Архимандрит Кирилл Это подтверждает и машинописная книга «У Троицы окрыленные» архимандрита Тихона (Агрикова) , откуда мы заимствовали сведения примерно о трети лиц, представленных там. Они дополнены нами о позднее скончавшихся монахах из других источников. Однако в самое последнее время, когда на Руси вновь «сатана стал править бал и люди гибнуть за металл», когда нам мысленно все чаще преподносится апокалиптическое число «зверя» – «666», как символическое обозначение этого «металла», 3 и нравственность населения стала катастрофически падать, как пала нравственность и Соломона, ситуация в стране резко меняется в худшую сторону, и иерархии Русской Православной Церкви и начальствующим монастырей не лишне, поэтому будет ознакомиться с материалами здесь представленными, и особенно с вопросами и решениями, прозвучавшими на монашеских съездах в 1909 и 1917 гг. Иерархам и Руководителям монастырей, как и монашествующим, или желающим вступить на этот путь, небесполезно будет ознакомиться с Уставом Троице-Сергиевой Лавры, составленным Святейшим Патриархом Пименом в бытность его Наместником Лавры и дополненным и отредактированным его преемником, архимандритом Пименом (Хмелевским), впоследствии бывшим архиепископом Саратовским и Вольским (†10 дек. 1993). От него же автором получен и список постриженных им в монашество в бытность его наместником Лавры. Правда, и этот Устав, возможно, потребует некоторой корректировки с учетом решений упомянутых монашеских съездов, так и с учетом местных условий для того или иного монастыря. Автор выражает благодарность: А. Гукиной и Н. Симаковой за набор текста, И.И. Ковалевой за внесение редакторских правок, значительную часть которых мы сочли необходимым использовать, сотрудникам ПСГБИ О. Лифанову, Л. Тихонову, И. Ильяшенко и А. Постернаку за техническую консультацию и помощь в компьютерной верстке. Часть I. Из жизни Лавры до ее закрытия в 1920 г. Архимандрит Антоний Медведев Середина 19-го века для Лавры отмечена влиянием на ее жизнь Московского митрополита Филарета в преломлении такой незаурядной личности, какою был наместник Лавры с 1831 по 1877 год о. Архимандрит Антоний (06.10.1792–12.05.1877) 4 Он, по словам профессора Духовной академии гг. Казанского 5 , был одним из замечательнейших лиц православного монашества. По воспоминаниям А.О. Смирновой-Россет, архимандрит Антоний «был побочный сын царевича грузинского 6 и родился в его доме в Нижнем...» Его приемные отец и мать были из вольноотпущенных одной графини, и первый служил поваром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Существует поверье, что держать дома рептилий – грех, потому что змея – символ нечистого духа, ящерица – подобие дракона и т.д. Откуда взялись эти слухи и насколько они обоснованны? – Корни этого суеверия лежат в Ветхом Завете. Там перечислен ряд нечистых животных, к которым нельзя прикасаться: ящерицы, зайцы, свиньи, рыбы без чешуи (угорь, осетр, сом и др.). Но в Деяниях святых Апостолов мы читаем, что, когда Петр возразил Богу: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого (Деян. 10, 14), Господь ему ответил: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 15). Мы смотрим на красоту природы и прославляем Творца, ибо Он вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24). Когда я слышу словеса околоцерковных «знатоков» о якобы нечистоте и запретности змей, крокодилов, игуан и т.п., мне хочется напомнить им слова Спасителя из Евангелия: …будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Змеи присутствуют в символике архиерейских жезлов! А если мы посмотрим на иконостас почти любого афонского храма, то увидим: справа и слева от креста на навершии изображены драконы как символ мудрости.      – Расскажите, пожалуйста, когда и почему вы приняли для себя решение о постриге, о том, что Ваш путь – не только священство, но и монашество? – Примерно в 14 лет. Во многом на это решение повлияли прочитанные мной книги из библиотеки моего деда, в которой было много произведений духовной литературы, в том числе – старинная книга, которая называлась «Письма святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской», иеромонаха Сергия (Веснина). Эта книга из библиотеки Серафимо-Дивеевского монастыря, которую дедушка спас от уничтожения большевиками, до сих пор бережно хранится в нашем доме. Вторая книга, во многом определившая мой выбор, – «Приношение современному монашеству» святителя Игнатия (Брянчанинова). Мои родные хотели, чтобы я был женатым священником, но уважали мой личный выбор. В нашей семье никогда не было отрицательного отношения к монашеству. Мой дед дружил и с будущим Святейшим Патриархом Пименом, и с архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским), и с митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым), с которым вел обширную духовную переписку, и с архимандритом Кириллом (Павловым), который стал моим духовником. Письма владыки Леонида сегодня находятся в моем личном архиве. А следуя благословению недавно преставившегося ко Господу отца Кирилла, я в свое время остался в Москве, хотя искренне желал монашествовать на Святой горе Афон. У меня есть подаренные старцем епитрахиль и поручи зеленого цвета, которые я храню как великую святыню. Отец Кирилл пребывает в моем сердце всегда…

