Агнелл Равеннский относил ко времени пребывания И. А. на архиепископской кафедре события кон. 80-х - нач. 90-х гг. V в., в т. ч. освящение ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо ин Чезареа) при имп. дворце в Равенне, к-рое он датировал правлением имп. Гонория (395-423). Церковь была построена на средства кубикулярия Лавриция, и, согласно цитируемой Агнеллом надписи, обнаруженной в храме, строительные работы были завершены в 15-е консульство императоров Феодосия II и Валентиниана III (приводимые Агнеллом датировки не совпадают с хронологией правления этих императоров). Тот же автор относит к периоду управления И. А. Равеннской кафедрой строительство рим. имп. Галлой Плацидией , матерью имп. Валентиниана III, ц. Св. Креста (вероятно, крестообразного мавзолея Галлы Плацидии), а ее приближенной Сиглейдой (Сингледией) - ц. св. Захарии. Эти события следует датировать более ранним периодом - до 450 г., даты смерти Галлы Плацидии. Чтобы представить И. А. как современника имп. Галлы Плацидии и имп. Валентиниана III, Агнелл пишет об истории, в действительности связанной с папой Львом I Великим ,- встрече с вождем гуннов Аттилой , после к-рой Аттила покинул Италию (452), как о событиях, имевших место во время пребывания И. А. на архиепископской кафедре Равенны. Т. е., согласно Агнеллу, именно И. А. остановил наступление гуннов под Равенной. Однако в сер. V в. кафедру там занимал св. Петр Хрисолог , близкий к имп. Галле Плацидии. Возможно, большой хронологический разрыв в жизнеописании И. А., приведенном в «Книге Равеннских понтификов», дал основание некоторым ранним историкам Равенны предполагать существование 2 архиепископов с именем Иоанн - один был предшественником св. Петра I Хрисолога, другой жил в кон. V в. В диптихах Равеннских епископов сведений об Иоанне, предшественнике Петра I Хрисолога, нет, там указан только И. А., предшественник архиеп. Петра II, жившего в кон. V - нач. VI в. Агнелл сообщает, что имп. Валентиниан III даровал И. А. статус митрополита над 14 кафедрами в пров. Эмилия и привилегию носить белый льняной паллий, как у Римского папы. В случае с паллием Агнелл приписывает И. А. привилегию, присвоенную Равеннским архиеп. Иоанном II Римлянином . Что касается особых прав Равеннского архиеп-ства над епископскими кафедрами Эмилии, то оформление этих привилегий было длительным процессом, завершившимся к кон. VII в., его начало традиционно связывается с возвышением Равеннской кафедры при св. Петре I Хрисологе. Тот факт, что И. А. своей властью поставил епископа в Мутину, свидетельствует о распространении архиепископской юрисдикции ко 2-й пол. V в. за пределами Равеннского архиепископства. В «Книге Равеннских понтификов» приводится предание о том, что немалое число людей видели, как во время Евхаристии ангел сослужил епископу (вероятно, так объяснялось прозвище И. А., греч.- видящий ангела).

http://pravenc.ru/text/469728.html

Понятно, что «doctor bonus» принимает посвящение в безбрачном состоянии, ибо Западная Церковь к тому времени уже практикует обязательный целибат. 9 На целибате клириков в послании 10 епископу Гимерию Тарраконскому от 10 февраля 385 года настаивает в 385 году римский папа Сириций [цит. по: 12, с. 133]. Аналогичную позицию занимает папа Иннокентий I (401–417). В послании, адресованном епископу Тулузскому Экзуперию от 20 февраля 405 г., папа Иннокентий требует, чтобы клирики пребывали в безбрачном состоянии [цит. по: 12, с. 139]. Через некоторое время Хрисолог получает важное нелитургическое послушание. Он назначается экономом – распорядителем церковного имущества. Главной обязанностью диакона Петра становится хранение церковной утвари, распределение доходов и попечение о вдовах и сиротах. Экономом церковной собственности кафедрального храма Форума Корнелия называет Хрисолога Агнелл в «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Согласно Агнеллу, Хрисолог – один из тех дьяконов, которым вверяется церковное имущество («unum diaconum, qui praeest omnibus rebus») с. 314]. Вероятно, в сане диакона Петр произносит и первые проповеди. В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин . На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. В 432 г., согласно официально принятым епископским спискам Равеннской Церкви с. 440], диакон Петр возводится в сан епископа и занимает кафедру Равенны. Столь быстрое продвижение диакона (через сан пресвитера) по ступеням церковной иерархии соответствовало традиции Древней Церкви вследствие родства епископских и диаконских функций. Как справедливо замечает А. П. Лебедев в книге «Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до IX века»: «Наградой за ревностное служение диакона было повышение на иерархической лестнице, а на этой лестнице следующей ступенью для диакона было епископство» с. 38].