архиеп. Пимен (Хмелевской) О духе, душе и теле. Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле Источник Скачать epub pdf Из стипендиатского отчета архимандрита Пимена «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам еп. Феофана и еп. Игнатия Брянчанинова » (1957 г.) Сущность христианского учения о духе, душе и теле или, как принято говорить, учения о трихотомии в составе человеческой природы заключается в признании в естестве человека не только двух основных субстанций – души и тела – но еще и третьего, высокодуховного начала – духа… В Священном Писании мы не находим специальной и достаточно детальной трактовки вопроса о трехчастности человеческой природы. В священных книгах встречаются лишь как бы «случайные» (конечно, не в буквальном значении этого слова) указания на трихотомию 1 , потому что в Священном Писании прямое освещение направлено на нравственную сторону того или другого психологического предмета, имеющую в деле спасения безусловно первостепенное значение. Тем не менее те указания Слова Божия на трихотомию, которые все же встречаются, вполне достаточны для того, чтобы видеть, что Священное Писание не только не находится в противоречии с учением о трихотомии, но сообщает последнему известную обоснованность и убедительность (См. например, Прем. Солом. 15, 11; 20, 24; 1Сол. 5, 23 ; Евр. 4, 12 ; 1Кор. 15, 44; 2, 14–15 ; Иуды 19 ; Лк. 1, 46–47 и др.). В творениях святых отцов и учителей Церкви учение о духе, душе и теле получает более широкое освещение, однако большинство церковных авторов ограничиваются лишь более или менее кратким упоминанием, говоря о составе человека из духа, души и тела, как о чем – то само собою разумеющемся. Поскольку трихотомия у святых отцов и учителей Церкви чаще всего не носила характера детально разработанного учения, то это обстоятельство давало возможность некоторым из церковных писателей выступать против трихотомии и настаивать на строгой двойственности в устройстве человеческого существа, в связи с чем соответствующие места Священного Писания они истолковывали в сторону простой терминологической неустойчивости, считая, что в Слове Божием понятия «дух», «душа» однозначны. Эти споры, в свою очередь, не шли далее простых замечаний или кратких возражений, а потому в таких спорах «не рождалась истина», не возникало подробное, глубокое исследование по вопросу об антропологии человека с точки зрения трихотомии… Тем не менее надо сказать, что некоторые святые отцы Церкви в некоторых отдельных случаях ярко и убедительно утверждали трехсоставность человека, так что если это учение не получало детальной разработки, то оно не было и отвергнуто, не было забыто, наоборот, оно часто бывало поддерживаемо и широко использовалось в учении о христианском нравственном совершенствовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

