На Архиерейском Собрании обсуждалась также кандидатура Патриарха. Выступившие высказались за митрополита Крутицкого Пимена. Против открытого голосования возражал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин): выборы Патриарха носят персональный характер, а в персональных вопросах тайное голосование обязательно для обеспечения свободы выборов. Если Патриарх будет избран открытым голосованием, это даст всем врагам нашей Церкви повод оспаривать свободу выборов. Это подорвет авторитет будущего Патриарха, затруднит дело воссоединения отпавших. Зачем давать врагам нашей Церкви повод нападать на нее? Я говорю все это не потому, что я против кандидатуры митрополита Пимена. Я много ломал голову над календарем с портретами наших иерархов и никого, кроме Владыки Пимена, подходящего не нашел. Один слишком стар, другой слишком молод, а третий мне недостаточно известен. Считаю митрополита Пимена достойным кандидатом в Патриархи и заявляю, что будет ли тайное, будет ли явное голосование, я буду голосовать за митрополита Пимена... Думаю, что так мыслят все. Но тогда тем более не нужно делать открытых выборов, раз и при тайном голосовании проявится единодушие». Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года и продолжался до 2 июня. Членами Собора были все епископы Русской Православной Церкви, по епархиям было избрано по 1 клирику и 1 мирянину. На Соборе были представлены также Японская автокефальная Церковь, миссии и благочиния Русской Церкви, духовные академии и монастыри. Среди 236 членов Собора от 67 внутренних и 14 зарубежных епархий было 75 архиереев, 9 митрополитов, 30 архиепископов и 36 епископов, 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были представители Православных автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций, среди них: Патриарх Александрийский Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан; Наместник - председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей; кардинал Виллебрандс, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей Ю.К.Блейк.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Наконец, деяние объявляет о решении синода принять предложения московских послов и посвятить в митрополиты одного из трех архимандритов, сопровождавших Михаила–Митяя в Константинополь, а именно Пимена. Каким образом Митяя заменил Пимен? Русская «Повесть о Митяе» и греческое соборное деяние 1389 года утверждают, что патриарх Нил ничего не знал о смерти Митяя и считал Пимена подлинным кандидатом Дмитрия.   Эта версия совершенно неприемлема: имя и личность Митяя были известны в Константинополе благодаря предшествовавшей переписке Москвы с патриархом Макарием. Более того, невозможно себе представить, чтобы Киприан и Дионисий Суздальский, находившиеся в 1380 году в Константинополе, не раскрыли патриарху такой примитивный обман.   Понятно, что версия о подмене просто пытается обелить память патриарха Нила, императора Иоанна и Дмитрия Донского, возложив всю вину за разрушительные последствия посвящения Пимена на него самого и на русских послов, вся ошибка которых заключалась в том, что они точно следовали прежним инструкциям, данным им князем Дмитрием Ивановичем, в то время как в Москве назревали неслыханные перемены.   Если смотреть глазами патриарха Нила, то в 1380 году поставление Пимена выглядело вполне понятным компромиссом, допущенным в результате разных давлений на патриарха и, по видимости, лучше всего обеспечивающим интересы патриархата в данных обстоятельствах. Несмотря на посулы и взятки, Нил не исполнил обещания Макария учредить отдельную митрополию «Великой России»; Пимен был посвящен как «митрополит Киева и Великой Руси». На синоде возник спор о том, «законно ли посвящать Пимена как митрополита Великой России и не ставить его также митрополитом Киевским, поскольку Киев изначально является столицей митрополии всея Руси».   Очень вероятно, что спешный отъезд Киприана из Константинополя был вызван не только досадой, но также тем, что он узнал о происходящих на Руси грандиозных событиях.   