завоеваний. Арабские завоевания в 632-642 гг. В мусульм. предании сохранились сведения о том, что Мухаммад отправлял И. письмо с предложением принять ислам . Несмотря на подобные сообщения в мусульм. хрониках, а также на сохранение письма как реликвии в Медине, эти данные следует считать легендарными ( Большаков. 2000. Т. 1. С. 152-155). Неясно, какими сведениями И. располагал о Мухаммаде и об исламе в 30-х гг. VII в. Зная о наличии некой религ. проповеди у арабов, византийцы скорее всего не имели представления о ее характере и могли не воспринимать ислам как новую религию. Основные причины быстрых успехов арабов, вероятно, заключались в том, что территории Сирии, Палестины и Египта, подвергшиеся их атакам, были разорены византийско-персид. войной и после освобождения еще не были закреплены под визант. управлением. Была разрушена система пограничной стражи, отсутствовала регулярная администрация, население сократилось. Византийцы воспринимали появление арабов как божественную кару за грехи и как этап в исполнении эсхатологических пророчеств. Катастрофы в войне с арабами также вызвали обвинения И. в вероотступничестве в связи с его поддержкой монофелитства в последние годы правления ( Theoph. Chron. Р. 332). Имп. Ираклий с сыновьями Константином и Ираклоном. Солид. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Имп. Ираклий с сыновьями Константином и Ираклоном. Солид. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Первое столкновение арабов-мусульман с византийцами произошло вскоре после возвращения Сирии и Палестины под власть К-поля. Араб. отряд эмира Зайда, отправленный Мухаммадом против шейха Бостры, отказавшегося принять ислам, вторгся в Заиорданье, но был полностью разбит силами визант. викария Феодора у г. Мута. В араб. традиции событие датируется 8 г. хиджры (629); прп. Феофан считал, что это произошло в 631/2 г. ( Niceph. Const. Brev. hist. 18; Theoph. Chron. P. 335; Большаков. 2000. T. 1. С. 155-156). После смерти Мухаммада (8 июня 632), при мусульм. халифах Абу-Бакре и Умаре, давление арабов на визант.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Известно, затем, что игумен монастыря Св. Феодосия – Модест, на собранные им самим средства и присланные Иоанном Милостивым восстановил (в 617 году, по Муральту), насколько мог, сооружения святых мест Христовых и, очевидно руководясь желанием восстановить, как было прежде, возобновил три сожженные церкви: «Анастасиса, Лобного места и Св. Креста». Так гласит текст письма монаха Антиоха, и только составленные археологами планы (Вогюэ и друг.) одного здания над святынею Гроба и Голгофы этому противоречат. По-видимому, самые тексты древних, начиная с Евсевия, толкуют нам о раздельных церквах или сооружениях 159 : над Св. Гробом, Лобным местом и даже, быть может, над местом обретения Св. Креста. Вся разница, происшедшая явно от разорения прежних храмов, заключалась, главным образом, в сужении, уменьшении зданий, а именно: громадная «базилика Константина», будучи разрушена, уступила место «церкви Креста», тогда как древний «ораторий Св. Креста» остался и называется и теперь «Лобным местом или Кальварием» (а впоследствии «церковью над Голгофою» или просто «Голгофою»). Но риторический оборот нравится более исторического факта, и сожаление у Вогюэ, что Модест, по необходимости рознял прежнее колоссальное, цельное сооружение, на четыре мелкие церкви, повторяется доселе всеми историками 160 . Если такое цельное, колоссальное сооружение и было в древности, то оно получалось в результате связи целого комплекса разнохарактерных построек, соединениях хотя не везде, но по боковым частям, крышею и общим уровнем. Наиболее раннее, хотя крайне неясное и неопределенное свидетельство об этих сооружениях блюстителя Иерусалимского престола Модеста принадлежит его преемнику, патриарху Иерусалимскому Софронию 161 и заключается в его анакреонтических одах 162 , написанных, как видно из заглавия 14-й оды, до нас не дошедшей, в промежуток между нашествием персов и нашествием арабов, т. е. в общем между 614 г. и 638, точнее уже после 629 года, когда животворящее Древо Креста уже было возвращено христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ист. — стат. Петербург. 