В 90-х гг. VIII в. Карл Великий принимал деятельное участие в осуждении адопцианства. По его указанию франк. епископы сформулировали ответ на постановления Вселенского VII Собора (в развернутой форме был изложен Теодульфом Орлеанским в «Сочинении короля Карла против Собора» (Opus Caroli regis contra synodum; см. «Libri Carolini» )). При дворе Карла Великого собирались богословы, канонисты и ученые, к-рые выступали советниками правителя в управлении Церковью. В нач. IX в. руководящую роль среди них играли Алкуин и Теодульф, еп. Орлеанский. Формирование церковного устройства государства К. стало результатом 2 процессов, протекавших одновременно: упрочения связей Франкской Церкви с Папским престолом и усиления контроля К. над Церковью. Истоки каролингской церковной политики обычно связывают с англосакс. миссионерами, которые начали приезжать на герм. земли во 2-й пол. VII в. При поддержке франк. майордомов проповедники основывали еп-ства и мон-ри во Фризии, в зарейнской Германии, в Баварии. В отличие от франк. прелатов англосакс. миссионеры придавали большое значение контактам с Папским престолом. В 696 г. майордом Пипин II отправил в Рим св. Виллиброрда для рукоположения во епископа. В 719 г. папа Григорий II возложил обязанность проповедовать язычникам на св. Бонифация, к-рый неоднократно посещал Рим. На протяжении мн. лет св. Бонифаций добивался созыва Собора для восстановления канонической дисциплины и искоренения злоупотреблений во Франкской Церкви. В сотрудничестве с майордомом Карломаном ему удалось провести ряд Соборов (1-м стал Германский Собор (742 или 743)), на к-рых было положено начало преобразованиям в церковной жизни. После коронации Пипина Короткого инициатором церковной реформы стал св. Хродеганг, еп. Меттиса. На проведенных им Соборах были заложены основы каролингской политики, направленной на «восстановление» (recuperatio) церковной жизни, «исправление» (correctio, emendatio) нравов, церковного и гос. устройства. Контроль над проведением в жизнь соборных постановлений возлагался на короля.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Поистине грандиозным мифологическим миром обладали германо-скандинавские народы. Христианство не могло просто вырвать весь этот мир с корнем, как оно выкорчевывало священные дубы языческих рощ; оно должно было справиться с ним только через его освоение. Но это означало существенную внутреннюю перестройку латинской христианской культуры. Со времен Бонифация Рим все последовательнее ориентируется не на восток, а на север. Вот несколько политических событий, наделенных значительностью символа: в 754 г. папа Стефан III венчает Пипина Короткого королем франков, заключая с франкской державой далеко идущий союз; на Рождество 800 г. папа Лев III возлагает на Пипинова сына Карла Великого корону императора Римской империи, оспаривая право византийских кесарей быть единственными наследниками державы Константина; в 863 г. папа Николай I и константинопольский патриарх Фотий отлучают друг друга от церкви. Во всех этих фактах выражает себя осознание одной и той же истины: общехристианский регион распался на два – западнохристианский и восточнохристианский. Пройдет время, и это событие найдет для себя вероисповедное выражение в распре католицизма и православия. Отныне мы имеем дело уже не с греко-латинской, но с романо-германской культурной общностью – и с византийской культурой, идущей своими путями. Цветики милые братца Франциска Второго февраля 1944 года без малого семидесятивосьмилетний Вячеслав Иванов занес в свой поэтический дневник очередное стихотворение, которое начинается любовной, чуть фольклористской характеристикой обрядов римского церковного года, а завершается личным раздумием о шаге, который он сделал восемнадцать лет тому назад в римском соборе Св. Петра, присоединившись к католической церкви. Но в середине, между тем и другим, развито сопоставление двух типов народной набожности – итальянского и русского. Где бормочут по-латыни, Как-то верится беспечней, Чем в скитах родной святыни, – Простодушней, человечней. Здесь креста поднять на плечи Так покорно не умеют, Как пред Богом наши свечи На востоке пламенеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Апостол