Можно предполагать, что перемена, произошедшая в Феодоре, племяннике и любимом ученике преп. Сергия, была вызвана невозможностью добиться от патриарха Нила и его синода никакого твердого решения, но в отсутствие такового Пимен продолжал быть законным митрополитом «Киевским и Великой Руси». Все в Москве, в том числе и духовный отец Феодора преп. Сергий, так и считали его митрополитом, Дионисий же, другой претендент, был мертв, а Киприан оставался для Москвы персоной non grata. Можно сделать вывод, что Феодор — независимо от возможных личных соображений или притязаний — заботился о нормальном течении церковных дел в России, церковь нуждалась в митрополите и страдала от бессмысленных константинопольских отсрочек. Поэтому он мог думать, что дальнейшая борьба с Пименом вредна и погубна. Соборный акт 1389 года, отражающий господствовавшую тогда официальную точку зрения, возникшее между Феодором и Пименом взаимное согласие истолковывает в очень отрицательном для них смысле. «Пимен и Феодор сделались единомышленниками, вступили в заговор между собой, дали друг другу клятвы и сделали некоторые взаимные обязательства, и, вступив в неподобные связи, бежали из Константинополя и тайно направились на восток», т. е. на завоеванную турками территорию. Так как они не послушались прямого императорского приказа и не явились на патриарший собор после требуемого каноном троекратного приглашения патриарха, то их заочно низложили и отлучили, для чего неожиданно набрался в синоде канонический кворум. Более того, Пимен — возможно, при участии греческих епископов подвластной туркам Малой Азии — поставил Феодора в архиепископы Ростовские. Оба отказались признавать санкции, наложенные синодом. И поскольку вскоре (1 февраля 1388 года) патриарх Нил умер   и патриарший престол пустовал почти год, они в июне 1388 года вернулись в Москву.   Пимен был вновь признан митрополитом и возглавил поставление нескольких епископов: Феогноста Рязанского (15 августа), Иоанна Новгородского (17 января 1389 г.) и Павла Коломенского (22 мая).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Патриарх Пимен тоже помнил о последних днях своей жизни. Я помню день 3 мая 1990 года: когда утром мы пришли на работу в Патриархию, нам сообщили, что патриарху плохо, и во второй половине дня он скончался. – Батюшка, остались ли в вашей памяти какие-то моменты личного, неофициального общения со Святейшим Патриархом Пименом? – Мне доводилось часто неформально беседовать с патриархом Пименом. Однажды в заграничной поездке в Болгарию мы с его келейником отцом Феодором беседовали о Свято-Духовом ските Параклита, где патриарх принял постриг. А в то время он чувствовал себя плохо: страдал болями в желудке. И сначала патриарх не захотел ужинать. Я попросил его рассказать об опыте жизни в том ските. Патриарх начал рассказывать, и мы с отцом Феодором слушали его рассказ больше получаса. Он очень интересно рассказывал об образе жизни монахов в то время. И после этой беседы о монастыре патриарх так воспрянул духом и говорит: «Я тоже буду ужинать с вами, моя болезнь ушла, и все хорошо будет». И мы ужинали втроем, и после этого еще беседовали. Такие беседы иногда растворяют тяжелую жизнь человека, потому что патриарх был в огромном напряжении в заграничных поездках. Таких бесед у нас было много: о жизни духовенства, о мирянах. Святейший очень любил посещать некоторых лиц, он посещал многих священников, бывал у многих на квартирах. Раза три он был у меня дома. Мы не в состоянии описать все то, что судил пережить патриарху Пимену Господь. Каждый патриарх – это дар Божий, потому что Господь выбирает особых людей возглавлять Церковь в разные периоды истории. Каждый наш патриарх: патриарх Тихон – патриарх-мученик, исповедник, страдалец за Церковь Христову, причисленный к лику святых, патриарх Сергий, почивающий в нашем соборе, патриарх Алексий I, патриарх Пимен и патриарх Алексий II были особыми, Богом избранными людьми. скрыть способы оплаты Комментарии Иеродиакон Гордий 28 января 2019, 12:11 Слава БОГУ за все!!! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/36229.html