6. С. 92. О поведении Вениамина во время пугачевского восстания см.: Прав. соб. 1859. 2. С. 205–210; письмо Панина: Русс. ст. 1870. 1; письма Екатерины Вениамину (после 1774 г.): Сборник. 26. С. 21, 28. 623 О политике Екатерины II в отношении старообрядцев см. т. 2. 624 О кратком правлении Павла I и о нем самом см.: Кобеко Д. Ф. Цесаревич Павел Петрович. СПб., 1891; Шильдер Н. Император Павел I. СПб., 1901; Шумигорский Е. С. Император Павел I: Жизнь и царствование. СПб., 1907 (он же, в РБС). Особенно ценна работа: Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. СПб., 1916. Среди воспоминаний о времени Павла I важны: Саблуков. Записки, в: Русс. арх. 1869; Адам Чарторижский. Мемуары. М., 1912. Т. 1. 625 Клочков. С. 272. Уже при Екатерине II Сенат утратил свое привилегированное положение, которым он обладал при Петре Великом и отчасти при Елизавете, став, в сущности, административным и юридическим учреждением. Павел I еще более укрепил положение генерал–прокурора в Сенате; см.: Филиппов А. Н. Учебник истории русского права. 1 (Юрьев, 1912. 4–е изд.). С. 692–698. 626 Клочков. Ук. соч. С. 272; Благовидов. Ук. соч. С. 297–300. 627 Русс. арх. 1895. 1. С. 300, 311. 628 Каталог, в: Чтения. 1917. 2. Смесь. С. 17–22; Доброклонский. 4. С. 141–142. Критические высказывания Платона Левшина по поводу подобных наград см.: БВ. 1913. 1. С. 238; Русс. арх. 1868. 4. С. 463; Ист. — стат. Петербург. 6. С. 352; Снегирев. 1891. С. 238, 240. 629 Каталог, в: Чтения. 1917. 2. С. 17; Русс. арх. 1869. С. 1589. 630 Благовидов. С. 298; Клочков. С. 282; Русс. арх. 1892. 1. С. 493; 1895. 3. С. 300 (слухи о якобы предстоявшем назначении Амвросия Подобедова патриархом). 631 ПСЗ. 25. 18273. 632 Записки А. А. Яковлева, в: Памятники новой русской литературы. 3 (1873). С. 102; ср. с. 91, 95. Филарет Дроздов, хорошо знавший Амвросия Подобедова, считал, что тот сумел удачно приспособиться к своеобразному характеру Павла I: «У государя был характер живой и сильная воля; при нем нужна была живость и находчивость; иногда указ требовал исполнения быстрого, но и изворотливости, чтобы не скомпрометировать правительство и подвергнуть себя гневу. На это был способен Амвросий. Он не имел сильных дарований, но был человек практический и живой… При новом государе (Александре I. — И. С.) Амвросий оказался неудовлетворительным. Тут шли преобразования, которым он не сочувствовал, и всегда был один со своим голосом, хотя в его зале собирался комитет… Он оказал большую услугу Церкви тем, что твердо сидел на своем месте» (Воспоминания и отзывы митр. Филарета, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 216–217). Митрополит Филарет сказал однажды П. Бартеневу (издателю «Русского архива»): «Главная заслуга высокопреосвященного Амвросия в том, что в царствование императора Павла он охранял нашу Церковь от предположенных (?! — И. С.) нововведений» (Русс. арх. 1895. 1. С. 312). 633

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Какое еще второе твое предложение? Христос богопочитается в иконе Своей, поэтому и икона должна быть богопочитаема (λατρευτ). Откуда или от кого узнав, ты учишь этому? Из святых никто не мог сказать этого, но [говорили они], что Христу поклоняются (προσκυνεται) в иконе Его и икона достойна поклонения (προσκυνητ), то есть почтения или уважения (то и другое имеет один смысл и справедливо), потому что богопочитание ( λατρεα), равно как и вера, относится к одной только Святой Троице, а остальное и к другим – Матери Божией, святому Кресту, святым, достопоклоняемой иконе Христовой и всем прочим иконам святых, и притом настолько, насколько первообразы превосходнее своих изображений. Поэтому, если в иконе богопочитается