Л. Якобили в XVII в. создал народную версию Жития Е. на итал. языке ( Iacobili L. Vite dei Santi e Beati dell " Umbria. Foligno, 1647. Bologna, 1971r. T. 1) и наметил основные даты жизни Е. следующим образом: 487 г.- приход в Нурсию, 526 г.- избрание настоятелем, 23 мая 540 г.- кончина. По преданию, после смерти Е. Ф. удалился в Фульгинию (ныне Фолиньо, обл. Умбрия, Италия) к свт. Викентию и жил в построенном им монастыре во имя свт. Сильвестра. Скончался Ф. 1 июня 547 г. Останки святого были погребены в кафедральном соборе св. Фелициана. Согласно сведениям, зафиксированным в дипломах герм. императоров Оттона III и Конрада II (кон. X - 1-я пол. XI в.), Е. был настоятелем мон-ря Кампли, основанного в кон. V в. св. Спесом в Касторианской долине. В X в. здесь было уже крупное бенедиктинское аббатство в честь Е., где хранились мощи и одежда святого. Однако, по мнению нек-рых зап. ученых, следует различать 3 обители в этой долине (DHGE. T. 16. Col. 77). Память Е. впервые появляется в Мартирологе аббатства Фарфа (XI в.) под 23 мая. Празднование Ф. совершалось 27 июня в Нурсии, 1 июня в Фульгинии. Петр Наталис († 1370) в «Каталоге святых» объединил день памяти Е. и Ф. под 28 дек. ( Petr. Natal. CatSS. II 11). Кард. Цезарь Бароний заменил в Римском Мартирологе эту дату 23 мая. В греч. синаксарях память Е. и Ф. отсутствует, хотя «Диалоги» свт. Григория Великого были известны в Византии уже со 2-й пол. VIII в. В календарь РПЦ память Е. и Ф. перешла из Четьих-Миней, составленных свт. Димитрием Ростовским. Ист.: BHL, N 2791; ActaSS. Mai. T. 5. P. 249-251; MartRom. Comment. P. 204; Flodoardus canonicus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 845-848; Pirri P. L " abbazia di S. Eutizio in Valcastoriana presso Norcia. R., 1960. P. 9-16, 257-263. (StAnselm.; 45) [la Legenda S. Eutizio]; MartUsuard//PL. 124. Col. 850; ЖСв. Авг. С. 397-401; Патерик Римский. Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Подгот. изд.: К. Дидди. М., 2001. С. 260-271. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255; Т. 3. С. 336; Carrafa F. Eutizio e Florenzo//BiblSS. Vol. 5. Col. 340-341; Verbraken P. Euticius//DHGE. T. 16. Col. 77-78.

http://pravenc.ru/text/187594.html

Память М. Р. не зафиксирована в западных средневек. Мартирологах, лишь в XIV в. Петр Наталис внес сказание о ней, составленное на основе «Диалогов» свт. Григория, в «Перечень святых» ( Petr. Natal. CatSS. XI 111). В нач. XVII в. Ф. Феррари включил под 2 апр. сказание о М. Р. в «Каталог святых Италии» ( Ferrarius Ph. Catalogus sanctorum Italiae. Mediolani, 1613. P. 178) и в «Общий каталог святых, отсутствующих в Римском Мартирологе» ( Idem. Catalogus generalis Sanctorum, qui in Martyrologio Romano non sunt. Venetiis, 1625. P. 134-135). В сер. VIII в. свт. Захария , папа Римский (741-752), выполнил перевод на греч. язык «Диалогов» свт. Григория, благодаря чему сочинение получило широкое распространение не только в Европе, но и на Ближ. Востоке. Не позднее кон. X в. «Диалоги» свт. Григория были переведены на слав. язык под названием «Римский патерик», в к-ром также содержится сказание о М. Р. (Патерик Римский: Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Подгот.: К. Дидди. М., 2001. С. II, 400-403). Во 2-й четв. XVI в. «Диалоги» свт. Григория в среднеболг. переводе XIV в. были включены в состав Великих Миней-Четьих митр. Макария под 11 марта (ВМЧ. Март. Дни 1-11. С. 347). В XVII в. сказание о М. Р. из сочинения свт. Григория (также в среднеболг. переводе, без переработки) вошло в печатный Пролог под 16 мая (Пролог. Март-август. М., 1643. Л. 396 об.- 397 об.). Непосредственно к концу рассказа о М. Р. присоединена еще одна глава из «Диалогов», где папа Григорий отвечает на вопрос диак. Петра, принимаются ли на небе души праведных прежде воскресения тел ( Greg. Magn. Dial. IV 26). В нач. XVIII в. свт. Димитрий, митр. Ростовский, включил под 16 мая сказание о М. Р. из «Диалогов» свт. Григория в «Книгу житий святых» ( Димитрий Ростовский, митр. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. С. 468-468 об.). Он несомненно пользовался печатным Прологом, т. к. в его изложении помимо истории о М. Р. также содержится эпизод с ответом на вопрос о принятии душ праведных на небесах, подвергнутый небольшой стилистической правке. Судя по всему, ни «Римский патерик», ни его лат. оригинал свт. Димитрий в своей работе не использовал. В календаре РПЦ ошибочно указано, что М. Р. жила в V в. (достоверно известно, что Проб, брат святой, и сама М. Р. были современниками папы Григория Великого).

