244 Исповедник Наталис был выставлен в Риме епископом против Зефирина, Евсев. V, 28, 8–10. Мученик Александр за доказанное исповедническое мужество еще при жизни своего предшественника Наркисса был избран епископом Иерусалимским, Евсев. VI, 8, 7. В Антиохии, по смерти Серапиона, был избран епископом исповедник Асклепиад, Евсев. VI, 11,4. Пресвитер и исповедник Сильван стал епископом Кесарийским. Евсев. О палест. муч. I, 7, 3. Ср. также пресвитера и исповедника Феликса, выше, § 9. прим. 240. – Знаменит «евнух» Мелитон, епископ Сардийский во втором столетии, Евсев. V, 24, 5. Аскетом был епископ Наркисс из Иерусалима (около 200 г.), которому преемствовал ранее названный Александр, Евсев. VI, 9, 5–6. «Одно или два лица», которые, по Первому Посланию Климента (конец первого столетия), вытеснили в Коринфе епископов из Евхаристии, были, как кажется, аскеты: они хвалились как своей мудростью и любовью ко Христу, так и своим «целомудрием» (они воздерживались от брака), 1 Клим. К Кор. 38:2; 48:5–6; 51:2; 54:1; ср.: Lipsius. De Clementis Romani Epistola. 1885. P. 113; Ritschl. Entstehung. S. 360. 245 Тертуллиан . Против валентиниан, гл. 4: «Валентин надеялся получить епископство, потому что имел дарование и красноречие. Вознегодовав, что другой, по праву мученичества (ex martyrii praerogativa) удостоен сего звания, он отторгся от Церкви, исповедующей истинную веру (authenticae regulae)». Это место (на которое обратил внимание Harnack. Dogmengeschichte. 1 Aufl. Bd. 1. S. 158 в примечании) доказывает вместе с тем, – впрочем, это было понятно также и само по себе, – что по образовании монархического епископата и по исчезновении (или сокрытии внутрь) свободной учительной должности пророков и учителей в течении второго столетия потребовался особый дар учения, преимуществен- но для должности епископа. Тогда как в первом столетии и также в начале второго епископ выступал только за отсутствием апостольски одаренного учением, так что одаренный учением не был епископом, а только отстранял епископа, – с той поры, как в течении второго столетия епископ добился преимущества, одаренный учением предназначен теперь к приобретению епископской должности, и теперь уже имеет значение особенно пригодного для епископской должности, потому что должность епископа изначала есть учительная должность. Валентин полагался, по приведенному сообщению Тертуллиана , на свой учительный дар, но мученик имел первенство перед ним. По Ерму (Видения. III, 1, 8–9), мученики имели преимущество перед пресвитерами и даже перед пророком (каким был сам Ерм ). Каноны Ипполита (III в.) ставят мученика наравне с пресвитером: кто исповедал Христа перед мирским судом, несмотря на оковы и пытку, тот – пресвитер даже без посвящения, Canones Hippolyti, VI, § 43 (Achelis. S. 67, ср. S. 163–165).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Но Лютеране предпочитают Никейскому II-мy Собору франкфуртский I-й, бывший под председательством Карла Великого, и называют этот собор Вселенским. Справедливо ли же именовать Вселенским Собор, на котором присутствовали одни лишь западные Епископы? Сверх сего, на франкфуртском соборе император Карл требовал от Епископов повиновения себе, заставляя рассуждать о исповедании веры и происхождении Святого Духа и от Бога Сына и искал человекоугодие и подтверждение своих мыслей. Что касается почитания икон, то и самый Карл император называл изображение святых благоприличным украшением храмов, и хотя в опасении раздражить иконоборцев и иконопочитателей старался удержать средину между ним, почему и не признал иконы предметом достойным поклонения; однако в деяние и правила собора франкфуртского не мог внести явного противоречия Никейскому II-мy, VII-мy же Вселенскому Собору. Сверх всего этого достойны примечания для Лютеран и прочих протестантов следующие обстоятельства: во-первых, сам император Карл говорил, рассуждая о недужных: «да обратятся они ко Господу, и да веруют, что ходатайством святых получат от Него исцеление. Во-вторых, Многоученый Бароний в своих Церковных Летописях и знаменитый Наталис в истории собора франкфуртского в деяниях сего собора