поиск:   разделы   рассылка Александра Сопова Патриарх своего времени Источник:  Татьянин день 9 сентября – день тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена, возглавлявшего Русскую Православную Церковь с 1971 по 1990 год. В 2010 году исполняется 100 лет со дня его рождения и 20 лет со дня смерти. Мы беседуем с доктором исторических наук, специалистом по истории Церкви XX века Ольгой Васильевой о " белых пятнах " биографии Патриарха Пимена и его месте в церковной истории и в человеческой памяти. – Ольга Юрьевна, в избрании Патриарха Пимена в 1971 году Вы видите исполнение желания Церкви, или оно было заранее предрешено советской властью? – На такой прямо поставленный вопрос я отвечу так. Патриарх Алексий не оставлял преемника – это известный исторический факт. Но информация о том, что он разговаривал с архиереями, описаны, в том числе и в моей статье о Поместном Соборе 1971 года в журнале " Альфа и Омега " . Говорил об этом и сам Патриарх, очевидцы вспоминали об этом. Например, во время встречи с Председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедовым в июле 1966 г., когда Патриарх Алексий еще был жив. На вопрос о том, кого бы он мог бы видеть на патриаршем престоле, он ответил, что митрополита Пимена, хотя некоторые считают, что у него недостаточно богословского образования, кандидатура подходящая. Этот разговор фиксировал заместитель Куроедова Фуров, и это документ известный. Кроме того, так сложилась и политическая ситуация, так совпало. Среди кандидатур, которые обсуждались церковным сознанием, был и митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), и митрополит Никодим (Ротов). Но было понятно, хотя и не всем, что эти кандидатуры были непроходимы с точки зрения властей. Интеллигенция рассматривала как раз митрополита Никодима; в поддержку возможного избрания на патриарший престол митрополита Алма-Атинского Иосифа пришло огромное количество писем. Когда предсоборная комиссия предложила всем архиереям в течение нескольких месяцев назвать кандидатуру будущего Патриарха, то большинство написали имя Патриарха Пимена. Оценки могут быть самыми разными. Но и Патриарх Алексий называл эту кандидатуру, и большая часть архиереев видели Пимена Патриархом, и власть, видимо, тоже считала, что это наиболее удачная для этого времени политическая кандидатура.

http://religare.ru/2_79000.html

Вслед за кончиной св. Алексия начались смуты в митрополии, которые продолжались около десяти лет. По смерти св. Алексия, Киприан с своей свитой поспешил приехать в Москву, но здесь, по распоряжению князя, его схватили, ограбили, заперли под стражу и на другой день с бесчестием выпроводили из столицы. Великий князь, с согласия константинопольского патриарха, предоставил митрополичью власть Митяю, который, поселясь в святительском доме, ещё будучи архимандритом, стал носить белый клобук, митрополичью мантию и жезл, собирать дани с духовенства и наказывать не только священников и монахов, но даже епископов. Митяй пожелал, чтобы поставление его в митрополиты было совершено в Москве русскими епископами. Созванные в Москву епископы, боясь Митяя, являлись к нему с поклоном и благословением. Один только Дионисий, епископ суздальский, не явился к Митяю и восстал против поставления его в Москве. Тогда князь отправил Митяя с огромной свитой в Царьград. Не суждено было гордому архимандриту видеть Царьград и получить сан митрополита, как предсказал преподобный Сергий. На пути он умер и был похоронен недалеко от Константинополя. Тогда спутники Митяя самовольно избрали, находившегося в его свите архимандрита Пимена в митрополиты, написали к патриарху прошение о его поставлении и, раздав много денег в Константинополе, добились его рукоположения. Весть о поставлении Пимена сильно огорчила великого князя. «Я не посылал Пимена ставиться в митрополиты, – сказал князь. – Пимена я не принимаю и видеть его не хочу». Князь пригласил в Москву Киприана, а Пимена велел заточить. Но Киприан оставался в Москве недолго. Великий князь, недовольный тем, что Киприан во время нашествия на Москву Тохтамыша (1382 г.) ушёл в Тверь к родственнику Ольгерда Михаилу Александровичу, снова удалил его из Москвы, призвал на время Пимена, а потом избрал нового кандидата на митрополию, Дионисия суздальского , и отправил его в Царьград. Патриарх исполнил желание князя, поставил Дионисия митрополитом всея России, несмотря на то что в России было два митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Торжественно