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Важнейшим нововведением IV-V вв. стали Богородичные праздники – Успение и Благовещение. Их установление напрямую сопряжено с изживанием язычества. Отныне было позволительно останавливаться на подробностях земного происхождения Спасителя и христианство могло воздать должное чествование после Христа и Его Матери. Хотя, конечно, начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности 12 . Большое значение для установления литургического почитания Божией Матери имели апокрифические памятники, особенно Протоевангелие Иакова (вторая половина II века). Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пречистой. Надписи II-III вв. и более поздние источники свидетельствуют о массовых паломничествах к месту Благовещения в Назарете. Известно, что еще до I Вселенского Собора (325 год) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме. Константин Великий построил в честь Богородицы три храма. В Риме была возведена церковь Пресвятой Богородицы, а затем и Либерианская базилика. Супруга императора Маркиана Пульхерия построила в Константинопольском предместье Влахерны известнейший храм Богородицы и некоторых др. Ефесский Собор 431 года заседал в церкви Пресвятой Марии. Ей же посвящен храм спудеев в Иерусалиме. В похвальной речи Феодора св. Феодосию (около 500 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы. Вероятно, речь идет о Ее Успении. Если признать подлинность слов свт. Прокла Константинопольского († 446) и св. Петра Хрисолога († 450), в эту же эпоху возник и праздник Благовещения. Лишним аргументом в пользу такой датировки служит его неразрывная связь с Рождеством Христовым. Подобная литургико-тематическая спаянность отражена в проповедях церковных авторов (Зенона, епископа Веронского (конец IV века), Максима, епископа Туринского (V век), Петра Хрисолога (IV-V вв.) и др.), а также в гимнографии. Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери. По православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы. Служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на Литургии) – Кондак, глас 6: Иже прежде денницы родих Тя, но он также повествует о Рождестве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1458 г. по согласованию с папой Каллистом III было принято решение о разделе Киевской митрополии путем выделения из ее состава особой митрополии - «Киевской, Литовской и всея Руси», охватывающей епархии на территории Великого княжества Литовского и Польши. 15 окт. 1458 г. патриарх Григорий Мамма поставил на эту кафедру Григория , ученика И. и его преемника на посту настоятеля мон-ря св. Димитрия в К-поле. В пользу Григория И. отказался от своих прав на польско-литов. часть Киевской митрополии. В янв. 1459 г. он отказался в пользу Григория и от своих прав на московскую часть митрополии. В эти годы И. занимал архиепископскую кафедру Керкиры ( Τστσας Α. Χ., πρωτοπρεσβτερος. Βενετοκρατομενη Κρκυρα: Θεσμο. Κρκυρα, 1989. Σ. 31). Папа Пий II поставил И. деканом коллегии кардиналов, патриархом К-польским и архиепископом Кипрским, но в действительности в ведении И. была только греч. колония в Венеции. В 1459 г. И. принял участие в работе Мантуанского Собора, созванного для организации крестового похода против турок. В дек. 1462 г. Виссарион Никейский был назначен администратором при И., к-рый был уже не в состоянии исполнять свои обязанности. И. был похоронен в базилике св. Петра в Риме. Литературные труды Корреспонденция И. насчитывает 27 писем. К раннему периоду жизни иерарха относится 15 писем на греч. языке. Первые 6 писем изданы В. Э. Регелем (Analecta Byzantino-Russica/Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71) и переведены на рус. язык П. Счастневым ( Счастнев П. Исидор, митр. Московский и всея Руси. Серг. П., 1916/РГБ ОР. Ф. 172. Картон 409. 1. Л. 79-87 об.). Письма с 7 по 14 изданы А. Циглером ( Ziegler. 1951. S. 574-577; I dem. 1952. S. 139-142). Еще одно письмо И., адресованное либо имп. Мануилу II Палеологу, либо его сыну Иоанну VIII, сохранилось в набросках и не издано (Vat. gr. 706. F. 192r-v; о письме и об адресате см.: Mercati. 