После этого Иисус Христос пошел с ними к Вифании, остановился на горе Елеонской, благословил их, в глазах их вознесся на небо и там воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца (то есть получил по человечеству Своему славу и честь Божества). Ученики стояли и смотрели вверх, пока не увидели Ангелов, которые сказали им: «что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики с великой радостью возвратились в Иерусалим. (6 и 7 члены Символа веры . Праздник Вознесения Господня). 64. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Церковь Христова) Деян.2:1–26 . По вознесении Иисуса Христа на небо ученики Его остались в Иерусалиме. Здесь 20 они собирались в одном доме и проводили время в молитве, с нетерпением ожидая Духа-Утешителя. В это время они избрали в апостолы Матфея на место Иуды-предателя. Наступил день Пятидесятницы. Все верующие в Иисуса Христа собрались вместе. В третьем часу дня (по нашему счету в девятом часу утра) раздался шум, как будто от сильного ветра. Сердца верующих наполнились необыкновенной радостью. И видят они над головою каждого огонь в виде языка. Так сошел на них Дух Святый, укрепил их души силой Божией и даровал им способность говорить на разных языках, которых они дотоле не знали. Услышав шум, толпа народа собралась около дома, где были ученики Иисуса. Верующие во Христа вышли на кровлю дома и заговорили на разных языках. Все дивились. Тогда апостол Петр объяснил народу это чудо, сказав, что Иисус Христос, распятый Иудеями, воскрес из мертвых, и что на верующих в Него сошел Дух Святый. После этой проповеди три тысячи человек уверовали в Иисуса Христа и приняли Святое крещение. Так начало устрояться на земле царство Божие, то есть Церковь Христова. Первыми священно-начальниками церкви были апостолы, а потом поставленные ими епископы. (Праздник Пятидесятницы. Молитва Святому Духу. Восьмой, девятый и десятый члены Символа веры . Молитвы Святым, молитвы за живых и умерших). 65. Успение Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

5) Мы, слава Богу, еще не погибли, еще благость Божия терпит нас, еще к покаянию нас ведет, еще можем покаяться и спастись. Ну же, обратимся к Богу и покаемся, да спасемся. Постараемся впредь грехов беречься, ибо ими великое Божие имя бесчестится. А Бога, потерпевшего наши грехи, от сердца возблагодарим, и самих себя постыдимся, что перед Богом так бесстыдно поступали и подобающей Ему чести и славы не воздавали. Попечемся о том, чтобы сделать это, пока благость Божия терпит нас и ведет к покаянию, да, вознерадев о благости Божией, дело правды Его на себе не узнаем. Ибо не тщетно Слово Божие, но, как Сам Бог, так и Слово Его – истинно, и что возвещает, то непременно будет и исполнится. Исполнится то, что сказано: «воздаст каждому по делам его». Глава 3: О жертве христианской " Приносите жертву правды и уповайте на Господа» ( Пс.4:6 ). «Принеси Богу жертву хвалы и воздай Всевышнему молитвы твои " ( Пс.49:14 ). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим 12:1 ). § 317. Иудеи приносили в жертву Богу различных животных, как об этом пишется в книгах Моисеевых и пророческих. И эта их жертва ознаменовала смерть Христа, Сына Божиего, Который, как непорочный Агнец, должен был быть заклан на древе крестном за спасение мира. Но когда эта святейшая Жертва была принесена, та, как тень, прообразовавшая истину, престала. В новой благодати духовную жертву, без которой и иудеям та жертва была неполезна, христиане верой приносить Богу должны. § 318. Христианская жертва из Святого Писания видится такая: 1) Дух сокрушенный и сердце сокрушенное, как говорит святой Давид: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Это бывает, когда мы печалью сокрушаемся за грехи, имеем в сердце печаль, которая есть «печаль ради Бога» и: «производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Этого от нас Сам Бог требует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу Богу вашему» ( Иоил.2:13 ). Такой дух и сердце есть приятная жертва Богу. Такое сокрушенное сердце Бог не уничижит. На такую жертву с высоты Своей призирает Бог и на приносящего ее смотрит милосердными Своими Отеческими очами. Такую жертву принес апостол Петр, когда отвергся от Христа, «и, выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ). Такую жертву и мы, христиане, на жертвенник сердца нашего приносить должны, да и на нас призрит Господь милосердием.