Дезидерий добился того, чтобы Пипин Короткий более не вмешивался в итал. дела, поручив установление контактов с лангобардами своему представителю в Риме Фульраду , аббату мон-ря св. Дионисия (Сен-Дени). Не вступая в открытое столкновение, кор. Дезидерий постепенно устанавливал контроль над городами, принадлежавшими к папским владениям или формально присоединенными к ним по договорам 754 и 756 гг. Пытаясь предотвратить конфликт с франками, Дезидерий выдал дочь замуж за сына Пипина Короткого, кор. Карла Великого (768-814, император с 800). Однако во время смуты, последовавшей за кончиной Карломана, младшего брата Карла Великого (771), Дезидерий принял его вдову Гербергу и потребовал от папы совершить коронацию его сына Пипина. Эти события совпали с разводом Карла Великого и династическим кризисом в королевстве франков. Римский папа Адриан I (772-795) подтвердил отказ предшественника короновать Пипина и настаивал на соблюдении условий договоров 754 и 756 гг. Когда лангобардское войско стало разорять папские владения, Адриан I приказал убить сторонников Дезидерия из числа рим. знати. В кон. 772 г. лангобарды вторглись на территорию Римского дуката, после чего папа отлучил Дезидерия от Церкви и обратился за помощью к Карлу Великому. Несмотря на то что король франков был вовлечен в конфликт с саксами, он лично возглавил поход франков в И. Причиной поспешной реакции Карла было не только стремление оказать поддержку Римскому понтифику и т. о. подтвердить статус короля как защитника Папского престола, но и желание избавиться от сыновей Карломана, к-рые могли претендовать на часть Франкского королевства. Франки разбили войско кор. Дезидерия; король, покинутый герцогами, укрылся в Тицине. Опасаясь нападения франков, сполетийцы обратились к папе Адриану I, который принял их под свое покровительство и назначил нового герцога. Подобным образом под власть папы перешли и др. города Центр. Италии. В 774 г. пал Тицин, после чего плененный Дезидерий был вывезен в королевство франков и заточен в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Хродегангом, еп. Меттиса, и Ремигием, еп. Ротомага (ныне Руан) (см., напр.: MGH. SS. T. 2. P. 268). Из послания папы Павла I (757-767) следует, что на франк. землях по решению Пипина были учреждены школы певцов с рим. учителями во главе ( Pauli I Ep. ad Pippinum regem//MGH. Epp. T. 3. P. 553-554). На основании этих сведений С. Фогель построил гипотезу, согласно которой все сообщения о реформе галликанского пения при Пипине Коротком надо понимать шире - как свидетельства крупной литургической реформы ( Vogel. 1960). По мнению исследователя, основной чертой литургических преобразований на франк. землях во 2-й пол. VIII в. была тотальная романизация всех сторон богослужебной жизни. При этом Фогель считал, что Римские папы не были инициаторами этого процесса. Романизация, по его мнению, воспринималась франк. правителями как средство защиты от вост. (визант.) влияния. Однако реформы Пипина Короткого привели к литургической анархии, так что Карл Великий был вынужден их продолжить и провести более централизованно. Ф. Бернар настаивала на решающей роли в проведении литургической реформы Римских пап, к-рые стремились с ее помощью навязать франкам новую модель королевской власти, основанную на ветхозаветных образцах; при этом политический подтекст реформы Бернар отрицала (см.: Bernard. 1996). Обе т. зр. подверглись критике со стороны Й. Хена, по мнению к-рого значение перечисленных свидетельств преувеличено в историографии. Пипин Короткий не проводил глобальных реформ. Во всех источниках, несмотря на различие в терминологии, речь идет лишь о введении во Франкском гос-ве пения по рим. образцу. К тому же сведения о реформе Пипина относятся к более позднему времени и отмечены влиянием политической идеологии. Карл Великий и его придворные богословы стремились подчеркнуть преемственность; согласие с Римом в вопросах веры и богослужения воспринималось как черта, присущая хорошему правителю). В целом Пипин Короткий продолжал меровингскую традицию покровительства Церкви (в т. ч. «украшая» ее богослужение).

