на принцессе Уэльской Елизавете, которая в 1952 г. стала королевой Англии. Их дети Чарльз, принц Уэльский (род. 1948), Анна (род. 1950), Эндрю (род. 1960), Эдвард (род. 1964) являются праправнуками Николая I. Скончалась Ольга Константиновна 6 (19) июня 1926 г. в изгнании в Риме, где жила у младшего сына Христофора. Десять лет спустя ее внук, греческий король Георг II, перевез прах бабушки из Италии в Грецию. – Ред. 629 Имеется в виду сестра кайзера Вильгельма II принцесса София Прусская (1870–1932), супруга наследника греческого престола царевича Константина, герцога Спартанского (1868–1923), в 1913–1917 и 1920–1922 гг. – короля греческого Константина I. – Ред. 630 Георгий Александрович (1871–1899) – Великий князь, сын императора Александра III, наследник русского престола в 1894–1899 гг., был неизлечимо болен туберкулезом, с 1890 г. жил в Аббас-Тумане (Кавказ), где построил первую в России горную обсерваторию. – Ред. 631 Ону Михаил Константинович (1835–1901) – русский дипломат, первый советник посольства в Константинополе (1881–1889), посланник в Афинах с 15 ноября 1889 г. до 20 мая 1901 г. (см.: Очерк истории Министерства иностранных дел. 1802–1902. СПб., 1902. Репринт: М., 2002. Приложения. С. 19). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

687 До издания Требника П. Могилы были следующие издания этой руководственной книги в Западной России: стрятинское и острожское, оба 1606 года; виленские 1618, 1624, 1628 и 1644 гг.; львовские 1637, 1644 и 1645 и могилевское 1646 г. 689 «Напрвклад есть и самая Библия письма святого, около которой исправления южно от немалого часу подвизатися зезволяешь, а для того и о особливом коште и накладе, або яко найрыхлей з’друку была выдана, промыслу чинити не занехиваешь» (Строева Опис. старопеч. книг Царского, стр. 187). 691 В братской школе, до соединения ее с могилянской, учителями были: Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Исаия Копинский. Из воспитанников ее известны: Богдан Хмельницкий, Захарий Копыстенский, Феодосий Сафонович и др. 692 Иезуитская коллегия в Киеве учреждена в 1620 г. бискупом Богуславом Родошевским; потом перенесена в Фастово, а в 30-х годах снова переведена в Киев. Лукашев. Historia szkol, IV, 87. 696 Гетманская грамота к патриарху напечатана в описании Киевософ. собора, прилож. 17 и в А. 3. Р. V, 48. 697 По исследованию Генн. Карпова означенная гетманская грамота к патриарху относится к 1654 г. Прав. Обозр. 1874 г. ч. I стр. 105. 701 Мефодий Филимонович, епископ мстиславский и оршанский, Г. Карпова, в Прав. Обозр. 1875 г. т. I, стр. 58–75. 207–241, 605–652. Т. II, 231–267. III, 475–504, 629–660. 704 Местечко Корсунь в Каневском уезде Киевской губернии при р. Роси. В 7-ми верстах от него Онуфриевский монастырь, в котором проводил последние дни митрополит Дионисий Балабан. 706 Смутам и безначалию, или чему иному, нужно прпиписать, что в то же время и львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии киевской, галицкой и всея России». Уставная грамота его свято-пятницкому братству во Львове от 23-го августа 1665 г. в «Наук. Сборн.» 1870 г. Преемник его, Иосиф Шумлявский, предъявлял те же права. 716 Лазарь Баранович. Из истории южно-русской митрополии. С. Соловьева, Прав. Обозр. 1862 г., ч. III, стр. 171–181. 717 Самойлович был сын священника с польской стороны Днепра, но во время смут перешел на восточную сторону; начиная с должности сотенного писаря был сотником, наказным полковником черниговским и при гетмане Многогрешном генеральным судьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

9 (22) июля Колочская икона Пресв. Девы Марии явилась в 1413 году, в княжение Василия I Димитриевича, в области брата его, князя Андрея Димитриевича, в пределах Можайска, верстах в 15 от этого города, на берегах реки Колочи, в Смоленской губернии. Здесь обрел ее некто Лука – житель селения Колочь – и с благоговением принес в дом свой. В доме его был расслабленный с давних уже лет. Услышав о явлении св. иконы, он с верою приложился к ней своим челом, очами и устами и получил совершенное исцеление. Об этом чудесном исцелении сделалось известно в окрестностях, и многие, особенно страждущие, с верою начали притекать к явленной иконе на поклонение Заступнице и получать от нее благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее сам князь