Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛ МАРТЕЛЛ [лат. Carolus (Karolus) Martellus] (ок. 688 - 22.10. 741, Каризиак (ныне Кьерзи)), майордом Австразии (с 717) и Нейстрии (с 718/9), правитель королевства франков из рода Пипинидов ( Каролингов ) при королях из династии Меровингов . Внебрачный сын Пипина II Геристальского († 714), майордома Австразии. Дети К. М.: Карломан († 754) и Пипин Короткий (король франков в 751-768) и несколько дочерей от 1-го брака с Хротрудой († 725), сын Грифон († 753) от 2-го брака с Суннихильдой (Сванахильдой), а также незаконнорожденные сыновья - Бернард, Иероним и св. Ремигий, еп. Ротомагский (Руанский) (755-771). В кон. 80-х гг. VII в. майордом Пипин II Геристальский, глава знатного рода в Австразии, стал фактическим правителем Австразии и Нейстрии. После его смерти не осталось прямых наследников, и его вдова Плектруда велела заключить К. М. под стражу, чтобы обеспечить переход власти к внуку Пипина Теодоальду. Знать Нейстрии отвергла Теодоальда и избрала майордомом некоего Рагамфреда, который возвел на престол кор. Хильперика II (715/6-721). Он сместил сторонников Пипина Геристальского из числа церковных и светских должностных лиц, в т. ч. настоятелей крупных мон-рей Фонтанелла (Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Корбея (см. Корби ). В союзе с фризами и саксами войска Хильперика II вторглись в Австразию, осадили Колонию (ныне Кёльн), где укрылась Плектруда, и вынудили ее отдать королевскую казну. Сопротивление королю и майордому Нейстрии оказал К. М., бежавший из заключения и собравший военный отряд. В 717 г. он одержал победу над нейстрийцами при Винциаке (Венши, близ г. Камбре), вступил в Колонию и возвел на престол Австразии кор. Хлотаря IV (717-719). О поддержке, оказанной К. М. церковными иерархами Австразии, свидетельствует тот факт, что св. Виллиброрд , ранее пользовавшийся покровительством Плектруды, крестил одного из сыновей майордома - Пипина Короткого ( Alcuinus. Vita Willibrordi. 23//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 133). Вероятно, при участии К. М. было установлено почитание св. Ламберта , еп. Моза-Траектского (Маастрихтского) († ок. 705), который некогда выступал против связи Пипина II с Альпаидой, матерью К. М., и был убит ее сторонниками (Vita Landiberti episcopi Traiectensis vetustissima. 25-27//Ibid. T. 6. P. 378-382; см.: Gerberding. 1987. P. 129; Wood. 1994. P. 271).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

К. В.- старший сын франк. майордома и затем кор. Пипина Короткого (741-768, король с 751) и Бертрады Ланской; внук майордома Карла Мартелла (717-741). О дате рождения К. В. достоверных сведений не сохранилось. Эйнгард в «Жизни Карла» указал, что император умер на 72-м году жизни, на основании чего годом его рождения долгое время считался 742-й. Согласно несохранившейся надгробной эпитафии, К. В. умер в возрасте 70 лет. В офиц. хронике Франкского королевства, Анналах королевства франков, говорится о смерти К. В. на 71-м году. Вероятно, во всех случаях речь идет не о реальном возрасте, а о парафразе библейского стиха «дней лет наших - семьдесят лет» (Пс 89. 10). Современные исследователи, оперируя комплексом косвенных данных, относят рождение К. В. к 747 или 748 г., в зависимости от того, считать ли Пасху (она пришлась на 20 апр.) началом нового года. Место рождения К. В. не было известно уже его современникам. По воле отца, кор. Пипина Короткого, 28 июля 754 г. К. В. вместе с младшим братом Карломаном был помазан на царство папой Римским Стефаном II (III) в церкви мон-ря св. Дионисия близ Парижа (см. Сен-Дени ). После смерти отца в 768 г. К. В. вступил на престол, разделив наследство с братом: К. В. был возведен на трон в Нуайоне, а Карломан - в Суасоне. Подробности раздела территории державы Пипина между его сыновьями неизвестны. По мнению совр. исследователей, Карлу досталась часть центральногерм. земель (Тюрингия, Гессен), земли вдоль побережья Северного м. и Ла-Манша (сев. часть Нейстрии), побережье Аквитании и Гаскони, в то время как Карломану отошли центральные области королевства - основная часть Нейстрии, Австразия, Бургундия, внутренние области Аквитании, Прованс и др. Бюст-реликварий имп. Карла Великого. 