Это была последняя крупная восточная ересь, которая оказала влияние на Запад, т.к. b VII–VIII вв. обособление его от Византии значительно усиливается. Средневековый период после Вселенских Соборов на Западе (VIII–XIII вв.) В начале VIII века во всем христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции. Страшная опасность, нависшая над Европой, объединила былых врагов под знаменами могучего франкского майордома Карла Мартелла († 741 г.). 17 октября 732 г. в грандиозной двухдневной битве под Пуатье арабские полчища были рассеяны. Это высоко подняло авторитет франкских правителей. Сын Карла Мартелла — Пипин III Короткий уже чувствовал себя королем. О настоящем короле из умирающей династии Меровингов (Хильдерике III) мало кто помнил. В 751 г. Пипин с согласия папы был избран на престол и коронован Бонифацием (а Хильдерик III пострижен в монахи). 28 июля 754 г. папа Стефан II, бежавший от воинственных лангобардов в аббатство Сен-Дени, совершил Помазание нового короля на царство. Этот обряд, заимствованный у византийских императоров, означал соответствие избрания с волей Божией. Он впервые употреблялся на Западноевропейском континенте и сразу придал новой династии божественный статус. В благодарность за это Пипин разбил лангобардов, отнял у них Равеннский экзархат и преподнес его «в дар св. Петру». Так в 755 г. папа Стефан II noлyчuл Папскую область, т.е. стал еще и светским государем (официально до 1870 г.), что в условиях того времени сильно повышало его авторитет. Сын Пипина Короткого — Карл Великий (768-814 гг.) ведет бесконечные войны и распространяет свое государство почти на всю Западную Европу. 25 декабря 800 г. папа Лев III коронует его императором. Таким образом, отдалившаяся от Византии Римская Церковь надеется опереться на собственную империю. Но почти сразу же возникает конфликт. В 809 г. Карл созывает в своей резиденции Аахенский Собор, от лица которого требует у папы Льва признания Filioque. Папа упорно не соглашается и даже выставляет в своем храме две серебряные доски с Константинопольской формулой догмата. Но это не производит никакого впечатления на Карла Великого.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

25-26). После этого мон-рь перешел под упр. архиеп. Авдуена, который назначил настоятелем мон. Хродеберта, однако тот вскоре скончался. Его преемником стал архидиак. Авдуена Рагентрамн, ок. 680 г. избранный на епископскую кафедру г. Абринкаты (ныне Авранш). В это время умер Эброин, что послужило поводом для примирения свт. Авдуена и прп. Филиберта, вернувшегося в Ж. Последние годы жизни преподобный находился в разъездах, в 684 г. скончался в основанном им мон-ре Хериона (ныне Нуармутье), поручив незадолго до смерти управление Ж. прп. Айхарду, настоятелю мон-ря Квинциак (ныне Кенсе), который был аббатом Ж. до 698 г. Согласно Житию Айхарда, составленному в XI в., в эти годы мон-рь переживал расцвет и насчитывал до 900 чел. братии. После смерти Айхарда мон-рем управлял настоятель Центулы (ныне Сен-Рикье) Госхин (Годин). В 714 г. в Ж. принял постриг свт. Евхерий , еп. Аврелианский (Орлеанский), в 718 г.- племянник франк. майордома Карла Мартелла Гугон († 731), впосл. архиепископ Ротомагский и с 724 г. аббат Ж. Аббат Дроктегауд дважды посещал Рим по поручению кор. Пипина Короткого (в 753 и 758). В 794 г. в мон-рь были сосланы родственники имп. Карла Великого - герц. Баварии Тассилон III и Теудон, к-рые скончались в Ж. и были погребены в зале собраний капитула. При перестройке мон-ря в 934 г. их останки были перезахоронены в ц. св. Петра. К XII в. оформилась легенда о «жюмьежских близнецах», к-рая имеет черты рыцарского романа. По легенде, кор. Хлодвиг II, отправляясь в паломничество на Св. землю, поручил королевство 2 сыновьям под надзором кор. Батхильды. Однако сыновья пожелали править самостоятельно, отстранили мать от управления и провозгласили себя королями. Батхильда сообщила об этом мужу. Тот по возвращении собрал войско, разбил сыновей и взял их в плен. В Париже состоялся суд баронов, к-рые при участии Батхильды приговорили их к смерти. Мятежным королевичам перебили голени, посадили их в лодку и пустили вниз по Сене. Волны прибили лодку к берегу близ Ж., где их нашел прп.

