Вспоминая патриарха Пимена Беседа с протопресвитером Матфеем Стаднюком 3 мая 2010 года исполнилось 20 лет со дня блаженной кончины, а 23 июля исполняется 100 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Матфей Стаднюк был одним из ближайших сотрудников покойного предстоятеля: с 1973 года и до самой кончины Святейшего Патриарха Пимена в 1990 году он был его секретарем и одновременно заместителем председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии.   – Отец Матфей, расскажите, пожалуйста, о вашей первой встрече с патриархом Пименом. – Первая моя встреча с патриархом Пименом была в Троице-Сергиевой лавре, когда он был наместником обители, архимандритом, а я – студентом Московских духовных школ. Мы, студенты, часто ходили в надвратный храм в Троице-Сергиевой лавре, где архимандрит Пимен говорил проповеди. Говорил он замечательно, прекрасная была у него память. Проповеди его были на святоотеческих примерах и глубоко церковные. Я не помню, чтобы кто говорил так хорошо, как отец Пимен. И служил он прекрасно, и в лавре преподобного Сергия его очень любили. Многие прихожане из Москвы приезжали, чтобы насладиться красотой тех богослужений, которые он совершал. – Расскажите, пожалуйста, что требовал патриарх Пимен от сотрудников Патриархии? Как работал сам? – Патриарх Пимен требовал точного исполнения поручений, которые он давал. Когда я был назначен секретарем, я сказал ему: «Ваше Святейшество, я служу вам не как человеку, а как Патриарху Всероссийскому, как особому человеку, который поставлен Господом управлять Русской Православной Церковью». Как и весь русский православный народ, я относился к Святейшему Патриарху как к особому человеку в Церкви, как к носителю благодати Божией. И поэтому для меня всякое поручение его было свято, и я старался выполнить его в точности. Не было случая, чтобы я, как секретарь, что-то свое вносил; для меня воля Святейшего Патриарха была волей человека, которую я должен беспрекословно соблюдать. Это я говорил и патриарху Пимену, и потом патриарху Алексию II. Для меня всегда воля патриарха была волей Божией.

http://pravoslavie.ru/36229.html

2712. СМИРНОВ В., прот Служение Святейшего Патриарха Пимена в Московском Даниловом монастыре. – 1985, 12, 11. 2713. БОРИС, иерод. Иностранные гости в Даниловом монастыре. – 1986, 1, 16. 2714. ПОЛИКАРП, игум. Посещение Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом. – 1986, 3, 9. 2715. В.С. Престольный праздник в Даниловом монастыре. – 1986, 6, 24. 2716. МЕДОДИЙ, иерод. Пасха Христова в Московском Даниловом монастыре. – 1986.7, 17. 2717. ПОЛИКАРП, игум, ЕВСТАФИЙ, игум. Освящение Троицкого собора. – 1986, 8, 24. 2718. ВИКТОР, архим. Закладка гостиничного комплекса. – 1986, 8, 25. 2719. СЕРАФИМ, иерод. Посещение Митрополитом Феодосием Московского Данилова монастыря. – 1986, 10, 10. 2720. APXIMAHДPUT Пантелеимон – наместник Данилова монастыря в Москве. – 1986, 12, 19. 2721. МЕФОДИЙ, иерод. Праздник в Московском Даниловом монастыре. – 1987, 1, 8. 2722. СОКОЛОВ Ф., диак. Посещение Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом. – 1987, 3, 12. 2723. ПЕТКЕВИЧ В., свящ. Иконография и храмы, посвященные святому благоверному князю Даниилу Московскому. – 1987, 3, 19. 2724. АНТОНИЙ, игум. Торжество в Даниловом монастыре. – 1987, 7, 22. 2725. МЕФОДИЙ, иером. Посещение Московского Данилового монастыря г-жой Сони Ганди. – 1987, 10, 5. 2726. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена наместником Свято-Данилова монастыря в г. Москве назначен архимандрит Тихон (Емельянов). – 1987, 11, 4. 2727. МЕФОДИЙ, иером. Освящение трапезной Данилова монастыря. – 1987, 11, 30. 2728. ЕГО ЖЕ. Торжество в древней обители. – 1988, 1, 6. 2729. БИБЛИОТЕКА создана – работа начинается. – 1988, 4, 30. 2730. МАРК, иером. Из жизни Московского Данилова монастыря. –1988, 9, 53. 2731. ЕГО ЖЕ. Посещение президентом Рональдом Рейганом Данилова монастыря. – 1988, 10, 8. 2732. ЕГО ЖЕ. В Даниловом монастыре. – 1988, 12, 20. 2733. АНТОНИЙ, архим. Посещение Свято-Данилова монастыря канцлером ФРГ. – 1989, 2, 7. 2734. ВИЗИТ г-на Переса дэ Куэльяра в Данилов монастырь и Издательский отдел Московского Патриархата. – 1990, 4, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Владыка отмечает в своем отчете, что духовенство неукоснительно проповедует Слово Божие. " Время от времени духовенство присылает мне образцы своих проповедей (примерно две проповеди в год), после чего авторы церковных поучений получают от меня советы и замечания по поводу стиля и содержания присылаемых проповедей " Целью этого, как подчеркивал Владыка Пимен, являлась проверка грамотности и эрудированности пастырей-проповедников, поддержание их богословской работоспособности, " дабы они не погрязли в мелочах житейских и в повседневных заботах и не забыли своего главного долга - постоянно расти в богословских познаниях и самообразовании " Присутствовавший за обедней 9 июля 1972 года Казанский собор Волгограда ректор Исламского института при Парижской мечети г-н Си-Хамза Бубакер, записал в книге почетных посетителей: " Являясь мусульманином, я с благоговением встретил на своем пути православных своих братьев, о которых Коран говорит следующее: " Лучшими друзьями мусульман являются те, которые проповедуют христианизм, так как среди них есть священники, верующие в Бога и не возносящиеся в гордыне. Следует ли говорить о том, что посещение Казанского собора меня глубоко тронуло и позволило во время службы обратиться к Единому Богу вместе с моими братьями-христианами " В разное время в Саратовских соборах совместно с Владыкой Пименом совершали Божественную Литургию архиепископ Владимир (Сабодан), архиепископ Иоанн (Снычев), архиепископ Михаил (Мудьюгин). 13 и 14 марта 1973 года святыни и достопримечательности Волгограда посетил настоятель Патриаршего Подворья в Токио Преосвященный Николай (Саяма; † 2008), епископ Можайский. Вечером 13 марта он присутствовал в Казанском соборе за чтением Великого Канона св. Андрея Критского, а 14 марта вместе с Владыкой Пименом совершил в соборе Преждеосвященную Летом 1975 года Владыка Пимен познакомился с японским хирургом русского происхождения православным христианином Евгением Николаевичем Аксеновым и его матерью, которые прибыли в составе группы паломников Англиканской церкви

