св. Димитрия в Бобошевском мон-ре. В 1493 г. Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил ц. св. Георгия в Кремиковском мон-ре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 г. была вновь отстроена ц. св. ап. Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. Реликварий с мощами святителей Дионисия и Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и ап. Андрея Первозванного. 1783 г. (СНИМ) Реликварий с мощами святителей Дионисия и Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и ап. Андрея Первозванного. 1783 г. (СНИМ) В XVI-XVII вв. крупным центром письменности стал Этропольский мон-рь Св. Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV в.) колонией серб. рудокопов, существовавшей в близлежащем г. Этрополе ( Мутафчиев. 1973. С. 305, 320). В Этропольском мон-ре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иером. Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и др. В научной лит-ре даже существует понятие Этропольская художественно-каллиграфическая школа ( Райков. 1972). Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 г. создал для мон-ря икону Ветхозаветной Троицы, а через 4 года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского мон-ря. В Этропольском и окрестных мон-рях были написаны серии икон, в т. ч. с изображениями болг. святых; надписи на них были сделаны на слав. языке. Аналогичной была деятельность мон-рей на периферии Софийской равнины: не случайно эта область получила название Софийская малая св. гора. Епископский посох. XVIII в. (СНИМ) Епископский посох. XVIII в. (СНИМ) Характерна деятельность живописца иером. Пимена Зографского (Софийского), работавшего в кон. XVI - нач. XVII в. в окрестностях Софии и в Зап. Болгарии, где он украсил десятки храмов и мон-рей. В XVII в. были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и др.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Характерна деятельность живописца иеромонаха Пимена Зографского (Софийского), работавшего в конце XVI — начале XVII века в окрестностях Софии и в Западной Болгарии, где он украсил десятки храмов и монастырей. В XVII веке были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и других монастырях. Болгарские христиане рассчитывали на помощь единоверных славянских народов, особенно русских. С XVI века Россию регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и прочие духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митрополит Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение Константинопольского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в том числе игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и других монастырей, в XVI–XVII веках испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Позднее поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского монастыря (1712), архимандрит Лясковского монастыря (1718) и другие. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и церкви из России в Болгарию привозились славянские книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа. В XVIII–XIX веках с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования монастырям. В первой половине XVIII века были возобновлены и украшены многие монастырские храмы и часовни: в 1700 году возобновлен Капиновский монастырь, в 1701году — Дряновский, в 1704 году расписана часовня Святой Троицы в монастыре Пресвятой Богородицы в селе Арбанаси под Тырновом, в 1716 году в том же селе была освящена часовня монастыря святителя Николая, в 1718 году возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский монастырь, в 1732 году обновлена и украшена церковь Роженского монастыря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В монастырях создавались раки для святых мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и многое другое, что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В связи с принятием Декрета Святейший Патриарх Алексий в письме от 30 апреля 1969 года предложил патриарху Афинагору созвать всеправославное совещание, на котором можно было бы обсудить положение на Святой Горе. Этому же вопросу было посвящено совместное заявление Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла и местоблюстителя Московского Патриаршего престола митрополита Пимена от 8 июня 1970 года. В нем вновь говорилось об озабоченности Церквей Болгарской и Русской в связи с декретом согласно которому на греческое министерство иностранных дел были возложены в значительной степени прерогативы Высшей Церковной власти на Афоне. Губернатор хотел быть фактическим распорядителем жизнью и имуществом монастырей, расположенных на Святой Горе. Новые функции губернатора были подкреплены решениями об унизительных мерах наказания для иноков Святой Горы в случае нарушения ими упомянутого декрета. С другой стороны, в совместном заявлении высказывалась тревога по поводу появившихся в греческой печати сообщений о намерении правительства Греции превратить Афонский полуостров в место международного туризма. Это привело бы, подчеркивалось в документе, " к разрушению самой многовековой основы жизни афонских подвижников " . В заявлении решительно осуждалось вмешательство властей Греции в вопрос свободного въезда на Афон новых послушников и монахов и доступа паломников. 31 августа 1970 года Патриарший местоблюститель митрополит Пимен направил новое послание патриарху Афинагору, в котором вновь указывалось на необходимость созыва всеправославного совещания для обсуждения вопроса об Афоне. В марте 1972 года состоялась еще одна совместная акция Русской и Болгарской Церквей. Святейший Патриарх Пимен и Святейший Патриарх Максим направили совместное послание премьер-министру Греции Г.Пападопулосу, в котором призывали его принять необходимые меры для восстановления нормальных условий в Пантелеимоновском и Зографском монастырях. Копия этого письма была направлена патриарху Афинагору, но, как и прежде, никакого ответа от него не последовало.

