Др. анонимное лат. мученичество, где говорится только о Г., возможно, было создано в Риме не ранее XII в. Согласно тексту, при имп. Максимиане в Никомидии жил некий благочестивый Г., к-рый за свою святость получил от Бога дар исцелять различные болезни, и к нему отовсюду стекались люди, к-рые в знак благодарности даже хотели провозгласить его царем, но он отказался. О нем донесли Максимиану, и тот приказал отправить его в темницу и пытать огнем. Но по Божией воле огонь гас. Тогда император приказал утопить Г. в море, однако ангел подхватил Г. и донес до гавани. Чудесным образом Г. оказался в Риме, где, прожив неск. дней, мирно скончался и был погребен на Лабиканской дороге. Этот памятник представляет собой рим. народную легенду на основе комбинаций сюжетов из различных сказаний о мучениках. Эта версия мученичества Г. не получила признания в зап. собрании житий святых - «Золотой легенде». Мощи Г. в Европе В связи с тем что частицы мощей Г. находились во мн. религ. центрах, почитание Г. было более распространено, чем почитание Д. До сер. VIII в. мощи Г. находились в Риме на Лабиканской дороге в катакомбах «между двух лавров». В 764 г. еп. Меттиса (совр. Мец) Хродеганг получил в дар от папы Павла I частицы мощей Г. На пути из Рима он остановился в Агауне (совр. Сен-Морис, кантон Вале, Швейцария), в мон-ре св. Маврикия, где мощи Г. были похищены у него местными монахами, и, чтобы вернуть реликвию, понадобилось вмешательство кор. Пипина Короткого. Через год мощи были переданы Хродегангом в основанный им (749) мон-рь Горце. С этого момента покровителями мон-ря наряду с ап. Петром и первомч. Стефаном стал Г. Перенесение его мощей праздновалось 12 марта, видимо, потому, что на этот день приходилась память Г. и Д. по Мартирологу блж. Иеронима. С сер. IX в. дни памяти были разделены: 9 сент.- память Г. и Д., 12 марта - память перенесения мощей. Минденский бревиарий 1516 г., отражающий более раннюю традицию, указывает 11 марта (вместо 12 марта, когда отмечается память свт. Григория Двоеслова) как день перенесения мощей Г. в минденский кафедральный собор. Когда мощи Г. попали в Минден, точно неизвестно, перенесены они были из Горце не позже сер. X в. При еп. Адальбероне Мецском (927-964) возник вопрос, где находится большая часть мощей Г., в Горце или Миндене, к-рый остался нерешенным, т. к. мученик чудесным образом воспрепятствовал еп. Адальберону и бывшим с ним клирикам вскрыть его раку. Эти сведения стали известны из повествования о «Перенесении мощей и чудесах Горгония в Горце», написанном неким монахом из Горце приблизительно в то же время, когда епископом в Меце был Адальберон, а настоятелем в Горце - св. Иоанн (его необоснованно называли автором этого произведения). В этом повествовании также рассказывается о перенесении Хродегангом мощей Г. из Рима.