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, Бог им не Отец? Бог, как Создатель, поскольку «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ), поскольку «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим 2:4 ), – всем милостивейший Отец. Но, собственно, Отец Он только тех, которые возрождены верой во Христа, Сына Божиего, и Духом, и почитают Его как Отца, боятся и любят Его, и своими нравами Ему, как своему Отцу, уподобляются. Таковым и Христос повелел Бога Отцом призывать: «Отче наш, Иже еси на небесех» ( Мф.6:9 )! Могут ли таковые Его хотя бы Господом своим называть? Бог – как Отец, как уже сказано, так и Господь всех, поскольку всеми владеет и над всеми господствует, и Он есть «Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим 6:15 ), но, собственно, Господь только тех, которые Ему служат, Его слушают и повинуются святым Его повелениям. Потому только они Его своим Господом называть и призывать могут, а те правильно Господом своим называть Его не могут, потому что не слушают Его и не служат Ему. Ибо как могут сказать: Господь мой и Царь мой, – а сами Господа и Царя Того не слушают? Ибо раб господина своего слушает, и подданный царю своему повинуется. Почему и Христос таким призывателям говорит: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк.6:46 ) Итак, они не рабы Божии? Они рабы Божии, поскольку власти Его подлежат, но рабы негодные, о каковых сказано: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.25:30 ). Чьи же они, собственно, рабы? Раб принадлежит тому господину, на которого работает, ибо и имя его означает работу, и раб от «работы» называется рабом. Итак, на кого работает и кому угождает раб, того он и раб. Они страстям и прихотям угождают и служат, итак, они рабы страстей своих. Послушай, что Христос о говорит таких: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин 8:34 ), и апостол Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Петр 2:19 ). Если же кто служит греху и страстям, тот Богу служить не может, следовательно, и рабом Его быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Все христиане потому христианами называются, что во Христа веруют, ко Христу на работу и на службу записались и так воинами Христовыми именуются. Прилично ли воинам свою волю исполнять, а не царя своего? Стыдно христианам в роскоши и веселье мира сего дни свои проводить, когда Христос, Царь их, крест носил и крестом против врагов сражался. Стыдно воинам лежать, а тем более назад возвращаться, когда сам царь до пролития крови сражается. Стыдно христианам унывать, когда видят, что Царь их Христос так сильно сражался, что и Крови Своей за них не пощадил; а тем более назад к себе домой возвращаться и оставлять брань! Бедственно воинам, записавшимся на службу Государю своему, оставлять его и к другому, противнику его, уходить, и это не что иное, как явная измена Государю. Бедственно и явная погибель для христиан, являющихся воинами Христа Царя небесного, оставлять Его и служить миру; именоваться христианами, но не желать слушаться Христа; рабами Его называться, но не служить Ему! Об этом-то и написал святой Петр: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Петр.2:20–22 ). Подобно этому поступают и христиане, которые, очистившись в крещении от скверн греховных и обещав служить верой и правдой Христу, уклоняются в развращение и служат похоти плотской и похоти очей, гордости житейской, и так хотят и Христовыми быть и мира сего чадами, и Христу угождать и миру служить, и христианами быть и с миром веселиться, – что невозможно так же, как смотреть сразу и вперед и назад. Как цело и нерушимо воины мира этого, верные Государю своему, хранят присягу ему данную, как за честь его и целостность отечества сражаются! Идут в далекие страны, подвергаются смертельной опасности, не боятся смертоносного оружия вражьего, получают ранения и падают уязвленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Читаем в Святом Писании, что различные казни Бог на грешников посылает. Ангелов согрешивших с небес сверг. Об этом говорит Христос: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ); и апостол Петр говорит: «Ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Петр.2:4 ). Прародители наши Адам и Ева из рая за ослушание изгнаны, и всякому бедствию подвержены, а с ними и мы. За грехи первый мир, за исключением Ноя, «правды проповедника», ужасным потопом погублен ( Быт.7 ; 2Петр 2:5 ). Содом и Гоморра с окрестными городами за мерзкую нечистоту огнем пожжены ( Быт.19 ; 2Петр 2:6 ). Гордый и ожесточенный фараон со всем воинством своим в Чермном море потоплен (см. Исх.14 ). Дафана и Авирона, восставших на Моисея и Аарона, с единомышленниками их в пустыне живыми земля поглотила (см. Числ.16 ). «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона» ( Пс.105:17 ). Прочие люди Израиля там же за различные беззакония различным образом поражены гневом Божиим: иные огнем, иные ядовитыми змеями, иные мечом иноплеменническим, иные другим образом, как читаем о том в книгах Моисеевых, пророческих и в 10-й главе Первого послания к коринфянам. Когда пришли в землю обетованную, сколько раз в рабство иноплеменникам преданы, сколько – в плен отведены и иначе казнены были – книги Ветхого Завета свидетельствуют. Всему тому грехи их и беззакония причиной были, как свидетельствуют о том же святые те книги. По пришествии Христовом в мир также видим казни Божии, на грешников посланные. Читаем, что Анания с Сапфирою, женой своей, за ложь, за то, что солгали Святому Духу, неожиданно поражены смертью ( Деян.5:1–10 ). Ирода внезапно «поразил Ангел Господень... за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:23 ). Город Иерусалим, избивший пророков, и камнями побивший посланных к нему, и