Христос, как говоришь ты, то, так как богопочитание относится к Троице, в иконе воздается богопочитание и Отцу, и Духу. И что следует отсюда? То, что и Отец, и Дух воплотились; (629) а этого может ли быть что-нибудь нечестивее? Если ты еще говоришь: «Должна быть богопочитаема и икона Христова», то следует, что ты оказываешься ничем иным, как тетрадитом (τετραδτης), богопочитающим вместе с Троицею и икону Христову 1235 . Между тем кто поклоняется Троице, а потом и иконе, тот не впадает в такую нелепость. Ибо сказано, что честь и поклонение ( προσκνησις) воздаются даже и простому человеку, но не вера и богопочитание. Как мы веруем только в Отца и Сына и Святого Духа, так и служим Им. Выслушав это, воздержись, брат, увещеваю тебя, от пустословия и цикалийской или кендукладийской ереси 1236 , которая совершенно противоположна иконоборческой. Если же чего да не будет! ты останешься при своем, то знай, что ты не имеешь части с нами или, лучше, ни с одним православным. С трудом продиктовал я это письмо к тебе. 446. К монаху Феодору (II, 152) С удовольствием, а не с огорчением принял я укоризны твои, почтеннейший. Ибо я не столько неразумен, чтобы [Col. 1473] сердиться на дружеские замечания. Если же я огорчался, то не напоминанием, а ересью каждого, которою рассекается Тело Христово, разделяясь множеством мнений. Начну с начала, ибо мне, обвиняемому, нужно оправдаться. Назначая епитимии по принуждению от самого первого дня, и притом из заключения под стражею посредством писем (ибо посредством писем же просили об этом монахи и священники), я отвечал не в виде определения, а в виде советов от меня относительно епитимии. Почему? Потому что я не иерарх, но священник, постановляющий законы 1237 [только] своим ученикам, другим же нет, а, как сказано, предлагающий им свое мнение до времени мира,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Карелова Г., заместитель председателя Свердловского областного совета. Решение " О государственной защите предполагаемых останков Императора Николая II, членов Его Семьи и приближенных " . От 26.11.1992. 260/11. Короткие сообщения: Сербский предприниматель Радоица Никчевич предложил властям Белграда соорудить на его средства памятник новомученику, Российскому Императору Николаю II...//Православная Русь. 28.11.1992, 22 (1475). Кошкин В.//Аргументы и факты. 30.11.1992, 43-44 (628-629). Непеин И.Г. Крестный путь Царской Семьи//Краеведческий альманах " Отечество " , 2. М., Профиздат, 1992. Непеин И. Г. Цесаревич Алексей и его письма//Краеведческий альманах " Отечество " , 3. М., Профиздат, 1992. Подписано в печать 30.11.1992. Пискарев Б. Быть ли английской королеве в России?//Российские вести. 1992, ноябрь, 42. Плаксин В. Царская могила раскрывает тайны//Торговая газета. 01.12.1992. Алексеев Дмитрий. Разгадка тайны близка//Российские вести. 02.12.1992. РИА. Убийц Императора не привлечь//Независимая газета. 03.12.1992, 233. ИТАР-ТАСС. Молекулярный анализ поможет опознать останки Николая II//Известия. 11.12.1992. Важным шагом на пути к идентификации... (исследование образца крови герцога Эдинбургского Филиппа)//Московская правда. 12.12.1992. Кирсанова Наталья. " Голубая кровь " взята на анализ//Уральский рабочий. 12.12.1992. Шипунов Ф.Я. Истина Великой России. М., Молодая гвардия, 1992. Подписано в печать 16.12.1992. Скотт Стефан. Романовы. Царская Династия. Екатеринбург, 1993. Подписано в печать 16.12.1992. Сотрудники 47-го отделения милиции предотвратили скандал в британском королевском семействе//Московский комсомолец. 18.12.1992. Политическая хроника: Говорухин под обстрелом//Наша страна. 19.12.1992, 2211. Богуславская Ольга. Загадка века близка к... Так Царь или не Царь?//Московский комсомолец. 24.12.1992. Иерей Игорь Дулгов. О Святых и панихидах//Наша страна. 26.12.1992, 2212. Политическая хроника: Царские останки?//Наша страна. 26.12.1992, 2212. " Виртуозы Москвы " выступят с благотворительной акцией//ИТАР-ТАСС. 26.12.1992.