http://pravenc.ru/text/2564316.html

При жизни святитель прославился как чудотворец, изгонял бесов и исцелял различные болезни. Был погребен в пригородной базилике св. Иулиана Антиохийского, к-рая впосл. была освящена в честь Е. К VI в. относится стихотворная эпитафия, высеченная на крышке древнего саркофага святителя (обнаружена в 1801; в наст. время хранится в музее Кальве, Авиньон). В 1561 г. мощи Е. были сожжены гугенотами. По преданию, часть мощей осталась в серебряном реликварии, увезенном в г. Кондом. Реликварий был уничтожен протестантами, а св. мощи собраны местными католиками. В XVII в. глава Е. хранилась в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе. В XII в. была составлена проповедь, анонимный автор к-рой включил повествование о Е. в цикл провансальских легенд об ап. Трофиме и о святых Марфе и Марии , сестрах Лазаря, к-рые якобы проповедовали Евангелие в Юж. Галлии. Е., причисленный автором проповеди к 70 апостолам, вместе с Марфой и Марией прибыл в Юж. Галлию и проповедовал в Аравсионе, где стал 1-м епископом, а впоследствии участвовал в легендарном I Галльском Соборе под рук. св. Трофима. Это предание легло в основу службы (officium proprium) в честь Е. (Оранжский Бревиарий, кон. XV в.). В чтениях святитель назван греком из Антиохии. Петр Наталис для краткого пересказа сведений о Е. в «Каталоге святых» использовал Житие, составленное Вером. Он отождествил святителя с жившим за 50 лет до него церковным писателем пресв. Евтропием, о кото-ром сообщал Геннадий Массилийский ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 49). В галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима память Е. не значится, впервые появляется у Флора Лионского (IX в.), затем в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и Ноткера Заики. Кард. Цезарь Бароний включил память святителя в Римский Мартиролог. Ист.: BHL, N 2782-2783; ActaSS. Maii. T. 6. Col. 693-694; Sidonius Apollinaris. Ep. VI 6//PL. 58. Col. 455-456; Hilarius, papa. Ep. 11//Ibid. Col. 28-32; Vie de S. Eutrope/Éd. P. Varin//Bull. de Comité historique des monuments écrits de l " Histoire de France. P., 1849. Vol. 1. P. 52-64; MartRom. Comment. P. 212.

