7) Смотри, возлюбленный, на смирение Господа нашего Иисуса. Много грешников шли на крещение к Иоанну; Он же, «един свят» ( Откр 15:4 ) и безгрешен, более того, Тот, «Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1:29 ), – между ними, как один из грешников, шел к Крестителю, просил крещения; Господь, Который освящает крещение, просил у раба, потому и Иоанн возбранял Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» ( Мф 3:14 )? Смотри, как смирился ради нас Господь наш, как не погнушался к грешникам примешаться, между грешниками идти, рабу Своему главу подклонить, от него Крещения просить, и креститься, и водой, которую создал, омываться, не имея скверны и порока. Слава смирившемуся ради нас Сыну Божию! Будем же подражать и мы такому смирению, дабы вознестись. Спасайся. Смотри, любезный, и примечай, как человек согрешил в раю, изгнан из рая, – и заключился рай, заключились и небеса. Смотри, что делает грех ! Но как Сын Божий явился на земле, то и двери небесные отворились, и глас Небесного Отца услышал человек, который из рая изгнан был, и услышали люди: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Из всего этого видно, что вновь отворился вход в царство небесное людям. Как Бог на землю пришел, то и люди начали на небо восходить, и теперь земные жители получают гражданство небесное, и люди с Ангелами пребывают. Слава Богу, благоволившему так! Спасайся и радуйся о сем. Видел ли ты, что делает смирение? Иоанн святой признавал себя недостойным развязать ремень обуви у Христа: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его, -» то есть почитал себя недостойным даже прикоснуться к обуви Христовой, но удостоился руку свою на главу Его возложить. Так Петр говорил ко Христу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк 5:8 ). Но услышал от Господа: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» ( Лк 5:10 ). Видишь, куда смирение возводит. Чем более человек смиряет себя, тем более Бог его возвышает, «ибо унижающий себя возвысится» ( Лк 14:11 ), по слову Господнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

§ 477. Должность мужей к женам. 1) Мужья должны любить своих жен, по увещанию апостольскому: «Мужья! любите своих жен». Причину полагает: поскольку муж и жена одна плоть. Потому говорит ниже: «Должны мужья любить своих жен, как свои тела. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». И во образ им представляет Самого Христа, Сына Божиего, Который Церковь Свою любит: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». 2) Не должны с ними жестоко поступать, как учит апостол: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» ( Кол 3:19 ), но как святой Петр увещевает: «Обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет.3:7 ). 3) Должны хранить верность к своим женам, супружеское ложе непорочно соблюдать, чужого ложа не касаться: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). 4) Хотя любить и должны жен своих мужья, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерной любовью жены пленился, и впал в тяжкий грех, и себя и род человеческий погубил ( Быт.3:17 ). Соломон премудрый, излишним жен люблением плененный, в грех богоотступничества и идолопоклонничества впал ( 3Цар.11 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконничать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угодие творят. Жена неразумная и бесстрашная обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж, как глава жены, не должен ласкательством ее прельщаться, а тем более тот, кто властью какой облечен – дабы и сам не погиб и иным много бед не учинил. § 478. Должность жен к своим мужьям. 1) Также и жены должны своих мужей любить и угождать им во благое и по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Дело же пастырское – это попечение, старание и прилежание о стаде Христовых овец, из самих имен их, как сказано, познается быть равным: и те и другие равно пасти Церковь Христову должны. 2) Должны тщательно поучать порученных себе людей, как увещевает их Петр святой: «Пасите Божие стадо, какое у вас» ( 1Пет.5:2 ). Пасется же стадо Божие словом Божиим и Святыми Тайнами Его. И Павел святой к тому же их возбуждает: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). И еще Тимофею написал и в его лице святому пастырю: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ). Пастыри вступили в должность апостольскую и непременно должны им следовать. Они по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри в своих местах, где учреждены пастырями, должны то сокровище духовное открывать людям. Погрешают пастыри, которые эту должность оставляют. Таковые пастыри уподобляются псам немым: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» ( Ис.56:10 ). Грозит им через пророка Господь: «Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали», и прочее. И далее говорит Господь: «Вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их» ( Иез.34:3–5, 10 ). Взыщет Господь от таковых пастырей овец своих, когда придет судить мир. Хозяин у пастуха овец своих спрашивает и взыскивает, когда не пригонит их, и истязает его за них. Так взыщет Христос Господь словесных Своих овец от пастырей, овец, которых «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Своею» приобрел ( 1Пет.1:18–19 ; см. также Ин.10:15 ). Горе тогда будет пастырю нерадивому, пастырю погубившему овец Христовых, которые такою дорогою ценою куплены! Поэтому надобно таковым пастырям осмотреться и исправиться, дабы и овец Христовых, порученных им, не погубили, и сами страшному суду Его и истязанию не подпали. Помнить им нужно, что избираются пасти стадо Божие, а не пастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

" Заклинаю, – говорит, – пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами». В чем? Да сие, то есть, преданные заповеди, «сохранить без предубеждения, ничего не делая по пристрастию». И взывает: «О Тимофей! храни преданное тебе». Сказанные к Тимофею святому слова апостольские касаются и всех пастырей, увещевают их в звании этом святом свято и непорочно пребывать, и предание его хранить, «проповедовать слово, во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, и быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Следует им со всеми овцами, им от Христа порученными, явиться на суде Его и обо всех их дать Ему ответ. Блажен, кто скажет тогда: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» ( Евр.2:13 ). Окаянен и беден, кто не сможет того сказать тогда, но, стыдом и страхом объятый, услышит: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.25:30 ). В Апокалипсисе читаем, что Христос всякому Ангелу (епископу) семи Церквей говорит: «Знаю дела твои» ( Откр.2:2, 9, 13, 19, 3:1, 8, 15 ). Что это значит? Не иное что, как что всякого пастыря наблюдает Христос, и дела его, замыслы и начинания примечает, и в книге Своей записывает, и всякому воздает по делам его, как там же видим, хотя и о всяком человеке такое же всеведение имеет Он. Если непостыдными быть хотят пастыри в тот день, пусть рассуждают, что Христос на все их дела смотрит, и потому, как перед очами Его, пусть обращаются, и внимают себе и всему стаду своему. Еще читаем у св. Иоанна Евангелиста, что Христос, когда по восстании от мертвых вопрошал Петра троекратно: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – и Петр отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», – сказал ему: «Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15–17 ). Из этого видим, что пастыри, когда хотят любовь показать ко Христу, должны показать ее делом – пасти агнцев Его. Христос овец Своих любит, ибо их стяжал Кровью Своею. Если же кто Христа любить хочет, как и всякий должен, то должен любить овец Его, и пасти их и представить их Ему целых, а не нерадеть о них, как наемники делают.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет.1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвен- —311— ного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братиям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников, и уши Его к воплю их» ( Пс.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа, и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т. е. в сущности тоже объявляют тягчайшим преступлением против Бога. 309 Иначе, впрочем, и быть не может. Если православный догмат о молитвенном предстательстве за нас святых стоит в неразрывной связи и составляет только обратную сторону другого догмата – о нашей молитве за усопших, то там, где отрицается этот последний, не может быть принят и первый. Поставляя дело спасения каждого человека в исключи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины повели Его к первосвященнику Анне. Из учеников Иисуса Христа издали шли за Ним Иоанн и Петр. За толпой, взявшей Иисуса, следовал также один юноша, обернутый в полотно. Воинам показался подозрительным этот человек: они подумали, что он последователь Иисуса Христа, и схватили его. Но юноша в страхе вырвался от них и, оставив в руках их полотно, убежал. По преданию, это был евангелист Марк. 81. Суд над Иисусом Христом у первосвященников Иудейских Анны и Каиафы ( Мф.26:57–68, 27:1 ; Мк.14:53–65; 15:1 ; Лк.22:54:63–71 ; Ин.18:12–15, 19–24 ) Воины привели Иисуса Христа в дом первосвященника Анны, который передал в это время власть зятю своему, Каиафе, и считался почетным членом синедриона. Анна стал расспрашивать Иисуса Христа об учениках и учении Его. Спаситель, вполне сознавая Свою чистоту и невинность в деле Своей проповеди, отвечал ему: «Я говорил явно миру; всегда учил в синагоге