находят опровержение на собор Копронимов; некоторые же главы, приложенные к сему собору под именем Карловых, в коих отвергаются иконы, почитают произведением неизвестного писателя, которые впрочем отвержены Папою Адрианом, посланники коего присутствовали на соборе франкфуртском и вседушевно принимали VII-й Собор Вселенский, постановление коего подтверждены и Адрианом. В-третьих: Собор II-й Никейский был подлинно Вселенский. На нем под председательством Цареградского Патриарха блаж. Тарасия, присутствовало 367 Епископов, между коими было два посланника Папы Римского Адриана и прочих Патриархов местоблюстители 76 . 16. Лютер, поправши сам обет свой жизни монашеской в самооправдание собственное отверг монашеские обеты и все христианское подвижничество вообще (аскетизм 77 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В западной Церкви, также как и в восточной, крещение преподается каждому человеку только однажды, и, если совершено правильно, ни для кого повторяться не может. Крещением правильным признается то, которое совершено в надлежащем веществе, с надлежащими словами и с подлежащим намерением. Крещение, неправильно совершенное не действенно, и потому должно быть совершено вновь. У латинян крещение считается не действенным: 1, если для него употреблено вообще другое вещество, или другая жидкость, кроме естественной воды; 258 2, если слова, сопровождающие его, подвергаются переменам существенным, искажающим их смысл; 3, если совершитель крещения не имел намерения сделать то, что делает Церковь , т. е. не имел намерения совершить действие, признаваемое Церковью за священное или таинственное. 259 У нас крещение не действенно: 1, если крестивший неправославно верует в Единого Триипостасного Бога; 260 2, если он не точно и неизменно по разумению кафолической и православной Церкви, произнес слова: «во имя Отца и Сына и св. Духа, аминь»; 261 3, если крестивший был мирянин неправославного вероисповедания; 262 4, если кто крестил в одно погружение, 263 или не во имя Пресв. Троицы; 264 5, если крестивший не понимал важности божественного крещения. 265 В западной Церкви, также как и в восточной, крещаемым нарекаются имена святых, в первой – родителями или восприемниками, 266 в последней – священниками, по большей части, сообразно с желанием родителей. Наша Церковь , вступающим в неё, не дает ни достопоклоняемого имени Иисус, ни Марии Богородицы. 267 На западе в большей части латинских стран, кроме Испании, не дается имя Иисус, а в Линце (в верхней Австрии) запрещено нарекать младенцев именем Марии Приснодевы. 268 Латиняне имеют также обычай одному лицу давать несколько имен (между которыми однако ж одно считается главным), и имена праздников Господних (напр. Наталис (Natalis – Рождество Христово) и Богородичных (напр. Аннунциата Annunciala – Благовещение). В западной Церкви, также как и в восточной, при крещении употребляются восприемники; (у латинян, также как и у нас, родители не присутствуют при крещении своих детей,) избираемые у нас родителями крещаемого, а у латинян родителями или священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Данные экземляра из собрания РГБ: «Adnotationes et meditationes in Evangelia quae in sacrosancto missae... toto anno leguntur... Accessit et Index... [- Evangelicae historiae imagines...]. Secunda editio. Auctore Hieronymo Natali... — Antverpiae [Antwerpen]: excudebat Martinus Nutius, 1595/1596. — л., 636 с., л., 153 л. ил.: ил.; 2°. «Evangelicae historiae imagines...» имеет отд. грав. тит ит. л. с год. изд. 1596 и отд. нумерацию Ил. в тексте и «Evangelicae historiae imagines...» — грав. на меди Adriaen Collaert, Jan Collaert, Karel van Mallery, Antonie Wierix, Hieronymus Wierix, Johan Wierix по рис. Bernardino Passeri, Marten de Vos MK Antwerpen Nuyts 1595/1596 2». Иероним Наталис (Jerónimo Natalis) (1507–1581) — испанский богослов, участник Тридентского собора, доверенное лицо и секретарь основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. См.: Buser T. Jerome Nadal and Early Jesuit Art in Rome//Art Bulletin. 1976. 