Точную дату рождения епископа Петра не указывают ни его проповеди , ни его первый биограф (Агнелл). На современном этапе относительно даты рождения существует две версии. Согласно первой, Хрисолог рождается в 406 г. Эту гипотезу выдвинул Й. Ниршл с. 125] и поддержал В. Руш с. 164]. Согласно второй версии, архипастырь Равенны рождается гораздо раньше – около 380 г. Эту дату определяет один из самых авторитетных исследователей литературно-богословского наследия Хрисолога, а также издатель его творений испанский монах-бенедиктинец А. Оливар [цит. по: 4, с. 53]. Эта дата (380 г.) называется также в патрологии Иоганна Квастена, изданной группой из восьми преподавателей Августинианского Патристического Института под руководством Анджело Ди Берардино с. 576]. В основу второй датировки (которая, как нам кажется, ближе к истине) кладется правило сорокалетнего ценза. Согласно этому правилу, кандидаты в епископы перед процедурой наречения проходили возрастной ценз. Место рождения епископа Петра не вызывает сомнений. Этим местом традиционно именуется Форум Корнелия (сегодня – Имола; в 35 км. к западу от Равенны). В 165 проповеди Хрисолог признает, что почитания достойны все церкви, но особенную любовь он все же питает к церкви Форума Корнелия («sed Corneliensi ecclesiae inserire peculiariusipsiusnominisamoreconpellor» 24B, с. 1017]), ибо происходит из этого города. О детстве епископа Петра известно немного. По свидетельству Агнелло, он вырос при храме святого Кассиана Имольского с. 311], которого всю жизнь считал своим покровителем и заступником (до посвящения в епископский сан Кассиан был школьным учителем (ludomagister) в Имоле). Хрисолог жил под защитой этого святого как привратник его храма («Tuae domui quasi vernaculus fui» с. 311]). Еще меньше известно о родителях архипастыря Равенны. Можно предполагать, что они были христианами, ибо доброе дерево приносит плоды добрые ( Матф. 7:17 ). Хрисолог потерял родителей, когда был младенцем, но чувство сыновнего почтения переполняло его до самой смерти. О благоговейном отношении епископа Петра к V заповеди Божией говорит 19 проповедь . В этой проповеди Хрисолог анализирует проблему отношения к плотским родителями в аспекте следования за Христом ( Матф. 8:21 ). По мысли проповедника, на первом месте должна стоять любовь к Отцу Небесному. Но на втором месте – любовь к отцу земному. Хрисолог говорит: «Следует почитать земного отца после Небесного» («Terrenus pater caelesmi postponendus est patri»). Ибо земной «не должен быть первым, но вторым» («Hoc ei non primum esse debuit, sed secundum») 24, с. 113].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Через некоторое время Хрисолог получил важное послушание. Он был назначен экономом – распорядителем церковного имущества. Главной обязанностью диакона Петра станоли хранение церковной утвари, распределение доходов и попечение о вдовах и сиротах. Вероятно, в сане диакона Петр произнес и первые проповеди. В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин. На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. В 432 году диакон Петр был возведен в сан епископа и занял кафедру Равенны. Столь быстрое продвижение диакона (через сан пресвитера) по ступеням церковной иерархии соответствовало традиции Древней Церкви вследствие родства епископских и диаконских функций. Наречение и хиротония диакона Петра во епископа Равенны происходили в Риме. На высшую ступень церковной иерархии Хрисолога возвел епископ Рима папа Сикст III (432-440), которому, как пишет биограф Агнелл, во сне явился и преподал соответствующее благословение апостол Петр. По мысли хрониста, это чудесное явление – знак богоизбранности Хрисолога. В должности епископа Хрисолог управлял епархией с осмотрительностью, разбирал дела с рассуждением. В это время он приобрел три важные правовые функции: литургическую, учительную, и административно-судебную. В аспекте первой функции архипастырь Равенны совершал Таинства и представлял Христа в церковной общине. В аспекте второй – проповедовал с кафедры и излагал истины христианской веры (он жил в эпоху христологических споров). Как богослов и догматист, Хрисолог раскрылся в интерпретации никео-цареградского «Символа веры». Епископ Петр создал семь проповедей, посвященных толкованию Символа, кроме того, написал слово о Воплощении Христовом и ряд проповедей о Воскресении. В административно-юридическом аспекте епископ Петр заботился о всех подчиненных ему церквах, строил в Равенне культовые сооружения, ревновал о странноприимстве, рукополагал клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/

