Ибо знамения творить не наше, но единыя Его всемогущия силы – дело. Отв. Иудеи приносили в жертву Богу различных животных, как пишется в книгах Моисеевых и Пророческих, и сия их жертва прознаменовала смерть Христа Сына Божия... Но когда и сия Святейшая жертва на древе крестном принеслася, тогда оная, яко сень, прообразовавшая истину, престала. В новой благодати духовную жертву, без которой оная жертва Иудеям неполезна была, христиане верою приносить Богу должны. Христианская жертва в Св. Писании указуется сия: 1) Дух сокрушен, и сердце сокрушенно и смиренно, которое, по слову Св. Давида, Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Сие бывает, когда мы за грехи печалию сокрушаемся, печаль в сердце имеем, которая есть печаль по Бозе, и покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор. 7:10 ). Сей жертвы сам Бог от нас требует: расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему ( Иоил. 2:13 ). Таковой дух и сердце есть жертва Богу приятная. На таковую жертву с высоты своей призирает Бог и на приносящего милосердыми Своими отеческими очами зрит. Такую жертву принес Петр Апостол, когда отвергся Христа и изшед вон горько плакася ( Мф. 26:75 ). Сию жертву и мы, христиане, да приносим на жертвенник сердца своего. 2) Жертва хваления и благодарения, когда мы от сердца благодарим Его за показанные и показуемые от Него неисчетные благодеяния. Он нас создал и разумною душою и образом Своим почтил, да славим Его. Он нас падших восставил, и заблудших взыскал, и погибших искупил не сребром или златом, но честною кровию Сына Своего ( 1Пет. 1:18 ). Он, яко Отец чадолюбивый, милостивно промышляет о нас, питает, напаяет, одевает, от козней вражиих сохраняет нас, Духом Святым просвещает и оживляет нас, движет нас к желанию и исканию небесных благ, поощряет к истинному покаянию... и прочая благая туне подает, да приносим жертву хваления выну Богу ( Евр. 13:15 ). Таковые жертвы требует от нас Бог: пожри Богови жертву хвалы ( Пс.49:14 ). Таковая жертва Ему благоугодна: восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении, и угодно будет Ему паче тельца юна ( Пс. 68:31, 32 ). Сию жертву, или, что тоже, таковое Богопочтение должно христианам приносить в вечер, утро и полудне, по примеру святого Давида ( Пс. 54:18 ). 3) Жертва милости и милосердия. Как сам Господь щедр, долготерпелив и многомилостив: так за приятное себе приношение вменяет, когда мы братии нашей милость являем, страждущим состраждем, бедствующим подаем руку помощи. Таковыми бо жертвами благоугождается Бог ( Евр. 13:16 ). 4) Жертва правды и истины, как Соломон говорит: творити праведная, и истинствовати, угодна Богу паче, нежели жертв кровь ( Притч. 21:3 ). 5) Жертва членов плоти нашея, которая восстает на дух наш, и телесными членами, как орудиями, борет нас и веру нашу умертвить хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

- Это, вообще, тема очень интересная. Почему? Потому что не случайно русский язык очень близок к санскриту. То есть, к языку ариев, которые пришли в Индию. Второй наиболее близкий, тоже родственный - балтскй язык, литовский. Но два языка, которые говорят о том, что здесь был корень, то есть, прародина ариев. Здесь, на этой земле живет народ тысячу лет. - Но это еще требует своего исследования. Когда язык  он очень консервативный содержащий. Он является определенным доказательством. Раз на протяжении тысячелетий эти смыслы хранятся. Но когда еще топонимы подключается, когда археология, когда мифология, и все это вместе совпадает, т о тут трудно что- либо возразить. Но это еще требует своих исследований. Почему-то у нас все эти темы гасят. А то очень важно для самосознания русского человека. Вот, у нас был такой  председатель Академии наук, адмирал Шишков, он тоже занимался славянским корнесловием. Вот он очень интересные вещи раскрывал. Пришло к нам такое слово " гардероб " , французское слово. Он говорит не французское это слово, а русское. То есть мы с помощью русского языка можем понимать иностранный язык. Если мы владеем корнесловием. Драгункин даже составил определенную систему изучения иностранных языков с помощью русского языка. Кто-то может найти в интернете, кто интересуется. Так вот, слово " гардероб " , оказывается, оно русское. Гарде - гвардия, происходит от слова города, городить, ограждать. То есть, ограда - это охранение. Гарде - это город. А роб - это роба,  одежда. Слово " рубаха " происходит от того же корня - подрубать. То есть, гардероб - это хранилище одежды. Мы с помощью русского языка можем понять смысл этого слова, причем понять его даже лучше, чем его понимают иностранцы. - Кстати, интересно, когда французы не знали, что это за книга священная, на которой происходила всегда клятва при короновании французских королей. А государь-император Петр Великий  раскрыл Римское Евангелие и стал читать на церковно-славянском. Потому что это Евангелие было привезено Анной Ярославной, королевой французской во Францию.  У нас звонок, батюшка. Говорите, мы слушаем вас.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

