Рубрики Коллекции Об исторических корнях Дракулы журнал «Фома» рассказал на открытой лекции в Нижнем Новгороде 1 мин., 23.11.2023 Поделиться 23 ноября 2023 года в институте филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского прошла открытая лекция журнала «Фома». Она была посвящена трансформации образа графа Дракулы: от реального прототипа до современных интерпретаций литературного персонажа. Фото Виктории Скачковой Петр Пашков – преподаватель кафедры древних языков и раннехристианской письменности ПСТГУ, старший научный редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия» рассказал слушателям, что реальным прототипом известного вампира был Влад Цепеш, господарь Валахии середины XV века. Фото Виктории Скачковой Отважный защитник Европы от турок и покровитель русского монастыря на Афоне Влад III Басараб, известный также как Дракула, стал первой жертвой нового страшного оружия информационной войны своего времени – печатной книги. Известно, что Дракула был оболган своими противниками путем массового распространения историй-страшилок в форме печатных памфлетов. Ну, а потом уже литературная традиция подхватила. Он не был душкой, но и монстром тоже. От соседей-феодалов его отличало лишь то, что он мыслил чуть более стратегически и старался служить большой цели, а не просто бороться за ресурсы», – написал о лекции в своем Telegram-kahaлe исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов.   Фото Ольги Зайцевой В ходе лекции слушатели узнали, кто был первым литературным вампиром; в чем причина главных проблем Дракулы; возможны ли вампиры с богословской и научной точек зрения. Фото Виктории Скачковой Петр Пашков также отметил многоликость образа Дракулы. Он может быть зловещим аристократом в романе Брэма Стокера, трагическим богоборцем в фильме Ф. Копполы, посланцем вселенского зла в серии компьютерных игр Castlevania, забавным неудачником из «Реальных упырей». Лекция состоялась в рамках проекта «Христианские корни Запада и России» журнала «Фома» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фото Ольги Зайцевой Благодарим слушателей за внимание, живое любопытство и интересные вопросы! Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/zhurnal-foma-rasskazal-v-...

Вообще императрица была очень милостива к Кречетникову, но, вероятно, он имел недоброжелателей, которые старались вредить ему. Впрочем, он до кончины сохранил благорасположение, а пожалуй, можно сказать, что и по смерти императрица его еще жаловала. Он был пожалован в графы, и это известие было привезено курьером на другой день по его кончине; он находился в то время в Польше. Когда мы переехали на жительство в Покровское, вскоре после кончины матушки, там что-то было мало соседей, и из них памятны мне Рукуновы и Еропкины. Рукунов был уже очень немолод. Он был последним сокольничим и рассказывал, что присутствовал на последней соколиной охоте при императрице Елизавете Петровне. Он очень любил рассказывать, как нужно вынашивать соколов для охоты; много было интересного в его разговоре и воспоминаний о разных случаях на охоте, но это все так давно я слышала, что все перезабыла. Одно только мне памятно, что однажды на охоте при Елизавете Петровне он свалился с лошади в присутствии императрицы, и это вышло как-то так смешно, что она не могла удержаться от смеха, а ему и больно, и досадно на свою неловкость… Еропкиных, и мужа и жену, я живо помню. Петр Дмитриевич был женат на Елизавете Михайловне Леонтьевой. Он