Между тем Дионисий скончался, а низвергнутый Пимен поспешил в Царьград, куда вскоре прибыл и архимандрит Феодор с обвинительными грамотами на Пимена. Но случилось так, что Феодор с Пименом согласились, бежали из Константинополя и долго скитались по Востоку, несмотря на все приглашения от Собора и императора. Тогда Собор отлучил их заочно и постановил послать в Россию одного митрополита Киприана, чтобы прекратились в ней церковные смуты и восстановился древний порядок. К сожалению, и с этими последними объяснениями соборной грамоты никак нельзя согласиться. Нет, не столько русские, сколько сами патриархи были виновниками тех церковных смут и волнений, какие происходили тогда в России по случаю назначения митрополитов. О патриархе Макарии и соборная грамота заметила, что он не захотел признать Киприана преемником Алексия, несмотря на ясное определение своего предшественника Филофея и Собора, чтобы именно Киприан сделался митрополитом всей России по смерти Алексия. Не лучше действовал потом и патриарх Нил (1378–1388). Зачем он поверил русским послам, представившим ему подложные грамоты о Пимене, когда обман обличался некоторыми другими лицами, вновь прибывшими из России; зачем не помедлил решением и не послал в Россию удостовериться в деле? Да хотя бы он и не имел никакого повода не доверять послам, зачем он согласился поставить в Россию другого митрополита — Пимена, когда там был уже митрополит Киприан, предназначенный еще прежде быть единым митрополитом всей Русской Церкви после Алексия? Но не ограничиваясь только назначением к нам другого митрополита — Пимена, патриарх Нил тогда постановил вместе с Собором своим определение, будто Киприан взят был на митрополию обманом и рукоположен незаконно и потому лишается Киева и всей России, а должен довольствоваться только Малороссиею и Литвою. Об этом неблаговидном поступке патриарха грамота почему-то совершенно умалчивает. И этого мало. Когда патриарх удостоверился несомненно, что был страшно обманут, что за такой обман великий князь московский строго наказал своих послов, а Пимена заточил, зачем не послал тогда низложения обманщику, а напротив, посылал многие грамоты к великому князю в защиту Пимена и упрашивал принять его на Русскую митрополию, стараясь вредить Киприану? Когда затем Суздальский епископ Дионисий принес в Константинополь письменные обвинения на Пимена от самого великого князя и от прочих русских князей, почему патриарх не поверил им, а отправил еще двух архиереев для поверки этих обвинений на месте? И еще прежде, нежели посланные исполнили возложенное на них поручение и донесли патриарху о виновности Пимена, зачем патриарх поспешил поставить в Россию нового митрополита Дионисия? И об этом достоверном факте молчит грамота, упоминая только, что Дионисий вскоре скончался.

