Среди памятников равеннской церковной архитектуры многие можно связать с Петром Хрисологом . Первый среди них – это Мавзолей Галлы Плацидии, построенный во второй четверти V века. Этот памятник был освящен как ораторий (частный молитвенный дом императрицы) в честь святого великомученика Лаврентия. Вторым культовым сооружением, заложенным в Равенне по благословению епископа Петра, является часовня святых мучеников Гервасия и Протасия, построенная 29 сентября 435 г. при базилике святого Лаврентия. В епископство Хрисолога на средства фрейлины императрицы Сиглейды (Сингледии) строится церковь святого праведного Захарии (отца святого Иоанна Предтечи), примыкающая к церкви Святого Креста. Кроме того, созидается базилика святых Апостолов (достроенная уже при преемнике Хрисолога Неоне). Желанным гостем, которого епископ Петр согласно заповеди апостола Павла принимает в Равенне, становится аквилейский епископ Аделфий, известный своими делами милосердия. Ему Хрисолог посвящает похвальное слово («laude») в 136 проповеди. Согласно этому слову, Аделфий предстает человеком набожным («pietate») и почтенным («dignatio») со святой душой, склонной к странноприимству («hospitium»). Аделфий преклоняется («inclinavit») перед бедными («pauperem») и неимущими («inopis»), которым дает приют в своем жилище («contubernio»). По мысли архипастыря Равенны, блажен тот, который все недуги своей души, в особенности же гордость, высокомерие («arrogantiae»), врачует заботой о бедных. Ибо тогда все его грехи Даятель прощает за смирение («antehumanitatisdebitorquamlargitorexisteret») 24В, с. 825]. Из всех рукоположенных епископом Петром ставленников сохранились сведения только о двух: Марцеллине и Проэкте. Оба восходят на высшую степень священноначалия и становятся епископами-суффраганами. Это говорит о том, что архипастырь Равенны был не обычным епархиальным архиереем, но митрополитом с правом поставления викарных архиереев с. 57–58]. Марцеллин (Маркелл) Винкохавентийский поставляется в Вогенцию, которая находится близ Феррары. О поставлении Марцеллина во епископа Хрисолог упоминает в 175 проповеди. Эта проповедь раскрывает мистически-восторженное отношение архипастыря Равенны к епископской хиротонии. Для епископа Петра рукоположение Марцеллина – это второе рождение, вызывающее душевное волнение («affectum»). Епископ Петр чувствует себя, как мать обрученной невесты («ipsa quoque genetrix sponsa»). Он удивляется («miratur») и радуется (gratulatione) 24B, с. 1066].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Проэкт поставляется епископом Имолы после смерти Корнелия которого он и заменяет на кафедре. Согласно Агнеллу, Проэкт – второй епископ Имолы («alter episcopus ecclesia Corneliense») с. 314]. Этот Проэкт был известен Хрисологу. Последний несколько раз обращается к Проэкту в 165 проповеди по имени. Проэкт представляется мужем уважаемым («venerabilem») и приятным («amabilius») папе. Он восходит на кафедру по воле народа, которому сам о себе расскажет («ipse pro se loquatur») 24B, с. 1017]. Традиционно смерть Хрисолога современные исследователи относят к 450 г. Эту дату называет Р. Бенеричетти, а также патрология Иоганна Квастена. Аргументом в пользу такой датировки является неведение епископа Петра относительно догматических вопросов, которые обсуждались на IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 г. Петр Хрисолог был выдающимся на Западе гомилетом, вторым Златоустом (почему и назывался «Хрисологом»). Он занимает достойное место в ряду таких архипастырей, как блаженный Августин , свт. Амвросий Медиоланский и святой папа Лев Великий . Agnellus. Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, episcop XXI//Monumenta Germaniae Historica (MGH). Edidit: Societas Aperiendis Fontibus Rerum Germanicarum Medii Aevi. Scriptores rerum Langobardicarum et Italicarum saec. VI-IX. Hannovere, Impensis bibliopolii Hahniani, 1878. Блаженный Петр Хрисолог . Поучительные слова: В 2 томах//Перевод: епископа Иринея (Клементьевского) . 1794. Sancti Petri Chrysologi Collectio Sermonum: collectio sermonum a felice episcopu parata sermonibus extravagantibus adiectis//Corpus Chrystianorum. Series Latina. 24; 24A; 24B. Ed. A. Olivar. – Turnholti: Brepols, 1975. Benericetti R. Il Cristo nei Sermoni di S. Pier Crisologo. Cesena: Centro studi e ricerche sulla antica provincia ecclesiastica Ravennate, 1995. Bibliotheca Hagiographica Latina. Antiqae et mediae aetatis. Socii bollandiani. Bruxelles, 1898–1899. (репринт, 1992). Nanetti A., Bacci M. Imola antica e medievale nella cronachistica cittadina di età moderna: indagine esemplare per una ingegnerizzazione della memoria storica. La Mandragora, 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Богословское и экзегетическое осмысление образа И. О. нашло отражение в трудах зап. отцов Церкви IV-V вв. свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина и св. Петра Хрисолога . Каролингский богослов Рабан Мавр († 856) придавал образу И. О. важное сотериологическое значение: «Мир пал четверицей: женщиной, мужчиной, древом, змием; четверицей он был восстановлен: Марией, Христом, крестом, Иосифом» ( Raban. Maur. Homilia 163//PL. 110. Col. 466). Сопоставление пар Адама и Евы и И. О. и Девы Марии в сотериологическом смысле получило отражение в гомилиях Ремигия Осерского († ок. 908) ( Remigius. Hom. 4: In vigilia Nativitatis//PL. 131. Col. 889). Некоторые латинские авторы ( Гаймон Осерский , а позднее и Бернард Клервоский ) вслед за св. Петром Хрисологом проводили параллель между И. О. и патриархом Иосифом, рассматривая последнего как ветхозаветный прообраз Христа и подчеркивая значимость брака между И. О. и Марией, олицетворявшей Церковь (PL. 118. Col. 76; Bernard. Clar. Homilia super «Missus est». II 16//PL. 183. Col. 69-70). Подобные идеи высказывал и Исидор Гиспальский (Севильский) , видевший в И. О., супруге Девы Марии, олицетворение Христа как хранителя Церкви ( Isid. Hisp. Allegoriae Scripturae Sacrae. 138-139//PL. 83. Col. 117; ср. Raban. Maur. De universo. IV 1//PL. 111. Col. 75). В этом же ключе рассматривал образ И. О. Беда Достопочтенный († 735), сравнивший И. О. как хранителя Церкви с Римским папой ( Beda. In Luc. I 2; позднее подобную параллель использовал Бернард Клервоский - Bernard. Clar. Ep. 50). У ранних авторов (Максима Тавринского, св. Петра Хрисолога) подчеркивается символизм образа И. О.-ремесленника как Бога Творца или Св. Духа, освящающего божественное творение ( Petr. Chrysolog. Serm. 48//PL. 52. Col. 334-335; Beda. In Luc. IV 22). В ранних Мартирологах и других литургических книгах указания на празднование памяти И. О. отсутствуют. Впервые память И. О. (как «Ioseph sponsus Mariae» (Иосифа, обручника Марии)) под 20 марта указана в календаре рукописного сборника (VIII-IX вв.) из мон-ря Райнау; календарь, вероятно, был создан в мон-ре Нивель (совр.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Следует спросить раскольников, о каком недостоинстве говорят приведенныя слова! Если о нравственном, то за таковое не должно отделяться от епископа (13 пр. второперв. соб., 121 пр. Номокан.) чтобы не уподобиться принадлежащим «к окаянной вере» (посл. Антония, патр царегр. «о стригольниках» – в «Полн. Истор. известии о др. стриг.» прот. Иоаннова стр. 9 изд. 1855). Доказать же, что все епископы уклонились в ересь, раскольники не могут (Злат. бес. на Мф. ч. 3, стр. 504, 618, кн. о Вере л. 59, об. Злат. На Ев. Ин. ч. 2, стр. 383, 356:374). Ссылаются на слова преосвящ. Иринея Псковск. (Толк. на