1349 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Бюст-реликварий имп. Карла Великого. 1349 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Отношения между К. В. и Карломаном, к-рых поддерживали разные группировки франк. знати, оставались напряженными. В 769 г. Гунальд, сын аквитанского герц. Вайфария, возмущенный разделением Аквитании между 2 франк. королями, поднял восстание. К. В. решительно выступил против восставших зап. аквитанцев и гасконских басков, хотя и не получил от Карломана обещанной военной поддержки. С большим войском король перешел р. Дордонь, разбил мятежников, основал крепость Фронсак и принудил Лупа, герц. Гаскони, выдать бежавших к нему Гунальда с супругой. В результате успешной военной операции Аквитания перешла под власть К. В., спустя десятилетие была интегрирована в состав Франкского королевства и лишилась былой политической самостоятельности.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕГГА [Бекгана; лат. Becgana] († 17.12.693, мон-рь Анден на р. Маас, Бельгия), св. (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля). Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской . Б. была женой Ансегизела, сына св. Арнульфа Мецского. Отец и сын были доместиками (графами дворца) меровингских королей в Австразии. От брака Ансегизела и Б. род. Пипин II Геристальский, ставший в 687 г. единственным майордомом и фактическим правителем королевства франков. Согласно «Добродетели св. Гертруды» (Virtutes S. Gertrudis. X//MGH Scr. Mer. T. 2. P. 469), в 691 г. Б. обратилась к Агнессе, настоятельнице основанного св. Гертрудой мон-ря Невигеллы (совр. Нивель, Бельгия), с просьбой прислать к ней неск. сестер со святынями и церковными книгами для устройства мон-ря в мест. Анден. Через 2 года после основания мон-ря Б. умерла. По всей видимости, удалиться от мира Б. заставило убийство в 685 г. ее мужа (совершенное, по сообщениям средневек. хронистов (Ксантенские анналы, Мецские анналы), неким Гондуином (или Гундовином)). Мон-рь Анден стал одной из главных святынь рода Пипинидов (позже Каролингов ). Здесь род. и воспитывался внук Б. Карл Мартелл (714-741), а впосл. его младший сын Грифон († 753). В Андене умерла и была погребена жена Пипина III Короткого Бертранда, усыпальница к-рой находилась здесь до XIII в. Почитание Б. фиксируется не ранее XII в., хотя неск. гимнов в честь святой были составлены неким Гислибертом из мон-ря св. Лаврентия в Льеже еще в XI в. В нач. XII в. появилось анонимное житие Б. С XV в. святая почитается как покровительница зародившегося в Нидерландах в XII-XIII вв. мистико-аскетического движения бегинок и бегардов. К XVII в. формируется легенда, согласно к-рой движение бегинок было основано именно Б. Эта легенда утвердилась после издания «Жития св. Бегги», опубликованного под заглавием «Житие святой Бегги, герцогини Брабанта, основательницы Андена и родоначальницы бегинок и бегардов» (Vita S. Beggae, ducissae Brabantiae, Andennensium, Begginarum et Beggardorum fundatricis. Lovanii, 1631. P. 1-29). Однако это утверждение было поставлено под сомнение ( Coens P. Dusquisitio de origine beghinarum et beghinagiorum. Liege, 1629).

