28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святой Петр Хрисолог: проповедь в честь святого апостола Петра Портал Богослов.Ru публикует впервые переведенную на русский язык проповедь святого Петра Хрисолога в честь святого апостола Петра. Святитель, принявший крещение в зрелом возрасте и ставший епископом города Равенны в 433 году, оставил после себя ряд замечательных проповедей, за которые получил прозвище Хрисолог, что значит Златослов. В данной проповеди подчеркивается значение личности апостола Петра для Вселенской Церкви. Статья Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенная на русский язык проповедь равеннского епископа св. Петра Хрисолога (память 30 июля) в честь св. апостола Петра. Петр Хрисолог родился в 380 г., принял крещение в зрелом возрасте, в 433 году был посвящен в епископы города Равенны. Он скончался около 450 г., оставил после себя ряд замечательных проповедей, за которые получил прозвище «Хрисолог» (Златослов). Не без основания его считают доверенным лицом римского папы Льва Великого. Вероятно, приводимая ниже проповедь была произнесена в его присутствии и по его велению, что и объясняет пышные и возвышенные похвалы в честь римского епископа: «Досточтимый священник Божий, по праву стяжавший апостольское наименование, совершенно заслуженно связывает для народа заповеди праведности и при явном свете разрешает таинственные вопросы священных свитков». Тем более, папа Лев Великий прославлен защитой православия и борьбой против несторианской и монофизитской ереси. К нему и обращены последние слова проповеди – пожелание, чтобы он как можно более долго радовал верующих своей проповедью.