Андрей Димитриевич с многочисленным народом. Из Можайска она перенесена была в Москву и встречена митрополитом Фотием со священным собором и множеством народа. При сретении многие больные получили здравие. От усердия православных собраны были значительные приношения, и на месте явления иконы построена во имя Богородицы церковь для пребывания в ней явленной и чудотворной Ее иконы. Впоследствии при этой церкви, из имения Луки и на собранные им пожертвования православных, благоверным князем Андреем устроен монастырь, именуемый Колочским или Можайским; Лука принял в сем монастыре иноческое пострижение 629 . День Коневской иконы Богоматери 10 (23) июля Коневская икона – письма греческого, изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем Христом, держащим в шуйце двух птенцов голубиных. Этою иконою напутствовал преподобного Арсения, возвращавшегося в Россию после благочестивых его подвигов в Афонских горах, преподобный Иоанн – игумен одной из обителей афонских. Знамение своего напутствия Арсений в 1393 году принес с Афона в свое отечество – в Новгород при архиепископе Новгородском Иоанне. Прияв от сего святителя благословение, Арсений удалился со св. иконою на остров Коневец и освятил его в жилище благочестивых иноков. Здесь св. икона прославилась многими благодатными знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

IV. Подвиг митрополита Григория в борьбе с расколом. С. 113–120. V. Летопись происходящих в расколе событий. С. 121–131. VI. Переписка раскольнических деятелей (продолжение). С. 132–149. Приложение: Материалы для истории Белокриницкой иерархии. Л. 15. С. 152–167. 1899 год Двадцать шестая годовщина в Братстве св. Петра митрополита. С. 12–47, 245–295. Еще сочинение архиепископа Аркадия. От издателя. С. 48–54. Рассмотрение изданной поповцами австрийского согласия книги «Разбор ответов на сто пять вопросов». С. 55–89, 156–196, 311–361, 446–484, 557–598. Воспоминание о моей жизни в расколе и обращении из раскола в православие. С. 90–94. Еще о судах над раскольниками. С. 95–106. Переписка двух братьев – православного мирянина и раскольнического архиепископа. С. 107–115. Из Бессарабии. Письмо к редактору. С. 116–123. Из рукописей Геронтия. С. 124–130, 231–244, 397–418. Разговор между единоверцем и раскольником о патриархе Никоне . С. 136–155. В поисках истинной церкви. С. 197–213. Чем «замечательна» личность расколоучителя Онисима Швецова. С. 214–223. Безумное желание. С. 224–230. Из сочинений протопресвитера Иоанна Полубенского. С. 296–310, 423–432. Из дневника противораскольнического миссионера. С. 362–369. Новые попытки к примирению окружников с неокружниками. С. 370–374. Новый противоокружнический поп в Воронке и беседы с ним. С. 375–382. Встреча и беседа со Швецовым. С. 383–392. Любопытное брачное дело в австрийском расколе. С. 393–396. Четвертая годовщина по кончине о. архимандрита Павла. С. 420–422. Церковные беседы миссионера. С. 433–445, 599–616. Из истории Белокриницкого священства по смерти инока Павла. С. 485–512. Записки о. Онуфрия. С. 513–538. Письмо к редактору. С. 539–542. Прение Панагиота с Азимитом в древнейших его списках. С. 544–556. Новейшая раскольническая литература. С. 617–629. Торжество австрийского раскола в Москве. С. 630–634. Еще образчик нравов раскольнического духовенства. С. 635–638. Два письма в редакцию. С. 639–642. Прощальное слово к читателям. С. 643–647.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 606, л. 40–40 об. 629. Донесение посла в Константинополе И.А. Зиновьева министру иностранных дел графу В.Н. Ламздорфу. Секретно Константинополь, Буюкдере 2/15 октября 1904 г. Подлинник Милостивый государь граф Владимир Николаевич, При секретном письме от 25-го минувшего сентября за 864 Ваше Сиятельство изволили препроводить ко мне копию с совершенно конфиденциального письма г-на обер-прокурора Святейшего Синода, в коем статс-секретарь Победоносцев, вследствие жалобы представителя Иерусалимского Патриарха на образ действия нашего генерального консула в Иерусалиме в деле о покупке русским подданным Дмитрием Поповым развалин Лавры Св. Харитона, выразил желание, чтобы как дело это, так и действия статского советника Яковлева были подробно рассмотрены. По этому делу Патриарх Дамиан обращался неоднократно ко мне как письменно, так и чрез представителя своего в Константинополе