—259— стрижение в монашество профессорского стипендиата Николая Тимофеева. Постриг был совершён Успенским постом в Покровском академическом храме, а 12 сентября, в праздник святого благоверного князя Александра Невского, монах Александр в том же храме был рукоположен ректором Академии преосвященным епископом Дмитровским Филаретом в сан иеродиакона. 14 ноября 1971 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в Трапезном храме преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры рукоположил иеродиакона Александра (Тимофеева) в сан иеромонаха. С этого момента открывается чреда следующих одно за другим административных назначений. 14 июня 1972 года иеромонах Александр по ходатайству высокопреосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, 26 сентября 1972 года он назначается старшим помощником инспектора Московской Духовной Академии и Семинарии, 11 октября 1972 года был назначен временно исполняющим обязанности инспектора Академии и Семинарии, 29 ноября 1972 года он утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом в должности инспектора Московской Духовной Академии с возведением в сан игумена и с возложением креста с украшениями. Ко дню Пасхи 1973 г. инспектор Московской Духовной Академии и Семинарии игумен Александр (Тимофеев) был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награждения саном архимандрита. 23 января 1975 года распоряжением ректора Академии епископа Дмитровского Владимира на инспектора Академии и Семинарии архимандрита Александра возложено исполнение обязанностей заведующего Церковно-археологическим кабинетом Академии, а затем, 27 августа 1976 года, резолюцией Святейшего Патриарха он утверждается в должности заведующего кабинетом. К празднику Святой Пасхи 1977 г. Святейший Патриарх Пимен наградил архимандрита Александра правом служения Божественной Литургии с открытыми царскими вратами до молитвы «Отче наш», в сентябре 1977 г. – орде- —260—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 февраля 1942 г. — рукоположение митрополитом Сергием (Воскресенским) в сан диакона в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. 15 февраля 1942 г. — рукоположение в сан иерея с благословением служения в Рижском Свято-Троицком женском монастыре. 5 марта 1942 г. — перевод в Виленский Свято-Духов мужской монастырь, постриг в рясофор. Декабрь 1942 г. — поступление на пастырские богословские курсы при Виленской духовной семинарии. 16 июня 1943 г. — назначение на должность настоятеля Свято-Никольской церкви села Ге- гобросты Паневежисского благочиния Виленской епархии. Апрель 1944 г. — окончание пастырских богословских курсов. 1949 г. — поступление на заочное обучение на третий курс Ленинградской духовной семинарии. 1951 г. — поступление в Ленинградскую духовную академию, по невыясненным причинам отказ от дальнейшего обучения после окончания второго курса академии. 1952 г. — награжден Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом. 1958 г. — по указу Святейшего Патриарха Алексия I возведен в сан протоиерея. 1958 г. — перевод на служение настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на о. Залит. 1958—1998 гг. — бессменное служение в Никольском храме. 1962 г. — награждение палицей Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. 1967 г. — награждение крестом с украшением Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I ко дню Святой Пасхи. 19 мая 1970 г. — отошла в вечность на 87м году жизни мать отца Николая Екатерина Стефановна. 1975 г. — награждение митрой и правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1979 г. — награждение правом совершения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1997 г. — награждение орденом св. блгв. кн. Даниила Московского. 19 декабря 1998 г. старец отслужил свою последнюю литургию в родном храме свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/rodnusha-moya-i...