http://sedmitza.ru/lib/text/435939/

Детям раздали гостинцы, одарили платьями, фартуками, рубашками, чулками, валенками и варежками. Епископ Андроник и отец ректор окунулись в стихию праздника в полную меру, от души: где дети, там всегда особая близость Господа и чистая радость... Литургическое служение, руководство Семинарией, преподавание на пастырских курсах, организация народных чтений, попечения о семинарском лазарете и забота о народной трезвости составляют картину христианского подвижничества отца Пимена. Труды отца Пимена снискали ему любовь и учащихся Семинарии, и жителей Перми, и правящего архиерея. В начале 1916 года епископ Андроник начал хлопотать о викарном епископе для Пермской епархии. Замысел предполагал, что сподвижником и помощником владыке Андронику станет архимандрит Пимен. Нашлись средства для второго Архиерейского дома в Соликамске, и, наконец, было получено согласие. Но неожиданно в Пермь пришло известие о предстоящей хиротонии отца Пимена во епископа Салмасского и об отбытии его в Персию на место Преосвященного Сергия, с которым Министерство иностранных дел решило окончательно распрощаться. В 20-х числах июля 1916 года вышел Указ о назначении ректора Пермской Духовной Семинарии архимандрита Пимена начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа Салмасского и о назначении на викарную Соликамскую кафедру бывшего епископа Салмасского Преосвященного Сергия (Лаврова) В 20-х числах июля 1916 года в Перми проходили проводы дорогого ректора отца Пимена. Прошли последняя воскресная литургия и последняя проповедь в семинарском храме. Он попросил молитв за него, потому что в Иране ему предстояло почти в одиночку идти на «крепость зла». Несмотря на дождливый день, на литургию в семинарском храме собралось много народу, были губернатор М. А. Лозино-Лозинский и вице-губернатор Н. Н. Максимович. В тот же день отец Пимен провел последнюю беседу в Стефановской часовне, дав заветы истинной христианской жизни, и многие во время этой речи, не скрывая слез, плакали. Когда же выступал мальчик Белозерский, член детского Стефановского кружка, который, глотая слезы, читал приветствие, то, по словам неизвестного автора заметки о проводах отца Пимена, «рыдали уже все» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Митрополит Пимен был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Алексия I. Всю свою жизнь он посвятил ревностному служению Церкви, и Церковь высоко оценила его выдающиеся заслуги. После блаженной кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. 3 июня 1971 г. в Богоявленском соборе состоялась интронизация избранного Поместным Собором Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В своем Первосвятительском служении Святейший Патриарх Пимен явил себя достойным преемником и продолжателем церковного делания Святейших Патриархов Московских Тихона , Сергия и Алексия I. Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о вверенной ему многочисленной православной пастве, о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия. Осуществляя высокую миссию в сфере межправославных отношений, Патриарх Пимен отмечал: «Мы стремились, и, по нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских отношений Русской Православной Церкви с возлюбленными Поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной вселенской семье — вот та святая задача, которой мы себя посвящаем». В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала время решительных исторических перемен. Русская Православная Церковь не могла оставаться в стороне от свершающихся судеб русского народа. В Предъюбилейном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 1000-летию Крещения Руси говорится: «Каждый из нас, чад церковных, ныне призван своим гражданским и религиозным долгом ревностно участвовать в развитии и совершенствовании нашего общества. Нас воодушевляет процесс укрепления духовных и нравственных основ в личной, семейной и общественной жизни нашего народа, стремление нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1151959.ht...

Сегодня исполняется 26 лет со дня блаженной кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), возглавлявшего Саратовскую кафедру с 1965 по 1993 год. По традиции в этот день Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершает панихиду у его могилы у алтаря Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова. Деятельность Владыки Пимена была многогранной, и для сохранения его наследия делается многое: в Саратове проводятся ежегодные Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, в издательстве Саратовской епархии изданы его дневники. Предлагаем Вашему вниманию одну из подробных биографических публикаций об этом замечательном архипастыре, опубликованную в журнале «Православие и современность». Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965–1987 годы Невозможно в столь малой статье охватить почти 29-летнее время управления Саратовской епархией епископа, а затем архиепископа Пимена (Хмелевского). Но мы постараемся наметить основные исторические вехи, неразрывно связанные с личностью и служением приснопоминаемого Владыки Пимена. Это время неравномерно делится на два периода — до и после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. После этого поворотного для Русской Церкви события стала возможна активная ее деятельность вне стен храма, разжались тиски господствовавшего в стране тоталитарного безбожия. И эти, очень активные последние годы жизни Архиепископа Пимена, и предыдущие два десятилетия управления им епархией в условиях жестких рамок государственного ограничения равно свидетельствуют о нем, как о мудром устроителе церковного мира, глубоком знатоке человеческой души, смиренном благовестнике Евангелия Царства Божия и дерзновенном в молитве за вверенную ему Богом паству духоносном святителе. Публикация, которая сейчас перед вами, охватывает только «советский» период служения Владыки. Яркий луч света В конце 50 — начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/126283.html

В начале мая отец Пимен (по совету своих обычных врачей) должен был пить минеральные воды, так как опять проявились некоторые неблагоприятные признаки прежней его болезни, и поэтому с половины мая и до 20 чисел июня он прожил на даче Берлюковской пустыни, в сельце Кармолине, о котором было уже подробно рассказано, когда он там пребывал в 1876 году. Время, которое он там провел, не ознаменовалось ничем особенным, и потому рассказывать, как он там жил, пил предписанные ему воды и гулял большую часть дня, считаем совершенно излишним. Приехав в Кармолино 15 мая, он возвратился на Угрешу 22 июня и дня два спустя поехал в Москву приглашать на скитский праздник, Петров день, нового викария, преосвященного Амвросия, и московского генерал-губернатора князя В.А.Долгорукова. Преосвященный прибыл накануне и пребывание имел в скитской настоятельской келии, совершал всенощное бдение у праздника? а наутро литургию, после которой произнес прекрасное слово; трапезовал в монастыре в братской трапезе; потом, по предложению отца Пимена, ездил с ним вместе в Остров осматривать тамошнюю богадельню, которой до того он еще не видал и, возвратясь в монастырь и отдохнув немного, к вечеру уехал в Москву. Это был единственный раз, что преосвященный Амвросий 115 посетил Угрешу и там служил. Неизвестно почему, несмотря на самый радушный и приветливый прием отца Пимена, преосвященный не возымел расположения ни к Угреше, ни к ее настоятелю, так что до самого конца жизни отца Пимена отношения между ними, не будучи неприязненны, были довольно холодны, и хотя ни один из них не подал другому ни малейшего повода к неудовольствию, они сблизиться не могли, не имея, по-видимому, взаимного сердечного друг к другу расположения. Ко дню именин отца Пимена, августа 27, в день памяти великого во иноцех подвижника и наставника, преподобного Пимена Великого , по обыкновению съехались на Угрешу все общежительные настоятели и многие из настоятельниц Московской епархии поздравить своего благочинного и тут сговорились между собой, чтобы 16 октября опять всем собраться и поздравить отца Пимена с сугубым двадцатипятилетием со дня учреждения им на Угреше общежития и возведения его в сан игумена. Тут решено было насчет подношений и еще некоторых подробностей относительно этого дня. Настоятели мужских монастырей решили все вместе поднести одну икону, а не каждый отдельно, но игуменьи пожелали каждая поднести икону от своей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

«Будто всегда жил в Саратове…» Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 10 декабря, 2014 Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 4 декабря в рамках дней памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), которые уже двенадцатый раз проходят в Саратове, состоялась презентация третьего тома (в двух частях) дневников приснопоминаемого владыки. Они посвящены записям 1965-1993 годов, когда архиепископ Пимен управлял Саратовской епархией. Выход в свет дневников архиепископа Пимена, который почти ежедневно писал в общих тетрадях о событиях своей жизни и жизни Церкви, начался в 2008 году. Тогда в издательстве Саратовской епархии появился первый том в коричневой обложке — это были дневниковые записи архимандрита Пимена, который в 1955–57 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Второй том вышел в 2011-м и был посвящен следующему периоду жизни архиепископа Пимена — с 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле из первого тома дневников проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской). В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего Патриарха Пимена (Извекова) — Владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Назначением и открывается второй том, «лаврский». Третий том полностью посвящен жизни и служению в Саратове, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. Именно с записи 9 января начинаются дневники саратовского периода:

http://pravmir.ru/budto-vsegda-zhil-v-sa...

