В декабре 1947 г. он последовал за епископом Сергием в Ростов-на-Дону, где стал секретарем епархиального управления и ключарем кафедрального собора. Административные способности, проявленные игуменом Пименом, способствовали его назначению 11 августа 1949 г. наместником Псково-Печерского монастыря. Нынешний наместник обители архимандрит Тихон (Секретарев) свидетельствует о предсказании, сделанном тогда старцем Симеоном (Желниным): «Старец Симеон предсказал архимандриту Пимену о его Архиерейс­кой хиротонии и Патриаршем служении» . Пророчество это, как известно, сбылось. Как говорится, об этом – отдельный рассказ...          Надеемся, что нынешний юбилей, а также предстоящее в июле 100-летие со дня рождения Святейшего Пимена вызовут появление новых исследований, публикаций в прессе, фильмов и передач о Патриархе-Исповеднике, как справедливо было бы назвать Святейшего Пимена. Студенческий билет Извекова С.М. Андижанский вечерний педагогический институт. 1940 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря. Выписка из личного дела Извекова С.М. Ростовское епархиальное управление. 4 июня 1949 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря. Мысли Русских Патриархов от начала до наших дней. М., 1999. С. 382. Цит. по: Сафонов Д.В. Единоначалие и коллегиальность в истории Высшего церковного управления Русской Церкви от свт. Тихона, Патриарха Всероссийского до Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Часть 1: Годы 1917-1925//Богословский вестник издаваемый МДА и С. 2009. 8-9. С. 318. Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1. Дионисий (Шишигин), архим. Былое Степашкин В.А. Хроника событий, связанных с именем преп. Серафима Саровского//Преп. Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография. М., 2004. С. 58. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. Маякова И.А. Иероним (Захаров)//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 317. Патриархи Московские. М., 2001. С. 101. Маякова И.А. Иероним (Захаров)//ПЭ.

http://pravoslavie.ru/38249.html

В процессе работы над трагедией А.С. Пушкин изменил мотивацию самозванства Отрепьева. В первоначальной редакции, на которой сильнее отразилось влияние Н.М. Карамзина и летописных известий , Отрепьев решает стать Самозванцем под влиянием «злого чернеца» – старца Леонида. Это имя не случайно: инок Крыпецкого монастыря бродяга Леонид согласился помогать Самозванцу и назвался именем Григория Отрепьева. Изначальная трактовка искушения Отрепьева сугубо романтическая, сам «злой чернец» оказывается неожиданно исчезающим демонским призраком, от которого стынет кровь в жилах: Где же он? Где старец Леонид? Я здесь один, и все молчит, Холодный дух в лицо мне дует, И ходит холод по главе… В разговоре со «злым чернецом» основным мотивом решения Григория становится разочарование в монашеской жизни, тоска и скука , «черные грезы», мутящие душу, и желание найти хоть какой-то выход: Нет, не вытерплю! Нет мочи! Чрез ограду да бегом. Мир велик: мне путь-дорога на четыре стороны… Хоть бы хан опять нагрянул! Хоть Литва бы поднялась! Так и быть! Пошел бы с ними переведаться мечом. Что, когда бы наш царевич из могилы вдруг воскрес?.. Внушения «злого чернеца» падают на подготовленную почву; тем не менее, Григорий в сцене «Монастырская ограда» предстает исполнителем чужого замысла. Из более поздней редакции сцена «Монастырская ограда» была исключена. Единственная сцена окончательной редакции трагедии, по которой хоть как-то можно судить о мотивах решения Григория, – это сцена «Келья в Чудовом монастыре». Здесь замысел Отрепьева вызревает самостоятельно, хотя и под влиянием страшного рассказа Пимена о гибели царевича. Ключевыми становятся слова: Он был бы твой ровесник И царствовал; но Бог судил иное. Имя летописца Пимена является значимым: так звали реального монаха, который перевел Отрепьева через литовскую границу , а позднее обличал его как самозванца. Исследователи обращали внимание на второй факт, но почти не рассматривали первый. Между тем в трагедии роль Пимена как «проводника» Отрепьева очевидна: во-первых, он – «вождь», водитель инока Григория в духовном мире и по истории России; во-вторых, он невольно приводит Отрепьева к его дерзновенному замыслу через рассказ о гибели царевича. Сам того не желая, он предлагает молодому иноку тончайшее искушение правдой, справедливостью. Рассказ Пимена рождает в душе Отрепьева благородное негодование против цареубийцы, но при этом и невольно провоцирует его на самозванство. Конечно, очевидно, что Отрепьев воспринимает события убийства царевича, о которых рассказал Пимен, по-своему, и его отношение к ним совсем иное, чем та трезвая смиренная рассудительность старца, его подлинно христианское, молитвенное восприятие жизни и истории. Показательно, как свою труд летописания оценивает Пимен и как о нем отзывается Отрепьев. Летописец говорит о себе:

