Главой новгородских “заговор­щиков” царь считал именно владыку Пимена Новгородского. В хранившемся в Посольском приказе статейном списке “из сыскного из изменного дела 78-го году” его имя стояло на первом месте, причем архиепископу инкриминировалось желание “Новгород и Псков отдати литовскому королю” 91 . Владыка первым принял царский гнев во время новгородского погрома 1570 г. При въезде в Новгород царь не только не взял благословение у архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Иоанна Грозного с владыкой Пименом нашла отражение не только в летописях 92 , но и в свидетельствах иностранцев 93 . Надругавшись над саном Новгородского владыки, царь сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Кощунствуя, царь велел посадить архиепископа на кобылу 94 , которую назвал его женой, и вручил святителю музыкальные инструменты — атрибуты скомороха 95 . 14 фев­­раля 1571 года архиепископ Пимен был сведен с престола “в государьской опале” 96 и препровожден в Александрову слободу Феодором Ошаниным, которому была дана при этом наказная память 97 . Переписка царя и Митрополита Кирилла дает некоторое представление о судьбе иерарха: “…да под грамотою от Митрополита Кирила ко государю отписка, что приговорили они на Соборе Новгородцкому архиепископу Пимину против государеву грамоты за его безчинье священная нек действовати; и под отпискою государева грамота к Митрополиту Кирилу, что архиепископу Пимину служити не велено, а сану б с нево до подлинного сыску и до соборного уложенья не снимати” 98 . Затем тот был сослан в Никольский Веневский монастырь под Тулой. В летописях приводятся различные даты кончины опального иерарха — 24 сентября 1571 года 99 , или же 25 сентября. “Оставив все земное, Пимен в смирении уничиженного инока окончил жизнь 25 сентября 1571 года. Сей архиепископ Новгорода положен в нижней церкви, с левой стороны, в приделе святителя Николая” 100 . Страдания и поругания, понесенные архиепископом Пименом во время погрома Новгорода Иоанном Гроз­ным, способствовали его последующему почитанию 101 . Трагедия архиепископа Пимена заключалась в том, что он был вовлечен в конфликт между царской властью и церковной. Традиционный пиетет к царской власти возобладал в нем и это дорого ему обошлось, как и несколько ранее святителю Филиппу.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

– В течение сорока дней и ночей свеча не угаснет. И вместе с тем предсказали ему постоянную болезнь, избавление от которой будет знаком для него скорого наступления смерти. Целовав блаженного Пимена, они удалились в церковь , где положили на гроб преподобного Феодосия волосы его, завернувши их в полотно. Иноки, находившиеся в ближайших келлиях, слыша пение, разбудили прочих, думая, что или игумен с некоторыми из братии постригает болящего, или он преставился; они все вместе отправились в келлию, где лежал преподобный. Здесь они нашли всех спящими, – отца, матерь, рабов; иноки разбудили их и заметили, что келлия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду. – Кем ты пострижен и что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители? – спросили они, обращаясь к преподобному. – Я думал, – отвечал он, – что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели, как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей; затем, положив мои волосы в убрус, они удалились с ними в церковь . Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но нашли ее запертой; разбудив пономарей, они спросили их, – входил ли кто в церковь после вечерней молитвы. Те отвечали, что никто не входил, так как и самые ключи находятся у екклесиарха 5006 . Был разбужен екклесиарх (он никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь ); взяв ключи, иноки вошли в храм и здесь на гробе преподобного Феодосия действительно нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всём известили игумена. Последний чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые ангелы. Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: иноки действительно нашли, как и говорил блаженный Пимен, волосы его на гробе преподобного Феодосия, и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, в течение сорока дней и ночей горела, не угасая 5007 , на что тоже указывал преподобный тотчас по своем пострижении. Ввиду этого они только сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  А в начале 90-х новая «церковь» (какой-нибудь демократический Софийский «патриархат») не создавалась. Тогда осуществлялась попытка захватить все и сразу – власть и имущество канонической Церкви. И не только провинциальные и сельские храмы, а Патриарший собор, Синодальную палату, резиденцию патриарха, столичные храмы, монастыри, духовные учебные заведения, синодальный свечной завод и т. д. С Патриаршим собором и митрополией, правда, не вышло, Софийскую духовную семинарию