Но ангельское пение – принадлежность не только святых строк Писания. Священное Писание дано нам для жизни, и ангелы являют себя в жизни людей. Святой Игнатий Богоносец († 107) в видении созерцал ангельские хоры, воспевавшие в антифонах Пресвятую Троицу, и по подобию ангелов ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви. В V веке во время землетрясения в Константинополе люди собрались для общего моления. Согласно преданию, один мальчик был невидимой силой поднят на небо, затем он вернулся и рассказал, что слышал, как ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный . Народ, повторив эту молитву, добавил: помилуй нас , – и землетрясение прекратилось. Ангельское пение дается как утешение, как свидетельство того, что рядом с нами наши небесные покровители. Они – соучастники Божественных служб, и они певцы чудного Промысла Божия. Вот какой случай произошел у нас в Николо-Угрешском монастыре, связанный с преподобным Пименом Угрешским. Собственно, и сам преподобный Пимен, приехав в обитель в 1834-м году, слышал в Успенском храме ангельское пение. Это отразилось в посвященном ему акафисте: Радуйся, прибыв в Угрешскую обитель, ангельское пение услышавый. Радуйся, сие пение, яко благодать, до кончины в сердце сохранивый. В самом конце XX – начале XXI века насельники монастыря собирали сведения для канонизации архимандрита Пимена. А в одном из зданий обители, принадлежавших тогда городу, лежала сухонькая старушка. Звали ее Ольга Ивановна Жукова. Монастырь еще только наполнялся братией, здания передавали монастырю постепенно. Так получилось, что прямо за стенкой квартиры Ольги Ивановны располагалась келья игумена Варфоломея, ныне наместника Угрешской обители. Отца Варфоломея пригласили к Ольге Ивановне, он исповедовал ее и причастил. Она рассказала о своей жизни и поделилась воспоминаниями из раннего детства, которые затем повторила под аудиозапись. Эти данные оказались чрезвычайно важны для общецерковного прославления преподобного Пимена. Собственно говоря, Ольга Ивановна лишь в простоте передавала свои детские впечатления, которые врезались в ее память и сохранились на всю жизнь. Будучи маленьким ребенком, она часто приходила на могилу преподобного Пимена и слышала там чудное, изумительное, неземное пение, но в силу возраста не могла этого объяснить, рассказывала взрослым, а они отмахивались от нее. С тех пор прошло много десятилетий. Ольга Ивановна высохла как мумия, сама говорила: «Моя смерть заблудилась». Но как только она рассказала братии монастыря про ангельское пение на могиле преподобного Пимена, так вскоре умерла. Господь не давал ей перейти в вечность, пока она не передала свое свидетельство об ангельском пении тем, кто был способен принять.

http://pravoslavie.ru/109761.html

Практическая подготовка к Собору проходила под руководством патриаршего местоблюстителя Пимена, возглавляемой им Предсоборной комиссии, состоящей из 30 деятелей Русской православной церкви. Вся ее работа осуществлялась под контролем Совета. Проекты решений комиссии обычно поступали в Совет. Здесь они корректировались, вносились поправки, рекомендации, обеспечивающие проведение нашей линии. И все же предсоборный период был очень сложен. Дело в том, что кандидатура митрополита Пимена на пост главы церкви на первых порах не встретила единодушного одобрения архиереев, которым, согласно канонических норм, принадлежит решающее слово при выборах патриарха. Многие иерархи хотели бы избрать на этот пост митрополита Ленинградского Никодима. Да и сам Никодим довольно долгое время питался этой иллюзией, чем, в какой-то степени, дезориентировал массы духовенства. Другая, хотя и небольшая часть епископата, хотела бы избрать главой церкви такого деятеля, который по своим взглядам был бы близок к взглядам патриарха Тихона, известного своими антисоветскими высказываниями и анафемами; имели место и нелегальные вылазки экстремистов. Так, в начале 1971 года появилось анонимное обращение к епископату и клиру с призывом «не избирать в качестве патриарха теперешних членов Священного Синода, продавшихся властям», а выдвигать на этот пост архиерея, способного противостоять государству, атеизму и укрепить церковь , возродить ее былые позиции. В качестве кандидатов на патриарший пост в анонимке выдвигалось 24 архиерея, а первых среди них назывался архиепископ Ермоген (бывший Калужский), которого даже иностранная пресса именовала идеологом всех церковных экстремистов. Следует отметить, что