и в храме, где иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? – спроси слышавших Меня, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил». Только что Иисус Христос произнес эти слова, один из служителей первосвященника, желая угодить господину своему, ударил И. Христа по щеке и сказал: «Так Ты отвечаешь первосвященнику?» Спаситель кротко перенес это оскорбление и только заметил слуге: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня?» Между тем в доме первосвященника Каиафы собрались члены синедриона для суда над Спасителем. По закону, собрание членов синедриона должно было проходить днем и в зданиях храма; но враги Иисуса Христа так сильно желали скорее обвинить Его в чем-нибудь, достойном смерти, что собрались ночью в дом первосвященника для суда над Спасителем. Анна, зная об этом, послал связанного Иисуса к Каиафе. Чтобы обвинить Его в поступке, достойном смерти, члены синедриона подкупили лжесвидетелей и позвали в собрание. Много говорили лжесвидетели против Спасителя, много старались они оклеветать Его, но не могли придумать обвинения, за которое можно было бы убить Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Пс.40:10 )». Сказав это, Иисус Христос возмутился духом. Он видел лицемерие Своего предателя, который притворился, что не понимает намеков на него Учителя и оставался среди преданных Христу людей. Спаситель снова обратился к ученикам: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Ученики ужаснулись этих слов; они в недоумении смотрели друг на друга и стали спрашивать Его один за другим: «Господи, не я ли?» Он сказал им: «Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем, Сын человеческий идет (на страдания), как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше было бы не родиться человеку этому». Предатель не постыдился вслед за другими учениками спросить Иисуса Христа: «Не я ли, Учитель?» «Ты сказал», отвечал ему Спаситель. Но ученики не обратили внимания на слова Его. Петр, желая узнать, о ком говорит Учитель, дал знак Иоанну, возлежавшему подле И. Христа, чтобы тот спросил Его, кто это. Иоанн припал к груди Учителя и тихо спросил Его: «Господи, кто это?» Иисус отвечал ему: «Тот, кому Я, обмакнув кусок, подам». И, обмакнув кусок, подал его Иуде Искариотскому, желая этим знаком любви возбудить в нем раскаяние. Но в эту минуту сатана совершенно овладел сердцем Иуды, и он тотчас же решил исполнить свой замысел. Спаситель, зная мысли ученика Своего, сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорее». Ученики подумали, что Иисус Христос велит ему купить к празднику или дать нищим, так как Иуда носил при себе ящик с общими деньгами. Иуда тотчас же встал из-за стола и вышел. Когда Иуда вышел, вечеря продолжалась. Иисус Христос взял хлеб, благодарил Господа за спасение людей наступающими страданиями Сына Божия, благословил его, преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите, сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Встаньте, пойдем, вот приблизился предающий Меня». Еще не успел Иисус Христос кончить слова Свои, как между деревьями показалась толпа людей с светильниками. Впереди толпы шел Иуда. Иуда хорошо знал это любимое место Иисуса Христа, где часто бывал Он со Своими учениками; сюда привел он врагов Спасителя и сказал им: «Кого я поцелую, того и возьмите». Он подошел к Иисусу и, со словами: Учитель, здравствуй!» – поцеловал Его. Спаситель и в эту минуту хотел кротостью Своею пробудить раскаяние в предателе: «Иуда!» сказать Он, «целованием-ли предаешь Сына человеческого?» Но слова эти не подействовали на Иуду: он промолчал и отошел к врагам Иисуса. Спаситель подошел к толпе и спросил: «Кого ищете?» «Иисуса Назорея», отвечали Ему. «Это Я», отвечал им Иисус Христос. Эти слова Спасителя изумили пришедших воинов и слуг архиерейских. Спокойствие, с которым Он открылся врагам Своим, так поразило их, что они отступили назад и пали на землю. Когда они успокоились, Иисус Христос снова спросил их: «Кого ищете?» Они отвечали: «Иисуса Назорея». «Я сказал вам, что это Я, итак, если Меня ищете, оставьте их, учеников, пусть идут». Тогда слуги архиерейские подступили к Иисусу Христу и стали вязать Его. Ученики, до тех пор со страхом смотревшие на пришедших людей, решились теперь защищать своего Учителя. Они спросили Иисуса: «Господи, не ударить-ли нам мечем?» Петр, не дождавшись ответа, ударил мечем слугу первосвященника, по имени Малха, и отсек ему правое ухо. Но Господь сказал ему: «Возврати твой меч в ножны, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так быть должно?» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Воины связали Иисуса Христа; ученики же, видя, что Он не принимает никаких мер к защите, в страхе разбежались. Иисус Христос сказал связавшим Его: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Наступила пасхальная суббота. Враги Иисуса Христа пришли утром к Пилату и сказали: «Господин, мы вспомнили, что обманщик тот (так называли они Спасителя), когда был в-живых, сказал: после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу, пойдите охраняйте, как знаете». Первосвященники тотчас же приставили во гробу И. Христа стражу и приложили к камню печать. 87. Воскресение Иисуса Христа. Петр и Иоанн у гроба Иисусова. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине ( Мф.28:1–15 ; Мк.16:1–11 ; Лк.14:1–12 ; Ин.20:1 ) Наступил третий день смерти Иисуса Христа – первый день недели. Стража, поставленная у гроба Спасителя, стерегла тело Его. Вдруг на рассвете сделалось сильное землетрясение, явился с неба Ангел, отвалил камень от гроба и сел на нем. Вид Ангела был как молния, одежда бела, как снег. Воины от страха пали на землю, но потом разбежались. Иисус Христос воскрес и вышел из гроба. Благочестивые женщины – Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия и другие – ранним утром шли ко гробу И. Христа, чтобы помазать пречистое тело Его. Он не знали, что ко гробу приставлена стража, и дорогою рассуждали о том, кто поможет им отвалить тяжелый камень от гроба. Они были изумлены, когда подошли ко гробу и увидели, что камень уже отвален от пещеры. Мария Магдалина, пришедшая ко гробу раньше других жен, с ужасом подумала, что враги унесли тело Иисуса Христа. Она тотчас же побежала назад в Иерусалим и, придя к Апостолам Петру и Иоанну, с глубокою скорбью говорила им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Другие же мироносицы вошли в пещеру. Здесь они увидели двух Ангелов в белых блестящих одеждах. Мироносицы испугались этого видения. Но Ангелы сказали им: «Не ужасайтесь; знаем, что вы ищете Иисуса распятого. Его здесь нет. Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, что Сын человеческий будет предан в руки человеков-грешников, Его распнут, но в третий день Он воскреснет. Подите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и встретит их в Галилее». Жены в изумлении и радости возвращались в Иерусалим, чтобы передать Апостолам весть о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Ответ на этот вопрос мы можем найти у св. Иоанна в том месте, где идёт речь о призвании к высшему пастырскому служению апостола Петра. Это было во время третьего явления Воскресшего Господа ученикам при море Тивериадском, о чём говорилось в нынешнем утреннем евангелии. Когда, после чудесного лова рыбы, ученики Его возлегли за трапезу, Господь обратился к Петру с таким вопросом: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? —410— Пётр говорит Ему: да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Иисус говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? „Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола ему: Господи, Ты вся веси; ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы моя“. Как видим, здесь апостол Пётр призывается к пастырству не просто; а под тем необходимым условием, если его совесть, его чувство говорит ему, что он любит Христа. Вот что, следовательно, служит пробным камнем пастырской правоспособности и главным ручательством за успех пастырской деятельности – это любовь ко Христу и Его словесному стаду. Возлюбленный о Господе брат и со-служитель! В настоящую, единственную, как сам ты сказал, минуту в твоей жизни, когда ты во всеоружии выступаешь на поприще архиерейского служения, потщимся повнимательнее прислушаться к движениям своего сердца, испытать свою совесть и спросить себя: любим ли мы Господа? Да простит мне любовь твоя за то, что я ставлю вопрос этот после того, как ты торжественно поведал уже нам о своей любви и преданности Богу при твоём наречении. Вопрос этот такого рода, что каждый из нас – пастырей должен не раз и не два, а много раз задавать его себе, задавать до тех пор, пока мысль о прежней неверности не исторгнет из глаз слёзы, и из сердца не последует ответ Петра: „ей, Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя“. В —411— самом деле, любим ли мы Господа, а в лице Его и наших ближних? Находит ли себе место в нашем сердце та любовь, которой требует от нас Христос, любовь не к тем только, которые соединены с нами узами родства, дружбы и знакомства, но и к тем, которые чужды нам по плотскому происхождению, и однако близко связаны с нами благодатью, любовь, которая с участием и состраданием относится к горю и нужде меньшего брата, не оставляет без попечения и отъявленного грешника, идёт на встречу заблудившемуся, словом та любовь, которая, по слову Апостола, не превозносится, не ищет своих си и пример которой показал Сам Небесный Пастыреначальник – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010