http://pravenc.ru/text/77760.html

13 Эта двуколка или повозка (carpentum), так же, как и длинные волосы и борода Меровингских королей, являлась символом их царского величия. 14 Речь идет о майордоме Пипине Коротком (741–768) – сыне Карла Мартелла, открывшим период великой династии Каролингов (см. прим. 4). 15 Карл Мартелл (Молот) не был законным наследником Пипина. Однако оба легитимных потомка майордома умерли раньше отца. От имени внуков Пипина государством пыталась управлять его вдова Плектруда. С помощью своих приверженцев Карл заставил Плектруду отдать ему власть. 21 Пипин Короткий разделил перед смертью свои земли между сыновьями Карлом и Карломаном. Карл был наделен лучше своего брата, поскольку обладал окраинными землями, омываемыми морем, т.е. северными и западными областями королевства. Эти земли простирались от атлантической Аквитании до Тюрингии, через большую часть Нейстрии и Австразии, Фризию и Франконию. Карломан получил разнородные центральные и юго-восточные (до границы с Италией и Баварией) земли, охватывающие территорию от Суассона до Марселя и от Тулузы до Базеля. Однако и тот и другой владели частью Нейстрии, Австразии и Аквитании, что, по всей видимости, свидетельствовало о желании отца сохранить единство королевства. Такой раздел был осуществлен еще и по той причине, что Карл в последние годы жизни своего отца больше ассоциировался с правителем государства. К тому же родители любили Карломана меньше, чем Карла. Возможно, Пипин учитывал не только возраст детей (Карлу было около 27 лет, Карломану лишь 16), но и личные качества, поскольку Карл был человеком энергичным, решительным и сильным; Карломан же выступает как личность раздражительная, неуживчивая, являясь легкой жертвой для окружавших его льстецов. 23 В настоящее время принято считать, что Карл родился 2 апреля 742 года (см. также прим. 123). Его отец Пипин старался приобщить его к государственной деятельности. В одиннадцать лет Карл был послан встречать папу Стефана II; мальчиком и юношей участвовал в придворных совещаниях и генеральных сеймах, а в 761–762 годах сопровождал своего отца в военных походах.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Исследователи указывают на сложность и эклектичность каролингской «идеологии власти», в к-рой отдельные элементы были заимствованы из ВЗ в интерпретации отцов Церкви, ирл. и англосакс. экзегетов, политические идеи античности сочетались с «варварскими» представлениями о могущественном государе-воителе. Идеология К. разрабатывалась богословами, экзегетами, историками, канонистами из англосакс. Англии, Ирландии, Испании, Италии. Держава К. рассматривалась как христ. гос-во, поэтому важнейшая ее задача заключалась в обеспечении мирного и благополучного существования христ. Церкви. Признавался религ. и нравственный авторитет правителя (короля, императора), который был обязан развивать в обществе благочестие и христ. добродетели. Сакральный характер правителя и его власти подтверждался обрядом коронации (помазания на царство), впервые совершенным в 751 г. над Пипином Коротким. Вероятно, образцом для этой церемонии послужили аналогичные обряды, известные по вестгот., ирл. и англосакс. источникам. Однако важнейшим прообразом церемонии было ветхозаветное помазание прор. Самуилом царя Саула и затем Давида . Король, над к-рым совершался обряд, становился не просто верховным вождем и военачальником, но Божиим избранником, наделенным благодатью. В «Заметке о помазании короля Пипина» подчеркивается, что он был возведен на престол по избранию «всем народом франков», по указанию папы Римского через миропомазание, совершенное «блаженными галльскими святителями» (MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 1). В «Продолжении хроники Фредегария» указаны те же источники власти короля: папское благословение, совершенный епископами обряд и «согласие всех франков» (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 182). Церемония, проводившаяся с целью легитимировать узурпацию королевского титула Пипином Коротким, способствовала оформлению новых представлений о государе, обладающем одновременно духовной и мирской властью. При повторном помазании Пипина Короткого и его сыновей (754) папа Римский Стефан II (III) благословил не только короля, но и всех его потомков, закрепив франк. корону за династией К.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