архимандрита Никодима. Находя неудобным вступать с Патриархом в письменные пререкания, я предпочел вести переговоры с ним чрез названного архимандрита, коего я просил обратить внимание Блаженнейшего Дамиана на следующие соображения: а) покупка православным русским у мусульман христианской святыни не может, по моему мнению, нарушить права Патриархии, тем более что, за недостатком у Патриархии материальных средств, святыни нередко переходят во владение инославных. б) Генеральное консульство в Иерусалиме не имело достаточных оснований отказать в признании правильности означенной покупки, так как таковая совершена была в условиях, не нарушающих местных законов, и в) если бы покупщик вознамерился устроить на купленном им месте церковь без разрешения на то Иерусалимской Патриархии, то таковое действие его будет признано нами незаконным и с нашей стороны будут приняты меры к воспрепятствованию тому. Помимо этого, я высказал архимандриту Никодиму мое сожаление по поводу того, что Патриарх Дамиан, не ограничиваясь сношениями со статским советником Яковлевым, обратился и к турецким властям с ходатайством о непризнании законности покупки и таким образом сделал их свидетелями распри между Патриархией и русским генеральным консульством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1531 г. на соборе был осужден за поругание русских церковных уставов, охуление русских чдотворцев и ересь Максим Грек и был сослан в Тверской Отроч монастырь 626 . За ересь же и Вассиан Патрикеев был сослан в Волоколамский монастырь 627 . В 1619 году кн. Елена Мосальская была отправлена в Горицкий девичь монастырь, может быть, за ересь, а может быть только за религиозное сомнение. По крайней мере, в царской грамоте по этому поводу говорится: «чтобы она (Масальская) не отстала надеждой к Богу» 628 . В 1623 г. князь Иван Хворостинин за то, что «воскресение мертвых ложно быти вмени», был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь 629 . В 1670 г. была сожжена в срубе монахиня еретица и ведунья, a вместе с ней ея воровския заговорные письма и коренья 630 . В 1684 г. был сожжен иноземец Квиринко «с книгами и письмами того богомерзкими» 631 . С половины XVII в. возникает новое общественное явление – раскол, и число религиозных преступлений увеличивается еще одним. Окончательно раскол осуждается на Большом Московском соборе 1666–7 г.; но еще до этого против некоторых вожаков раскола были приняты правительством меры. Так напр., протопоп Аввакум, еще за несколько лет до собора, был сослан сначала в Тобольск, а потом из Тобольска на Лену 632 . Но ему удалось вернуться в Москву, где он прожил, впрочем, не долго. Ему опять приказали ехать на Мезень 633 . Это было в 1664 г. А через полтора года его вызвали в Москву, где собирался собор. В Москве Аввакума держали в разных монастырях, сначала 10 недель в Пафнутьевском, затем в Николо-Угрешском в холодной палате 17 недель, потом снова в Пафнутьевском монастыре держали его скованным в темной палате около году 634 , пока не состоялось определение собора о раскольниках. На этом соборе, осудившем раскол, наложившем на непокорных клятву, был поставлен вопрос о применении к ним «градских казней». Самый вопрос был формулирован так: «аще еретики и раскольники, подобает ли наказатися градским законом, или токмо церковным наказаниемъ?» Ответ был дан: «ей, подобает их наказати и градским казнениемъ». Положительное решение поставленного вопроса мотивируется далее примерами наказания еретиков светскою властию в Византийской империи. В заключение снова резюмируется решение указанного вопроса: «се убо познаваем от сих, яко еретики и раскольники не токмо церковным наказанием имут наказатися, но и царским, сиречь градским законом и казнениемъ» 635 . Всматриваясь в формулировку вопроса и аргументацию ответа, мы легко можем видеть, что уголовная наказуемость раскола возникла из уравнения его с ересью. В вопросе говорится нераздельно о расколе и ереси, в аргументации речь идет только о еретиках, а вывод делается не только по отношению к ереси, но по отношению к расколу. Как бы то ни было, но решением Большего Московского собора было узаконено применение к раскольникам уголовных наказаний. Первыми наказаниями