http://pravoslavie.ru/35578.html

По слову Пимена он встал здоровым и стал служить болящему. Раз он обленился в служении и вновь постигла его болезнь, но Пимен опять исцелил его. «Маловерный! сказал ему тогда Пимен, разве ты не знаешь, что равную награду получают и больной и тот, кто служит ему? Терпение бедных не пропадает даром: здесь скорбь и туга, там – радость и веселие. Потому-то терплю я все. Бог , который исцелил тебя от болезни, может и мне возвратить здоровье, но я не желаю того. Претерпевший до конца спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни: только бы там плоть моя оставалась без истления; пусть здесь будет смрадный запах: только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде суда того, мучение прежде муки бесконечной»? Двадцать лет провел Пимен в страдании. Пред смертью он стал здоров, простился со всею братией, причастился в церкви св. тайн, поклонился гробу св. Антония и указал место для его погребения. На этом месте, сказал он при том, похоронены в нынешнем году два брата, один в схиме, другой без схимы. Первый не думал о значении схимы и только пред смертью облечен в нее, – не быв достойным ее; теперь он без схимы. Другой постоянно желал быть в схиме, его не облекли в нее. Праведный Бог, знающий сердца ваши, по смерти даровал ему схиму. Когда откопана была земля, нашли точно так, как говорил Пимен. Преподобный покойно предал дух свой Богу. «В день преставления его, прибавляет повествователь Поликарп, явились три столба над трапезою и отсюда перешли наверх церкви, о чем сказано в летописце. – Впрочем, знает только Бог, показавший это знамение, для сего ли блаженного было оно, или по иному смотрению». По древней летописи, явление, огненного столпа над трапезою, являвшегося в двух местах на церкви, было 11 февраля 1110 года. 907 Потому блаженную кончину преп. Пимена надобно отнести к 1110 году, как и относит одна летопись. 908 – Мощи преп. Пимена почивают в Антониевой пещере. 909 Кондак преподобному: «долговременную болезнь благодарне претерпевшего, приидите сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливого: иже бо иногда за смрад болезни бе гнушаем, сей ныне благоухание испущает с верою к раце мощей его приходящим и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих, прииди Пимене к нам и ничто-же успеет враг на ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Остался «Новый Пимен» у Новослободской. Факт, что этот храм не закрывался в советское время и сохранил свой старинный интерьер, словно «компенсирует» потерю «Старого Пимена». В середине  XVII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены сюда из Земляного Города, уже сильно застроенного и многолюдного: их прежняя территория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, на окраине Сущева, стражники образовали  другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили  новую слободскую церковь во имя традиционного своего покровителя – святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где стоит с тех пор «Новый Пимен». Эта церковь тоже поначалу была деревянной, (что наводит на мысль об относительной бедности московских воротников) и вскоре сгорела. По благословению Патриарха она была  выстроена вновь на рубеже  XVII - XVIII столетий, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда. А в XIX столетии появился новый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял наощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в  лицо, он потер глаза этой рукой - и мгновенно прозрел. Первым, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке – это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел, – ученые полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестройке церкви в конце того же столетия придел был сооружен заново архитектором К.М. Быковским. Эта каменная икона долго хранилась в Пименовском храме. Разумеется, что на рубеже  XIX – XX  в.в. ни о каких московских воротниках и их  слободском поселении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были тогда  многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить власти о расширении храма в виду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий -  в начале ХХ века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художественными приемами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве – и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и росписи В.Васнецова, хотя самого художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристианскую символику катакомб – изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей… Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили в октябре 1907 года.

