Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ НОВЫЙ [Греч. Παλος νος] (VIII в.), мч. Кайюмский (пам. греч. 8 июня). Источники Сведения о П. Н. содержатся в посвященном ему Мученичестве (BHG, N 1471), к-рое впервые было опубликовано в кон. XIX в. А. Пападопуло-Керамевсом ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 247-251). Эта же редакция содержится в Императорском минологии (Царской Минее) XI в., изданном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 23-27). Е. Папаилиопулу-Фотопулу обнаружила в Патмосской рукописи XIII - нач. XIV в. (Patm. 187. Fol. 152-158v) др. расширенную редакцию Мученичества (BHG, N 1471b), конец к-рой утрачен, а также службу в честь П. Н. и издала их ( Παπαηλιουπολου-Θωτοπολου Ε. Αγιολογιλ και υμνογραφικ εις γιον Παλον τον Νον εν τοις Καουμ επ των Εικονομχων αθλσαντα. Δπτυχα, 1979. Τ. 1. Σ. 53-96). В заглавии этой редакции мученик назван Павлом Новым. Вероятно, греч. Мученичество было написано в К-поле не ранее X или в сер. XI в. По стилю оно примыкает к Житиям IX в., таким как Житие Стефана Нового ( Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680-850): The Sources. Abingdon, 2001). С. Ефтимиадис считает, что греч. оригинал был написан, возможно, во 2-й пол. X или в XI в., после смерти К-польского патриарха свт. Антония II Кавлея (893-901), при к-ром были обретены мощи святого (The Ashgate Research Companion to Byzant. Hagiography/Ed. S. Efthymiades. Farnham, 2014. Vol. 2: Genres and Contexts. P. 87). Сохранилось лат. Мученичество П. Н. (BHL, N 6591; ActaSS. Iul. T. 2. P. 635-639), в к-ром святой также наделен эпитетом Новый, что указывает на его греч. оригинал - редакцию BHG, N 1471b (L " hagiographie et l " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d Étienne le Jeune/Ed. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1999. P. 192-193). Лат. Мученичество содержится в единственной рукописи XVI-XVII вв. (Vat. Reg. Christin. lat. 532. Fol. 17v - 21r), вместе с рассказами о перенесении в 1222 г. мощей П. Н. из К-поля в Венецию, в мон-рь Сан-Джорджо-Маджоре (Ibid. Fol. 21v - 24r; BHL, N 6592) и о чуде П. Н. (Vat. Reg. Christin. lat. Fol. 26r - 27r; BHL, N 6593). Рассказ о перенесении мощей входит еще в одну рукопись XVII-XVIII вв. (Vat. Barbes. lat. 3221). Петр Наталис и Петр Кало в XIV в. составили краткие версии Мученичества П. Н. и поместили их в «Перечне святых» ( Petr. Natal. CatSS. VI. 69) и в Легендарии (BHL, N 9039) соответственно. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578559.html

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИЙ И ААРОН [Юлий и Аарон; лат. Iulius, Aaron] (III-IV вв.), мученики (пам. зап. 20 июня), пострадавшие в Британии. Самое раннее упоминание об И. и А. содержится в сочинении Гильды «О погибели Британии» (VI в.; Gildas. De excidio Britanniae. 10). Гильда привел сведения о мучениках, пострадавших в Британии во время гонения на христиан, к-рое началось в 303 г. по указанию имп. Диоклетиана и его соправителей: «Господь... зажег нам светлейшие светильники святых мучеников... святого Альбана Вероламского, Аарона и Юлия, граждан Города легионов, и прочих обоих полов в разных местах» ( Гильда Премудрый. 2003. С. 249-250). Гильда также упомянул о том, что в его время Веруламий (ныне Сент-Олбанс) вместе с гробницей св. Альбана Британского и место погребения И. и А. были «отняты у граждан зловещим рубежом варваров», т. е. англов и саксов, и оставались недоступными для бриттов. О мучениках, пострадавших в Британии, упоминал также Беда Достопочтенный († 735) в «Большой хронике» и в «Церковной истории народа англов», однако имена И. и А. были известны ему только благодаря сочинению Гильды (сведения о св. Альбане Беда заимствовал также из Мученичества (BHL, N 206-211)). Упоминания об И. и А. содержатся в перечне святых среди ирл. глосс IX в. в рукописи «Грамматики» Присциана (St. Gallen. Stiftsbibl. 904) и в валлийских генеалогиях 2-й пол. X в. (Lond. Brit. Lib. Harl. 3859. Fol. 193r - 194v), однако дополнительных сведений о мучениках в этих источниках нет ( Sharpe. 