К сожалению, Западная Церковь порвала это общение, и в этом разрыве, заключается причина вступления ее на путь заблуждений. 4. Великий Раскол 1054 г. Отрыв Римской церкви от Церкви Вселенской произошел следующим образом. В 752 году папа Захарий помазал на царство главного домоправителя франкских королейПипина Короткого и этим как бы дал церковное благословение произведенному Пипином во франкском королевстве перевороту, устранившему от власти законного франкского короля. За это Пипин в 755 г. отнял у германского племени лангобардов завоеванные ими в Италии земли и передал в руки папы ключи от 22 городов и принадлежавший ранее Византийской империи Равеннский экзархат. Так папа из подданного восточного римского (Константинопольского) императора превратился в самостоятельного светского государя, независимого ни от какого другого государя, с самостоятельной территорией и с обладанием на этой территории высшей государственной властью. Это быстро деморализировало папство. Внутреннее противоречие аскетического идеала и светской власти явилось опасным врагом нравственной чистоты пап. Оно повлекло за собой радикальную перемену не только в положении, но и в поведении, в намерениях, в стремлениях и в методах действия римских пап. Самомнение, гордость, властолюбие, стремление подчинить своей власти все местные церкви – которые прежде в поведении римских пап проявлялись только как тенденции, как спорадические явления — теперь овладевают папами всецело. Сначала папы поставили себе задачей укреплять свою власть в тех западных церквях, которые не входили в состав Римской Церкви — африканской, испанской и галльской. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны африканской церкви, папам удалось сравнительно легко добиться подчинения себе этих церквей: велик был авторитет Рима в этих бывших его провинциях. Что касается новооснованных миссионерами римского епископа церквей в Британии, Германии и других странах Западной Европы, то подчинить их своей власти папам удалось тем более без всякого труда, так как в них идея о главенстве папы в Церкви внедрялась одновременно с проповедью христианства.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

315 Епископы Гаувальд в Регенсбурге, Эремберт во Фрайзинге и Иоанн в Зальцбурге. Вивило был епископом в Пассау. 317 Грифон – сын франкского майордома Карла Мартелла от Свангильды (второй жены или конкубины), сводный брат Пипина Короткого и Карломана (детей от Ротруды). Впоследствии отстранен братьями от власти и заточен в монастырь, откуда бежал в 747 году в Баварию. После смерти баварского герцога Одило объявил герцогом себя, но был свергнут Пипином, оказал ему военное сопротивление и погиб в бою в 753 году. Во время написания этого письма после смерти Карла Мартелла было неясно, получит ли Грифон свою долю власти наряду с братьями. 318 Очевидно, с подобными письмами Бонифаций обратился к Пипину и Карломану, однако они не сохранились. 321 Вероятно, речь идет о Григории, впоследствии настоятеле монастыря святого Мартина в Утрехте, который был связан с домом Каролингов через свою бабку аббатису Адолу. Имя его упоминаемого далее брата неизвестно, как и имя убитого им, который должен был быть братом Ротруды (Кродтруды), жены Карла Мартелла. 326 Карломан – сын Карла Мартелла, майордом Австразии, северо-вос­точной части Франкского государства (741–747). Поддерживал Бонифация в его миссии. Впоследствии удалился от власти, которая перешла к Пипину Короткому, и принял постриг в монастыре Монте-Кассино. 327 Источник этой цитаты не установлен, хотя она неоднократно встреча­ется в документах, относящихся к регламентированию брака для священства. 328 Грамоты, утверждающие кафедры Бюрабурга и Вюрцбурга, публику­ются в собрании писем Бонифация 52 и 53 (ниже приведен перевод первой из них). Грамота, касающаяся Эрфуртской кафедры, не сохранилась. 331 Леобгита (Лиоба), родственница Бонифация по матери и его спод­вижница в миссионерстве, первая аббатиса в Таубербишофсхайме. Текла впоследствии стала аббатисой в Китцингене и Оксенфурте. Кинехильда, тетка Лулла, преемника Бонифация, также участвовала в миссионерской дея­тельности святителя, прославилась как руководительница школ в Тюрингии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ряд агиографических сочинений П. Д. посвящен спору с франц. монастырем Флёри за обладание мощами св. Бенедикта. Об открытии могилы Бенедикта (а также его сестры св. Схоластики , аббатов Константина и Симплиция и майордома Карломана ) в монастырском соборе в 1068 г. при аббате Дезидерии П. Д. подробно рассказывает в проповеди на октаву праздника св. Бенедикта (Historica relatio de corpore S. Benedicti Casini//ActaSS. Mart. T. 3. P. 288-297; BHL, N 1142), к-рая сохранилась в его рукописи-автографе (Cassin. 