Отрыв Римской церкви от Церкви Вселенской произошёл следующим образом. В 752 году папа Захарий помазал на царство главного домоправителя франкских королей – Пипина Короткого и этим как бы дал церковное благословение произведённому Пипином во франкском королевстве перевороту, устранившему от власти законного франкского короля. За этим Пипин в 755 г. отнял у германского племени лангобардов завоёванные ими в Италии земли и передал в руки папы ключи от 22 городов и принадлежавший ранее Византийской империи Равеннский экзархат. Так папа из подданного восточно-римского (Константинопольского) императора превратился в самостоятельного светского государя, независимого ни от какого другого государя, с самостоятельной территорией и с обладанием на этой территории высшей государственной властью. Это быстро деморализовало само папство. Внутреннее противоречие аскетического идеала и светской власти явилось опасным врагом нравственной чистоты пап. Оно повлекло за собой радикальную перемену не только в положении, но и в поведении, в намерениях, в стремлениях и в методах действия римских пап. Самомнение, гордость, властолюбие, стремление подчинить своей власти все местные церкви – которые прежде в поведении римских пап проявлялись только как тенденции, как спорадические явления – теперь овладевают папами всецело. Сначала папы поставили себе задачей укреплять свою власть в тех западных церквях, которые не входили в состав Римской Церкви – африканской, испанской и галльской. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны африканской церкви, папам удалось сравнительно легко добиться подчинения себе этих церквей: велик был авторитет Рима в этих бывших его провинциях. Что касается ново-основанных миссионерами римского епископа церквей в Британии, Германии и других странах Западной Европы, то подчинить их своей власти папам удалось тем более без всякого труда, так как в них идея о главенстве папы в Церкви внедрялась одновременно с проповедью христианства. Подчиняя себе западные церкви, папы одновременно принимали меры к тому, чтобы обосновать свою власть, если не догматически, то, по крайней мере, юридически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Война закончилась относительной победой Византии. 9. 552-555 Вмешательство Византии в гражданскую войну вестготов в Испании. Атанагильд провозгласил себя королем и обратился за помощью Византии для борьбы с противником, а потом не мог избавиться от византийцев, к которым враждебно отнеслось местное население, но потерпел неудачу. Византийцы заняли многие прибрежные города Бетики, и этот регион должен был оставаться византийской провинцией до тех пор, пока его не отвоевали вестготы всего 70 лет спустя. 10. 560-578 Война с Мавро-Римским царством. Мавританский король Гармул начал набеги на восток Римской империи. Гармул потерпел поражение, с его смертью Мавро-Римское царство распалось, прибрежное пространство между Мавретаниями Тингитанской и Цезарейской было включено в состав Византийской империи. 11. 568-626 Аваро-византийские войны на Балканах и в Греции, включая осаду Константинополя в 626 году. Большинство конфликтов было связано с нападениями авар и (или) союзных им славян на балканские провинции Византийской империи. Не сумев захватить Константинополь, государство аваров быстро начало клониться к закату. 12. 568-750 Византийско-лангобардские войны в северной Италии. Войны начались из-за империалистических наклонностей лангобардского короля Альбоина, стремившегося завладеть Северной Италией. Конфликты закончились поражением Византии: лангобарды сначала смогли захватить значительную часть Северной Италии, а в конечном итоге (751 г.) завоевали Равеннский экзархат, доставшийся через несколько лет франкам Пипина Короткого. 13. 572-591 Война с Персией за Кавказ. Война была спровоцирована провизантийскими восстаниями в районах Кавказа, находившихся под персидской гегемонией. В 589-591 гг. Византия поддержала претендента на трон Хосрова и участвовала в сасанидской гражданской войне. Претендент на персидский трон Бахрам Чубин не выдержал совместного удара византийских, армянских и оставшихся верными шахиншаху Хосрову персидских сил, и был разбит. 14. 602-628 Последняя византийско-персидская война.