2002. P. 119). В IX в. память И. и А. под 22 июня (дата памяти св. Альбана) была внесена в «исторические» Мартирологи Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 322) и Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 290). Однако Петр Наталис в «Перечне святых» указал память И. и А. под 1 июля ( Petr. Natal. CatSS. VI 35), вероятно потому, что в этот день совершалось поминовение ветхозаветного первосвященника Аарона. Под этой же датой память И. и А. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИТАЛИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ 440 чел., казненных лангобардами (ок. 579) (пам. 2 марта). И. м. посвящены 2 главы «Диалогов» папы Римского свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Dial. III 27-28). В 27-й гл. рассказывается о 40 мучениках, убитых язычниками-лангобардами за отказ вкушать идоложертвенное. В 28-й гл. сообщается о 400 захваченных в плен жителях Италии, к-рых лангобарды пытались привлечь к языческому празднеству и заставляли поклониться козлиной голове; когда те отказались, то также были убиты. Свт. Григорий Великий уточняет, что описанные события имели место ок. 15 лет назад, т. е. ок. 579 г., если считать датой составления «Диалогов» 4-й год его понтификата (593-594). Эта дата вписывается в контекст истории лангобардского завоевания Италии, когда в 574-584 гг. власть у лангобардов была поделена между 35 вождями (дуксами, или герцогами), многие из к-рых были язычниками. В заключении 28-й гл. свт. Григорий Великий приводит пространное рассуждение назидательного характера: люди, к-рые в мирное время, как казалось, не отличались христ. добродетелями, во времена гонений показали себя истинными мучениками за Христа. Место страдания И. м. (кроме общего определения - Италия) неизвестно; к.-л. почитания мучеников в средние века не зафиксировано. В XIV в. Петр Наталис внес память И. м. под 2 марта в составленный им «Каталог святых» ( Petr. Natal. CatSS. III 167). Также под 2 марта память И. м. указана в позднейших изданиях XVI в. Мартиролога Узуарда с дополнениями (изд. Х. Гревена (Martyrologium Usuardi Monachi quod ad Karolum Magnum scripsit... Coloniae, 1515, 1521), а также Ж. де ла Моля (Молана) (Usuardi Martyrologium quo Romana ecclesia ac permultae aliae utuntur... Lovanii, 1573, 1577)). В исправленном виде издание Ж. де ла Моля было опубликовано в Антверпене (1583), им пользовались при составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний , а также редакторы, проводившие ревизию Римского Мартиролога в XVII в. В изданиях XVI в. Мартиролога Узуарда со ссылкой на 28-ю гл. 3-й кн. «Диалогов» свт. Григория Великого упоминается только о 400 мучениках (место их кончины не уточняется). Бароний по неизвестной причине сократил число мучеников до 80, а местом их мученичества указал Кампанию (MartRom. P. 83).

http://pravenc.ru/text/1237715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОВИЙ Святые Зиновий и Лукия. Фрагмент композиции «Святое собеседование». Рентабль св. Лукии. Ок. 1445 г. Худож. Доменико Венециано (Галерея Уффици, Флоренция) Святые Зиновий и Лукия. Фрагмент композиции «Святое собеседование». Рентабль св. Лукии. Ок. 1445 г. Худож. Доменико Венециано (Галерея Уффици, Флоренция) [лат. Zenobius] († нач. V в.), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Флоренция (Италия). Почитается как покровитель Флоренции. Впервые упоминается в Житии свт. Амвросия Медиоланского, в к-ром сообщается, что во время посещения свт. Амвросием Флоренции (394) епископскую кафедру там занимал З. Согласно агиографической традиции, пребывание З. на Флорентийской кафедре относилось к более позднему времени. В 1-й пол. XI в. Лаврентий, еп. Амальфи, по просьбе флорентийских клириков на основе не сохранившегося до наст. времени текста составил 1-е Житие З. Это сочинение легло в основу 2-го Жития (XII в.), автор к-рого писал под именем Симплициана, преемника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. Вероятно, в XII в. была составлена и 3-я ред., в испорченном виде она была известна флорентийскому клирику Власию, включившему переработанный текст в свой Легендарий (2-я пол. XII в.). Четвертая ред. входит в компендиум свт. Антонина Флорентийского «Историческая сумма» ( Anton. Flor. Sum. hist. X 12) (XV в.). Тогда же Джованни Тортелли, советник папы Римского Николая V и 1-й библиотекарь Ватиканской б-ки, составил 5-ю ред. Жития, куда были включены также сведения о перенесении мощей З. Краткие повествования о З. содержатся в литургических чтениях под 25 мая и 26 янв. Особой редакцией Жития З. пользовался в XIV в. агиограф Петр Наталис . В сокращенном варианте он включил эту редакцию в «Перечень святых» ( Petr. Natal. CatSS. V 41). Крещение св. Зиновия. Фрагмент картины «Крещение св. Зиновия и поставление во епископы». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли (Национальная галерея, Лондон)