http://pravenc.ru/text/166185.html

В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломану (Шарлеманю) и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломана и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением: очевидно, нравы той эпохи требовали подобных жёстких мер. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранкский Собор (Consilium Germanicum) состоялся в 742 или 743 г., место его проведения точно не известно. Бонифаций принял в нём участие как архиепископ и “посланник святого Петра” (missus St. Petri). Среди постановлений этого и следующих Соборов (744, 745, 748) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников нормой был провозглашён устав преподобного Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Деятельность Бонифация закрепила сближение Каролингов с папством. По преданию, Бонифаций в 751 г. в Суасоне впервые в истории франков помазал Пипина Короткого на царство. После смерти епископа Утрехта святого Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под своё управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Сын графа Дрого Шампанского, он родился около 680 г. Тяготясь жизнью в миру, в 713-м г. он стал клириком, был рукоположен в священника и введен в капитул кафедрального собора в Меце. Свои доходы он употреблял на церковные нужды и на милостыню нуждающимся. В 718-м г. Гуго стал монахом-бенедиктинцем, а 4 года спустя был хиротонисан во епископа с назначением на архиепископскую кафедру в Руане. Одновременно он был назначен администратором церквей Парижа и Байе – города, расположенного близ портового Гавра. В 723-м г. братья Гуго, граф Арнульф Шампанский и Годфрид, были обвинены в заговоре против майордома и брошены в тюрьму, но архиепископа Гуго эта опала не затронула. Более того, в поощрение за верность майордом Карл Мартелл предоставил своему племяннику в управление Фонтенельский монастырь, а позже поставил его аббатом монастырей Жюмьежского и Святого Дионисия (Сен-Дени) под Парижем. Гуго Руанский скончался 8 апреля 730 г. в Жюмьежском монастыре, был там же и погребен, а позже канонизован. Современник Гуго Руанского Эрмин получил образование в школе при кафедральном соборе Лаона. Позже он принял постриг в монастыре в Лоббе, расположенном на территории современной Бельгии, и был рукоположен в иеромонаха. Его наставником в духовной жизни был первый аббат этой обители Урсмар, после кончины которого в 713-м г. Эрмин возглавил братию этого монастыря. Без малого четверть века продолжалось его настоятельское служение. Эрмин преставился 25 апреля 737 г., был погребен в крипте своего монастыря и позже причислен к лику святых. Агиограф Эрмина усваивает ему учительность, рассудительность, мудрость и дар пророчества. Бенедикт Аньянский Особенно значимой для жизни Галльской Церкви стала реформаторская деятельность Бенедикта Аньянского, который родился в 750-м г. в семье графа Магелонского. В юности он находился при дворе Пипина Короткого, затем – при дворе его сына Карла Великого, но придворная и вообще мирская жизнь его тяготила, и в возрасте 24 лет он принял постриг в Сен-Сенском монастыре, но, недовольный отсутствием строгости в уставе этого монастыря, он ушел из него и, вернувшись в родовое имение в Лангедоке на берегу реки Аньяна, устроил там новый монастырь, в который пришли христиане, стремившиеся к аскетической жизни.

http://pravoslavie.ru/131116.html

Саксон Анналист так рассказывает о мученической кончине Бонифация и его спутников, ошибочно помещая это сообщение под 753 г.: «В окружении толпы своих клиентов он разбил палатку на берегу реки Бордны, что лежит на границе тех, кого на мужицком языке называют осторами и вестерами, и объявил о намерении отпраздновать днем праздник конфирмации неофитов. А когда настал день, в лагерь ворвалась огромная толпа потрясавших копьями врагов; выступившим против них юношам муж Божий запретил сражаться; когда он вдохновил учеников на мученичество, бешеная орда язычников бросилась и поразила блаженные тела святых; однако при разделе добычи между ними возникла ссора, и оружие, которым они поразили мучеников, обратилось против них самих» . Убийц постигло отмщение их соплеменников-христиан: «Когда слух о гибели мучеников разнесся по округам и весям, христиане, собравшись, напали на землю неверных и, окружив их со всех сторон, перебили» . Западная Церковь канонизовала Бонифация. Его стали именовать апостолом Германии Останки убитых были погребены в Утрехте, но несколько лет спустя, по повелению архиепископа Майнца, преемника Бонифация, его мощи были перенесены в Фульдский монастырь, основанный его учеником Стурмием, где они пребывают и по сей день. Западная Церковь канонизовала Бонифация. Его стали именовать апостолом Германии. Подчинив Церковь Австразии прямой власти епископов Рима, Бонифаций проложил путь к тесному союзу франкского королевства с Римским престолом, который запечатлен был папским помазанием Пипина Короткого как короля франков, сменившего монархов из династии Меровингов, и затем императорской коронацией Карла Великого. Тем самым была непомерно возвышена роль епископов Рима – не только в церковной, но и в государственной жизни Запада. Церковная жизнь в королевстве франков: подвижники, богослужение, храмостроительство Имена западных подвижников VIII века остаются в тени деятеля такого колоссального масштаба, как Бонифаций: к их числу принадлежит Гуго Руанский, близкий родственник Каролингов, правда, скончавшийся до того, как его двоюродный брат Пипин Короткий стал первым королем франков в их роду.