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Авторы заметок, руководясь идеей папского приматства, по большей части делают голословные замечания, в роде того, что такой-то папа издал декрет, имеющий обязательную силу для всей церкви. Но такие фразы никогда не сопровождаются фактическими пояснениями. А когда делается указание на факты, то вместо действительных событий повторяются прежние вымыслы о Сильвестре, Сиксте и т. п. Поэтому «книга о папах» признается не имеющею никакого исторического достоинства. Все, долженствующее быть историческим, в ней ложно, – говорит Янус. Показания её о судьбе и деяниях отдельных пап никогда не совпадают с действительной историей и противоречат ей грубейшим образом. Историку папства все-таки необходимо иметь её в виду. Из неё нельзя извлечь достоверных сведений. Но за то она красноречиво свидетельствует, до какой степени зрелости достигли идеи папства уже в то время, к которому относятся её редакции. Нельзя также отвергать, что она много помогла распространению существовавших уже вымыслов о папстве, приняв их на свои страницы. К VIII веку фабрикация подлогов сделалась до того обычною, что приобретение папами светской власти вызвало новый вымысел, которому, не смотря на всю его бесцеремонность, скоро поверили. Папа помог династии Карловингов утвердиться на французском престоле. Карловинги отвечали на услугу услугой. Но в Риме дух властолюбия и высокомерия до того овладел умами, что чувство взаимности и признательности сделалось здесь вещью неизвестною. Напротив тут находили, что, наделив пап ленными дарами, Карловинги не только не оказали им услуги, но даже не сделали ровно ничего, говоря строго – остались еще в долгу. Дарственные записи Пипина короткого и Карла великого делали пап лишь вассалами. А папы возмечтали уже о полной независимости и даже о всемирной монархии, в которой верховная светская власть должна принадлежать римской кафедре, а все короли и императоры должны стоять в ленных отношениях к папе. Вполне созрели эти идеи позднее. В эпоху же, о которой идет речь, в Риме считали достаточным пока доказать, что правами светской власти папы владеют давно, и что Карловинги не подарок сделали папам, а восстановили лишь, и то не вполне, а отчасти только, ту власть, которая предоставлена была римской кафедре Константином великим .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

«Предмет твоего поклонения, о король, не бог, а дьявол, и он держит тебя в сетях мерзкой лжи, чтобы предать твою душу вечному огню. Ибо нет Бога, кроме единого, который создал небеса и землю, моря и все, что в них; и те, кто поклоняется Ему в истинной вере, обретут вечную жизнь. Как Его слуга я призываю тебя в этот день отказаться от пустых закоснелых заблуждений, в которые впали твои предки, и поверить в единого всемогущего Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Прими крещение в источнике жизни и смой все твои грехи, чтобы, отказавшись от злобы и нечестивости, ты мог после этого жить как новый человек в успокоении, справедливости и святости. Если ты сделаешь это, ты будешь радоваться нескончаемой славе вместе с Богом и Его святыми; но если ты отвергнешь меня, того, кто открывает тебе дорогу жизни, будь уверен, что вместе с дьяволом, которому ты подчиняешься, ты будешь терпеть нескончаемое наказание и мучение в языках пламени». На что король подивился и ответил: «Ясно мне, что мои усилия никак не повлияли на тебя, и что твои слова также непреклонны, как и твои дела». Хотя он не внял проповеди истины, он отослал Виллиброрда со всеми почестями обратно к Пипину. Покинув Хелиголанд, св. Виллиброрд отправился на фризский остров Вальхерен, где «его благочестие и терпение совершили множество завоеваний ради христианской религии», и основал там несколько церквей. Он разрушил стоявшего там идола, после чего на него напал возмущенный языческий жрец, вооруженный мечом, и попытался его убить. Однако, святой чудом уцелел. Затем, его «спутники ринулись, чтобы убить дикого человека за его безумие. Божий человек, естественно, освободил преступника из их рук и отпустил его. Однако, в тот же день тот был схвачен дьяволом, который обладал им три дня, после чего тот закончил свою жалкую жизнь в страданиях». После этого он без приключений вернулся в Утрехт. В 714 г. он крестил Пипина Короткого, будущего короля франков, сына Карла Мантеля . 14 декабря 714 г. Пипин умер, и вскоре после этого началась известная борьба за власть над франкской территорией. Гражданская война продлилась примерно пять лет и закончилась победой Карла Мантеля.