58. Р. 424–433. Эти гравюры были впервые изданы в 1593 г. См.: Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008. С. 102; Библейский театр Мартина Энгельбрехта. Сюжеты Священной Истории в западноевропейской книжной гравюре: [Каталог выставки]. М., 2017. Кат. III. Особенно после возвращения Антверпена в состав Габсбургских Нидерландов испанским полководцем Александром Фарнезе в 1585–1586 гг. См.: Mauquoy-Hendrickx M . Les étampes des Wierix. Bruselas, 1978. V. 1. Р. 24. Иероним Вирикс. Гравюра «Tota Pulchra с символами литании». До 1619 г. Антверпен. (По рисунку Иеронима Вирикса. Издание Иоахима де Бушера. 15,4х10,7 см. РП-П-1904-772. Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды. Holl. 908-2(2). Надпись внизу гравюры «Quae est ista quae, progreditur quasi aurora consurgens, pulchra ut luna, electa ut sol, terribilis ut castrorum acies ordinata?» (Песн. 6, 10). «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн. 6, 10)). «Tota Pulchra с символами литании». Неизвестный испанский художник. 1621 г. (Кафедральный собор, Севилья, Испания).

http://bogoslov.ru/article/6193332

Если предание понимается как право и власть церкви, то и деление преданий по их происхождению на различный категории теряет свой смысл: все виды преданий объединяются в одном универсальном предании – церковном. Мы видели в своем месте, что Тридентский собор различал предания, происходящие от И. Христа, и предания, происходящие от апостолов. Беллярмин делил предания по их „писателям» (auctores) на следующее три вида: предания божественные, апостольские и церковные. Под последними он разумел „древние церковные обычаи, которые произошли или от пастырей церкви (praelatis), или от самого народа и с общего согласия мало-по-малу получили силу закона» 42 . Также определяет церковные предания и Александр Наталис 43 . Но с другой стороны, по сознанию самих католических богословов, трудно указать норму или масштаб, по которому можно было бы различать с точностью указанные виды преданий. Так напр. папа Венедикт XIV не признавал того, что смешение вина с водой при совершении таинства евхаристии есть предание божественное и получило свое начало от И. Христа. Равным образом может быть сомнение и относительно других видов предания: по мнению критиков, нет возможности строго доказать, что такие предания, как о крещении младенцев и о седмиричном числе таинств, суть действительно res divinae 44 . Правда, было немало попыток со стороны католиков разграничить различные виды предания. Так, напр. папа Пий IV проводил то различие между jus positivum (на котором основывается предание церковное) и jus divinum (предание божественное и апостольское), что от первого он может освобождать присущею ему властью, а от второго – нет. Мартин Бекан высказывал также мнение, что церковные предания в отношении к своему достоинству стоят решительно ниже преданий божественных и апостольских 45 . Но подобное различение указанных видов предания стояло в явном противоречии с практикою римской церкви. Из католического обычая приобщения мирян Телу и Крови Христовой под одним видом ясно следует, что церковь , или папа, может отменять предания божественные и ставить на место их предания церковные. Предлагались и другие способы различения преданий. Но в конце концов пришли к тому выводу, что трехчастное деление предания (на предания божественные, апостольские и церковные) имеет смысл только формальный и что церкви принадлежит право свои предания объявлять не только обязательными для верующих, но и под именем pia consuetudo ставит их по достоинству рядом с преданиями божественными 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