семинаристы вместе с родителями позднее у захватчиков отбили, но в здании Синода (соответственно, в канцелярии и архиве документов) раскольники хозяйничали два года. Реституция - принятие в Болгарии законов о правах на собственность, изъятую после 1944 г., в том числе и церковную, - делала БПЦ особенно привлекательной «добычей». В наследстве БПЦ значились не только здания в стране и за рубежом, но и земля, участки с лесным массивом и виноградниками. Раскол БПЦ втянул в свою орбиту большое число клириков и мирян, преподавателей духовных школ, многие из которых искренне уверовавали в необходимость очищения, обновления и возрождения Церкви, «опороченной», «запятнанной», а то и «неканоничной». «Опороченность» и «неканоничность» раскольники видели в том, что выборы патриарха Максима в 1971 г. проходили «по благословению» коммунистической власти. Но выборы 1971 г. проходили на Патриаршеском выборном соборе по всем церковным правилам, избирательные протоколы были подписаны всеми тогдашними митрополитами БПЦ, в том числе и митрополитом Пименом – одним из главных действующих лиц раскола 90-х. Избрание патриарха Максима было признано всеми Поместными Православными Церквами. Что касается «благословения» коммунистической власти, то можно напомнить, что в период османского ига Болгарский Экзархат был учрежден в 1870 г. фирманом турецкого султана, а восстановление Болгарского Патриархата произошло при той же коммунистической власти в 1953 году. Формально раскол в БПЦ начался 18 мая 1992 года, когда несколько болгарских архиереев во главе с Неврокопским митрополитом Пименом выступили с требованием отставки патриарха Максима и проведения новых выборов.19 мая Дирекция вероисповеданий при Совете министров Республики Болгарии издала распоряжение 84, которым признавала легитимным Синодом БПЦ сторонников митрополита Пимена. А 25 мая того же года Дирекция издала постановление 92, в котором неправомерно провозгласила нелегитимным действовавший на тот момент состав Священного Синода БПЦ, блокировав и его банковские счета. То есть канонического Патриарха Максима вместе со Св. Синодом новая светская власть, представленная Союзом демократических сил, попросту «уволила». В первый, но, как оказалось, не в последний раз. Церковь оказались в прямой зависимости от того, какая партия получит большинство депутатских мест в Народном собрании демократической Республики Болгарии. Такой «свистопляски» не было ни при социализме, ни при турках.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/18/raskol...

1950 г — епископа Арсения (Крылова) переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона. 1952-1955 гг. — срочная воинская служба. Служил в Средней Азии, первый год — в Фергане. И вот здесь произошло знаменательное событие — встреча с архимандритом Борисом (Холчевым). 1956-1959 гг. — студент Московской духовной семинарии. 24 июня 1958 г. — рукоположен в сан диакона в Успенском трапезном храме Ново-Девичьего монастыря епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом. Июнь 1958 — ноябрь 1959 гг. — диакон храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Куркино Московской области. Ноябрь 1959 — 1960 гг. — диакон храма Преображения Господня на Преображенской площади. 1960 г. — диакон храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье). 13 ноября 1960 г. — рукоположен в сан иерея в храме святителя Николая в Кузнецах епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом. 1960-1968 гг. — священник храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье). Настоятелем храма был тогда протоиерей Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой священник, получая неоценимую духовно-практическую помощь. В тот период завязывается его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким). «Как легко тогда было, — вспоминает отец Александр. — Рядом — мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом — иеромонах Павел. Напишешь ему письмо с вопросом «Как поступить? » и получаешь ответ: «Не делай этого — нет воли Божией». Или наоборот: «Есть воля Божия»… 1968 г. — окончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия, защитил диссертацию по теме «Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения». 1968-1969 гг. — настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. 1969-1983 гг. — священник храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье). 1983-1990 гг. — священник храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине. С 1990 г. — настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Все годы пастырского служения о. Александр духовно окормлял еще остававшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Поэтому выглядит вполне закономерным, что когда в середине 1990 года власти вернули храм святителя Николая в Кленниках Русской Православной Церкви, его настоятелем стал о. Александр.