1926. P. 26-27). Письма написаны изысканным языком, полны отсылок к греч. мифологии и философии и позволяют реконструировать в общих чертах круг общения И., а также незначительные факты биографии. Среди его адресатов - имп. Мануил II Палеолог, итал. гуманист Гуарино да Верона, Иоанн Хортазмен , Киевский митр. Фотий, Мидийский митр. Неофит, деспот Феодор II Палеолог, Мануил Хрисолор (или Николай Эвдемоноиоанн), сакелларий Михаил. Общение И. с этими людьми подчеркивает, что он был интеллектуалом и гуманистом.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Встречаются и иные конструкции амвона. Например, он мог быть полукруглым в плане сооружением, включающим небольшие лестницы. В кафедральных соборах амвоны могли выглядеть особенно пышно. Например, при императоре Юстиниане в храме Святой Софии в Константинополе над амвоном возвышался киворий на восьми колоннах, увенчанный крестом. Конечно, выход проповедника в центр храма на возвышение был ответом на необходимость, чтобы все, пришедшие в храм, могли его видеть и слышать. По свидетельству ряда церковных историков, одним из первых, кто стал произносить проповеди с амвона, был св. Иоанн Златоуст . Например, в «Церковной истории» Созомена читаем: «Народ так жаждал его речей и до того не мог насытиться его беседой, что, когда, вошедши в средину толпы, он садился на возвышении для чтецов и начинал учить, слушатели толкали и теснили друг друга, желая пройти вперед и стать к нему ближе, чтобы яснее слышать его беседу» (Кн. VIII, гл. 5) 136 . Сократ также упоминает, что св. Иоанн Златоуст обычно проповедовал с амвона, «чтобы лучше быть слышимым» (Церковная история. Кн. VI, гл. 5) 137 . В Константинополе это было воспринято как новшество, хотя ранее такая практика встречалась в Антиохии, откуда ее, вероятно, и принес в столицу Златоуст. Постепенно практика произнесения проповеди с амвона стала в Византии общепринятой и сохранялась здесь вплоть до XV в. К V в. относятся свидетельства того, что для беседы с народом проповедник мог выходить к алтарной преграде или становиться на ступени, отделяющие алтарь от остальной части храма. Блаженный Петр Хрисолог (ок. 380–450) в одной из своих проповедей призывает слушателей внимать словам проповедника, «когда мы говорим с этой ступени или когда со священнического седалища трактуем о предмете, указываемом обстоятельствами времени» (Слово 173) 138 . Из этих слов можно сделать вывод, что во времена Петра Хрисолога (он был епископом в Равенне) проповедь могла звучать и с архиерейской кафедры, и с пресвитерского седалища, и со ступени перед алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Иларий). 2-е путешествие в Британию Девы Магнанция, Панадия, Камина, Порция и Макенна приготовляют тело свт. Германа к перенесению из Равенны в Галлию. Фрагмент гробницы св. Магнации (Мутье-Сен-Жан, Вост. Франция). XIII в. Едва Г. вернулся в Галлию, как к нему прибыла делегация представителей общин Арморики (Зап. Галлия), прося заступничества перед патрицием Аэцием, к-рый послал в их землю на подавление восстания багаудов войско аланов во главе с кор. Гоаром. Констанций называет вождем багаудов некоего Тибатона; однако его восстание было подавлено еще в 437 г., в то время как описываемые в Житии св. Г. события происходят незадолго до кончины святого в 448 г. Поэтому данное восстание следует скорее отождествить с мятежом 448 г. во главе с медиком Евдоксием. Если Тибатон объединял вокруг себя беглых рабов, то восстание Евдоксия носило характер недовольства городских низов усилившимися поборами фиска и самоуправством администрации, что скорее могло побудить епископа к заступничеству. Узнав, что аланы уже выступили на подавление восстания из района г. Аврелиана (совр. Орлеан), где ок. 440 г. им были предоставлены земли для расселения в качестве федератов империи, Г. спешно направился им навстречу. Встретившись с кор. Гоаром, Г. убедил его приостановить продвижение войска; Гоар согласился, но потребовал, чтобы святитель добился отмены приказа о подавлении восстания от патриция Аэция или от императора. Г. направился в Равенну ходатайствовать за жителей Арморики перед имп. Валентинианом III и его матерью и соправительницей Галлой Плацидией . По пути в Медиолане (совр. Милан) он принял участие в празднестве в честь мучеников Гервасия и Протасия, память к-рых отмечалась 19 июня, после чего спешно направился в Равенну. Там святитель через местного еп. св. Петра Хрисолога добился аудиенции у Галлы Плацидии. Среди придворных, поддержкой к-рых Г. пользовался в Равенне, агиограф Констанций упоминает Волузиана и Акула. Первый принадлежал к свите патриция и магистра армии Сигисвульфа, второй был одним из евнухов имп. опочивальни (sacri cubiculi). Миссия Г. окончилась полной неудачей, т. к. багауды в Арморике вновь взялись за оружие. 31 июля 448 г. святой скончался в Равенне.