http://pravoslavie.ru/131116.html

Столь жестокие меры император применял лишь к иконопочитателям. Иконоборческое духовенство, в том числе и монашествующее, Каваллин не трогал. Что касается мирян, их за иконопочитание практически не преследовали вообще. Вполне терпимо василевс относился и к ересям, среди которых наибольшее число приверженцев имела павликианская. Последующие массовые кровавые расправы с ними православных монархов, вне всякого сомнения, затмили все казни иконодулов при Копрониме. В полемике со своими идеологическими противниками император не гнушался и откровенно сомнительных приемов: таких, как ревизия церковных документов и вообще религиозной литературы, где «неудобный» текст местами стирали или заменяли новым, отредактированным в духе иконоборчества. Сепаратистские устремления западных городов и римского престола реализовывались под удобным предлогом защиты веры от василевса-еретика. Папа Захария, последний грек на троне св.Петра, вступил в должность, не запросив согласия империи. Отныне Рим в политике стал ориентироваться на Запад, на королевство франков и его майордома Пипина Короткого, ставшего королем при активной поддержке церкви в 751 г. Взятие лангобардами Равенны (751) еще более уменьшило возможность восточных императоров контролировать италийские дела. Власть Константинополя сохранялась лишь в Апулии, Калаврии и на Сицилии, ее оплотом стал город Бари. Папа (752 – 757) Стефан II лично встретился с Пипином, помазал его на царство и наградил титулом «патриция Рима», доселе принадлежавшим равеннским экзархам. Папа (767 – 772) Стефан III осудил иконоборчество на Латеранском синоде 769 г. Свою лепту в борьбу с византийским автократором, как и при Льве III, внесли христиане, жившие под властью арабов. Иоанну Иерусалимскому приписывают злой памфлет «Против Константина Каваллина». Враги императора в столице около 764 г. организовали заговор, в число участников которого вошли высшие придворные. Двоих император казнил, остальных отправил в ссылку, назначив ежегодно по сто ударов бичами. Патриарх Константин, оказавший заговорщикам покровительство, был низложен и заточен в темницу, а год спустя обезглавлен после осмеяния на ипподроме. Его место занял славянин евнух Никита.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Папа же отменяет переданную Апостолами соборную форму правления , которая через Духа Святого соединяет воедино Церковь и знак обращения ее, т.е. Христа, через единение приходов всех Церквей посредством священнослужителей, священнослужителей же и приходов через епископов, епископов же – через митрополитов, митрополитов в свою очередь через поместные и Вселенские Соборы. Папа ликвидирует и епископов, и соборы, так как Дух Святой говорит якобы только через папу. Поэтому он утверждает вместо епископов коллегию , некий совещательный орган, сам созывает соборы, сам признает их или отвергает. Таким образом, папская церковь потеряла свое церковное сознание и стала светским органом под абсолютной монархической властью папы, превратилась в человекоцентричное учреждение, папскую интеграцию . Папа задушил Сознание Церкви . Никто не имеет права говорить о церковных делах, тем более о папе, которому как имеющему «непогрешимость» на все времена обязаны подчиняться слепо все. Якобы он такой великий, что может заменить Христа, якобы такой единственный непогрешимый и незаменимый, пусть даже с грехами, скандалами, ересями, – он, «всегрешник»! Однако Церковь и ее Отцы изобличают папское безрассудство. Собор 1722 г . говорит: «Должно подчиняться Соборам и Канонам, а не так, как некоторые представляют, что папа стоит выше и Соборов, и Канонов» 76 . 5) Екклесиологическое отчуждение папским государством, идеей цезаропапизма. Алчный до власти, папа добился дара от короля Пипина Короткого, получив итальянские земли под свой контроль, и «учреждения первого папского государства в 754 г.» 77 . Папская Церковь стала государством, а папа стал заменяющем Христа цезарем . Так папа поддался искушению, которое победил Христос. Папа возжелал «все царства мира и славу их» 78 . Он не сказал: «Отойди от Меня, сатана...Господу Богу твоему поклонись» 79 . Папа превратился в тирана Запада. Он вызвал беспорядки, резню, смертоносные войны вождей и народов. Папы пытаются утвердить цезаропапизм огнем и мечом, «Священной Инквизицией , как и мусульмане. Папы вызывают религиозные войны, массовую резню и убийство, как ночью Св. Варфоломея 24 августа 1572 г. в Париже, как в Руанде, Ирландии и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Эта легенда стала столь распространенной, что перекочевала и в учебники по истории Церкви в Русской Православной Церкви. Только в начале XX века католические ученые доказали, что не было разрыва Иоанна VIII с Фотием. Важную роль сыграл при этом Франциск Дворник. В «Схизме при Фотии» (вышла в 1948 г. на английском языке) он приводит документы Ватиканского архива, подтверждающие, что папа Иоанн VIII и патриарх Фотий до конца жизни находились в общении и официальном, и неофициальном, и далее общение двух кафедр продолжалось еще около 200 лет. Упадок папства со второй половины IX в. и до начала XI в Во второй половине VIII в. папы превратились в светских правителей после дара Пипина Короткого, государя франков. Затем шло укрупнение франкского государства, и при Карле Великом (VIII-IX вв.) была создана Западная империя, а сам Карл Великий был коронован как император папой Львом III. Франкское государство включало Францию, часть Италии, часть Испании, часть северной Югославии. Прочность государства была невелика. Уже при преемниках Карла Великого начался процесс дробления его на мелкие независимые территории. Этот процесс феодализации коснулся и Римской кафедры. Положение пап было даже хуже, чем положение светских правителей. У императора было право выбора преемника, а замещение Римской кафедры происходило по выборам.Реальное влияние на выборы оказалось в руках знатных римских фамилий на территориях, входивших в территорию папского государства, и они старались избирать на папский престол людей ничтожных и маловлиятельных. Римский народ тоже был заинтересован в частой смене пап, так как, по традиции, по смерти папы дворец отдавался на пользование толпы, и люди с удовольствием тащили из него все, что могли. Лишь в XII веке выбирать папу стали кардиналы. Все это приводило к частой смене епископа Рима. В начале X века в течение 8 лет сменилось 8 пап, большинство из которых были задушены. В том же X веке был период, который сами католики называют периодом порнократии (правлением блудниц).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

