Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. Оба сочинения известны при ответах на них старообрядцев, составленных в следующем году. Против историчности личности Г. свидетельствуют все немногочисленные сведения о нем, содержащиеся в приписываемых ему сочинениях. Г. называет себя уроженцем «бывшего столичного града земли Болгарской Тернова», время его рождения (судя по тому, что он был отдан учиться в 1673) определяется ок. сер. 60-х гг. XVII в. К.-л. конкретные болг. реалии (за исключением указания на Тырново как бывш. столицу страны, о чем составитель мог знать из таких популярных в совр. ему рус. книжности сочинений, как Хронограф Русский и Космографии разных редакций) в «Манифесте...» и «Вопросах...» отсутствуют. Духовная жизнь правосл. слав. населения Болгарии в посл. трети XVII - 1-й трети XVIII в. находилась если не в застое, то в глубоком затишье (в этом смысле характерно, что лит. процесс XVII в. болг. филологи рассматривают почти исключительно на материале католич. (преимущественно латиноязычных) сочинений - см., напр.: Динеков П. Н. Българската лит-ра през XVII в.//Лит. мисъл. 1977. 1. С. 5-15). Так, с сер. XVII до сер. XVIII в. (от Жития прп. Пимена Зографского до «Истории славяно-болгарской» прп. Паисия Хиландарского) не было создано ни одного оригинального лит. текста крупнее «выходных» записей книгописцев. В Тырнове, где находилась кафедра греч. митрополитов, слав. культура играла второстепенную роль: для периода 1651-1750 гг. не известна ни одна рукопись, написанная здесь или хотя бы созданная выходцами из Тырнова в др. местах ( Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII вв. София, 2004. Т. 2: XV-XVIII в. (по указ.)). В «Манифесте...» Г. говорит, что «еще в юностных летах» он изучил «слоги и прочих свободных наук отчасти коснулся», между тем подобное образование он мог получить в то время лишь в греч. или в лат. (болгаро-католич.) школе (поскольку до XIX в. слав. уч-ща с преподаванием элементов свободных искусств в Болгарии отсутствовали), но об этом не говорится ни слова. Конфессиональная и национальная ситуация в Болгарии (конкретно в Тырнове) в сочинении не упоминается, нет в нем и выпадов против греков, довольно частых в рассматриваемый период в рассказах юж. славян, общавшихся с русскими. Напротив, тема «многшего неустроения» в церковных обрядах, столь волнующая «болгарина» Г. и близкая его рус. собеседникам, совершенно чужда (в отличие от вопроса о языке богослужения) южнослав. книжникам в период османского владычества, да и более раннего времени, после повсеместного распространения в XIV в. Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/168297.html