http://pravoslavie.ru/43.html

«Карьера Патриарха», или Избрание митрополита Ленинградского и новгородского Алексия На страницах главного издания Советского Союза — газеты Правда — можно прочитать две публикации о Предстоятеле Русской Православной Церкви: 6 мая газета информирует о смерти Патриарха Пимена, а 9 июня — об избрании митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия новым Патриархом Московским и всея Руси. Первый текст — это некролог, написанный человеком, лично знавшим почившего. Автор рассказывает о качествах Патриарха Пимена, раскрывает добрые стороны души человека, на протяжении двадцати девяти лет возглавлявшего Русскую Православную Церковь. Новость об избрании — весьма краткая и сухая информация. В газете Известия представлены четыре публикации: одна — от 8 мая о смерти Патриарха Пимена (со ссылкой на новость ТАСС от 6 мая); одна — от 7 июня об открытии Архиерейского Собора в Даниловом монастыре Москвы; одна — от 9 июня об избрании митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Предстоятелем Русской Православной Церкви; одна — от 12 июня о состоявшейся в Богоявленском соборе Москвы интронизации. В текстах об отпевании и интронизации говорится о том, что представители государственной власти страны в первом случае принесли свои соболезнования, а во втором — направили поздравительные послания. Информационные сообщения об Архиерейском Соборе и избрании Патриарха Московского и всея Руси повествуют о порядке проведения выборов на Московский Патриарший престол. В мае 1990 года Комсомольская правда не сообщала о смерти Патриарха Пимена, выборе Местоблюстителя Патриаршего престола или грядущем Поместном Соборе Русской Православной Церкви. 7 июня 1990 года, в день открытия Поместного Собора, в газете опубликовано интервью с отцом Глебом Якуниным, народным депутатом РСФСР. Священник, отвечая на вопросы корреспондента, размышляет о месте Русской Православной Церкви в государственной системе Советского Союза, рассказывает о «надеждах» Священного Синода на будущее, рассматривает стороны взаимодействия Московского Патриархата с властями и обществом.

http://bogoslov.ru/article/911914

По окончании заседания состоялась презентация 22-го алфавитного тома «Православной энциклопедии». Предстоятель Русской Церкви вручил Патриаршие благословенные грамоты наиболее отличившимся сотрудникам и авторам. 3 мая, в день 20-летия со дня кончины приснопамятного Патриарха Пимена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. У гробницы Патриарха Пимена в крипте Успенского собора Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по почившему первосвятителю. На богослужении также возносились заупокойные молитвы о Патриархе Алексии I. Сорокалетие со дня его кончины отмечалось 17 апреля. Гробница Патриарха Алексия I также находится в крипте Успенского собора. После завершения богослужения Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии переименования улицы Железнодорожная в поселке Софрино в улицу Патриарха Пимена. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Во дворе предприятия, созданного по благословению Патриарха Пимена, состоялось торжественное открытие памятника приснопамятному первосвятителю. 4 мая, в преддверии 65-летия Великой Победы, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных сил. В торжественной обстановке Святейшему Патриарху Кириллу была вручена общественная награда — орден «Гордость России». В заключение в Храме Христа Спасителя состоялся концерт. 6 мая, в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне, который расположен на Поклонной горе. В богослужении участвовали священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны: протоиерей Николай Колосов, протоиерей Василий Брилев, диакон Николай Попович. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход по стилобату храма и совершил молитву у раки с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Ревтрибунал наметил свидетеля для показаний, но вызванный гражданин Бронников описав казачье собрание, вынесшее решение относительно Овчарова и Березовского, ни слова, ни полслова не произнес о епископе Пимене. Он умолчал и об авторе письма с призывом к расправе, зачитанного на собрании офицером Астраханцевым, тем не менее, советские историки приписывали его епископу Пимену. Это дело – первая попытка «законного» устранения владыки Пимена, но она провалилась от недостатка юридических оснований даже для Ревтрибунала 179 . В «Деле Революционного трибунала по обвинению епископа Пимена в причастности к убийству Овчарова и Березовского» содержатся главные свидетельства того времени относительно служения епископа Пимена интересам Православной Церкви. Это два письма в Семиреченский облисполком, подписанные владыкой Пименом. Одно – о невозможности уступить дом Духовной консистории, другое – с определением Поместного Собора и указом Синода по вопросу расторжения браков. Как известно, Собор резко осудил Декрет о гражданском браке как несовместимый с нравственными ценностями христианства, растлевающий народ и недопустимый в православной России. Облисполком вынес постановление: «Здание консистории, как построенное на народные деньги, должно принадлежать самому народу и составлять народное достояние. Что касается в отношении определения Собора о браках, то таковое, как явно черносотенное, не заслуживает внимания. Семиреченский областной исполнительный комитет, стоя на платформе проведения в жизнь идеи демократии, свободы действий и веры, основанной на свободе мышления и исполнения центральных декретов, никогда не может разделить провокационное определение Собора и Синода и со своей стороны Верненской Духовной консистории [рекомендует] впредь воздерживаться от подобных распространений черносотенных, контрреволюционных и ложных взглядов и таким образом не вносить и не распространять провокаций среди населения и не будировать такового» 180 . В ответном письме владыка написал: «Я ознакомился с ответом Комитета на отношения Туркестанской духовной консистории... Ответ этот не может быть оставлен мною без возражений и обличений тем, кто его составил. Так отвечать может только тот, кто не уважает не только других, но и самого себя. Ибо заменять основательность мыслей грубостью выражений – значит открыто признаваться в своей слабости, в неумении сказать что- либо полезное и приличное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