http://pravenc.ru/text/187598.html

части Римской империи, отличались христ. добродетелями и глубокой верой в Бога, «в миру были воинами императора, но в сердце являлись воинами Божиими, желающими принять мученичество за веру Христову» (ActaSS. Р. 769). Юноша Л., почти 30-летний Ф. и достопочтенный старец Г., известный своей мудростью, не желая служить императору-арианину, покинули войско и уехали с Сицилии на Кефалинию (или Самос). Они поселились в уединенном месте, где в зарослях ежевики нашли развалины античного храма. Там Л., Ф. и Г. подвизались много лет и скончались в один день - в 14-е или в 9-е календы сент. (19 или 24 авг.). Св. воины явились знатному жителю острова Михаилу, больному проказой, и велели предать их тела погребению. Тот по указанию Свинопаса нашел благоухающие мощи в зарослях кустарника, с почестями похоронил их и получил исцеление от болезни. Из-за чудесного явления св. воинов и обретения их мощей Л., Ф. и Г. стали называть Явленными святыми. В знак благодарности Михаил построил над могилой Л., Ф. и Г. мон-рь. Согласно местному преданию, мощи святых были обнаружены в пещере на холме Авлохори, в окрестностях совр. Сами. По прошествии времени мощи Л., Ф. и Г. были перевезены в Венецию и положены в мон-ре прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, в одну раку с мощами этого святого. Петр Наталис считал, что в Венецию были доставлены только мощи Ф. и Г., а тело Л. осталось на Самосе, хотя в других источниках сообщается, что оно было перевезено в Венецию позднее - в 1124 г. В 2009 г. по просьбе Кефалинийского митр. Спиридона (Калафатакиса) мраморная рака в ц. прор. Захарии была распечатана, в результате экспертизы находившиеся в ней мощи святых отождествлены с мощами Л., Ф. и Г. Архиепископ Венеции передал в дар Кефалинийской митрополии 3 частицы мощей этих святых. Молебный канон в честь Л., Ф. и Г. составил великий гимнограф Александрийской Церкви Х. Бусьяс, службу, акафист и величания - протопр. Г. Андзулатос. Древнейшая сохранившаяся икона святых датируется 1654 г. (в наст. время находится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Сами). Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 768-772. Лит.: Lucchesi G. Gregorio, Teodoro e Leone, confessori dell isola di Samo, santi//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 403; Αντζουλτος Γ., πρωτοπρεσβ. Ο Θανντες Αγιοι μρτυρες στν Κεφαλλονι Γρηγριος, Θεδωρος κα Λων//Κεφαλληνιακ Χρονικ. Αργοστλι, 1999. Τ. 8. Σ. 177-207; idem. Αγιοι Κεφαλλονις στ Βενετα//Ibid. 2004. Τ. 10. Σ. 435-457; idem. Ο Αγιοι Θανντες: Ο Ομολογητς Αγιοι τς Κεφαλλονις Γρηγριος, Θεδωρος κα Λων. Αθνα, 2005; Βαρβονης Μ. Γ. Αγιολογικ και λακ παρδοση των στρατιωτικν αγων της Σμου Γρηγορου, Θεοδρου και Λοντος (Δ αι.)//Erytheia: Revista de Estudios Byzantinos y Neogriegos. Madrid, 2014. T. 35. P. 155-165. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463303.html

Ep. 108. 20; Idem. Onomast). Кроме того, был построен странноприимный дом ( Temmerman. 2017. S. 7). Иероним давал П. советы по поводу управления мон-рем, являясь духовным наставником обеих обителей ( Kelly. 1975. P. 132). П. желала пригласить в Вифлеем Маркеллу, и блж. Иероним направил ей письмо от имени П. и Евстохии ( Hieron. Ep. 46). К 404 г. в женском монастыре П. проживало ок. 50 насельниц ( Pallad. Lausiac. 41). Между 385 и 395 гг. в Риме скончались дети П.- Руфина, Павлина, жена Паммахия, и Токсотий. Его дочь - Павла Младшая, впосл. жила в общине своей тетки Евстохии в Вифлееме. В первые годы V в. П. находилась в конфронтации с Иоанном Иерусалимским, Руфином и Меланией из-за оригенистских споров и жестокой антиоригенистской позиции блж. Иеронима. В 404 г. она тяжело заболела, скончалась 26 янв. в возрасте 56 лет (нек-рые исследователи датируют кончину П. 406 г. ( Cain. 2013. P. 485)). Иаков из Варацце († 1298) пересказал в «Золотой легенде» эпитафию блж. Иеронима, посвященную П. ( Iacopo da Varazze. 2007. Vol. 1. P. 236-243). Также в XIII в. краткое Житие П. вошло в состав энциклопедического свода «Зерцало истории» Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIX. 48-50); в XIV в. Петр Наталис внес заметку о святой в «Перечень святых» ( Petr. Natal. CatSS. III 29). Почитание Успение прп. Павлы. Прп. Павла наставляет монахинь. 1650 г. Худож. А. Рейнозо (мон-рь Жеронимуш, Португалия) Успение прп. Павлы. Прп. Павла наставляет монахинь. 1650 г. Худож. А. Рейнозо (мон-рь Жеронимуш, Португалия) В палестино-груз. календаре X в. память П. указана под 28 авг. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86-87, 314-315). В Иеронимовом Мартирологе под 26 янв. содержится запись: «В Вифлееме успение святой Павлы» (MartHieron. P. 64). Под этим же числом память святой вошла в средневек. «исторические» мартирологи. В Мартирологе Флора Лионского находится заметка о П., к-рая составлена на основе эпитомы П., написанной блж. Иеронимом ( Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 304, 416, 457, 481). Адон, архиеп. Вьеннский, сократил заметку, указав лишь место кончины П. и то, что, по словам блж. Иеронима, она была увенчана венцом долгого мученичества ( Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 73). Подобная сокращенная заметка содержится и в Мартирологе Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 169). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память П. под 26 янв. (MartRom. P. 35). Под этим же числом она вошла в совр. редакцию Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 111). В 1283 г. доминиканский монах и паломник Бурхард с Сионской горы упомянул в «Описании Святой Земли» о захоронении преподобных П. и Евстохии в базилике, посвященной этим подвижницам ( Burchardi de Monte Sion Descriptio terrae sanctae// Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 18732. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578587.html