http://pravmir.ru/skonchalsya-protoierej...

— Какое самое яркое впечатление осталось у Вас за 12 лет общения и работы со Святейшим Пименом? — День моей диаконской хиротонии, когда Патриарх меня рукополагал, тем более что произошло это очень неожиданно и меня никто не предупреждал. Дело в том, что после подачи мною прошения о хиротонии и ее утверждения прошло к тому времени шесть лет, и я уже перестал ждать. А было это на праздник Благовещения Божией Матери: вдруг Патриарх Пимен спрашивает меня, ел ли я утром? Я ответил, что нет. Тогда он сказал старшему иподиакону, что будет меня рукополагать. Когда я узнал об этом, то подошел к Святейшему и сказал, что не читал правила, на что он мне ответил: “Потом прочтешь”. Таким образом домой я вернулся уже диаконом. Все это было для меня очень большим потрясением. После хиротонии Патриарх сказал мне очень теплые по-отечески слова, которые я запомнил на всю жизнь. Да и вообще в течение этих 12 лет он относился ко мне очень по-доброму, как отец, — не случайно же мы столько лет работали вместе. — Оказал ли Патриарх влияние на Вас как на будущего пастыря? — Безусловно, и не только на меня. Многие его качества как проповедника, как архипастыря и священнослужителя были примером для окружающих. Многие из тех, кому посчастливилось служить рядом с Патриархом Пименом, в дальнейшем стали епископами, и все они брали от него удивительно правильное отношение к богослужению: тот трепет, с которым он совершал богослужение, то тщание и ту любовь, которые он вкладывал в каждое слово. Он любил служить. Это была его жизнь. Беседу вел А. Курилович 1 О семье Соколовых см. Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего. М., 1999. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013

http://pravmir.ru/ya-vspominayu-o-nem-ka...

В мае 1969 г. в течение двух недель гостем Московского Патриархата был митрополит Болгарской Православной Церкви Андрей, занимающий кафедру Северной и Южной Америки и Австралии. Он ознакомился с религиозной и культурной жизнью нашего народа. В апреле 1970 г. Патриарх Кирилл участвовал в похоронах почившего Патриарха Алексия I. А с 27 мая по 9 июня того же года изучал материалы, хранящиеся в государственных исторических архивах СССР в связи со своей научно-исследовательской работой. Вместе с Патриархом Кириллом в Москве пребывал митрополит Стара-Загорский Панкратий. В августе 1970 г. в нашей стране находилась паломническая группа, состоявшая из 33 священнослужителей Болгарской Православной Церкви. В начале марта 1971 г. гостем Московской Патриархии был ректор Софийской Духовной Академии епископ Макариопольский Николай, но ввиду кончины Патриарха Кирилла епископ Николай вернулся в Болгарию. В погребении Патриарха Кирилла участвовала делегация Русской Православной Церкви во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом. Делегация Болгарской Православной Церкви во главе с Наместником — Председателем Священного Синода Митрополитом Ловчанским Максимом, ныне Святейшим Патриархом Болгарской Православной Церкви, присутствовала в мае-июне 1971 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви и принимала участие в торжествах интронизации нового Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В начале июля того же года на торжествах интронизации новоизбранного Святейшего Патриарха Болгарского Максима присутствовала делегация нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом. В октябре 1971 г. Советский Союз вторично в этом году посетил епископ Макариопольский Николай с целью углубления братских связей между духовными школами двух Церквей-Сестер. Епископ Николай прочитал в Московской и Ленинградской Духовных Академиях ряд лекций. В марте 1972 г. гостем Русской Православной Церкви был Святейший Патриарх Болгарский Максим в сопровождении иерархов и других деятелей Болгарской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Мы очень долго не верили, что деда нет в живых. Мозгами понимали, что вряд ли он жив, а душой - может быть, наивно - верили. Записки за упокой стали подавать только после того, как владыка Пимен его отпел. Почему нам прислали именно эту дату - 1943 