402 В описании 3-го путешествия Пименова в Константинополь упоминается о том, как азовские купцы захватили было Пимена и его свиту за прежние долги. Ник. Летоп. IV, стр. 162. 404 Никон. Летоп., стр. 159. «Князь же В. негодоваше о сем, яко без его совета пойде, бе бо и распря некая промеж их». Любопытное описание сего путешествия, сделанное, по приказанию Пимена, одним иноком из свиты епископа Смоленского, Игнатием, сохранилось и летописях. Никонов. VI, стр. 158 и след. Русск. Временник. М. 1820. Ч. 1, стр. 293 и след. Из описания видно, что до реки Дона сопровождали митрополита многие епископы, в том числи и Феодор, уже возведённый в еп. Ростовского. Тот же Игнатий описал и своё путешествие в Иерусалим. Там же стр. 177. 405 Феодор, в апреле, провожавший Пимена, вместе с прочими епископами, в сентябре был уже в Константинополе, как видно из долговой его записи, данной вместе с Киприаном Николаю Нотаре (Акт. Истор. Ч. 1. 282). Из этого акта видно также и то, что Киприан в сие время уже считал себя митрополитом всей русской земли: он обещал присланных от Нотары с товарами проводить даже до реки Богу (Буга), – «доколе изыдут конечны от всякыя руськыя земли»; – в обеспечение своего долга, дал грамоту В. Князя Димитрия Иоанновича, «а грамота должником веры деля»; – в случае неуплаты, предоставлял взыскать свой долг со всякого Русского, где бы то ни было, в Кафе, или в земле греческой. Всё это, равно как и то, что Киприан и Феодор дали на себя одну общую долговую запись, показывает, что Киприан смотрел на свои отношения к В. Князю уже не по-прежнему. 8 сент. 1389, как показывает индикт 13, а Пимен скончался 11 ч. того же месяца. Отсюда следует заключить, что судьба Пимена была уже решена и в том случае, если б он не умер. 406 Игнатий пишет: «Поидохом в монастырь св. Иоанна, еже глаголется греч. языком Продром, русским же глаголется Предотеча, в ту поклонихомся и целовахом, и упокоиша нас добре тамо живущая Русь». Никон. Летоп. IV, стр. 167. 408 Игнатий в Летоп. Никон. IV, стр. 171. Странно, что Феодор здесь называется только архимандритом Симоновским, тогда как выше, стр. 160, он называется епископом Ростовским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О том, что в роще Баума найдено место расстрела епископа Пимена, казахстанские «Аргументы и факты» опубликовали материал 498 . Просили сообщить, если кому-нибудь известно о могиле епископа Пимена. Именно этот номер «Аргументов» попал в руки алмаатинцу, врачу скорой помощи Анатолию Григорьевичу Молчанову. Житель Малой Станицы, он передал в малостаничный Казанско-Богородицкий храм записку: «Отец Пимен похоронен в парке им 28-ми гвардейцев-панфиловцев с правой стороны». Речь шла о парке, в котором и ныне стоит бывший Туркестанский кафедральный собор. Прежде парк назывался Соборным, потом − Пушкинским, ещё позже − парком Федерации. Здесь 11 октября старого стиля 1917 года проходила торжественная встреча первого епископа Семиреченского и Верненского Пимена. «Мне было девять лет, − рассказал А.