Прорицатель Валаам, остановленный ангелом и благословляющий израильтян. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 30v) Прорицатель Валаам, остановленный ангелом и благословляющий израильтян. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 30v) Значительный вклад в развитие представлений о христ. государе внесли Римские папы, обращавшиеся к Пипину Короткому и Карлу Великому с просьбой о защите Рима и кафедры ап. Петра от лангобардов. Наречение Пипина и его сыновей рим. патрициями в 754 г. возлагало на франков обязанность защищать Папский престол. Пипин Короткий, Карл Великий, Карл Лысый серьезно относились к этому долгу, хотя нередко его выполнение противоречило нуждам гос. управления. В 806 г. имп. Карл Великий требовал от наследников защищать Папский престол и всю христ. Церковь (MGH. Capit. T. 1. P. 129). На протяжении неск. поколений Римские папы напоминали К. о том, что они являются христ. правителями, приводя примеры ветхозаветных царей и пророков. Так, папа Павел I (757-767) в послании к народу франков именовал Пипина Короткого «новым Моисеем» и «новым Давидом». Франков он называл «святым народом, царским священством, избранным народом, который благословил Господь Бог Израиля» (Codex Carolinus. 39//MGH. Epp. T. 3. P. 552). Папа Римский Захария указывал на сходные функции священства и царства в достижении общего блага: молитвы понтифика в сочетании с оружием франков способны принести мир и порядок стране и «спасение, хвалу и вечную награду» обеим сторонам (Ibid. 3//Ibid. P. 480). Тема сочетания материального и духовного оружия получила продолжение в трудах каролингских авторов об обязанностях духовенства и мирян в христ. империи. Царь Давид на троне. Убиение помазанника Господня. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 130v) Царь Давид на троне. Убиение помазанника Господня. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИРГИЛ [Виргилий; ирл. Fergil, Ferghil; лат. Virgilius;] (ок. 710, Ирландия - 27.11.784, Зальцбург), св. (пам. зап. 27 нояб.), еп. Зальцбургский. Был монахом, затем аббатом ирл. мон-ря Аабо (ныне в графстве Лиишь). Как и мн. др. ирл. монахи, отправлявшиеся на континент для миссионерства, В. покинул Ирландию и ок. 743 г. прибыл ко двору франк. мажордома Пипина Короткого . В 745 г. В. направился в Баварию, к герц. Одилону, к-рый назначил В. аббатом бенедиктинского мон-ря св. Петра в Зальцбурге. С 747 (или с 749) г. В. управлял Зальцбургским еп-ством, продолжая оставаться аббатом мон-ря св. Петра и не получая епископского рукоположения (следуя существовавшей в Ирландии практике, согласно к-рой аббат занимал ведущую роль в управлении еп-ством). Осуществление непосредственных епископских функций В. передал прибывшему из Ирландии еп. Добдагреку. Однако папский легат в Баварии архиеп. Майнцский св. Бонифаций (Винфрид) счел такую практику неканоничной, что привело к конфликту между ним и В. Несмотря на это, В. продолжал управлять еп-ством в сане аббата и принял епископское рукоположение только в 755 г. или, согласно Зальцбургским анналам, в 767 г. Ранее между В. и св. Бонифацием возникли разногласия по ряду вопросов литургического и богословского характера. Одним из спорных пунктов был вопрос о действительности неправильно совершенного Крещения. Из-за низкого уровня образования среди духовенства мн. малограмотными священниками допускались ошибки при совершении таинства Крещения: вместо формулы «...in nomine Patris et Filii...» («...во имя Отца и Сына...») произносилось: «...in nomine patriae et filiae...» («...во имя отечества и дочери...»). По мнению св. Бонифация, крещенных с такой формулой было необходимо перекрещивать, но В. настаивал, что в данном случае нет к.-л. ереси или сознательного искажения, а потому совершенное с ошибочной формулой крещение может признаваться действительным. Др. предметом спора было разделявшееся В. учение о шарообразной форме Земли и существовании антиподов - людей, живущих на др. стороне Земли («под Землей»). Римский папа св. Захария поддержал позицию В. по вопросу Крещения, направив в 748 г. послание св. Бонифацию (PL. 89. Col. 943-948), но в том же послании критиковал В. за учение об антиподах, к-рое было названо папой «дурным и неправедным».