http://pravenc.ru/text/199813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ, ПАТРИЦИЯ И МОДЕСТА [Лат. Macedonius, Patricia et Modesta], мученики Никомидийские (пам. зап. 13 марта). В Иеронимовом Мартирологе под 13 марта упоминается пресв. М., его супруга П., их дочь Модеста, а также пресв. Кион (или Кирион), Сатурнин, Ианнуар(ий), Сальв(ий), Петроний, Модестин, Зосима, пресв. Евстак (или Евстас) и супруга его Вассила, а также диак. Еппод (или Еппепод) и еще 2 мученика, пострадавшие в Никомидии. Под этим же числом в Сирийском Мартирологе 411 г. отмечена память пресв. Модеста и 21 пострадавшего с ним (Un Martyrologe et douze ménologes Syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 14. (PO; 10. Fasc. 1)). По мнению болландистов, предположение о том, что в данном случае в обоих Мартирологах речь идет об одних и тех же святых, не имеет достаточных оснований (MartHieron. Comment. P. 141). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) и в зап. «исторических» Мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда) под 13 марта упоминаются только М., его супруга и дочь. Петр Наталис в «Перечне святых» (XIV в.) дополнил память М., П. и Модесты из Мартиролога Адона заметкой о мучениках из Никеи в Вифинии, почитаемых в тот же день, о которых сказано, что они были сожжены заживо ( Petr. Natal. CatSS. III 198). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память 3 Никомидийских мучеников. В современной редакции Римского Мартиролога ошибочно указывается, что святые пострадали в Вифинии (MartRom (Vat.). P. 178). Ист.: MartHieron. P. 141; MartRom. P. 95; ActaSS. Mart. T. 2. P. 260; Dubois J. Le Martyrologe d " Usuard. Brux., 1965. P. 193. (SH; 40); Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède de l " anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 49; iidem. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions. P., 1984. P. 105. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 620, 652; Quentin H. Les martyrologes hist. du Moyen Âge. P., 1908. P. 50, 110, 421, 481; Sauget J.-M. Macedonio, Patrizia e Modesta//BiblSS. Vol. 8. Col. 444-445. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561504.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ И АММОНИЙ [Лат. Moseus et Ammonius], мученики Понтийские (пам. зап. 18 янв.). Мученичество святых не сохранилось. В Иеронимовом Мартирологе под 18 янв. содержится запись: «В городе Понт в Асии Моисея, Аммония» (In Ponto civitate Assiae Mosei Ammoni). В Мартирологе Лионского анонима, созданном не позднее 806 г. на основе Иеронимова Мартиролога и Мартиролога Беды, под 18 янв. содержится более полная заметка о М. и об А., в к-рой говорится о том, что мученики были воинами и пострадали в Понте (Чёрное м.): их приговорили к работе на рудниках, а затем предали огню. Под этим же числом память М. и А. с кратким сказанием о них перешла в более поздние зап. «исторические» Мартирологи IX в.: Флора Лионского, Адона, архиеп. Вьеннского, Узуарда и др. Петр Наталис в «Перечне святых» (XIV в.) внес нек-рые изменения в сказание о М. и об А. и отметил, что святые пострадали на острове в Понте, за твердое исповедание Христа они были лишены воинского звания и отправлены на рудники, затем подвергнуты многочисленным пыткам и преданы огню ( Petr. Natal. CatSS. II 97). В Мартирологе, составленном П. Галезини (1578), указано, что мученики пострадали за веру при имп. Деции (249-251). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес под 18 янв. память М. и А. в Римский Мартиролог с той же заметкой, но без датировки их кончины. