Однажды ночью, когда спали в комнате Пимена и родители и слуги, взошли к нему светлые ангелы, одни в образе прекрасных юношей, другие же в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, кукуль и все, что нужно для пострижения. Подошедши к Пимену, они сказали: «хочешь ли, пострижем тебя?» «Хочу, отцы мои, – отвечал болящий, Господь послал вас исполнить давнишнее желание мое». Мнимые иноки стали делать ему вопросы по чину, как следует в уставе иноческого пострижения, и, постригши его в ангельский образ, облекли в мантию и кукуль и нарекли его Пименом. Они дали ему по обычаю в руки горящую свечу, говоря: «сорок дней и ночей свеча эта должна гореть неугасимо»; кроме того они сказали ему, что он будет болен неизлечимо всю жизнь и лишь только перед смертью выздоровеет, каковое выздоровление он должен считать знамением смерти. Исполнив все это, ангелы отошли, взяв с собою в убрус остриженные волосы Пимена, которые и положили в церкви на гробе преподобного Феодосия. Иноки, находившиеся в соседних комнатах, слышали пение и думали, что игумен постригает болящего Пимена, или же полагали, что он умер. Они пришли в келью Пимена, но к чрезвычайному изумлению нашли там всех спящими, хотя келья была наполнена благоуханием; самого же болящего они увидели с радостным лицом и одетого в иноческую одежду. Пришедшие спросили его: «кем ты пострижен, и что за пение было слышно в твоей кельи?» «Игумен с братиею приходили постричь меня и нарекли Пименом, отвечал болящий; их пение вы и слышали, они дали мне эту свечу, которая должна постоянно гореть сорок дней, волосы же мои собрав в убрус, удалились с ними в церковь ». Иноки пошли в церковь, но она была заперта; когда же взошли в нее, то на гробе преподобного Феодосия действительно нашли волосы, собранные в убрусе. Об этом чудесном событии сообщили игумену, который сначала старался отыскать того, кто постриг Пимена; наконец, когда поиски оказались тщетными, уразумели, что это совершилось волею Божиею, чрез святых ангелов, и это чудесное пострижение было признано действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий день в той же Успенской церкви владыка совершил литургию в сослужении с игуменом Пименом и монастырской братией, а по окончании было молебствие со многолетием благотворителям и ктиторам обители, Павлу и Марии. Владыка опять сам пошел к болящему со крестом и дал ему просфору. Откушав у себя в келии и отдохнув, владыка, в сопровождении отца Пимена пожелал посетить Александрова в новом его жилище, очень его благодарил за все щедрые пожертвования Угрешскому монастырю и неоднократно повторял ему, что благодаря его усердию Угрешская обитель сделалась второй Лаврой. Это было последнее свидание митрополита Филарета и Александрова: дни и лета их жизни были уже сочтены – одному оставалось прожить только девять месяцев, другому еще девять лет. В тот же день, к вечеру, владыка собрался в обратный путь. С особенным благоволением простился он с отцом Пименом, главным виновником, что в течение немногих лет Угрешский монастырь так видимо обновился и украсился столькими новыми зданиями, благодаря его неусыпным трудам и попечениям. Его провожали до Святых ворот, и он оставил Угрешу, по-видимому, вполне довольный всем, что видел. III В то время благочинным монастырей общественных был архимандрит Платон, настоятель Спасо-Андроньевского монастыря; он к отцу Пимену, в противоположность своего предместника, весьма благоволил и искренно радовался, видя, что владыка к нему расположился и оценивает его труды. В конце июля месяца, после соборного служения в какой-то торжественный день, архимандрит Платон заехал к Александрову и передал ему, что он имеет поручение от владыки, как благочинный сделал представление об всех пожертвованиях Александрова Угрешскому монастырю. В ответ на это Александров сказал ему: «Вы, пожалуйста, предупредите владыку, чтоб он не вздумал представить меня к какой-нибудь награде, – ничего для себя не желаю, на что мне? Я даже счел бы это за великое для себя оскорбление, но ежели уже владыка так милостив и желает сделать для меня приятное, то прошу его вместо меня перенести награду на лицо отца игумена Пимена, и этим я буду действительно обрадован».