О почитании П. Ф. на Западе свидетельствует сохранившееся Похвальное слово святому (BHL, N 6597), написанное в стихах неизвестным автором. В немногочисленных рукописях X-XV вв. (напр.: Novara. Bibl. Cap. 61. Fol. 5, X в.; Vat. lat. 2945. Fol. 67v - 68, XV в.) этот текст, как правило, следует за Житием П. Ф., составленным блж. Иеронимом (изд.: AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 292-293). Добродетели подвижника прославлял св. Альдхельм , еп. Шерборнский ( 709), в «Трактате о девстве» (BHL, N 6596m; Aldhelm. De laud. virg.//PL. 89. Col. 252). В XII в. Нигелл Кентерберийский написал стихотворное Житие П. Ф. (BHL, N 6597d). В XIII в. Винцентий из Бове составил на основе Жития блж. Иеронима довольно подробное сказание о П. Ф., в к-ром сохранены не только все эпизоды, но и мн. диалоги оригинала и которое вошло в энциклопедический свод «Зерцало истории» ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XII. 86-88); блж. Иаков из Варацце поместил в «Золотой легенде» рассказ о преподобном, в начале к-рого указывается, что Житие П. Ф. написал блж. Иероним, далее говорится, что отшельник в течение 60 лет подвизался в пустыне и скончался в 287 г. ( Iacopo da Varazze. Legenda aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. Vol. 1. P. 141-142). В XIV в. Петр Наталис внес в «Перечень святых» заметку о П. Ф., в к-рой сообщается, что святой провел в уединении 93 года и скончался 10 янв. ( Petr. Natal. CatSS. II 60). Сказание о П. Ф. содержится в Легендарии Петра Кало (ок. 1330 - см.: Poncelet A. Légendier de Pierre Calo//AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 53-54). В одной из поздних рукописей Иеронимова Мартиролога (Dublin. Trinity College. 50 (A. 4. 20), XI в.) под 10 янв. содержится добавление в виде памяти П. Ф. ( Delehaye H. Martyrologium Hieronymianum Cambrense//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 383). В Мартирологе Беды Достопочтенного ( 735) память отшельника указана под тем же числом. В краткой заметке говорится, что святой с 16 до 113 лет жил в пустыне, его душа, как видел прп. Антоний, была восхищена на небеса ангелом и вошла в сонм апостолов и пророков ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 99). В зап. «исторических» мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона , архиеп. Вьеннского, Узуарда) память П. Ф. и краткая заметка о нем, составленная на основе данных из Мартиролога Беды, также помещены под 10 янв. (Ibid. P. 415, 481; MartUsuard. 1965. P. 158; MartAdon. P. 56). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память П. Ф. под 10 янв. (MartRom. 1583. P. 7). В более поздней редакции Римского Мартиролога отшельник упоминается под 10 и 15 янв. (MartRom. 1749. P. 33, 39), тогда как в совр. редакции текста память П. Ф. обозначена только под 10 янв. (MartRom (Vat.). P. 87). В славянской традиции