с большой свитой он приехал в Москву, но после ругательств, насмешек и насилий был позорно выпровожен отсюда (1378 г.). Митяй с огромной свитой и с бланками, скрепленными княжеской печатью, отправился за рукоположением в Константинополь, но по дороге помер. Свита избрала на его место архимандрита Пимена, на одном из бланков написала акт об его избрании и путем подкупов добилась его рукоположения (1380 г.). Киприан был лишен киевской и всея России кафедры и получил себе лишь Литву и Малую Россию. Когда в Москве узнали о поставлении Пимена, великий князь сказал: " Я не посылал Пимена ставиться в митрополиты… Пимена я не принимаю и видеть его не хочу «и послал звать в Москву Киприана. Тот явился и торжественно вступил на кафедру; Пимен же был схвачен на дороге и вместе со своей свитой посажен в монастырское заключение (1381 г.). Но, впрочем, и Киприан недолго пользовался расположением великого князя. С одной стороны, грамоты патриарха за Пимена, с другой – побег Киприана в Тверь во время нашествия Тохтамыша на Москву настроили великого князя против Киприана, и он решиельно объявил ему, что не хочет его на митрополии терпеть (1382 г.). Был позван и с почетом принят митрополит Пимен. Но и этот не мог утвердиться на кафедре. Через несколько месяцев был избран кандидатом на его место Дионисий епископ Суздальский, отправлен в Константинополь, где и получил там благословение от патриарха. Не пришлось, однако, ему сесть на московской митрополии: по дороге он был захвачен киевским князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заключении (1385г.). Положение Пимена, ввиду враждебного отношения к нему великого князя, было очень плохо – его осудил даже на низложение Константинопольский собор. После его смерти последовавшей вслед за этим, Киприан возвратился в Москву и получил такую грамоту от Константинопольского собора и патриарха: " Настоящим сипа, дальным деянием постановляем, чтобы митрополитом киевским и всея России, и был и назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведываб1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Дмитрий Донской вновь удаляет Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву Пимена. Дионисий получает от Константинопольского патриарха Нила две увещевательные грамоты против еретиков-стригольников, обращенные ко всему населению Пскова и Новгорода. Дионисий Суздальский отправляется к патриарху по велению великого князя внести ясность в обстоятельства поставления Пимена митрополитом. На обратном пути в Москву Дионисий заезжает в Киев, где по приказу Киприана его хватают и сажают в заключение. Патриаршьи послы в Москве лишают Пимена сана. Пимен бежит в Константинополь за аппеляцией. Преставление в заключении Дионисия Суздальского. Новгородцы на вече постановляют не являться на суд в Москву к митрополиту и не давать ему месячного суда в Новгороде. Литовский князь Ягайло сочетается браком с польской королевой Ядвигой. В Литовском княжестве вводится католичество в качестве государственной религии. По просьбе Новгородского владыки святитель Стефан составляет “Мерило Праведное”, полемический трактат против стригольников. 1387 конец – начало 1388 Митрополитом всея Руси утвержден Киприан. Новопоставленный патриарх Константинопольский Антоний вновь подтверждает низложение митрополита Пимена. Преставление Пимена в Халкидоне. 1389 около Обращение зырян и пермяков в христианскую веру Св. Стефаном. Прибытие в Москву митрополита Киприана. После поездки в Новгород и отказа новгородцев в суде митрополит Киприан накладывает церковное отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом. Преставление прп. игумена Сергия, Радонежского и всея России чудотворца (25 сентября). 1392–1406 Попытки митрополита Киприана воссоединить Галичину с митрополией Всея Руси и восстановить единство Русской митрополии. Константинопольский патриарх издает два послания к новгородцам, подтверждающие их отлучение. Новгородцы, однако, и в последующее время отказывают митрополиту в месячном суде. Тимур двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Но ни на кого из них не пал выбор владыки. Менее чем через год (в 1840 году) без представления настоятеля было ему предписано отправить иеродьякона Пимена к викарию Московскому для посвящения во иеромонаха. Игумен Иларий мало входил в вещественные нужды обители, помышляя более о духовном ее строе. Пимену приходилось иметь попечение о ее благосостоянии, и на нем лежали все тяготы управления. Мало-помалу он осваивался и с ними и незаметным образом подготовлялся к той многосторонней деятельности, какой потребовала от него впоследствии многолюдная и обширная обитель, благодаря ему процветшая и прославившаяся. Глава III Деятельность отца Пимена как казначея; заслуга его перед монастырем; при каких обстоятельствах приобрел он опытность как строитель и управитель. – Посещение в 1837 году митрополитом Филаретом Угреши. – Перестройка собора. – Освящение в 1843 году. – Происки благочинного.