Кто более Угрешской обители может почувствовать, кого она тогда лишилась? Память преподобного Пимена для нее навсегда осталась священной. Продолжительная, неутомимая деятельность всей его жизни, исключительно посвященной благу обители, служит образцом для подражания его преемникам, помнящим, что все, что есть хорошего в обители Угрешской, им сделано, им задумано, при нем начато. «Такие люди родятся веками, это самородки золота» – говорил о нем преосвященный Леонид. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости. Чудеса. Свидетельства очевидцев о благодатной помощи по предстательству преподобного Пимена Угрешского За годы, протекшие со дня канонизации Преподобного Пимена Угрешского, прихожане и братия монастыря неоднократно свидетельствовали о многочисленных знамениях и чудесах по молитвам угодника Божия, некоторые из которых мы предоставляем вниманию боголюбивых читателей. 1-е чудо Варвара Кузьминична Чуренкова (1907–1993) отроческие годы провела в интернате, с весны 1918 года разместившемся в стенах Николо-Угрешского монастыря. Тогда монастырь еще был населен монахами, сохранял свой цветущий вид, благодать Божия видимо осеняла это святое место, в монастырских храмах совершалось богослужение, и живущие в интернате дети допускались к участию в нем. Варвара Кузьминична свидетельствовала о том, что могила отца Пимена была посещаема, особенно многолюдно бывало в монастыре в день его кончины – 30 августа. Ей были известны случаи исцелений, которые люди получали по молитвам к архимандриту Пимену у его могилы. Храмы Николо-Угрешского монастыря были закрыты в 1925–1926 годах, на территории монастыря была образована трудовая коммуна, основной контингент которой составляли беспризорники. С 1930 года в составе коммуны оказались взрослые преступники, осужденные за тяжкие преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1087. ВИЗИТ посла Греции Святейшему Патриарху Пимену. – 1988, 2, 4. 1088. НА ПРИМЕ у Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 10, 14. 1089. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II и Президента Ф. Коссига. – 1992, 7, XIII. 1090. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II с представителями деловых кругов России. – 1995, 11, 20. 1091. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II с Председателем Парламента Греции. – 1996, 6, 12. 1092. Е.П. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с королем Испании Хуаном Карлосом I. – 1997, 6, 23. 1093. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1997, 6, 23. 1094. САФОНОВ В. Встреча Первосвятителя Русской Православной Церкви с руководителями Епархиальных отделов образования. –2000, 3, 57. 1095. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Югославии Воиславом Коштуницей. –2000, 12, 16. Интервью 1096. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена корреспонденту итальянской газеты “Унита” г-ну Альчесте Сантини. – 1986, 10, 48. 1097. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена корреспонденту ТАСС. – 1988, 4, 3. 1098. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена (корреспонденту ТАСС). – 1989, 3, 3. 1099. ПРОГРАММА милосердия: интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1989, 6, 2. 1100. ИНТЕРВЬЮ Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 7, 2. 1101. АКТУАЛЬНОЕ интервью Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 7, 17–26. 1102. СВЕТ во тьме. (интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 апреля 1991 года корреспонденту газеты ”Комсомольская правда”). – 1991, 7, 2. 1103. ЦЕРКОВЬ не намерена заключать “политические браки”. (Интервью Святейшего Патриарха Алексия II корреспонденту газеты “Известия”). – 1991, 9, 15. 1104. ПРИНИМАЮ ответственность за все, что было. (Интервью Святейшего Патриарха Алексия корреспонденту газеты “Известия”). – 1991, 10, 5. 1105. ИНТЕРВЬЮ Святейшего патриарха Алексия II газетам “Известия” и “Правда (по случаю поездки на Ближний Восток). – 1992, 1, 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1516. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16 июня 1987 года: Об обращении с Предъюбилейным Посланием Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода к Полноте РПЦ в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, 8/21 июня 1987 года. – 1987, 8, 5. 