В школьные годы он познакомился со Священным Писанием и учением Церкви. Намек на катехизацию в отрочестве появляется в 165 проповеди, где епископ Петр говорит, что «благочестивейший» Корнелий лично питал его набожностью и благочестием. Однако крещение Петра епископ Корнелий в соответствии с принятым в то время в Православной Церкви обычаем отложил до наступления духовной зрелости. По окончании огласительного училища епископа Корнелия Хрисолог, как лучший ученик, продолжил обучение в одной из риторских школ, которые в эпоху поздней античности имели статус высших учебных заведений. Петр прилежно изучал философию и риторику, познакомился с сочинениями Иосифа Флавия, Тацита, Плутарха; с классическими авторами: Овидием, Флакком. По окончании столичной риторской школы перед ним открывалось широкое поле деятельности в суде, где он мог бы быть обвинителем или адвокатом. Однако Петр пошел по стопам святого Кассиана из Имолы и выбрал педагогическую деятельность: занял место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобрел славу мудрейшего и чистейшего наставника. Ученики дали ему почетное прозвище «Добрый учитель». Довольно долгое время Хрисолог, любимый и учениками, и горожанами, подвизался в роли «грамматика» (преподавателя гуманитарных дисциплин: филолога, лингвиста, ритора). Он пережил вестготскую войну, разграбление Рима в 410 году, воцарение императора Валентиниана III в 425 году. Перед крещением Петр, согласно 46 правилу Лаодикийского собора, ходил по четвергам к епископу Имолы для огласительных бесед. В 165 проповеди архипастырь Равенны признается, что Корнелий посредством благовестия Евангелия лично просветил его Светом Христовой истины. Корнелий ввел проповедника в клир (постриг во чтеца), рукоположил во диакона. Как уроженец Имолы, диакон Петр, согласно указу императора Гонория «О епископах, церквях и клириках», должен был стать клириком Форума Корнелия, ибо епархиальным епископам следовало назначать клириков в церковь «не из другого имения или села, но из того, где будет находиться церковь». Посвящение он принял в безбрачном состоянии, так как Западная Церковь к тому времени уже практиковала обязательный целибат. 

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/

В проповеди показывается значение личности апостола Петра для Вселенской Церкви: «Он сам есть страж веры, скала Церкви, привратник небес. Он есть избранный рыбарь апостольский, который привлекает к себе сонмы погруженных в потоки заблуждения...» Особо интересным представляется образ св. апостола Петра, как основоположника аскетического подвига, мощам которого желают поклониться многие пустынники: «Лица бледнеют благодаря посту, тело достигает чистоты, милостыня умоляет о преступлениях, слезы омывают грехи. Но, чтобы множество верующего народа не слишком дивилось этому, то Петр имеет обыкновение плакать, когда Христос смотрит на него». Показательно полное молчание о св. апостоле Павле. Перевод сделан по изданию Sancti Petri Chrysologi Sermones//Corpus Christianorum. Series Latina. XXIV A. Turnhout, 1981. P. 664-667. ПРОПОВЕДЬ ПЕТРА ХРИСОЛОГА НА ПРАЗДНИК СВЯТОГО ПЕТРА Пусть немощь речи , как кажется, направляет меня к молчанию, тем не менее, говорить меня принуждает горячее стремление к слову и святость повелевающего. Итак, предпочительнее произнести неискусную речь, чем отказаться от должной проповеди. Кто же откажется от похвальной речи таковому мужу, которому с небес принеслось и призвание к апостольству, и достоинство высшего священника? И должно верить, что не без божественного суда его неопытное детство восприняло достоинство такового имени. Кто тогда присутствовал, как не Сам Бог, благодаря Которому невежественные родители судили о будущих заслугах? Нарицание Петром в других случаях есть просто называние имени, а в этом – предвосхищение добродетели. Каким образом послушник исполняет правило святости через монастырские послушания? Лица бледнеют благодаря посту, тело достигает чистоты, милостыня умоляет о преступлениях, слезы омывают грехи. Но чтобы множество верующего народа не слишком дивилось этому, Петр имеет обыкновение плакать, когда Христос смотрит на него. И пусть никто не обвиняет апостола за дождь неумеренного плача: приятны слезы, которые приобретают радость бессмертия.