361). Проповедь можно датировать ранним этапом литературной карьеры П. Д., в т. ч. потому, что с проповедью тесно связана поддельная булла папы Александра II, якобы данная понтификом при освящении монастырской церкви в 1071 г. и включенная в картулярий Монте-Кассино (1131-1133). К истории мощей св. Бенедикта П. Д. вернулся в одном из последних своих сочинений - «Эпитоме Кассинских хроник» (BHL, N 1121; Epitome Chronicorum Casinensium. 1723); авторство этого произведения он приписал Анастасию Библиотекарю. «Эпитома...» представляет собой историю Монте-Кассино от основания мон-ря св. Бенедиктом до времени аббата Бертария (856-883) в виде мозаики текстов, взятых из различных источников, к-рыми П. Д. пользовался и в др. своих сочинениях («История лангобардов» Павла Диакона, Liber Pontificalis, «Трехчастная хронография» Анастасия Библиотекаря, «Сказание о перенесении мощей св. Бенедикта» мон. Адревальда из Флёри и др.), а также его собственных более ранних трудов («Происхождение и жизнь праведников…», материалы из «Регистра св. Плацида», «Писание о золотом городе Риме» и др.). При этом П. Д. дополнил этот материал новыми вымышленными деталями. Так, он воспроизвел грамоту имп. Юстиниана в пользу Монте-Кассино из «Регистра св. Плацида», но приписал ее уже имп. Юстину I. Далее в «Эпитоме...» приводится новая фальшивая грамота, выданная якобы имп. Юстинианом, в к-рой перечисляются владения Монте-Кассино уже не только на Сицилии, но и в др. частях Римской империи (Сев. Африке, Египте, М. Азии, Фракии, Далмации, Испании, различных частях Италии; географическую номенклатуру, как и в «Регистре св. Плацида», П. Д. заимствовал гл. обр. из «Итинерария Антонина»). Мощи св. Бенедикта и его сестры св. Схоластики, согласно сообщению П. Д., были вывезены в Галлию, когда Кассинский мон-рь, разоренный лангобардами, пребывал в запустении. Позднее папы Римские неоднократно добивались возвращения св. мощей, но лишь папа Стефан II (III) (752-757) при поддержке франк. кор. Пипина Короткого и его брата Карломана передал святыни обратно в Монте-Кассино, где их с почетом захоронили. При этом описание гробницы, устроенной для мощей, точно соответствует описанию из поддельной буллы Александра II и проповеди П. Д. ( Meyvaert. Peter the Deacon and the Tomb. 1955. P. 25-63).

http://pravenc.ru/text/2580386.html

Итак, Хлодвиг объединил земли Галлии до Бордо и Тулузы, оставалось объединить их морально. Главное препятствие к этому – язычество, было устранено. Так Хлодвиг подготовил Галлию к средневековой культуре и способствовал распространению христианства. От Хлодвига до Карла Великого Союз франков с Церковью За три века, которые прошли от смерти Хлодвига (511) до смерти Карла Великого (814), произошли события, изменившие облик мира. Восточная империя, под властью императора Юстиниана (527−565) попыталась снова завоевать Запад. Магомет (570−632) основал арабскую империю и ислам , который стал распространяться с невиданной быстротой. Папство увеличивало свое влияние, в понтификат Григория Великого (590−604) была снова христианизирована Британия, что положило начало духовному завоеванию германских земель. Все это способствовало сближению папства с франкской монархией. Во времена первых Каролингов (Карла Мартелла, Пипина Короткого) оно усилилось, а завершилось оно событием величайшего значения: в 800 г. папа Лев III (795−816) короновал Карла Великого. Развитие христианства в Галлии Епископы и короли-Меровинги Франки никогда не были арианами, они прямо приняли правую веру и потому отношения их с галло-романским духовенством были очень мирными. Более того, галльская Церковь оказалась теснее связанной с франкской монархией, чем с Империей. Короли-Меровинги постепенно начинают принимать участие в постановлении епископов. Внешне может показаться, что они влияют на епископов. На самом же деле, конечно, это не так. В отличие от Востока, епископы здесь остаются единственными судьями в делах веры. Короли подчиняются им и никогда не пытаются влиять на вероучение. а). Избрание епископов. Порядок избрания епископов был регламентирован указами или канонами Соборов (каноническим правом). В эпоху Меровингов Соборы собирались часто. По их решению, дело шло так: епископа выбирали клир и народ с согласия первого епископа метрополии (который позже стал называться архиепископом). На избрание же первого епископа метрополии давали согласие все епископы его провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Введение им рим. пения произошло не только из-за приезда папы Римского Стефана II (III), но и под влиянием своих советников, епископов Хродеганга и Ремигия ( Hen. 2001; Idem. 2011). Тем не менее именно при Пипине Коротком началось активное распространение рим. литургических книг. В послании 758 г. папа Павел I упоминает, что отправил Пипину наряду с др. книгами Антифонарий и Градуал (antiphonale et responsale) (MGH. Epp. T. 3. P. 529), очевидно в качестве образцов для копирования. К сер. VIII в. относится появление в Галлии смешанной редакции Геласия Сакраментария , в котором соединились традиции старогеласианского Сакраментария и Григория Сакраментария (падуанского типа). На то, что появление этой редакции связано с Пипином Коротким, косвенно указывает наличие в рукописях этой редакции Сакраментария памяти св. Хрисогона (24 нояб.), которого Пипин считал своим покровителем (см.: Ibidem). Все рукописи имеют следы бенедиктинского влияния; смешанная редакция могла быть создана в одном из бенедиктинских монастырей, скорее всего во Флавиньи, куда были перенесены мощи мч. Прейекта, память которого указана в этом Сакраментарии. Возможно, ко времени правления Пипина Короткого также относится составление в Галлии 2 сборников «Ordines Romani» (типов A и B по классификации М. Андриё). Реформа литургических книг была продолжена при Карле Великом. Предписание об исправлении всех книг (libros catholicos bene emendate), в т. ч. литургических, содержится во «Всеобщем увещании» (789) в связи с организацией епископских и монастырских школ (Admonitio generalis. 72//MGH. Capit. T. 1. P. 59-60). Еще раньше, в 774 г., Карл Великий получил от папы Римского Адриана I (772-795) каноническое «Собрание Дионисия-Адриана» (Collectio Dionysio-Hadriana), а в 787 г., во время посещения аббатства Монте-Кассино, заказал точную копию Устава прп. Венедикта Нурсийского. В 80-х гг. VIII в. он поручил Павлу Диакону составить новый Гомилиарий (самые ранние рукописные свидетельства относятся к IX в.: Karlsruhe.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учреждённом в 744 г. под покровительством Бонифация его учеником святым Штурмием. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду, чтобы преподать наставление монахам, живущим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств епископов Вюрцбурга или Майнца, подчинив его непосредственно Римскому престолу. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское епископство своему ученику епископу Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал на восточном берегу реки Зейдер (современное название — Зее), пока не подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на реке Борн святитель Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Новообращённые христиане вскоре нашли тела мучеников. Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря святителю Луллу в Майнц, а ещё позже, согласно желанию, которое Святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница святого Бонифация очень скоро стала местом поклонения. Святителя Бонифация почитали не только как мученика; в XI в. известный средневековый писатель Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим — апостолом Петром, а Эфес — апостолом Иоанном. В 1160 г. Бонифаций впервые был назван “апостолом Германии”. 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю Католическую Церковь. С 1867 г. при гробнице Бонифация в городе Фульда проходят ежегодные конференции немецких епископов. В Германии своим покровителем Бонифация почитают портные, пивовары, и резчики. Святой неразделённой Церкви Несомненно, святитель Бонифаций был ключевой фигурой своей эпохи. Его многогранная личность объединяла в себе миссионерскую ревность англосакса, подвижнический дух монаха, административный талант епископа и мудрость церковно-политического деятеля, который должен был совершать своё служение в далеко не простых условиях того времени.