иером. Макарий Симонопетрский † Память святых мучеников Дакия, Севира, Андрона, Феодота и Феодотии, усеченных мечом 28 . † Память преподобного Илии Египетского, почившего в мире. † Память девяти святых мучеников, усеченных Мечом. † Память двадцати восьми святых мучеников, принявших смерть в огне 29 . † Память преподобного Пимена Зографского 30 † Память преподобного Пимена Зографского Св. Пимен жил на рубеже XVI-XVII вв. Он родился в болгарском гор. Софии в праздник святых апостолов Петра и Павла и потому в святом крещении был назван Петром. Еще молодым он удалился на Святую Гору Афон и принял монашество в болгарском монастыре Зограф. С пламенной ревностью он восходил по пути совершенствования и был рукоположен в священника в возрасте тридцати лет. Некоторое время спустя он удалился в пустыню, чтобы посвятить себя посту и непрестанной молитве. Достигнув пятидесяти пяти лет, святой получил от Бога повеление вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким игом. Он обошел всю страну, укрепляя веру православного народа проповедью и многочисленными чудесами. Прп. Пимен построил или обновил около трехсот храмов и пятнадцати монастырей, украшая их замечательными фресками, которые писал сам. В одном из них, Черепишском монастыре, он и почил в мире ок. 1620 г. Его святые мощи, обретенные нетленными, были затем перенесены в Суходольский монастырь Видинской епархии. Прп. Пимен почитается как покровитель болгарских художников. 28 В некоторых Синаксарях они упоминаются 4 ноября под именами Севира (или Савина, или Савиниана, или Севериана), Андрона (или Адриана) и Феодота (или Агриппы). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. 29 Эти три памяти встречаются в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данные памяти не включены. 30 Св. Пимен почитается в Болгарской Православной Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Хризограф»: Вып. 2/Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; ФАКК; ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря — М.: изд-во «Сканрус», 2005. — 336 с. 7 сентября 2005 г. 17:58 В очередном выпуске «Хризографа» рассматриваются проблемы изучения древнерусских, греческих и латинских рукописей, в том числе палеографии, кодикологии, текстологии и истории искусства. Уделено внимание технико-технологическим аспектам древнерусской живописи, методам работы средневековых мастеров. Ряд памятников публикуется впервые.   Содержание сборника Быкова Г. З. Пергамен как основа средневековых рукописей Фонкич Б. Л. Греческие рукописи собрания М. П. Погодина Bruni A. M. Sulla datazione del codice Vat. gr. 460 delle Orazioni di Gregorio di Nazianzo ( Бруни А. М. О датировке кодекса Слов Григория Назианзина Vat. gr. 460) Добрынина Э. Н. О датировке миниатюр греческого Евангелия 999 г. ГИМ. Муз. 3644 Смирнова Э. С. Русский лицевой Служебник XIV в. в Нью-Йорке Парпулов Г. Р. Художественное оформление Четвероевангелия болгарского царя Георгия II Тертера (Афон, Хиландар, 18) Лифшиц Л. И. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея Игошев B. В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплете Евангелия ГИМ. Син. 742 Жемайтис C. Г. К вопросу о происхождении и бытовании Киевской Псалтири (1397–1518 гг.) Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV–XVI bb. Moussakova E. Pimen of Zograph " s Manuscripts as an Example of Collaboration among Scribes ( Мусакова Е. Рукописи Пимена Зографского как пример сотрудничества писцов) Афанасьева Т. И. Некоторые особенности состава славянских Служебников XI–XV вв. в сравнении с греческими Евхологиями этого периода Уханова E. В. Новые данные о переводах Студийского устава в 1-й пол. XIII в., происходящие из библиотеки Иосифа Волоцкого Мошкова Л. В. Западнорусская Кормчая особого состава Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1) Иванова Ж. Н. Уникальный экземпляр киевских гравированных «Святцев» 1-й трети XVII в. в составе сборника ГИМ. Муз. 293 Лифшиц А. Л. Кириак Ястребенский — неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в. Лебедева И. Н. К проблеме взаимоотношения русской книжной миниатюры и иконописи (о некоторых лицевых рукописях из коллекции Н. П. Лихачева) Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39056.html

Самым ранним изображением Н. С. считается фреска прп. Пимена Зографского или его учеников в Куриловском монастыре (1596). Атрибуция некоторых образов Н. С. осложняется отсутствием в их надписях уточнений и многочисленностью одноименных святых. Иногда Н. С. изображается как св. воин, с крестом в правой и копьем в левой руке: самая ранняя (1703) икона с такой иконографией находится в параклисе мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы в Арбанаси . Ист.: Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв.: Житие св. Николая Новаго Софийского по единственной ркп. XVI в. СПб., 1901. (СбОРЯС; Т. 71. 2); Розов В. А. Служба и канон св. Николи Новоме Београд, 1930. Год. 5. Св. 3. С. 205-219; Стара българска лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби. С. 308-376, 613-622; Кожухаров С. Химнографска интерпретация на софийските мъченичества от XVI в.: Инок Андрей: Служба за Николай Софийски// Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 259-278. Лит.: Снегаров И. Поглед към изворите за св. Никола Софийски//ГСУ, БФ. 1932. Год. 9. С. 1-74; Кожухаров С. Тах Андрей - един незабелязан химнописец от XVI в.//Старобълг. лит-ра. София, 1985. Кн. 18. С. 150-160; Райчинов С. Житието на Николай Нови Софийски в развитието на старобълг. лит-ра//Лит-ра, общество, идеи: Изследвания на млади науч. работници. София, 1986. С. 48-65; Тодорова О. Православната църква и българите XV-XVIII в. София, 1997; Гергова И. Софийски светци//София - 120 години столица. София, 2000. С. 307-312; Темелски Х. Храмът св. Николай Нови Софийски. София, 2000; Йонова М. Софийската книжовна школа//СтБЛ. 20032. С. 279-280; Поповска-Коробар В. Претставата на св. Никола Нови во Слимничкиот манастир//Зб. средновек. уметност. Ckonje, 2006. Бр. 5. С. 105-120; Буюклиева А. Житие на Николай Нови Софийски от Матей Граматик в контекста на житийната традиция. София, 2008; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 222-257; Николов А., Герд Л. П. А. Сирку в България (1878-1879). София, 2012. (Studia mediaevalia Slavica et Byzantina; 3); Русева Р. Към историята на християнството в София през XX в.: Една непубликувана икона на св. Николай Нови Софийски и св. Георги Нови Софийски от Музея на христ. изкуство в Криптата на храм-паметник св. Александър Невски//Герои, култове, светци. София, 2015. С. 89-102.