http://bogoslov.ru/article/4986827

П.В. Коряков В русской патрологии епископ Равеннский Петр II Хрисолог с. 984] совершенно незаслуженно оказался обойденным вниманием исследователей. Со времени перевода епископом Иринеем (Клементьевским) проповедей Хрисолога на церковнославянский язык в 1794 году ни одной серьезной работы в России об архипастыре Равенны так и не вышло 1 . С тех пор имя епископа Петра остается совершенно неизвестным читателю. Цель данной статьи заключается в том, чтобы восполнить этот досадный пробел. Епископ Петр, получивший титул «Хрисолог» («Chrysologus») за свой талант проповедника, жил в эпоху христологических споров, был сподвижником папы Льва Великого и выдающимся латинским гомилетом. Его литературно-богословское наследие состоит из 175 проповедей, а также послания к ересиарху Евтихию. Проповеди Хрисолога, риторически совершенные и глубокие по смыслу, посвящены толкованию Священного Писания , Символа веры , памятным церковным датам и отдельным святым. Основным источником сведений о жизни епископа Петра являются, прежде всего, его проповеди (наиболее ценными из них в этом плане являются 151, 165 и 175). Вторым источником является сочинение, написанное в IX веке клириком Равеннской церкви Агнеллом под названием «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Сочинение Агнелла напоминает хронику и посвящается церковной истории Равенны. Жизнеописание Петр Хрисолога (XXI епископа Равенны в епископском списке Агнелло) в этой хронике представляется по образцу римских «Liber Pontificalis». Сочинение Агнелла уникально в своем роде, но в аспекте исторической достоверности не выдерживает никакой критики. Автор допускает анахронизмы и ошибки; использует сомнительный легендарный материал. К примеру, Агнелл путает епископа Равеннского Петра II Хрисолога с другим епископом Равенны, Петром III (494–519). Автор жизнеописаний относит епископство Uoahha III Ангелопта Равеннского (477–494) 2 ко времени понтификата папы Льва Великого (440–461). Поэтому пользоваться сочинением Агнелла следует с большой осторожностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Проповеди Скачать epub pdf Предисловие составителя Святитель Петр Хрисолог (Златословесный) 1 (около 380, Имола, неподалеку от Равенны – 450, Равенна) – епископ Равеннский, выдающийся проповедник. Получил свой титул «Хрисолог» именно благодаря замечательному проповедническому таланту. Его зачастую именуют «вторым» или же «западным Златоустом». Святитель Петр родился около 380 года. Место его рождения – Форум Корнелия, ныне – Имола, неподалеку от Равенны. В раннем детстве он потерял родителей и воспитывался святителем Кассианом, епископом Имольским, который стал для юноши и вторым отцом, и духовным наставником. В молодые годы Петр учился в Имоле, в огласительном церковном училище, основанном святителем Кассианом. Здесь он изучал христианские догматы, Священное Писание , знакомился с принципами библейской экзегезы. По завершении огласительного училища будущий святитель изучал риторику и философию в Милане. Затем на протяжении некоторого времени осуществлял педагогическую деятельность, будучи грамматиком в Имоле. Снискал большую любовь учеников, получив прозвище «Добрый учитель». Вскоре Петр принял Крещение и был рукоположен в диаконский сан. В это же время будущий святитель нес послушание епархиального эконома, занимаясь помимо прочего делами церковной благотворительности. Возможно, именно в диаконском сане он произнес свои первые проповеди . В 432 году святитель Петр был рукоположен в Риме папой Сикстом III во епископа Равеннского. Заняв Равеннскую епископскую кафедру, он активно занимался делами епархии, много и часто проповедовал. Равеннский епископ был доверенным лицом святителя Льва Великого , папы Римского. Он обличал ереси несторианства, пелагианства и монофизитства. Сохранилось письмо святителя Петра к известному монофизитскому ересиарху Евтихию, содержащее призыв отказаться от заблуждения и принять православное учение. Кончина святителя последовала приблизительно в 450 году; он был погребен в соборе Имолы. Литературное наследие святителя Петра насчитывает 179 проповедей, произнесенных им на церковные праздники, а также посвященных изъяснению различных библейских отрывков, истолкованию Символа веры и прославлению подвига христианских святых. Публикуемые три проповеди святителя Петра, посвященные теме Воплощения Господня и Рождества Христова, – богословски глубокие и нравственно возвышенные – относятся к лучшим образцам его гомилетического наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышел в свет 56-й том «Православной энциклопедии» «Философский» том продолжает публикацию статей на букву «П» МОСКВА. В декабре 2019 г. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 56-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья об известном католическом богослове Петре Дамиани, одном из самых плодовитых писателей своего времени, и завершает статья о повечерии, службе в начале ночи. По традиции новый том содержит большое число статей, посвящённых различным персоналиям. Новый том «Православной энциклопедии» продолжает рассказывать о Петрах, заметное место занимают блоки статей «Пий», «Питирим», «Платон», посвящённые историческим личностям, носившим и ныне носящим это имя — как канонизированным Церковью подвижникам, так и иным иерархам и церковным деятелям, выдающимся ученым и философам. Том заслуживает название «философского». Основная причина: он содержит подробнейшие статьи о Платоне и платонизме, Плотине, Плифоне, Пифагоре и пифагорейцах. Если предыдущий 55-й том можно назвать «петровским», поскольку биографии подвижников Церкви и государственных деятелей с именем Петр занимают в нем важное место, то и 56-й том содержит многие биографии деятелей с этим именем. Хотелось бы отметить биографии уже упомянутого Петра Дамиани, а также монаха-бенедиктинца Петра Диакона, известного агиографическими сочинениями, посвященными Монте-Кассино, и Петра Достопочтенного, 9-го аббата Клюни. Авторство этих статей принадлежит замечательному современному медиевисту Станиславу Мереминскому. Следует также упомянуть биографии дмитровского князя Петра Дмитриевича, сына Донского, грузинского богослова Петра Ивера, францисканского богослова-спиритуала Петра Иоанна Оливи, иезуита Петра Клавера, епископа Парижского Петра Ломбардского (автор - Дмитрий Смирнов). Подробностью отличается также биография свт. Петра Хрисолога, епископа Равенны, автора «многих томов» (автор Е. В. Ткачев).