32 . Кудинкин Б. С. Православная Миссия в Японии//ЖМП. – 1969. – 1. – С. 19–22. 33 . Левитский Н. Православие и Православная Миссия в Японии//Благовестник. – 1911. – Т. 3. 20. Окт. Кн. 2. 34 . Логачев К. И. Вклад свт. Николая, архиеп. Японского, в отечественную теорию перевода Св. Писания//Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 2001. – Вып. 3. – С. 147–152. 35 . Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. – М.: Наталис, 2003. 36 . Молодяков В. Э. «Образ Японии» в Европе и России второй половины XIX – началаХХ в. – М., 1996. 37 . Накамура К. Достоевский и Николай Японский //Вопросы литературы. – 1990. – 11/12. – С. 353–355. 38 . Наши пленные в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям,– 1905. – 21. – С. 878–879. 39 . [ Николай (Касаткин) , архиеп. Воспоминания]//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. Ед. хр. 3449. 40 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Речь. 2 июня 1891 г.// Саблина Э.Б. 150 лет Православия в Японии. – М.; СПб.: АИРО – XXI, 2006. – С. 382–386. 41 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Дневники св. Николая Японского . – Изд-во Хоккайдского ун-та, 1994. – 771 с. 42 .  Николай (Касаткин) , архиеп. «И в Японии жатва многа…»: Письмо русского из Хакодатэ//Дневники св. Николая Японского . – Изд. Хоккадайского университета, 1994. 43 . [ Николай (Касаткин) , архиеп.] Из донесения начальника Российской Духовной миссии о состоянии Православной Церкви в Японии за 1911 г.// Саблина Э. Б. 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М., СПб., 2006. – С. 410–411. 44. Николай (Касаткин) , архиеп. Об учреждении Православной Духовной миссии в Японии: Рапорт архим. Николая от 15 янв. 1872 г.//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. 1422а. 45 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Отчет Святейшему Синоду о состоянии Российской Духовной Миссии в 1905 г.//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1906. – 27. 46 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Письмо//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. Ед. хр. 1422а. 47 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Рапорт от 8 марта 1890 г.//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. Ед. хр. 2454.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремительному распространению нового образа, разработанного Иоанном Моланусом на стыке иконографий «Tota Pulchra» и «Видение Апокалиптической Жены» и воплотившего в себе учение о непорочном зачатии Девы Марии, способствовало создание вариантов новой иконографии фламандскими мастерами и граверами Мартином де Восом , Иоанном, Иеронимом и Антонием Вириксами. Печатники Антверпена были тесно связаны с испанскими заказчикам, в том числе благодаря деятельности ордена иезуитов. В качестве примера можно привести создание иллюстрированного издания «Evangelicae historiae imagines», известного как «Евангелие Иеронима Наталиса» . Первоначально идея издания иллюстрированного Евангелия была высказана основателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой. Иероним Наталис , возглавивший проект, который финансировался орденом иезуитов, заказал основную часть подготовительных рисунков Бернардино Пассари, часть — Мартину де Восу, часть же гравюр была выполнена самостоятельно граверами братьями Вириксами и Адрианом Коллартом. Дальнейшее творческое общение отцов иезуитов и братьев Вириксов, которые оставались тайными католиками, финансовое обеспечение этим орденом совместных проектов и поразительная работоспособность семейства Вириксов дали ощутимый результат в виде огромного количества авторских гравюр , использовавшихся иезуитами для контрреформационной проповеди и миссионерской деятельности на грани прозелитизма. Многочисленные иезуитские издания гравюр новой иконографии Девы Марии, на которые, например, ориентировались приверженцы испано-фламандской традиции при создании живописных полотен и панелей ретабло в Испании, свидетельствует об использовании орденом иезуитов гравюры как инструмента наглядной проповеди. Так, живописной копией гравюры Иеронима Вирикса является картина 1621 г. неизвестного испанского художника . На гравюре и картине изображено облачное явление Девы Марии, стоящей на полумесяце, в солнечной мандорле, над головой венец из двенадцати звезд, в окружении двенадцати херувимов, которые щитами защищают Деву от стрел нечистой силы, расположившихся под полумесяцем, вокруг рыкающего дракона. На небосводе — изображение Святой Троицы иконографии «Сопрестолие», персонифицированных луны и солнца. С каждой стороны от Девы Марии по четыре медальона с символами литании.