http://pravoslavie.ru/103051.html

Первое знакомство с книгой у Бориса Диодорова состоялось благодаря деду, в четыре года. «Он превратил это в какое-то священнодействие. Посмотрел мои руки: «Пойди-ка помой!» Потом усадил меня за стол с белой скатертью и достал том «Войны и мира» сытинского издания 1912 года с иллюстрациями художника-баталиста А. П. Апсита. И когда я открыл ее, то увидел мир, который я никогда не видел в окружающих меня пространствах (хотя в театр меня уже водили в это время). И я понял, что есть мир красоты, мир, созданный святыми, как мне тогда казалось. Потому что я не мог представить, что это может нарисовать обычный человек, художник. Дед покупал мне детские книги с иллюстрациями Конашевича, Ре-Ми (сокращенно от «Ремизов» — псевдоним художника-сатирика Николая Владимировича Васильева, первого иллюстратора «Крокодила» К. Чуковского — Н. Б. ). С тех пор началась моя первая библиотека. Когда я пошел в первый класс, мама давала деньги на завтрак, а я искал на Арбате в книжных магазинчиках что-нибудь интересное. Надо сказать, картинки меня всегда увлекали. Я даже дорисовывал, когда мне казалось, что в иллюстрации чего-то не хватает. Помню, была книжка Адамова «Тайна двух океанов» — я в ней очень много всего дорисовал. Но относился к этому несерьезно…» Серьезное отношение к рисованию появилось, когда Борис Диодоров стал учеником Московской средней художественной школы, которую называли «художественной школой для одаренных детей». «Мы жили только искусством, — вспоминает Борис Аркадьевич. — Каждый год двухмесячная практика в прекрасных местах: Поленово, Канев на Украине… Там были замечательные педагоги и знаменитый директор Каренберг. Я учился у Николая Ивановича Андрияки, отца Сергея Андрияки. Я помню, как папа брал Сережу на практику в лагерь, куда нас возили на лето…» «Господь никого не уговаривает…» Борис Диодоров родился в день Собора архистратига Михаила. Во время войны его с сестрой крестили тайно в доме их крестной Ирины Анатольевны Тугенгольд на Смоленском бульваре. Бабушка возила причащаться. Верующим он был всегда. Был близко знаком со многими духовными лицами: с владыкой Питиримом, с митрополитом Саратовским и Волгоградским Пименом (Хмелевским), которого называл просто — дядя Дима. «Он был беспризорным, родители умерли от голода во время войны, и его одно время приютила семья Некрасовых, родственники по мужу моей средней сестры, которые жили неподалеку от нас. Я часто к нему ездил, когда учился в художественном институте. Я даже возил к нему сына Альфонса Мухи (чешский живописец и иллюстратор, яркий представитель эпохи модерна — Н. Б. ), Иржи, с которым мы дружили…» К осознанной вере Борис Диодоров пришел в результате долгих раздумий и исканий.

http://foma.ru/luchshij-illyustrator-and...