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Упрочению всеправославного единства способствовал визит делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Пименом в Константинополь в сентябре 1977 г. и встреча Святейшего Патриарха Пимена с Патриархом Константинопольским Димитрием. В 70-х гг. встречи предстоятеля Русской Церкви с главами других православных Церквей носили регулярный характер. Нашу Церковь неоднократно посещали Патриархи Грузии Давид V и Илия II, Патриарх Александрийский Николай VI, дважды в это десятилетие гостем нашей Церкви был Патриарх Антиохийский Илия IV; в Москву приезжали Патриархи Сербский Герман, Румынский Юстиниан, Болгарский Кирилл, архиепископы Кипрские Макарий (1971) и Хризостом (1978), архиепископ Афинский Серафим. Многократно встречались с Патриархом Пименом главы православных Церквей: Польской – митрополит Василий, Чехословацкой – митрополит Дорофей и Американской – митрополит Феодосий. Развивались отношения с Римо-католической Церковью, проводились двусторонние богословские собеседования: в Троице-Сергиевой лавре в 1973 г., в Тренто (Триденте) – в 1975 г., в Одессе – в 1980 г. Контакты с католической Церковью явились стимулом для углубления богословского изучения католической доктрины и истории католической Церкви в русских духовных школах. Русская Церковь поддерживала в этот период интенсивные отношения с нехалкидонскими Церквами, в особенности с Армянской, Эфиопской, Малабарской Церквами. Регулярный характер носили и встречи делегаций Русской Церкви с представителями англиканской, старокатолической и протестантских Церквей. Представители Русской Православной Церкви участвовали в деятельности ВСЦ. В ноябре-декабре 1975 г. в столице Кении Найроби состоялась V ассамблея ВСЦ, делегацию Русской Православной Церкви возглавил председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В адрес ассамблеи поступило письмо Г. Якунина и Л. Регельсона, в котором они сообщали о гонениях на Православную Церковь и другие христианские Церкви в СССР и упрекали ВСЦ за то, что он не выступил «инициатором международного движения в защиту гонимого христианства» 650 . В связи с этим письмом митрополит Ювеналий сделал заявление, в котором упомянул, что у о. Глеба Якунина сложные отношения со своей собственной Церковью, а Л. Регельсон враждебно относится к самой идее экуменизма. Митрополит Ювеналий не опровергал приведенные в письме факты, хотя и не комментировал их, но подтвердил, что были и есть проблемы в жизни Церкви, вызванные нарушениями законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

9 сентября 1971 года епископ Филарет во внимание к усердным трудам Церкви Божией был возведен Святейшим Патриархом Пименом в сан архиепископа. 18 апреля 1973 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Преосвященного Филарета на кафедру Архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы. 7 мая 1974 решением Ученого совета Московской духовной академии Владыка Филарет был избран почетным членом академии, а спустя некоторое время был избран почетным членом Ленинградской духовной академии. Во внимание к усердным архипастырским трудам и миротворческой деятельности в качестве Экзарха 15 апреля 1975 года Святейший Патриарх Пимен возвел Преосвященного Филарета в сан митрополита. 2 сентября 1977 года Владыка Филарет награжден правом ношения второй панагии. 10 октября 1978 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Преосвященного Филарета Митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября определили ему быть Патриаршим Экзархом Западной Европы. С 16 ноября 1979 года Владыка Филарет временно управлял Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Американской Православной Церкви). С 1981 по 1988 год он являлся членом и заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси, был руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам. 14 апреля 1981 года Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом Митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы, был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. По инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Москве в мае 1982 года прошла Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Председателем международного подготовительного комитета, а затем и председателем Всемирной конференции был избран Митрополит Минский Филарет. Это был весьма представительный форум религиозных деятелей, одно из значительных религиозно-общественных событий ХХ века. Принятые итоговые документы имели огромный резонанс в религиозных, государственных и общественных кругах.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