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Оба были в прошлом миссионерами: епископ Андроник несколько лет служил в Японии в составе Православной миссии, а отец Пимен – в Урмии. Владыка Андроник сотрудничал со знаменитым святителем Николаем Японским (Касаткиным) . К тому же пермский Преосвященный начинал свое служение в селе Ардон, в Семинарии для осетин. И здесь им было о чем поговорить, что вспомнить. Все эти внешние приметы в биографиях дополнялись внутренним родством: оба были цельными и очень чистыми людьми, у обоих в жизни не было ничего расходящегося с проповедническим словом и данными обетами. Церковные круги Перми встретили епископа Андроника, прежде занимавшего Омскую кафедру, настороженно, почти недоброжелательно. Видимо, наслушавшись об истовости нового архиерея, опасались фанатичности. Еще, вероятно, и поэтому владыка Андроник дорожил сотрудничеством с отцом Пименом. Их деятельный союз дал ощутимые плоды: не без основания было признано, что Пермская епархия пережила в тот период подлинный церковно-религиозный взлет. Когда пришел 1918 год и был издан Декрет об отделении Церкви от государства, а за ним последовали грабеж церковного имущества, гражданская война и террор инакомыслящих, Преосвященный Андроник встал незыблемой крепостью на пути зла. Тайная расправа над ним в 1918 году, не найденная многие десятилетия могила – это почти то же, что случилось и с епископом Пименом. То, что удалось узнать о жизни архиепископа Андроника в последний год жизни, общим духом, мотивами и обстоятельствами почти повторяет действия епископа Пимена в Туркестане. Грозные тучи нависли над головой пермского владыки с понедельника Страстной седмицы 1918 года. В тот день у него произвели первый обыск, ему запретили выезд из Перми, и произошел первый разговор с представителем большевистской власти, который затем стал одним из главных пунктов предъявленных владыке обвинений. Для ответа на вопросы обвинения владыка Андроник должен был явиться в «Юридический отдел». По всей вероятности, тогда он и составил следующий конспект защитительной речи:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