http://pravenc.ru/text/164693.html

Пер.: Беседы избранные св. отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. К-польского. М., 1784. Ч. 1-2; М., 1819; Беллармин Р. Толкование на Псалтирь по тексту евр. и греч. М., 1791-1793. Ч. 1-3; 1806. Ч. 1-2; 18143, 18234, 1847, 1863, 1882, 1894, 19039 (То же, загл. изм.: Толковая Псалтирь. М., он же. О воздыхании голубицы, или О пользе слез. СПб., 1795. М., 1842; он же. О семи изречениях, от Христа на Кресте провещанных. СПб., 1795. Кн. 1-2; М., 1832; Торжество нашей веры над неверующими и вольномыслящими. СПб., 1792; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на евангелиста Иоанна. М., 1793; Блж. Петра Хрисолога поучительные слова. М., 1794. Т. 1-2; Богословский трактат, или Христианское рассуждение о четырех последних человека, т. е. о смерти, суде, муке и радостях вечных, с присовокуплением похвального слова, сочиненного св. Григорием Назианзином на кончину св. Василия Великого. СПб., 1795, 1821; Руководство к святому и благочестивому житию, или Спасительные правила, как угождать Богу, писанные нек-рым благочестивым отцом к единородной дщери, посвятившей себя на служение Богу. СПб., 1796, 1809; Св. мч. Иустина философа разговор с Трифоном Иудеанином о истине христ. закона. СПб., 1797; Григорий Назианзин, свт. Поучительные слова. М., 1798. Ч. 1-2; Свт. Василия Селевкии Исаврийского поучительные слова. СПб., 1802. Лит.: Павлов А. М. Описание Св.-Троицкой Александро-Невской лавры. СПб., 1842. С. 26, 45, 82; [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Российской Церкви: С прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 53, 54; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 143-147; П. М. [Мельников-Печерский П. И.]. Из прошлого//РВ. 1868. Т. 74. Апр. С. 463-464; Григорович Н. И. Ириней, архиеп. Псковский//РА. 1869. 7/8. Стб. 1103-1126; Сольский С. М. Обозрение трудов по изучению Библии в России//ПО. 1869. Апр. С. 568, 570-572; Выдержки из дружеских писем Евгения [Болховитинова] (впосл. митр. Киевского) к воронежскому приятелю его В.

http://pravenc.ru/text/674015.html

Согласно Агнеллу, наречение и хиротония диакона Петра во епископа Равенны происходит в Риме. На высшую ступень церковной иерархии Хрисолога возводит епископ города Рима папа Сикст III (432–440) с. 312]. Как сообщает Агнелл, наречение диакона Петра епископом происходит весьма драматично, ибо на вдовствующую кафедру столицы претендуют сразу два кандидата. Первого кандидата (его имя остается неизвестным) избирают граждане (cives) Равенны с одобрения священников («cum sacerdotibus»). Он происходит из их собственного стада («ex propriis ovibus»). Второй кандидат – Хрисолог – не из их стада («non ex propriis ovibus»). Однако он ставится повелением Христовым, и о нем свидетельствуют святой апостол Петр и святой Аполлинарий, первый епископ Равенны с. 312]. Агнелл повествует о чуде, удостоверяющем особые, Богом данные права бедного диакона Форума Корнелия на Равеннскую кафедру. Чудо происходит в сонном видении (per visionem) папе Сиксту III. В видении к папе приходит святой апостол Петр, святой Аполлинарий и стоящий между ними Петр Хрисолог («quistatinmedium») с. 312]. По мысли хрониста, это чудесное явление – знак богоизбранности Хрисолога. Ибо апостол Петр сообщает папе, что епископом избран стоящий посреди них и что посвящен (consecra) в сан епископа Равенны будет диакон Петр, а не другой с. 312]. В должности епископа Хрисолог, согласно 9 правилу Антиохийского поместного собора (Ап. 34; I Всел. 4, 6, 7; II Всел. 2, 3; III Всел. 8), управляет епархией «с осмотрительностью», разбирает дела «с рассуждением». Вместе с саном епископа Хрисолог приобретает три важные правовые функции: литургическую (potestas ministerii), учительную (potestas magisterii), и административно-судебную (potestas jurisdictionis). В аспекте первой функции архипастырь Равенны совершает таинства и представляет Христа в церковной общине. В аспекте второй – проповедует с кафедры и излагает истины христианской веры. В аспекте третьей – управляет Церковью . В литургическом аспекте должность епископа оборачивается у Хрисолога идеей священного служения Богу. По мысли проповедника, епископ есть служитель (minister) Христа. Епископ помогает, содействует Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