http://pravenc.ru/text/158730.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРХАРД [лат. Burchardus, Burkardus; нем. Burchard, Burkhard; староангл. Burgheart] († 2 февр. 753 или 754), свт. (пам. зап. 14 окт.), еп. Вюрцбургский, ученик и спутник св. Бонифация (Винфрида). Англосакс по происхождению. Монах-бенедиктинец и священник в Уэссексе, Б. ок. 732 г. присоединился к миссии св. Бонифация в Германии. Неск. лет жил в Фрицларском мон-ре, основанном св. Бонифацием в Гессене на р. Эдер. В 741 г. св. Бонифаций назначил Б. епископом на новооснованную кафедру в Вюрцбурге (одобрено папой Захарием в 743). В 743 г. Б. принял участие в 1-м герм. Соборе (Consilium Germanicum). Известны 2 путешествия Б. в Рим: первое (748) с целью доставить папе Захарию решения всеобщего франк. Собора 747 г.; второе (750-751) по поручению Пипина Короткого для решения вопроса о его коронации и признании новой династии. Основал в Вюрцбурге первый мон-рь своей кафедры, к-рый был освящен в честь Спасителя (742-743), туда были перенесены обретенные в 752 г. мощи св. Килиана . «Братья-каноники» (fratres canonici) составили братию мон-ря Санкт-Андреас у подножия горы Мариенберг, основанного Б., вероятно, после 746 г. якобы по примеру св. Мартина Турского «вдали от епископских тревог» (Vita Burkardi II. P. 64). О последних годах жизни Б. ничего не известно, согласно позднейшей легенде, зафиксированной в житии XII в., в конце жизни он оставил епископское служение и удалился в мон-рь. Мощи Б. были обретены 14 окт. в кон. X в. (точный год неизвестен) и перенесены в мон-рь Санкт-Андреас, позже названный в честь Б. К 1552 г. в серебряной раке осталась только глава святителя, во время Тридцатилетней войны и рака, и глава были утеряны. Первое анонимное житие Б., недостоверное в деталях, было написано до 855 г. (Vita Burchardi I), др. (Vita Burkardi II), созданное мон. Эккехардом из Ауры († после 1125), согласно установившемуся в историографии мнению, заслуживает большего доверия, т. к. скорее всего Эккехард опирался на ряд утерянных ныне источников, неизвестных автору первого жития (Schmale, Wagner).