В 843 г. происходит Верденский раздел: внуки Карла разделили его огромную империю на три части (будущие Францию, Италию и Германию). При этом титул императоров удержали германские кайзеры. В Х в. при королях Оттонах I, II u III из Саксонской династии Германия чрезвычайно усиливается (т.н. «Оттоновский ренессанс») и возникает т.н. «Священная Римская империя Германской нации». Однако ускоренный рост государства приводит к ослаблению роли и значения Церкви. Могущественные феодалы завладевали церковным имуществом и правом на инвеституру, а Церковь все более обмирщалась и приходила в упадок. Х век — это время позорной деградации папства, время жестокой борьбы за Св. Престол и покорного угождения всесильным светским владыкам. Так, папа Бенедикт VIII (1012-1024 гг.), свергнутый антипапой Григорием, снова получает тиару из рук Генриха II Гepмahckoro и по его настоянию утверждает в Символе веры Filioque (1014 г.). Следующий папа, Иоанн XIX, спасаясь от заговора, тоже бежит к германскому королю, после чего образуется троепапство (Бенедикт IX, Сильвестр III, Иоанн XX). В среде клира процветает симонияи противоестественные пороки. Ясно, что Церковь остро нуждается в обновлении. Это предчувствовал уже Бенедикт Аньянский († 821 г.) — монастырский реформатор из знатного рода. Вырос при дворе Пипина Короткого и Карла Великого. В 774 г. ушел в монастырь, но не обнаружил там истинного подвижничества. Тогда основал собственный Аньянский монастырь, где возродил устав преподобного Бенедикта Нурсийского во всей его строгости и на этой базе начал реформу прочих монастырей ордена. Столетие спустя начинается новый всплеск движения за реформу. Теперь она складывается на базе Бургундского монастыря Клюни (основан в 910 г.) и получает название Клюнийской (сер. Х — нач. XII в.). B XI в. возникает конгрегация 3000 клюнийских монастырей, которые уже не подчиняются светским феодалам, живут по строгому уставу и активно борются с симонией. Реформаторы объединяются вокруг таких фигур, как Петр Дамиани († 1072 г.) — отшельник, учитель монахов, впоследствии — аббат, с 1057 г. — кардинал. Он — иррационалист, противопоставлявший веру разуму, учивший, что Бог не подчиняется даже закону противоречия, например, может делать бывшее не бывшим (трактат «О Божественном всемогуществе»). При этом он — сторонник симфонии Церкви и государства.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Scr. Mer. T. 6. P. 369-370). Однако то, что убийца Л. был приближенным майордома Пипина II, дает основания видеть связь между гибелью епископа и борьбой аристократических кланов ( Werner. 1980. S. 272; ср.: Kupper. 1984. P. 18-19), возможно фракций рода Пипинидов ( Wood. 1994. P. 270-271). Брак Пипина II с Альпаидой, ставшей 2-й женой майордома (между 685 и 690), вызвал конфликт между сторонниками Альпаиды и Плектруды, 1-й супруги Пипина. В эпоху Каролингов агиографы считали, что 2-й брак Пипина, к-рый они представляли как незаконное сожительство, стал причиной убийства Л. Впервые об этом упоминается в мартирологе архиеп. Адона Вьеннского (составлен ранее 860): епископ обличал нравы правителя и его приближенных (regiam domum... increpasset) и был убит королевскими слугами. В нач. X в. это утверждение повторил хронист Регинон Прюмский ( Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon/Ed. F. Kurze. Hannoverae, 1890. P. 34). Вероятно, сообщение архиеп. Адона отражает его позицию в богословской и канонической полемике об аннулировании брака кор. Лотаря II (855-869) с Теутбергой. Поэтому исследователи называли легенду о причастности Пипина II к убийству Л. «политическим памфлетом», использовавшимся клириками в целях пропаганды ( Kupper. 1984. P. 27-47). Согласно поэме еп. Стефана, святой обвинил Пипина в незаконном сожительстве с Альпаидой, сестрой Додона, к-рая попросила брата отомстить епископу (см.: Ibid. P. 30-35). Однако в прозаическом Житии, составленном по указанию Стефана, об этом не говорится. Согласно Лоббским анналам, Л. публично выступил против Пипина и Альпаиды, после чего майордом разрешил Додону убить епископа (MGH. SS. T. 13. P. 227). Каноник Ансельм в «Деяниях епископов...» привел различные версии преданий о гибели Л., дополнив их вымышленными деталями. По его мнению, Л. долгое время упрекал Пипина за связь с Альпаидой, но майордом отказывался слушать епископа. В конце концов Альпаида разгневалась на Л. и велела брату убить его (Ibid. T. 7. P. 194-195). Развивая эту версию, Сигеберт из Жамблу представлял Л.