под счастливым созвездием на мельнице в Стефановском имении близ Фрейзинга, воспитывался у мельника под именем его сына, рос в обществе буйных товарищей без всякого образования и присмотра, проводил время в том, что дрался, охотился, скакал верхом. Впрочем, это предание не лишено и некоторого исторического значения; Карл, действительно, был плодом связи его отца Пипина Короткого с Бертрадой или Бертой, дочерью Хариберта, графа Лионского, – плодом, явившимся на свет ранее, чем Пипин и Берта вступили между собой в законный брак. Точно также и его воспитание не многим должно было отличаться от того, какое нарисовано преданием. Оно состояло в военных, гимнастических упражнениях, в верховой езде, охоте и плавании; по словам современного Карлу биографа в этом последнем искусстве Карл достиг такого совершенства, что, по справедливости, никто не мог превзойти его. Несомненно, что с детства же Карл получил и хорошее религиозное воспитание; при дворе его отца было не мало духовных, с которыми Пипин стоял в дружественных, близких связях, да и сам Пипин отличался замечательной привязанностью к церкви. Религиозность осталась выдающейся характеристической чертой и его сына, Карла Великого. – Начинаясь с колыбели, легенда сопровождает Карла во всей последующей его истории, обвивает своими вымыслами его домашнюю и общественную жизнь, искажает даже внешний вид Карла, представляя его человеком необычайно высокого роста и необычайных физических сил. По счастью мы имеем здесь исторический портрет Карла, написанный лицом, хорошо его знавшим, его непременным спутником и сотрудником Эгингартом, оставившим нам первую жизнь Карла Великого. Прекрасно образованный по тому времени, даже ученый, отлично освоившийся с римской классической литературой и с творениями греческих отцов церкви, Эгингард занимал место министра публичных работ при Карле и был в тоже время его личным секретарем, исполнявшим поручения интимного, семейного свойства. В скором же времени после смерти Карла он принялся за его жизнеописание и окончил свой труд не позже 821-го года; в своей био-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они тем более нуждались в таком союзе, что обстоятельства уже близились к эпохе великой борьбы духовной и светской власти. Эти обстоятельства имеют глубокую аналогию с событиями половины VIII в. – с перенесением королевского достоинства с Меровингов на Каролингов, когда в 752 г. папа Стефан III, теснимый с двух сторон лангобардами и греческим экзархатом, действовавшим под влиянием греческих императоров-иконоборцев, так охотно утвердил выбор Пипина Короткого, надеясь иметь себе защитника в новом государе франков. Предыдущее изложение достаточно выясняет тот факт, что на западной границе империи при преемниках царя Василия II складывается такой порядок вещей, при котором руководящая роль в дальнейших событиях отходила от двух соперничавших империй и от мусульман в пользу нового, пришлого в Италию немногочисленного отряда норманнов, получавшего подкрепления от своих северных сородичей. Дальнейший ход событий зависел здесь от заключенного при папе Николае II союза с норманнами, благодаря которому будущий папа Григорий VII мог вступить в борьбу с императорами и провести вопрос об инвеституре в пользу Западной Церкви, а норманнский дука и граф – основать в Италии независимое королевство. Почти таков же в существе смысл событий, подготовлявшихся в изучаемое время на восточной границе. И здесь так же, как на Западе, первая роль и притязания на мировое значение отходят от Византийской империи и арабов в пользу нового народа турецкого происхождения, которому в последующее время суждено играть первостепенную роль на малоазийском Востоке. Ввиду чрезвычайной скудости известий и недостаточной оценки значения их для историка представляется обязательной потребность разобраться в известиях, отделив между ними важные от второстепенных и выставив на первое место те факты, которым следует придавать первостепенное значение в истории Византии. Центр тяжести из Сирии и Палестины постепенно передвигается на восток, к областям, лежавшим к северо-востоку от Черного моря. Сильный отпор, данный императорами Македонской династии Фатимидскому и Аббасидскому калифату, сопровождался восстановлением до известной степени равновесия между мусульманами и христианской империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Авторы заметок, руководясь идеей папского приматства, по большей части делают голословные замечания, в роде того, что такой-то папа издал декрет, имеющий обязательную силу для всей церкви. Но такие фразы никогда не сопровождаются фактическими пояснениями. А когда делается указание на факты, то вместо действительных событий повторяются прежние вымыслы о Сильвестре, Сиксте и т. п. Поэтому «книга о папах» признается не имеющею никакого исторического достоинства. Все, долженствующее быть историческим, в ней ложно, – говорит Янус. Показания её о судьбе и деяниях отдельных пап никогда не совпадают с действительной историей и противоречат ей грубейшим образом. Историку папства все-таки необходимо иметь её в виду. Из неё нельзя извлечь достоверных сведений. Но за то она красноречиво свидетельствует, до какой степени зрелости достигли идеи папства уже в то время, к которому относятся её редакции. Нельзя также отвергать, что она много помогла распространению существовавших