Г. Молчанов, − когда я услышал о том, как хоронили отца Пимена. Рассказывала матери наша соседка по дому, где мы жили в войну, на углу Слободской и Красноармейской улиц. Шёл 1943 год, а бабушка Красникова уже тогда была совсем старой. Из её слов запомнилось, что отец Пимен долго лежал в роще. Его подняли люди, жившие в посёлке возле рощи. Напротив этого посёлка ныне находится нефтебаза. Гроб сделал старик-бондарь. Епископа повезли в город в телеге с глухими деревянными бортами. Такие в Семиречье назывались «бестарки» и предназначались для перевозки зерна. Сверху завалили сеном. К городу подъезжали поздно ночью и чуть ли не с песнями, как бы во хмелю, − для отвода глаз, мол, граждане возвращаются домой из гостей. Похоронили в глубокой тайне на территории городского парка недалеко от кафедрального собора. Место это находится справа от могил детей известного генерал-губернатора. В парке росла трава в пояс человеку, и стоял шалаш косцов. За них и выдавали себя люди, копавшие могилу. Землю укрывали под скошенной травой. Молчанов вспомнил деталь, домыслить которую невозможно: после того, как дело было сделано, они запрудили протекавший рядом арык, и разлившаяся вода смыла следы свежей земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Один из угрешских братий, почему-то недовольный отцом Пименом (впоследствии вышедший и теперь скитающийся по Афону), вскоре после смерти митрополита Филарета со злорадством говорил: – Чего мудреного, что отец Пимен жалеет митрополита, ему хорошо было при нем, делал, что хотел; неизвестно еще, кто будет преемник, вот-то как-то еще на него посмотрит. Но и преемники Филарета оценили все достоинства отца Пимена, отдавали ему полную справедливость и не только не уменьшили к нему своего доверия, но оказывали еще большее, чем покойный владыка. Глава VII Впечатление, произведенное на Москву смертью митрополита Филарета. – Преосвященный Леонид, управитель епархии. – Программа Угрешского училища. – Архиерейский дом. – Покупка строений в Острове. – Приезд нового владыки в Москву. – Первое его посещение Угреши. – Личность митрополита Иннокентия. – Первый экзамен в Угрешском училище. – Болезнь отца Пимена, пребывание его на Саввинском подворье. – Заботливость преосвященного. – Назначение преосвященного Леонида в Нижний Новгород. – Отказывается от епархии. – Поездка отца Пимена в Петербург. – Подробности его там пребывания, им самим описанные. – Отец Пимен, благочинный загородных общежительных монастырей. – Второй приезд владыки на Угрешу. – Начало Островской богадельни. – Вторая поездка отца Пимена в Петербург. – Подробности. – Окончание архиерейского дома. – Третий приезд владыки. – Освящение Казанской церкви. – Освящение Крестовой церкви в архиерейском доме. – Ново-Голутвин монастырь преобразован в общежительный. – Открытие и освящение Островской 1-й богадельни. I Кончина митрополита Филарета произвела на Москву сильнейшее впечатление. Он принадлежал к числу тех значительных лиц, продолжительное влияние которых до того сроднило всех с мыслью, что это лица незаменимые, необходимые, что без них, кажется, и существовать ничто не может и что все, что держалось ими, после них должно рухнуть... – Кто же будет его преемником? – в недоумении спрашивали друг друга пораженные и опечаленные приверженцы Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010