http://pravenc.ru/text/2566136.html

Митрополит США Канады и Австралии Иосиф (БПЦ): « В епархии внимательно следили за визитом, видели, что папа исполнил всю свою программу, внимательно вслушались в слова, сказанные ему Патриархом Неофитом – именно эти слова хотели услышать заокеанские чада БПЦ, что БПЦ была и будет верна Св. Писанию, Свящ. Преданию, решениям Вселенских Соборов, канонам и учению святых отцов Церкви, что «компромиссов в вере быть не может». Настоятель столичного храма св. Георгия Победоносца («ротонда») протоиерей Иоанн Куков в интервью Болгарскому национальному радио напомнил , что визит папы проходит в те самые дни, когда БПЦ поминает и св. Пимена Зографского, которому явился св. Георгий, когда болгарскому народу угрожала католическая экспансия и униатство. Св. Георгий сказал св. Пимену, тогда – иеромонаху монастыря Зограф на Афоне: «Иди, паси мой народ». В завершение позволю себе напомнить, что главная цель украинского церковного «проекта» - разделение православных. В Болгарии все чаще говорят о том, что русофобия в стране не прошла и теперь осуществляется попытка насадить болгарофобию в России. Поэтому нужно быть особенно осторожными в попытках анализировать происходящее в БПЦ (и других поместных Церквах), чтобы не возвести напраслину на архиереев и не устроить невольную провокацию. Жизнь, в том числе церковная, не стоит на месте, ситуация меняется, но порой неприметным образом. Перемены менее всего зависят от поверхностной аналитики в соцсетях и более всего – от нашей способности проживать по-христиански Богом данные обстоятельства. Автор - Янина Алексеева (г. София, Болгария) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 1. О болгарофобии В Болгарии все чаще говорят о том, что русофобия в стране не прошла и теперь осуществляется попытка насадить болгарофобию в России Уж в этом, у нас хорошо преуспели. Не раз приходится читать и слышать всякие злые высказывания среди наших граждан в адрес болгар и Болгарии, нередко безграмотные.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/10/ne_dop...

Георгия (1502) и другие строения монастыря. Монахи Зографа и поныне поминают в своих молитвах «благочестивых воевод Стефана, Василия, Антиоха и Богдана». В конце XVI – начале XVII вв. значительную роль сыграла деятельность преп. Пимена Зографского (ум. 1620) по восстановлению разрушенных и основанию новых обителей на территории самой Болгарии, прежде всего, в округе Софии. Со второй половины XVIII в. болгарские монастыри вновь переживают расцвет и играют активную роль в возрождении Болгарии и болгарской духовной культуры. Несмотря на исторические потрясения и связанные с ними духовные утраты, мистико-аскетическая традиция в Болгарии имеет непрерывную историю, насчитывающую более 1100 лет. Исихазм в Болгарии стал предметом научного интереса во второй половине XIX в., притом среди иностранных ученых, своими трудами заложивших прочный фундамент будущих штудий и наметивших контуры современных исследований данной темы. Нельзя обойти имена и научные заслуги О. М. Бодянского (1808–1877) 109 , П. Сырку (1855–1905) 110 , К. Ф. Радченко (1872–1908) 111 , А. И. Яцимирского (1873–1925) 112 , Э. Калужняцкого и др. 113 Тот факт, что исихазм в Болгарии и деятельность Тырновской школы стали приоритетным объектом изучения среди международного братства ученых, прежде всего среди русских славистов, – сам по себе является показателем значимости болгарской духовной культуры второй половины XIV в. 114 В конце XIX – начале XX в., параллельно со становлением болгарской науки, развитие которой было значительно замедлено вненаучными, историческими факторами, исихазм и его влияние на болгарскую культуру и литературу постепенно занимают все большее внимание отечественных ученых. К интересующему нас вопросу в первую очередь обратилась плеяда замечательных историков: Д. Маринов, В. Златарски, Й. Иванов. Затем, в 20–30-е гг. ХХ в. болгарский исихазм стал главным предметом научных трудов В. Сл. Киселкова (1887–1973, см. публ. 11 .163–173) 115 , работы которого до сих пор не потеряли своего значения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Книгописная деятельность велась также в мон-рях, расположенных в окрестностях Софии,- Драгалевском, Кремиковском, Сеславском, Лозенском, Кокалянском, Куриловском и др. Драгалевский мон-рь был возобновлен в 1476 г.; инициатором его обновления и украшения стал зажиточный болгарин Радослав Мавр, портрет к-рого в окружении семьи был помещен среди росписей преддверия монастырского храма. В 1488 г. иером. Неофит с сыновьями, священником Димитром и Богданом, на собственные средства построили и украсили ц. св. Димитрия в Бобошевском мон-ре. В 1493 г. Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил ц. св. Георгия в Кремиковском мон-ре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 г. была вновь отстроена ц. св. ап. Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. В XVI-XVII вв. крупным центром письменности стал Этропольский мон-рь Св. Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV в.) колонией серб. рудокопов, существовавшей в близлежащем г. Этрополе ( Мутафчиев . 1973. С. 305, 320). В Этропольском мон-ре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иером. Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и др. В научной лит-ре даже существует понятие Этропольская художественно-каллиграфическая школа ( Райков . 1972). Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 г. создал для мон-ря икону Ветхозаветной Троицы, а через 4 года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского мон-ря. В Этропольском и окрестных мон-рях были написаны серии икон, в т. ч. с изображениями болг. святых; надписи на них были сделаны на слав. языке. Аналогичной была деятельность мон-рей на периферии Софийской равнины: не случайно эта область получила название Софийская малая св. гора. Характерна деятельность живописца иером. Пимена Зографского (Софийского), работавшего в кон. XVI - нач. XVII в. в окрестностях Софии и в Зап. Болгарии, где он украсил десятки храмов и мон-рей. В XVII в. были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и др. мон-рях.