http://pravoslavie.ru/2000.html

захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую Землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска. Раймунд Антиохийский (1099-1149) — Раймунд де Пуатье, князь Антиохии с 1136 г., дядя Алиеноры Аквитанской. Нуреддин (Нур ад-Дин) — Нур ад-Дин Махмуд, " светоч веры " (1118-1174), сын мосульского атабека Имад ад-Дина Зенги I (см. прим. 61 к гл. II), которому наследовал в 1146 г. Владел Алеппо и Эдессой. Успешно вел борьбу с крестоносцами, разгромив короля Иерусалимского Амальрика (Амори) I. Генрих Лев — герцог Баварии и Саксонии из рода Вельфов (1129-1195), сын Генриха Х Гордого, наследовал своему дяде Вельфу VII в 1142 г. Расширил на восток свои владения за счет славян, присоединил Мекленбург и Померанию, став одним из самых сильных феодалов Германии. За отказ предоставить военную помощь императору Фридриху I Барбароссе против ломбардцев был по решению рейхстага изгнан из своих владений и в 1181 г. бежал к английскому королю Генриху II, на дочери которого Матильде был женат. Вернулся в Германию в 1188 г., но, отказавшись отправиться в третий крестовый поход под началом императора, был вновь изгнан. Вернувшись через несколько месяцев, попытался отвоевать свои владения силой. Его сын Оттон, герцог Люнебург-Брауншвейгский, сумел добиться императорской короны в 1198 г., но не смог закрепить ее за Вельфами. Альбрехт Медведь — маркграф Бранденбургский (ок. 1100-1170), сын Оттона Богатого, графа Балленштедтского и Аршелебенского, которому наследовал в 1123 г. Безуспешно боролся с Генрихом Львом за обладание Саксонией, добился успеха в войне с вендами (см. прим. 21), населявшими Бранденбургскую марку. В 1157 г. завершил покорение вендов, способствуя заселению своих новых владений немцами и голландцами. Венды (полабские славяне) — племена бодричей и лютичей, жившие с 40-х гг. XI в. на побережье Балтийского моря между устьями Лабы и Одры. Карл I Великий (ок. 742-814) — король франков с 768 г., император с 800 г., сын Пипина Короткого и Берты Большеногой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

2 декабря 1804 года папа Пий VII короновал Наполеона в Париже, от принятия причастия Наполеон отказался, во время коронования вырвал из рук папы корону и сам на себя ее возложил. Папа лишь совершил миропомазание. Такого коронования не было со времени Пипина Короткого. Кроме того, 26 мая 1805 года Наполеон короновался в Милане железной короной. Папа вынужден был идти на уступки, принимая во внимание, что конкордат 1801 года был первым после конкордата 1516 года. Затем начались осложнения. Под предлогом, что папская область может быть занята враждебными войсками, Наполеон 13 февраля 1806 года писал папе: «Вы – владыка Рима, я же Император: мои враги должны быть Вашими». В результате генерал Миолли вступил в Рим 1 февраля 1808 года. Рим оказался оккупированным. После 14 месяцев оккупации, в течение какового времени папа жил пленником, не имея возможности сноситься с кардиналами, из которых 24 были сосланы, декретом из Вены, от 17 мая 1809 года, Наполеон объявил папские владения присоединенными к Французской Империи, а Рим свободным имперским городом. Таким образом, светская власть папы упразднилась; Наполеон взял назад у св. престола дар Карла Великого, «своего славного предшественника». Наполеон мечтал о водворении папы в Париже. 10 июня папа издал буллу об отлучении Наполеона. Наполеон напечатал в Мониторе, что, согласно принципам Галликанской церкви, папа не вправе отлучать французского государя. В ночь с 5 на 6 июля жандармский генерал Рода окружил Квиринал и потребовал отречения папы от светской власти, грозя увезти его из Рима. Папа не подчинился и был увезен, вместе со статс-секретарем Пакка. «Больше никакой пощады», – пишет Наполеон Мюрату. Через Флоренцию, Турин, Гренобль папу отвозят в Саванну (20 августа 1809 г.), разлучив со статс-секретарем. Папа отклонил предложение поселиться в Париже с содержанием в 2 миллиона франков. Император велит отправить всех кардиналов и папскую канцелярию в Париж, туда же думает переселить и папу, чтобы иметь его под рукою в полной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Сейчас даже говорят, что Гонорий внутри был не еретик, а внешне выражался так, что навлек на себя осуждение епископов. Современные католики говорят, что научно невозможно доказать еретичество Гонория. Ведь примат папы и непогрешимость его — предмет веры, догмат у католиков; и они верят, что Гонорий как папа был внутренне непогрешим. 