прор. Иосию гл. 1, стр. 10). Следует указать на другие творения преосв. Иринея: напр. Толк на Псалтырь пс.5:1, пс.45:7, пс.82:45, пс.116:2). Ссылаются раскольники на Петра Хрисолога (ч. 1, л. 19) и Толк. Еванг. (нед. 23). Но Корабль – Церковь никогда не лишится своего первоначального вида и устройства, не лишится и пастырей, и только на этом корабле возможно получить спасение (Злат. на разн. мест. свящ. Писания ч. 1, стр. 235, Б. Катих. л. 121 об.). Даже некоторые из раскольнических писателей видят в словах Петра Хрисолога учение о вечности и неизменяемости Церкви (В. Механиков: «Историко-Канон. обозр.» л. 141). Ссылаются на Викентия Лиринского : «Пояснител. записки» гл. 3: «как поступить хр. кафолику.., если зараза покусится пятнать всю Церковь ». Следует объяснить, что диавол покушался искусить даже и Господа, но не искусил, а был сам побежден от Искушаемого: так будет и с Церковию, глава которой есть тот же Господь. Затем прочитать слова св. И. Златоуста (Бес. на раз. места свящ. Пис. стр. 41–43). Ссылаются, далее, на слова – а) Евангелия: Мф. зач. 10; б) Мк. зач. 42, в) Мф.8:20 , г.) Никона Черногорца л. 382–383 (о неседении Иуды на апост. престоле), д) там же сл. 7, л. 48: («извержем... епископа»), е) беседы апостольские: «лучше ни от единаго водиму быти, нежели от злаго водиму быти», стр. 3114, ж) слова св. Ефрема Сир. сл. 83, л. 190 и, наконец з) на слова кн. Кирилловой: «мощно быти и без них» – епископов (л. 502).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Из этого отрывка со всей наглядностью следует, что папское послание рассматривалось на Медиоланском соборе епископами и митрополитами италийских провинций Лигурии и Эмилии, Коттиевых Альп, Венетии, Ретии Первой, Ретии Второй, согласно соборным процедурам, и было признано согласующимся с богословской традицией Медиоланской Церкви. Совокупность этих фактов, в дополнение к тому, что уже было нами отмечено выше в отношении епископа Аквилейского, предстоятеля провинции Венетия и Истрия, ярко свидетельствует о независимости значительной части церквей диоцеза Italia Annonaria от власти епископа Римского в данную эпоху. Что касается последней из неохваченных нашим рассмотрением провинций Италии, Фламиния и Пиценум (Annonarium), главный город которой находился в Равенне, которая в то время была резиденцией императора, то его отношения к римскому епископу трудно определить на основании корреспонденции папы Льва. В ней сохранились два письма, связанные с Равенной: одно из них – ответ равеннского епископа Петра Хрисолога Евтиху, составленный в феврале 449 г. 53 , а второе – письмо Льва к Неону Равеннскому от 24 октября 458 г. 54 Первое из этих писем, хотя и не адресованное Льву Римскому, содержит ряд весьма красноречивых высказываний, определяющих если не положение Равеннской Церкви по отношению к Римской, то, по крайней мере, отношение к последней Петра Равеннского. В ответ на апелляцию Евтиха, присланную в Равенну, Петр пишет: «Мы побуждаем тебя, честной брат, чтобы ты во всем послушно внимал тому, что было написано блаженнейшим папой римского града, поскольку блаженный Петр, который живет и председательствует на собственном престоле, предлагает истину веры тем, кто [ее] просит. Мы же из-за стремления к миру и вере без согласия епископа римского града дела веры заслушивать не можем» 55 . Письмо это примечательно полным признанием со стороны равеннского епископа притязаний римского понтифика на воплощение в своей персоне личности и прерогатив св. Петра и на судебное верховенство во Вселенской Церкви, которые обыкновенно признавались теми церквами, чьи предстоятели выступали в качестве викариев римского епископа – арелатским и фессалоникийским митрополитами, по отношению к которым Рим имел