Чтобы в Церкви, которая не может существовать в миру и не иметь некоей структуры, системы, административного аппарата, эта система не стала бы самодовлеющей и не заслонила собой Бога и Таинств самой Церкви. Об этом всегда нужно помнить, потому что такая опасность существует. Церковь — живой организм, и все опасности, которые ей угрожают, угрожают всему живому на земле. О них надо помнить, их надо пытаться предотвратить, а если не получилось, то как-то выбираться из этих ситуаций — это совершенно естественно. Как маленький ребенок — когда он дома, он все время проводит в кроватке, в манежике или в колясочке, где он в относительной безопасности. Но вот он научился ходить, пошел в школу, стал подростком — на каждом этапе взросления его подстерегает все больше и больше опасностей. Но это вовсе не значит, что для того, чтобы их избежать, нужно навсегда остаться в манежике… Возможно всё Если оглянуться назад и оценить, что сегодня возможно из того, что ранее было немыслимо, то возможно всё. Раньше священники Русской Православной Церкви могли только совершать богослужения в немногих уцелевших храмах. Так, в Саратове было всего два храма — Свято-Троицкий собор и Духосошественский собор. Сегодня в Саратове 30 храмов — по-прежнему очень мало, хотя и больше, чем было еще недавно. Или, например, взглянуть на исторические документы, хранящиеся в епархиальном архиве. Если почитать переписку между Архиепископом Пименом (Хмелевским) и уполномоченным Совета по делам религий, то разница очевидна. Было время, когда Владыка Пимен просил разрешения взять в Свято-Троицкий собор четвертого священника, потому что там служили всего три священника, которым было очень трудно, ведь наплыв людей в этот храм — один из двух оставшихся в городе — был просто огромен (к примеру, сегодня там служат семь священников и два диакона). И вот Владыка попросил дать ему возможность зарегистрировать четвертого священника. А в ответ из Москвы, от уполномоченного из Совета по делам религий, шли сухие и бесстрастные письма о том, что «имеющиеся кадры вполне позволяют обслуживать религиозные потребности населения.

http://pravoslavie.ru/37112.html

В некоторых из них даже введено ограниченное посещение для мирских людей и правила безмолвия. Не для всех людей подходят условия афонского устава, поэтому в таких обителях особо наблюдают за новоначальными, полагая им долгий испытательный срок. Но все равно многие из монастырей уходят. История монашеского устава показывает, что при сохранении главного направления все же существуют особенности, связанные с географическим положением и менталитетом местного населения. И видимо, необходимо существование различных типов монастырской жизни, чтобы ощутившие в себе Божественное призвание смогли полноценно его исполнить. Устав Свято-Троицкой Сергиевой лавры В заключение необходимо сказать о правилах жизни крупнейшего и наиболее значительного монастыря на территории России – Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Эта обитель всегда была самым влиятельным центром монастырской жизни нашей страны. Не только в Средние века, при жизни самого преподобного Сергия, но и после через его учеников обычаи преподобного распространялись на множество новых обителей. Так, и до сегодняшнего дня разные монастыри ориентируются на установления, принятые в лавре. Это подтверждает факт, что устав обители, составленный в 1959 году наместником лавры архимандритом Пименом (Хмелевским), получил широкое распространение и сейчас составляет основу уставов многих известных монастырей, таких как Свято-Троицкий Александро-Свирский 75 , Белогорский Николаевский 76 , Старочеркасский Ефремовский Донской 77 и другие мужские монастыри. Кроме того, составленный и напечатанный в 1994 году обобщенный «Устав монастыря Русской Православной Церкви» также напрямую выходит из лаврских правил. В указанных уставах имеется та же структура: три части, разделенные на двенадцать глав (в некоторых уставах они могут не нумероваться), общих в последовательности, согласно лаврскому первоисточнику; даже содержание каждой главы часто близко совпадает. Устав Троице-Сергиевой лавры содержит три основные части. Первая и вторая главы являются вводными.