– Гнев митрополита. – Поездка в 1847 году в Вологду. – Игумен Феофан Комаровский. – Наговор на Пимена в его отсутствие. – В 1849 году знакомство с Александровой. – Новая церковь . – Александров. – Нестяжательность Пимена. – Обновление Успенской церкви. – Приезд Филарета на освящение. – Игумен Иларий просится на покой; его характер; отъезд. – Пимен назначен управляющим Угрешского монастыря. I Назначение отца Пимена исправляющим должность казначея не более как через три месяца после его посвящения во иеродьякона 10 доказывает, какое хорошее имел о нем понятие митрополит московский Филарет, который, несмотря на свои постоянные и многотрудные занятия по управлению епархией, ученые труды и обширную переписку со множеством лиц светских и духовных, весьма бдительно следил за всеми монастырями своей епархии и даже находил еще время, довольно часто посещая их, вглядывался везде в братию и, как человек проницательный, умел высматривать людей способных и могущих быть полезными для церкви. Самое посвящение во иеродьякона прежде узаконенных тридцати лет, а менее чем через год и во иеромонаха, и притом человека чрезвычайно моложавого, служит еще новым доказательством, что владыка московский имел верный взгляд на людей и, как видно из опыта, редко ошибался в своих соображениях и заключениях о способностях того или другого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

1623. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 3. 1624. Там же. Ед. хр. 3. Л. 4. 1625. Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. IX. 1626. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 98. 1627. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 79. 1628. Там же. Л. 80 об. 1629. См. Письма Игнатия Брянчанинова к Антонию Бочкову. С. 8–9, 15–16, 19, 24, 25–26. 1630. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. С. 209–210. Ср.: Голицын Н. С. Указ. соч. С. 373. 1631. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3–3 об. 1632. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 253–254. Приводимые в биографических очерках в «Чтениях в ОИДР» (1874. Кн. 4. С. VI) и в словаре «Русские писатели, 1800–1917» (т. 1. С. 323) даты ошибочны. 1633. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1634. См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 252. 1635.  И. А. Череменецкий Богословский монастырь//Домашняя беседа. 1866, С. 187. И. А. — криптоним А. Бочкова, неотмеченный у И. Ф. Масанова и расшифровываемый как «Инок Антоний» или «Игумен Антоний». Принадлежность очерка перу о. Антония сомнению не подлежит, поскольку в архиве Бочкова сохранился его рукописный вариант (см.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 83–84 об.) 1636. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1637. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 249–250. 1638. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1639. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 16 об. 1640. См. отзывы о В. И. Аскоченском в письмах к Е. Н. Шаховой. 1641.  Голицын Н. С. Указ. соч. С. 373. Ср.: отзыв Чумикова//Русская старина. 1889, С. 380. 1642. См. о нем: Воспоминания архимандрита Пимена. С. 270–281; Исторический очерк Николо-Угрешского мужского монастыря. М., 1872. 1643. По-видимому, именно о нем упоминает Бочков в письме к Е. Н. Шаховой от 25 апреля 1871 г., где характеризует своего товарища по скиту: «…московский дворянин, знающий многие языки… человек голубиного характера и еще стихотворец» (РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