специфические, не имеющие принятого канонического обоснования права юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Небеса веселятся, радуются ангелы, ведь им особо и свойственен мир. Дивятся небесные силы, среди которых бьет приснотекущий мирный источник. Но и земные также освежаются, пусть и малыми струями, ниспадающими к ним из этого [небесного] источника. Потому-то мир восхваляется и превозносится и святыми на земле, и ангелами на Небесах, наполняющими горнюю высоту восклицаниями: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Вы видите, братья, как и небесные и земные взаимно посылают [друг другу] дары мира? Небесные ангелы благовествуют мир живущим на земле. А земные святые, составив таинственный хор, восхваляют Небесного Христа, Который есть Мир наш ( Еф. 2:14 ), также единодушно восклицая: осанна в вышних! ( Мф. 21:9 ). Так давайте же и мы скажем вместе с ангелами: слава в вышних Богу, унизившему дьявола и возвысившему Христа. Слава в вышних Богу, изгнавшему вражду и утвердившему мир. Слышите ли, братья, ликующий хор ангелов, воспевающий: Слава в вышних Богу, и на земле мир Скажу же вам и о хитрости дьявола. Вы даже не догадываетесь, насколько он коварен. Видит он прочность и твердость нашей веры, видит огражденное святостью догматов благочестие, видит плоды добрых дел. Потому-то он и приходит в неистовство, беснуется, разгорается яростью, стремясь разрушить согласие, искоренить любовь и милосердие, расторгнуть мир. Но мир будет всегда пребывать с нами. Аминь. Avt проповедь в честь св. ап. Петра 1 В православных календарях и святцах Восточной Церкви имя святителя Петра отсутствует. Однако в древности он активно почитался в качестве местночтимого святого в Равеннской митрополии. В частности, святитель Петр настойчиво именуется святым в обобщающем церковную историю Равенны и ее епископов сочинении «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis», автором которого был живший в IX столетии равеннский клирик Агнеллос. Тем самым святитель Петр почитался на Западе как святой – пусть и местночтимый – еще до 1054 года, когда произошел разрыв между Востоком и Западом. Именно исходя из почитания его святым в ряде епархий единой Христовой Церкви – еще до отпадения католического Запада от православного Востока – мы и именуем здесь Петра, епископа Равеннского, святителем. 3 Дословно в тексте: «Vespera, sabbati quae lucescit in prima sabbati…» Это прочтение Мф. 28. 1 , также как и следующие цитаты из Библии , расходятся с текстом Вульгаты, которая в то время не была распространена на латинском Западе. Вероятно, св. Петр пользовался переводом Itala Interpretatio, или иной редакцией латинского текста Библии, или цитировал этот стих по памяти. 8 Этим утверждением св. Петр подчеркивает божество Христа и неотделимость божественной природы от личности Христа в противовес лжеучениям ариан и несториан. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Августина помещены четыре речи о символе, сказанные оглашенным, из которых, впрочем, три считаются сомнительными, но они служат к уяснению порядка, какой соблюдался в церкви, при приготовлении оглашенных к крещению. Первая речь, считающаяся подлинной, сказана перед началом изучения символа, а другие при сдаче его, то есть, когда оглашенные, изучившие символ, являлись в церковь , чтобы произнести перед нею усвоенный ими символ, и тем засвидетельствовать, что они хорошо знают то, во что нужно веровать приходящему к Богу, т. е., вступающему в число членов церкви. И вот при этом давалось им наставление, которое, поясняя те или другие пункты веры, должно было утвердить их в знании учения христианского. Так, одна речь о символе к оглашенным, помещенная между творениями блаж. Августина, и содержащая краткое изъяснение