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Sum. th. II 1. 4. 1. 1. 1). Представления Альберта об И. получили дальнейшее развитие у его ученика Фомы Аквинского ( 1274). Следуя Аристотелю, Фома утверждал, что форма, являющаяся чем-то общим, не может быть принципом И. При этом первая материя также есть нечто общее для мн. вещей, поэтому Фома уточнял представление о материи как принципе И., отмечая, что таким принципом является не материя вообще, но «обозначенная» (signata) материя: «Не в любом смысле взятая материя есть принцип индивидуации, но лишь обозначенная материя» ( Thom. Aquin. De ente et essentia. 2). Характерным признаком «обозначенной материи» является то, что она имеет количественное измерение: «Я называю обозначенной материей такую материю, которая рассматривается с учетом определенных размеров (sub certis dimensionibus)» (Ibidem). И. человеческой души также объяснялась Фомой с помощью материи. Поскольку душа есть форма тела, она является индивидуальной благодаря неразрывной связи с ним. Учение о материи как принципе И. имело следствием вызвавшее большие споры учение Фомы о том, что в области нематериальных существ ( ангелов ) всякий индивид одновременно является видом. Учение Фомы Аквинского об И. положило начало влиятельной традиции, среди сторонников к-рой были Эгидий Римский († 1316), Петр Абанский († 1316), Гервей Наталис ( 1323), кард. Каэтан (1469-1534), Иоанн Пуансо ( 1644) и др. Эгидий Римский называл принципом И. «протяженную материю» (materia extensa); Петр Абанский говорил о «материи, существующей в неких обозначенных измерениях» ( Petrus Abanus. Conciliator contoversarium, quae inter medicos et philosophicos versantur. Venetiis, 1565. Fol. 36); Гервей Наталис прямо называл количество (quantitas) «принципом индивидуации материальных субстанций» ( Hervaeus Natalis. Quolibeta undecim. VIII 12. Venetiis, 1513. Fol. 152). Каэтан разъяснял учение Фомы Аквинского в том смысле, что «обозначенная материя» - конкретная «эта» материя, которая не может быть иной. Количественное различие Каэтан считал не чем-то присоединяющимся к материи извне, но внутренним свойством материи.

http://pravenc.ru/text/389565.html

Петр коринфский. Никэй 304 мегарский. Иоанн мессинский. Офелим гефский. Афанасий опонтунский. Ириник навпактский. Домн платэонский. Онисим алгузский. Магнус диакон. Области Сирии первой 9 епископов: Максим антиохийский. Максимин. Макарий лаодикийский, чрез Евсевия, пресвитера антиохийского. Феоктист вирийский 305 . Геронтий силевкийский. Ромул халкидонский. Петр гавалский. Мара оносатский. Сава палтский. Ураний гавалонийский. Области Сирии второй 6 епископов: Домн апамейский, чрез Меллита ларисского. Области Киликии первой 8 епископов: Феодор тарсский. Матрониан помпейопольский, чрез митрополита Феодора. Александр севастийский. Филипп аданский. Ипатий зефирский. Феодор августский. Хризипп маллатский. Салюстин коррикутский, чрез Филиппа аданского. Области Киликии второй 19 епископов: Кирилл аназарвский. Полихроний епифанийский. Иогам 306 флавсадский. Индим иренупольский. Юлиан роксутский. Безиан мопсуестский, чрез Софрония, епископа исаврийского. Василий селевкийский . Феодор клавдиопольский. Юлиан келендоротский. Иогам 307 диокесарийский. Даниил анагностский. Епифаний кетесторойский. Мампрей титипольский. Акакий антиохийский. Леа-мандит, чрез папу диакона. Аммоний латапский. Арлиан селинунтонский, чрез иподиакона Павла. Наталис филадельфийский. Тиранн германикский. Области Финикии 13 епископов: Фотий тирский. Дамиан сидонский. Павел птолемаидский. Олимпий арадупольский. Павел порфиритский. Фома понеадский. Петр вивлутский, чрез Фотия пуреунтского. Евстатий перифропольский. Феодор трипольский. Ираклий аркский. Александр анапарадский. Порфирий вотриопольский, чрез диакона Селоссея. Фосфор стросиадский. Области Финикии ливанской 7 епископов: Феодор дамаскский. Ураний емисийский. Иосиф илиопольский. Фома евтреопольский. Валерий лаодикийский. Евстафий филесарацинский 308 . Иордан аравский. Области Аравии 15 епископов: Константин востронский. Евлампий филадельфийский. Прокл адраонский. Феодор канофазийский. Ормизда филиппопольский. Флакк героазотский, чрез Констанция бофлотрострейского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Acta Sanctorum Iun., vol. 2; Тишендорф. Acta Apos. apocrypha); и, наконец, в Похвальном слове Варнаве кипрского монаха Александра, жившего не ранее VI века. Там же у Болланда. 276 Его признают за одно и то же лицо с евангелистом Марком (Bolland. Acta Sanctorum Тип. Vol. 2, p. 439–440). 279 Феодор, чтец. Церковная история, кн. 2. Мнение об основании Варнавой Медиоланской Церкви основательно опровергается Гефеле. Вообще сведения о жизни и послании Варнавы тщательно собраны и исследованы в сочинении Гефеле, с которым, впрочем, не везде можно согласиться (Das Sendschreiben des Apost. Barnabas. Tübingen, 1840). 282 Например, запрещение вкушать свинью указывает на обращение с подобными ей людьми, которые среди удовольствий забывают своего Господа и только в нуждах помышляют о Нем. Под хищными птицами должно разуметь таких людей, которые не трудом доставляют себе пропитание, но беззаконным образом похищают чужое добро (см. Варнав. X). 283 Здесь думают находить следы учения о тысячелетнем Царстве Христа; но оно у Варнавы чуждо земных чувственных радостей, с какими является хилиазм впоследствии. 285 Какой страны жители были читатели послания Варнавы, это также не указано в нем. Но можно с большей вероятностью предполагать их в Александрии, потому что послание было особенно известно и уважаемо в Церкви Александрийской; проповедь Варнавы в Александрии могла положить начало его духовной связи с тамошними христианами и вследствие того побудить его написать послание к ним в предостережение от влияния иудеев-христиан, которых значительное число, конечно, прибыло по разрушении Иерусалима из Палестины в Александрию. 286 Например, Гефеле полагает время происхождения Послания Варнавы не прежде 107 года или посланий Игнатия Богоносца и Поликарпа (Patrum apostolicorum, prolegom.). И Гильгенфельд справедливо упрекает его за это, относя, со своей стороны, Послание Варнавы к I веку (Die apostolischen Väter, SS. 37, 46). 291 К противникам подлинности послания Варнавы принадлежат Наталис, Иттиг, Мосгейм, Гук, Ульман, Неандер, Гефеле, Гильгенфелъд.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