архиепископ Пимен (Хмелевской) О духе, душе и теле. Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле из стипендиатского отчета архимандрита Пимена " Христианское учение о духе, душе и теле по трудам еп. Феофана и еп. Игнатия Брянчанинова " (1957 г.) Сущность христианского учения о духе, душе и теле или, как принято говорить, учения о трихотомии в составе человеческой природы заключается в признании в естестве человека не только двух основных субстанций - души и тела - но еще и третьего, высокодуховного начала - духа… В Священном Писании мы не находим специальной и достаточно детальной трактовки вопроса о трехчастности человеческой природы. В священных книгах встречаются лишь как бы " случайные " (конечно, не в буквальном значении этого слова) указания на трихотомию потому что в Священном Писании прямое освещение направлено на нравственную сторону того или другого психологического предмета, имеющую в деле спасения безусловно первостепенное значение. Тем не менее те указания Слова Божия на трихотомию, которые все же встречаются, вполне достаточны для того, чтобы видеть, что Священное Писание не только не находится в противоречии с учением о трихотомии, но сообщает последнему известную обоснованность и убедительность (См. например, Прем.15:11; 20:24; 1Сол.5:23; Евр.4:12; 1Кор.15:44; 2:14-15; Иуд.19; Лк.1:46-47 и др.). В творениях святых отцов и учителей Церкви учение о духе, душе и теле получает более широкое освещение, однако большинство церковных авторов ограничиваются лишь более или менее кратким упоминанием, говоря о составе человека из духа, души и тела, как о чем - то само собою разумеющемся. Поскольку трихотомия у святых отцов и учителей Церкви чаще всего не носила характера детально разработанного учения, то это обстоятельство давало возможность некоторым из церковных писателей выступать против трихотомии и настаивать на строгой двойственности в устройстве человеческого существа, в связи с чем соответствующие места Священного Писания они истолковывали в сторону простой терминологической неустойчивости, считая, что в Слове Божием понятия " дух " , " душа " однозначны. Эти споры, в свою очередь, не шли далее простых замечаний или кратких возражений, а потому в таких спорах " не рождалась истина " , не возникало подробное, глубокое исследование по вопросу об антропологии человека с точки зрения трихотомии… Тем не менее надо сказать, что некоторые святые отцы Церкви в некоторых отдельных случаях ярко и убедительно утверждали трехсоставность человека, так что если это учение не получало детальной разработки, то оно не было и отвергнуто, не было забыто, наоборот, оно часто бывало поддерживаемо и широко использовалось в учении о христианском нравственном совершенствовании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сортировать по Исключить новости Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сердце, полное любви 10.12.2019 573 Время на чтение 37 минут Сегодня исполняется 26 лет со дня блаженной кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), возглавлявшего Саратовскую кафедру с 1965 по 1993 год. По традиции в этот день Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершает панихиду у его могилы у алтаря Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова. Деятельность Владыки Пимена была многогранной, и для сохранения его наследия делается многое: в Саратове проводятся ежегодные Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, в издательстве Саратовской епархии изданы его дневники. Предлагаем Вашему вниманию одну из подробных биографических публикаций об этом замечательном архипастыре, опубликованную в журнале «Православие и современность». Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965–1987 годы Невозможно в столь малой статье охватить почти 29-летнее время управления Саратовской епархией епископа, а затем архиепископа Пимена (Хмелевского). Но мы постараемся наметить основные исторические вехи, неразрывно связанные с личностью и служением приснопоминаемого Владыки Пимена. Это время неравномерно делится на два периода — до и после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. После этого поворотного для Русской Церкви события стала возможна активная ее деятельность вне стен храма, разжались тиски господствовавшего в стране тоталитарного безбожия. И эти, очень активные последние годы жизни Архиепископа Пимена, и предыдущие два десятилетия управления им епархией в условиях жестких рамок государственного ограничения равно свидетельствуют о нем, как о мудром устроителе церковного мира, глубоком знатоке человеческой души, смиренном благовестнике Евангелия Царства Божия и дерзновенном в молитве за вверенную ему Богом паству духоносном святителе. Публикация, которая сейчас перед вами, охватывает только «советский» период служения Владыки. Яркий луч света В конце 50 — начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/10/serdce...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) (комментарий в аспекте культуры) Собор Сошествия Святого Духа в г.Саратове Выставка «Жизнь и служение Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена» (декабрь 2003 г. - февраль 2004 г.) Автор, экспозиционер и художник выставки – Андрей Александрович Боровский. Куратор выставки - Любовь Яковлевна Соломонова. Выставка, открывающаяся в Саратовском областном музее краеведения, посвящена памяти Архиепископа Пимена (Хмелевского), возглавлявшего Саратовско-Волгоградскую, а затем – Саратовско-Вольскую епархию в течение 28 лет. Представленная на выставке фотолетопись жизненного пути Архиепископа Пимена, его деятельности на благо Православной Церкви поистине уникальна ? ее основу составили материалы из личного архива Владыки, бережно сохраняемые его духовными чадами. Несколько фотографий из семейного альбома, уцелевших в годы Великой Отечественной войны, когда от голода и болезни умерли родители Димы Хмелевского - будущего Архипастыря. Снимки из альбома другой семьи ? протоиерея Иоанна и Стефаниды Голубов, ставших его приемными родителями. Первые фотографии в монашеской одежде: совсем юный Димитрий - послушник Жировицкого монастыря. Вот уже перед нами иеродиакон, а затем - иеромонах Пимен, выпускник Минской Духовной семинарии, студент Московской Духовной академии. Снимки, сделанные в Иерусалиме архимандритом Пименом - главой Русской Духовной миссии. Эти фотографии присылались вместе с подробными отчетами Святейшему Патриарху, а впоследствии составили обширный альбом видов Святой Земли. Множество фотографий из Троице-Сергиевой Лавры периода наместничества архимандрита Пимена: лаврские святыни, богослужения, торжества и будни, гости обители. Здесь же, в Трапезной церкви, сделаны снимки, запечатлевшие его хиротонию во епископа Саратовского и Волгоградского.