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. и А. под 18 янв. не обозначена. По мнению И. Делеэ , заметка в Иеронимовом Мартирологе под 18 янв. нуждается в корректировке: болландист предложил исправить топографическое указание «In Ponto» на «In Portu» и добавить к нему пропущенное имя мч. Астерия, пострадавшего в Остии - гавани (portus) Рима (об Астерии см. ст. Марин (Марий) , Марфа , Авдифакс и Аввакум ). Перед «Моисеем, Аммонием» следует добавить уточнение «В Александрии» и т. о. причислить М. и А. к Александрийским мученикам, память которых отмечена под 14 февр. в Иеронимовом и др. зап. Мартирологах (MartHieron. Comment. P. 46). Ист.: Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 10v - 11; MartHieron. P. 45; ActaSS. Ian. T. 2. P. 188; MartUsuard. 1965. P. 163; MartRom. P. 26; Ado V. Le martyrologe: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 63. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 642; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 211, 415, 481; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 48-50; Sauget J.-M. Mosè e Ammonio//BiblSS. Vol. 9. Col. 654-655. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2564004.html

Эфиоп. Синаксарь не содержит дополнительных сведений, за исключением рассказа о разрушении храма М. и неудавшейся попытке кражи мощей святого, а также о постройке новой церкви. Текст Мученичества на эфиоп. языке (XV в.) более пространен, чем греческий, дополнен такими деталями, как имена матери и дяди святого и т. д.; родиной мученика названо вымышленное егип. сел. Кетва (вероятно, искаженное Котией). Поздняя арабская версия повествует о том, что М. принял мученичество вместе с матерью в Александрии в возрасте 8 лет (см.: Jaritz. 1993. S. 132-144, 382-389). Несомненно здесь главный акцент сделан на копт. происхождении мученика и его смерти в Египте. Ампулы с изображением вмч. Мины. Прориси В лат. редакции Мученичества М., изданной Момбрицио, упомянут только имп. Диоклетиан, к-рый во 2-й год правления издал указ о том, что все жители империи обязаны под страхом смертной казни приносить жертвы Аполлону, Диане и Минерве в благодарность за успехи в военных походах. М. служил в армии г. Котией во Фригии, но затем самовольно оставил службу и удалился в безлюдные места, посвятив себя Богу. Он был арестован правителем Пирром, т. к. помешал праздновать день рождения императора, войдя в театр, где собрались все жители города, громко воспевая Господа. Дальнейшее повествование по большей части состоит из диалогов мученика с Пирром во время допросов и пыток; речи М. изобилуют цитатами из псалмов и НЗ, он высмеивает невежество язычников и в ответ на угрозы правителя предать его страшным пыткам, говорит о вечных мучениях, ожидающих тех, кто противятся Истинному Богу. Накануне казни, которая произошла 11 нояб., М. завещал положить его останки на верблюда и предоставить животному самому найти место, где они должны быть похоронены, что и было исполнено. Впосл. на могиле мученика была построена базилика, в к-рой происходили многочисленные чудеса. Краткое изложение лат. версии Мученичества М. вошло в состав «Исторического зерцала» Винцентия из Бове (ок. 1244-1260). Согласно этому рассказу, М. служил под командованием Агерика; имена императоров, при к-рых пострадал мученик, не упоминаются, но при этом говорится, что они присутствовали в театре, куда пришел М. Местом кончины святого ошибочно названа Скифия, столица Фригии ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. 12, 19). Петр Наталис также включил краткий рассказ о М. в «Перечень святых» (ок. 1370), указав имена императоров (Диоклетиан и Максимиан) и передав имя начальника войска, в к-ром служил М., как Агрикола. Составитель «Перечня...» повторил ошибку предыдущих агиографов и назвал местом кончины святого Скифию; в конце он добавил, что мощи М. были перенесены в К-поль ( Petr. Natal. CatSS. X 48).