1517. ПРЕДЪЮБИЛЕЙНОЕ Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 1000-летию Крещения Руси. – 1987, 8, 2. 1518. II МЕЖДУНАРОДНАЯ научная церковная конференция, посвященная 1000– летию Крещения Руси, “Богословие и духовность Русской Православной Церкви”. (Москва, 11–18 мая 1987 года): 1. Приветственное послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 8, 19. 2. Приветственное слово митр. Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха Украины. – 1987, 8, 20. 3. Речь митр. Минского и Белорусского Филарета на приеме в честь участников и гостей. – 1987, 8, 20. 4. Коммюнике. – 1987, 8, 21. 1519. СПЕРАНСКАЯ Е. II Международная церковная научная конференция в Москве 11–18 мая 1987 года. – 1987, 9, 11;10, 18;11, 17. 1520. ЗАСЕДАНИЕ историко-канонической подгруппы Юбилейной комиссии. – 1988, 1, 4. 1521. Юбилейные медали к 1000-летию Крещения Руси. – 1988, 3, 27. 1522. НА 24-Й СЕССИИ Генеральной конференции ЮНЕСКО. – 1988, 3, 42. 1523.ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 30 декабря 1987 года: О введение в состав членов Комиссии проф. прот. В. Сорокина, ректора ЛДА. – 1988, 4, 5. 1524. APXIEPEЙCKOE Предсоборное Совещание, состоявшееся в Успенском храме Новодевичьего монастыря 28–31 марта 1988 года: 1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на открытии Совещания. – 1988, 6, 2. 2. Решения Архиерейского Предсоборного Совещания. – 1988, 6, 3. 3. Коммюнике Архиерейского Предсоборного Совещания. – 1988, 6, 4. 4. Слово Святейшего Патриарха Пимена на закрытии Совещания. – 1988, 6, 8. 1525. ЗАСЕДАНИЕ Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. (Троице-Сергиева Лавра, 29 декабря 1987 года): 1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на открытии заседания. – 1988, 6, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этой условностью решения и особым посольством патриарх делал последнюю попытку отстоять Пимена и примирить с ним князя. Патриаршие послы прибыли зимой 1384 г. в Москву, а Дионисию не суждено было достичь ее. На беду себе Дионисий держал путь из КПля через Киев, где сидел в то время озлобленный Киприан. С помощью киевского князя Владимира Ольгердовича Киприан схватил Дионисия и посадил в заключение, где тот менее чем через год скончался (15 октября 1385 г.); в этот день празднуется и его память (канонизован в неизвестное время). Между тем патриаршие послы в Москве нашли обвинения против Пимена правильными и лишили его сана. Но Пимен бежал в КПль апеллировать на состоявшееся решение и искать восстановления своего звания. Патриарх не думал ставить на Русь нового митрополита, а желал устроить на русской митрополии прежде поставленных: если не Пимена, то Киприана, хотя Киприан, после захвата Дионисия, был вдвойне неугоден московскому князю. Когда прибыл в КПль Пимен, патриарх особой грамотой вызвал и Киприана для окончательного суждения: кому из них двоих следует стать митрополитом всея Руси? Князь, не думавший о Киприане, особенно не желал теперь Пимена и с Симоновским архимандритом Феодором послал новые обвинения на Пимена и требование его окончательного низложения. Ход дела почему-то замедлился, но склонился в сторону полной реабилитации Киприана. Вследствие этого Пимен и перешедший на его сторону архимандрит Феодор, по словам греческого документа, сделались единомышленниками, и, вступив в заговор между собой, и дав друг другу клятвы и сделав некоторые взаимные обязательства, и вступив в неподобные связи, бежали из КПля в Анатолию – к туркам, и, найдя у них поддержку, осыпали многими ругательствами и царство и церковь . Но эта открытая вражда Пимена против патриарха не привела ни к чему. Не явившийся на патриарший собор по формальному приглашению Пимен был осужден заочно, и митрополитом всея Руси утвержден Киприан (в конце 1387 г., начале 1388 г.). Киприан, однако, не решался немедленно отъезжать в Москву, потому что был уверен в нерасположении к себе великого князя, особенно за недавнюю вопиющую историю с Дионисом Суздальским.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010