Алексий, митрополит Московский. Епископ Парфений был посвящен тем же св. Алексием. Епископ Даниил правил с 1370 до 1383 г., когда он переведен в Звенигородскую епархию, вместе с которою потом, быть можетъ, управлял и Смоленскою. Епископ Михаил был рукоположен митрополитом Пименом. В 1389 г. он, по случаю моровой язвы, переехал в Москву, откуда в 1389 г. путешествовал в Иерусалим с митрополитом Пименом, а возвратился с митрополитом Киприаном, которому сопутствовал потом в 1397 г. из Киева в Москву. Скончался он в Троицкой лавре в 1402 году, сохранив титул Смоленского епископа. Так как епископ Михаил долго отсутствовал из Смоленска, то в это время именуются еще Смоленскими епископами: Сергий, Николай и Даниил II, который назван был Смоленским при погребении великого князя Димитрия Донского в 1389 г. При посещении Смоленска митрополитом Киприаном в 1397 г., он, в виду трудностей, бывших при неоднократных переходах Смоленска в руки литовцев, испросив себе увольнение, удалился на покой в Чудов монастырь, где и скончался в 1397 г. В 1397 г. был поставлен митрополитом Киприаном в епископа Смоленского Иоасон или Наасон, вместе с прежде бывшим епископом Смоленским Михаилом, который неверно считается за 2-го Михаила. После того был епископом Иларион. Он скончался в 1408 г. и похоронен в Коломне. В 1404 г. был рукоположен для Смоленска епископ Севастиан, который потом участвовал в избрании в Киевские митрополиты Григория Самблака. В 1417 г. называется епископом Смоленским Герасим. В 1433 г. он возведен был в Царь-Граде в митрополиты, но не поехал в Москву, потому что «князья Великии заратишася между собою». Он, по просьбе Новгородцев, посвятил им в епископа Евфимия, причисленного к святым. По проискам католиков, Герасим в 1445 г. был вытребован королем Свидригайло, и в Витебске предан сожжению на костре за мнимую расположенность к Сигизмунду. С 14405 г. епископом Смоленским был Симеон II. Преемником ему называется Мисаил из рода Друцких-Соколинских – бабичей, родственник Сапеги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Встреча архиепископа Макариоса. 7 июня 1971 года Присутствовавший за обедней 9 июля 1972 года Казанский собор Волгограда ректор Исламского института при Парижской мечети г-н Си-Хамза Бубакер, записал в книге почетных посетителей: «Являясь мусульманином, я с благоговением встретил на своем пути православных своих братьев, о которых Коран говорит следующее: «Лучшими друзьями мусульман являются те, которые проповедуют христианизм, так как среди них есть священники, верующие в Бога и не возносящиеся в гордыне. Следует ли говорить о том, что посещение Казанского собора меня глубоко тронуло и позволило во время службы обратиться к Единому Богу вместе с моими братьями-христианами». В разное время в Саратовских соборах совместно с Владыкой Пименом совершали Божественную Литургию архиепископ Владимир (Сабодан), архиепископ Иоанн (Снычев), архиепископ Михаил (Мудьюгин). 13 и 14 марта 1973 года святыни и достопримечательности Волгограда посетил настоятель Патриаршего Подворья в Токио Преосвященный Николай (Саяма; † 2008), епископ Можайский. Вечером 13 марта он присутствовал в Казанском соборе за чтением Великого Канона св. Андрея Критского, а 14 марта вместе с Владыкой Пименом совершил в соборе Преждеосвященную Литургию. Летом 1975 года Владыка Пимен познакомился с японским хирургом русского происхождения православным христианином Евгением Николаевичем Аксеновым и его матерью, которые прибыли в составе группы паломников Англиканской церкви Японии. В 1973 году, в соответствии с практикой сдержек и противовесов, энергичному епископу нашелся достойный оппонент — после смерти уполномоченного Спиридонова на его место назначается Игорь Петрович Бельский. Убежденный коммунист, И. П. Бельский из всех саратовских уполномоченных был, пожалуй, самым последовательным и бескомпромиссным проводником в жизнь церковной политики государства. И. П. Бельский занимал должность до 1987 года. Это было самое непростое время для Владыки Пимена… Уполномоченный требовал строгого исполнения революционного закона «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

http://pravoslavie.ru/126283.html