http://pravenc.ru/text/2462573.html

И на сей раз император отказался от насилия в преследовании своих врагов, ограничившись лишь высылкой Лотаря в Италию. И опять многие увидели в этом слабость, недопустимую для властителя. С другой стороны, Людовик безуспешно пытался соединить несоединимое. В этом заключалась его глубокая личная трагедия. Видимо, не случайно в последние годы жизни Людовик со все большей апатией относился к власти. Он практически перестал заниматься государственными дедами, предоставив это Юдифи и своим приближенным, а все свободное время посвящал молитве и пению псалмов. Единственное, к чему он еще проявлял интерес – это будущее Карла. 6О-летний старик испытывал прямо-таки болезненную привязанность к младшему сыну, которому едва исполнилось 12. Он уже никого не хотел слушать, и ослепленный запоздалой отцовской любовью, совершал поступки, которые подчас не поддавались никакой логике. Словно забыв, кому он больше всего обязан своим возвращением на трон, Людовик в 836 г. отнял у Пипина в пользу Карла всю Нейстрию и Бретань, а в 838 г., после смерти Пипина, лишил его сына, Пипина II, отцовского наследства и отдал Карлу Аквитанию. В 838 г. под давлением Юдифи император пошел на унизительные переговоры с Лотарем, дважды лишавшим отца власти, и предложил ему организовать политический союз с Карлом против Людовика Баварского и Пипина II. А в 839 г. в Вормсе в последний раз поделил империю, но уже только между Лотарем и Карлом. Людовик Баварский, узнав о разделе, немедленно поднял мятеж. Ничем другим он не сумел ответить отцу, который так щедро «отблагодарил» его за поддержку в ту страшную осень 833 года. Император спешил. Чувствуя приближение смерти, он стал до крайности суеверен и страшно тяжело переживал различные знамения. А их как назло становилось все больше – странные кометы, неурожаи, нашествие саранчи, засуха и, наконец, солнечное затмение весной 840 года. Ничего хорошего это не предвещало. Готовясь подавить мятеж Людовика, он начал собирать войска, даже вызвал из Италии Лотаря, однако в начале лета 840 г, внезапно занемог – временами невыносимо сдавливало грудь, становилось трудно дышать. Недалеко от Майнца, на одном из рейнских островов для императора поставили палатку, в надежде, что свежий воздух хоть немного облегчит недуг. Но это не помогло...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010