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Вальмон – 4 ноября 1840 г. 595 Ольга Васильевна Крупенникова, в доме которой в Казани С. Вальмон прожила с о. Макарием два с лишним месяца, и с которой переписывалась. 596 Напечатано под 3 и с датой 15 дек. 1840 г. На оригинале рукой С. Вальмон выставлено 29 декабря 1840 г. 598 Монастырь в Арзамасе построен царем Михаилом Федоровичем в 1634 г. В 1813 г. Арзамасско Алексевско общежити получило официальное названи общины (Четыркин И.. Историко-статистическое описание Арзамасской Алксееаской женской общины. Н. Новгород, 1887). 600 П. М. Ландышева, мачеха Степана Васильевича, жившая в Майме с 1838 г. и помогавшая новокрещенным женщинам. 604 В издании 1860 г. напечатано под 8 с датой 1841 г, в подлиннике отсутствующей, и с некоторыми пропусками. 609 В издании 1860 г. под 11. Напечатано там с пропусками и с датой 7 ноября 1841 г. Улала, в подлиннике отсутствующей. 615 Архим. Макарий говорит об епитимьи, которую назначено было ему отбывать при Томском архиерейском доме, за настойчивое домогательство от духовной власти признания и напечатания русского перевода ветхозаветных книг. 629 Женуд Антуан Эжен (1792−1849), католический священник и публицист, переводчик Библии на французский язык (с 1820 г.). 636 Не было напечатано. На подлиннике рукой С. Вальмон поставлено: с Улалы на Майму. Апрель 1843 г. 637 Напечатано было под 17 с пропусками, переделками и датой 1 апреля 1843 г. Улала. В подлиннике только имеется обозначение рукой С. Вальмон: Апрель, 1843 г. 639 Помещено с пропусками под 18. на подлиннике, от которого оторвана нижняя часть второй половины почтового листка, рукой С. Вальмон поставлена дата: ст. Жилино, 17 мая 1843 г. Это, первое письмо архим. Макария к С. Вальмон, отправившейся к Москве. Сам он тоже был в пути к Томску. 640 Письмо напечатано с пропусками под 19. дата на оригинале, писаном карандашом, обозначена рукой С. Вальмон: 18 мая 1843 г. 644 В издании 1860 г. поставлено по ошибке 3 июля (см. 224). Там же помещено следующее примечание к письму. «Накануне Пятидесятницы и 3 июня, особа, к которой писано письмо сие, была в большой опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Вопросы стоят перед нами. Они созрели, они готовы, но общество наше отнюдь не готово! Оно разъединено». 39 …у Знаменской церкви. — Речь идет о церкви Знамения пресвятой богородицы, находившейся на Знаменской площади напротив Московского вокзала. 40 …Николаевской железной дороги, тогда еще строившейся). — Николаевская (после 1923 г. — Октябрьская) железная дорога, связавшая Петербург с Москвой, была построена в 1843–1851 гг. Эпизод встречи Достоевского с Белинским рассказан в подготовительных материалах к «Бесам» с дополнительными подробностями (см.: XI, 73). 41 В последний год его жизни… — Белинский умер 26 мая (7 июня) 1848 г. 42 …в Тобольске — увидели этих великих страдалиц… — Встреча с женами декабристов была описана Достоевским в письме к M. M. Достоевскому от 22 февраля 1854 г.: «Хотелось бы мне очень подробно поговорить о нашем шестидневном пребывании в Тобольске и о впечатлении, которое оно на меня оставило Ссыльные старого времени (то есть не они, а их жены) заботились об нас как о родне. Что за чудные души, испытанные двадцатипятилетним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас». Известны письма Достоевского к женам декабристов: Наталье Дмитриевне Фонвизиной (20-е числа февраля 1854 г.) и Прасковье Егоровне Анненковой (18 октября 1855 г.). Об участи жен декабристов Достоевскому напомнила и поэма Некрасова «Русские женщины», первая часть которой — «Княгиня Трубецкая» (Отеч. зап. 1872. была уже ему известна (отзыв о поэме в целом см. С. 87). Эпизод встречи «декабристок» с «петрашевцами», и в том числе с Ф. M. Достоевским, рассказан в воспоминаниях M. Д. Францевой (см.: Ист. вест. 1888. С. 628–629). 43 …выучил читать одного каторжного… — О том, как Достоевский выучил читать дагестанского татарина Алея (Али) по русскому переводу Нового завета, рассказано в «Записках из Мертвого дома» (ч. 1, гл. 4: «Первые впечатления»). 44 …Да и самый суд-то присяжных — не в виде дара получили. — Участие присяжных в судебном процессе было введено в Англии Генрихом II (1133–1189).