После обеда 5-го числа он пожелал посетить село Остров (уже Высочайше пожалованное в мае месяце духовному ведомству Московской епархии) и туда ездил с отцом Пименом. В Острове владыке была сделана у церкви встреча со звоном и со крестом. Архимандрит водил его, и показывал здания, и объяснил свои предположения. Возвратившись в монастырь, владыка слушал всенощное бдение у себя в Крестовой церкви, а архимандрит Пимен служил в Казанской; читал за малою вечерней акафист Божией Матери и всенощное бдение совершал соборно. Погода, с вечера начавшая меняться, к утру превратилась в осеннее ненастье, и владыка из архиерейского дома ехал в новоосвященный Казанский храм в карете; за святыми мощами был крестный ход в Николаевский собор. В сослужении со владыкой участвовали: архимандрит Пимен, Перервинский игумен Никодим, Старо-Голутвинский игумен Сергий, Белопесоцкий игумен Иоанникий, Бобреневский строитель Феоктист, протоиерей Гавриил и два иеромонаха. После освящения владыка возвратился в архиерейские палаты, потом ездил в трапезу, по окончании которой благословил всю братию, и в исходе третьего часа отправился в обратный путь в Москву. Освящение Крестовой церкви совершал преосвященный Леонид в самый день праздника преподобного Сергия, сентября 25-го дня. Преосвященный прибыл накануне и соборно с архимандритом и монастырскою братией совершал в Крестовой церкви всенощное бдение. Наутро последовало освящение; за святыми мощами владыка с крестным ходом ходил в скитский храм. Трапеза была праздничная, в большой трапезной палате, и преосвященный, и некоторые из московских посетителей трапезовали с братией. В это же время Угрешский казначей иеромонах Нил был назначен владыкой исправлять должность настоятеля Николо-Берлюковской пустыни, в Богородском уезде. Он был уроженец Рязанской губернии, города Скопина, из торгового сословия, назывался в миру Никита Лукич Сафонов, поступил в Николо-Угрешский монастырь 1852 году, еще при игумене Иларии, но пострижен уже отцом Пименом. Он проходил все послушания; из экономов в 1868 году, после поступления отца Сергия в Старо-Голутвин монастырь, заступил его место, и должность казначейскую исправлял тщательно и ревностно, и управлением своим Берлюковскою пустынью доказал, что отец Пимен не ошибся, указав на него владыке как на человека, могущего быть во главе обители, приходившей в нравственный упадок и требовавшей твердой руки, которая в состоянии была бы поддержать ее и восстановить, так как обитель эта, прежде цветущая, в продолжение последних пятнадцати лет сильно упала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Между достопамятностями Димитриева времени должно заметить частые путешествия Греческих духовных сановников, особенно из Палестины, в Москву для собрания милостыни. Знаменитейший из них был Иерусалимский Архимандрит Нифонт, который посредством золота, вывезенного им из России, достиг Патриаршества. Утесняемые неверными, Греки пользовались усердием наших предков к Святым Местам и, требуя денег для восстановления храмов разоренных, употребляли оные более на мирские, нежели на церковные нужды. – Вообще Греция, приближаясь к своему конечному падению и недоброжелательством Рима как бы исключенная из системы держав Христианских, была в самой тесной связи с единоверною Россиею, которая начинала воскресать в Москве, и хотя не могла защитить Константинополя, но уделяла ему часть своего избытка, посылая дары Императору и Патриарху. Житель Цареградский во глубине нашего Севера, как прежде в Киеве, находил для себя второе отечество, где люди ученые столько любили язык его, что Алексий Митрополит даже в Русских грамотах подписывал имя свое по-Гречески. В Константинополе обитало всегда множество Россиян, привлекаемых купечеством или набожностию и живших там обыкновенно в монастыре Св. Иоанна Предтечи. Чтобы дать читателю ясное понятие о тогдашнем пути от Москвы до Царяграда, приведем здесь некоторые места из записок одного Российского духовного сановника, бывшего в Греции вместе с Митрополитом Пименом. «Мы выехали из Москвы, – пишет он, – 13 Апреля в 1389 году, во Вторник Страстной Недели, и Митрополит велел Епископу Смоленскому, Михаилу, вместе с Архимандритом Спасским Сергием записывать все достопамятности сего путешествия. Пробыв Великую Субботу в Коломне, отправились мы Окою в день Пасхи к Рязани, где, за несколько верст от Переславля, встретили нас сыновья Олеговы: наконец и сам Князь со всеми Боярами и со крестами. Дружелюбно угостив Пимена, он проводил его из города в Фомино Воскресение; а