http://bogoslov.ru/article/6193332

—277—­ роде, даже высказана формула о двух естествах и одном Лице во Христе. Но несмотря на всю подробность, с какой назван­ные писатели развивали свои христологические воззрения, они не касались вопроса: как совместить полноту двух естеств во Христе с единством Его лица? в каком отношении находятся два естества и как они объединяются в единую личность? – это – вопросы будущего христологии, вопросы, решение которых принадлежит векам и V-мy, но в истории попыток ре­шения его нельзя обойти движение догматическое, широко обхва­тившее церковь с конца второго века и известное под именем монархианства. с) «Развитие монархианских идей в церкви обязано своим происхождением той реакции, какую вызывало в умах некото­рых христиан учение о Логосе, как втором Лице, отличном от Отца и в порядке божественной жизни и человеческой мысли являющемся, как δετερος Θες и ϑες τερος. В основе его лежало узко понятое стремление охранить истину единства Боже­ства, или единоначалие (μοναρχα), откуда и всё это движение по­лучило имя монархианства. В древнейшем своем обнаружении монархианство является именно, как протест против учения о Логосе, и рельефно выражается в отвержении богодухновенных творений Иоанна Богослова с его идеями Логоса, которая каза­лась этим первым монархианам потворствующей гностицизму и докетизму (Малоазиатская секта алогов, – около 170 г.). На христологию было обращено уже здесь внимание, хотя и недостаточно известно, как эта новая фракция монархианства учила о Лице Иисуса Христа; но в дальнейшем движении унитаризма христологический интерес стал тем определяющим началом, по которому все монархианское движение распалось на два различ­ных направления, на динамистический и модалистический монархианизм. Динамистический монархианизм усвоил себе христологию евионитства, по которой личность Христа не выделялась из ряда других людей, стоявших под особенным Божиим водительством. Представители этого учения (Феодота два, – ко­жевник и меняла, – Наталис, Артемон) сначала действуют в Риме, где, однако, они находят мало себе сочувствия, и уже первый ересеучитель, Феодот старший (σκοτες) был отлучен Виктором за то, что он учил о Христе, как о ψιλν νϑρωπоν. Свое полное и законченное развитие эта система монархиан­ства нашла себе на Востоке, в учении Павла Самосатского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

53 Сочинение озаглавливается: Institutiones christianae. Здесь сказано: «Опасно заводить дружбу и делиться мыслями с людьми, держащимися гибельных мнений; но мы должны действовать на них только увещаниями, радушными наставлениями, кротостию и молитвами к Богу, чтобы изменили свой образ мыслей, сделались способными приносить плоды и навсегда остались бы чадами Церкви. Так нужно поступать не только с заблуждающимися христианами, но в с турками и сарацинами». 54 Рагон. Кратк. всеобщ. истор. новейш. врем. т. 1, стр. 480. Прекрасно характеризует Кальвина и его проповедь о воспитании детей, в которой доказывается только то, что «детей нужно сечь, сечь больно, сечь беспрестанно, сечь во веки веков», и поговорка женевцев: «Лучше быть с Безом в аде, нежели с Кальвином в раю». А. Наталис. Истор. церк. т. 17, стр. 266, изд. 1789 г. 55 Так говорит Шекспир. Оден. Истор. Генриха VIII и английск. раскол. т. 2, стр. 443. Париж, 1850 г. 57 По статистическим показаниям, в царствование Генриха VIII произнесено было 72.000 уголовных осуждений. 