Мы видели, что 1374–1380–е годы были периодом активных дипломатических действий и военных столкновений между Ордой и Московским княжеством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Московские церкви святого Пимена Храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках. Фото: hram.codis.ru В старой, дореволюционной  Москве было два храма, освященных во имя преподобного Пимена Великого, – «Старый», около Тверской улицы, уничтоженный большевиками, и «Новый», уцелевший, что в Сущеве близ Новослободской. Обе церкви были исторически связаны между собой и являлись приходскими храмами слободы московских воротников – стражников, охранявших ворота крепостных стен Москвы, Кремля, Китай-Города, Белого и Земляного. Одно время эта слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии местного Воротниковского переулка, а в XVII веке, с развитием и заселением центрального города, слобода  была переведена за пределы Земляного города, в окраинное село Сущево. Там воротники выстроили себе новый храм во имя св. Пимена, так как он издревле почитался их покровителем. Святой Пимен родился в 340 году в Египте и вместе с братьями принял иноческий постриг в одном египетском монастыре. Вскоре молва о святом подвижнике облетела весь Египет, так, что один местный правитель захотел сам посетить его, но получил отказ – св. Пимен убоялся широкого народного почитания, которое неизбежно последовало бы вслед за приездом вельможи, и это помешало бы его безмолвию и внутреннему смирению. Он учил иноков любви к Богу и ближнему, молитве и покаянию, не налагая на людей «неудобоносимого бремени», не  изнуряя их голодом, длительным постом, бессонницей. «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям», - говорил святой. Иноки записывали его мудрые изречения. Так, один монах спросил наставника, следует ли рассказать о грехе брата, которого стал свидетелем. И святой Пимен отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи». А на каверзный вопрос, что лучше, говорить или молчать, святой молвил: «Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает». В своей святой жизни преподобный Пимен прожил 110 лет. После его кончины Православная Церковь прославила его «Великим» – ради его служения Богу, и чтит его как святого угодника.

http://pravoslavie.ru/43.html

Монахи, находящиеся в кельях, услышали звуки пения, и разбудили окружающих, думая, что игумен с некоторыми [из братии] постригает Пимена или что тот уже преставился, и все вместе они пришли в келью, где лежал больной, и обнаружили всех спящими: и отца, и мать, и слуг. Вместе с ними они вошли к блаженному, и все преисполнились благоухания, и увидели его веселым и радостным, облаченным в одежду мнишескую. И спросили его: «Кем ты был пострижен? Что за пение мы слышали? Этого твои родители, с тобою бывшие, ничего не знают». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя со всей братией, постриг меня, Пименом назвав. И это было их пение, которое вы слышали, и сказали они, что свеча будет гореть сорок дней, и, взяв мои волосы, пошли в церковь ». Услышав это от Пимена, они пошли в церковь и, увидев, что та закрыта, разбудив спросили их: «Входил ли кто в церковь после вечерни?» «Никто не // л. 73 входил в нее, а ключи у Войдя в церковь , они увидели на гробе святого Феодосия платок с волосами Пимена, и рассказали обо всем игумену; стали искать тех, кто постриг больного, и не нашли. И всем стало ясно, что это промысел Божий, Стали размышлять о случившемся: можно ли это засчитать Пимену за уставное пострижение. Так как имелось свидетельство: церковь была заперта, и волосы оказались тут, на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы на один день, сорок дней непрестанно светила ночью и днем и не сгорела, – то еще раз Пимена не стали постригать, сказав ему: «Достаточно для тебя, брат Пимен, иметь Богом данный тебе дар и нареченное имя». Спрашивали Пимена: «Как выглядели постригавшие тебя?» Показывали ему книги, по которым совершается постриг: может быть, что-то было сделано не по правилам. Но Пимен сказал игумену: «Зачем искушаешь меня, отче? Ты сам вместе со всею братиею совершил [этот обряд] надо мной так, как написано в этих книгах, и сказал мне: «Подобает тебе пострадать в болезни. Когда приблизится твоя кончина, выздоровеешь и своими руками понесешь ложе свое». Только моли за меня, честной отец, чтобы Господь даровал мне терпение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиереем во Владимирской епархии епископ Онисифор (Фестинантов) 27 августа 1944 года он был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского из вдовых протоиереев. Он и назначил 20 марта 1946 г. иеромонаха Пимена по рекомендации схиигумена Савватия в штат Благовещенского собора бывшего Благовещенского мужского монастыря. Иеромонах Пимен служил в соборе, препоясав позвоночник жестким кожаным корсетом, т.