Петр примас всех епископов. Римская Церковь в лице нового епископа Рима принимает Петра на кафедре Петровой, Петр говорит устами своих преемников. Нравственное достоинство не оскудевает в преемниках Апостола, несмотря на их нравственные личные недостатки. Суд над Римским епископом не нужен: – его недостатки покрываются достоинствами Ап. Петра. Римская кафедра – духовный центр всего мира. Удаляющийся от Римской Церкви ставит себя вне Таинственного Тела Церкви. Посягающий на авторитет римского епископа и неповинующийся Апостольскому престолу не подчиняется Апостолу Петру. Отвергающий власть и первенство Апостола Петра сам себя низвергает в преисподнюю. Эти положения мало в чем изменились до наших дней. VI ВЕК Во время Византийского владычества в Италии Римские епископы назначались Византийским императором. Были случаи, когда императоры смещали пап и даже отправляли их в изгнание. VII ВЕК Папа находится в сильной зависимости от Византийского императора. До 685 года папу утверждает Византийский императора, а с 685 года утверждает экзарх (титул наместника провинции Византийской империи). Большинство пап VII века греки и сирийцы. Императоры принуждают пап к иконоборчеству, что подтолкнуло Рим к союзу с лангобардами, и явилось причиной потери влияния Востока на папский престол. Составлен подложный документ – «Дарственная Константина», которым император Константин навеки передает папе власть над Римом. Папа получает императорские власть и почести, включая пурпурное одеяние, диадему, скипетр, и т.д., все провинции, местности и города Рима и Италии, первенство по отношению к четырем патриархатам и вообще ко всем Церквам, дарованы привилегии Римскому духовенству. Сомнения в подлинности появились в XV веке. Папа помазал на царство франкского короля Пипина Короткого и двух его сыновей, за что в 756 году во власть пап передана часть Италии, получившую название «папская область». Папа превращается в светского монарха, в его лице соединяется высшая светская и духовная власть, как это было в Римской Империи до императора Константина. Однако, именно светская власть положила начало борьбе за папский престол, в которую включились светские лица. Эта борьба вызвал много нестроений на Римской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Почитание св. Дионисия приобрело тесную связь с династией франк. королей Меровингов. Преемники Дагоберта I оказывали покровительство базилике св. Дионисия и считали святого своим небесным покровителем. Однако почитание Дионисия не распространилось на всю Галлию. Особое благоговение перед св. Дионисием испытывала нейстрийская ветвь потомков Дагоберта I, представители к-рой имели резиденции в окрестностях Паризиев. Нет сведений о почитании св. Дионисия австразийскими франками, в частности династией майордомов Пипинидов, получивших реальную власть во Франкском королевстве с кон. VII в. Со времен кор. Дагоберта I имя Дионисия упоминается в королевских грамотах о различных привилегиях, дарованных базилике и мон-рю св. Дионисия (Сен-Дени). Сохранившиеся дипломы Дагоберта скорее всего подложны (Gesta Dagoberti. 42//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 401-402), однако дипломы его сына кор. Хлодвига II являются подлинными ( Clodoveus. Ex Diplomate//PL. 71. Col. 1197-1200). В дипломе кор. Теодориха IV (724) кратко пересказано «Мученичество...» Дионисия. Руины базилики сщмч. Дионисия Ареопагита в Афинах. Ок. Х в. Руины базилики сщмч. Дионисия Ареопагита в Афинах. Ок. Х в. В «Деяниях Дагоберта», составленных в Сен-Дени, приведен сокращенный пересказ «Мученичества...», приписываемого свт. Венанцию Фортунату (Gesta Dagoberti. 3//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 401-402). В 754 г. папа Стефан II совершил коронацию Пипина Короткого в монастыре Сен-Дени, подчеркнув преемственность его власти от династии Меровингов. Перед смертью Пипин выразил желание быть погребенным в ц. Сен-Дени вниз лицом, в знак покаяния за прегрешения против Церкви своего отца Карла Мартелла. Почитание св. Дионисия в Риме Римский папа Стефан II, прибывший во Франкское королевство зимой 754 г., остановился в мон-ре Сен-Дени. Вскоре папа тяжело заболел, однако быстро поправился (Liber Pontificalis//PL. 89. Col. 979-981). Эти события описаны в «Послании папы Стефана», в к-ром его исцеление приписано чудесному явлению св. апостолов Петра и Павла и Дионисия.