Когда же при Петре попытались по западному образцу отделить суд от верховной власти, – и под страхом смертной казни и лишения чинов было запрещено подавать жалобы государю, – челобитные все равно продолжали поступать. Спустя четыре года Петр вынужден был отменить свое решение и восстановить древний порядок подачи челобитных непосредственно царю. Собственно, такой порядок сохранялся у нас до самой революции. Поэтому многочисленные попытки отделить суд в России от верховной власти фактически провалились; и, что характерно, провалились народной волей. А это говорит о том, что желание иметь в лице государя независимого судью было поистине демократичным, ибо исходило снизу. В демократическом обществе наблюдается парадокс: в основу демократии положена законность, но она перестает соблюдаться, как только власть распределяется между многими. В Библии об этом сказано: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» ( Притч.28:2 ). Монарх мыслится как отец, мудро распоряжающийся всем семейным бюджетом, а если к власти приходят дети, растрачивающие семейный ресурс на игрушки, то семья будет сидеть голодной. Современные демократы – это дети, которые решают свои личные проблемы за счет всех остальных членов общества. Громадный государственный ресурс они тратят на приобретение домов за рубежом, яхт, золотых унитазов и футбольных команд. Бюджет растаскивается по корпорациям, где используется часто в личных целях, а область общих национальных интересов остается ненаполненной и народ обделенным. Но раз в таком распределении страдает общество, то либеральная демократия вовсе не является социальной демократией, да и вообще не является демократией по определению. Кстати говоря, большинство российского населения до революции составляло крестьянство. Все крестьяне особо почитали царя, как помазанника Божия. Недовольны властью царя были либералы и радикалы. Поэтому монархия в России была по демократическим критериям самой демократичной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Со времени Петра начинаются существенные изменения в этом отношении. И здесь, как во всех петровских реформах, заметно преобладающее над всем влияние государственного начала, выгод и интересов государственных, как понимались они в ту эпоху. Правительство больше всего, по-видимому, дорожило тем, чтобы «от уклонения лишних в духовенство в государеве службе не было умаления и обществу была прибыль», дорожило материальной службой всех подданных государства. И вот начинается постепенный ряд мер, ограничивающих свободный доступ в духовенство людей всех состояний и чинов. Сначала это ограничение простирается на дворянство, причем кадетам – младшим сыновьям дворянских фамилий еще дозволяется вступать в духовное звание (П. С. З. т. V, 2789, п. 15). Из пашенных крестьян дозволяется принимать в клир только в случае особенного недостатка людей духовного звания. Чтобы крепче организовать духовное сословие Петр, как я уже замечал, предписывает вести особые ревизские сказки о священно-церковнослужителях и их детях; последних приказывает насильно, через военный приказ, набирать в греческие и латинские школы учиться «в надежду священства, на отцовы и другие места». Таким образом с одной стороны все описанное и найденное во время ревизий на лицо служившее духовенство прикрепляется к церкви, с другой – косвенно проводится мысль о наследственности духовного звания и даже церковных должностей. Сын священника или дьякона записывается в школу для того, чтобы приготовиться именно к церковной службе, поступить впоследствии на место отца. Только одним путем он может уклониться от духовного звания: не учиться в школе; но этот путь неизбежно должен привести его к солдатской службе. Выбор рода жизни единственный, или лучше сказать, вовсе нет выбора, а скорее принуждение готовиться к духовной службе. Замкнутости и наследственности духовенства способствовали многие другие распоряжения правительства, не относившиеся прямо до духовенства, но направленные к крепкой организации других государственных сословий. Табель о рангах и принуждение дворян к службе сформировала привилегированное сословие дворянства; подушная перепись образовала из крестьян крепостное сословие (в 1699 г.) посадским купеческим и промышленным людям и запрещено им выходить в другие звания (П. С. З.1674:2220). Одновременно с таким выделением из общества различных разрозненных сословий, выделилось и духовенство в особое, отдельное от других сословие, со специальным назначением нести церковную службу, с особыми нравами и управлением. И в нем, как во всех других сословиях, не замедлили образоваться свои исключительные интересы, отразившиеся в деятельности церковного правительства и его распоряжениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