к. проблемы с позвоночником постоянно давали о себе знать. Будучи переведен в Одессу, схиигумен Савватий, рекомендовал о. Пимена епископу Одесскому и Херсонскому Сергию (Ларину). Будучи почти ровесником иеромонаха Пимена и в прошлом убежденным обновленцем, он в 1937 г. стал настоятелем ставшего обновленческим Пименовского храма в Москве, в котором регентовал до войны о. Пимен . В ноябре 1941 г. Ларин был хиротонисан обновленцами во епископа Звенигородского, викария Московской епархии, он управлял Московской обновленческой епархией во время эвакуации Александра Введенского. 27 декабря 1943 г. он был принят в РПЦ мирянином и затем возведен в иеромонаха. 15 августа 1944 г. он был хиротонисан в Киеве во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии, вскоре став управляющим Одесской епархией. В августе 1946 г. епископ Сергий назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви. В Одессе находилась летняя резиденция Патриарха Алексия, проводившего здесь отпуска, так что иеромонах Пимен оказался на глазах у Святейшего. Жил иеромонах Пимен в покоях епископа Сергия. К Пасхе 1947 г. по представлению епископа Сергия он был возведен в сан игумена. К этому времени прошло почти двадцать лет с момента его монашеского пострига. Это были годы труднейших испытаний, годы исповедничества за Христа. Он прошел все, испытания, выпавшие на его долю: арест в 1932 г., двухлетнюю армейскую службу, новый арест в кровавом 1937 г. с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва-Волга, среднеазиатскую ссылку, воевал, рискуя жизнью, на самых опасных участках фронта, чудом Божиим будучи спасен из окружения, от вражеской пули и снаряда, перенес несправедливое осуждение за дезертирство, чуть не погиб в Воркутлаге, пережил тяжелейшую болезнь и не менее трех ранений, а о многих бедах, выпавших на его долю мы ничего не знаем.

http://bogoslov.ru/article/748140

Важнейшим деянием Собора стало избрание нового Патриарха. С предложением об избрании Патриарха выступил митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). Он, в частности, сказал: «Предсоборная комиссия внесла рекомендацию, чтобы для избрания на престол Патриарха Московского и всея Руси был предложен один кандидат. Осуществление этого предложения выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия». Митрополит Никодим предложил избрать на Патриарший престол митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена. 2 июня состоялось избрание Патриарха. Избрание проходило путем открытого голосования. Право избрания предоставлялось епархиальным архиереям. Сначала, в порядке от младших по хиротонии к старшим, должны были высказаться епископы, затем архиепископы, затем митрополиты, потом постоянные члены Священного Синода, Предстоятель Японской автономной Православной Церкви митрополит Владимир, и, наконец, Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен. Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий обратился к младшему по хиротонии епископу Самаркандскому Платону (Лобанкову), временно управляющему Ташкентской епархией : «Преосвященный епископ Самаркандский Платон, кого избираете Вы с клиром и паствой вверенной Вашему управлению Ташкентской епархии Патриархом Московским и всея Руси?» Епископ Платон ответил: «Я, клир и паства Ташкентской епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященного Пимена, Митрополита Крутицкого и Коломенского». Затем митрополит Алексий обратился к каждому из  епархиальных архиереев. Самому митрополиту Алексию задал аналогичный вопрос митрополит Ленинградский Никодим. Поскольку все архиереи единодушно высказались за избрание Патриархом митрополита Пимена, митрополит Никодим, дабы это единодушие не нарушилось, выступил с предложением освободить митрополита Пимена от голосования. От имени Московской епархии имя митрополита Пимена назвал старший по хиротонии из викариев Московской епархии епископ Волоколамский Питирим (Нечаев).