Воевода Княжеский, Станислав, долженствовал охранять нас в пути до реки Дона: ибо в сих местах бывают частые разбои. За нами везли на колесах три струга с большою лодкою, и в Четверток спустили их на реку Дон. В Пятницу мы приехали к урочищу Кир-Михаилову, где прежде находился город. Тут откланялись Митрополиту Бояре Олеговы и Епископы, Ермий Рязанский, Феодор Ростовский, Евфросин Суздальский, Даниил Звенигородский Исаакий же Черниговский и Михаил Смоленский в Воскресенье сели с Пименом на суда и поплыли вниз рекою Доном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Преемником митрополита Иннокентия был преосвященный Макарий, архиепископ Литовский. Личность его до того всем знакома, так живо еще сохраняется в памяти большей части жителей Москвы и столько было о нем писано после недавней его кончины, что в настоящее время ко всему о нем уже сказанному и известному мы прибавить ничего не можем и не считаем нужным. Личные чувства пристрастия и предубеждения людей, знавших его еще недостаточно, затихли, и плоды деятельности столь кратковременного правления его так еще мало выяснились, что совершенно беспристрастного и верного суждения о значении митрополита Макария в быте Московской епархии еще не могло быть и не скоро ожидать возможно. Сообщу о нем то немногое, что мне лично известно, как очевидцу посещения им Угрешского монастыря и как лицу, приближенному к отцу Пимену, об их взаимных с митрополитом Макарием отношениях. Приезд нового владыки последовал в мае. После обычной встречи на станции Николаевской железной дороги митрополит направился к Иверской часовне и оттуда в Чудов монастырь, где был встречен обоими викариями, двумя благочинными, Высокопетровским архимандритом Григорием, архимандритом Пименом, помощником отца Пимена, Новоголутвинским архимандритом Сергием, назначенным в Соловецкий монастырь, но еще не отправившимся туда архимандритом Мелетием. 123 С отцом Пименом владыка познакомился еще на погребении митрополита Иннокентия и обошелся с ним, как с человеком уже знакомым и известным ему по его деятельности – весьма ласково и приветливо. Через несколько дней по приезде его, отец Пимен снова у него был, чтобы лично от него слышать, угодно ли ему, чтобы он остался председателем комиссии по построению Ивановского монастыря, и владыка весьма благосклонно сказал ему, что «если знавшие его и других ему поручили это дело, то тем более ему (владыке), никого еще не знающему, не приходится делать перемен»... И просил его продолжать и довести дело до конца. Отец Пимен продолжал по-прежнему приезжать каждую неделю в Москву, и у него на подворье происходили заседания. В игуменьи будущего общежительного монастыря была уже назначена, по распоряжению преосвященного Амвросия, мать Серафима, недавно переведенная в Рождественский монастырь из Коломенского Бобренева, в который была назначена только весной. Когда преосвященный передал это отцу Пимену, тот ему заметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1972 году о. Кирилл сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. В этом же году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае. 26 декабря 1974 г. назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. 7 июня 1975 г. назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В том же году (декабрь) избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ. 14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: митрополиты: Ленинградский Никодим, Киевский Филарет, Тульский Ювеналий, архиепископ Дмитровский Владимир, епископы: Пензенский Мелхиседек, Тихвинский Мелитон, Курский Хризостом. 27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис»; 9 сентября 1976 г. утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ. 18 ноября 1976 г. назначен заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы и с 21 по 28 ноября того же года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве. С 22 по 31 января 1977 г. возглавил делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии. С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези. 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией. С 12 по 19 октября 1977 г. совместно со Святейшим Патриархом Пименом с официальным визитом находился у Константинопольского Патриарха Димитрия I. С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе со Святейшим Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. 22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге.