http://sedmitza.ru/text/9538040.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память свт. Амвросия Медиоланского (комментарий в цифрах и фактах) Алтарь в базилике святого Амвросия С. И. Никитин Амвросианский обряд. Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г. Амвросианский обряд [лат. ritus ambrosianus; медиоланский обряд, лат. ritus mediolanensis], одна из основных зап. литургических традиций (см. Литургические семьи), возникшая и существовавшая в древней Медиоланской Церкви, в наст. время распространенная более чем в тысяче приходов католич. архиепископства Милана, а также в ряде (до 100) приходов диоцезов Бергамо, Павии и Лугано. Назван по имени свт. Амвросия, еп. Медиоланского (374–397). Валафрид Страбон († 849) в соч. “О церковных делах” писал, что свт. Амвросий “установил порядок мессы и других служб для своей церкви и для других Лигурийских [церквей], который все еще соблюдается в Медиоланской Церкви”. История Амвросианского обряда до XX в. Первые сведения об Амвросианском обряде содержатся в сочинениях свт. Амвросия. Его описание таинства Крещения совпадает с текстом литургических рукописей Амвросианского обряда IX–X вв. (Mitchell). Сведения об Амвросианском обряде содержатся в проповедях Гауденция из Брешии (нач. V в.), св. Петра Хрисолога, еп. Равенны († 450), и еп. Максима II Туринского († 465), а также в приписываемом последнему “Трактате о Крещении”. Нашествие лангобардов повлекло за собой вынужденное удаление Медиоланских епископов в Геную (569–649). Л. Дюшен и П. Леже относили к этому периоду введение в медиоланское богослужение рим. анафоры. Но А. Пареди вслед за У. Л. Кеннеди считал, что рим. влияние ограничилось только добавлением ок. 570 г. в анафору Амвросианского обряда молитв “Communicantes” (лат.— Имея общение) в начале канона (неизменяемой части анафоры) и “Nobis quoque” (И нам) в конце его. Источниками по истории Амвросианского обряда этого периода являются анонимная “Поэма о городе Медиолане” (сер. VII в.), “Изъяснение утренней службы”, приписываемое Медиоланскому еп. Феодору II (732–746), “Книга о Крещении” еп. Одельберта Медиоланского (805–812) и др.

http://sedmitza.ru/text/412655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД [лат. ritus ambrosianus; медиоланский обряд, лат. ritus mediolanensis], одна из основных зап. богослужебных традиций (см. Литургические семьи ), возникшая и существовавшая в древней Медиоланской Церкви, в наст. время распространенная более чем в тысяче приходов католич. архиепископства Милана , а также в ряде (до 100) приходов диоцезов Бергамо, Павии и Лугано. Назван по имени свт. Амвросия , еп. Медиоланского (374-397). Валафрид Страбон († 849) в соч. «О церковных делах» писал, что свт. Амвросий «установил порядок мессы и других служб для своей церкви и для других Лигурийских [церквей], который все еще соблюдается в Медиоланской Церкви». Чтение молитвы " " Unde et memores " " Чтение молитвы " " Unde et memores " " История А. о. до XX в. Первые сведения об А. о. содержатся в сочинениях свт. Амвросия. Его описание таинства Крещения совпадает с текстом литургических рукописей А. о. IX-X вв. (L. Mitchell). Сведения об А. о. содержатся в проповедях Гауденция из Брешии (нач. V в.), св. Петра Хрисолога , еп. Равенны († 450), и еп. Максима Туринского († 465), а также в приписываемом последнему «Трактате о Крещении». Нашествие лангобардов повлекло за собой вынужденное удаление Медиоланских епископов в Геную (569-649). Л. Дюшен и П. Леже относили к этому периоду введение в медиоланское богослужение рим. анафоры . Но А. Пареди вслед за У. Л. Кеннеди считал, что рим. влияние ограничилось только добавлением ок. 570 г. в анафору А. о. молитв «Communicantes» (лат.- Имея общение) в начале канона (неизменяемой части анафоры) и «Nobis quoque» (И нам) в конце его. Источниками по истории А. о. этого периода являются анонимная «Поэма о городе Медиолане» (сер. VII в.), «Изъяснение утренней службы», приписываемое Медиоланскому еп. Феодору II (732-746), «Книга о Крещении» еп. Одельберта Медиоланского (805-812) и др. Для VIII-X вв.- каролингского периода - характерно дальнейшее усиление рим.

http://pravenc.ru/text/Амвросианский ...