http://sedmitza.ru/text/1058762.html

Киевского и всея Руси Петра , принадлежащее перу его преемника митр. Киприана ( Ангелов. 1958. Т. 1. С. 159-176; Дончева-Панайотова. 1981). После XV в. на долгое время прекратилось создание новых житий преподобных. В XVII в. мон. Памфилий составил Житие прп. Пимена Зографского ( нач. XVII в.), иконописца и книгописца, мн. годы подвизавшегося в Зографском мон-ре, а затем в разных обителях в Болгарии, преимущественно вокруг Софии. Сохранилась единственная копия его Жития с афонского списка 1683 г. ( Динеков. 1954). Жития болг. преподобных, подвизавшихся на Афоне, напр. Козмы Зографского , помещены в т. н. Афонском патерике, через посредство которого они и распространялись до кон. XIX в. ( Партений. 1979. Т. 2). III. Мученичества. В древнеболг. лит-ре присутствуют гл. обр. переводные мученичества. Канонизация мучеников в Болгарии до нач. XV в. не происходила, за исключением Зографских преподобномучеников , сожженных в пирге мон-ря в 1274 (1275 или 1276) г. за сопротивление введению на Афоне унии. Время возникновения их Мученичества точно неизвестно (между кон. XIII - нач. XIV в. и XVI в., т. к. единственный его список находится в ркп. 2-й четв. XVII в.). Несмотря на небольшой объем текста, его автор демонстрирует хорошее знакомство с лит. принципами дометафрастовских мученичеств (в т. ч. прослеживается влияние Жития 40 Севастийских мучеников). В тексте сохранились важные исторические сведения (о сгоревших 193 книгах, о церковной утвари и ценностях, подаренных болг. царями). В нач. XV в. Григорий Цамблак в качестве пресвитера соборной молдовлахийской церкви в Сучаве принял участие в перенесении мощей пострадавшего за Христа трапезундского купца вмч. Иоанна Нового Сучавского из Аккермана (ныне Белгород-Днестровский) в Сучаву и написал его Мученичество и проложное Житие (т. н. Афлисис - см.: Яцимирский. 1898. С. 74; Темчин С. Ю. Гимнографическое творчество Григория Цамблака: Вильнюсский список службы с житием Иоанну Новому Сучавскому 2.VI//Krakówsko-Wilenskie studia slawistyczne.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В мае 1521 г. З. получил статус ставропигиального мон-ря актом К-польского патриарха Феолипта I . Акту предшествовала жалоба братии патриарху на митрополита Фессалоники, к-рый настаивал на подчинении мон-ря ему (см.: Иванов. 1931. С. 546-547). В XVI или в нач. XVII в. в З. была сфабрикована т. н. Коломанова (Калиманова) грамота якобы 1192 г. (хотя царь Коломан I Асень правил Болгарией в 1241-1246), скрепленная настоящей печатью его отца, болг. царя Иоанна Асеня II. Хотя ее содержание было вымыслом, призванным узаконить нек-рые владения мон-ря, ее сведения о владениях обители в Охриде, в Струге, в Софии и на Дунае и упоминания исторических деятелей, взятые из древних несохранившихся грамот, могут быть достоверными ( Иванов. 1931. С. 602-608; Tch é r é missinoff. 1983. S. 17; Павликянов. 