http://bogoslov.ru/event/378440

Конечно, Димитрия Иоанновича могло огорчить не столько то, что Киприан удалялся тогда из Москвы, сколько то, что он удалялся именно в Тверь — к родственнику Ольгерда и давнему врагу московского князя Михаилу Александровичу, который первый потом послал дары к Тохтамышу и получил от него ярлык . Изгнав Киприана в Киев, где княжил в то время сын бывшего покровителя его, Ольгерда, Владимир, великий князь отправил послов просить на Русскую митрополию прежде обесславленного им Пимена и принял его с великою честию . Но примирение Димитрия Иоанновича с Пименом не было искреннее: в душе князь не мог уважать его. И потому чрез несколько месяцев избрал нового кандидата в митрополиты, того самого Дионисия Суздальского, который некогда один воспротивился возведению Митяя на митрополию Собором русских епископов. Отправившись тогда в Царьград по вызову патриарха, Дионисий пробыл там около трех лет и заслужил своими добродетелями, умом и образованием общее уважение греческих святителей, так что патриарх, желая почтить его достоинства, возвел его в сан архиепископа и дал ему право носить крещатые ризы. В конце 1382 г. он возвратился в отечество, а в июне следующего года должен был по желанию великого князя опять ехать в Грецию. Князь отпустил с ним и духовника своего, симоновского архимандрита Феодора, с грамотами к патриарху относительно митрополии. Грамоты содержали в себе от лица великого и других князей русских обвинения на Пимена и просьбу о возведении в сан митрополита Дионисия. Дионисий и с своей стороны старался расположить к себе кого нужно льстивыми словами и другими средствами незаконными (вероятно, обычными подарками и деньгами). Патриарх Нил, несмотря на то что в России считалось еще два митрополита — Пимен и Киприан, с согласия императора и вместе с своим Собором не поколебался поставить Дионисия митрополитом Киевским и всея России, а для суда над Пименом послал на Русь двух своих митрополитов — Матфея и Никандра, чтобы они расследовали обвинения против него и, если окажется виновным, низложили его.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

27. О направлении на Святую Гору Афон к престольному празднику Русского Свято-Пантелеимонова монастыряря – Покрову Пресвятой Богородицы паломнической группы РПЦ. 28. О составе делегации РПЦ для участия в Пятом Богословском собеседовании с представителями Союза Евангелических Церквей в ГДР (“Зaropck-V”). – 1984, 11, 4–10. 1220. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1984 года: 1. О посещении Святейшим Патриархом Пименом Сербской Православной Церкви. 2. О посещении Святейшим Патриархом Пименом Болгарии по случаю празднования 70-летия Предстоятеля Болгарской Православной Церкви. 3. О заседании РК ХМК. 4. Об участии митр. Ленинградского Антония в составе делегации ХМК в региональной конференции ООН в рамках Всемирной кампании за разоружение. 5. Об участии представителей РПЦ в семинаре на тему “Мир и права человека: богословские корни и политические последствия мер по созиданию доверия”. 6. О пребывании делегации РПЦ в США и об участии в освящении нового храма во имя Трех святителей в г. Гарфилде. 7. О присутствии на VII Конгрессе Всемирной Лютеранской Федерации архиеп. Вологодского Михаила и проф. А.И. Осипова . 8. О начале учебного года в Духовных школах РПЦ. 9. Об участии еп. Ставропольского Антония в конференции против атомной и водородной бомб. 10. Об участии митр. Минского Филарета в богословских симпозиумах, проводившихся Коллегией докторов Реформатской Церкви в Венгрии. 11. Об участии архиеп. Волоколамского Питирима в 24-м кирхентаге Церкви Швеции. 12. О пребывании в Советском Союзе американского проповедника д-ра Билли Грэма. 13. Об участии делегации РПЦ в заседании международного семинара “К богословию мира”. 14. Об участии делегации РПЦ в Десятом богословском собеседовании с представителями ЕЦГ – “Арнольдсхайн-Х”. 15. Об участии митр. Крутицкого Ювеналия в V Советской конференции Солидарности с народами Азии и Африки. 16. О поездке в США по приглашению американской организации “США-СССР: мосты к миру в мире” делегации представителей Церквей из СССР. 17. О пребывании в Советском Союзе группы представительниц Церквей стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010