27 апреля 1972 года удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана митрополита. 30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода. 16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий. 11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода. 2 декабря 1977 года назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси. С 16 по 22 октября 1978 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Папы Иоанна Павла II b Bamukahe, Италия. 23 декабря 1980 года назначен Заместителем Председателя Юбилейной Комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси. 14 апреля 1981 года согласно поданному прошению был освобожден от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. С 11 апреля 1989 года является Председателем Синодальной Комиссии по канонизации святых. В мае 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви. С 11 по 21 ноября 1991 года участвовал в работе 5-ой экуменической встрече «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания. С 20 мая по 2 июня 1992 года принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США. 10 ноября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II hanpabлeh в город Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики. С 31 марта по 4 апреля 1993 года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция. С 1993 по 1998 – член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II u члehob его семьи.

http://bogoslov.ru/person/254779

Екатерина Юрьевна Гениева ЖМП 8 август 2015 /  26 августа 2015 г. 13:23 Екатерина Гениева 9 июля 2015 года на 70-м году жизни скончалась известный культурный и общественный деятель, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева (01.04.1946 – 09.07.2015). 9 июля 2015 года на 70-м году жизни скончалась известный культурный и общественный деятель, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева. …Рано или поздно мы все перейдем туда, чтобы воссоединиться на небесах, обетованных каждому из нас Господом Иисусом Христом. И этот переход для нас будет светлым и радостным, если мы будем вести достойную и праведную жизнь, какую вела Екатерина Юрьевна митрополит Волоколамский Иларион на отпевании Е.Ю. Гениевой Е.Ю. Гениева родилась 1 апреля 1946 года в Москве в семье актера Юрия Ароновича Розенблита (1911–2002) и хирурга Елены Николаевны Гениевой (1917–1982). Ранее детство Екатерина провела в семье родителей мамы: инженера-гидролога Николая Николаевича Гениева (1882–1953) и Елены Васильевны (урожденной Кирсановой; 1891–1979). Бабушка происходила из дворянской семьи, изъяснялась на 14-ти европейских языках. Она была вхожа в избранные литературные круги, в 1921–1926 годах летом гостила у поэта и художника Максимилиана Волошина, в его Доме Поэта – бесплатном доме отдыха для творческой интеллигенции в Коктебеле (Крым).   Елена Васильевна, глубоко верующая женщина, дала внучке первые знания о христианстве. Летние месяцы они жили на даче на станции «43 км» по Ярославской дороге. Е.Ю. Гениева вспоминала: «Каждое утро мы с бабушкой усаживались на диван, она раскрывала огромные тома Библии с иллюстрациями Гюстава Доре и на хорошем французском языке объясняла, что в книге нарисовано». Нередко они вместе с соседями предпринимали паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Елена Васильевна была дружна с наместником обители преподобного Сергия архимандритом Пименом (Извековым); будущий Святейший Патриарх бывал у нее на 43 км. Юная Катя любила играть с отцом Пименом в прятки: девочка скрывалась в рясе священника, а он делал вид, что искал ее. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/ekaterina...

Анастасий Измаильский уехал из Москвы, прожив здесь около месяца. Из Москвы он ездил на свою родину, в Гуслицы, где у него находятся родственники. Перетрухин и другие старообрядцы истязывали его о том, правда ли пишет в «Братском Слове» инок Пимен, что будто бы и он, Анастасий, собирался вместе с Пименом оставить старообрядчество и присоединиться к церкви никонианской. Анастасий не скрыл, что у него действительно была мысль оставить старообрядчество; но прибавил, что теперь этой мысли не имеет. Вообще Анастасия приняли в Москве не так приветливо, как принимали прежде, даже не постыдились уличить в присвоении чужих денег, говорили: «Шесть тысяч были пожертвованы тебе для пропитания иноков в монастыре, а ты их употребил на покупку земли в свою собственность и на разведение сада!» Анастасий, надобно полагать, в искупление обнаружившейся теперь вины своей, что замышлял вместе с о. Пименом оставить раскол, составил небольшое общество, поставившее себе целью достигнуть мира с противуокружниками. С этой целью и сам он открыл сношение с балтским противуокружником епископом Кириллом и с некоторыми другими лицами из противуокружников. В Кишиневе они составили собрание, на котором обе стороны, и окружники, и противуокружники, признали необходимым для достижения мира уничтожить Окружное Послание, и в таком смысле составили акт, под которым подписались и Анастасий, и Кирилл. Полагая, как видно, в получении этого документа большую заслугу со своей стороны, Анастасий в Москве представил его на рассмотрение Духовному Совету и просил указаний, как поступать в дальнейших переговорах о мире с противуокружниками. Но Духовный Совет ввиду безуспешности прошлых стараний о достижении мира с противуокружниками отнесся к мнимым заслугам Анастасия довольно равнодушно, а Перетрухина с ним не отпустил. Слышно, что в Кишиневе в настоящее время идут новые совещания между окружниками и противуокружниками: со стороны этих последних из Зуева отправились в Кишинев именуемый архимандрит Игнатий и диакон Кирилл, человек очень молодой, из приказчиков на фабрике Саввы Морозова, хорошо начитанный в книгах, и из Москвы от Иова – поп Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