http://pravoslavie.ru/39919.html

Эта статья встречается и в других рукописях: венской 81 и Румянц. Муз. 585. В статье за 4 у Ягича читается более подробное определение времени написания Сказания по седмом соборе въ мд лто въ времена Михаила цр греческаго и мтре его Феодоры ( рукоп. Тихонр.) же (Синод.) правоврню вр оутвердиста при патрарс Фоти в лто Бориса болгарскаго и Растица моравска и Костел блатыньска (блатеньскаго, Тихонр.) в лто мир т г.Так и в сербской рукописи у Cmojahobua. В этом списке перечисляются начала буквы, подобные греческим: а, в, г, д, е, з, и, о, ï, к, л, м, н, , о, п, р, с, т, у, ф, х, , , а затем четыренадесять по словеньскому ыку: б, ж, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, , ю, , . У И. В. Ягича не были исчерпаны варианты списков Савинского, Бреславского и др., ставших известными позднее. А потому было естественно дать сводный текст Сказания Храбра. Такое издание было дано Б. Г. Вилинским: «Сказание черноризца Храбра о письменахъ славянахъ». Одесса, 1901 г. Вслед за введением им и был дан сводный текст Сказания черноризца Храбра о письменахъ славянскихъ. В основу положен был список 348 г. Публ. библ, с вариантами из списков Хиландарского, Киевского, Зографского и из списков Моск. Дух. Акад., Бреславского, Савинского. За текстом следует словарь. Мы в настоящем издании напечатали текст 348 г. с вариантами к нему из рукописи Моск. Дух. Акад., и особо пересылку Сказания по рукописи Берлинского сборника, опустив позднейшую русскую редакцию. Но за то прибавили сказание о пермской грамоте по Бодянскому. В дополнение к первому тексту приведем заслуживающие внимания варианты, извлекая их из издания Вилинского. Стр. 162, строка 5: после чаание приб. или члкъ С., Б., после широта приб. щедрота С., Б.; стр. 8: помплова Б.; стр. 10: после и приб. св.; стр. 11: начиная пръваго, проп. до слов: се же сть п. с. С.; стр. 12: азь К., З., начпь З.; стр. 19: първе Б.; стр. 21: Б. Стр. 163, строка 1: вм. а– М.; после писати: а, б, в, даже до , , си с четыры меже десма подобны грески пимено с же а. б. т. д.; после х читается: , , а четыренадесть по словньскоу зыку си сть: б, ж, s, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, , ю, , , Б. Так и в позднейшей русской редакции у Ягича 4, стр. 306, а вм. « си сть»; иже сбуть вм. дроуии – нции С., Б.; вм. же оубо Б.; стр. 3: вм. не вдть вид известно Б.; колицми X., К., 3., С., Б.; стр. 4: б проп. К., Б.; стр. 7 с же и глще Б.; стр. 8: чемъ Б., вм. книгы письмена С., б тхъ Б.; стр. 9: исконьна С.; стр. 10: изнала Б.; стр. 11: кънигы С. не вдще С., глють З., С.; стр. 12: повел С.; стр. 14: пимена Б, възглемь З.; стр. 15: таковы Б., да речемъ Б.; стр. 16: иногда М, стр. 17: сирьскъ С.; стр. 21: З., Б.; стр. 24: въ ней С. стр. 25: З., приб. и вьс философи С.; стр. 28: Паламидъ С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.В. Шумило «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Интересно, что с Зографским Свято-Георгиевским монастырем, а значит и с «Черным Выром», по всей видимости, как-то был связан и уроженец местечка Золотоноши Переяславского полка Анатолий Мелесь. В архивных материалах по его делу сообщается, что он «в 1749 году в Афонскую Гору в Павло-Георгиевский монастырь ушел» 103 . Около 1751 г. этот странствующий монах на Афоне патриархом Константинопольским Кириллом был возведен в сан архимандрита 104 , а через четыре года, в 1755 г., тем же патриархом «без избрания протчиих архиереев, во епископа с наименованием запустелой от древних лет Мелетинской епархии двумя епископами в митру произведен» 105 . По словам еп. Феодосия (Макаревского), в 1751 г. он посещал Российскую империю для сбора пожертвований на Афонский Георгиевский монастырь 106 . Какой именно это монастырь, здесь не уточняется. Возможно, он представлял