5. Создание папского государства Обладателем светской власти в Риме пала стал в половине VIII века. До этого времени Рим был под скипетром «римского», т. е. византийского императора и в государственном отношении подчинялся Константинополю. В половине VIII века византийские владения на Западе, значительно сократившиеся в результате лангобардских завоевании, находились под угрозой. В 752 году лангобардами был завоеван главный оплот Византии на итальянской территории — Равеннский экзархат, а вместе с ним и город Рим. Лангобарды продержались здесь, правда, всего два года, но изгнал их отсюда в 754 году не византийский император, а его соперник, франкский король Пипин Короткий, пользовавшийся поддержкой папы. В 756 году Пипин Короткий передал отвоеванные у лангобардов территории папе Стефану. С этого момента папа становится главой государства, известного под названием Папской, или Церковной области. (Нельзя, впрочем, сказать, что папа, как глава государства, всегда был совершенно независим. Иногда он был в подчинении у «римского» императора. (Так стали именоваться преемники Пипина Короткого, сперва — его сын Карл Великий, потом — германские императоры)). Чтобы убедиться в этом положении, надо было оградить новое государство от любых претензии Византии. Во время, очень близкое к этим событиям, был сфабрикован документ — «Дарственная Константина» (Donatio Constantini или Constitutum Constantini), целью которого было показать, что светскую власть над Римом папе (в лице папы Сильвестра) предоставил сам Константин Великий. Облекая папу императорской властью, Константин Великий якобы передал папе и её внешние атрибуты: пурпурное одеяние, диадиму, скипетр и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нек-рые исследователи сопоставляли отречение К. с действиями кор. лангобардов Ратхиса (744-749), который также отказался от власти и удалился в мон-рь, и приписывали это влиянию Бонифация и др. англосакс. миссионеров ( Kr ü ger. 1973). В Анналах Пето приведена др. версия событий: К. удалился в мон-рь, потому что испытывал раскаяние в том, что казнил алеманнов (MGH. SS. T. 1. P. 11). Если эти сведения достоверны, на решение К. могло повлиять недовольство его приближенных расправой над алеманнской знатью. Предполагаемое ослабление позиций К. в гос-ве франков могло быть связано и с браком (744) Пипина Короткого и Бертрады, дочери Хериберта, комита (графа) г. Лавдун, располагавшего обширными земельными владениями в Австразии. Этот брак позволил Пипину занять более прочное положение, чем К. По предположению некоторых исследователей, К., отправляясь в Рим, не имел намерения остаться там и стать монахом, но его задержал папа, действовавший по просьбе Пипина (см.: Werner K. F. Das Geburtsdatum Karls das Grossen//Francia. 1973. Bd. 1. S. 156; Riesenberger. 1970; Enright M. J. Iona, Tara, and Soissons. B.; N. Y., 1985. P. 92-93; Fouracre. 2005. P. 16-17). Согласно М. де Йонг, каролингские авторы, хорошо знакомые с обычаем удалять политических противников в монастырь, сомневались в свободе выбора К. Чтобы снять возможные подозрения с Пипина Короткого, они специально подчеркивали благочестие К. и его искреннее желание стать монахом ( Jong. 2001. P. 324-325). После того как К. покинул королевство франков и отправился в Италию, Пипин освободил своего единокровного брата Грифона, содержавшегося в заключении после смерти Карла Мартелла. Грифон получил от Пипина комитат (графство), но вскоре бежал в Баварию, где нашел убежище у родственника, герц. Одилона. Сыновья К. остались под опекой Пипина, возможно, как его будущие наследники, но их положение изменилось после рождения у Пипина сына, Карла Великого (747/8). Существуют данные, что Дрогон, старший сын К., попытался занять должность майордома Австразии. Когда Пипин Короткий созвал Собор (вероятно, имеется в виду Собор 748 г. в Дюрене), Дрогон объявил, что проведет отдельный Собор епископов Австразии. Известно о колебаниях св. Бонифация относительно того, на каком Соборе ему следует присутствовать (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 79). Возможно, Дрогону удалось сохранить контроль над всей Австразией или ее частью до 751 г., когда Пипин стал королем франков.