святитель Петр Хрисолог, епископ Равеннский (ок. 380–31.07.450) святитель Петр Хрисолог, епископ Равеннский Знаменитый проповедник и богослов, учитель Церкви. Биография Точную дату рождения епископа Петра не указывают ни его проповеди, ни его первый биограф Агнелл. На современном этапе относительно даты рождения существует две версии. Согласно первой, Хрисолог родился в 406 году, согласно – гораздо раньше, около 380 года. Место рождения Хрисолога не вызывает сомнений. Этим местом традиционно именуется Форум Корнелия (сегодня – Имола; в 35 км. к западу от Равенны). В 165 проповеди Хрисолог признает, что почитания достойны все церкви, но особенную любовь он все же питает к церкви Форума Корнелия, ибо происходит из этого города. О детстве епископа Петра известно немного. По свидетельству Агнелла, он вырос при храме святого Кассиана Имольского, которого всю жизнь считал своим покровителем и заступником (до посвящения в епископский сан Кассиан был школьным учителем в Имоле). Хрисолог жил под защитой этого святого как привратник его храма. Еще меньше известно о родителях архипастыря Равенны. Он потерял их, когда был младенцем, но чувство сыновнего почтения переполняло его до самой смерти. О благоговейном отношении епископа Петра к этой заповеди Божией говорит его 19 проповедь. В ней он анализирует проблему отношения к плотским родителями в аспекте следования за Христом (Мф.8:21). По мысли проповедника, на первом месте должна стоять любовь к Отцу Небесному. Но на втором месте – любовь к отцу земному. Хрисолог говорит: «Следует почитать земного отца после Небесного». Ибо земной «не должен быть первым, но вторым». Духовным отцом проповедника стал епископ Корнелий, первый известный по имени епископ Форума Корнелия. В 165 проповеди епископ Петр Равеннский говорит, что Корнелий был ему отцом. Главным делом Корнелия стало учреждение при храме святого Кассиана огласительного церковного училища смешанного (светско-духовного) типа. В этом учебном заведении учился и Петр. В школьные годы он познакомился со Священным Писанием и учением Церкви. Намек на катехизацию в отрочестве появляется в 165 проповеди, где епископ Петр говорит, что «благочестивейший» Корнелий лично питал его набожностью и благочестием. Однако крещение Петра епископ Корнелий в соответствии с принятым в то время в Православной Церкви обычаем отложил до наступления духовной зрелости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/

Arhiva A ieit de sub tipar volumul 56 al „Enciclopediei ortodoxe” 29 ianuarie 2020 11:30 В декабре 2019 года Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 56-й том «Православной энциклопедии». В очередном томе продолжается публикация статей на букву «П». Том открывает статья об известном католическом богослове Петре Дамиани, одном из самых плодовитых писателей своего времени, и завершает статья о повечерии — службе в начале ночи. По традиции новый том содержит большое число статей, посвященных различным персоналиям. Новый том «Православной энциклопедии» продолжает рассказывать о Петрах, заметное место занимают блоки статей «Пий», «Питирим», «Платон», посвященные историческим личностям, носившим и ныне носящим это имя, — как канонизированным Церковью подвижникам, так и иным иерархам и церковным деятелям, выдающимся ученым и философам. Том заслуживает название «философского», поскольку содержит подробнейшие статьи о Платоне и платонизме, Плотине, Плифоне, Пифагоре и пифагорейцах. Предыдущий 55-й том можно назвать «петровским», поскольку биографии подвижников Церкви и государственных деятелей с именем Петр занимают в нем важное место. 56-й том также содержит многие биографии деятелей с этим именем. В новый том вошли биографии уже упомянутого Петра Дамиани, а также монаха-бенедиктинца Петра Диакона, известного агиографическими сочинениями, посвященными Монте-Кассино, и Петра Достопочтенного, девятого аббата Клюни. Авторство этих статей принадлежит современному медиевисту Станиславу Мереминскому. Следует также упомянуть биографии сына Дмитрия Донского дмитровского князя Петра Дмитриевича, грузинского богослова Петра Ивера, францисканского богослова-спиритуала Петра Иоанна Оливи, иезуита Петра Клавера, епископа Парижского Петра Ломбардского (автор статей — Дмитрий Смирнов). 56-том также содержит подробную биографию святителя Петра Хрисолога, епископа Равенны (автор — Е.В. Ткачев). Особо следует отметить статью о Петре и Февронии. Тома «Православной энциклопедии» являются важным источником информации для студентов и учащихся общеобразовательных школ. Из статьи они могут почерпнуть информацию об исторических источниках «Повести…» Ермолая, службе святым Петру и Февронии, истории канонизации и почитания этих святых.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5583473...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ Б. п., дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» («История Иакова о рождении Марии», 2-я пол. II в.- Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. L. Moraldi. Torino, 1994. Vol. 1. P. 37-139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995), послужившее основой для нек-рых праздников. Формирование Б. п. связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресв. Богородицы. Надписи II-III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете ( Bagatti B. Gli scavi di Nazaret. Vol. 1: Dalle origini al secolo XII. Jerusalem, 1967. P. 146-152); еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресв. Девы в Иерусалиме ( Bagatti B. P. 185-214). Важной вехой в истории формирования Б. п. стало повсеместно распространившееся в IV-V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении . Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного - это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов ( Зенона , еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV-V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери ; по правосл. традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) - кондак 6-го гласа «          », но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Б. п. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству ( Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fête de la Vierge a Jérusalem au V siècle//Le Muséon. Louvain, 1943. 56. P. 1-33).

