В 1560 году был устроен Тихвинский монастырь в Новгородской епархии, начало этому положил молебен, совершенный Митрополитом Макарием в Успенском соборе в сослужении Новгородского архиепископа Пимена и другого духовенства. Затем Новгородский владыка отправился в Великий Новгород и после совершения молебна в Софийском соборе отбыл в Тихвин 1056 . «И лета 7068-го году царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежителный. А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале» 1057 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей, в монастыре которого за время отсутствия сгорело 7 келий 1058 . При проведении указанных работ «на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви» 1059 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 1060 . В мае месяце архиепископ Пимен опять был в Тихвинском монастыре 1061 . В последующее время память архиепископа Пимена чтилась в Тихвинском монастыре. В кормовой книге 1590 года записано: «Корм по Пимене архиепископе Великаго Новграда: колачи, шти...» 1062 . Важным событием в жизни Новгородской епархии при архиепископе Пимене было открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты 30 апреля 1558 года 1063 . «Храм же бе той до проявления святаго тесен и темен бысть, повелением же сего архиепископа Пимина распространен бысть храм пространен и светел и подписан бысть храм и златом обложы. Мощы же святителя Никиты из старыя каменныя раце в древяную раку преложены Быша и поставлены на том же месте, иде же обретены в церкви святых праведных богоотец Иакима и Анны, творя многа чюдеса благодатию Христовою и до сего дни с верою приходящим» 1064 . В связи с этим он пишет письмо Митрополиту Макарию, испрашивая благословение о том, как писать образ святого. Вторая редакция Жития святителя Никиты Новгородского была создана по благословению Новгородского архиепископа Пимена игуменом Данилова монастыря Иоасафом после обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Начало: «Иже в Троице прославляемаго» 1065 . Автор пишет, как архиепископ « " Пимен не терпит такое сокровище без написания держати». Он хочет, чтобы «весть вошла в ушию, иже тогда царствующу, Ивану слышится, так же и Митрополиту всея Русии Макарию» и распространилась по всей Российской земле» 1066 . Вскоре архиепископом Пименом был перестроен придел в честь Иоакима и Анны, где были обретены мощи святителя Никиты 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

– В. Ц.). Я думаю, что нам, ответственным перед Пастыреначальником Господом Иисусом Христом и Его Церковью за нормальное течение и развитие церковной жизни, это совершенно ясно, и в данном вопросе нет места неконструктивным спорам. Опыт десятилетнего применения этого решения Архиерейского Собора 1961 г. в приходской жизни показал оправданность известного утверждения Святейшего Патриарха Алексия, сделанного им в речи на Соборе: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни, всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе…»». На архиерейском совещании обсуждалась также кандидатура патриарха. Выступившие высказались за митрополита Крутицкого Пимена. Обсуждалась и процедура избрания. Против открытого голосования возражал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) : «Выборы патриарха носят персональный характер, а в персональных вопросах тайное голосование обязательно для обеспечения свободы выборов. Если патриарх будет избран открытым голосованием, это даст всем врагам нашей Церкви повод оспаривать свободу выборов. Это подорвет авторитет будущего патриарха, затруднит дело воссоединения отпавших. Зачем давать врагам нашей Церкви повод нападать на нее? Я говорю все это не потому, что я против кандидатуры митрополита Пимена. Я много ломал голову над календарем с портретами наших иерархов и никого, кроме владыки Пимена, подходящего не нашел. Один слишком стар, другой слишком молод, а третий мне недостаточно известен. Считаю митрополита Пимена достойным кандидатом в патриархи и заявляю, что будет ли тайное, будет ли явное голосование, я буду голосовать за митрополита Пимена… Думаю, что так мыслят все. Но тогда тем более не нужно делать открытых выборов, раз и при тайном голосовании проявится единодушие». Поместный Собор открылся 30 мая 1971 г. и продолжался до 2 июня. Членами Собора были все епископы Русской Православной Церкви, по епархиям было избрано по одному клирику и одному мирянину. На Соборе были представлены также Японская Автономная Церковь , Миссии и благочиния Русской Церкви, духовные академии и монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скоро, однако ж, обстоятельства изменились в пользу Киприана . Когда в Москву пришла весть, что Митяй умер, а Пимен сделался