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

В повествовании о древнейших епископах Меттиса Павел Диакон указывал, что заимствовал сведения из устной традиции (ut ferunt) и опирался на свидетельства жителей города (denique asseverant qui eiusdem loci cognitionem habent; ср. в рассказе о чудесном событии у гробницы епископов Руфа и Адельфа : sicut ad nos usque cucurrit relatio; см.: Hari. 2010. Vol. 1. P. 61). По-видимому, Павел не стремился изложить все доступные сведения о городе и о епископской кафедре. Отбор информации был подчинен основным целям сочинения - представить Мец как духовный центр державы Каролингов и подвести историческую основу под церковную политику архиеп. Хродеганга и его преемника Ангильрамна. Хродеганг, советник королей Пипина Короткого (752-768) и Карла Великого (768-814; император с 800), стремился реорганизовать Церковь в гос-ве Каролингов по рим. образцу. Мец стал центром распространения рим. богослужения и церковного пения, здесь была организована система стационального богослужения . Получив от папы Римского персональный титул архиепископа, Хродеганг возглавил неск. Соборов, на к-рых были определены основные направления церковных преобразований. Его преемник Ангильрамн также получил титул архиепископа и был назначен архикапелланом (см. Капеллан ) ( Ewig E. Saint Chrodegang et la réforme de l " Église franque//Saint Chrodegang: Communications présentées au colloque tenu à Metz à l " occasion du 12e centénaire de sa mort. Metz, 1967. P. 25-53; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf., 1983. P. 174-179; Claussen. 2004). Кроме того, Мец представляли как «родину» династии Каролингов, т. к. еп. Арнульф был предком Пипина Короткого и Карла Великого; история Мецской кафедры соединялась с историей франк. правящей династии. Павел Диакон доказывал, что христ. община в Меттисе имела апостольское происхождение и была основана миссионерами, пришедшими из Рима. Т. о., епископская кафедра с самого начала была тесно связана с Папским престолом, и Хродеганг пытался восстановить эту связь, ослабленную из-за вторжений варваров. Опираясь на предания о происхождении кафедры и династии Каролингов, Павел Диакон хотел подтвердить право Меца на статус духовного центра Франкского гос-ва (см.: Goffart. 1986; Idem. 1988; Kempf. 2004. P. 295-298; Idem. 2012. P. 6-7; CSLMA. AI. P. 217-218; Hari. 2010. Vol. 1. P. 24-133).

http://pravenc.ru/text/1841341.html

По-видимому, Христофору и его ставленнику папе Стефану III (IV) (Христофор был назначен майордомом Латеранского дворца, его сын Сергий - секундицерием нотариев и номенколатором) для ликвидации сопротивления этого было недостаточно. В городе продолжались невиданные прежде грабежи и насилие. Некий «трибун» Грацилий, сторонник К., укрепился в Алетрии (ныне Алатри), но воины из Рима, Тусции и Кампании захватили его в плен и привезли в Рим. Вскоре противники Грацилия под предлогом отправки в мон-рь вывели его из темницы, ослепили и отрезали ему язык. В этих злодеяниях автор биографии папы Стефана обвинял Грациоза, к-рый во главе отряда воинов из Тусции и Кампании захватил мон-рь, где содержали К., вырвал антипапе глаза и бросил его на улице. Был пущен слух, что пресв. Вальдиперт вступил в сговор с Теодицием, герц. Сполетия, и нек-рыми римлянами с целью передать город кор. Дезидерию. Узнав о намерении Христофора арестовать его, Вальдиперт укрылся в ц. Девы Марии у мучеников (Санта-Мария-ад-Мартирес, рим. Пантеон). Несмотря на то что пресвитер держал в руках икону Девы Марии, его вывели из церкви и бросили в тюрьму. Через неск. дней Вальдиперта ослепили и вырвали ему язык, после чего пресвитер скончался в странноприимном доме Валерия (in xenodochio Valerii) на холме Целий. Вскоре после рукоположения папа Стефан III (IV) направил в королевство франков Сергия с посланием, в к-ром извещал кор. Пипина Короткого о своем избрании на Папский престол и просил прислать в Рим ученых епископов, чтобы содействовать проведению Собора (предполагалось, что на Соборе будут приняты решения, к-рые могут предотвратить возможность захвата Папского престола мирянами). По-видимому, при содействии бывш. Остийского еп. Георгия, занимавшего теперь Амбианскую (Амьенскую) кафедру, Сергий был благосклонно принят преемниками Пипина Короткого Карлом Великим и Карломаном. Они признали избрание Стефана и направили в Рим 12 франк. прелатов во главе с Виллихарием, архиеп. Сенонским (Сансским). На Соборе, состоявшемся в апр.