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учрежденном в 744 г. под покровительством Бонифация его учеником св. Штурмием. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду, чтобы преподать наставление монахам, живущим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств епископов Вюрцбурга или Майнца, подчинив его непосредственно Римскому престолу. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское епископство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал на восточном берегу р. Зейдер (совр. Зее), пока не подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на реке Борн святитель Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Новообращенные христиане вскоре нашли тела мучеников. Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, которое святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница свт. Бонифация очень скоро стала местом поклонения. Святителя Бонифация почитали не только как мученика, в XI в. известный средневековый писатель Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим - апостолом Петром, а Эфес - апостолом Иоанном. В 1160 г. Бонифаций впервые был назван " апостолом Германии " . 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю Католическую Церковь. С 1867 г. при гробнице Бонифация проходят ежегодные конференции немецких епископов. В Германии своим покровителем Бонифация почитают портные, пивовары, и резчики. СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ Несомненно, святитель Бонифаций был ключевой фигурой своей эпохи. Его многогранная личность объединяла в себе миссионерскую ревность англосакса, подвижнический дух монаха, административный талант епископа и мудрость церковно-политического деятеля, который должен был совершать свое служение в далеко не простых условиях того времени.

http://pravoslavie.ru/1462.html

Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций, получивший первый миссионерский опыт также во Фрисландии (716) и впосл. почитавшийся как «апостол Германии», при поддержке Карла Мартелла и его сыновей Карломана и Пипина Короткого, а также папы Римского Григория II , а потом Григория III и Захарии начал создавать церковную орг-цию на герм. землях. Деятельность Бонифация и его учеников, выходцев как из Британии, так и из герм. земель, была связана в основном с Центр. Германией и Баварией, хотя не менее важным было их стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 745 г. св. Бонифаций был назначен на Майнцскую кафедру, ставшую при нем митрополией всех герм. еп-ств. Святой способствовал проведению реформы Церкви в Г., целями к-рой были организация духовенства и монашества по рим. образцу, введение рим. литургических и церковно-правовых обычаев, а также установление церковно-адм. структуры в виде постоянных епископских кафедр. Была восстановлена практика регулярного созыва Соборов, в к-рых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранк. Собор, т. н. Concilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно); среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу, о соблюдении целибата и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят бенедиктинский устав. От монахов святой требовал не только аскетических подвигов, но и миссионерского служения, «словесного труда» (opus verbi). Среди сподвижников св. Бонифация были выходец из Уэссекса и его преемник на Майнцской кафедре св. Лулл , аббат Фрицлара англосакс прп. Вигберт , еп. Бюрабурга Витта, отшельник в Херсфельде и один из основателей аббатства Фульда баварец Стурм , первый еп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Венедикт, игумен Аниэнский (ок. 745–821, память 11 февраля) Гот, первоначально известный как Витица (Witiza), сын Эгульфа (Aigulf). Родился в Магелоне, что на юге Франции. Получил образование при дворе Пипина Короткого и остался служить при дворе. Принял участие в итальянской кампании Карла Великого (773), после чего оставил своего хозяина и посвятил себя жизни во Христе. Его взяли в монастырь Сент-Секуан (Saint-Sequanus), иначе Сент-Сен (Saint Seine). По возвращении