митрополитом, и стали ходить слухи, будто первый скончался неестественною смертию, тогда великий князь сказал: «Я не посылал Пимена ставиться в митрополиты, но послал его как одного из служащих Митяю; что сталось с самим Митяем, я не знаю, Бог знает; Бог и да судит неправду, о которой слышу. Только Пимена я не принимаю и видеть его не хочу». И пока Пимен с своею свитою находился в Царьграде, великий князь послал (в самый день Великого заговенья) отца своего духовного, игумена Феодора Симоновского, в Киев звать Киприана на митрополию в Москву. В праздник Вознесения Господня (23 мая 1381 г.) Киприан приблизился к Москве и был встречен со всею торжественностию самим великим князем, духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа. Чрез семь месяцев, получив известие, что идет из Царьграда и митрополит Пимен и уже достиг Коломны, великий князь приказал схватить его, снять с него белый клобук и сослать его на заточение, а советников и клирошан, бывших в его свите, сковать и рассадить по тюрьмам. Отобрали у Пимена ризницу и всю казну и под стражею повезли его мимо Москвы чрез разные города в Чухлому, где пробыл он в заточении целый год и откуда потом переведен был в Тверь . Константинопольский патриарх Нил, прослышав о горькой судьбе, постигшей рукоположенного им митрополита, много раз писал к нашему великому князю и убеждал его принять Пимена на Москву, а Киприана удалить. Эти послания, постоянно направленные против Киприана и в защиту Пимена, могли немало подействовать на великого князя. А тут еще случилось событие, которое окончательно побудило его последовать убеждениям патриарха. За два дня до страшного опустошения Москвы Тохтамышем (август 1382 г.) Киприан возвратился в нее из Новгорода. Здесь он нашел всеобщее смятение и величайший беспорядок и для безопасности решился переехать вместе с великою княгинею Евдокиею в Тверь. Когда гроза прошла, великий князь послал звать митрополита в Москву (7 октября 1382 г.) и, укорив его за малодушное удаление из столицы в минуты опасности, объявил ему, что не желает более иметь его своим архипастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

Сергию, что идет к сыну своему, великому князю, с миром и благословением. Но великий князь, узнав о прибытии незваного гостя, разослал всюду заставы, чтоб не пропустить его в Москву; Киприана схватили и с бесчестием отправили назад. Движения Дионисия и Киприана должны были ускорить поездку Митяя в Константинополь, и он отправился наконец с полномочием от великого князя действовать как заблагорассудит, смотря по обстоятельствам, для чего взял с собою про запас белые хартии с привешенною к ним великокняжескою печатню чтоб в случае надобности можно было написать на них кабалу, или вексель: Димитрий позволил ему занять тысячу рублей серебра, и даже больше, на великокняжеское имя. Митяй отправился в сопровождении трех архимандритов и многих других духовных лиц, также большого боярина великокняжеского Юрия Кочевина и митрополичьих бояр. В степи Митяй был захвачен Мамаем, но ненадолго задержан; переплыто было уже благополучно и Черное море, как вдруг в виду Константинополя Митяй разболелся и умер. Между провожавшими его духовными и боярами встало тогда сильное смятение: одни хотели поставить в митрополиты Иоанна, архимандрита петровского, из Москвы, а другие – Нимена, архимандрита горицкого, из Переяславля; наконец бояре, хотевшие Пимена, пересилили и едва не умертвили Иоанна, который не соглашался. с ними. На одной из белых хартий написали от имени великого князя грамоту к императору и патриарху с просьбою о поставлении Пимена в митрополиты. Сперва дело пошло было дурно: император и патриарх отвечали, что уже давно посвящен и отправлен в Россию митрополит Киприан и другого не следует ставить; тогда русские заняли у итальянских и восточных купцов денег в рост, написавши кабалу на другой белой хартии, раздали повсюду богатые подарки и достигли своей цели в Константинополе; но не достигли ее в Москве. Когда сюда пришла весть, что Митяй умер на море и вместо него поставлен Пимен, и когда в то же время, как обыкновенно бывает, стали носиться слухи, что Митяй умер не своею смертию, то сильно опечаленный великий князь сказал: «Я не посылал Пимена в митрополиты, послал я его как слугу при Митяе; что сделалось с Митяем, я не знаю, один Бог знает, один Бог и судит, только Пимена я не приму и видеть его не хочу». Еще Пимен медлил в Константинополе, как великий князь отправил духовника своего в Киев звать на митрополичий стол Киприана, и тот приехал в Москву; когда же узнали о приходе Пимена, то остановили его в Коломне, сняли белый клобук и отправили в заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