какая-то часть даже лояльных архиереев хотела бы выдвинуть на Соборе не одного, а трех кандидатов в патриархи. Некоторые епископы ратовали за то, чтобы избирать патриарха на основе закрытого (тайного) голосования. Все эти явления получали в Совете соответствующую оценку, принимались меры. Пришлось использовать возможности Совета и уполномоченных для того, чтобы все архиереи письменно поддержали кандидатуру Пимена на патриарший пост. В результате очень тактичного воздействия все архиереи (за исключением иностранцев) дали письменные и частично устные заверения, что они будут голосовать за Пимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никоне ) пала, утратила православие. Какая лестная рекомендация для профессора Духовной Академии! И как различны жребии писателей! В той же книге сколько брани высыпано на нашу ненавистную раскольникам главу! Но да будет благодарние Богу, спасающему нас от позора – заслужить похвалу Карловича и подобных ему радетелей раскола!.. 2. Из писем о. Пимена. – Путешествие из Москвы с миссионерского съезда: Оптина пустынь и Киев. –Миссионерское странствие по слободам: Шеломы, Святская слобода, Клиницы, опять Шеломы – Климовские беглопоповцы. – Положение единоверия в Лужках Мы сообщали довольно подробные сведения о миссионерских трудах инока Пимена и соединившейся вокруг него небольшой группы мирян – ревнителей православия, составляющих доселе единственную миссионерскую силу в Черниговской епархии. Последний раз мы говорили о миссионерском странствии о. Пимена по стародубским слободам в мае месяце прошлого года 3 . Летом, по приглашению его превосходительства г. Управляющего Канцелярию Святейшего Синода В. К. Саблера о. Пимен приезжал в Москву для присутствия на съезде миссионеров. На обратном пути отсюда, пользуясь удобным случаем, он посетил некоторые православные обители, а по возвращении в свой монастырь, с благословения черниговского преосвященного и своего достопочтенного настоятеля, начал опять свои миссионерские странствия по Стародубью. Некоторые известия о них, извлеченные из писем о. Пимена, мы и намерены сообщить теперь. «Возвращаясь из Москвы, со съезда, – пишет о. Пимен, я исполнил мое давнее желание – посетить некоторые православные монастыри. Мне хотелось воочию видеть их твердость в православии, чтобы тем решительнее и смелее опровергать потом разные хулы злобных ругателей на святую церковь . И Бог помог мне исполнить это желание к великому моему утешению. Был я сначала в Оптиной пустыни, Калужской епархии. Думал прожить здесь дня три; но кротость монастырского начальства, смирение братии и любовь между собою, их странноприимство и попечение о странных, строгое исполнение церковных служб, благочиние и благоговение, – все это так пленило и утешало меня, что пробыл в Оптиной пустыне шестеро суток, исповедался, приобщился святых тайн, и возблагодарил Бога, что и ныне есть еще обители подобные древним обителям и есть отцы подобные древним аввам, чего я в расколе, во многих раскольнических лжемонастырях с их иноками, и следа не видывал, в течение девятилетнего моего пребывания раскола и жительства в раскольнических обителях, а видел там больше обман и лицемерие, вражду и неукротимые распри.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Священномученика Афанасия епископа, преподобныя Анфусы и слуг ея мучеников Харисима и Неофита (III). Мученицы Евлалии девы (ок. 303). Иконы Божия Матери Грузинския (1650). 23. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Луппа (IV). Священномученика Иринея, епископа Лионскаго (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольскаго (705). 24. Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Митрополита Петра, святителя Московскаго (перенесение мощей, 1479). Преподобнаго Арсения Комельскаго (1550). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидския (558). Преподобнаго Георгия Лимниота (VIII). Иконы Божия Матери Петровския. 25. Перенесение мощей святаго апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критскаго (I). Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийскаго, исповедника (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградскаго (536–552). 26. Сретение Владимирския иконы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.). Святых мучеников Адриана и Наталии (IV). Преподобнаго Адриана Ондрусовскаго (1550). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450). Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы. 28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобнаго Феодосия) почивающих: Моисея чудотворца (XIII – XIV), Лаврентия затворника (XIII – XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII), Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII–XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII–XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (ХГ), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII–XIV), Силуана схимника (XIII–XIV), Агафона чудотворца (XIII–XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII–XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хоперскому он выразил свое отношение к съезду и дал неожиданно точную и правдивую картину происходившего на нем: «Все это сборище решало произвести раскол мирян на верующих и неверующих, составить на местах общины, подвергать строгому допросу, веруют ли они во все то учение, которое преподавалось, и во все обряды, которые производятся, и обещают ли они, то есть верующие, хранить таковую веру... Пастырям нужно сейчас немного, только разделить народ на верующих и неверующих... и это будет самая последняя борьба; что вынесут пастыри из этой борьбы, поражение или победу, покажет будущее. Но эта борьба опасна для большевизма. Прежде всего, потому, что многие из народа верят пастырям... и пойдут на призыв пастырей к разделению верующих и неверующих, Сюда примкнет буржуазия, хотя она и не так крепко верует... многие из интеллигенции примкнут к «верующим». Вторая опасность состоит в том, что советской власти некого противопоставить, – на ее стороне мало интеллигенции, а если и есть, то работает пассивно, не принимая живого участия для насаждения идей большевизма в народе. Пастыри же возьмутся за разделение крепко...» 187 . Сквозь крайнюю антицерковную настроенность автора видны огромное влияние епископа Пимена на паству и большая духовная сила его слова. Автор письма опасается, что народ «набросится на учение пастырей» и пойдет за ними. Он делает вывод о том, что весь народ будет в православном лагере, и выражает уверенность, что главная опасность для большевизма заключена в Церкви. Сердце народа в Семиречье было с его церковной главой. Личность владыки Пимена пользовалась среди народа таким признанием и любовью, что становилась реальной угроза «двоевластия» – Советов и Церкви... Голгофа епископа Пимена Несмотря на отступничество некоторой части русского общества, епископу Пимену был очевиден тот факт, что вера и Церковь стали народу необходимы как никогда. Потерявшим ощущение устойчивости превременной жизни, измученным смертями и утратами людям Церковь заново открывалась как мост, соединяющий души с Вечной Жизнью, иным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Отчаянно-настойчивая борьба во имя поддержки в Урмии Православия и урмийских христиан, за выживание Миссии и ее завоеваний, честное выполнение своего епископского долга встречали черную неблагодарность. В этом кроется основная причина усиленных просьб епископа Пимена о переводе его в Россию, хотя бы в какой-нибудь северный монастырь, где бы он мог принести пользу. В дерзновенном обилии телеграмм и писем на эту тему есть и много смирения. «Лучше быть псаломщиком в России, чем епископом в Урмии», – телеграфирует владыка Пимен 14 июля 1917 года архиепископу Сергию (Страгородскому) в Петроград 134 . Он просит вернуть в Урмию епископа Сергия (Лаврова) как «сроднившегося с этим краем и сумевшего полюбить его». После падения в России самодержавия возникла еще одна грозная причина, которая глубоко осложняла урмийское служение епископа Пимена. Это было ожесточенное противодействие Комитетов солдатских депутатов Кавказского корпуса. Предубежденное отношение к Миссии и ее епископу как к корыстным «ловцам сирийских душ» превратило эти Комитеты в слепое орудие против миссионеров. Противостояние доходило до того, что становилось угрозой для жизни владыки Пимена и других миссионеров. Из рапорта епископа Пимена Святейшему Правительствующему Синоду: «Стремление нынешних свободных русских граждан устроить свою общественную жизнь на демократических началах и подчинить всех без исключения влиянию Советов или Комитетов солдатских и рабочих депутатов наблюдается и здесь, в Урмии... Комитеты настойчиво собирают все жалобы на Миссию со стороны местных сирийцев и высказывают открыто угрозы судить и опозорить нас в глазах местного населения. Я не боюсь открытого и компетентного судопроизводства. Но суд солдатских Комитетов Урмии состоит только в собирании жалоб на нас, в высказывании угроз против нас... Между тем сами члены Комитетов, как недавно живущие в Персии и незнакомые с ее языком и нравами, обычаями, совершенно не могут разобраться в местных судебных делах. Портя авторитет Миссии, они в то же время забывают свое прямое военное дело... Я прошу оказать Миссии... защиту, иначе дело может зайти слишком далеко» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