интересы Зографского Свято-Георгиевского монастыря. Правда, в ряде документов он фигурирует как архимандрит афонского «Павловского Георгиевского монастыря» 107 , поэтому не исключено, что он, все же, был из монастыря св. Павла, где тоже одно время подвизались болгары и сербы. Либо же он во время посещения Российской империи одновременно представлял интересы и Зографско-Георгиевского, и Павловского монастырей. Уже в сане епископа Анатолий Мелесь оказывал содействие православным болгарам, сербам и грекам на Балканах, испытывавшим от турок притеснения за веру, в их переселении в пределы южной Украины. В этом деле как уполномоченный от «турецких» славян он успешно провел переговоры в Санкт-Петербурге с российским правительством. Получив в 1756 г. разрешение от властей, он с этой целью с 1757 по 1759 гг. объездил всю Украину и остановился на Запорожской Сечи 108 . С апреля по декабрь 1759 г. этот «афонский епископ» почти целый год проживал на Сечи, где без разрешения российского Синода и Киевского митрополита совершал богослужения архиерейским чином 109 , и при этом отказывался поминать церковные власти 110 . По мнению ряда исследователей, еп. Анатолий (Мелесь) пытался создать на Запорожье отдельную автономную казачью епархию 111 . В 1760 г. решением Синода он был лишен сана и в качестве простого монаха сослан в Сибирь. Через девять лет, во время Первой турецкой войны, его дело было пересмотрено, и в 1769 г. А. Мелесь был направлен как иеромонах морским капелланом на россий-ский флот в Средиземном море. В 1770 г., после Чесменской битвы, «ради заслуг Анатолия во флоте», Синод таки признал его в «епископском чине и дозволил ему исправлять священнослужение архиерейское». В 1772 г. епископ Анатолий получил в Черниговской епархии в управление казачий Глуховский монастырь, где стал юродствовать. Скончался 2 февраля 1772 г. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З. Е. скромно оформлено, без миниатюр, заставки выполнены чернилами, оранжевой, желтой и голубой красками, на нек-рых листах сохранились рисунки (напр., на л. 43 об.- апостолы Петр и Павел, на л. 46 об.- голова св. Иоанна Предтечи на блюде). Заголовки на полях, некоторые фрагменты текста и инициалы в основной части выполнены оранжевой краской, в кириллической - киноварью, в палимпсестной замазаны светлыми чернилами. На полях З. Е. имеются многочисленные глаголические и кириллические дополнения и исправления основного, глаголического текста и палимпсеста, в т. ч. указания номеров глав Аммония Александрийского (III в.) и канонов Евсевия Памфила (см. Евсевий , еп. Кесарии Палестинской), номера чтений (зачал) и их начальные слова, указания дней недели и праздников, синонимы или толкования слов текста, отсылки к др. местам текста, восполнение пропущенных частей текста и др. Изд.: Срезневский И. И. Известие о глаголическом четвероевангелии Зографского мон-ря//ИОРЯС. 1855/1856. Т. 4. Вып. 7. С. 369-377; он же. Трефологий Зографского мон-ря// Он же. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1876. С. 403-429; Zografskoe Evangelie=Quattuor evangeliorum Codex glagoliticus olim Zographensis nunc Petropolitanus/Ed. V. Jagi. Berolini, 1879. Лит.: СКСРК, XI-XIII. С. 59-61 [Библиогр.]; Добрев И. Зографско Евангелие//КМЕ. Т. 1. С. 734-740 [Библиогр.]; Славова Т. Към локализацията на Зографското Евангелие - старобълг. паметник от X-XI в.//Palaeobulgarica. 1989. Год. 13. 1. С. 33-38; Мусакова Е. Украсата на два глаголически ръкописа - Зографското и Мариинското четириевангелие//Проблеми на изкуството. София, 1991. 4. С. 27-36; она же. Бележки върху украсата на Зографското четириевангелие//Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1. С. 107-111. Ж. Л. Левшина Рубрики: Ключевые слова: ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.)