символа, начинается такими словами: „знайте, что таинство символа, которое вы восприняли и должны держать в памяти для своего спасения, – есть основание веры кафолической, над которым воздвигнуто здание церкви, построенное руками апостолов и пророков“ 69 . От Петра Хрисолога , епископа равенского V века, дошло до нас семь проповедей о символе, и они сказаны были оглашенным, когда те сдавали символ или произносили его перед церковью. Небольшие по объему, они не входят в подробное объяснение символа, а сопровождают произнесение его ищущими крещения краткими наставлениями, поясняющими веру, преданную оглашенным. Семь проповедей Петра Хрисолога не составляют связного ряда поучений, последовательно разъясняющих члены символа веры ; а каждая из них имеет самостоятельное значение. В одной проповеди говорится о вере сердечной, а в других кратко передается и разъясняется содержание всего символа веры . Они сказаны разным партиям оглашенных, по произнесении ими символа веры; в этих партиях были некоторые и из придворных и высоких гражданских сановников. Хрисолог, выслушав от них символ веры, считал нужным преподать им наставление, для утверждения их в вере, ими усвоенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Древнейшие варианты префаций отражены в арианских фрагментах кард. Анджело Маи. Основной корпус префаций собран в рукописных Сакраментариях: в Веронском Сакраментарии находится 267 префаций, в Сакраментарии Геласия (Gelasianum Vetus) - 54, в Сакраментарии Григория (Hadrianum) - 14, в Желлонском и Ангулемском Сакраментариях - ок. 200, в Фульдском Сакраментарии X в.- 320. Бурхард, еп. Вормсский (965-1025), основываясь на подложной декреталии папы Пелагия II (579-590), считал, что должно быть только 9 префаций на праздники (часть из них отражены в Hadrianum - на Пасху, Пятидесятницу, Вознесение Господне, Рождество Христово, Епифанию, память святых Петра и Павла; добавлены префации для Великого поста и на праздник св. Креста, а также префация на праздник Св. Троицы). Позже эта декреталия вошла в Декрет Грациана и стала одной из причин резкого ограничения количества префаций в рим. Миссале. В 1095 г. папа Урбан II на Соборе в Пьяченце установил префацию о Пресв. Деве Марии ( Honor. August. Gemma anim. 1. 120//PL. 172. Col. 583; Capelle. 1942). В тридентском Миссале 1570 г. содержалось 11 префаций, в последующих печатных изданиях их было ок. 20. Неск. новых префаций были составлены для неогалликанского парижского Миссала 1738 г. В нач. XX в. введены префации для заупокойных месс, на память св. Иосифа Плотника (1919), Царя Христа (1925) и Св. Сердца (1928). В Миссале папы Павла VI 1970 г.- 81 префация, 1975 г.- 84 ( Ward A., Johnson C. The Prefaces of the Roman Missal. R., 1989). Стандартным является текст префации 4-го воскресенья после Богоявления из Сакраментария Геласия (в Сакраментарии Бергамо это префация вотивной мессы Пресв. Девы в субботу). Подробнее о префациях К. м. см.: Capelle (2). 1952; Mohrmann. 1953; Bouyer. 1966; Jungmann. 1953. P. 21-37. Sanctus (Hymnus angelicus) в рим. К. м. представлен в той же полной форме, что и в анатолийских анафорах; 1-я часть основана на Ис 6. 3 и Дан 7. 10. Слово «Deus» добавлено из старолат. версии Книги прор. Исаии. Когда именно Sanctus был включен в К. м., неизвестно. В Сев. Африке он упоминается только в 484 г. Виктором, еп. Виты ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. II 100//CSEL. 7. P. 70-71), в Италии в сер. V в. у св. Петра Хрисолога ( Petr. Chrysolog. Serm. 170. 2). Согласно Liber Pontificalis, пение Sanctus в Риме установил папа Сикст I (LP. Vol. 1. P. 128), однако свт. Иннокентию I этот раздел еще не был известен. В трактате, написанном ок. 400 г. и сохранившемся под именем свт. Амвросия Медиоланского, говорится, что пение Sanctus является восточным обычаем, который известен лишь в некоторых местах на Западе ( Chavoutier L. Un libellus Ps.