58 Рагон. Кратк. всеобщ. истор. нов. врем. т. 1, стр. 499. То же почти говорил о Генрихе VIII англичанин Бурнет. Сене Взгляд. на протест. стр. 21. Париж, 1850 г. 59 Между ними особенно замечательны: Фишер, епископ рочестерский, и ученый Фома Мор, казненные в 1535 году. Рудгарт. «Фома Мор». Нюрнберг, 1829 г. 61 Оден. Истор. Генриха VIII и английск. раскол. т. 2, главв. 3. 4. 11. 12. 13. 19. 20. 21. 24. Париж, 1850 г. 71 Всего насчитывают их до 70, а если разведать верование каждого протестанта, то их наберется 70.000. Сене Взгляд. на протест. стр. 117. Париж, 1850 г. 72 Так, Гоббезий тайно отвергал необходимость искупления, доказывая естественные совершенства человека, а за ним то же делали: Иоанн Вильмот, Асхлей, шефтсбюргский граф, Берклей и Бурнет, Герберт Щербурн, английский барон, утверждал натуральную религию. Юлий цезарь Ванин, француз, сожженный в Тулузе, и Ванин Казимир Лещинский, сожженный в Варшаве, проповедывали безбожие. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 538. Москва, 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Адриан II (†872) просит императора Василия македонянина, чтобы никого не допускал на собор константинопольский, без рукописного уверения в признании епископа римского главою всех церквей. Адриан III (†885 г.) отвергает всякое участие императоров в избрании епископа римского. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 286. 287. 371. 372. 383. 385. 427. 428. 429. 430. отд. 2, стр. 38. 39. 40. 42. Москва, 1842 г. 436 Латинянин Бароний, приступая к описанию деяний епископов римских сего времени, сознается, что подробное изображение их тяжко для него. В самом деле, читая его летопись, приходишь к мысли, что папы будто нарочно стараются теперь превзойти друг друга пороками, на соблазн другим. 437 От того и видим теперь на западе такие соборы, в которых епископы римские низлагаются и поставляются в зависимости как от соборов сих, так и от гражданской власти, хотя они и считали себя главами Церкви вселенской, не подсудимыми никакой и высшими всякой власти на земле (Александр. наталис. Истор. церк. т. 16, разсужд. 16: об Иоанне XII). Впрочем, и в этом веке были еще епископы и писатели, которые называли епископа римского главою не Рама, но мира (non urbis, sed orbis). 438 Вот определение власти папской, обнародованное Григорием VII (dictatus Hildebrandini): «Папа непогрешим. Его воле, рассуждению и суду подлежат все царства мира сего. Он имеет власть отлучать царей от общения верных и отлученных низлагать с престолов. Он может разрешать подданных от присяги и повиновения государям. Подданные должны восставать против государей своих, отлученных папою, и ополчаться против них. Один он правильно называется вселенским. Без его позволения, никакой собор не может называться вселенским. Без его свидетельства, ни одна книга не может быть издана в свет и считаться правильною. Его суда никто не может отринуть, а он один может отвергнуть всякий суд. Судить его самого никто не может. Все важные дела церковные подлежат его решению. Епископов он может низлагать и переводить с одного места на другое без собора. В церквах должно поминать только его имя. Предавать проклятию престол апостольский (т. е. римский) никто не смеет. Инвеститура (т. е. единовременная плата, взимаемая с поставляемых вновь епископов, аббатов и священников, за право пользоваться церковными имениями, изъятыми от несения общественных повинностей,) не принадлежит государям, которые не имеют права жаловать епископов перстнями, как прежде было. Барон. Церк. летоп. под 1076 г. Гардуин. Собор, т. 6, ч. 1, стр. 1304 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010