— Вы, Владыко, сейчас уже некоторое время в Москве и видели, конечно, много народу. Скажите, пожалуйста, что говорят о выборах Патриарха? Кого желают и кого предвидят? Я удивился такому вопросу. — Владыко, это я должен Вас спрашивать об этом! Ведь это Вы здесь постоянно живете, а я приезжий. — Нет, именно поэтому, что Вы не здешний... и Вы можете больше видеть и свободнее разговаривать с людьми, Вам много рассказывают. А мы, особенно синодальные архиереи, очень оторваны. Целый день на работе, с народом встречаемся только на богослужениях, но и там не поговоришь. Что Вы слыхали? Мне пришлось ответить, что большинство людей, с которыми мне пришлось разговаривать, считают и хотят видеть Патриархом митрополита Пимена и думают, что он будет избран. Есть сторонники и у митрополита Никодима, но их меньше, большинство считает, что он слишком молод, а некоторые резко против него. Митрополит Алексий был явно доволен моим сообщением. — Да, это, правда, — сказал он, — такого молодого Патриарха народ не хочет, а кроме того, митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие и любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало. — У меня, — вспоминал владыка Василий, — осталось общее впечатление от беседы с митрополитом Алексием, что он будет всецело поддерживать кандидатуру Пимена». К началу работы Поместного Собора 1971 года было уже ясно, что к возможному избранию митрополита Пимена Патриархом одобрительно относится большая часть епископата, духовенства и мирян. Кандидатуру митрополита Пимена поддержала и государственная власть. 26 мая 1971 года в Успенском соборе бывшего Новодевичьего монастыря в Москве состоялось Архиерейское совещание. На нем от имени Предсоборной комиссии была выдвинута и поддержана участниками совещания единственная кандидатура на Патриарший Престол — митрополита Пимена, и определен порядок избрания — открытым голосованием. Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года в Троице-Сергиевой лавре. Среди 236 членов Собора было 75 архиереев, 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были Патриархи Александрийский, Грузинский, Румынский; наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви , митрополиты Варшавский, Пражский.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

4278. ПРЕБЫВАНИЕ в Советском Союзе д-ра г-жи Марии Терезы де Морини. – 1986, 3, 11. 4279. ПОСЛАНИЕ Священного Синода Русской Православной Церкви “О войне и мире в ядерный век”: 1. Вступление. – 1986, 6, 2. 2. Христианское отношение к войне. – 1986, 6, 4. 3. Христианское понимание мира. – 1986, 6, 12. 4. Заключение. – 1986, 6, 19. 4280. ПИМЕН, патр. Открытое письмо Президенту США г-ну Р. Рейгану. – 1986, 7, 7. 4281. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ в Издательском отделе Московского Патриархата. – 1986, 7, 40. 4282. ПРИВЕТСТВИЕ Председателя ОВЦС митрополита Минского Филарета (по случаю празднования Дня освобождения немецкого народа от фашизма). – 1986, 8, 3. 4283. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена корреспонденту итальянской газеты “Унита” г-ну Альчесте Сантини. – 1986, 10, 48. 4284. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена к участникам молитвы о мире в Богоявленском патриаршем соборе. (Воскресенье, 26 октября 1986 года). – 1986, 11, 7. 4285. СОКОЛОВ Ф., диак. Молитва о мире. – 1986, 11, 8. 4286. ВЕРУЮЩИЕ Москвы – в поддержку моратория Советского правительства на ядерные испытания: 1. Послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1986, 11, 45. 2. Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. – 1986, 11, 47. 3. Послание верующим мира московского духовенства и мирян. – 1986, 11, 48. 4. Интервью митрополита Ювеналия советскому телевидению. – 1986, 11, 49. 4287. ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Пимена М.С. Горбачеву, Генеральному секретарю ЦК КПСС. – 1986, 12, 3. 4288. МИТРОПОЛИТ Питирим – член “Международного фонда за выживание и развитие человечества”. – 1988, 4, 11. 4289. ГРИГОРЬЕВА А. Патриарх Пимен: Будущее за разоружением. 1989, 10, 8. 4290. ВЫСТУПЛЕНИЕ митрополита Минского и Белорусского Филарета в телевизионной программе “Время” 1 сентября 1986 года. – 1986, 12, 55. 4291. НАГРАЖДЕНИЕ Святейшего Патриарха Пимена Золотой медалью Мира имени Жолио Кюри. – 1988, 10, 57. 