http://pravenc.ru/text/153681.html

Интерес к «Труду...» возобновляется в XVI в. в связи с вопросом о роли религ. изображений, остро вставшим в ходе Реформации. В это же время появляются публикации трактата. Первое издание было подготовлено и опубликовано Жаном дю Тийе в 1549 г. на основе рукописи из ланского собора (Paris. Bibl. de l " Arsenal. 663). Ж. Кальвин познакомился с «Трудом...», вероятно в 1536 г., и использовал трактат во всех изданиях «Институтов христианской религии». Использование трактата протестантами привело к обвинениям со стороны католиков, что текст является протестант. подделкой. Поэтому «Труд...» был внесен в Индекс запрещенных книг и оставался там до нач. ХХ в. В 1608 г. Мельхиор Гольдаст перепечатал издание дю Тийе; эта же версия была издана в новой редакции в 1713 г.; издание Гольдаста было перепечатано Ж. П. Минем в 98-м т. «Латинской патрологии» (1862). Новое издание подготовил Бастген в 1924 г. (см.: Noble. 1999. P. 142-144). Обстоятельства создания Поводом для составления «Труда...» явилось конкретное событие в истории визант. Церкви, но трактат следует рассматривать в более широком политическом, идеологическом и культурном контексте. «Труд...» был концентрированным отображением важнейших идеологических вопросов, стоявших перед франками в период правления Карла Великого, и точкой пересечения интересов и позиций неск. политических и идеологических центров - Франкского гос-ва, Византии и Рима, отношения между к-рыми были сложными и быстро менялись. Во 2-й пол. 80-х гг. VIII в. Карл Великий одержал верх над наиболее опасными противниками - герцогом Баварии Тассилоном III и герцогами Беневенто; его сыновья, Пипин и Людовик Благочестивый , были назначены королями Италии и Аквитании; Карл Великий пришел к согласию с Папским престолом по поводу земельных владений в Центр. Италии, т. о. завершив военные кампании своего отца Пипина Короткого против лангобардов. Король франков издал ряд важных капитуляриев и инициировал проведение церковных Соборов, наиболее значимым из которых был Франкфуртский Собор (794). В 789 г. и повторно в 793 г. Карл Великий потребовал от всех мужчин своего королевства принести присягу на верность. После 785 г. началось строительство дворцового комплекса в Ахене, где все чаще останавливался король. Представление о короле франков как о христ. правителе «избранного» народа получило окончательное выражение в имп. коронации Карла Великого папой Римским Львом III на Рождество 800 г.

http://pravenc.ru/text/2463659.html

Христианская любовь — любовь отдающая Проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в день памяти апостола Иоанна Богослова: апостол Иоанн Богослов говорил о том, что нет большей любви, когда брат отдаст свою душу за брата своего. Мир сей не понимает этой любви. Христиане, которые стремились исполнить эту заповедь любви, именно так и жили. И апостолы. Они не были заняты собою, у них ничего не было, они жили только для других людей, у них не было ни крова постоянного, никаких сбережений, они были как странники в этом мире, и в этой отдаче они черпали радость и силу. Медиатека Выложили несколько текстовых расшифровок к имеющимся видео- и аудиозаписям проповедей архимандрита Виктора (Мамонтова): беседа с детьми после причащения, беседа с детьми в приюте, проповедь на Евангелие от Иоанна. Глава 1, стихи 35–51, проповедь на Евангелие от Матфея (26:24), проповедь на Евангелие от Матфея (11:28). Выложили несколько книг Бориса Успенского, советского и российского филолога, лингвиста, семиотика, историка языка и культуры, исследователя русской средневековой культуры: — «Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. Язык и культура» Б. А. Успенского: доктрина «Москва — третий Рим». Царь и самозванец. Царь и патриарх. Царь и Бог. Анти-поведение в культуре древней Руси. Раскол и культурный конфликт XVII века. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. И пр. и пр. — «Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов» — монография Б. А. Успенского: Помазание на царство: эволюция обряда в связи с представлением о природе монаршей власти; помазание Пипина Короткого и начало традиции инаугурационного помазания монарха в Европе; связь инаугурационного помазания монарха с обрядом крещения; общее значение помазания в христианской традиции: помазание как обряд посвящения в «царственное священство»; ассоциация помазания головы с идеей посвящения в цари и священники, а помазания чела — с идеей сообщения даров Св. Духа; эволюция инаугурационного помазания монарха на Западе; помазание императоров в Византии; помазание царя в России; титул «царь» в его отношении к греческому βσλες и латинским rex и imperator; зависимость значения царского титула от культурной или семиотической ориентации; различная интерпретация слова «царь» и в межкультурных контактах; принятие Петром I императорского титула и переосмысление слова «царь».

http://blog.predanie.ru/article/tsar-imp...