Кровью Христа, Сына Божия, обагренный, совсем разорен, и чада его, то есть жители, острием меча разбиты, как о том  Сам Христос с плачем пророчествовал: «Придут на тебя, Иерусалим, дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе» ( Лк.19:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Только через крест открывается всем четырем концам мира Троица. Крест соединяет и скрепляет собой весь мир и примиряет его с Богом, с Пресвятой Троицей. (В любом строительстве крест есть соединительное и скрепляющее звено всякого сооружения). А вот свидетельство человека, участвовавшего в разрушении храмов. Это было при снятии креста с Введенского собора в Оптиной пустыни: «Подходит ко мне инструктор по физкультуре Петька Соколов и говорит, что ему поручили снять крест с собора и чтобы я ему помог. Ну, я согласился. По молодости. И надо сказать, что я пережил в связи с этим одну из самых страшных минут в своей жизни. Пока мы отвинчивали гайки, мы держались за крест, а когда он полетел на землю, нам держаться стало не за что, я думал, что поседею» (Вл. Солоухин, «Время собирать камни», «Современник», М., 1980, стр. 251). Воистину – когда полетел крест на землю, держаться стало не за что!.. «Все части мира, – говорит святой Василий Великий , – приведены ко спасению частями креста». Христос пришел, чтобы «в одном теле примирить обоих (язычников и израильтян –Г. Ф.) с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Стена города в соответствии с двенадцатью воротами имеет двенадцать оснований, двенадцать камней, где на каждом написано имя одного из апостолов. Каждодневно на литургии мы исповедуем свою веру «во единую... апостольскую Церковь ». Апостол пишет верующим: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2:19–20 ). Апостолы, приняв от Бога спасительное учение, преподали его людям и обратили к нему умы и сердца. Непосредственно от Бога приняли они спасительную благодать священства, которая передается теперь от них из рода в род, созидая и окормляя Церковь . Когда приходил Христос, они были первыми двенадцатью камнями, которые заложил Сам божественный Строитель. Остальные камни закладываются уже через них. Всем верующим пишет один из апостолов – Петр, что в переводе означает камень: вы «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда мысли порывают тебя на прежнее житие и в суету, берегись этого. Это сатанинская кознь: хочет он тебя прельстить, запутать в суету и так погубить. Послушай Святое Писание об этом: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия, -» говорит Христос ( Лк 9:62 ). И апостол Петр говорит: «лучше бы им», то есть возвращающимся к житию беззаконному, «не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Петр 2:21–22 ). И в псалме 124-м, в стихе пятом, написано: «склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие». И Христос опять говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф 16:26 )? Все здесь останется: мир, богатство, слава, честь, роскошь, сладость плотская, украшения, платья, дома, уборы, кони, кареты, посуда, пища плотская, насыщение, – все минует; смерть придет, и нагих нас похитит, и на оный свет пошлет. Горе нам будет, если суетою прельщенных, и обремененных грехами, и нагих добродетелями похитит! Как явиться на Суде Христовом? Стыд и срам непрестанный будет, весь свет увидит нашу наготу. Святые Божии не узнают нас, если здесь им не подражаем. Ангелы святые возгнушаются нами оттого, что христианами назывались, но христианами не были, то есть христианского жития не имели. Христос скажет: «никогда не знал вас» ( Мф 7:23 )! «Вы Меня не знали, и заповедей Моих не соблюдали, и Мне в смирении, любви и кротости и терпении не последовали, в мире живя, и Я вас ныне не знаю». О, не допусти, Боже, сей глас слышать! Итак, потерпим немного, да утешимся вовеки. Вот скоро, вот скоро все минует! Вот «придет и неумедлит» ( Евр 10:37 ). Вот скоро перемена будет терпящим – утешение вечное, а утешающимся здесь сластями, и веселостями, и похотями мира сего – вечная скорбь, теснота и тоска. Спасайся! Господь да укрепит тебя, и меня, грешного, помилует. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И, рассуждая, прилагай елей милости Божией, как живительный пластырь, к уязвленному печалью сердцу своему. § 148. Видим в Святом Писании, что есть покаяние. Апостол Петр, отрекшись от Христа, «выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ), и так в первый лик апостольский принят. Блудница умывает слезами ноги Христовы, и волосами головы своей отирает, и целует ноги Его, и так слышит от Христа: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:37–48 ). Ниневитяне, облеклись во вретище, что есть знак печали и сетования, и возопили прилежно к Богу, и каждый обратился от пути своего лукавого и от неправды, которая была в руках их: «и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» ( Ион.3:10 ). Блудный сын перед отцом своим признает себя недостойным называться сыном: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» ( Лк.15:18, 19, 21 ); уповательно, что и не без слез было то