год? Потому, возможно, что в 43-м истекал десятилетний срок его заключения. Причина смерти не обозначалась, но потом поползли какие-то гэбистские слухи: будто бы его бревном придавило на лесоповале. Ленинское бревно - оно никак покоя не давало никому... Но, когда поступили эти сведения - о смерти деда в 43-м году, бабушка пошла к отцу Пимену и попросила его дедушку отпеть. Я помню, как она опускалась на колени, мы с братом Иваном помогали ей подниматься. Кроме тех, кто был перечислен отцом Пименом в его дневнике, на отпевании присутствовали также мои родные сестры Татьяна и Мария, это я хорошо помню. А потом отец Пимен пригласил нас к себе чаевать. Вот с этого дня и началась для нас жизнь после смерти деда. А с владыкой Пименом мы потом долго переписывались. Я писал ему о своих личных неурядицах, и он поддерживал меня. - Вы - старший из внуков отца Павла, единственный, родившийся при его жизни, хотя и в безнадежной разлуке с ним. С соловецкой каторги отец Павел писал Вашей маме и просил ее сделать так, чтобы «маленький» с первых дней получал прекрасные представления о мире. Каковы были Ваши первые детские впечатления? Что Вы знали о дедушке? Как он присутствовал в Вашем детстве? - Этот завет деда выполняла в основном бабушка. После ареста деда мой отец, его старший сын, оказался главным кормильцем семьи, вся семья на него обрушилась, он содержал нас всех, и до конца жизни половину своей зарплаты матери (моей бабушке) отдавал: выполнял обещание, данное деду в письме в концлагерь. Хотя у него самого была семья, и нас было четверо. Жили мы, конечно, голодновато. Но бабушка отвечала отцу и всем нам огромной любовью и благодарностью. В Загорске нам отдали лучшие комнаты. Мы были окружены абсолютной любовью и пользовались свободой, не переходившей, конечно, во вседозволенность. «Павлик, если благочестиво и с любовью, то можно»,- так отвечала бабушка на мой вопрос, можно ли что-то сделать. Я с детства был окружен книгами, с детства слышал музыку, мама пела, у нас часто устраивались самодеятельные концерты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иов (Тывонюк), митр. Челябинский и Златоустовский. Фотография. 2010 г. (Тывонюк Дмитрий Яковлевич; 6.11.1938, Почаев, ныне Тернопольская обл., Украина - 01. 12 2020), митр. Челябинский и Златоустовский. Из крестьянской семьи. По окончании школы поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . Затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком балтском мон-ре Одесской епархии. В 1957 г. поступил в Киевскую ДС. В 1958 г. был призван в армию. После демобилизации продолжил учебу в Одесской ДС, к-рую окончил в 1965 г., и поступил в МДА. В 1967 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры . 20 июня 1968 г. пострижен в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского. 18 июля того же года Крутицким и Коломенским митр. Пименом (Извековым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во диакона. В 1969 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: (история, описание и последняя реставрация)». 1 июня того же года митр. Пименом рукоположен во иерея. Определен настоятелем Воскресенского храма г. Читы. В 1970-1973 гг. учился в аспирантуре при МДА. С 1971 г. был референтом, а затем заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. В 1974 г. возведен в сан игумена, 26 дек. того же года - в сан архимандрита. 3 янв. 1975 г. хиротонисан во епископа Зарайского. Назначен викарием Московской епархии. Хиротонию в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Одновременно был назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно - в США. 19 июля 1976 г. назначен заместителем председателя ОВЦС. 5-9 июня 1979 г. и в 1983 г. возглавлял паломнические группы РПЦ на Афон. 23 дек. 1980 г. включен в состав Комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 23 марта 1981 г. назначен главой делегации Московского Патриархата при посещении подворья РПЦ в Белграде. 12 апр. 1982 г. возведен в сан архиепископа. 4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси награжден именной панагией. 30 нояб. 1988 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским.