прославился во время чумы в 1771 году. Чума началась еще в декабре месяце 1770 года, но особенно стала свирепствовать в Москве в марте месяце. Наместником в Москве в то время был граф Петр Семенович Салтыков, губернатором — Бахметев, а Юшков Иван Иванович — обер-полицеймейстером. Они все так струхнули, что поскорее разъехались: Салтыков уехал в свою подмосковную, в Марфино, те тоже куда-то попрятались, так что Москва осталась без призора. Вот тут-то Еропкин, видя, что столица в опасности, и решился самовольно принять на себя управление городом. Императрица прислала графа Орлова, а Еропкину приказала быть его помощником. Салтыкова от должности отставили, и это так его поразило, что он стал хворать и, с год спустя, умер, может быть, и раскаиваясь в своем малодушии, что не умел умереть, как следовало, в отправлении своей службы, а умер с позором в отставке за свой побег.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Это не так. В книге Медведев А.И. " По долинам и по взгорьям " (М., Воениздат, 1960) на стр.88 написано: " И на рассвете восемнадцатого июля 1918 года не в императорскую усыпальницу Петропавловского собора, а в заброшенную шахту «Ганины ямы», за урочище Поросенков лог, под конвоем группы конников из отряда П. З. Ермакова были свезены бренные останки династии Романовых " . (в одном позднейшем исследовании утверждается, что " А.И. Медведев, состоящий в 1918 г. бойцом Особого (карательного) Красногвардейского отряда ВИЗ, подчинявшегося непосредственно П.З. Ермакову " ). Валентин 13 ноября 2017, 13:27 Уважаемый Петр Валентинович! При составлении православным человеком столь важного и значимого для нашей страны труда им движет Дух Святый, который особым образом действует на читателя. В Вашем произведении этот Дух настолько ясно чувствуется, что вопрос доверия, становится самой верой в написанное. Да хранит Вас Господь Бог и низошел Он на Вас преизобильно благодать Духа Святаго! V.V.S. 13 ноября 2017, 13:10 Позиция Петра Валентиновича основана на профессионализме, честности и глубокой проработанности изучаемого вопроса. Его личная мотивация как родственника только подтверждает серьёзное и трепетное отношение к делу и является аргументом в его пользу. Он такой же до мелочей основательный, как и М. К. Дитерихс и Н.А. Соколов. Кроме всего прочего, ему помогают молитвы и заступничество его святого предка – правда, этот аргумент уже только для православных христиан и их оценочных категорий и реальности. Ольга 13 ноября 2017, 12:54 Жду с нетерпением результатов генетической экспертизы. И эта статья, и предыдущие совсем меня запутали, и мнения никакого теперь не имею. Наверное, все должна решить генет эспертиза в комплексе с молитвенным трудом какого-либо старца, ведущего аскетическую жизнь. Избицкая Елена Николаевна 13 ноября 2017, 08:22 Дмитрий 12 ноября! Петр Мультатули в отличие от других историков, исследователей и учёных является представителем пострадавшей стороны.Ведь речь идет об идентификации останков его родственника. А признавать чужие останки он не хочет, в случае их подлога. Его вера в то, что останки его предка сожжены (по выводам следователя Соколова) больше его зова крови.Хотя смысла подлога останков лиц, приближенных к царской семье , впрочем как и сожжения их останков,у убийц и иных лиц не было. А его позиция основана на заблуждениях следователя Соколова и частичной фальсификации его книги третьими лицами. Надеюсь, что он прислушается к критике выводов Соколова .