смиренное признание; «и облекается в лучшую сыновнюю одежду " ( Лк.15:22 ). Давид говорит: «источники вод», то есть слезы, «извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего, Господи» ( Пс.118:136 ). И еще: «Беззаконие мое я сознал, и греха моего не скрыл; сказал: «Исповедую пред Господом беззаконие мое». И добавляет: «и Ты простил нечестие сердца моего» ( Пс.31:5 ). Мытарь же не дерзает и очей возвести на небо, но бьет себя в грудь, говоря: «Боже! Милостив буди мне, грешному! И пошел в дом оправданным более фарисея» ( Лк.18:13–14 ). Пророк Иеремия, в лице всех людей своих согрешивших, плачет и сетует, говоря: «Горе нам, что... согрешили! От сего-то смутилось сердце наше! От сего-то померкли очи наши» ( Плач.5:16–17 ). Даниил говорит: «У Тебя, Господи,... правда, у нас же на лицах стыд, и у царей наших, и у князей наших, и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою» ( Дан.9:8 ). Ездра стыдится и боится поднять лицо свое к Богу. «Господи Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, потому что беззакония наши умножились более волос на головах наших и прегрешения наша возросли даже до неба» ( 1Ездр.9:6 ). И апостол говорит грешникам: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Так должны и духовные братья, то есть христиане, друг друга увещевать и отводить от бесчинной жизни, чтобы имя Божие и христианское учение не терпело поношения от язычников. Ибо как «добрым житием христиан славится» ( Мф.5:16 ), так житием «злым бесчестится имя Его» ( Рим 2:23–24 ). Слушай, что апостол пишет Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» ( 1Тим 6:1 ). 3) Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающийся не погиб, но на путь истины обратился, в покаяние пришел, и так бы спасение получил. 4) Тогда любовь ко Христу познается, когда не только о своем, но и о ближнего спасении заботимся. Когда Христос по Воскресении вопрошал святого Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» – отвечал Ему Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». И сказал Христос: «Паси агнцев Моих» (ср. Ин.21:15–17 ). Из этого видеть может любой, как хочет Христос, чтобы друг о друге заботились и друг другу спасение искали; если хотим любить Христа, должны как себе, так и ближнему желать спасения. И хотя вышесказанное слово пастырей касается, однако Кровь Христова, за грешников пролитая, ко всем вопиет, чтобы не даром как ради нас, так и ради братьев наших пролита была, но плод бы свой спасение наше возымело. Алчет и жаждет Он спасения нашего, без сомнения; но кто как себя, так и ближнего исправляет и к покаянию приводит, тот как бы алчущего Его питает и жаждущего напаивает. Немалую любовь ко Христу показывает тот, кто во имя Его милость телесную ближнему оказывает; но большая любовь – когда духовно ближнего созидает. Ибо чем душа больше тела, тем больше милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Ибо Христос весьма души человеческие любит, так что и умереть за них благоизволил. И потому ничто не может быть благоприятнее Ему, как спасение человеческое; и никто не может более Его любить, чем тот, который спасения ближнего ищет. 5) Когда в вещественном теле один член немоществует, тогда другой немощному помогает: например, рука другую руку или ногу больную врачует.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). «Если праведник отступит от правды своей и сотворит неправду, будет делать все те беззакония, которые сотворил беззаконник, все правды его, все добрые дела,... которые он делал, не припомнятся; в преступлении своем, которое совершил, и в грехах своих, которыми согрешил,... умрет» ( Иез.18:24 ). «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» ( 1Кор.9:24 ). § 274. Не достаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все кончают, как самое дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к другому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставляющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой отдает себя на посмеяние и поругание врагам своим, дьяволу и слугам его, которые, увидев, «станут смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить» ( Лк.14:29–30 ). Посему святое Божие Слово тем только верным приписывает спасение, которые до конца в вере пребывают, «претерпевают... до конца» ( Мф.10:22 ); которые «начатую жизнь твердо сохраняют до конца» ( Евр.3:14 ), «не возвращаются назад от преданной им святой заповеди» ( 2Петр 2:21 ), до конца «подвигом добрым... подвизаться будут, течение совершат, веру сохранят» ( 2Тим 4:7 ). Сим «соблюдается... венец правды» ( 2Тим 4:8 ). Поэтому хорошо начавший, хорошо должен и окончить, чтобы обетование Божие – вечную жизнь – получить. § 275. Препятствия к совершенному спасению и получению вечного блаженства. 1) Сатана, враг душ наших, с ангелами злыми различные подлагает нам козни. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», – говорит апостол ( Еф.6:12 ). И еще: «Противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», – говорит святой Петр ( 1Петр 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010