80. Также говорил: «В ком сердце твое вполне не уверено, к тому не прилепляйся сердцем твоим». 81. Еще говорил: «Если будешь смиренно думать о себе, то найдешь покой везде, где бы ты ни был». 82. Еще сказывал: авва Сисой говорил: «Есть и такой стыд, который имеет преступное бесстрашие». 83. Авва Пимен говорил: «Похотение, услаждение и привычка к ним погубляют человека». 84. Еще говорил: «Если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». 85. Об авве Пиоре сказывал, что он каждый день начинал какую–либо добродетель. 86. Брат спросил авву Пимена: «Если человек впадет в согрешение и потом обратится, простит ли его Бог?» Старец отвечает ему: «Бог заповедал людям прощать грехи; неужели Сам не простит их? А Петру повелел Он прощать до седмьдесят крат седмерицею (Мф 18,22)». 87. Один брат спросил авву Пимена: «Хорошо ли молиться?» Старец отвечает ему: «Авва Антоний говаривал, что от лица Господня исходит такой глас: утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш (Ис40,1)». 88. Брат спросил авву Пимена: «Может ли человек удерживать все свои помыслы и ни в одном из них не уступать врагу?» Старец отвечал: «Есть человек, который десять удерживает, а в одном уступает». 89. Тот же брат спросил о том же авву Сисоя. Старец отвечал ему: «Действительно, есть человек, который ни в чем не уступает врагу». 90. На горе Афливской жил великий молчальник. Однажды напали на него разбойники. Старец закричал. Соседи его, услышав крик, схватили разбойников и отослали к правителю; сей посадил их в темницу. Но братия опечалились и говорили: «Разбойники преданы из–за нас». Пошли они к авве Пимену и рассказали ему о случившемся. Авва написал к старцу такое письмо: «Размысли, откуда произошло первое предательство, тогда увидишь, откуда и второе. Если бы прежде не было в тебе предательства внутреннего, то не сделал бы ты и второго». Выслушав это письмо аввы Пимена, старец, который был славен во всей той стране и никогда не выходил из своей кельи, встав, пошел в город, вывел из темницы разбойников и пред всеми освободил их.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Так дружба отца Пимена и по смерти своего друга продолжала оказывать ему услуги, заботясь о благолепии его надгробного памятника. 117 Отец Пимен был посвящен в игумена 16 октября 1853 года. Из не общежительных старше его были: Агапит (Новоспасский; с 1829 года † 1880 года); архимандрит Гедеон (Иосиф-Волоколамский; с 1842 года, жив); архимандрит Евстафий (Симоновский; с 1850 года, жив). 118 Отец Сергий – Крестовый иеромонах Саввинского подворья, духовник отца Пимена, привезший икону от преосвященного Алексия, епископа Можайского (образ преподобных Сергия Радонежского и Саввы Старожевсжого), ныне отец Сергий, архимандрит, настоятель Дмитровского-Борисоглебского монастыря Московской епархии. 119 Это приветствие, написанное на особом листе и поднесенное отцу архимандриту Пимену, подписали все настоятели, именно: 1) Коломенского Троицкого Новоголутвинского монастыря архимандрит Сергий. 2) Вознесенской Давидовской пустыни архимандрит Иосиф. 3) Троицкого Белопесоцкого монастыря игумен Иоанникий. 4) Николаевского Пешношского монастыря игумен Дионисий. 5) Николаевской Берлюковской пустыни игумен Нил. 6) Староголутвина монастыря строитель иеромонах Варлаам. 7) Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря строитель иеромонах Иероним. 8) Екатерининской пустыни строитель иеромонах Арсений. 9) Коломенского Богородице-Рождественского Бобренева монастыря строитель иеромонах Каллист. 120 Речь, поднесенная отцу Пимену, была со следующими подписями: 1) казначей иеромонах Валентин; 2) ризничий иеромонах Вассиан; 3) духовник иеромонах Паисий; 4) иеромонах Досифей; 5) иеромонах Ираклий; 6) иеромонах Иларий; 7) иеродиакон Феодосий; 8) иеродиакон Аркадий; 9) монах Нифонт; 10) послушник Дмитрий Благово. 121 1) Архидиакона Лаврентия (10 августа, день рождения отца Пимена). 2) Преподобного Пимена Великого (27 августа, день тезоименитства). 