http://pravenc.ru/text/182383.html

Первый восточнофранк. Собор, т. н. Consilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно). Б. принял в нем участие как архиепископ и «посланник св. Петра» (missus S. Petri). Среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Б. удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят устав прп. Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Своей деятельностью Б. способствовал сближению Каролингов с папством. После смерти еп. Утрехта св. Виллиброрда (744) Б. принял его епархию под свое управление. Примерно в то же время умер Рагенфрид, архиеп. Кёльнский, папа Захария хотел поставить Б. на Кёльнскую митрополию (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа передал Б. Майнцскую кафедру (сместив архиеп. Гевилиоба) и назначил его примасом Германии. Много сделал Б. для укрепления духовной жизни в мон-рях, особенно в аббатстве Фульда , учрежденном в 744 г. под покровительством Б. его учеником св. Стурмом. Б. ежегодно приезжал в Фульду преподать наставление монахам, жившим по бенедиктинскому уставу, и провести неск. дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств местных епископов, подчинив его непосредственно Римскому престолу. Гробница св. Бонифация Гробница св. Бонифация Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Б. летом 753 г. оставил Майнцское архиеп-ство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал во Фрисландии, но подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ мест. Доккум на р. Борн Б. был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям, их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец.

http://pravenc.ru/text/153073.html

объявил «нечестивейших греков» «врагами Божией Церкви и гонителями православной веры» (MGH. Epp. T. 3. P. 536, 539). Как и его предшественники, П. отвергал иконоборчество , ставшее офиц. доктриной в Византии. В посланиях визант. императорам он неоднократно призывал их отступиться от ереси (LP. T. 1. P. 464). Эти послания не сохранились, но известно об ответе императора, к-рый заявил, что автором посланий был не П., а его советник, примицерий нотариев Христофор (MGH. Epp. T. 3. P. 546). Вероятно, папа Римский поддерживал отношения с вост. патриархами, к-рые также отвергали иконоборчество ( Miller. 1975. S. 59). В частности, он получил послание Космы I , патриарха Александрийского, «о чистоте веры» (MGH. Epp. T. 3. P. 552-553). Поскольку византийцы не могли повлиять на П., они попытались привлечь на свою сторону Пипина Короткого. На Соборе в Жантийи (767) визант. послы и франк. прелаты обсуждали «Св. Троицу и изображения святых», однако, по-видимому, согласие не было достигнуто ( Noble Th. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009. P. 140-145). Из-за конфликта с Папским престолом византийцы лишили папу Римского церковной юрисдикции на землях, находившихся под их контролем. Только под давлением лангобардского короля наместники Неаполя и Гаэты разрешили местным епископам принимать рукоположение в Риме (MGH. Epp. T. 3. P. 549-550). Согласно «Деяниям Неаполитанских епископов» (1-я пол. IX в.), на кафедру был избран диак. Павел, который не мог быть рукоположен в визант. владениях, т. к. был противником иконоборчества. Он отправился к П., с к-рым был знаком еще до его возведения на Папский престол. В Риме П. принял епископское рукоположение, но городские власти не разрешили ему вернуться в Неаполь, поэтому ему пришлось 2 года служить в пригородной базилике св. Ианнуария (Сан-Дженнаро-фуори-ле-Мура) (MGH. SS. Scr. Lang. P. 424-425; см.: Baumont. 1930. P. 13-14). Важнейшей инициативой П. в Риме, оказавшей заметное влияние на развитие культа святых, стало перенесение мощей рим.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломанну и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломанна и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломанном и Пипином. Первый восточнофранкский Собор (Consilium Germanicum) состоялся в 742 или 743 г., место его проведения точно не известно. Бонифаций принял в нем участие как архиепископ и " посланник св. Петра " (missus S. Petri). Среди постановлений этого и следующих Соборов (744, 745, 748) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников нормой был провозглашен устав преп. Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Деятельность Бонифация закрепила сближение Каролингов с папством. По преданию Бонифаций в 751 г. в Суасоне впервые в истории франков помазал Пипина Короткого на царство. После смерти епископа Утрехта св. Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под свое управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.