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

За это время Владыка Пимен трижды приезжал в Астрахань, посетил все семь храмов города, совершал богослужения, осуществил ряд перемещений духовенства «для пользы церковного дела». В разговоре с местным уполномоченным Владыка затронул вопрос о хиротониях, поскольку за последние три года здесь была совершено только одно рукоположение, тот заверил, что никаких препятствий не будет. По сохранившимся свидетельствам: «Такое краткое время управления Владыкою Пименом Астраханской епархией, казалось, вряд ли могло оставить след в душах верующих астраханцев, но они, несмотря на это малое время, запомнили и полюбили своего архиерея. Причиной тому сама необыкновенная личность владыки Пимена, в страшное время гонений на Церковь олицетворявшего собою образ пастыря деятельного, не боявшегося ради правды Церковной идти на прямой конфликт с властью. Он был замечательным проповедником, а богослужение для него стало просто целью его жизни, и совершал он его вдохновенно, с какой-то необъяснимой радостью...». В 1969 году Владыка записал в дневнике: «Всю Страстную Седмицу служил напряженно, с чувством, с радостью. Однако очень устал за эти дни... А как хочется каждую минуту пасхального богослужения ощущать большую духовную радость и утешение». В конце июня 1969 года Владыка участвовал в составе подгруппы «Безопасность Европы» в работе конференции всех религий СССР в защиту мира. После его выступления записал Владыка Пимен «ко мне подошли арабы и вручили орден движения «Эль Фаттах». Сказали, что им понравилось мое выступление». В мае 1970 года Владыка участвовал в праздновании 500-летия явления Жировицкой иконы Божией Матери на месте своего пострига Жировицком Свято-Успенском монастыре. Торжества 500−летия Жировицкой иконы Божией Матери (май 1970 года). В центре (слева направо): Епископ Кировоградский и Николаевский Боголеп (Анцух), Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), Архиепископ Гермоген (Голубев), Епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской). Архив протоиерея Лазаря Новокрещеных Особо следует упомянуть об участии делегации Саратовской епархии на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, избравшем на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Пимена.

http://pravoslavie.ru/126283.html

Прошу усердно Ваших святых молитв наипаче пред ракою Преподобного. Да хранит Вас Господь. Призываю Божие благословение на Вас и на всю братию. Спасайтесь о Господе. С любовию богомолец Ваш [епископ Афанасий] 3 января 1959 года. Наука о церковных праздниках. Автором данной статьи установлено, что первое из опубликованных в книге писем, датированное 19.07.57 года, не принадлежит будущему саратовскому архиерею: оно написано другим архимандритом Пименом - не Хмелевским, а Извековым - будущим Святейшим Патриархом всея Руси, который был на тот момент наместником Троице-Сергиевой Лавры, в то время как архимандрит Пимен (Хмелевской) находился за границей. В этом письме наместник Лавры сообщает епископу Афанасию о том, что иконописец и реставратор Мария Николаевна Соколова (в будущем монахиня Иулиания) согласилась выполнить его заказ. Родилась 8 сентября 1923 года в с. Святогорье Вятской губернии (ныне Удмуртия). В 1947 году закончила Ижевский медицинский институт. С 1952 по 1955 год обучалась в аспирантуре Института терапии Академии медицинских наук. Лечила, в частности, главного регента Троице-Сергиевой Лавры постриженика архимандрита Пимена (Хмелевского) архимандрита Матфея (Мормыля). Жила в Сергиевом Посаде. Скончалась 5 сентября 2011 года, похоронена на местном старом кладбище. По данным О. В. Косик. М. Н. Соколова, в будущем монахиня Иулиания (1899-1981) - духовная дочь святого праведного Алексия Мечева. После открытия Лавры в 1946 году как художник-иконописец была приглашена трудиться в ней. Одной из ее первых больших творческих работ была роспись Серапионовой палаты, посвященная преподобному Сергию Радонежскому. Из письма от 11/24 июля 1954 года, текст предлагался святителем такой: «Сей святый образ Всех святых, в земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященного Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442, от Рождества же во плоти Бога Слова 1934-е в январе - мае месяцах. Освящен сей образ Преосвященным Афанасием после малой вечерни под Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, 27 мая - июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского святителя Николая, что в Клённиках, церкви».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