T. 1. P. 508-510). Происхождение мощей К. и Д., к-рые находятся в базилике, трудно установить. О хранившихся в Риме останках мучеников упоминал еп. Петр Наталис († до 1406) ( Petr. Natal. CatSS. VIII 123). К IX-XI вв. относятся сведения о частицах мощей мучеников, вывезенных в Германию из Рима (возможно, из базилики К. и Д.). В 1582 г. при ремонтных работах под алтарем были обнаружены мощи К. и Д. и их братьев Анфима, Леонтия и Евпрепия. По-видимому, тогда же выполнена надпись, согласно к-рой мощи мучеников были доставлены в Рим при свт. Григории I Великом (590-604). После освидетельствования в 1924 г. мощи мучеников были помещены под алтарем крипты. В Парижском перечне церквей Рима (ок. 1230) упомянуто 5 храмов во имя К. и Д. ( H ü lsen. 1927. P. 23, 25). Нек-рые церкви, посвященные мученикам-целителям, первоначально были связаны с благотворительными учреждениями. Так, в жизнеописании папы Римского Льва III (795-816) упоминается ораторий К. и Д. при ксенодохии (приюте и больнице для паломников) Туции (LP. T. 2. P. 25; H ü lsen. 1927. P. 242-243). Изображения К. и Д. сохранились в т. н. капелле св. врачей в диаконнике ц. Санта-Мария-Антиква. Они дважды представлены на фресках, выполненных при папе Иоанне VII (705-707), вместе с др. вост. мучениками-целителями. Мученики изображены с атрибутами врачебного искусства - свитком и шкатулкой с инструментами или лекарствами. Возможно, тематика росписей в т. н. капелле св. врачей связана с тем, что при церкви могла существовать диакония ( Knipp. 2002). В Трастевере, у подножия холма Яникул, находился мон-рь К. и Д. «на Золотой крошке» (Санти-Козма-э-Дамиано-ин-Мика-Ауреа; ныне ц. Сан-Козимато). Муж. бенедиктинский мон-рь был основан между 936 и 944 гг. рим. аристократом Бенедиктом Кампанином, приближенным Альбериха II («принцепс» и фактический правитель Рима в 932-954). Согласно грамоте папы Иоанна XVIII от 1005 г., мон-рь владел крупной недвижимостью в Трастевере и землями в окрестностях Рима, а также неск. приписными обителями.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010