После всех приготовлений, Михаил, наконец, двинулся из Москвы. Сам великий Князь с своими детьми и боярами и все русские епископы провожали Михаила до Оки. За Рязанскими пределами он был остановлен татарами: но скоро отпущен был с честию от Хана Атюляка или Тюлюбека, племянника Мамаева, получив ярлык, в котором величали его митрополитом. Уже приближался он к Константинополю, как в виду стен самой столицы – внезапно скончался. – Смерть такими образом положила конец замыслам Михаила. Тело его похоронили в Галате. Спутники Михаиловы позволили себе самовольный поступок: они сами вздумали избрать для России митрополита из числа архимандритов, находившихся в свите. Так как бояре приняли сторону Пимена, то на одном из данных великим Князем белых листов написали от его имени просьбу о поставление. Так. обр. Пимен и явился к патриарху для посвящения. Но в Константинополе уже давно жил и ожидал благоприятных обстоятельств митрополит Киприан. А замыслы честолюбивого Пимена заставляли его спешить в Россию. И он после тринадцати месячного пребывания, отправился в Киев, с надеждою на лучший оборот дел, но смерти великокняжеского любимца. Действительно, лишь только явился Киприан в Киев, как великий Князь, услышав о смерти Михаила и о покушениях Пимена, которого он не желал видеть на кафедре св. Петра и Алексия, послал туда своего духовного отца, Симоновского игумена Феодора, просил Киприана о прибытии в Москву на кафедру митрополии. Киприан явился в Москву 23 мая 1881 г. в праздник вознесения Господня и принят был со всею торжественностью от великого Князя и народа. Когда Пимен сделался митрополитом, то великий Князь сказал: Я не посылал Пимена ставиться в митрополиты, а потому не принимаю и видеть его не хочу. Смерть Пимена в Константинополе 11 сент. 1384 года, сделала Киприана митрополитом всея Руси. Деятельность Киприана после сего на пользу церкви проявилась многосторонним образом. Преставился св. Киприан 16 сентября 1406 года нетленные мощи его обретены при разбирании Успенского собора в 1473 году. 3 В 10 числах августа месяца, сего 1875 года, Господь сподобил меня и поклониться и лобызать св. мощи святителя Божия Алексия митрополита, а равно поклониться и лобызать св. мощи преподобного Сергия Радонежского в св. Троицкой Лавре, также видеть мантию и свящ. ризы в которых преподобный служил, свящ. деревянный сосуд, в котором он совершал таинство евхаристии его власы, ложечку и ножик в кожано-плетенном влагалище. Видел я все это, а равно и другие достопамятности в Лавре, благодаря особому вниманию рясофорного монаха Матвея и других высших по служению братий Лаврских, вниманию, которого никогда душа моя не забудет. Читать далее Источник: Святый Алексий митрополит Киевский и всея России: жизнеописание составленное инспектором Самарской духовной семинарии протоиереем Димитрием Орловым. - Самара: Губерн. тип., 1875. - 40 с. (Извлечено из 19 и 22 Самарских епархиальных ведомостей за 1875 г.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Епископ Тихон пробыл в Алма-Ате недолго, но успел отправить в Москву митрополиту Сергию (Страгородскому) справку о состоянии Алма-Атинской епархии. В справке упоминалось и о судьбе преосвященного Пимена: «Кончина его (расстрел) последовала на участках казённой рощи Малой Станицы и там найдено его тело, узнанное по высокому росту, белому подряснику. До обретения тело лежало прикрытое листьями, а по обретении погребено на участке знавшего его человека к северу от Алма-Ата» 495 . Круг общения у епископа Алма-Атинского Тихона не был широк. Знать что-то о гибели преосвященного Пимена он мог от ближайшего окружения, того же митрополита Иннокентия. Но знали ли они правду? Епископа Пимена могли похоронить за городом. В пользу этой версии говорит следующий документ. 29 октября 1918 года в Верном заседала уездная власть − исполком под председательством Павла Виноградова. Один из вопросов, который рассматривался на нём, значился как «О разрешении перевести здание церкви со Св. Ключа в селение Алексеевское». Постановили вопрос оставить открытым впредь до выяснения, для какой цели им нужно здание церкви со Св. Ключа 496 . Казалось бы, церковь просят перенести для того, чтобы молиться, но Виноградова одолевали какие-то подозрения… Накануне был сороковой день кончины епископа Пимена. Святой ключ, почитавшийся в Верненском уезде, находился в степи в сорока километрах от города. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе из Верного сюда приходил крестный ход, а в Талгаре поднималась и приносилась к роднику чудотворная икона св. Параскевы. Епископ Туркестанский Димитрий (Абашидзе) поставил над ключом небольшой храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». На середине в полу находилось отверстие, так что ключ пульсировал внутри церкви. Во время совершения богослужений место застилали досками. Не была ли просьба перенести церковку сделана для того, чтобы поставить её над местом упокоения епископа Пимена? На святом ключе храм воссоздан недавно, но и в с. Алексеевском (теперь Ново-Алексеевском) 497 , расположенном к северо-востоку от Алма-Аты, никто не помнил о какой-либо старой церкви либо месте, где она стояла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