В 2012 году мы с Константиновым и Никитиным опять были в Перми. В январе 2013 года Константинова не стало, но мы продолжили работу. В июне 2013 года я договорился со Следственным комитетом России и собрал очень интересную группу специалистов. Например, Мик Свиндел привёз из Англии специальную собаку, обученную для поиска останков людей. В работах участвовали доктор Сергей Никитин, археолог из Ростова Дмитрий Зинюк, американцы Брук Шауб и геофизик Кларк Давенпорт, NecroSearch International. Был ещё судебный археолог из Великобритании, там всего восемь судебных археологов, и он самый лучший. По показаниям убийц мы установили место, но это целый километр. Мы разрезали это место на куски и кусками изучали, пришлось даже копать экскаватором, чтобы дойти до уровня 1918 года. Мы смотрели радаром и другими инструментами, искали с собакой... – И в этом году вы возвращаетесь домой после очередных поисков? – Да, очень усталый, но довольный… – Что в этом году удалось сделать? – Наша задача в этом году состояла в том, чтобы изучить определённые места, на которые указывали убийцы как на место захоронения. Их показания очень разнятся. Мы изучали нашими приборами дорогу. Полагаю, теперь мы знаем то место, о котором говорили трое убийц. Я думаю, мы должны ещё раз пересмотреть это место. Мы хотели осмотреть также дом Жужгова, одного из убийц, но нам не дали разрешения. – Его дом сохранился? Это в Мотовилихе? – В Мотовилихе. Дома нет, но есть земля, где стоял дом. Однако кто-то купил эту землю, и они не дают разрешения на поисковые работы. Петр Сарандинаки и Анатолий Степанов – Для истории вы проделали огромную работу, установив, как раньше проходила дорога. – Да, теперь можно это представить. Чтобы продолжать работу, нам нужны документы из архивов. Мы сейчас знаем приблизительно, где, что и как. Правда, говорят, что в 1925 году сотрудники НКВД достали эти останки и сожгли их в печи в Мотовилихе, а пепел бросили в Каму. – На чем основана эта версия? – Есть такие слухи. – Но есть ведь версия, что убийцы сразу сожгли тела Великого князя и Джонсона.

http://pravoslavie.ru/106710.html

На тех общих основаниях, какие мы выше указали, отношения самодержавной власти к Церкви открывались в следующих частных видах: а) действия этой власти в Церкви были законодательные, в которых самодержавная власть – аа) издавала для Церкви, через её духовное правительство, законы и постановления, относительно порядка её управления и благочиния, также её прав и преимуществ в государстве; 74 бб) утверждала и обнародовала собственные постановления Церкви, для всенародного исполнения их в государстве; 75 b) действия наблюдательные, или права верховного надзора над состоянием Церкви, охранения православия в народе, наблюдение за церковным благочинием, действиями лиц, в ней управляющих и служащих, за исполнением в государстве её правил и т. д. – Сюда относились действия верховной власти в пресечении важнейших преступлений против веры и Церкви, особенно открытых и возмущающих мир Церкви, как-то ересей, расколов и пр. 76 c) действия, собственно правительственные (административные), как-то избрание и утверждение высших начальствующих в Церкви лиц, распоряжения относительно порядка её управления, направления церковных дел, по видам государства и к общей пользе отечества, и т. д.; 77 d) действия судебные, – Верховное право суда над высшим духовенством, гражданские казни преступников против веры и Церкви, и т. д. 78 Все такие действия в Церкви царской власти совершались в двух, постоянных пределах: 1) не иначе, как через церковное правительство, – отдельно ли через высших пастырей Церкви, или через общие соборы их; – 2) не иначе, как на общем основании собственных, коренных законов Церкви, каковыми всегда были – «божественные и священные правила св. апостол и богоносных отец, яже прияхом от святыя, великия, соборныя в апостолския Церкве восточныя». 79 С новейшим развитием государственного права, при некоторых только изменениях во внешних формах (но никак не в основных началах) церковного управления, не изменялись отношения самодержавной власти к Церкви, ни в существе дела, ни в основаниях. Петр великий, при учреждении св. Синода, выражал сознание своего царственного долга, – и по предназначению от Бога, и по совести, – пещись о благосостоянии и благоуправлении Церкви: «между многими», говорит он в своем манифесте об открытии св. Синода, (равно и в грамоте к патриархам восточным о том же), «по долгу богоданныя нам власти попечении, о направлении народа нашего и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения, и великую в делах его скудость, несуетный на совести нашей возимели мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от него получив благопоспешества, во исправлении, как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправление и чина духовного. И когда нелицемерный Он Судия воспросит от нас ответа, о толиком нам от Него врученном приставлении, да не будем безответни». 80