http://pravoslavie.ru/107984.html

Нравственно-политическое учение их предписывает повиновение светскому начальству, если повеления последнего согласны с велениями самого Господа. Но под этой условной оговоркой скрывается такая социальная, анархическая кодификация, которая делает их врагами, изменниками отечества: «христианин, по их понятиям, не должен занимать никаких мирских должностей, не должен носить оружия и сражаться на войне; лучше предать страну на разграбление врагов, чем убивать их для защиты отечества». Впрочем, столь пагубное для общественной безопасности учение не соблюдалось во всей строгости: по примеру первенствующих христиан, которые мужественно сражались в римских легионах, многие из польских социниан прославились мужеством в сражениях. В церковных учреждениях и богослужебных обрядах социниане не отличались от протестантов 494 . Вот вкратце вся система социнианских верований и учреждений, составленная из неопределенных и разрозненных учений бесчисленных сект. В Литву социнианство перешло из Польши гораздо прежде, чем сложилось оно в определенную общепризнанную систему; оно занесено и развивалось здесь в том первоначальном своем виде, который был всегда главным господствующим типом и окончательно сформировался в системе Фауста. Главным пропагандистом его был один из приближенных к Радзивиллу иноверов, итальянец Бландрата, рекомендованный Радзивиллу самим Кальвином как ревностный поборник евангелического учения, но потом усвоивший себе учение социниан. Бландрата распространял последнее с большей осторожностью, прикрывая его библейскими изреченьями и ортодоксальной терминологией; скрыл истинный смысл его перед двумя реформатскими синодами, нарочито собиравшимися против него в Вильно в 1560 г., и только самим Кальвином разоблачен и изобличен был «как чума и язва княжества Литовского». Наконец, после троекратного суда на соборах в Пинчове в 1561 и 1562 г., он торжественно осужден и на краковском синоде навсегда отлучен от общения с реформатской церковью. Главными сотрудниками и продолжателями дела Бландраты были упомянутые Станкар и Петр Гонензий, затем, проповедники и пасторы (praeceptores et ministri): Судровский, Мартин Чехович, Николай Вендроговский и Петр Кониадский 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Но лишь только он высказал свое желание, как с ним мгновенно сделался такой же припадок бешенства, какой пред крещением был и у его отца. Молитва и сила честного креста опять уврачевали и этого ребенка, и он был оглашен и просвещен св. крещением. Девица, племянница Григория, приходит навестить своего дядю. Ей предлагают креститься, и она изъявляет согласие. Но лишь только девица произнесла свое согласие, как и ею овладевает беснование: она плачет, воет, бранится, потом бежит, начинает кружиться около дерева, наконец, падает в изнеможении и через несколько минут, придя в себя, рассказывает, что какой-то верховой, проезжая мимо, строго приказал ей непременно креститься. Девица была крещена. Через несколько дней является брат Григория, за ним еще родственники, и также принимают св. крещение, так что в самое короткое время из родных бывшего шамана Казака крестятся пятнадцать человек. 1. «Знакомство мое с отставным штаб-лекарем Даниловым, – сообщает о. протоиерей Н. Соколов, – относится к первым годам моей службы в г. Херсоне (1832–1834 гг.). Священник Павловский при составлении исповедной росписи требовал, чтобы штаб-лекарь Данилов был не только отмечен не бывшим у исповеди и святого причастия по неизвестной причине, но был представлен, как отвергающий таинства. Я не согласился, потому что вовсе не знал его, а это было в первый год моего служения при херсонском соборе. Не ревность, а более любопытство побудило меня познакомиться с отщепенцем. Мне указали его на одних крестинах. Здесь я разговорился с ним об ученых предметах и нашел его очень начитанным и хорошо знакомым с философией XVIII века. Я просил его знакомства; он не отказал и предупредил меня визитом. Между разговором об ученых предметах я напомнил ему, какие последствия угрожают тому, кто отмечается не говевшим по нежеланию. «Вы об этом беспокоитесь? Напрасно. Меня не раз тягали в