http://pravoslavie.ru/1462.html

Тем не менее папы неуклонно шли к своему возвышению. Папа Иннокентий I (402 г.), напр., уже писал Викрицию епископу Руанскому, что обычай обращения в важных случаях к папе вошел в постоянное употребление, посему он требует исполнения сего. Самые правила соборов излагались применительно к этому обычаю, в чем, по свидетельству Момзена (т. 1-й, стр. 19, 20), уличен был римский легат на вселенском соборе в Халкидоне. Тех влиятельных епископов, которые неохотно поддавались власти пап, они награждали своими особыми полномочиями и привилегиями, называя их своими викариями, чем и привлекали их к себе окончательно. Прежде других подпали под власть пап восточно-иллирийские церкви, потом южно-польские. Северо-африканские церкви долго оказывали сопротивление, а с течением времени стали сами призывать Римского епископа к содействию в деле собственного благоустройства, а иногда и в качестве судии для решения тех, или других спорных дел. Сравнительно меньшим влиянием пользовались папы в церквах Франкского государства, потому что их самовластие ограничивало государей. Зато Римские епископы подчиняют себе англо-саксонскую церковь , основанную римскими миссионерами, отчасти Британскую, а также Раввенский экзархат, находившийся в восточной церкви. И вообще, после падения западной Римской империи, и основания на развалинах ее новых государств, Римские епископы приобретают великую силу и значение, ибо они повсюду являются как важнейшие лица, к которым обращаются новые государи для водворения церковных порядков, и суждения о лицах, видя в папах авторитетных советников и владык духовных. В VIII веке англосакс Бонифаций, обратив многих ко Христу в Германии, формально подчинил их Римскому епископу. И как папский легат, он же подчинил папе франкские церкви, пользуясь помощью Мажердомов Карломана и Пипина Короткого. Еще более содействовал возвышению пап их союз с Каролингами во второй половине ІІІ-го века. Бывшая последствием сего союза, политическая революция способствовала возвышению авторитета папы, ибо как в этой, так и в итальянской революции деятельное участие принимали епископы, подчиненные папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Западное государство подвергается нашествиям готов, вандалов, гуннов. Последний западноримский император (Ромул Августул) в 476 году был низложен военачальником Одоакром (германцем), который принял звание наместника восточного императора Зенона. Одоакра сменил Теодорих (король остготов). В половине VI века Остготское королевство было завоевано Византийским императором Юстинианом, который учредил в Италии экзархат со столицей в Равенне. На некоторое время Римская империя вновь предстает пред нами как объединение Востока и Запада Но теперь на смену остготам пришли лангобарды; они стали теснить византийцев. В половине VII века под властью Византии оставались полностью лишь Корсика, Сардиния и Сицилия. Что же касается самого Апеннинского полуострова, имеющего, как известно, форму сапога, то византийскими к тому времени оставались только «носок», «каблук» и несколько лоскутов «голенища»; из них самыми значительными были территория с городом Равенна (севернее Рима) и территория с городом Римом. Все остальное было занято лангобардами. Город Рим, как видим, продолжал пока оставаться частью Византийской империи. Лишь в половине VIII века при папе Стефане II (752–757) Рим вышел из государственного подчинения Византии: в 752 году Равенна была захвачена лангобардами, но ненадолго. В 754 году захваченная территория была отнята у лангобардов королем франков Пипином Коротким, который в 756 году передал часть бывшего экзархата вместе с городом Римом папе Стефану, положив тем самым начало светской власти пап. Это политическое событие отразилось и на церковных делах, способствуя еще большему возвышению папы. Вклад Лжеисидоровских декреталий (VIII век) в процесс развития идей римского католицизма общеизвестен. Главной целью составителей этого сборника было обосновать право папы на светскую власть и оправдать действие Пипина Короткого (756), передавшего папе бывшую византийскую территорию. Конфликт Николая I и Адриана II с Константинопольской Церковью Папа Николай I (858–867) в духе Лжеисидоровских декреталий выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