домой в 779, он основал неподалёку от Монпелье на своих собственных землях около небольшой реки Аниэн (Aniane) монашескую общину, которая вскоре превратилась в большой монастырь Аниэн. Этот монастырь стал образцом и центром проведения монашеской реформы во Франции, проводимой Людовиком Благочестивым. Св. Бенедикт был главным советником короля в вопросах реформы. Бенедикт принимал участие в синодах, состоявшихся в Аахене в 816 и 817 годах, результаты которых воплотились в важных решениях о восстановлении монашеской дисциплины, датированных 10 июля 817 года Он был одним из лидеров этих синодов и сам преобразовал многие монастыри сообразно указанным постановлениям. Чтобы иметь его поближе к королевскому двору, Людовик Благочестивый основал на Инде, речке неподалёку от Аахена, монастырь Корнелимюнстер (Cornelimunster), который должен был стать образцом для других монастырей и находиться под окормлением св. Бенедикта. В догматическом споре по адопционизму с Феликсом из Ургеля Бенедикт занял православную позицию. Для продвижения реформ, он собрал воедино монашеские правила. Святой отошёл ко Господу 11 февраля 821 года в Корнелимюнстере. Ученик Бенедикта, монах Ардо, написал биографию великого игумена. Труды : Codex regularum monasticarum et canonicarum in P. L., CIII, 393–702; Concordia regularum, loc. cit; Letters, loc. cit., 703–1380. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Ассиро-Вавилонской; – Мидо-Персидской; – Греко-Македонской; – Римской. Последняя являлась завершающей: она не могла погибнуть и должна была существовать до конца мира. С торжеством христианства ее миссией стало строительство «Града Божия» на земле. Идея эта была подхвачена и развита в трудах Исидора Севильского и Беды Достопочтенного . Не желая мириться с гибелью Римской империи они выдвинули идею translatio (перенесения). По их мнению, христианская империя как символ будущего «Града Божия» должна переходить от народа к народу, от государства к государству. Наследником этой традиции и выступил Карл, решивший принять на себя бремя зодчего Божьего града. В реальности идея христианской империи воплощалась во вполне конкретных вещах. В первую очередь здесь следует отметить прочный союз церкви и государства. Он начал складываться уже в правление Пипина Короткого. Король и папа нуждались в друг друге. У одного была политическая сила и мощь, у другого – духовная. Один – властитель, другой – идеолог. Любой власти нужна идеология, только тогда она обретает достаточную прочность. Папа имел моральный авторитет, но очень слабое политическое влияние. Союз был выгоден обеим сторонам. С помощью папы Хильдерик был отправлен в монастырь, а Пипин помазан на царство. Со своей стороны франкский король защищал владения римского первосвященника от лангобардов. Дальше – больше. Пипин признал верховную собственность церкви на земли, секуляризованные при Карле Мартелле, и даже вернул часть из них. Папа, в свою очередь, признал законность епископов и аббатов, назначенных новым королем. Карл не хуже отца понимал все выгоды подобного союза и стремился еще больше укрепить его. Высший клир повсеместно используется в государственной аппарате. Широко поддерживается идеологическая деятельность церкви внутри государства. Решениям церковных соборов придается сила государственных законов, а королевские постановления, в свою очередь, поддерживаются духовенством. Ну и, конечно, строительство новых церквей, основание монастырей, пожалования королем церкви земель и привилегий, чрезвычайно тесные отношения с папством. Настолько тесные, что франкский король несколько раз в прямом смысле спасал римского понтифика. Союз был прочным, но далеко не равноправным. Карл крепко держал церковь в своих руках и использовал ее как один из инструментов своей власти. Он не терпел вмешательства церкви в политические дела, однако сам вмешивался в религиозные вопросы. Так, он приказал ввести в обедню песнопение «Credo» в соответствии с текстом, используемым в испанских епархиях, который провозглашал исхождение Духа Святого «от Отца и от Сына» (Filioque).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