губ. правление – и ничего не сделали, – говорил он. – По закону я только лишаюсь права свидетеля. Я всем говорил и вам говорю: что же мне делать, когда нет у меня ни веры во Христа, ни упования жизни за гробом, даже не нахожу, кому молиться? Я вижу только природу, и то глухую, немую и мертвую». Я отвечал на это тем, что знал из академического курса. Заметив, что он незнаком с историей философии, я познакомил его с историей философских систем. Насколько мог, я развил пред ним картину сменявшихся заблуждений и взглядов на природу, на невозможность знать ее. Он остановил внимание на том, как Кант смотрел на видимый мир как на явление и как невидимый мир признан им вечно искомою величиною, неразрешимым иксом; обратил я внимание его на вопросы о пространстве и времени, выставляя их азбукой философии. Петр Федорович Данилов привязался ко мне, и я находил удовольствие видеть милых его племянниц Языковых: Пашу десятилетнюю и восьмилетнюю Дуню. Жена моя нашла приятное знакомство с женой Данилова. Дома наши были на одной улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во время Петровского поста в Таганской тюрьме начальство вдруг переменило постную пищу на скоромную. Из-за этого произошло возмущение. Ездил туда помощник инспектора Миклашевский; возмущение прекратилось само собой, когда опять стали давать постную пищу. Где это возможно, кроме России? На днях у меня говел (исповедовался и причащался) Петр Соколов, тот самый, который прошлой осенью просил меня помочь ему уверовать. Рассказывают из прежней тюремной жизни такой случай: богослужение совершалось в Сборной. На богослужение выпросились у начальства бывать и политические, но стояли скверно, становились задом к алтарю, разговаривали, смеялись над богомольными арестантами. Арестанты один раз заявили свое недовольство по этому поводу дежурному помощнику. Тот не обратил на это внимания и все осталось по-прежнему. Тогда кандальные во время одной службы не выдержали, бросились на политических и жестоко их исколотили. За зиму 1892/93 года из тюремной библиотеки было взято арестантами для чтения 26 книг Священного Писания , из них на русском яз. 14 экз., на татарском яз. 3 экз., на армянском 2 экз., на еврейском 2 экз., на польском 2 экз., на арабском, турецком и остальных яз. по 1 экз. Сравнительно небольшой процент книг Св. Писания, бывших в чтении у арестантов, зависит прежде всего от того, что среди них очень мало грамотных людей, затем многие грамотные имеют свои собственные Новые Заветы, а иноверцы относятся к этим книгам с недоверием, которое бывает очень трудно устранить. Для бесед с арестантами прекрасные темы нашел я в книге свящ. Гр. Дьяченко Уроки и примеры. Там: о значении и смысле св. Евангелия из слов св. Тихона Задонского (удивительно сильное впечатление производило это место на арестантов). Затем еще стр. 64 книги Уроки и примеры христианской надежды ( 13), рассказ о молитве, лучше здесь накажи, Господи, житие св. Ефрема Сирина . В большом ходу у арестантов Псалтирь церковная. Просят почитать, многие просят оставить у них навсегда. Причина этому та, что читают они псалтирь за упокой. Характерная черта: убийца молится за свою жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/dn...

– 2) По § 162-му ныне действующего устава духовных академий: «Студенты, оказавшие в течение года успехи по устным ответам на экзаменах и по письменным работам не ниже удовлетворительных, переводятся на следующие курсы. Один неудовлетворительный балл (2) на устном ответе или на письменной работе не препятствует переходу студента на следующий курс, если в среднем выводе из баллов по всем предметам он будет иметь не менее 4. При двух или более неудовлетворительных и слабых баллах (2 и 1) студент подлежит увольнению из Академии или оставляется, по усмотрению Совета, на повторительный курс, с лишением стипендии, буде таковая была назначена: оставление студента на второй год в том же курсе допускается только один раз за все время его пребывания в Академии. Примечание. Удовлетворительным баллом считается балл не ниже 3». Определили: Принимая во внимание, что бывший студент III курса Казанской Духовной Академии Петр Буров и на сданных уже испытаниях получил пять неудовлетворительных баллов (3–, 2½, 2½, 2½, 2), – просьбу его о до- —167— пущении к испытаниям по остальным предметам, пройденным на I и II курсе в Казанской Духовной Академии, – отклонить и дело о принятии его в Московскую Духовную Академию считать прекращенным. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1912 г. Июня 7. По ст. VIII. Ходатайствовать. По ст. XVIII. Действительные студенты Академии: Вавресюк и Давидович утверждаются в степени кандидата богословия, – последний с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Прочее смотрено». 21 мая 1912 года 15. Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – заслуженный профессор А.П. Шостьин ; ординарные профессора – А.И. Введенский , С.И. Соболевский, С.С. Глаголев , А.А. Спасский и М.М. Тареев ; экстраординарные профессора – П.П. Соколов, С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов и священник В.Н. Страхов; доценты и и. д. доцентов Академии и лекторы новых языков (с правом совещательного голоса). Отсутствовали из числа членов Совета: сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , ординарный профессор М. М. Богословский , экстраординарные профессора – И.В. Попов и священник Д. В. Рождественский ; из числа преподавателей Академии: и. д. доцента Н.Л. Туницкий и свящ. И.М. Смирнов и лектор французского языка А.К. Мишин. Слушали: I. Заявление Преосвященного Ректора Академии: «Предлагая при сем на рассмотрение Совета Академии представленные мне г.г. профессорами и преподавателями Академии, согласно § 83 академического устава, отчеты о преподавании в 1911–1912 учебном году, считаю долгом заявить, что, как видно из помянутых отчетов, – преподавание велось вполне согласно с программами, представленными г.г. профессорами и преподавателями Академии в начале учебного года и утвержденными

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимир 24 февраля 2014, 21:12 Молодец! Достойный ответ. Алексей " Монгольский Еврей " 24 февраля 2014, 20:49 хочется ответить такому татарину, что и он РУССКИЙ! есть на западе мнение, что русские это те кого назвал Великий Царь Петр Алексеевич, русскими, а татары в том числе. Я же думаю что нам братия нужно прежде иметь Мир совсеми, и зваться прежде Христианами исполняя заповедь благословляйте проклинающих Вас и любите врагов Ваших. А кто ближний о том Господь и БОГ наш Иисус Христос в притче и прямо нам заповедал. МИР всем Вам братия и сестры! Безумие безумцам оставьте. Молчание бывае лучшим ответом. Иван 24 февраля 2014, 20:24 Смехатура! Что вы все так завОдитесь? Спокойный и уверенный в себе чел не завОдится без повода. А повода заводиться здесь нет, по моему. Дмитрий Соколов-Митрич, Вы сами что ль комменты строгаете? Зачем? Нормальный русский чел спокоен. Долго спокоен. Пока не достанут до такой степени, что - " ну, блин, достали " ! Зачем статья? Татарин Вам дал повод для статьи, - доброе дело Вам сделал.) За что Вы его так? А мы, если надо, если повод будет, то - от диванов оторвём. Так всегда было. Так что, зачем раньше времени волну гнать? Зачем??? Может всё и так обойдется?) Кто себя не уважает, тот - обычно волну гонит и раздувается. Без обид. С уважением. Нина 24 февраля 2014, 20:20 Сейчас на Россия 24 слушала Жириновского,который сказал,что всем русским живущим на Украине будет упрощена процедура получения российского паспорта.У нас уже половина абхазов и граждан Южной Осетии имеют Российские паспорта Ирина 24 февраля 2014, 20:05 Вообще-то мы - собрание разных этносов. Когда говорят о том, что мы нация рабов, видимо, про крепостное право да татарское иго думают. А географию и историю в школе учили? Я с севера, где крепостного права почти и не было, туда старообрядцы бежали. А, может быть, в Сибири крепостное право было? И сибиряки - тоже рабы? Как говорят в народе ,испугали бабу ... Мария 24 февраля 2014, 19:38 " Сталин привык управлять рабами. Поэтому ему очень нравились русские — бывшие рабы, потомственные рабы. "

http://pravoslavie.ru/68689.html