http://sedmitza.ru/text/398356.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) (комментарий в зеркале СМИ) Пастырь добрый (Т.Курочкина, Т.Староверова, «Неделя области», г. Саратов, 12.11.2003) 10 декабря исполняется 10 лет со дня кончины архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (в миру – Дмитрия Евгеньевича Хмелевского) – одного из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви XX века, человека, с именем которого связана целая эпоха в истории саратовского края, православного пастыря, оставившего неизгладимый след в умах и душах многих саратовцев. Архиепископ Пимен возглавлял Саратовскую кафедру 28 лет, дольше всех своих предшественников. Саратовское епархиальное управление во главе с Его Преосвященством епископом Саратовским и Вольским Лонгином с 7 по 11 декабря проводит дни памяти архиепископа Пимена. В программе торжественных мероприятий — научные чтения, открытие экспозиции в Саратовском областном музее краеведения, концерт духовной и классической музыки в Большом зале Саратовской государственной консерватории. Когда-то во время своей архиерейской хиротонии архимандрит Пимен сказал: «Я твердой рукой приму жезл епископа и здесь, перед всей Церковью, даю слово отдать всю свою жизнь на честное и самоотверженное служение Церкви Божией, на благо нашей Родины, право правя слово Истины и благовествуя Евангелие Царствия Божия». Всей своей жизнью архиепископ Пимен оправдал эти слова. Своими воспоминаниями об этом замечательном человеке с «Неделей области» поделились известные люди Саратова. Протоиерей Лазарь НОВОКРЕЩЕНЫХ, клирик храма в честь иконы Божьей Матери Казанской: – С владыкой Пименом я служил 28 лет, со дня его назначения на Саратовскую кафедру, был протодиаконом, его личным секретарем. Прежде всего нужно сказать о том, что владыка начал свое служение в епархии с открытия двух храмов, причем это происходило в 60-е годы XX века, и ему пришлось преодолеть активное противодействие. И во все последующие годы своего управления епархией Владыка Пимен последовательно отстаивал интересы Церкви, что позволило ему не допустить в Саратовской области закрытия приходов – распространенной практики тех лет. Конец 80-х–начало 90-х годов (время церковного возрождения) стали для архиепископа Пимена годами напряженной работы, связанной с возвращением епархии десятков храмов. В большинстве своем они передавались на баланс епархиального управления в аварийном состоянии, требовали капитального ремонта, а многие и вовсе не подлежали восстановлению.

http://sedmitza.ru/text/398362.html

Сортировать по Исключить новости Любовь измеряется в литрах… крови Протоиерей Димитрий Смирнов посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). 25 декабря, 2013 Протоиерей Димитрий Смирнов посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). О настоящей любви и семье в современном российском обществе мы беседуем с председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Димитрием Смирновым, который посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). — Отец Димитрий, Ваш прадед, протоиерей Василий Смирнов, прославлен Церковью в лике святых как священномученик. Это оказало влияние на Вашу жизнь, Ваше воспитание, выбор жизненного пути? — Конечно оказало, но тайным образом. В семье об этом не говорили, по крайней мере детям,— боялись; ведь кто-то из нас мог случайно что-то рассказать в школе или детском саду. Только учась в семинарии, я узнал, что в нашем роду были священники, стал разыскивать информацию, восстанавливать утраченные связи с родственниками. По Промыслу Божиему так случилось, что первый храм, в который я попал служить, был тот самый, где мои предки служили часть XVIII и весь XIX век. Я не знал об этом, а потом младшая дочь священномученика Василия, Нина Васильевна, мне рассказала. — Мне кажется, когда человек узнает, что у него такие предки, это должно изменить его и миро-, и самоощущение… — Понимаете, такие предки — у многих русских людей. Большевики уничтожали наш народ целыми сословиями. Был самый настоящий геноцид, поэтому практически нет такой семьи, которую бы это не затронуло. И случай в нашем роду не уникален, просто в отношении духовенства сохранилось много документов. В ближайшем окружении моих родственников — около 20 мучеников. В некоторых храмах, где я сейчас являюсь настоятелем (отец Димитрий в настоящий момент возглавляет восемь приходов.— И. С. ), как выяснилось, тоже служили мои родственники, отдавшие жизнь за Христа. В вере нас не воспитывали, хотя помню, как бабушка водила ко Причастию. В 15 лет я сам пошел в церковь и остался навсегда — почувствовал себя как дома. Батюшки на меня глядели так, будто я их племянник. И до сих пор я ощущаю себя в любом храме, куда бы ни зашел, точно так же. Наверное, это в генах осталось. Жена у меня тоже оказалась из священнического рода. Мы проследили: наши с ней предки вместе служили в Костромской духовной семинарии.