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

153 Beck. I. 593–595, Eccl. Mil., S. 7–10, Olear. 223, Buschings Magas. für die neue Hist. 277 и Gesch. der evang. Gem. Th. II, cap. VIII § 18, Fechner I. 125, 197, 203, II Th. Прибавл. к 14 Прим. 410. Beck. 599, 600. Eccl. Mil. S. 13 и Schleissings Anatomia Rus. defor. 155. 154 Ист. Рос. Соловьева, т. 15, стр. 116 и Ист. царств. Петр. Великого Устрял., т. III, стр. 355 и прил. VII, 45. 156 Ист. Рос. Соловьева, т. 9, 473. Один из бесчисленных случаев сношений по делам служебным и частным, бывших между протестантами и православными. В Аптекарском приказе известное число лейб-медиков ежедневно заседали под председательством русского боярина, приказные служители, подьячие, дьяки были русские. В 1678 г. видим ровно 10 групп чиновников также все русских: аптекарских учеников, костоправов, травников, толмачей и пр. Как многочисленны и деятельны были сношения этих медицинских православных чиновников с протестантскими прислужниками, об этом можно судить по обширному кругу дел, подведомственных их приказу: тут они решали все спорные дела, возникавшие между чиновниками или людьми аптекарского приказа, а также дела по определению в полки врачей, по учреждению и организации аптек, по выдаче годового содержания служащим и т. д. (Ист. медиц. Рихтера, т. 2 стр. 3, 4.) Вне приказа, при своей обширной практике у знатных бояр, гостей, раненых воинов, доктора имели множество случаев практиковать и в пользу своих религиозных идей (там же, стр. 5). О постоянных сношениях православных с протестантами в столь многочисленных полках иноземного строя было бы излишне говорить. О таковых же сношениях по торговым делам достаточно заметить, что на каждом торговом дворе члены компаний держали по одному русскому приказчику (II т. Р. И. Костом., стр. 437). 157 До каких крайностей доходило сначала отчуждение русских от иноверцев, о том забавно рассказывает неизвестный автор Beschreibung der Moscovitischen Glauben, Gebräuche, Sitten und Ceremonien, S. 28–33: для московитов человек не их веры то же, что собака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Их труды далеко не выдерживают строгой исторической критики; она находит в них массу разного рода ошибок и неточностей, частые противоречия и весьма значительную примесь чистого вымысла 166 . Но в настоящем случае для нас это обстоятельство не имеет никакого значения. Для нас важно и дорого то, что труды этих писателей представляют собою голос самих современников и участников движения. По отзыву ученой критики, некоторые 167 из этих писателей в особенности служат самым верным отображением тех чувств и воззрений, которыми руководился крестоносец, а потому, читая их творения, мы как бы видим пред собою живым человека XI–XII вв., как бы слушаем рассказ самого крестоносца. Ввиду такого своего характера, эти творения представляются нам наилучшим материалом для характеристики настроения и воззрений первых крестоносцев. Принимая участие в походе против неверных, крестоносец смотрел на это предприятие, как на дело Божие. Сам Бог призывал верующих к оружию на защиту своей святыни. Когда благочестивый Петр пустынник задремал в храме святого гроба, ему явился Иисус Христос во славе Своей и повелев встать, и побывать у патриарха, спешить на Запад, чтобы рассказать там о поруганиях и оскорблениях, причиняемых святым местам и христианскому народу. Он повелел ему возбудить сердца верных к очищению святых мест Иерусалима и к восстановлению в них божественного служения. «Ради многих опасностей и искушений, – говорил Господь, – двери рая теперь отверзты для званных и избранных» 168 . «Так хочет Бог!» кричали на Клермонском соборе слушатели Урбана, искренно уверенные в том, что, принимая на себя крест, они выступают на дело Божие. И папа поддержал в них эту уверенность, ясно заявив, что их устами говорит Сам Господь 169 . Вот почему писатель-современник , принимаясь за описание событий крестового похода, без малейшего сомнения высказывает мысль, что «было то дело не человеческих рук, но Божеских» 170 , что Сам «Бог воздвигнул эти священные войны, чтобы рыцари и народ … нашли в них новое средство к приобретению спасения» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010