http://pravenc.ru/text/578188.html

Я тер в живописной краски, топил баню, ходил на общие послушания: поливал овощи, убирал сено; красил с о. Пименом полы в Казанской церкви; сажал капусту. Потом назначили меня в кухню, где через полгода сделали поваром. Трудное было это послушание, но для меня и его было мало: я старался, когда отдыхали помощники, за них что-нибудь сработать — носил дрова, хлебы из хлебни, разрезал их на ломти, раскладывал рыбу по блюдам — словом, я, что называется, сгорал от жажды деятельности. Когда меня назначили в живописную, я учился рисовать карандашом и тушью; ходил к ранним обедням, где пел на клиросе, — голос у меня хороший — дискант; опять тер краски и красил с о. Пименом полы; при этом я исполнял некоторые обязанности келейного у отца Петра Александровича Григорова, хотя и продолжал жить в живописной. Обязанности эти не были особенно сложны: я ставил ему самовар и убирал келью, за что он поил меня чаем и дал мне разрешение пользоваться его библиотекой. Этот о. Петр Александрович Григоров был из военных — человек ученый; служил в военной службе в царствование Государя Александра Павловича и в смутные дни воцарения Николая I. Затем ушел в Задонский монастырь, где был келейником у великого затворника Георгия, после смерти которого поступил в Скит Оптиной Пустыни и был в Оптиной вроде письмоводителя. Замечательный был это человек, и я от него многому понаучился, наслышавшись от него и про многие политические тайны прошлого времени, и про его жизнь, и про великого раба Божия Георгия-затворника. Хорошо мне было тогда жить в живописной! Петр Александрович меня любил; батюшка о. Макарий тоже. Оба они меня ласкали своими милостями: к о. Макарию мне было разрешено ходить, когда было мне можно, и утром и вечером в келью к келейникам, батюшке — о. Родиону и о. Амвросию. Баловали меня даже пряниками, которые я получал и от Старца, и от Петра Александровича. Сладко мне жилось в то время в Оптиной, — это было в 1845 году, — и жутко было подумать, что придется-таки мне дать о себе знать на родину, когда истечет срок паспорту; надо было дать весточку о себе родителям, которые обо мне ровно ничего не знали… Хотя любовь к Богу и побеждает любовь естественную, но не могу и не хочу скрыть, что, живя в обители, я часто вспоминал скорбь своей матери и нередко со слезами падал на колени перед чудотворным образом Казанской Божией Матери, что в Казанской церкви, и молил Преблагословенную, чтобы Она утешила Своею благодатною силой горе моей дорогой родительницы.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Он с радостью отвечал: — Ей хочу; Господь послал вас, господие мои; исполните желание моего сердца. Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна всё, что положено в уставе иноческого пострижения; так они постригли его в великий ангельский образ, облекли его в мантию и куколь, нарекли Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали: — В течение сорока дней и ночей свеча не угаснет. И вместе с тем предсказали ему постоянную болезнь, избавление от которой будет знаком для него скорого наступления смерти. Целовав блаженного Пимена, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия [ 3 ] волосы его, завернувши их в полотно. Иноки, находившиеся в ближайших келлиях, слыша пение, разбудили прочих, думая, что или игумен с некоторыми из братии постригает болящего, или он преставился; они все вместе отправились в келлию, где лежал преподобный. Здесь они нашли всех спящими, — отца, матерь, рабов; иноки разбудили их и заметили, что келлия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду. — Кем ты пострижен и что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители? — спросили они, обращаясь к преподобному. — Я думая, — отвечал он, — что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели, как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей; затем, положив мои волосы в убрус, они удалились с ними в церковь. Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но нашли ее запертой; разбудив пономарей, они спросили их, — входил ли кто в церковь после вечерней молитвы. Те отвечали, что никто не входил, так как и самые ключи находятся у екклесиарха [ 4 ]. Был разбужен екклесиарх (он никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь); взяв ключи, иноки вошли в храм и здесь на гробе преподобного Феодосия действительно нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всём известили игумена. Последний чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010