http://pravenc.ru/text/199957.html

1714. БОГОСЛУЖЕНИЕ в храме Воскресения словущего. – 1986, 3, 18. 1715. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Богоявленском патриаршем соборе. – 1986, 6, 22. 1716. В.И. Богослужение в храме Воскресения словущего. – 1986, 6, 29. 1717. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождество Христово в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 3, 9. 1718. КЛИМАШИН А. Посещение Святейшим Патриархом Пименом храма Воскресения словущего. – 1987, 4, 6. 1719. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Москве. – 1987, 7, 9. 1720. ПРАЗДНОВАНИЕ 16-й годовщины патриаршей интронизации. – 1987, 8, 9. 1721. АГАФОДОР, архим. Мироварение в Москве. – 1987, 9, 22. 1722. СОКОЛОВ Ф., диак. День тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 11, 10. 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном молебне в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 11, 9. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме. – 1987, 11, 9. 1723. К 30-ЛЕТИЮ епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 2, 9. 1. Приветственный адрес Священного Синода РПЦ. – 1988, 2, 6. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе. – 1988, 2, 7. 3. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме 17 ноября 1987 года. – 1988, 2, 8. 1724. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 3, 10. 1725. В.Л. Храмовый праздник. – 1988, 3, 20. 1726. СОКОЛОВ Ф., диак. “Воскресения день…” (Пасха Христова 1988 года). – 1988, 7, 8. 1727. ПРАЗДНОВАНИЕ Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси. – 1988, 9, 3–42. 1728. ЗАКЛАДКА нового храма в Москве. – 1988, 9, 37. 1729. 17-Я ГОДОВЩИНА интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1988, 9, 45. 1730. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в день 17-й годовщины патриаршей интронизации. (Богоявленский патриарший собор, 3 июня 1988 года). – 1988, 9, 44. 1731. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена: 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

-------- 3207. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Петра (Пэдурару) во епископа Бельского. – 1991, 9, 33. -------- 3208. 13-ЛЕТИЕ со дня интронизации Святейшего Патриарха Пимена: 1. Речь Святейшего Патриарха Пимена на приеме по случаю годовщины его патриаршей интронизации 3 июня 1984 года. – 1984, 8, 9. 2. Соколов Ф., диак. Празднование годовщины патриаршей интронизации. – 1984, 8, 11. 3209. СОКОЛОВ Ф., диак. 74-я годовщина со дня рождения Его Святейшества. – 1984, 9, 8. 3210. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на приеме по случаю его 74-летия. (Москва, 23 июля 1984 года). – 1984, 9, 8. 3211. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Пимена на приеме по случаю дня его тезоименитства 9 сентября 1984 года. – 1984, 11, 13. 3212. СОКОЛОВ Ф., диак. День Ангела Святейшего Патриарха Пимена. – 1984, 11, 14. 3213. АЛЕКСАНДР, еп. Святейший Патриарх Пимен о задачах Духовной школы. (К 300-летию МДА). – 1985, 1, 60. 3214. 75-ЛЕТИЕ Святейшего Патриарха Пимена: 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Патриарха Московского и всея Руси Пимена орденом Трудового Красного Знамени. 2. Празднование юбилейной даты. – 1985, 7, 2. 3215. ВРУЧЕНИЕ юбилейной награды Святейшему Патриарху Пимену. – 1985, 7, 3. 3216. СОКОЛОВ Ф., диак. 14-я годовщина интронизации Святейшего Патриарха Пимена. – 1985, 7, 8. 3217. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на официальном приеме в день празднования 14-ой годовщины патриаршей интронизации 3 июня 1985 года. – 1985, 7, 7. 3218. К 75-ЛЕТИЮ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена: 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Патриарха Московского и всея Руси орденом Трудового Красного Знамени. 2. Пимен, патр. Телеграмма Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. А. Громыко. 3. Обмен телеграммами между Святейшим Патриархом Пименом и Председателем Совета по делам религии К. М. Харчевым. 4. Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена на торжественном акте в МДА 23 июля 1985 года. 5. Ответное слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничной трапезе в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 23 июля 1985 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3239. НАРОДНЫЕ депутаты СССР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. – 1989, 7, 4. 