http://bogoslov.ru/article/4986827

Существует опубликованный перевод «Слов» святителя Петра Хрисолога на церковнославянский язык: Блаженнаго Петра Хрисолога , сирень Златослова, архиепископа града Равенны, Поучительныя слова. Т. 1–2. М., 1794. Латинский оригинал творений святителя Петра: Sanctus Petrus Chrysologus. Sermones//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1846. T. 52/1. Три проповеди святителя Петра Хрисолога – «Слово 147-е. О Таинстве Воплощения первое», «Слово 148-е. О Таинстве Воплощения второе» и «Слово 149-е. О Рождестве Христовом и о мире среди христиан» – на русском языке публикуются впервые. П.Ю. Малков Слово 75. На Воскресение Христово Как долго я был вдалеке от Вас, так вдалеке от меня было и слово 2 . Но молитесь, братья, чтобы Господь, вернув меня к вам, соизволил также вернуть и вновь даровать мне слово. Вы слышали евангелиста повествующего: «Вечером субботним, – говорит он– на рассвете первого дня недели " 3 (ср. Мф. 28.1 ). Что здесь человеческий разум понимает? Что здесь человеческая мудрость мыслит? Вечер заканчивается, но новый день еще не начинается, еще не рождается свет, но тьма. Но здесь Создатель вещей изменяет свойства вещей, так, чтобы в воскресении Господа вы разумели нечто совершенно Божественное, а не человеческое. Как только Христос восстал, вечер стал светом для верующих, но для неверующих день принес тьму. Ибо для учеников ночь стала днем, но для евреев день обратился и стал ночью. »От шестого же часа сделалась тьма по всей земле до часа девятого (ср. Лк. 23. 44 )«. То есть ясность полдня была полностью покрыта тьмой и исполнилось написанное в Писании: »Солнце закатится в полдень« (ср. Ам. 8. 9 .). Закатится для них, для евреев, ибо для нас »ночь воссияет как день« (ср. Пс. 138 . 12 .), ибо вечер, который всегда склоняется в глубокую тьму, устремился и окутался светом, и исполнил сердца всех смертных сиянием Воскресения Христова из ада. «Вечером субботним на рассвете первого дня недели». Потому что была (суббота) освещена субботой Христовой, она не была отменена, «Ибо Я не нарушить закон, но исполнить». (Ср. Мф. 5. 17 . ) Она была освещена, чтобы изливала свет на День Господень, чтобы ясно светило в Церкви то, что было темным во мраке иудейской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

В данном материале публикуется неизвестная молитва святой Анастасии, найденная автором в унциальной греческой рукописи монастыря святой Екатерины. Эта молитва не имеет аналогов среди литургических текстов. Автор, изучая текст молитвословия, делает попытку датировать время его написания. Портал Богослов.Ru публикует впервые переведенную на русский язык проповедь святого Петра Хрисолога в честь святого апостола Петра. Святитель, принявший крещение в зрелом возрасте и ставший епископом города Равенны в 433 году, оставил после себя ряд замечательных проповедей, за которые получил прозвище Хрисолог, что значит Златослов. В данной проповеди подчеркивается значение личности апостола Петра для Вселенской Церкви. Портал " Богослов.Ru " публикует аналитический материал диакона Владимира Василика, в котором разбирается большинство пунктов документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» с целью выявить их соответствие Священному Писанию и Священному Преданию, а также догматам Православной Церкви. В рамках полемики, вызванной обсуждением догматических воззрений ректора Свято-Филаретовского института иерея Георгия Кочеткова и особенностей церковной жизни его общины, публикуется комментарий диакона Владимира Василика к ответу Д.М. Гзгзяна на публикацию иеромонаха Иова (Гумерова). В рамках обсуждения на нашем портале вопросов церковной жизни, вызывающих широкий отклик православной общественности, публикуем статью доцента СПБГУ, кандидата богословия, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика, в которой осуществляется обзор богословских мнений священника Георгия Кочеткова. В продолжение рассмотрения вопроса о статусе Церкви Чешских земель и Словакии, который вызывает интерес в связи с недавно опубликованной перепиской Патриарха Константинопольского Варфоломея и Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, читателям предлагается статья диакона Владимира Василика. Комментируя сложившуюся ситуацию, автор ставит целью выяснить, насколько действия Вселенского Патриарха укоренены в правилах Вселенских соборов.