http://pravenc.ru/text/1842056.html

Карлом Великим в 774 г. условий соглашения в Кьерзи, приведенном в жизнеописании папы Римского Адриана I, утверждается, что Пипин Короткий обязался передать Римскому понтифику территории к югу от линии между Луни (на побережье Тирренского м.) и Монселиче (близ Венецианской лагуны), включая Корсику, весь бывш. Равеннский экзархат, герц-ства Сполетий и Беневент, а также провинции Венеция и Истрия (Ibid. P. 498; аутентичность и содержание соглашения в Кьерзи остаются предметами дискуссий - Scholz. 2018). По итогам 2 успешных походов Пипина Короткого в Италию (754, 756) кор. Айстульф передал папе Римскому 22 города на территории бывш. Равеннского экзархата (Равенну, Римини, Пезаро, Чезену, Сенигаллию, Урбино, Нарни и др.), ключи от них посланник Пипина Короткого аббат Фульрад возложил на алтарь базилики св. Петра (LP. T. 1. P. 453-454). Этот акт, т. н. Пипинов дар, традиционно рассматривается как основание самостоятельного Церковного гос-ва в Италии. Папа даровал Пипину Короткому титулы рим. патриция и защитника Папского престола. Папа Римский Павел I (757-767) принял меры по централизации управления «республикой римлян», ужесточил контроль за всеми гражданскими и военными должностными лицами. Однако в конце его понтификата возникло острое противостояние между представителями «клерикальной» партии (члены папской администрации) и рим. знатью (см. ст. Константин , антипапа). После отказа лангобардского кор. Дезидерия (756-774) соблюдать условия соглашений 754 и 756 гг. (что повлекло за собой конфликт с папой Адрианом I) кор. Карл Великий совершил поход в Италию, разбил Дезидерия и включил его королевство в состав Франкской державы. Карл Великий в Риме подтвердил условия соглашения в Кьерзи, однако на практике они не выполнялись. Границы П. о. были в основном определены договорами 781 и 787 гг., тексты к-рых не сохранились, но могут быть реконструированы на основе привилегии имп. Людовика Благочестивого (814-840) папе Римскому Пасхалию I (817-824) (Pactum Hludovicianum, 817).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