24 июня 1966 г. митрополит Никодим подписал с Патриархом письмо В.А. Куроедову по вопросу замещения кафедр: «С митрополитом Никодимом я послал письмо В.А. Куроедову относительно назначения в Саратов Епископа Варфоломея Венского и в Горький Преосвященного Пимена /Хмелевского/» . По дневникам Патриарха за последние годы его жизни видно, что с митрополитом Пименом он проводил время в задушевных беседах, но деловые вопросы предпочитал решать с митрополитом Никодимом. Так, 26 июня 1966 г. он записал: «После Литургии и завтрака — сидели долго на море с Митрополитом Пименом» . И ни слова об обсуждении проблем. Митрополит Пимен ездил в Одессу и обратно поездом, владыка Никодим всегда летал к Патриарху на самолете, берег время. В конце 1960-х гг. митрополит Никодим является наиболее явным, по крайней мере в глазах Совета по делам религий, кандидатом в Патриархи. Так в июле 1966 г. в беседе с Патриархом Алексием В.А. Куроедов явным образом намекал на митрополита Никодима, как возможного преемника, несмотря на желание Патриарха видеть преемником митрополита Пимена. В стенограмме их беседы говорится: «Патриарх: " Я думаю, что на это место лучше всего подходит митрополит Пимен " . Председатель: " Что-то на него многие архиереи плохо смотрят, считают, что он не имеет богословского образования " . Патриарх: " Это, конечно, так. Но все же он церковный деятель, его знают. Да и по виду он, — шутливо замечает Патриарх, — хорошее производит впечатление. Но, если не Пимен, то тогда, кто еще? " . Председатель: " У вас много хороших помощников " . Патриарх: " Вы имеете в виду Никодима. Но он еще молод. Пожалуй, это не поймут. Пимен на пост патриарха больше подходит; патриарху совсем не нужно быть активным путешественником по другим странам. Он может быть как бы в стороне, а выступать патриарху следует тогда, когда это нужно» . Митрополит в эти годы по мере угасания старца-Патриарха был вынужден брать на себя все больше дел, хотя Патриарх Алексий старался вникать в решение основных вопросов. 5 июля 1967 г. Патриарх, находясь в Одессе, записал: «До позднего вечера разбирал с Митрополитом Никодимом привезенные им дела» . В мае 1968 г. трудами митрополита Никодима было организовано празднование 50-летия Патриаршества .