По выходе из трапезы большая часть присутствовавших стали разъезжаться. Князь Долгоруков, уезжая из гостиницы, где останавливался, поручил одному из братий уведомлять его о здоровье отца Пимена и в случае чего-нибудь особенного известить его. Отцу Пимену с князем уже не суждено было видеться. Владыка-митрополит, отъехав в архиерейский дом, вскоре потребовал лошадей, собравшись в обратный путь в Москву, но перед отъездом вторично посетил отца Пимена и, сев у его постели, наедине с ним беседовал минут около десяти, потом благословил его и простился. Посетил отца Пимена и преосвященный Алексий, к которому болящий с первого свидания имел всегда особенное душевное расположение, как и большинство знающих его... Приходили и некоторые из настоятелей и настоятельниц и в слезах оставляли комнату болящего, чувствуя, что в последний уже раз его видели и что простились с ним навеки... XII. Это редкое, небывалое еще в Московской епархии торжество было последним, блестящим и ярким предзакатным лучом деятельности отца Пимена в Угрешской обители, почти три десятилетия находившейся под его управлением, и которую он готовился оставить теперь с окончанием семидесятилетия своей жизни, без малого полвека посвятив на служение Господу, неисходно пребывая в одной и той же обители. После торжества, ожидание которого возбуждало и поддерживало упадавшие силы отца Пимена, он мгновенно ослабел, утомленный продолжительным напряжением, и с этого дня все более и более ослабевал. Желудок не принимал уже и не переваривал никакой пищи, и только холодная вода с примесью нескольких капель вина поддерживала угасавшую жизнь в истощенном его теле. Врачи прибегали к последним средствам: давали мускус, бульоны, употребляемые особенным способом... На другой день юбилея, августа 10, в день своего рождения, в который отцу Пимену исполнилось 70 лет, он исповедался и приобщился Святых Таин после поздней литургии, совершенной в Успенской церкви его отцом духовным, настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря, отцом Сергием, который недавно перед тем был назначен в сию должность из иеромонахов Саввинского подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Т. XXI. М., 2009. С. 317. Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1. С 1927 года архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией, с 1931 года епархией не управлял, в 1933 году арестован, умер в тюрьме 1936 г. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957-1977. М., 1977. С. 52. Левитин-Краснов А. Лихие годы. Париж, 1977. С. 194. Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1. ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.34. Л.77. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое Там же. Яснопольская В. Счастливый случай//Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сборник/Сост. и коммент. П. Г. Проценко. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2004. С. 531. Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1-2. Дата призыва здесь указана – январь 1932 г. См.: Мазырин А., иер. Попытки восстановления Патриаршества в 1935-1937 годы: Малоизвестные страницы истории//Журнал Московской Патриархии. 2007. 3. С. 31-33. Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.2. Калинина Л. От " застоя " к возрождению: судьба Патриарха//Московское строительство. 2001. 27. Дионисий (Шишигин), архим. Указ. соч. Дионисий (Шишигин), архим. Указ. соч. Дионисий (Шишигин), архим. Указ. соч. Трудовая книжка Извекова С.М. Церковно-исторический музей Данилова монастыря. История Второй мировой войны. В 12-ти томах. М., 1975. Т.5. С. 129. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. Гл. ред. М.М. Козлов. М., 1985. С. 822. Там же. С. 130. Павлова Н. Кто на Голгофе?//Москва. 1995. 3. С. 200. Миллер Т.А. Святейший Патриарх Пимен.//Альфа и Омега. 2003. 3 (37). С. 250. Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев. М., 2006. С. 181. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Указ. соч. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. Гл. ред. М.М. Козлов. М., 1985. С. 822. История Второй мировой войны. В 12-ти томах.

http://pravoslavie.ru/38249.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010