3240. ДЕНЬ рождения Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 11, 4. 3241. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 11, 4. 3242. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 12, 9. 3243. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1989 года. – 1989, 12, 8. 3244. К КОНЧИНЕ Святейшего Патриарха Пимена: 1. От Священного Синода Русской Православной Церкви сообщение о кончине. – 1990, 7, 3. 2. Телеграммы соболезнования Священному Синоду Русской Православной Церкви. – 1990, 7, 3. 3. Заседание Священного Синода. – 1990, 7, 4. 4. Питирим, митр. Патриарх и его время. – 1990, 7, 27. 5. Иванов С. На родине Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 7, 30. 6. Соболезнования в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 2. 7. Надгробное слово Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха всея Украины. – 1990, 8, 7. 8. На нетленную жизнь прихожду днесь…-1990, 8, 8. 9. Сергий, архим. Последние дни земной жизни Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 22. 10. Нарциссов В. Воспоминания о Святейшем. – 1990, 8, 25. 11. К годовщине кончины Святейшего Патриарха Пимена. – 1991, 9, 29. 12. Белавенец С. Памяти Патриарха Пимена. – 1991, 9, 29. -------- 3245. ВЛАДЫШЕВСКАЯ Л. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского). – 1994, 4, 139. -------- 3246. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Питирима (Волочкова) во епископа Сыктывкарского и Воркутинского. – 1996, 2, 16. -------- 3247. ВЛАДИМИР, архим. Присвоение архиепископу Волоколамскому Питириму (Нечаеву) степени доктора богословия “гонорис кауза”. – 1984, 3, 53. 3248. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР о награждении архиепископа Волоколамского Питирима орденом Дружбы народов. – 1986, 2, 5. 3249. ВЛАДИМИР, еп. Архиепископ Волоколамский Питирим-доктор богословия “гонорис кауза” Богословского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге. – 1986, 3, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. Слово митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха Украины в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 23 июля 1985 года. 7. Вступительное слово митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, управляющего делами Московской Патриархии, на торжественном акте в МДА 23 июля 1985 года. 8. Александр. еп. Святейший Патриарх Пимен- преемник Московских Первосвятителей. 9. Приветственный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену в связи с 75-летием со дня рождения. 10. Приветствия высоких гостей. 11. Соколов Ф., диак. Празднование 75-летия Святейшего Патриарха Пимена. – 1985, 11, 3–28. 12. Вручение Патриарху Пимену ордена Трудового Красного Знамени. – 1985, 11, 34. 13. Речь Святейшего Патриарха Пимена при вручении ему ордена Трудового Красного Знамени 30 августа 1985 года. – 1985, 11, 34. 3219. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день его тезоименитства. (Москва, 9сентября 1985 года). – 1985, 11, 40. 3220. СОКОЛОВ Ф., диак. День тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1985, 11, 42. 3221. НАГРАЖДЕНИЕ Патриарха Пимена орденом Дружбы ЧССР. – 1986, 1, 6. 3222. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Пимена при вручении ему ордена Дружбы ЧССР 30 октября 1985 года. – 1986, 1, 6. 3223. ЖИДКОВ А., свящ., ЕЛИСОВ А., ВАСНЕВ С. 15-летие первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена. – 1986, 9, 59. 3224. ПРАЗДНОВАНИЕ 76-летия Святейшего Патриарха Пимена: 1. Поздравление Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену в день 76-летия Его Святейшества, произнесенное митрополитом Минским и Белорусским Филаретом, председателем ОВЦС, от имени РПЦ на праздничном приеме в патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры 23 июля 1986 года. – 1986, 10, 7. 2. Ответное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на поздравление по случаю его дня рождения. Троице-Сергиева Лавра, 23 июля 1986 года. – 1986, 10, 8. 3. Соколов Ф., диак. 76-летие Святейшего Патриарха Пимена и 15-я годовщина его интронизации. – 1986, 10, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010