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Вытегра Дорогая о Христе Боге Сестра и Мать Игумения Таисия! Много благодарен тебе за неоцененное письмо твое, в коем ты почтила меня и, по своему сердечному ко мне о Господе расположению, даже сама выезжала в Вытегру. Жалею очень и я, что, по обстоятельствам от меня не зависящим, я не мог увидеться с тобою в Вытегре 621 ; но рад и тому, что ты оставила здесь сестру Анну 622 , и я мог узнать от нее кое-что о тебе и обители твоей и о Холмской Воронцовской, нашем же зарождающемся детище 623 . Благодарю тебя за ряску, подрясник и ризу. Ты очень добра для меня – сверх меры. Да воздаст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит 624 . На обратном пути надеюсь с великою радостию увидеть тебя и сестер и соутешитъся взаимною беседою, общею верою 625 и Богослужением 626 . Пока до свиданья. Новый пароход, сделанный мною для родины, в виду помощи бедноте моих сельчан и окрестных сел, удался очень хорошим и вполне пригодным 627 . Да даст ему Господь, высочайший Художник и Строитель, долговременную и полезную службу. Кланяюсь тебе и всем сестрам. Ваш смиренный слуга и молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. Вытегра. 23 Июня 1898 г. Министру внутренних дел И. Л. Горемыкину. 23 июля 1898. Кронштадт Ваше высокопревосходительство высокочтимый Иван Логгинович! На рассмотрение и утверждение Ваше недавно поступило дело об основании в Холмском уезде Псковской губернии в селе Воронцове вновь возникающей женской общины, в которой я принимаю деятельное участие 628 . Возникновение ее одобрено Святейшим Синодом 629 . Осмеливаюсь покорнейше просить Вас ускорить утверждением Вашим этого дела, близкого мне. Ваша санкция даст движенье постройкам 630 . Преданнейший Вам слуга и смиренный Богомолец, Кронштадтского собора Протоиерей Иоанн Сергиев. 23 Июля 1898. Священнику Александру Якубову. 13 августа 1898. Кронштадт Достопочтенный Батюшка! Благоволите принять от меня триста рублей на православную школу в гор Гангё 631 , в которой вы – попечитель 632 . Кронштадтского собора Протоиерей Иоанн Сергиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Епископ Нектарий по-прежнему во всем стоял на стороне братии. «У нас с владыкой Нектарием был долгий, хороший разговор обо всем этом, – сообщает отец Серафим, – и он сказал, что “советовать” нам такое не станет, но сам бы на нашем месте просто не подчинился этим указаниям, поскольку чувствует, сколь разрушительны они для самой сути нашего замысла, для всего, чем мы живем. А если говорить о жалобе в Синод, то пусть владыка Антоний первый туда обращается». 626 Вот еще запись отца Серафима: «Владыка Нектарий так утешает нас во всех наших искушениях. Он говорит: “Прежде всего, делайте так, как благословил владыка Иоанн”». 627 В дальнейшем братия следовали советам епископа Нектария и епископа Лавра: терпеливо идти тем путем, на который направил их владыка Иоанн, и воздерживаться от резких, необдуманных действий. Более того, они старались не предавать огласке свои отношения с архиепископом Антонием, писали и говорили об этом лишь некоторым проверенным людям, 628 которые могли помочь советом и оказать моральную поддержку, и то братия просили их держать всю полученную информацию при себе. 20 февраля/5 марта 1974 года произошло еще одно столкновение с архиепископом Антонием. Вот как рассказывает об этом в письме отец Серафим: «Во вторник утром к нам неожиданно нагрянул владыка Антоний вместе с нашим старцем отцом Спиридоном и диаконом Николаем Поршниковым. Слава Богу, владыка нас причастил, за что мы ему благодарны. Однако потом он затеял разговор, из которого стало ясно, что, несмотря на наши почти слезные мольбы, он не понимает не только нас, но вообще никого из молодых идеалистов – священников и монахов. Мы с ним говорим совершенно на разных языках, он все загоняет в “синодальные” рамки». 629 Как видно из его слов, в тот момент отец Серафим не усмотрел в разговоре с архиепископом Антонием ничего конструктивного. Но вдруг все неожиданно обернулось во благо. Во время того разговора отец Герман рассказал владыке, как ранила их обоих встреча с ним за три года до того, на Рождество. По дороге домой архиепископ обдумал прошедший визит и все предыдущие случаи, о которых напомнили ему братия. На следующий же день он сел за письмо братии, трогательное письмо с сердечными извинениями. Из письма ясно, что сам он до того не осознавал, как действует на братию его поведение. Приводим это письмо целиком:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010