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в том, что фактически оставался наместником Свято-Троице-Сергиевой лавры, хранил официальную печать наместника и пользовался ею. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа, — им было устроено на приходы более пятидесяти иеромонахов. Архимандрит Кронид (Любимов) был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Святый преподобномучениче отче Крониде, моли Бога о твоей братии, о людях, вынесших смертную тяготу богоборчества, и о тех деятелях церковных, которых ты спас и взрастил во времена потравы! Выдающиеся музыкальные способности монаха Пимена, прекрасное знание богослужебного чина и умение управлять хором обратили на себя внимание Высокопреосвященного Филиппа (Гумилевского), архиепископа Звенигородского, управлявшего в то время Московской епархией. Владыка Филипп определил монаха Пимена регентом хора Богоявленского Дорогомиловского собора в Москве, и вскоре 16 июля 1930 года рукоположил монаха Пимена во иеродиакона, а 12 января 1931 года — во иеромонаха. Это участие архиепископа Звенигородского в судьбе будущего Патриарха Пимена вполне закономерно и естественно, и на этом основании дает нам возможность помянуть не только Высокопреосвященного Филиппа, но и Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), рассказав попутно об атмосфере тех лет. Позволю себе привести сведения из материалов протоиерея Александра Ранне, клирика кафедрального Софийского собора Великого Новгорода: «Архиепископ Филипп (Гумилевский), викарий Московской епархии, член Синода, был заключен в тюрьму в 1936 году; по просьбе сестры из дальних лагерей был переведен во Владимир. В Москве он должен был дождаться вечернего поезда... Конвойные уважили просьбу архиепископа Филиппа, пожелавшего проститься с Патриархом Сергием. Они привезли владыку в Бауманский переулок, где была резиденция, и в этот день работал письмоводитель Патриарха отец Сергий Лебедев. Когда владыку Филиппа ввели, Патриарх отсутствовал (он служил Литургию где-то в пригороде), и встреча не могла состояться. Опечаленный владыка оставил Патриарху письмо. В этом прощальном письме содержались следующие строки: " Владыко святый, когда я размышляю о Ваших трудах для сохранения Русской Церкви, я думаю о Вас как о святом мученике, а когда я вспоминаю о Ваших ночных молитвах все о той же Русской Церкви и всех нас, я думаю о Вас как о святом праведнике " . Дольше архиепископ Филипп оставаться и ждать возвращения Патриарха не мог. Сопровождавшие его конвоиры требовали немедленного следования на вокзал, так как дальнейшее промедление могло скомпрометировать их самих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

С тех пор чувствую себя спокойно в стенах обители. Через некоторое время мною было написано два духовных концерта, посвященных преподобному Пимену, и один из них – «Днесь ликовствует Николо-Угрешская обитель», который вошел на компакт-диск, записанный хором студентов Николо-Угрешской Духовной Семинарии. Свидетельствую обо всем записанным здесь мною пред Честным Крестом и Евангелием». 8-е чудо Монахиня Матрона , в миру Мария Ильинична Михина, с 1991 года исполнявшая различные послушания в Николо-Угрешском монастыре, в последние два с половиной года своей жизни страдала тяжким недугом. У нее был рак кишечника. Несмотря на изнурительную болезнь она не употребляла никаких лекарств, во всем полагаясь на Всесильную помощь Божию и молитвы преподобного Пимена Угрешского, которого глубоко почитала. Вплоть до последних дней она посещала воскресные и праздничные богослужения нашей обители. Это само по себе, как свидетельствовала матушка Матрона, было чудом милости Божией и плодом молитв преподобного Пимена Угрешского. Она мирно отошла ко Господу, причастившись в день кончины Святых Христовых Тайн, благодаря Бога и Его угодника преподобного Пимена Угрешского. 