4292. АЛЕКСИЙ, митр. Миротворчество Русской Православной Церкви в обновляющемся обществе. (Доклад на Архиерейском Соборе РПЦ. Данилов монастырь, 9–11 октября 1989 года ). – 1990, 1, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С годами дружба художника и будущего Первосвятителя и их взаимная привязанность возрастали. Встречи, во всяком случае домашние, не были часты, но потому и не становились обыденными. Встречались в Переделкине, на даче у общих знакомых Георгиевских и супруги Корины бывали в резиденции Митрополита Пимена в Лопухинских палатах Новодевичьего монастыря» 7 . Великая Отечественная война 1941–45 гг. застала иеромонаха Пимена в местах лишения свободы, откуда он по собственному заявлению был направлен на фронт и служил в армии в качестве связиста. Подразделение, к которому он принадлежал, попало в окружение. Спасение пришло, по словам будущего Патриарха, от Самой Божией Матери: он увидел на тропе неожиданно появившуюся плачущую женщину, подошел спросить о причине слез и услышал: “Идите прямо по этой тропе и спасетесь”. Войсковой командир, которому отец Пимен передал сказанное, внял совету и воины действительно вышли из окружения 8 . Вскоре после окончания Великой войны началась столь плодотворная для Церкви и столь напряженная и многотрудная для него самого административная и хозяйственная деятельность иеромонаха, игумена, архимандрита, архиерея и, наконец, Патриарха Пимена. Окончание войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме Владимирской епархии. В 1946 году он был переведен в Одесскую епархию, где нес послушание казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавателя Одесской Духовной семинарии и другие. В декабре 1947 года иеромонах Пимен был удостоен сана игумена с возложением креста с украшениями. В том же году он перешел в Ростовскую епархию, где занимал должность секретаря епископа, был членом епархиального совета и ключарем кафедрального Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Талант отца Пимена всюду вносить порядок и благочиние не остался незамеченным высшим священноначалием: в конце 1949 года указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) игумен Пимен назначен наместником Псково-Печерского монастыря 9 .

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-p...

Этого же вопроса в своих выступлениях на совещании коснулись митрополиты Пимен и Никодим. Митрополит Пимен сказал, что есть единичные высказывания, которые нас возвращают к положению, существовавшему в приходах до 1961 г. «Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу святой Церкви» 607 . Подробнее остановился на этом вопросе митрополит Никодим, который в первую очередь обратил внимание присутствующих на то, что структура и организация жизни Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами страны, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством, должно отвергаться. В памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия по нормализации этих отношений и обо всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений». Напоминание было весьма красноречивым и сильным» 608 . Полемика возникла на архиерейском совещании и по вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии с так называемой Русской Православной Церковью за границей. Митрополит Никодим предлагал дать в соборных постановлениях самые жесткие характеристики карловчанам как раскольникам, наносящим вред Церкви. Сурожский митрополит Антоний (Блюм) высказался за более гибкий и мягкий подход к ним, за то, чтобы постановление лишено было компрометирующей Собор политической окраски. На архиерейском собрании обсуждалась, естественно, и кандидатура Патриарха. Выступившие высказались за митрополита Крутицкого Пимена. Против открытого голосования возражал Брюссельский архиепископ Василий (Кривошеин) : «Я говорю все это не потому, что я против кандидатуры митрополита Пимена. Я много ломал голову над календарем с портретами наших иерархов и никого, кроме владыки Пимена, подходящего не нашел. Один слишком стар, другой слишком молод, а третий мне недостаточно известен. Считаю митрополита Пимена достойным кандидатом в Патриархи и заявляю, что будет ли тайное, будет ли явное голосование, я буду голосовать за митрополита Пимена... Думаю, что так мыслят все. Но тогда тем более не нужно делать открытых выборов, раз и при тайном голосовании проявится единодушие» 609 . Его мнение не было принято членами совещания, утвердившими открытое голосование при избрании Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