3) Святителя Петра, митрополита Московского (24 августа, день прежнего тезоименитства). 4) Святителя Николая (в честь которого Угрешская обитель). 5) Преподобного Кирилла Новоезерского (4 февраля; в его обители отец Пимен полагал начало).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Уже Дионисий возвращался (1384) в отечество, достиг Киева, помышлял идти в Москву, но киевский князь Владимир Ольгердович велел схватить его и сказал: “Зачем ты ходил в Царьград ставиться в митрополита без нашего повеления? В Киеве есть митрополит Киприан; он же митрополит и всей России. Оставайся здесь”. Около года прожил Дионисий в Киеве под стражею и там 15 октября 1385 г. скончался 2155 . Оставалось ожидать, какие будут следствия суда над Пименом. Посланные из Царьграда митрополиты прибыли в Москву зимою 1384 г. и, разобрав все дело в подробности, нашли Пимена виновным и объявили его низверженным. Недовольный Пимен 9 мая следующего года отправился в Царьград весьма скромно в сопровождении одного ростовского игумена Авраамия, переодевшись даже на дорогу в мирские одежды, и там громко жаловался, что он обижен и что если ему нужно судиться за святительский сан, то не иначе как судом соборным. Патриарх дозволил ему священнодействовать и пользоваться архиерейскими преимуществами, пока не возвратятся послы, производившие над ним следствие. Послы скоро воротились, а с ними прибыл и Киприан, вызванный патриархом. Великий князь Димитрий Иоаннович, может быть опасаясь, чтобы Киприан не был назначен в Москву вместо Пимена, вновь послал в 1386 г. духовника своего архимандрита Феодора к патриарху “о управлении митрополии” и, вероятно, представил разные обвинения и на Киприана. Ибо в следующем году (29 мая), когда император по каким-то своим царским делам на время отправлял Киприана в Западную Россию, Собор обязал его подпискою, что он непременно возвратится в Царьград, чтобы судиться пред Собором по взведенным на него обвинениям, и под этим только условием разрешил ему священнодействовать, впрочем отнюдь не в Великой России, а только в пределах своей митрополии 2156 . Между тем архимандрит Феодор перешел на сторону Пимена, и, в то время когда наконец составился Собор, чтобы судить Пимена, оба они, дав друг другу клятвы и обязавшись взаимными условиями, удалились из Царьграда и скрытно отправились на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Однажды ночью, когда спали в комнате Пимена и родители и слуги, взошли к нему светлые ангелы, одни в образе прекрасных юношей, другие же в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, кукуль и все, что нужно для пострижения. Подошедши к Пимену, они сказали: «хочешь ли, пострижем тебя?» «Хочу, отцы мои, – отвечал болящий, Господь послал вас исполнить давнишнее желание мое». Мнимые иноки стали делать ему вопросы по чину, как следует в уставе иноческого пострижения, и, постригши его в ангельский образ, облекли в мантию и кукуль и нарекли его Пименом. Они дали ему по обычаю в руки горящую свечу, говоря: «сорок дней и ночей свеча эта должна гореть неугасимо»; кроме того они сказали ему, что он будет болен неизлечимо всю жизнь и лишь только перед смертью выздоровеет, каковое выздоровление он должен считать знамением смерти. Исполнив все это, ангелы отошли, взяв с собою в убрус остриженные волосы Пимена, которые и положили в церкви на гробе преподобного Феодосия. Иноки, находившиеся в соседних комнатах, слышали пение и думали, что игумен постригает болящего Пимена, или же полагали, что он умер. Они пришли в келью Пимена, но к чрезвычайному изумлению нашли там всех спящими, хотя келья была наполнена благоуханием; самого же болящего они увидели с радостным лицом и одетого в иноческую одежду. Пришедшие спросили его: «кем ты пострижен, и что за пение было слышно в твоей кельи?» «Игумен с братиею приходили постричь меня и нарекли Пименом, отвечал болящий; их пение вы и слышали, они дали мне эту свечу, которая должна постоянно гореть сорок дней, волосы же мои собрав в убрус, удалились с ними в церковь ». Иноки пошли в церковь, но она была заперта; когда же взошли в нее, то на гробе преподобного Феодосия действительно нашли волосы, собранные в убрусе. Об этом чудесном событии сообщили игумену, который сначала старался отыскать того, кто постриг Пимена; наконец, когда поиски оказались тщетными, уразумели, что это совершилось волею Божиею, чрез святых ангелов, и это чудесное пострижение было признано действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010