-Ambrosien sur le Saint-Esprit//Sacris Erudiri. 1960. Vol. 11. P. 136-191). 3-й канон Вазионского Собора 529 г. предписывает петь Sanctus на всех мессах, но это установление могло иметь локальный характер.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Другая особенность праздника Пятидесятницы та, что в этот день украшают храмы и домы древесными ветвями, травами и цветами. Должно думать, что это обыкновение есть остаток священного обычая Ветхозаветной Церкви приносить в праздник Пятидесятницы начаток жатвы (Лев. 23; 10), которая в Палестине оканчивалась к этому времени, то есть к половине месяца сиван, или нашего мая. У нас, сообразно сему, приносят в это время начатки обновляющейся весны в дар Духу Зиждителю. Могла также иметь влияние на это обыкновение мысль о явлении Господа в виде трех странников Аврааму под дубом Мамврийским. Травы и цветы троичные, не исключая и тех, которыми постилается помост церкви, а особливо те, которые находятся под книгой читающего молитвы священника, берутся некоторыми в домы, и, будучи сохраняемы, в течение года употребляются как средство против болезней. Происхождение службы В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй - хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее - как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17; 1-9), Марк (Мк. 9; 2-9) и Лука (Лк. 9; 28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих - Петра, Иакова и Иоанна - на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Об этом можно судить, напр., по мозаике с изображением Христа и 12 апостолов в капелле Сант-Акуилино в ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 400 г.), а также по почти идентичным друг другу оплечным изображениям евангелистов в медальонах на диптихе слоновой кости, служившем окладом Евангелия (VI в., сокровищница кафедрального собора в Милане),- все имеют бороды и длинные волосы. На саркофаге нач. VI в. (Археологический музей, Стамбул) два евангелиста показаны бородатыми и два - юными и безбородыми. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Тем не менее есть основания полагать, что в раннехрист. искусстве И. Б. чаще изображался юным. Об этом свидетельствуют прежде всего те древнейшие изображения евангельских сцен, в которых его можно узнать: «Распятие» (на крышке реликвария, VI в., Музеи Ватикана; на миниатюре из Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) и «Преображение» (на мозаике в апсиде базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, сер. VI в.). Сохранились также нек-рые единоличные изображения И. Б., удостоверенные надписями. Так, юным и безбородым он представлен на равеннских мозаиках: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на зап. арке в виме ц. Сан-Витале (546-547). На мозаике на предалтарной арке капеллы св. Петра Хрисолога в Архиепископском дворце в Равенне (494-519) он также достаточно юн, но имеет небольшую бородку, как и на фреске алтарной апсиды капеллы пещерного мон-ря в Бауите, Египет (VI-VII вв., Коптский музей, Каир). Вероятно, в подобных случаях художники опирались на уже утвердившееся к тому времени представление о том, что И. Б. был самым молодым учеником Иисуса Христа. С И. Б. отождествляется также неизвестный молодой святой, чье оплечное изображение в медальоне помещено на верхнем поле иконы ап. Петра (VI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Основанием для такой атрибуции помимо внешнего облика святого служат различные варианты реконструкции символической программы синайской иконы ( Weitzmann K.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010