http://pravenc.ru/text/149547.html

Точную дату рождения епископа Петра не указывают ни его проповеди , ни его первый биограф (Агнелл). На современном этапе относительно даты рождения существует две версии. Согласно первой, Хрисолог рождается в 406 г. Эту гипотезу выдвинул Й. Ниршл с. 125] и поддержал В. Руш с. 164]. Согласно второй версии, архипастырь Равенны рождается гораздо раньше – около 380 г. Эту дату определяет один из самых авторитетных исследователей литературно-богословского наследия Хрисолога, а также издатель его творений испанский монах-бенедиктинец А. Оливар [цит. по: 4, с. 53]. Эта дата (380 г.) называется также в патрологии Иоганна Квастена, изданной группой из восьми преподавателей Августинианского Патристического Института под руководством Анджело Ди Берардино с. 576]. В основу второй датировки (которая, как нам кажется, ближе к истине) кладется правило сорокалетнего ценза. Согласно этому правилу, кандидаты в епископы перед процедурой наречения проходили возрастной ценз. Место рождения епископа Петра не вызывает сомнений. Этим местом традиционно именуется Форум Корнелия (сегодня – Имола; в 35 км. к западу от Равенны). В 165 проповеди Хрисолог признает, что почитания достойны все церкви, но особенную любовь он все же питает к церкви Форума Корнелия («sed Corneliensi ecclesiae inserire peculiariusipsiusnominisamoreconpellor» 24B, с. 1017]), ибо происходит из этого города. О детстве епископа Петра известно немного. По свидетельству Агнелло, он вырос при храме святого Кассиана Имольского с. 311], которого всю жизнь считал своим покровителем и заступником (до посвящения в епископский сан Кассиан был школьным учителем (ludomagister) в Имоле). Хрисолог жил под защитой этого святого как привратник его храма («Tuae domui quasi vernaculus fui» с. 311]). Еще меньше известно о родителях архипастыря Равенны. Можно предполагать, что они были христианами, ибо доброе дерево приносит плоды добрые ( Матф. 7:17 ). Хрисолог потерял родителей, когда был младенцем, но чувство сыновнего почтения переполняло его до самой смерти. О благоговейном отношении епископа Петра к V заповеди Божией говорит 19 проповедь . В этой проповеди Хрисолог анализирует проблему отношения к плотским родителями в аспекте следования за Христом ( Матф. 8:21 ). По мысли проповедника, на первом месте должна стоять любовь к Отцу Небесному. Но на втором месте – любовь к отцу земному. Хрисолог говорит: «Следует почитать земного отца после Небесного» («Terrenus pater caelesmi postponendus est patri»). Ибо земной «не должен быть первым, но вторым» («Hoc ei non primum esse debuit, sed secundum») 24, с. 113].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010