К XII в. Л. был одним из богатейших монастырей Бургундии, обладал крупными земельными владениями в радиусе 50 км от аббатства, ему подчинялись приораты Аннегре, Гранж, Жонвель, Жюсе, Сен-Вальбер, а также ок. 40 церквей. Однако ранее, по-видимому, монастырские владения были еще более обширными, т. к. монахи неоднократно вели судебные процессы о возвращении имущества, в прошлом незаконно захваченного др. церковными и светскими сеньорами. Так, в 20-х гг. XII в. монахи Л. обвинили насельников аббатства Сен-Бенинь в Дижоне в захвате 3 монастырских приоратов; по решению судей, назначенных папой Римским Гонорием II , им был передан приорат Клермон, но др. обители остались за дижонским аббатством. В этом конфликте Бернард Клервоский выступил против монахов Л., обвинив их в алчности и стяжательстве. Впосл., несмотря на имущественные споры, люксёйцы установили дружественные отношения с др. бенедиктинскими мон-рями региона (Ремирмон, Люр, Фаверне) и даже поддерживали новые цистерцианские обители (Битен, Ла-Шарите). В 30-х гг. XII в. насельники Л. воспротивились попыткам Петра Достопочтенного реформировать монастырь и включить его в Клюнийскую конгрегацию . В письмах папе Иннокентию II клюнийский аббат указывал на древность и былое величие обители, в которой следовало восстановить соблюдение уставной дисциплины (см.: Locatelli. 1992. P. 279-281). По словам Гвиберта Ножанского , богатства Л. способствовали упадку монашеской жизни в некогда прославленной обители ( Guibertus de Novigento. De vita sua//PL. 156. Col. 850). В то же время папы Римские неоднократно подтверждали привилегии Л. и поддерживали власть аббатства над монастырскими приоратами, которые стремились к самостоятельности ( Baumont. 1896. P. 12). В 1123 г. имп. Генрих V подтвердил привилегии Л., сославшись на пожалования Пипина Короткого , Карла Великого , Людовика Благочестивого и Лотаря I. Впосл. в Л. были сфабрикованы грамоты папы Иоанна IV об освобождении мон-ря от епископской юрисдикции и о его подчинении Папскому престолу еще в VII в., а также грамоты имп. Карла Великого с подтверждением владельческих прав обители ( Moyse. 1973. P. 31-32). XIII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