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Во 2-й части Жития повествуется о перенесении мощей М. в Треверы по инициативе его преемника св. Павлина. Благодаря указанию свыше посланные в Аквитанию клирики и миряне нашли место погребения святого, но местные жители, собравшиеся в «бесчисленном множестве», стали их запугивать и прогонять. Треверцы пообещали уйти на следующий день. Ночью ангел показал св. Лубенцию место, где хранился ключ от церкви, и велел ему забрать мощи М. Похитив останки епископа, треверцы поспешили домой. Жители Аквитании обнаружили пропажу и отправились в погоню. На 3-й день они настигли беглецов, но, испугавшись сильной грозы, отказались от преследования. По дороге от мощей М. совершались чудеса. В Треверах останки святого торжественно встретили жители города во главе с еп. Павлином. Епископ похоронил М. в базилике св. Иоанна, «которую построили его предшественники» (упом., что первые епископы Треверов, святые Евхарий , Валерий и Матерн , были погребены в др. храме). Житие завершается описанием посмертных чудес М., в основном исцелений больных и одержимых демонами. Слепой житель Беневента, по имени Крехтон, отправился в рим. базилику св. Петра, чтобы вернуть зрение, но апостол явился больному и направил его в Треверы, где тот получил исцеление у гробницы М. Когда крипту, в к-рой находилась гробница, стала заливать вода, святой велел еп. Лотберту перенести мощи в др. место; 3 епископа открыли саркофаг, крышку к-рого впосл. не смогли поднять 30 чел. Светильники у гробницы зажглись сами собой, церковь наполнилась светом, а крест, установленный перед саркофагом, чудесным образом переместился (по словам агиографа, это происходило каждый раз при смене правителя в Треверах). Карл Мартелл , страдавший от лихорадки, совершил паломничество к мощам М. и после исцеления щедро одарил церковь. Неск. приближенных кор. Пипина Короткого и его внук Гумберт были освобождены от одержимости демоном по молитвам к святому. Моряки-фризы, попавшие в шторм, были спасены, после того как воззвали к М. Некий Рустик, увидев в базилике М. светильники, к-рые двигались сами собой, обвинил клириков в мошенничестве, и им сразу же овладел демон. В заключение агиограф утверждает, что изложил далеко не все известные ему чудеса святого.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Г. как святого распространилось быстро в Паризиях и в целом в Сев. Галлии, особенно к северу от р. Лигер. Память Г. появилась в Галльском списке Мартиролога Иеронима, созданном спустя всего 20 лет после смерти Г. Память святого значится уже во всех древнейших списках Мартиролога VIII в. (Бернском, Эхтернахском, Вайсенбургском). Краткие заметки о Г. приводят в Мартирологах Рабан Мавр (под 27 мая), Флор Лионский , Адон , архиеп. Вьеннский, Узуард , более пространные сведения поместил Ноткер Заика . Зап. Церковь причислила к лику святых и родителей Г. - Елевферия (пам. зап. 1 нояб.) и Евсевию (пам. зап. 28 дек.). Их захоронения в IX в. находились в ц. святых Викентия и Г. в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, о чем сообщает мон. обители Аббон, еще не называя их святыми ( Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739). Неизвестно, когда их останки были перенесены в аббатство. Возможно, это было сделано еще при жизни Г. Почитание Г. в Сев. Галлии соперничало с почитанием св. Германа, еп. Автиссиодурского (Осерского). Кроме того, в латиноязычной кельт. агиографии Г., еп. Паризиев, были приписаны факты из жизни др. св. Германа - первого епископа о-ва Мэн. В частности, Г. приписывалось воспитание, обучение и рукоположение св. Бриока , почитаемого в Арморике (совр. Бретань). Др. учеником Г. считается св. Ильтут (Vita Samsonis. 1, 8), также армориканский бритт, скончавшийся в 537 г., когда Г. еще не был епископом. Святые Ильтут и Бриок являются старшими современниками Г. и соответственно не могли быть его учениками. В Арморике наблюдается тенденция к смешению св. Германа Автиссиодурского с Г., неизвестным на Британских о-вах. Почитание Г. всегда носило «франко-галльский» характер и почти не представлено за пределами совр. Франции (гл. обр. севера) и Бельгии. В 754 г. аббат Лантфред по инициативе кор. Пипина Короткого в присутствии мн. епископов, короля и 2 его сыновей, Карла (буд. имп. Карл Великий ) и Карломана , открыл мощи Г. Впосл. они были помещены в главной церкви аббатства св. Викентия, названной во имя Г. Сохранилось анонимное повествование об этом событии, якобы составленное со слов кор. Карла Великого. К этому сочинению, известному в 2 редакциях, добавлены чудеса, происходившие при открытии мощей (BHL, N 3472-3475). Сохранилось анонимное стихотворное переложение рассказа об открытии мощей.