В вышедшей из скриптория Псково-Печерского мон-ря 3-й Псковской летописи упомянуты имена практически всех духовных лиц, присутствовавших на торжествах, к-рые были устроены в Ивангороде и Нарве по царскому повелению; это может лишний раз указывать на причастность к созданию летописи игумена Псково-Печерской обители прмч. Корнилия - непосредственного участника событий: «А по т образы чюдотворныя царь и великии князь велл богомольцу своемоу архиепископоу Пиминоу послати из Новагорода юрьевского архимандрита Варфоломея да протопопа з диакономъ, а изо Пскова печерского игоумена Корнилья да святыя Троица (Троицкого собора в Псковском кремле.- Авт.) протопопа Илариона да протодиякона Ивана в Роугодиво: и по его государеву наказоу около градовъ Иванягорода и Ругодива со кресты ходили, и молебны пли, и церкви свящали» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). В Никоновской же и Новгородской II летописях на торжествах упомянуты только присланные свт. Пименом новгородцы - архимандрит Юрьева мон-ря и протопоп собора Св. Софии, имена обоих не приведены (Там же. Т. 13. С. 295). В свою очередь псковский хронограф далее сообщает о перенесении икон в Вел. Новгород (очевидно, тем же собранием духовных лиц: «…и за тми образы и до Новагорода послдовали»), где близ города «архиепископъ Пимин съ всм священным собором и з боляры и со гражданы стртили т образы оу скуделницы» (Там же. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). Повествование продолжено в Новгородской II летописи (кон. XVI - нач. XVII в.); сообщается, что 23 июля, в субботний день, иконы прибыли в Вел. Новгород. Также есть уточнение о том, что привез их архимандрит Юрьева мон-ря (без имени) и после встречи икон свт. Пименом, архиеп. Новгородским, «со всем собором со множеством народом» иконы были внесены в собор Св. Софии и положены «на налои»; в Вел. Новгороде иконы пребывали 3 дня, а затем были отправлены в Москву: «…того же месяца июль 26 вторник поехал архимандрит Юрьевскои к Москве повез иконы те, кои привезли из Ругодиво… к царю государю великому князю» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

4 августа 1971 г. 158 Ярославль, 1. Карабулина, 31. Телефон 2–41–60 УДОСТОВЕРЕНИЕ Дано настоящее настоятелю Троицкой церкви села Верхне-Никульское Некоузского р-на Ярославской области игумену ПАВЛУ (Груздеву) в том, что он ко дню Св. Пасхи 1971 г. СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ ПИМЕНОМ 27 награжден ПАЛИЦЕЙ, каковую ему благословляется возложить на себя и носить по установлению. МИТРОПОЛИТ ИОАНН ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ [личная круглая печать Митрополита ИОАННА, Московский патриархат] 27 Московский патриархат УПРАВЛЯЮЩИЙ Ярославской епархией 20 апреля 1976 г. 90 Ярославль, 1. Карабулина, 31. Телефон 2–41–60 Индекс 150001 УДОСТОВЕРЕНИЕ Дано настоящее Настоятелю Троицкой церкви села Верхне-Никульское Некоузского р-на Ярославской области, игумену ПАВЛУ (Груздеву) в том, что он ко дню Св. Пасхи СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ ПИМЕНОМ награжден КРЕСТОМ С УКРАШЕНИЕМ, каковой ему бла­гословляется возложить на себя и носить по установлению. МИТРОПОЛИТ ИОАНН ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ [личная круглая печать Митрополита ИОАННА, Московский патриархат] 28 Московский патриархат УПРАВЛЯЮЩИЙ Ярославской епархией «3» мая 1983 г. 115 150001, Ярославль, Ем. Ярославского, 72А Телефон 2–01–55 Настоятелю Троицкой церкви с. Верхне-Никульское Некоузского р-на, Яросл. обл. Игумену о. ПАВЛУ (Груздеву) Дорогой отец Павел! Святейший Патриарх ПИМЕН, по моему представлению, ко Дню св. Пасхи удостоил Вас саном архимандрита. Прошу Вас в удобное для Вас время, желательно не позднее 20 мая, но не в среду и четверг, прибыть ко мне для возведения Вас в этот высокий сан. Бог да благословит Вас. † ИОАНН МИТРОПОЛИТ ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ [слева внизу запись о. Павла:] 10-го мая н.ст. 1983 года возведен в сан Архимандрита. † Архимандрит Павел (Груздев) 29 Московский патриархат УПРАВЛЯЮЩИЙ Ярославской епархией 10 мая 1983 г. 126 Ярославль, 1. Карабулина, 31. Телефон 2–41–60 Индекс 150001 УДОСТОВЕРЕНИЕ Дано настоящее настоятелю Троицкой церкви с. Верхне-Никульское Некоузского района, Ярославской области игумену ПАВЛУ (Груздеву) в том, что он, по благословению СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ПИМЕНА (в письме от 4 апреля 1983 года за 543) возведен мною в сан APXIMAHДPUTA.