В ряде посланий П. упоминал о своих опасениях относительно византийцев, к-рые надеялись восстановить контроль над Равеннским экзархатом и Пентаполем. Страх папы Римского перед греками нек-рые исследователи называли «одержимостью» (напр.: Noble. 1984. P. 111). Визант. имп. Константин V (741-775) и его соправитель Лев IV Хазар (император в 775-780) стремились заключить соглашение с Пипином Коротким, сильнейшим правителем на Западе, рассчитывая на его поддержку в конфликте с папой Римским. Начиная с 756 г. они направляли к франк. двору послов, к-рые преподносили королю щедрые дары и убеждали его в том, что союз с К-полем выгоднее союза с Римом (LP. T. 1. P. 452-453). Встревоженный этими переговорами, П. потребовал, чтобы король информировал его о контактах с греками. В свою очередь Пипин Короткий уверял папу Римского в своей верности договору. П. с беспокойством передавал королю слухи о военной экспедиции в Италию, якобы готовившейся византийцами. Так, понтифику донесли, что 300 кораблей под началом 6 патрикиев отплыли из К-поля в Рим (MGH. Epp. T. 3. P. 521). В др. раз П. получил от архиеп. Сергия известие о том, что византийцы собрались напасть на Рим и Равенну. Поэтому он попросил Пипина Короткого оказать влияние на Дезидерия, чтобы лангобарды помогли отразить нападение (Ibid. P. 536-538). Впосл. П. утверждал, что «греки ежедневно угрожают ворваться в Равенну» (Ibid. P. 551). Папа Римский боялся не только нашествия византийцев, но и предательства приближенных. Когда он узнал о переговорах рим. пресв. Марина, находившегося при франк. дворе, с визант. послом, то попросил Пипина Короткого назначить пресвитера на к.-н. епископскую кафедру в Галлии. Король был удивлен и отказался выполнить эту просьбу. Тогда П. заявил, что попросил о кафедре для Марина по ходатайству его матери, и разрешил королю поступить с ним так, как тот считает нужным, обвинив при этом пресвитера в «злобном коварстве» (Ibid. P. 529-530, 535; см.: Baumont. 1930. P. 9-10). Навязывая королю франков роль защитника Церкви, П.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Власть кор. Ратхиса (744-749), стремившегося избежать крупных конфликтов с Папским престолом и с византийцами, оказалась непрочной. После того как Ратхис осадил Перузию, важную крепость, остававшуюся в руках византийцев, а затем снял осаду по просьбе папы Захарии, лангобардская знать организовала переворот. Летом 749 г. в Медиолане королем был провозглашен брат Ратхиса Айстульф (749-756). Свергнутый Ратхис бежал в Рим, а затем вступил в Кассинский монастырь. Проведя реформу войска, Айстульф начал военные действия против византийцев и занял Истрию. В 749 г. король установил экономическую блокаду Равенны, издав закон, по к-рому торговать с Экзархатом можно было лишь с письменного разрешения короля. После неск. небольших столкновений Айстульф захватил Равенну (751). Т. о. Равеннский Экзархат был уничтожен. Вскоре Византия утратила контроль над оставшимися областями Сев. Италии, она управляла лишь частью Юж. Италии и районами Сицилии. Номинально Византия признавалась сюзереном Венеции и Неаполя, где к тому времени сложились фактически независимые гос-ва. В 752 г. кор. Айстульф потребовал от папы Стефана II (III) (752-757) признать его власть и выплачивать дань в размере золотого солида за каждого жителя Римского дуката. После отказа папы и длительных дипломатических переговоров король угрожал силой захватить Рим. Не имея возможности противостоять лангобардам, папа обратился за помощью к франк. кор. Пипину Короткому. В авг. 754 г. франки вторглись в И., нанесли поражение лангобардам и осадили Тицин. Кор. Айстульф согласился заключить мир, признал верховную власть Пипина и обязался не только вернуть понтифику захваченные крепости в Римском дукате, но и освободить территорию бывш. Равеннского Экзархата, включая Пентаполь. Пипин Короткий передал эти земли Римскому папе. Впосл. дар Пипина рассматривался в качестве основы притязаний Папского престола на светскую власть над этими территориями, оформленных в т. н. Константиновом даре . Кор. Айстульф не собирался выполнять условия соглашения. После ухода франк. войска из И. он не только отказался передать папе Равенну, но и осадил Рим (янв. 756). Папа Стефан II (III) вновь обратился к Пипину Короткому. В мае 756 г. франки вернулись в И., разгромили лангобардское войско и вновь осадили Тицин, вынудив Айстульфа подтвердить заключенный ранее договор, передать Пипину треть казны, а также выплачивать ежегодную дань.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТ АНИАНСКИЙ [лат. Benedictus Anianensis] (ок. 750 - 11.02.821, мон-рь Инден (совр. Корнелимюнстер)), св. (пам. зап. 11 февр.), реформатор католич. монашества. Основным источником сведений о святом является житие, написанное его учеником Ардоном Смарагдом вскоре после смерти Б. А. Вестгот по происхождению, он род. в семье Айгульфа, каролингского гр. Магелона (Септимания) и был назван именем Виттица. Образование получил при дворе франк. кор. Пипина Короткого . Потом находился на военной службе у Пипина и Карла Великого . В 773/74 г., во время военной кампании Карла в Италии, Виттица чуть не утонул, спасая своего брата, и дал обет уйти от мирской жизни. В тот же год он принимает постриг в мон-ре св. Секвана в Бургундии, взяв имя Бенедикт. После смерти настоятеля (779) ему было предложено занять это место, но он отказался и удалился из мон-ря. В одном из фамильных владений, на р. Аньян (близ совр. Монпелье), основал мон-рь в честь Спасителя (общепринятое название Аниан), где поначалу пытался установить строгое общежитие, основанное на правиле прп. Пахомия Великого . Его первые сподвижники, не вынеся строгости устава и требовательности настоятеля, разбежались по др. мон-рям. Вторая община, собравшаяся в Аниане, оказалась более стойкой. Б. А. оставался приверженцем традиций вост. аскетов: прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого , Иоанна Кассиана Римлянина , однако неск. смягчил строгость монастырского устава как в части распределения времени (братии отводилось больше личного времени на размышление и занятия), так и в том, что сохранялись определенные права на имущество, к-рым обладал каждый до вступления в мон-рь. Имя настоятеля Аниана становится со временем известно в мон-рях на юге Франкского королевства, Б. А. посещал окрестные мон-ри, повсюду проповедуя и увещевая монахов обратиться к строгому аскетическому образу жизни. После того как Б. А. стал настоятелем и его первый идеалистический опыт потерпел неудачу, при устройстве своей второй анианской обители Б. А. склоняется к уставу св. Венедикта Нурсийского. Грамота Карла Великого, данная Анианской обители в 787 г., свидетельствует, что к этому времени мон-рь жил уже по бенедиктинскому уставу. Анианское аббатство постепенно начинает выполнять функции образцового мон-ря в Каролингском гос-ве. В 787 г. Б. А. выстроил прославившуюся за пределами Септимании новую ц. Св. Троицы, отличавшуюся богатством украшения, к-рую современники сравнивали с храмом Соломона. В дальнейшем Б. А. стал одним из главных лидеров каролингской церковной реформы, суть к-рой состояла в стандартизации церковной жизни во всех областях - догматической, литургической, этической, экономической и т. п.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Много сделал Бонифаций и для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, где ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий в 744 году основывал монастырь под покровительством святого. В 745 году Бонифаций получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 году венчал на царство в Франконии. Самого титула архиепископа он удостоен был лишь «ad personam», то есть за личные заслуги, так как Майнц стал архиепископством только лишь в 781/82 году. Особую историческую роль Бонифация многие церковные историки видят в том, что своей деятельностью он распространял влияние Рима на создание в немецких землях церковных структур, подчинённых центру папства Вечного Города. Основав таким образом Германскую Церковь, Бонифаций в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Все епископы новоучрежденной Церкви должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны святому апостолу Петру и Римской Церкви вместе с ее наместником. Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена. Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (1, с.88). По другим данным, Бонифаций и члены его свиты были убиты при попытке совершить обряд крещения. Это случилось 5 июня 754 года близ Северного моря в окрестностях города Доккум во Фрисландии (современные Нидерланды). Его смерть, как считают некоторые немецкие исследователи, не была мученической в строгом смысле слова, они мотивируют это тем, что Бонифаций был убит во время обычного ограбления. Однако эта точка зрения оспаривается некоторыми богословами. Сцена смерти Бонифация и его спутников изображена на фреске (1834–1844 гг.) художника Генриха фон Хесса (1798–1863) в базилике св. Бонифация в Мюнхене.