http://bogoslov.ru/person/247786

Он сам есть страж веры, скала Церкви, привратник небес. Он есть избранный рыбарь апостольский, который привлекает к себе сонмы погруженных в потоки заблуждения и сетью своего учения улавливает для веры обильное множество людей. Он есть блаженнейший и апостольский птицелов, который ловит души юношей, летящих по воздуху, божественным тростником речи. Итак, досточтимый священник Божий, по праву стяжавший апостольское наименование, совершенно заслуженно связывает для народа заповеди праведности и при явном свете разрешает таинственные вопросы священных свитков. И таково наставление в небесных поучениях, что тот, кто обращается, получает от него отпущение, а тот, кто не исправляется, сам делает себя повинным. И множество народа со всех частей света со всяким стремлением стекается, чтобы узреть его. Те, кто шествовали путями одиночества или обитали в сокровенных местах пустыни, приходят увидеть не сей век, а дивного Петра. Им дано было некогда научиться, что достаточно трудно, но весьма славно сражаться с миром сим и выстаивать строй святости против обученных полчищ грешников. Какова же положена награда после состязания пребывающим в мире, если венцы предлагаются без борьбы находящимся в пустыне? Посему братья, поскольку блаженнейший отец нас наставил ко всему, что относится к проповеди божественной добродетели, а равно и научил примерами, то да умолим мы Господа Бога нашего, чтобы он радовал нас в течение самого долгого века проповедью небесного учения. sterilitas – бесплодие. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/4986827

24 окт. 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа, 18 янв. 1797 г. высочайшим указом вызван на коронацию Павла I, назначенную на Пасху, служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля с митр. Гавриилом, митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Казанским Амвросием (Подобедовым) . Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. 13 марта 1797 г. при посещении последним Твери И. был награжден орденом св. Александра Невского, а 25 июля - «командорством» из 5 деревень в Серпуховском у. Московской губ. (ок. 300 душ). 2 июля 1798 г. имп. Павел выразил благодарность И. за то, что он прислал ковчег с мощами и крест царя Алексея Михайловича. 13 окт. 1798 г. И. был перемещен на Псковскую кафедру. 7 нояб. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1799 г. титулован архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (с этого года курляндские церкви в Митаве и Якобштадте, как ранее лифляндские, были переданы в управление Псковских архиепископов). До 1800 г. И. проживал преимущественно в С.-Петербурге. В мае 1800 г. сопровождал тело А. В. Суворова от Аничкова дворца до Александро-Невской лавры, где состоялись похороны полководца. Вероятно, именно И. подготовил подробное описание истории Псково-Печерского мон-ря , чудес от Печерской иконы Божией Матери с добавлением Житий св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила), Жития и чудес прп. Саввы Крыпецкого и кратких сведений о блж. Николае Саллосе . 30 авг. 1814 г. И. был уволен на покой в Александро-Невскую лавру с «полным по последнему месту окладом пенсии». Скончался в лавре после длительной болезни, причастившись и соборовавшись. Погребен в храме св. Феодора Новгородского, в приделе свт. Иоанна Златоуста (с 1842 св. Феодора Новгородского), близ могилы архиеп. Евгения (Булгариса) . Могила утрачена. По предложению Н. Я. Озерецковского 24 сент. 1793 г. И. был избран членом Российской академии «по известному его отличному знанию и люблению российского слова» ( Сухомлинов. С. 240), участвовал в составлении 5-го и 6-го томов «Словаря Академии Российской», регулярно посещал собрания академии, особенно в 1793-1794 гг., выступал с комментариями. В обширной научно-лит. деятельности И. особое место занимали переводы св. отцов с греч. языка, а также экзегетика «малых» ветхозаветных пророков, Посланий ап. Павла и Псалтири. Помимо сочинений святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мч. Иустина Философа, Петра Хрисолога, архиеп. Василия Селевкийского И. перевел с лат. языка 2 сочинения католич. кардинала св. Роберта Беллармина : «О воздыхании голубицы…» и «О семи изречениях, от Христа на кресте провещанных».