уже вымыслов о папстве, приняв их на свои страницы. К VIII веку фабрикация подлогов сделалась до того обычною, что приобретение папами светской власти вызвало новый вымысел, которому, не смотря на всю его бесцеремонность, скоро поверили. Папа помог династии Карловингов утвердиться на французском престоле. Карловинги отвечали на услугу услугой. Но в Риме дух властолюбия и высокомерия до того овладел умами, что чувство взаимности и признательности сделалось здесь вещью неизвестною. Напротив тут находили, что, наделив пап ленными дарами, Карловинги не только не оказали им услуги, но даже не сделали ровно ничего, говоря строго – остались еще в долгу. Дарственные записи Пипина короткого и Карла великого делали пап лишь вассалами. А папы возмечтали уже о полной независимости и даже о всемирной монархии, в которой верховная светская власть должна принадлежать римской кафедре, а все короли и императоры должны стоять в ленных отношениях к папе. Вполне созрели эти идеи позднее. В эпоху же, о которой идет речь, в Риме считали достаточным пока доказать, что правами светской власти папы владеют давно, и что Карловинги не подарок сделали папам, а восстановили лишь, и то не вполне, а отчасти только, ту власть, которая предоставлена была римской кафедре Константином великим .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена. Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (1, с.88). По другим данным, Бонифаций и члены его свиты были убиты при попытке совершить обряд крещения. Это случилось 5 июня 754 года близ Северного моря в окрестностях города Доккум во Фрисландии (современные Нидерланды). Его смерть, как считают некоторые немецкие исследователи, не была мученической в строгом смысле слова, они мотивируют это тем, что Бонифаций был убит во время обычного ограбления. Однако эта точка зрения оспаривается некоторыми богословами. Сцена смерти Бонифация и его спутников изображена на фреске (1834–1844 гг.) художника Генриха фон Хесса (1798–1863) в базилике св. Бонифация в Мюнхене. Тело Бонифация перенесли сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже его доставили в основанное им аббатство Фульда, где с почестями и были погребены его останки. Могила Бонифация очень скоро стала местом поклонения. В музее кафедрального собора города Фульда до сих пор еще показывают переписанное рукою святого Бонифация Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.

http://bogoslov.ru/article/1319271

Еще б ольшие затруднения возникают при обращении к монархической форме правления, если мы попытаемся приложить к ней формулу «легальность порождает легитимность». Здесь обнаруживается невероятное множество различных прецедентов, с которыми связывалась легитимность власти монарха, не порожденная ни законом, ни правовым обычаем. Казалось бы, легитимность власти совершенно несовместима с государственным переворотом: попираются права на престол правящей династии и конкретного государя, нарушается установленный порядок преемственности власти и т.п. Однако в действительности мы знаем массу успешных насильственных попыток захвата верховной власти со «счастливым финалом». Так, франкский королевский род Фарамонда (V в.) был лишен власти, которая затем почивала на потомках короля Пипина Короткого (751-768) более 200 лет, а после была похищена Гуго Капетом (987-996) и его сыновьями. В 630 г., на Толедском соборе, был смещен законный король готов Флавий Свинтила (621-630), а новым королем объявлен Сисенад (631-636), и архиепископ Севильи св. Исидор (память 4 апреля), до того дня поддерживавший свергнутого короля, первым подписал соборный акт. Наследовавший в 1284 г. престол Альфонсо X Мудрый (1252-1284), король Кастилии и Леона, был отстранен от власти кортесами после 30-летнего властвования, новым венценосцем объявлен его сын Санчо IV Храбрый (1284-1295). В 1366 г. та же участь постигла Педро Жестокого (1350-1366), которого сменил Энрике II (1366-1367) незаконнорожденный сын короля Альфонсо XI Справедливого (1312-1350), ранее проживавший во Франции и при помощи французских рыцарей захвативший власть. Интересный прецедент имел место в Польше в 1573 г., когда Генрих III Валуа (1573-1574), ставший венценосцем этой страны, спустя три месяца без разрешения сейма покинул ее и отправился во Францию, дабы наследовать там королевский престол. В результате он был низложен, а новым королем Польши объявлен Стефан Баторий (1575-1586). Аналогичные картины происходили в Швеции, когда Эрик XIV Ваза (1560-1568), психически нездоровый человек, был смещен с престола своим братом Юханом III (1568-1582) и отправлен в тюрьму, где и скончался. В Дании король Христиан II (1513-1523) был насильственно лишен власти из-за плохого правления своим дядей Фредериком I (1524-1533), герцогом Голштинским. И народ признал узурпатора легитимным королем .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010