(Ordines, Consuetudines и т. д.) описывали порядок исполнения песнопений в течение литургического года. В них изложены местные особенности исполнения Г. п., разнообразие к-рых относится к характерным признакам средневек. богослужения. Эти уставы используются при определении места создания певч. книг; опыт, накопленный литургической наукой, часто позволяет определить это место предельно точно. Музыкально-теоретические трактаты IX-XVI вв. содержат не только описание композиционных признаков отдельных песнопений и мелодических семейств, но и нек-рые мелодии, не сохранившиеся в практических источниках. К трактатам примыкают тонарии ( Huglo. 1971) - каталоги песнопений, где их мелодии классифицированы по принципу модальной принадлежности (см. разд. «Григорианский октоих»). Исторические документы эпохи средневековья - хроники, грамоты, богословские и научные трактаты, письма и т. д.- включают огромный и лишь частично освоенный наукой материал по истории Г. п. в контексте церковной и социальной жизни зап. мира, о взаимосвязях григорианики с др. видами средневек. искусства и богословской мыслью того времени. История Раннее средневековье Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) На исходе патристической эпохи для Зап. Европы было характерно многообразие литургических обрядов и певч. стилей (см. Амвросианское пение , Беневентанский обряд (разд. «Церковное пение»), Галликанское пение , Испано-мосарабское пение , Староримское пение ); попытки Римской кафедры внести единообразие в литургическую жизнь этого времени неизвестны. Распространение рим. богослужебных обычаев на Север относится к VIII в. и связано с оформлением союза между Римом и пришедшей к власти в гос-ве франков династией Каролингов. Встреча папы Стефана II и кор. Пипина Короткого в 754 г. была ознаменована не только политическим союзом против угрожавших Риму лангобардов, но и решением привести литургическую жизнь королевства в соответствие с обычаями Рима. Во Франкское королевство были доставлены первые рим. богослужебные книги. В 760 г. брат короля еп. Ремигий Руанский обратился в Рим с просьбой о присылке певчих рим. певч. корпорации (Schola cantorum). Папа Павел I (757-767) отправил на Север не только рим. канторов, но и певч. книги - Антифонарий и Респонсориал (MGH. Epp. Т. 3. P. 529). В это время возникли певч. школы по рим. образцу, особое значение принадлежит школе при кафедральном соборе г. Меца - главного города Лотарингии; рим. пение вводилось здесь уже во 2-й трети VIII в., при еп. Хродеганге († 766), возглавлявшем Франкскую Церковь. Расположение Меца в центре романо- и германоязычных территорий королевства способствовало распространению нового певч. стиля на Восток и на Запад.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Вскоре после восшествия на Папский престол Л. вступил в конфликт с рим. знатью. По-видимому, причины конфликта были политическими или экономическими, т. к. противники Л. не выдвинули своего кандидата на Римскую кафедру. Намеки на заговор рим. знати против папы содержатся в переписке Алкуина с Арноном Зальцбургским, к-рый в 798 г. посетил Рим, чтобы получить паллий. Заговор возглавили видные чиновники папской курии - примицерий нотариев Пасхалий, племянник покойного папы Адриана I, и сацелларий Кампул, к-рые ранее посещали двор Карла Великого в качестве послов (упом. в послании папы Адриана I кор. Карлу Великому от 778 г.- Codex Carolinus. 61//MGH. Epp. T. 3. P. 589). 25 апр. 799 г. во время процессии (litania maior) в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лючина), когда Л. проезжал близ греч. мон-ря св. Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), заговорщики напали на него, стащили с коня, попытались выколоть ему глаза и отрезать язык, затем затащили его в монастырский храм и снова пытались изувечить. В Liber Pontificalis умалчивается о том, что в мон-ре св. Сильвестра состоялось низложение Л., обвиненного в лжесвидетельстве, симонии и блуде ( Alcuin. Ep. 179//MGH. Epp. T. 4. P. 297). Ночью понтифика перевезли в греч. мон-рь св. Эразма на Целии, где к нему вернулись зрение и слух (LP. T. 1. P. 4-5). Как долго продолжалось заключение папы, неизвестно. Согласно Liber Pontificalis, камерарий Альбин и другие верные люди помогли ему бежать и найти убежище в базилике ап. Петра. Вскоре представитель Карла Великого Вирунд, аббат Ставло и Мальмеди, и герц. Винигиз доставили Л. в Сполето (с учетом расстояния между Римом и Сполето это могло произойти в мае). Узнав об этих событиях, Карл Великий послал к папе архикапеллана Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, и гр. Аскария (Аскерика). Л. решил лично отправиться на переговоры к франк. королю, к-рый находился в Падерборне и готовился к войне с саксами. До Падерборна папа ехал в сопровождении почетного эскорта кор. Италии Пипина. Хотя Л. был оказан торжественный прием (Карл Великий дал понять, что занимает сторону папы и не признаёт низложения), сравнение церемонии с визитом папы Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому указывает на то, что отношение короля к папской власти изменилось (в частности, он не придерживал уздечку и стремена, когда папа спешивался, и не вручил ему полагавшиеся дары). Л. подарил королю реликвии первомч. Стефана и освятил собор в Падерборне.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