17 янв. 1389 г. в Москве М. участвовал в архиерейском Соборе во главе с митр. Пименом (низложен К-польским патриархом в 1385/86, низложение подтверждено в кон. 1387 - нач. 1388), во время которого вместе с Рязанским еп. Феогностом, Сарайским еп. Саввой и титульным Звенигородским еп. Даниилом М. (в Новгородской первой летописи ошибочно назван Даниилом) совершил хиротонию Иоанна (Стухина) во архиепископа Новгородского. В Москве 11 апр. 1389 г., «в Неделю вербную», по всей вероятности, М. участвовал в избрании настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Павла в епископа Коломенского. 13 апр. 1389 г., «на тои же недели в трети день во вторник на страстнои недели», вместе с митр. Пименом и настоятелем московского в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Сергием (Азаковым) (впосл. епископ Рязанский) тайно от Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского М. покинул Москву и отправился в К-поль. В сент. 1389 г. в грамоте К-польского патриарха Антония IV о соборном решении по делу митр. Пимена отмечалось, что М. был его свидетелем («послухом») в соборном суде против свт. Киприана , поставленного в митрополита Киевским патриархом Филофеем в 1375 г., и нового архиеп. Ростовского Феодора (ПДРКП. Доп. 5. Стб. 423). Однако вскоре, по-видимому благодаря посредничеству владыки Феодора, М. наладил отношения со свт. Киприаном и был им оставлен на Смоленской кафедре. Михаил, еп. Смоленский, сопровождает митр. Пимена в поездке в К-поль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 257) Михаил, еп. Смоленский, сопровождает митр. Пимена в поездке в К-поль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 257) 1 окт. 1389 г. вместе со свт. Киприаном и его многочисленной свитой М. покинул К-поль и отправился морем (где их застала сильная буря) на Русь. В февр. 1390 г. они прибыли в Киев. Весной того же года вместе с митр. свт. Киприаном, Адрианопольским митр. Матфеем Гречином, Газским митр.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

В числе достопамятных утварей, хранимых в монастыре, замечательны привезенные с Антонием из Рима: каменный шестиконечный крест, 5 мозаических икон, паникадило, колокол в 1 пуд 10 фунт., вылитый в 1084 году, две ризы, орарь и ветвь осоки, с коею он, по преданию, плыл по морю; сверх того, были привезены им два драгоценные сосуда, которые взяты царем Иоанном IV и теперь находятся в Московском Успенском соборе. В память обретения мощей св. Антония установлен, в конце XVI века, крестный ход в эту обитель из Софийского собора, совершаемый ежегодно в первую пятницу Петрова поста. При монастыре находится семинария, которой начало положил архиепископ Новгородский Иов, около 1720 года, а усовершенствовал оную архиепископ же Амвросий (Юшкевич); он здесь, в обители, и погребен. Семинария имеет богатую библиотеку, составленную из Богословских книг, принадлежавших знаменитому Феофану Прокоповичу , митрополиту Димитрию Сеченову и другим ученым архиереям. ВЯЖИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в 12 верстах от Новгорода, на урочище, называемом издревле Вяжище; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1411 году иноками Игнатием, Евфросином, Галактионом и Пименом, которые построили здесь церкви деревянные, сперва Николая Чудотворца, а потом, 1419, св. Антония. Вскоре после того, св. Евфимий, Архиепископ Новгородский увеличил обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы: вверху Николая Чудотворца, а внизу Евфимия архиепископа; его мощи тут почивают под спудом. 2) Иоанна Богослова, трапезная. Оба эти храма построены каменные св. Евфимием: первый в 1437, а второй в 1439 годах. ТИХВИН-БОЛЬШОЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Тихвине, на берегу реки того ж имени; состоит под управлением архимандрита. Основан на месте явления иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Тихвинской, по повелению царя Иоанна Васильевича, новгородским архиепископом Пименом, в 1556 году. В смутное время, при самозванцах, монастырь этот претерпел нападение шведских войск и выдержал, в 1613, жестокую кровопролитную осаду: русские, под командою воевод, князя, Семена Васильевича Прозоровского и Леонтия Вельяминова, мужественно отразили врагов от стен обители и спасли ее от разорения. – Впоследствии Тихвин монастырь обогащен значительными вкладами недвижимых имений и другими приношениями от царей и вельмож; а щедротами императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра Благословенного, доведен до нынешнего цветущего состояния, так, что внутренние и наружным благолепием может равняться с первейшими монастырями в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010