2005. С. 77-78). О хорошем экономическом состоянии З. в сер. XVI в. свидетельствует документ 1569 г. о выкупе мон-рем как частной собственности в 1568 г. земель, принадлежавших ему до конфискации османскими властями, имеются также упоминание о числе братии (48 монахов) и подробное описание монастырского комплекса и имущества. На территории монастыря находились церковь, трапезная, кухня, больница, 3 дома, 57 келлий, башня, пекарня, 2 хлева и 4 колодца; обитель имела владения на п-овах Афон и Халкидики, в долине р. Стримон, близ г. Серры и проч., а также ей принадлежали пристань, 19 домов, мастерская, 4 мельницы, 4 погреба, 10 хлевов, 3 сеновала, 127 га виноградников, 10 га садов, 10 га маслиновых рощ, 3 пасеки. Обитель имела 130 коз, 80 овец, 40 коров, 35 буйволов и 9 коней. Документы 1478, 1504, 1519, 1527, 1529, 1548, 1568, 1696 гг. дополняют этот список владениями на п-ове Касандра, близ Драмы, на о-ве Тасос и проч. ( Мердзимекис. 2001. С. 176-185; Он же. 2005. С. 459-471). В XVII в. З. поддерживал тесные экономические и культурные связи с болг. городами (София, Карлово, Дряново) и мон-рями Черепишским, Этропольским, Рильским. В Житии книжника прп. Пимена Зографского († 1618) сообщается, что во время проживания святого в мон-ре обитель владела в Софии храмами вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца, а также 20 торговыми лавками. Согласно приписке 1622 г., братия З. сильно пострадала от чумы, а в выходной записи попа Манассии из Дрянова (работавшего в обители) на Октоихе гласов 5-8 (Ath. Zogr. slav. N 100; прежний шифр - II.r.9; см.: Порфирий (Успенский). 1880. С. 156; Иванов. 1931. С. 251) упомянуто, что в 1644 г. монастырскую пристань захватили «франки» (вероятно, венецианцы или зап. пираты). Во время Критской войны 1645-1649 гг. между Османской империей и Венецией мон-рь был разграблен вторично. Отношения с Россией, Украиной и Белоруссией

http://pravenc.ru/text/199949.html

Димитрия в Бобошевском монастыре. В 1493 г. Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил церковь св. Георгия в Кремиковском мон-ре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 г. была вновь отстроена церковь св. Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. В XVI–XVII вв. крупным центром письменности стал Этропольский мон-рь Св. Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV в.) колонией серб. рудокопов, существовавшей в близлежащем г. Этрополе (Мутафчиев П. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 305, 320). В Этрополском мон-ре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников — грамматика Бойчо, иером. Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и др. В исследовательской литературе даже существует понятие этропольской художественно-каллиграфической школы (Райков Б. Етрополска калиграфско-художествена школа през XVI–XVII в.//Известия на НБКМ. София, 1972. Т. 12 (18). С. 23–40). Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 г. создал для мон-ря икону Ветхозаветной Троицы, а через четыре года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского мон-ря. В Этропольском и окрестных мон-рях были написаны серии икон, в том числе с изображениями болг. святых; надписи на них были сделаны на слав. яз. Аналогичной была деятельность мон-рей на периферии Софийской равнины: не случайно эта область получила название «Софийской малой Святой Горы». Характерна деятельность живописца иером. Пимена Зографского (Софийского), работавшего в кон. XVI — нач. XVII в. в окрестностях Софии и в Зап. Болгарии, где он украсил десятки храмов и мон-рей. В XVII в. были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и др. мон-рях. Болг. христиане расчитывали на помощь единоверных слав.

http://sedmitza.ru/text/400854.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010