К кон. VIII в. в результате завоеваний Каролингов в Зап. Европе возникла обширная Франкская держава. Стержнем политики франк. правителей, начиная с сыновей Карла Мартелла - Карломана и Пипина Короткого , но особенно при Карле Великом и имп. Людовике Благочестивом , было стремление к всестороннему «исправлению» (correctio) народа франков, к-рый воспринимался как наследник Римской империи. Поскольку, согласно принятому в христ. историософии делению мировой истории на 6 веков (aetates), последний, 6-й век, начало к-рого соответствовало правлению имп. Августа Октавиана и земной жизни Иисуса Христа ( Aug. De civ. Dei. XXII 30), вскоре, как ожидалось, должен был завершиться, существование Франкского государства имело эсхатологический смысл. В соответствии с каролингской концепцией королевской власти, разработанной в кон. VIII в. Алкуином и его ближайшим окружением, на короля франков возлагалась особая задача - сделать все необходимое, чтобы подготовить подданных к будущему спасению через распространение и укрепление христианства. В таком контексте опорой королевской власти оказывалась Церковь. Правители из династии Каролингов установили тесные отношения с Римскими понтификами, поддерживали миссионеров, которые проповедовали христианство в населенных язычниками приграничных областях Франкской державы, создавали новые еп-ства на подчиненных территориях, жестоко подавляли мятежи, жаловали земли и привилегии храмам и мон-рям, принимали их под королевское покровительство. В VIII в. во Франкском королевстве появились тысячи мон-рей и церквей, причем далеко не всегда это было следствием усилий со стороны королевской власти или миссионеров; часто храмы и монашеские обители возводились по инициативе представителей местной знати также и на территории зарейнской Германии. Важным направлением церковных реформ стала унификация богослужения; была организована работа по исправлению литургических книг (о церковной политике, литургической и монастырской реформах см. ст. Каролинги ). Образование