По приказу местного судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена мученица Афра. 4. Святитель Буркард, епископ Вюрцбургский († 753) Ученик и спутник святого Вонифатия. Происходил из англосаксонских народов. Около 732 года монах-бенедиктинец и священник в Уэссексе, святой Буркард присоединился к миссии святого Вонифатия в Германии. Несколько лет он прожил в Фрицларском монастыре, основанном святым Вонифатием в Гессене на реке Эдер. В 741 году святой Вонифатий назначил Буркарда епископом на новообразованную кафедру в Вюрцбурге, что было получило одобрение римского епископа Захарии в 743 году. В 743 году святой Буркард принял участие в первом соборе епископов Германских земель. Известны два путешествия святителя Буркарда в Рим: первое в 748 году с целью доставить папе Захарию решения франкского собора 747 года; второе в 750 –751 году по поручению правителя Пипина Короткого для решения вопроса о его коронации и признании новой королевской династии. Святитель Буркард основал в Вюрцбурге первый монастырь своей епархии, который был освящен в честь Спасителя в 742–743 году, куда были перенесены обретенные в 752 году мощи святого Килиана. О последних годах жизни святителя ничего не известно. Согласно жизнеописанию, датируемому XII столетием, святой Буркард на склоне лет оставил епископское служение и удалился в монастырь. Мощи святителя были обретены в конце X века, 14 октября, и перенесены в монастырь Санкт-Андреас, позже названный в честь святителя Буркарда. Во время Тридцатилетней войны (1618–1648 годы) мощи святителя Буркарда были утеряны. 5. Преподобная Вальпурга Айхштеттская († 779) Святая Вальпурга родилась около 710 года в знатном семействе в английском королевстве. Рано осиротев, она воспитывалась в строгом монастыре Уимборн. По просьбе святого Вонифатия, апостола Германии, Вальпурга отправилась в Германию с другими инокинями, чтобы положить там начало женскому монашеству. Ее сопровождали братья Винибальд и Виллибальд. В Германии святая Вальпурга стала настоятельницей женской обители в Хайденхайме, около города Айхштет, а после кончины своего брата Винибальда возглавила и мужскую обитель.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

Несмотря на путешествие К. в К-поль, позиции визант. правительства в Италии были ослаблены. Отношения Папского престола с имп. двором оставались напряженными, население визант. Италии все чаще выступало против власти К-поля. Руководствуясь намерением сохранить мир, К. в целом поддерживал визант. правительство и не допускал отложения Италии: папа не воспротивился расправе Иоанна Ризокопа с представителями рим. оппозиции и принял меры для прекращения беспорядков в Риме, последовавших за воцарением Вардана Филиппика. В годы понтификата К. положение в Италии благоприятствовало мирной политике. Лангобарды не предпринимали действий, направленных против Рима и Равеннского экзархата: кор. Ариперт II вернул папе Иоанну VII Патримоний св. Петра в Коттиевых Альпах, а кор. Лиутпранд (712-744), в ранние годы правления занятый консолидацией власти над лангобардами, отличался благочестием и впосл. стремился поддерживать дружественные отношения с Папским престолом. Тем не менее визант. господство над Италией было подорвано. В полной мере это проявилось после кончины К., при папе Григории II, к-рый поддержал восстание италийцев против имп. Льва III Исавра , вызванное резким повышением налогов (20-е гг. VIII в.). Попытки императора и его итальянских сторонников устранить понтифика столкнулись с противодействием римлян и лангобардов, а иконоборческая политика Льва III привела к тому, что в Риме его стали воспринимать как враждебного правителя-еретика. Падение Равеннского экзархата под натиском лангобардов (751), союз папы Римского с франками и назначение кор. Пипина Короткого рим. патрицием, защитником Папского престола (754), означали разрыв политической связи Рима с Византией. Согласно Liber Pontificalis, первые 3 года понтификата К. были неурожайными, жители Рима голодали, но впосл. положение улучшилось. После восшествия К. на Папский престол в Рим прибыли знатные англосакс. паломники - Кенред, кор. Мерсии (704-709), и Оффа, кор. вост. саксов (Эссекса), которых сопровождал Вустерский еп.

http://pravenc.ru/text/2056990.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010