В 432 году святитель Петр был рукоположен в Риме папой Сикстом III во епископа Равеннского. Заняв Равеннскую епископскую кафедру, он активно занимался делами епархии, много и часто проповедовал. Равеннский епископ был доверенным лицом святителя Льва Великого , папы Римского. Он обличал ереси несторианства, пелагианства и монофизитства. Сохранилось письмо святителя Петра к известному монофизитскому ересиарху Евтихию, содержащее призыв отказаться от заблуждения и принять православное учение. Кончина святителя последовала приблизительно в 450 году; он был погребен в соборе Имолы. Литературное наследие святителя Петра насчитывает 179 проповедей, произнесенных им на церковные праздники, а также посвященных изъяснению различных библейских отрывков, истолкованию Символа веры и прославлению подвига христианских святых. Публикуемые три проповеди святителя Петра, посвященные теме Воплощения Господня и Рождества Христова, – богословски глубокие и нравственно возвышенные – относятся к лучшим образцам его гомилетического наследия. Существует опубликованный перевод «Слов» святителя Петра Хрисолога на церковнославянский язык: Блаженнаго Петра Хрисолога , сирень Златослова, архиепископа града Равенны, Поучительныя слова. Т. 1–2. М., 1794. Латинский оригинал творений святителя Петра: Sanctus Petrus Chrysologus. Sermones//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1846. T. 52/1. Три проповеди святителя Петра Хрисолога – «Слово 147-е. О Таинстве Воплощения первое», «Слово 148-е. О Таинстве Воплощения второе» и «Слово 149-е. О Рождестве Христовом и о мире среди христиан» – на русском языке публикуются впервые. Слово 147-е. О Таинстве Воплощения первое Поскольку начали мы уже, братья, слушать о том, что побудило Господа Христа приобщиться бренному телу, облечься в тесные пределы человеческой плоти и вселиться в жилище Девического чрева, то давайте сегодня услышим об этом полнее. Вы, [братья,] – моя жизнь, мое спасение и моя слава. Потому-то я и не потерплю, чтобы и вы не познали того, что даровал мне узнать об этом Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Именно потому чудо воскрешения Лазаря и является самым последним, финальным этапом на пути к вступлению Христа в последнюю битву с адом, в сражение, которое вскоре развернется на территории преисподней и где Победителем, конечно же, окажется всемогущий Бог . По мысли святых отцов, этот последний этап – воскрешение Лазаря – в истории нашего Спасения оказался очень важным. По убеждению святителя Петра Хрисолога , не только конечное поражение ада силой сходящего в него Христа, но даже и само воскрешение Лазаря было предопределено на Совете Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Так, по мысли святителя Петра Хрисолога , именно «внимая» небесному монологу Бога Слова о Его готовности – ради победы над жестоким адом – умереть за мир, «Совет всей Троицы» не только «заповедал аду повиноваться Христу и отдать всех умерших», но и «повелел… Лазарю выйти [из гроба]». В связи с этим святитель Петр обращает наше внимание на следующее: мы помним, что, воскрешая Лазаря, Господь молился Отцу; при этом Он произнес: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня ( Ин. 11: 41 ). Так что же такое услышал от Сына Бог Отец? По убеждению Хрисолога, Он как раз услышал тот самый «монолог» Своего Сына о Его готовности умереть за мир и в ответ с любовью явил Свою единую с Ним общетроичную волю о спасении человеческого рода и о победе над адом. При этом Отец благословляет Своим единым с Сыном благословением и саму эту победу, и подводящее к ней чудо воскрешения Лазаря. Итак, произнося: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня, Сын благодарит Отца за то, что теперь Они совершают – единым общетроичным действием – спасение человеческого рода, готовят победу над жестокой и несправедливой по отношению к праведникам преисподней, над владычеством и оковами смерти. Эти сила ада и власть смерти начали сильнее всего колебаться именно сегодня, в день, когда Отец, Сын и Святой Дух Своим Божественным могуществом воскресили уже гниющего четверодневного мертвеца, освободили от оков удерживаемого жестоким адом праведника. В этом, по убеждению святителя Петра, и «есть причина, ради которой Сын восклицает: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня ( Ин. 11: 41 )»…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010