В заключение еще несколько слов. Итак, каким бы мы желали, на благо всей Церкви, видеть Рим и возглавляющего римскую Церковь первого по чести епископа христианского мира? – Не пытающимся господствовать над наследием Божиим, но подающим пример всему стаду (идеал христианского епископа согласно 1 Посланию Петра!), и прежде всего в мужественном служении Истине – как в свое время, напр., папа Иннокентий I мужественно, почти один против остального мира, отстаивал правду и невинность гонимого за правду Иоанна Златоуста . Отклики этого мужественного выступления древних Пап в защиту Церкви не звучат ли и ныне в ряде выступлений предыдущего и нынешнего Папы за попираемую правду Божию? (см., напр., «Osservatore Romano» от 8 февр. 1930). Не есть ли совместная защита святыни, может быть, – залог к лучшему взаимному пониманию и братскому сближению христианского Востока и христианского Запада? 102 Карл Великий (742–814) – король франков и император римский, сын Пипина Короткого и внук Карла Мартелла (688–741). 103 Арианство – христианская ересь, возникшая в начале IV в. и названная по имени основателя – александрийского пресвитера Ария (256–336), отрицавшего догмат о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). По учению Ария, второе лицо Троицы, Христос-Логос, хотя и совершеннейшее творение Божие, но все-таки сотворен, и как таковой он «ни в чем не подобен Отцу», он – Сын Божий «не по существу, а по благодати». Арий был осужден I Вселенским собором в Никее (325). Однако арианство, распавшееся на ряд направлений, продолжало на Востоке в IV в. пользоваться покровительством ряда императоров. Благодаря усилиям св. Афанасия Александрийского и религиозной политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Вселенском соборе в Константинополе (381). Проблема арианства стала актуальной для Запада в связи с борьбой за влияние Церкви среди варварских народов (готов, вандалов, лангобардов), у которых арианство до VI-VII вв. пользовалось большим влиянием. 104 Лжеисидоровы декреталии – сборник церковных документов, главным образом подложных (середина IX в.), написанных с целью обоснования верховной власти папы во Вселенской Церкви и его независимости от светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Св. Бонифаций стал вводить в Галлии римское церковное благочиние при помощи папы Захарии 9 (741−752) и сыновей Карла Мартелла – Карламана и Пипина Короткого. Он созвал несколько поместных соборов, а в 745 – Собор для всего франкского королевства. Как представитель папы, он восстановил иерархию, установил строгое правило относительно целибата, и обязал епископов всякий год объезжать епархии, устраняя неполадки. В центральной Германии святой Бонифаций учредил епископские центры Эрфурт и Вурцбург, а также Бурабург, который, однако, был вскоре переведен в Фритцлар и впоследствии объединен с епископством Падеборн, основанным Карлом Великим. Он сам принял епископство Магонца, которое было очень древним, так как относилось к римской эпохе. Однако, здесь он в752 году посвятил своего ученика в преемники и затем отправился, уже восьмидесятилетним старцем, и явился со своей прежней миссионерской целью в землю, где еще царило язычество. Там 5 июня 754 года он принял столь горячо желаемое им мученичество. Святой Бонифаций с незапамятных времен справедливо считается апостолом Германии, и его могила в Фульде является одним из наиболее досточтимых святилищ, существующих на немецкой земле. Хотя он и не был первым, кто ввел христианство в Германии, можно определенно сказать, что он был тем, кто сделал немецкую нацию католической как таковой. После него, появилась также и католическая Германия, призванная сыграть очень важную роль в истории Западной Церкви. Впрочем, не следует и преувеличивать значение событий в Германии во времена святого Бонифация, это касается, однако, в равной мере и других стран того периода времени. Если немецкая империя при Оттонах и салических императорах в X–XI веках простиралась тогда вдаль и вширь к Востоку и к Северу, насчитывая более 3-х миллионов жителей, то не следует забывать, что в VIII веке ее население было значительно меньшим. Чтобы иметь реальное представление о положении вещей, мы должны учесть, что вся область от Фризии и до швейцарских Альп не насчитывала более одного, двух миллионов жителей. Затерянные селения возникали там и сям на обработанных участках земли, в глубине огромных лесных массивов. Городов, в современном смысле слова, практически не существовало вовсе. Места, где впоследствии могли возникать города, были тогда утесами, монастырями и маленькими рынками. Писания духовных пастырей той эпохи, таких, как Пирминий и сам Бонифаций, свидетельствуют, что рядом с верными, великодушными, щедрыми христианами было немало остатков язычества, огромное невежество и жестокость. И все же немного позднее этот народ, хотя и на короткое время, должен будет сыграть в Римской Церкви, так сказать, роль избранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010