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Представители династии Каролингов широко использовали право частной церкви. Сначала на землях королевского домена, а затем и фиска, в т. ч. и на вновь завоеванных территориях, было основано немало мон-рей, как мужских, так и женских, аббаты и аббатисы к-рых приносили клятву верности королю. Такие мон-ри и церкви получали широкие привилегии (право свободных выборов аббата, налоговый и судебный иммунитет, сбор пошлин и организацию местных рынков), а также военную защиту и земельные пожалования. Взамен монашеские общины были обязаны исполнять т. н. королевскую службу (servitium regis): содержать за свой счет королевский двор и чиновников, прибывавших в провинцию для отправления властных полномочий, поставлять продовольствие в королевские пфальцы, выставлять военный отряд из крестьян, испомещенных на монастырских землях, участвовать в заседаниях королевского суда, помогать сюзерену советом, брать на себя исполнение дипломатических функций, молиться за королевскую династию и проч. (так, в «Notitia de servitio monasteriorum» (817) приводится 3 списка мон-рей, обязанных королю «dona et militia» (дарами и военным отрядом), «sola dona sine militia» (только дарами без военного отряда), «solas orationes pro salute imperatoris vel filiorum eius et stabilitate imperii» (только молитвами о благе императора или сыновей его и спокойствии империи) - MGH. Capit. T. 1. P. 350-352). Частные мон-ри и церкви, принадлежавшие светским и церковным владельцам, переходили в разряд королевских (имперских), т. е. подчиненных королю (императору), через процедуру коммендации (commendatio). При Каролингах мон-ри, выведенные из-под контроля местных графов и епископов, превратились в крупнейших землевладельцев (земельные владения среднего еп-ства, как правило, уступали крупному монастырскому), при этом оставаясь надежной опорой королевской власти. Монастырские реформы Пипина Короткого и Карла Великого были направлены на определение соотношения власти короля, епископа и аббата, решение вопросов смещения аббата и его поставления епископом, «закрепление» монахов за теми мон-рями, где они принимали постриг. Цель общей монашеской реформы имп. Людовика Благочестивого (814-840) была в том, чтобы привести к единообразию уставы всех имперских мон-рей (за основу брался монашеский устав прп. Венедикта Нурсийского ). Эти действия осуществлялись параллельно с практикой поставления светских лиц во главе аббатств (эта практика получила распространение при Карломане (майордом в 741-747) и его преемниках). Светские аббаты (abbas-comes) владели монастырскими землями по праву ленного держания, благодаря чему усиливалась их связь с королевской властью. Решения Соборов (в Тьонвиле (844), в Париже (846), в Тросли (909) и др.), запрещавшие подобную практику, не изменили ситуацию (случаи управления мон-рей светскими лицами встречались до XI в.).

http://pravenc.ru/text/389517.html

Андрей 13 января 2015, 13:21 Основам искусства святости следует учиться у святых отцов. Михаил 13 января 2015, 03:30 Средневековому человеку подражать стоит, потому что он благороднее, сильнее духом, живет более цельной жизнью. Ещё я думаю, что чем дольше ты в церкви, чем крепче твоя вера, тем тверже и жизненная позиция. А жизненная позиция мучеников, аскетов, пустынников, воинов духа какова? Она в сущности средневекова. Вполне консервативна и как говорят либералы " мракобесна " . А какова жизненная позиция современного человека? Кушать и спать, болеть и умирать. Вот и всё. Слабость, бесцельность, пустота, зато...Современненько. Так и называется - " модерново " . Андрею, которому всё мешает из начала обсуждения: Ничего. Придется решать, рано или поздно, броня против этого необходима и её надо будет наростить. И наростишь. Оболчешься во всеоружие: броня Правды, щит Веры, шлем Спасения и Меч духовный, еже есть Глагол Божий, это для кого придумано? Для тебя. Постепенно научишься как пользоваться, будешь добрый воин Христов. Вот тебе и средневековье, вот тебе и рыцарство. Андрей 12 января 2015, 12:45 Уважаемые современники, давайте не будем забывать уроки естествознания и истории. Все 7522 года от падения Адама человеческое естество подвергается разрушительному воздействию космической радиации. Современные люди не так сильны, выносливы, быстры, остроумны как были их праотцы ещё тысячу лет тому назад, но не изменилось достоинство и истинные цели жизни человека на планете Земля. Средневековье это эпоха, когда христианские монархии в Европе вполне искренне, быть может, пытались стоять на страже добродетели и препятствовать распространению порока. Однако больное человеческое естество и тогда было более склонно к злу, чем к добру. История падения средневекового человека общеизвестна. Западная церковь, а вместе с нею и вся Западная Европа, не выдержала искушения земною властью (вспомним 756 год и подарок Пипина Короткого римскому епископу) и покатилась сперва в католицизм, потом в протестантизм, далее в материализм, коммунизм, национал-социализм и докатилась уже до язычества, только на более высоком уровне знаний и технологий. Стоит ли нам подражать средневековому человеку?

http://pravoslavie.ru/76244.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010