http://religare.ru/2_47504.html

Короче говоря, все беды, страдания Святитель переносит в духовной бодрости и крепости, являя образ покорности воле Божией, – Ему он всецело предаёт себя, на Него возлагает все свои упования, только от него и ждёт истинной милости. «То, что я постоянно шествую чрез такого рода испытания и что их навлекают на меня те, со стороны кого я никак не ожидал, служит для меня основанием к награде, – в этом моё богатство, здесь истребление моих грехов» (с. 638, 629). «Может быть, Богу угодно было устроить для меня более длинные пути бегов, чтобы были и более блестящие венцы» (с. 638). И наконец, святая Олимпиада, а с ней и вся Святая Церковь , слышат глубочайшие по своему смыслу слова Святителя: «Слава Богу за всё; не перестану всегда повторять этого при всём, что со мной случается» (с. 635). СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ ( Α ζα τ Θε πντων νεκα) – этими словами открываются все творения Константинопольского Святителя, ими же завершаются все его труды и наставления. В них, как в фокусе, собран духовный облик вселенского учителя, всё его величие. В них и обращение ко всем верующим в ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Памяти святителя Василия Великого С 14 по 16 октября 1979 г. недалеко от г. Афин в монастыре Пентелеи состоялся Межправославный богословский симпозиум, посвящённый памяти святого Василия Великого , по случаю исполнившегося 1600-летия со дня его блаженной кончины. Данный юбилей явился добрым поводом к прославлению Кесарийского архипастыря, «мысль и богословие которого стали взглядом и жизнью верующих и преданием в недрах Церкви и богословия» (из письма Блаженнейшего архиепископа Афинского и всея Эллады Серафима Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену от 28 февраля 1979 г.). Симпозиум был подготовлен Элладской Православной Церковью. В юбилейных торжествах участвовали представители от Поместных Православных Церквей Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Финляндской и Критской. От Русской Православной Церкви принимали участие в данных торжествах архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (глава делегации), профессора Московской Духовной Академии К. Е. Скурат и Б. А. Нелюбов .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Марта 4-го 1848. 628 Письмо сие представит вам, о. наместник, Борисоглебского монастыря монахиня Олимпиада. Я посылаю ее к хотьковской игумении, которая желает иметь ее у себя. Но у меня другая забота. Для Коломенского Брусенского монастыря не вижу человека, соответствующего потребности. Побеседуйте с сею монахинею о полезном для души, и между тем вникните в ее способность, и скажите мне, покажется ли вам, что она может принять высшее поручение с надеждою. Расположение духа ее всегда мне представлялось добрым. Вчера отдавая рисунок пальмы, чтобы послать к вам, и для того велев найти доски, в которых он был прислан, я увидел железный пальмовый лист, от вас присланный, которого или не видал прежде, или видев забыл, и который потому архитектору не показан. Сего дня хочу послать с ним к архитектору эконома: но он болен. Однако потому, что я слышал от архитектора и вам писал, кажется, он не одобрит сего опыта, и вам нужно сделать другой. Здравствуйте вы душевно и телесно. А меня болезнь еще не оставляет. Марта 5-го 1848. 