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Греч. Житие, атрибутируемое свт. Софронию, было переведено на армянский (BHO, N 683, 686-687), сирийский (BHO, N 684; Bedjan. Acta. Т. 5. P. 342-385), эфиопский (BHO, N 685) и арабский языки ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 371, 508). Почитание М. Е. получило распространение и на Западе. В VIII в. Павел Диакон († ок. 799) перевел на лат. язык Житие М. Е. (BHL, N 5415), приписываемое Софронию Иерусалимскому. Отрывок греч. Жития, в к-ром рассказывается об обращении и уходе в пустыню М. Е., изложен Анастасием Библиотекарем (BHL, N 5416). Еще один, возможно более ранний, перевод греч. Жития М. Е. был выполнен анонимным автором и имеет неск. редакций (BHL, N 5417-5417b). Впосл. появились переработки этих переводов (BHL, N 5417c - 5417z). Стихотворная версия сказания о М. Е. вошла в поэму о палестинских святых Флодоарда Реймсского († 966) (BHL, N 5418; Flodoardus. De triumphis Christi sanctorumque Palestinae. III 4//PL. 135. Col. 541-548) и Хильдеберта Лаварденского († 1133; BHL, N 5419-5420). Еще одно метрическое лат. Житие М. Е. сохранилось в конце рукописи XII в. (Paris. lat. 17429. Fol. 107r - 107v; BHL, N 5421), в к-рой содержатся беседы свт. Григория I Великого на Книгу прор. Иезекииля. В XIII-XIV вв. Винцентий из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XV 65-73), Иаков из Варацце ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. T. 1. P. 374-377) и Петр Наталис ( Petr. Natal. CatSS. IV 24) составили краткие сказания на латинском языке о М. Е. Существуют также переводы на староангл., франц. и нем. языки. История блудницы, к-рая через покаяние стяжала святость, стала символом прощения и милости Божией к любому искренне раскаявшемуся грешнику. Причащение прп. Марии Египетской. Роспись нартекса кафоликона мон-ря Зрзе, Македония. 1368–1369 гг. Причащение прп. Марии Египетской. Роспись нартекса кафоликона мон-ря Зрзе, Македония. 1368–1369 гг. Время жизни М. Е. трудно установить из-за отсутствия в ее Житии хронологических и исторических указаний. Традиц. дата ее смерти основана на упоминании в Житии, что она скончалась 1 апр., в Великую пятницу, к-рые совпадают в 522 г. По мнению болландистов, М. Е. скончалась ок. 421 г.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Л. Якобили в XVII в. создал народную версию Жития Е. на итал. языке ( Iacobili L. Vite dei Santi e Beati dell " Umbria. Foligno, 1647. Bologna, 1971r. T. 1) и наметил основные даты жизни Е. следующим образом: 487 г.- приход в Нурсию, 526 г.- избрание настоятелем, 23 мая 540 г.- кончина. По преданию, после смерти Е. Ф. удалился в Фульгинию (ныне Фолиньо, обл. Умбрия, Италия) к свт. Викентию и жил в построенном им монастыре во имя свт. Сильвестра. Скончался Ф. 1 июня 547 г. Останки святого были погребены в кафедральном соборе св. Фелициана. Согласно сведениям, зафиксированным в дипломах герм. императоров Оттона III и Конрада II (кон. X - 1-я пол. XI в.), Е. был настоятелем мон-ря Кампли, основанного в кон. V в. св. Спесом в Касторианской долине. В X в. здесь было уже крупное бенедиктинское аббатство в честь Е., где хранились мощи и одежда святого. Однако, по мнению нек-рых зап. ученых, следует различать 3 обители в этой долине (DHGE. T. 16. Col. 77). Память Е. впервые появляется в Мартирологе аббатства Фарфа (XI в.) под 23 мая. Празднование Ф. совершалось 27 июня в Нурсии, 1 июня в Фульгинии. Петр Наталис († 1370) в «Каталоге святых» объединил день памяти Е. и Ф. под 28 дек. ( Petr. Natal. CatSS. II 11). Кард. Цезарь Бароний заменил в Римском Мартирологе эту дату 23 мая. В греч. синаксарях память Е. и Ф. отсутствует, хотя «Диалоги» свт. Григория Великого были известны в Византии уже со 2-й пол. VIII в. В календарь РПЦ память Е. и Ф. перешла из Четьих-Миней, составленных свт. Димитрием Ростовским. Ист.: BHL, N 2791; ActaSS. Mai. T. 5. P. 249-251; MartRom. Comment. P. 204; Flodoardus canonicus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 845-848; Pirri P. L " abbazia di S. Eutizio in Valcastoriana presso Norcia. R., 1960. P. 9-16, 257-263. (StAnselm.; 45) [la Legenda S. Eutizio]; MartUsuard//PL. 124. Col. 850; ЖСв. Авг. С. 397-401; Патерик Римский. Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Подгот. изд.: К. Дидди. М., 2001. С. 260-271. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255; Т. 3. С. 336; Carrafa F. Eutizio e Florenzo//BiblSS. Vol. 5. Col. 340-341; Verbraken P. Euticius//DHGE. T. 16. Col. 77-78.

http://pravenc.ru/text/187594.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010