http://bogoslov.ru/article/1319271

П. регулярно направлял франк. королю послания, написанные в витиеватом риторическом стиле (сохр. более 30 - Ibid. P. 507-558). Расточая похвалы и добрые пожелания Пипину Короткому, членам его семьи и всем франкам, П. постоянно напоминал королю о его договоре с папой Стефаном II, согласно к-рому он должен был защищать Римскую Церковь от врагов, прежде всего от лангобардов и византийцев. Понтифик называл Пипина Короткого освободителем и защитником (defensor, liberator) «святой Божией Церкви и римского народа» и заверял его в том, что его благодеяния будут вознаграждены Богом по молитвам ап. Петра. Защита и «возвеличение» Церкви (defensio, exaltatio ecclesiae) провозглашались обязанностями франков и всех христиан, т. к. от благополучия и безопасности Папского престола зависело состояние христ. веры во всем мире. П. не только называл франков духовными детьми Римской Церкви, но и установил особую духовную связь (in uinculo spiritalis foederis) с франк. королевским семейством: он стал крестным отцом принцессы Гизелы, получив полотенце, в которое ребенка завернули после крещения (Ibid. P. 511-512), и выразил желание стать восприемником принца Пипина (Ibid. P. 519), однако тот умер вскоре после рождения (см.: Angenendt. 1980). Покровительницей королевской семьи была объявлена св. Петронилла, которую считали дочерью ап. Петра. Выполняя обещание папы Стефана II королю франков, П. перенес саркофаг святой из катакомб Домитиллы в имп. мавзолей при Ватиканской базилике св. Петра, в котором была устроена ц. во имя св. Петрониллы. Сообщение о торжественном перенесении мощей в жизнеописании П. является более поздней франк. интерполяцией (LP. T. 1. P. 464), но о ц. св. Петрониллы, покровительницы франков, упоминалось в папском послании 758 г. (MGH. Epp. T. 3. P. 511; подробнее см.: Goodson. 2015). Франк. король прислал понтифику алтарную менсу, вероятно из драгоценного металла, к-рую П. велел установить «на вечную память» в базилике св. Петра (MGH. Epp. T. 3. P. 524; см.: Angenendt. 1977).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010