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Объединение племенных княжеств, вошедших впосл. в состав Г., продолжилось в правление сына Пипина Короткого, кор. Карла Великого (768-814, с 800 император). В результате войн с саксами (772-804) при Карле Великом в состав империи Каролингов вошли земли племенных герц-ств Франконии, Саксонии, Фрисландии, Тюрингии, Алеманнии и Баварии. Там было введено деление на графства, но на их территориях сохранились свои законы (т. н. варварские правды - leges barbarorum), записанные в кон. VIII - нач. IX в. В то же время фактически была определена граница по рекам Эльба и Зале между владениями Франкской империи и слав. землями, ставшими позднее объектом герм. экспансии. Бюст-реликварий имп. Карла Великого. Ок. 1350 г. (сокровищница кафедрального собора, Ахен) Бюст-реликварий имп. Карла Великого. Ок. 1350 г. (сокровищница кафедрального собора, Ахен) Ключевое значение в политике Карла имела ориентированная на ветхозаветные образцы концепция власти христ. правителя, к-рый несет перед Богом ответственность за состояние церковной жизни в своей стране. На этой основе начала складываться система имперской Церкви (нем. Reichskirche) - в борьбе с местным сепаратизмом Каролинги утверждали на епископских кафедрах и в должностях аббатов своих приближенных, к-рые приносили вассальную присягу. Важной опорой политики централизации стали мон-ри. Епископы и аббаты, получая от государя гарантии покровительства, привилегии, дарения, налоговый и судебный иммунитет, были обязаны не только молиться за империю, но и поставлять Карлу отряды воинов со своих земель, принимать у себя его двор, помогать советами и материальными средствами. В свою очередь Карл под влиянием идеи унификации церковной жизни, воспринятой от св. Бонифация (Винфрида), способствовал упорядочению литургии, церковного права, форм монашеской аскезы (во всех мон-рях Франкского королевства насаждался «римский» бенедиктинский устав, к-рый рассматривался Карлом как единственно допустимый), почитания святых, организации Церкви. Большое значение имели структурные реформы в Церкви. Именно с Карлом Великим связано создание сети приходов. Население конкретной области прикреплялось к храму-приходу, куда отныне оно должно было вносить десятину. Распространенной стала практика рассылки по территории Франкской империи в качестве образцовых текстов, полученных из Рима. В условиях, когда во всех слоях общества, не исключая части клира и монашества, была широко распространена архаическая религиозность с предпочтением ритуала, магии, заклинаний, Карл Великий способствовал строительству соборов, созданию более чем 200 мон-рей со школами, скрипториями, б-ками, организации системы приходов. С правлением Карла связан первый после античности крупный культурный подъем - т. н. Каролингское возрождение .

http://pravenc.ru/text/164803.html

Когда же император Фока, убийцаМаврикия, пожелал (607 г.), чтоб титул вселенский принадлежал только римскому епископу, – тогда папа Вонифатий III не только с радостью усвоил себе этот титул, но и придал ему значение главенства над всеми церквами. Затем властолюбивые преемники его с духовною властью старались соединить и гражданскую. Папа Захария (752 г.) разрешил франков от присяги в верности законному, хоть и слабому, царю Хильдерику, чтоб возвести на престол вельможу Пипина Короткого. Преемник его Стефан II (757 г.) завладел экзархатством равеннским, а Лев III (816 г.), поднесши Карлу великому титул западного императора (800 г.), получил от него в свое владение Сицилию, Сардинию, Корсику и Саксонию, и настоял, чтоб каждый император принимал порфиру и венец в Риме из рук папы. И не мало было обстоятельств, благоприятствовавших возвышению папской власти. Известно, что пред пришествием Спасителя на землю все царства мира подчинены были римскому скипетру, так что Рим был как-бы столицей всего мира. Известно также, что и древние христиане питали глубокое уважение к Риму, как к столичному городу империи, в котором притом почивали мощи св. первоверховных апостолов Петра и Павла и целого сонма св. мучеников. Когда Константин великий перенес столицу из Рима в Константинополь – тогда Рим, конечно, утратил уже свое политическое всемирное значение; но зато стал возвышаться в нем папа, потому что за ним осталось тогда первое место в Риме. Так называемые западные императоры жили большей частью в Равении или Медиолане, и потому не могли удерживать порывов властолюбия римского епископа. Не могли удерживать этих порывов и восточные патриархи: иерусалимский, антиохийский и александрийский стесняемы были властью магометан; Константинополь был часто раздираем то внешними врагами, то внутренними, – еретиками, и оттого не редко обращался за помощью и советами к римскому епископу. Между тем, римский епископ все больше и больше разширял свои владения то через распространение христианства в Британии, Галлии, Германии и других местах, которых епископы поставляемы были в зависимость от папы, то через пожалование римской кафедре некоторых земель королями.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010