http://pravmir.ru/lyubov-izmeryaetsya-v-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИМЕН (ХМЕЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Пимен совершает первую Божественную Литургию в храме во имя святой блаженной Ксении Петербургской, ИТК 33, пос. Елшанка 16 июля 1992 г. Иеромонах Пимен — выпускник Московской Духовной Академии Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Пимен в день возведения в сан архимандрита 27 марта 1956 года Пребывание его в должности наместника Лавры пришлось время хрущевских гонений . Он добивался от местных властей, чтобы милиция не трогала прихожан, старался уладить все конфликты непосредственно в милиции. Помогал патриарху находить контакт с высшим начальством и Советом по делам религий . За время пребывания наместником Лавры он постриг в монахи многих насельников, ставших в дальнейшем видными деятелями Церкви, в том числе: будущих патриарха Московского и всея Руси Алексия II , митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима , митрополита Минского Филарета и многих других. Много внимания уделял производившимся в Лавре ремонтно-реставрационным работам. Как человек, основательно разбирающийся в искусстве, он понимал и значение Лавры как важнейшей части национального художественного достояния России. В эти годы он знакомится со многими деятелями культуры и дружбу с ними проносит через всю свою жизнь. Среди них: художники Р. Кент, А. Н. Бенуа, композитор Б. Бриттен, виолончелист М. Растропович, певица Г. Вишневская, писатель К. Чуковский и многие другие. 10 января 1965 года был хиротонисан во епископа Саратовского и Волгоградского . Хиротонию в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I , митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) . С 27 февраля по 30 июля 1968 года временно управлял Астраханской епархией . За это время он трижды приезжал в Астрахань и совершал здесь богослужения.

http://drevo-info.ru/articles/26325.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) (комментарий в русле истории) Л. Владышевская Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) Архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевский) родился 26 сентября 1923 года в городе Смоленске. Его отец Евгений Михайлович Хмелевский окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом в Москве, в 1918 году был направлен в Смоленск в качестве юрисконсульта Смоленского госбанка. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Евгеньевной Львовой из старинного дворянского рода, состоявшей в родстве с Меландерами, а через них с родом Ганнибалов. Дмитрий был единственным ребенком в семье, крестил его иеромонах Симфориан, который при крещении сказал, что мальчик будет монахом, и не просто монахом, а архиереем. Родители были людьми глубоко верующими и интеллигентными в самом высшем значении этого слова. Они привили сыну любовь к Церкви, к красоте богослужения. Впоследствии Владыка вспоминал: " В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи еще ребенком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство — защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно " . В Смоленске юноша окончил среднюю школу. Началась война. Годы оккупации он частично провел в Смоленске, частично в Белоруссии, в Жировицком монастыре. От болезни и голода умерли его родители, сам он тяжело болел и трижды чудом спасался от рук фашистов. В это время он знакомится с протоиереем Иоанном Голубом и его супругой Стефанидой Ивановной Голуб, которые после смерти родителей становятся его духовными наставниками. Постоянная связь с ними, неизменная духовная забота с их стороны давала ему поддержку, помогала в жизни.

http://sedmitza.ru/text/398353.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) (комментарий в свете веры) Троицкий кафедральный собор в г.Саратове 10 декабря 2003 года исполняется 10 лет со дня кончины архиепископа Пимена (Хмелевского). Высокопреосвященный Пимен был одним из видных деятелей Русской Православной Церкви, отдавший церковному служению 60 лет своей жизни. В разные годы Владыка Пимен был наместником Свято-Троице-Сергиевой лавры, главой Русской Духовной миссии в Иерусалиме, преподавателем Московской Духовной Академии и семинарии. В течение 28 лет (1965–1993) Владыка Пимен возглавлял Саратовскую епархию. С его именем неразрывно связано возрождение активной церковной жизни в Саратовской области. По его инициативе и при непосредственном участии в конце 80-х — начале 90-х годов в Саратовской епархии были открыты десятки храмов, духовная семинария и Свято-Алексиевский монастырь. Во время своего Архипастырского служения архиепископ Пимен последовательно отстаивал интересы Церкви и верующих, встречая порой сильное противодействие. Высокопреосвященный Пимен был удостоен многих наград Русской Православной Церкви и братских Православных Поместных Церквей. Саратовское епархиальное управление и администрации Саратовской области и г.Самары в течение декабря 2003 г. проводят «Дни памяти архиепископа Пимена», в ходе которых пройдут выставки, концерты, поэтические и творческие вечера, а также Первые региональные Пименовские чтения. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен Биография Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) Архиепископ Пимен (в миру Димитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 года в г. Смоленске. Среди предков Владыки – Петр Ганнибал и Александр Пушкин, родственниками ему приходились Николай Гоголь, император Николай I, королева Великобритании Елизавета II, Святейший Патриарх Алексий I.

http://sedmitza.ru/text/398350.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010