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Расскажу один случай из своей жизни. Когда я закончил семинарию, меня вызвал к себе уполномоченный по делам религий - тогда была такая практика: представлять ему кандидатов в священство - и стал меня склонять к сотрудничеству с компетентными органами. Я отказался от его предложения. Уполномоченный сказал мне: «Я тебе предлагал сладкий, горячий чай, а ты сам выбрал холодный, невкусный. Теперь отправишься в деревню месить грязь». Такие были времена! - Батюшка, расскажите о вашем знакомстве с Патриархом Московским и всея Руси Пименом. - Первая наша встреча с патриархом Пименом состоялась в Грузии. Я сопровождал его на интронизации патриарха Илии. Постепенно мы сблизились. Я каждый год, перед началом Великого поста, привозил Святейшему в Москву трехлитровую банку меда. Он всякий раз благословлял меня служить с ним литургию - и это было для меня огромной честью. Очень хорошо помню внимание патриарха Пимена ко мне, его интересные высказывания в мой адрес. И потом: он ведь некогда настоятельствовал в Псково-Печерском монастыре. Есть фотография, где он с братией на фоне трапезного храма, в который во время войны попала бомба. После кончины Святейшего Пимена его келейники передали мне золотые часы с монограммой «П.П.», отдали мне также его подрясник и зимнее пальто. С большой теплотой вспоминаю архимандрита Трифона, он при патриархе Пимене занимался церковной утварью, ювелирными изделиями. Он всегда показывал мне свои эскизы, делился планами. - Расскажите немного о митрополите Киевском Владимире (Сабодане). - Он удивительно простой человек. А его жизнь, служение сложились очень непросто, я бы сказал, драматично. На его любимой Родине - на Украине - вылез раскольник Филарет Денисенко. Он и его приспешники подло издеваются над владыкой Владимиром, довели его до серьезной болезни. А какой он эрудированный, образованный! Есть у него книга проповедей - там их не менее пятидесяти. Так вот, в них дважды не повторяется ни единой мысли. Мне рассказали случай из его ректорской жизни (он ведь руководил Московскими духовными школами). Один студент напился до бесчувствия, и владыка забрал его к себе в покои. Просыпается учащийся утром, ничего не помнит. Видит ректорские покои и только тогда понимает, что случилось. А рядом сидит владыка Владимир. Конечно, студент сразу же бросился просить прощения. Владыка погладил его по голове и сказал: «Постарайся не грешить больше». Студента не отчислили, и он был безмерно предан ректору. Вот это настоящий пример отеческого отношения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

27 февраля 1557 года Митрополит Макарий написал грамоту архиепископу Пимену в Великий Новгород с предписанием о совершении молебнов по случаю голода. В этот день, как говорится в грамоте, Святитель, «пев молебны и воду святив с животворящаго Креста и со всех святых мощей, месяца генваря в 24 день, в неделю, о том, чтоб Господь Бог оставил праведный Свой гнев гладный и послал бы в весну плодовиты цветы и теплоту солнечную на умножение плодов земных, да ту святую воду послали к тебе» 1086 . Как было выше отмечено, после обретения святых мощей святителя Никиты архиепископ Пимен писал Митрополиту Макарию о написании его образа. Ответ Первосвятителя до нас не дошел, но несколько ранее, в 1558 году 6 февраля, глава Церкви написал Новгородскому архиепископу Пимену о священнике, упавшем в обморок во время Литургии после «Достойно есть» 1087 . В послании говорится, как следует поступить в данном случае. Это послание, как и послание об иеромонахе, служившем без епитрахили, дошло до наших дней во множестве списков, а также встречается в рукописных сборниках литургическо-канонического содержания. Другое послание сохранилось на страницах летописи и адресовано архиепископом Пименом царю Ивану Грозному во время военного похода, «еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор», которое датировано 24 января 1563 г. и послано «под град Полтеск». В своих посланиях архиепископ Пимен предстает начитанным книжником. Сохранился ряд владычных посланий административного назначения. В 1561 году, согласно прежней грамоте Новгородских архиепископов Макария и Феодосия, он дал жалованную грамоту соловецкому игумену Филиппу о невзимании дани с приписной к обители церкви 1088 . О некоторых грамотах архиепископа Пимена мы знаем из документов его преемника. Новгородский архиепископ Александр (1576–1591) подтвердил жалованную грамоту Кирилле-Белозерскому монастырю, данную ранее архиепископом Пименом 1089 . Обращались к владыке со своими просьбами и простые люди, о чем говорит, например, челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010