Квартира помещалась во втором этаже. Перед входною дверью на галерее стояла бочка, которую наполнял водой водовоз. Когда Киприян Савельевич поднялся в свой ярус, он обнаружил, что крышка с бочки сдвинута набок и на обломке льда, сковавшего воду, стоит примерзшая к ледяной корочке железная кружка. — Не иначе — Пров, — подумал Тиверзин, усмехнувшись. — Пьет, не напьется, прорва, огненное нутро. Пров Афанасьевич Соколов, псаломщик, видный и нестарый мужчина, был дальним родственником Марфы Гавриловны. Киприян Савельевич оторвал кружку от ледяной корки, надвинул крышку на бочку и дернул ручку дверного колокольчика. Облако жилого духа и вкусного пара двинулось ему навстречу. — Жарко истопили, маменька. Тепло у нас, хорошо. Мать бросилась к нему на шею, обняла и заплакала. Он погладил её по голове, подождал и мягко отстранил. — Смелость города берет, маменька, — тихо сказал он, — стоит моя дорога от Москвы до самой Варшавы. — Знаю. Оттого и плачу. Несдобровать тебе. Убраться бы тебе, Купринька, куда-нибудь подальше. — Чуть мне голову не проломил ваш миленький дружок, любезный пастушок ваш, Петр Петров. Он думал рассмешить ее. Она не поняла шутки и серьезно ответила: — Грех над ним смеяться, Купринька. Ты б его пожалел. Отпетый горемыка, погибшая душа. — Забрали Антипова Пашку. Павла Ферапонтовича. Пришли ночью, обыск, все перебуторили. Утром увели. Тем более Дарья его тиф это, в больнице. Павлушка малый, — в реальном учится, — один в доме с теткой глухой. Притом гонят их с квартиры. Я считаю, надо мальчика к нам. Зачем Пров заходил? — Почем ты знаешь? — Бочка, вижу, не покрыта и кружка стоит. Обязательно, думаю, Пров бездонный воду хлобыстал. — Какой ты догадливый, Купринька. Твоя правда. Пров, Пров, Пров Афанасьевич. Забежал попросить дров взаймы — я дала. Да что я дура, — дрова! Совсем из головы у меня вон, какую он новость принес. Государь, понимаешь, манифест подписал, чтобы все перевернуть по-новому, никого не обижать, мужикам землю и всех сравнять с дворянами. Подписанный указ, ты что думаешь, только обнародовать. Из синода новое прошение прислали, вставить в ектинью, или там какое-то моление заздравное, не хочу врать. Провушка сказывал, да я вот запамятовала. 8

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

Жду час-другой, волнуюсь. В 12 часов келейник пригласил меня в кабинет. Его Святейшество стоял на конце ковровой дорожки, в том же бледно-розовом подряснике с широким вышитым поясом на талии. В креслах сидел представительный человек, судя по панагии – архиерей. Густая рыжая борода обрамляла его белое лицо. Он сидел, погрузившись в разбор каких-то бумаг, и на меня не обратил внимания. Его Святейшество преподал мне благословение и сейчас же передал мне большой пакет с надписью. Пакет был адресован Орлянскому. Мои бумаги находились в пакете. Что-то еще хотел сказать мне Патриарх, но к нему подошел митрополит Петр [Полянский] Крутицкий (это он сидел в кресле) с какой-то бумагой. Взяв у митрополита бумагу, Святейший, представляя меня ему, сказал: «Это молодой юрист от владыки Фаддея из Астрахани… Вот астраханцы жалуются на обновленцев… обирают у них храмы. Там командует Анатолий [Соколов]. Какой был тихий, скромный человек, а теперь поди как воюет с Церковью… Боюсь за владыку Фаддея, как бы они не сделали ему зла». Патриарх немного задумался, а потом уж продолжал: «Вот владыка Фаддей все просился на Волгу, ведь он волжанин, откуда-то из-под Нижнего… Ну вот теперь он на Волге. Надолго ли? Я ведь тоже люблю Волгу. Когда я служил в Ярославле – ходил на Волгу купаться, но в Рыбинске купанье лучше, я у Рыбинска Волгу переплывал. Бывало, иду с келейником купаться, а он дорогой уговаривает меня: не надо, дескать, так далеко плавать, можно и у берега. Я, конечно, соглашаюсь, а сам, куда там, у берега…» Он рассказывает, весело смеется, яркий румянец восторга расцвечивает его лицо. «Ну, благослови вас Господь», – говорит он мне и широким крестом осеняет меня, подставляя мне правую щеку. Я вышел. Я спешил. Кажется, на углу 3-го Донского переулка я бросился в первый попавшийся экипаж и, не торгуясь с извозчиком, поскакал на свидание со своими спутниками. Орлянский… Кто-то мне сказал, что это был не Орлянский, Орлеанский. Может быть… не спорю. В тогдашней моей миссии это лицо занимало маленькое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010