9-е чудо Тот же раб Божий, Анатолий Дмитриевич Гринченко , регент монастырского хора свидетельствовал, что в марте-апреле 2003 года хор студентов Николо-Угрешской Духовной Семинарии под его руководством должен был записать ряд православных песнопений на компакт-диск. «20 февраля этого же года я должен был встретить представителя одной из звукозаписывающих фирм и повести его в храм преподобного Пимена, так как там очень хорошая акустика для звукозаписи. Я очень долго искал ключ, но, наконец, мне подсказали, что ключ у послушника Александра, который находится сейчас в Преображенском соборе. Мы пошли туда вместе с представителем звукозаписывающей фирмы, взяли ключ у послушника, пришли к храму преподобного Пимена, но дверь этим ключом так и не смогли открыть; пробовали на всех трех дверях, но все бесполезно. Пошли снова в Преображенский собор, взяли с собой послушника и он, очень свободно, без всяких усилий, открыл дверь в храм именно этим ключом, так как взял у меня его из рук. Минут 15–20 мы пробыли в храме, посмотрели, где разместить аппаратуру для записи, где удобнее всего стоять хору. Попрощались с представителем фирмы и я пошел домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пимена Великого, преподобного, в Новых Воротниках церковь (Нововоротниковский переулок, дом 3). Деревянный храм Святой Троицы с приделом Пимена Великого в Воротниковской слободе, в которой жили сторожа, охранявшие ворота Земляного города, был выстроен в 1658 г. при переселении воротников из Старое в Новое Сущево. Современное здание церкви возведено в 1696–1792 гг. в барочных формах. Главный престол освящен в честь праздника Святой Троицы, но по укоренившейся традиции храм называют по приделу. Первоначально он представлял собой одноапсидный восьмерик на четверике, который завершался глухим барабаном с маленькой главкой. Церковное здание расширялось и перестраивалось в 1760–1770, 1806–1807, 1881–1883 и 1892–1893 гг. Появился второй придел – Владимирской иконы Божией Матери, выложили три новых апсиды, расширили трапезную, пристроили паперть. При этом фасады храма получили новое оформление в духе эклектики, воспроизводящей формы русского стиля и московского барокко. В 1896 г. храм расписали по эскизам В.М. Васнецова, выполненным для киевского Владимирского собора. Ныне существующая ограда в необарочных формах поставлена в 1825 г. Двухярусный мраморный главный иконостас был изготовлен в 1907 г. (архитектор Ф.О. Шехтель, мастер И.А. Орлов). В его резьбе воспроизведены раннехристианские символы и декоративные элементы, свойственные этому времени. Иконостасы всех трех алтарей представляют собой единый ансамбль, состоящий из киотов, колонн и карнизов, покрытых тонким резным узорочьем. В советские годы храм не закрывался. В 1928–1929 гг. его молодежным хором руководил монах Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1936 г. храм захватили обновленцы. Здесь с 1944 г. и вплоть до смерти в 1946 г. имел свою последнюю кафедру «митрополит» Александр Введенский. В храме много чтимых икон и старинных образов – Казанская икона Божией Матери (конец XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695 г., автор – Ф. Феофанов), икона Спас Великий Архиерей (начало XVIII в.), икона Пимена Великого (середина XVIII в.). Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Комментарии и обсуждение Обновленцы не " захватили " храм на рубеже 1936/1937 г., а получили его в " бесплатное пользование " от советской власти после того, как та соблаговолила закрыть и снести уникальный московский храм Спаса Преображения на Б. Спасской улице, построенный на рубеже XVII-XVIII в. Последним настоятелем Преображенской церкви (в 1934-1936 гг.) был обновленческий митрополит Александр (Введенский); с начала 1937 г. он стал настоятелем церкви Пимена Великого и оставался им до кончины 25 июля 1946 г. Соответственно, Пименовский храм служил его кафедральным храмом более 9 лет. 21 мая 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04848

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010