http://pravenc.ru/text/674015.html

Крест явился орудием освобождения. Путем примирения. Изгнанием зла. Крест — хирургический скальпель, удаляющий гной из тела человечества. «Может быть, перед огромностью страданий, причиненных Мне вами, вы встанете однажды с ужасом и стыдом, — говорит нам Христос. — Не бойтесь. Этот Крест был смертельным не для Меня, а для смерти. Не эти гвозди пронзили Меня, причинив Мне боль, но несравненно более глубокая любовь к вам». Это слова святого Петра Хрисолога, святителя V beka, под которыми подписались бы все святые всех времен. Крест открывает нам бесконечное милосердие Отца Небесного, Который, не колеблясь, предает Своего Сына на смерть нашего ради спасения. Воля Сына Божия, молящегося о прощении всех, в час, когда возводят Его на Крест, соединяется с волей Отца. Его правда превосходит всякую праведность любовью, попаляющей в своем пламени худшие человеческие мерзости. Только так мы можем избежать иллюзии эфемерных земных побед, которыми из века в век обманывается человечество, потому что ищем только такой победы, которая исходит от Христовой любви. Предстояние перед Крестом всегда спасительно. Самое худшее во все времена и, наверное, особенно сегодня — теплохладность. «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих», — говорит Христос. Мы знаем, что миллионы называющих себя христианами отпали от Церкви во времена последних великих гонений. Разве впереди нас ждут более легкие испытания? Но мы знаем и другое. Сколько равнодушных или даже откровенно враждебных ко Христу людей, сколько христиан после многих лет теплохладной веры внезапно останавливались потрясенные перед Крестом и начинали совершенно по-иному смотреть на свою жизнь. В этой главе, увенчанной терниями, склоненной ко всем, в этих распростертых руках — Его вечная готовность принять тех, кто безмерно устал от жизни, разочаровался во всем, Его сострадание к отвергнутым, заблудшим, страждущим, а также к счастливым, которые, может быть, завтра станут самыми несчастными. И мы должны как можно чаще ставить себя перед образом этого распятого Человека, чтобы изменилось наше отношение к Богу и к нашим грехам. Да дарует нам за этими богослужениями Господь благодать узнать, что только любовью Божией можно объяснить тайну Креста Христова. И что только любовь — истинное определение Бога. Самое опасное для нас — неизбежно проистекающее из теплохладности уныние. Как могут христиане после покаяния на исповеди перед Крестом и Евангелием думать, что они не прощены? Они полностью прощены, если подлинно их покаяние. Их грехи исчезли, улетучились в этом пламени милосердия Божия, сжигающем все недостойное любви.

http://moral.ru/величие-креста/

Однако с VI в. сохранились сведения о том, что захоронение В. м. находилось в базилике на полпути из Вифлеема в Бейт-Сахур (Путник Антонина из Плаценции. С. 40). Эта т. зр. нашла отражение в ряде паломнических описаний, напр. составленного Епифанием Монахом (1-я пол. IX в.), а также в Житии равноап. Елены (VIII в.- BHG, N 364), где говорится, что она построила церковь во имя В. м. на месте их избиения (Повесть Епифания. С. 18, 128-131, 261). Св. Виллибальд (723-727) также относит место избиения и захоронения В. м. к югу от Вифлеема и идентифицирует его с Фекоей ( Wilkinson. P. 241). В 414 г. часть мощей В. м. была привезена в Марсель прп. Иоанном Кассианом Римлянином и передана в основанное им аббатство Сен-Виктор. В Риме часть мощей В. м. хранилась в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура и была перенесена Римским папой Сикстом V в ц. Санта-Мария Маджоре. Частицы мощей В. м. находятся также в ц. св. Иустины в Падуе, кафедральных соборах Милана и Лиссабона, в мон-рях Вифлеем в Аттике, Сорока мучеников Севастийских близ Спарты и др. В Дальних пещерах в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из В. м., подаренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. Одна глава В. м. находится в серпуховском Высоцком мон-ре, а др.- в Давидовой пуст. близ Серпухова. На Западе были написаны мн. гомилии и гимны, посвященные В. м., среди них - сочинения свт. Петра Хрисолога, еп. Равеннского (PL. 52. Col. 604-608), Оптата, еп. Милевского (PLS. 1. Col. 288-294), Пруденция (PL. 59. Col. 901-909), свт. Павлина, еп. Ноланского, Беды Достопочтенного (PL. 94. Col. 623-624), Ноткера (PL. 131. Col. 1007-1008), Абеляра и др. В Византии также был создан ряд произведений в честь В. м.: слова свт. Иоанна Златоуста (PG. 57. Col. 176-184; 61. Col. 697-702), свт. Григория Нисского (PG. 46. Col. 1128-1149), Василия, еп. Селевкийского (PG. 85. Col. 388-400), Прокла, Патриарха К-польского (BHG, N 827f), Иоанна Эвбейского (PG. 96. Col. 1501-1508), Феофана Керамевса (PG. 132. Col. 917-928), Германа II, Патриарха К-польского (PG. 140. Col. 736-757).

http://pravenc.ru/text/158896.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010