629 Будьте, о. наместник, терпеливы к продолжающейся неисправности моей касательно синодика. Одно долго тяготившее меня дело, кажется, оканчиваю. Но еще есть другие теснящие. Выбор в Коломенский монастырь настоятельницы много затруднял меня. И мысль о казначее хотьковской не приводила к разрешению затруднений. Игумения показала мне книгу расхода, в которой в конце прошедшего года записана для нынешнего покупка хлеба, которого на лице нет; и, что еще странно, книга подписана покойною игумениею, которая в то же время ведомостей о сестрах подписать не могла. Это все было в руках казначеи. Простите, что я не обращал внимания на цвет скрижалей у архимандритов, и не думал, чтобы кто-нибудь в зеленом цвете нашел предмет смеха. Помнится, что о цвете скрижалей и материи мантий бывали представления Св. Синоду: но как прежде подобными предметами распоряжали епархиальные архиереи; то, думаю, не согрешим, если не станем длить дела. Пусть вифанскому архимандриту устроится мантия с малиновыми скрижалями, как у прочих второклассных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но если пастыР. Х. чет делать дело Христово, если он служит не себе, не своему самолюбию или гщеславию, то все свое пастырское делание он должен отдать, как бы передать в руки Божии. И вот та молитва , с которою отец Иоанн заповедал мне начинать всякое дело, всякий разговор со страждущею, грешною душою: «Вопите, взывайте [со Господу, писал мне батюшка о. Иоанн: Господи, Сам действуй во мне, Сам говори, Сам просвещай ум мой, Сам воспламеняй сердце мое во вся дни и буди неотступен от меня» 624 . Протоиерею Михаилу Сибирцеву. Не позднее 20 октября 1907. Кронштадт Телеграмма Благодарю, маститый мой отец и учитель, за труд освящения подворского храма и здания 625 ; мир вашей святыне протопресвитерской. Сын и ученик ваш Протоиерей Иоанн Сергиев. Игумении Порфирии (Глинко). Не позднее 20 октября 1907. Кронштадт Телеграмма С радостию приветствую тебя и всех сестер с освящением храма и всего здания; радуйтесь и благодарите Бога за такое сокровище; по мне Бога молите 626 . Основатель подворья Протоиерей Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 9 ноября 1907. Кронштадт Телеграмма С вашего благословения пристрастного 627 начался иск с моего монастыря в три тысячи рублей в пользу получившего увечье сурского мальчика Мерзлого 628 . У меня его письмо. Он видит свою глупость и неосторожность и благодарит меня за высланные ему деньги в разное время 629 . Иск несправедливый. Ищет не изувеченный, а его отец – пьяница. Я судиться не хочу и следующие по иску деньги за исключением высланных калеке решаюсь добровольно жертвовать в пользу его и велю положить в банк для выдачи калеке процентов. Секретарю Никитину прикажите возвратить мне семьсот рублей, взятые им с Йгумении 630 . И Вы, Преосвященный, подайте в Окружной Суд заявление, что я без суда деньги плачу, хотя и не должен. Присяжный поверенный, раздувший дело, мой недоброжелатель 631 . Протоиерей Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 9 ноября 1907. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По всем сказанным причинам, советую вам оставить занятие умною молитвою, как делание высокое, несосбразное ни с вашим душевным положением, ни с внешними обстоятельствами, a читать, по силе вашей (с советом и по назначению духовного отца вашего), псалмы, покаянные каноны, акафисты и подобное, и ходить, по возможности, в церковь , стараясь жить по совести, исполняя заповеди Божии со смирением, как прилично православному и благочестивому христианину в мирском быту. Пишете еще, что вы давно перестали есть мясное. Начинание это не к пользе вам, потому что подает повод к гордости. В житии преподобного Иоанна Лествичника сказано, что он вкушал хотя и по малу, но всякую пищу, невозбраненную уставом монашеским, и прибавлено, что сим премудро сломлял рог гордости и кичения. Поэтому советую вам вперед употреблять, во славу Божию, пищу мясную, вместе с семейством вашим как и все мирские благочестивые христиане употребляют, кроме среды и пятка и постов, по правилам церковным, разумеется умеренно и с воздержанием и благодарением, во смирение возносящегося помысла, внушающего вам ложную святыню, от которой да избавит нас Господь. Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынилюбцев связывал себя долгами ради милостыни. Из писаний ветхого завета сказано: благотвори требующему, елико может рука твоя. Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростию. Варсонуфий Великий говорит в ответе 629 и 630, что и богатому должно творить милостыню с рассуждением, a кольми паче кому либо другому, дабы, вместо пользы, не подвергнуть себя вреду, и внешнему и внутреннему. Желание ваше, поступить в монастырь отложите до времени, пока на то будет воля Божия. Прежде нужно вам пристроить к месту детей; потом, ежели супруга ваша согласна будет поступить в монашество, нужно ей приготовить на содержание. В женских монастырях содержатся на собственном иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Посему (о, как назову тебя, чтобы достойно приветствовать!) твоему великому уму свойственно, хотя и отложив строгое наказание его поступков до нелицеприятного судилища (потому что здесь и невозможно понести ему достойное наказание), однако же подвигнуться, и, во-первых, защитить обиженную Церковь , во-вторых, поддержать собственное свое мнение, угрозы привести в исполнение и отлучить его. Ибо если, – чему не верю, – не только не претерпит он ничего подобного, но еще будет рукоположен, то истинною окажется разглашаемая тайна. А потом должно с несколькими благоговейными епископами, врагами всякой корысти, выслать Мартиниана сюда, чтобы дал отчет в церковных доходах, и какой окажется долг, пусть возвратит, если же дал что епископу (ибо епископ говорит, что ничего не дано ему, но он обманут), сделать сие известным. Ибо, несомненно, что как первенствующему лицу в этом деле, которое или участвовало в нем, или подписывало по неосмотрительности, ты воспретишь прохождение епископства или, оказав ему снисхождение, поставишь, по крайней мере, при нем епитропа, который бы не дозволял ему впадать в погрешности, превышающие снисхождение, так и действовавшему под его начальством покажешь, что хитрый этот умысел глуп, и счеты, по которым, как говорит он, Церковь состоит у него в долгу, соделаешь недействительными. Ибо откуда такое богатство у человека, страдавшего крайнею нищетою и заведывавшего церковными доходами? 628. Пресвитеру Афанасию О лести Слышу, что льстецы, следуя твоему языку, утверждают с клятвою, что превосходнее всего на свете самый странный порок, если только ты вздумаешь удивляться ему, и в след за сим хулят самую добродетель, если только ты похулишь ее. Посему, если ты не хочешь слушаться нас, то послушайся хотя Сократа, который советует ненавидеть льстецов, как обманщиков, потому что те и другие, когда им поверят, вредят поверившим. 629. Павлу Об Иуде-предателе Дивишься, кажется, почему Христос не убедил предателя признавать добродетель благом, хотя тот нередко слышал беседу о добродетели, вернее же сказать, и не было беседы, в которой бы не слыхал о ней. А я дивлюсь, почему ты, зная, что такое свобода, мог дивиться сему. Ибо не насилием и самовластием, но убеждением и добрым расположением уготовляется спасение человеков. Потому всякий полновластен в собственном своем спасении, чтобы и увенчиваемые, и наказываемые справедливо получали то, что сами избрали. 630. Диакону Пампретию

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010