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Пребывая в Кассинском мон-ре, К. принимал участие в жизни королевства франков. Из послания папы Захарии франк. епископам и всему духовенству, написанного в 750 или 751 г., известно, что аббат Оптат и «Карломан, возлюбленный Богом монах» попытались помирить Пипина и Грифона. Понтифик призвал франк. духовенство способствовать примирению, а также вернуть в Италию мощи прп. Венедикта Нурсийского , вывезенные в мон-рь Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) (MGH. Epp. T. 3. P. 467-468). К этому времени относится письмо св. Бонифация к Оптату с предложением установить взаимное поминовение монахов Кассинского мон-ря и аббатства Фульда (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 106). По мнению нек-рых исследователей, вокруг К. сосредоточились франки, недовольные политикой Пипина Короткого, прежде всего сотрудничеством с Папским престолом и отказом от традиц. для франков союза с лангобардами. Не исключено, что отношения с К. поддерживал Ратхис, король лангобардов, к-рый опасался вторжения франков для защиты Римского дуката ( Riesenberger. 1970). К. мог быть недоволен тем, что в 751 г. Пипин стал королем франков, что означало отстранение от власти Дрогона ( Wood. 1994. P. 290-291). Папа Стефан II (752-757), вступив в конфликт с кор. лангобардов Айстульфом (749-756), рассчитывал на военную помощь Пипина Короткого. С целью заручиться его поддержкой папа посетил гос-во франков (753-754), где повторно короновал Пипина и его сыновей, Карла Великого и Карломана. По инициативе кор. Айстульфа К. отправился вслед за понтификом, чтобы убедить брата не нарушать мир с лангобардами. Его сопровождали монахи Кассинского аббатства. К. мог действовать в согласии с представителями франкской знати, которые были недовольны политикой Пипина. Не исключено, что он пытался поддержать лишенного власти сына Дрогона. Пипин велел задержать брата во Вьенне, а сам повел войско в Италию. Одновременно он приказал убить Грифона, к-рый пытался заручиться поддержкой лангобардов, и заставил сыновей К. принять тонзуру (MGH. SS. T. 1. P. 11, 28). Находясь во Вьенне, вероятно, под присмотром королевы Бертрады, К. заболел и умер.

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Ответ Римского папы оказался таким, какого ожидал Пипин: королем должен быть тот, кто способен править, чтобы порядок остался неизменным (Annales Fuldenses//MGH. SS. T. 1. P. 346; Annales Mettenses//Ibid. P. 331). Вскоре Хильдерик III был лишен королевского титула и пострижен в монахи. Франк. светская и духовная знать на собрании в Свессионе (ныне Суасон) (нояб. 751) провозгласила Пипина Короткого королем франков, а св. Бонифаций от имени Римского папы помазал его на царство (с этого момента в практику коронации средневек. правителей вошел обряд церковного благословения помазанием). Коронация Людовика I Благочестивого папой Римским Стефаном IV в Реймсе в 816 г. Миниатюра из «Больших французских хроник». XIV в. (Музей Гойи, Кастр, Франция) Коронация Людовика I Благочестивого папой Римским Стефаном IV в Реймсе в 816 г. Миниатюра из «Больших французских хроник». XIV в. (Музей Гойи, Кастр, Франция) Готовность папы Захарии заключить соглашение с франками во многом была обусловлена тем, что папа нуждался в военной помощи, т. к. лангобарды, захватившие владения Равеннского Экзархата, планировали наступление на Рим. Преемник Захарии папа Стефан II (III) (752-757) совершил в 753-754 гг. поездку во Франкское королевство, пытаясь добиться от Пипина Короткого помощи в борьбе с лангобардами. После того как согласие франков было получено, папа совершил повторную коронацию Пипина Короткого в мон-ре св. Дионисия (лето 754). Вместе с Пипином были помазаны на царство его сыновья, Карл и Карломан. Все они получили титулы рим. патрициев, что возлагало на них обязанность защищать Рим и создало предпосылки для последующего вмешательства К. в политику на Апеннинском п-ове. Поход франков в Италию (754) завершился успешно. Кор. Айстульф дал обещание сохранять мир с папой Римским и передать ему Равенну и др. захваченные города. Однако, воспользовавшись уходом франкского войска из Италии, он возобновил наступление на Рим. В янв. 756 г. папа Стефан II (III) опять обратился к Пипину Короткому с просьбой о помощи. Франки вернулись в Италию и вновь нанесли поражение лангобардам. Выданные Айстульфом ключи от 22 городов, захваченных лангобардами на территории Равеннского Экзархата, были доставлены в Рим, где аббат Фульрад возложил их на алтарь базилики св. Петра. Впосл. города Равеннского Экзархата, Пентаполя и обл. Эмилия составили основу буд. Папского гос-ва. В соответствии с завещанием Пипина Короткого Франкское королевство было разделено между Карломаном († 771) и Карлом Великим († 814; король франков с 768, король лангобардов с 774, император с 800). Став единоличным правителем Франкского гос-ва, Карл Великий прославился как завоеватель и реформатор, создатель Каролингской империи. В 800 г. папа Римский Лев III (795-816) совершил имп. коронацию Карла Великого в базилике св. Петра. (О внутренней и внешней политике подробнее см. ст. Карл Великий .)

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010