122 Глава XI Возвращение отца Пимена в Москву. – Последнее письмо преосвященного Леонида, его приезд в Москву и пребывание в ней, внезапная его кончина, погребение. – Печатание и разбор «Воспоминаний " » отца Пимена. – Кончина наместника Лавры, отца Антония. – Военная врачебница для раненых воинов на Угреше. – Празднование двадцатипятилетия общежития и настоятельства отца Пимена на Угреше. VIII Между тем как заслугам и деятельности отца Пимена оказывалось такое удивительное (чтобы не сказать непростительное) внимание, сами обстоятельства слагались так, что не умевшие благодарить его за все то, что было уже им сделано, нехотя поставлены были в необходимость опять обратиться к нему с просьбой, чтобы он к трудам своим приложил еще труды и сделал то, чего не могли сделать другие. Обстоятельство, в сущности весьма неважное, снова выдвигало отца Пимена на не новое уже для него поле деятельности – к великой ему похвале и к немалому укору тем, которые не стыдились просить услуг епархии и монашеству, совершенно забывая, что не умели ни оценить его прежних непрестанных трудов, ни достодолжным образом поблагодарить за все, им уже сделанное в продолжение целой четверти столетия. Октября 21 того же 1878 года умерла в Москве вдова, почетная гражданка Мазурина. Она была душеприказчицей своей невестки Макаровой-Зубачевой, умершей в 1859 году и оставившей значительный капитал на восстановление древнего упраздненного девичьего Ивановского монастыря. Монастырь этот, упраздненный после неприятельского нашествия 1812 года, находился близ Солянки, в урочище, называемом на Кулишках, против церкви Благоверного князя Владимира, что в Садех, основан был в 1530-х годах или родителем Иоанна Грозного, или матерью его, великой княгиней Еленой (Глинской), и существовал до 1813 года. После погрома Москвы Наполеоном он был обращен в приходскую церковь , а здания, в нем находившиеся, определены для жительства служивших в Синодальной типографии. В 1858 году, по смерти мужа и единственного сына, одна из московских жительниц, подполковница Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева, составила духовное завещание, по которому всю свою собственность, простиравшуюся до шестисот тысяч рублей, завещала на обновление Ивановского монастыря и на открытие в нем общежития. Душеприказчицей своей она избрала жену брата своего, Марию Александровну Мазурину, с правом безотчетного распоряжения капиталом, и вскоре после того в 1859 году скончалась. Завещание представлено было митрополиту Филарету и по ходатайству его утверждено в 1859 году Св. Синодом. По смерти завещательницы, здания прежнего Ивановского монастыря были разобраны, в сентябре 1861 года закладка новых совершена митрополитом Филаретом, и с тех пор строение продолжалось в течение почти восемнадцати лет, не приходя к окончанию до самой смерти душеприказчицы Мазуриной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В январе 1389 года на долго пустовавший престол был возведен Антоний — человек, преданный старой идеологии имперского единства, друг Иоанна V. Один из первых актов патриарха Антония (февраль 1389 года) подтверждал права Киприана на митрополию «Киевскую и всея Руси» (т. е. снимал с него все обвинения) и низлагал Пимена. Все предыдущие постановления патриархата, которые шли вразрез с линией Киприана, были либо признаны незаконными (как принятые при низложенном χρηματσαντο? — патриархе Макарии), либо отменены, потому что русские послы в 1379-1380 гг., при поставлении Пимена, как предполагалось, ввели патриарха Нила в заблуждение. Императору Иоанну V воздавались соответствующие почести за неожиданно обнаруженную им преданность идее единства русской митрополии и поддержку, оказанную Киприану. («Этим прежде всего озабочен высочайший и святой мой самодержец, оберегатель и защитник права и пользы»). Впрочем, в феврале 1389 года на пути Киприана все еще стояли существенные препятствия: противодействие Дмитрия Донского и пребывание в Москве Пимена. Вскоре эти препятствия исчезли: 19 мая 1389 года умер Дмитрий, а в сентябре того же года — Пимен. Русские епископы и духовенство, сопровождавшие Пимена в Константинополь, перешли на сторону Киприана. Вопрос о законности епископских посвящений, произведенных Пименом после отлучения патриархом Нилом, не поднимался — даже в случае с Феодором Ростовским. Другой ставленник Пимена - Евфросин Суздальский — получил подтверждение привилегий, дарованных его несчастливому предшественнику и духовному наставнику Дионисию: ему был пожалован титул архиепископа, а в состав епархии включены Нижний Новгород и Городец. 1 октября 1389 года Киприан, наконец, выехал в Россию, предварительно щедро одарив византийских чиновников. Восточным путем, через подвластные татарам земли, он не поехал, а выбрал путь через Белгород (Аккерман) и Киев. В 1390 году, в третье воскресенье Великого поста (6 марта), он прибыл в Москву. Летопись следующим образом описывает это событие: «В лето 6898 (1390) прииде Киприан митрополит из Царяграда на Русь, а с ним вкупе приидоста два митрополита Гречина», Матвей Адрианопольский и Никандр Ганский, а с ними Феодор, архиепископ Ростовский, Евфросин епископ Суздальский, Михаил епископ Смоленский, Исаакий, епископ Черниговский, Иеремия Грек, епископ Рязанский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010