http://bogoslov.ru/article/485916

Перед нами не просто пример антипастырской деятельности священника Павла Островского. Перед нами огромная церковная проблема. Ведь о. Павел действует не в сельской глубинке, где отсутствует интернет или еле теплится внешняя связь с большим миром. Перед нами столичный блогер (куда уж информационно шире!), популярный, овладевший всеми премудростями своего жанра, при этом постоянно экспериментирующий в области нравственных отклонений. Священник Павел Островский погружается в негативную среду, где происходит отравление души современного человека. И становится своим среди гомосексуалистов и игроманов... И вдобавок сам погружает подростков в ту среду, от которой многие далеки. Говорить всё то, что было описано выше в статье, он не считает зазорным и рекламирует такую «миссию» среди пастырей. При этом, возможно, на фоне высокого медийного статуса о. Павла у его потенциальных критиков могут возникать опасения быть обвиненными в отсталости, несовременности, косности, тем более, что такое обвинение сразу многогласно зазвучит, учитывая медиаресурсы такой публичной персоны. Проблема, связанная с деятельностью «отдельных» медийных священников и дьяконов, заключается в том, что они из-за своей медийной власти перестают быть «отдельными», а становятся по сути огромной массой, воздействующей на умы всего российского общества. Необходим механизм, быстро и эффективно нейтрализующий подобную деятельность. Опошливание православной культуры – противоположный путь тому, о чём свидетельствовали и словами, и всем своим жизненным опытом многие несвятые святые наших дней . Люди отнюдь не скучные и способные пробудить огонь веры в молодых сердцах, с которых нам всем важно брать пример. Однажды митрополит Питирим (Нечаев) с двумя товарищами – будущим наместником Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Пименом (Хмелевским) и будущим протоиереем Алексием Остаповым – отправился в Академию художеств на выставку подлинников-портретов для так и не написанного Павлом Кориным грандиозного полотна «Русь уходящая». Будущий митрополит Питирим был в рясе, иеромонах Пимен – с крестом. «Вон, “Уходящая Русь” ходит!» – слышалось за спиной. Когда, ознакомившись с выставкой, они спустились в гардероб, вдогонку им раздались слова: «“Уходящая Русь” совсем ушла!» И тут отец Пимен развернулся и произнес: «А мы еще вернемся!»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Мы ни с кого не берем денег. Кто-то дает сам, а кто-то нет. Я написала для Пугачевой одну песню, и во времена этого безденежья Алла Борисовна вдруг дала большую сумму. И я поду­мала: «Боже мой! Боречка не видел Флоренцию, Ватикан, Рим». И на часть этих денег Боря поехал в Италию, у меня с ногами уже были проблемы, и я не поехала. Конечно, он привез мне подарки, но главное — было столько рассказов, столько впечатлений, что мне хватило этой радости выше головы. О. Л. Книппер-Чехова со студентами Школы-студии МХАТ. Справа от Ольги Леонардовны — Карина Филиппова. 1950-е гг. Борис Диодоров: Карина мне глаза открыла на многие вещи. Меня может занести куда-нибудь, потом оказывается, что это был бы ложный путь, а Карина, вот как при первой же встрече, говорит: «Господь не оставит». Она говорит эти слова, и они сбываются, я привык поступать так и не бояться ничего. О встречах — Кто для Вас значимая фигура в духовно-культурной среде? Были ли какие-то духовные прорывы благодаря этим людям? Борис Диодоров: Многие вещи в этом плане неожиданно поставил для меня на место Лев Николаевич Толстой, при всем неоднозначном отношении к нему интеллигенции. Японцы попросили меня сделать для них иллюстрации к «Народным рассказам» Толстого. Я прочитал их перед тем, как приступить к работе, когда летел с выставкой во Франкурт. В самолете разом прочел всю книгу. И я вошел в самолет одним человеком, а вышел другим. У Льва Николаевича все настолько точно, человечно, как будто со мной это случилось, я сам это прожил, и становится очевидным, что во всем есть глубинная, причинно-следственная связь. Уже позже натолкнулся на мысль Льва Николаевича, которая показалась очень важной: «Когда два или три вопроса стояли передо мной,— писал Толстой, — я выбирал тот ответ, где больше самоотречения». Супруги Диодоровы на вернисаже в Берлине. 1998 — А из тех, с кем Вам приходилось лично общаться, были ли духовно значимые встречи? Борис Диодоров: Господь нам давал такие встречи! Я близко был знаком с владыкой Питиримом, еще будучи студентом, подружился с архимандритом Пименом (Хмелевским), который потом стал епископом Волгоградским и Саратовским. Он преподавал логику в семинарии. Я приезжал к нему, и мы столько говорили о том, как правильно и как неправильно существовать в этом мире. Он был меломаном, мы слушали музыку, обсуждали. Главное, что запомнил о владыке — это такое обволакивающее расположение, тепло, которое исходило от него! А это же самое главное в жизни! После таких встреч мне хотелось и жить, и работать! О поэзии

http://foma.ru/tropinkoy-sveta-ili-opyit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010