Однако, не могу сказать, чтобы мои ожидания осуществились в полной мере. Чего-либо поразительного и захватывающего я совсем не видел. ...Человек православного Востока... в своём русском, например, храме постоянно видит такое величие и такую красоту, после которых Рим никак уже удивить его не в силах... Когда входил я в эти величественные храмы, мне прежде всего казалось несколько страшною та значительная пустота, которая в них царила. В Москве мы привыкли видеть, что при богослужении Страстной недели, особенно в её последние дни, все храмы наполнены богомольцами; в соборы же, где службы совершаются с преимущественною торжественностью, и войти не всегда бывает возможно. В Риме я увидел совсем не то... За всё время своего здесь пребывания некоторое многолюдство я встретил только при конце вечерних служб, когда хор исполнял знаменитое «Miserere...» (50-й псалом), что и привлекает народ... Когда я в первый раз в храме св. Петра услыхал, например, великолепнейшее сопрано с каким[-то] страстным, рыдающим оттенком, я вполне был уверен, что это поёт женщина, какая-нибудь знаменитая артистка или любительница. Каково же было моё изумление, когда владельцем чудного сопрано оказался довольно толстый господин, лет под сорок, в обычном костюме клирика! Тут только припомнились мне рассказы о таком диком варварском обычае, который и доселе, очевидно, практикуется при папском Дворе, не к большой для него чести поставляя Ватикан на одну линию с гаремами мрачного Востока» (papputenis, скопчество – Е.В.). Но «римские католики вообще, мне кажется, при всей своей набожности, продолжительных богослужений не любят... и по-видимому, гораздо более предпочитают провести коленопреклоненно минут 10 или 15 в такой безмолвной молитве, чем присутствовать при долговременных службах, сопровождающихся чтением и пением». «Что касается серьёзной итальянской церковной музыки, то мне думается, что и с православной точки зрения она далеко не заслуживает слишком резкого или прямо отрицательного к себе отношения... Здесь почти совсем нет той крайней изысканности и театральности, которые нам представляются необычными в священной обстановке храма... нет таких композиций или мотивов, которые заимствуются неразборчивыми композиторами прямо из каких-нибудь опер или романсов. Наиболее известны и употребительны композиторы: Капоччи, Мелуцци, Питоки, Гулиельми, Базили и в особенности Палестрина» (Соколов. «Страстная седмица и Светлое Воскресение в Риме». «Богословский Вестник», 1902, март).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«потурченцами». С вступлением на черногорский престол владыки Даниила, родоначальника ныне благополучно царствующей доблестной династии Негошей, начинается новая эпоха в истории черногорской церковной и государственной жизни, изложению которой посвящены автором следующие пять глав исследования. Первая глава исследования (стр. 93–146) озаглавливается так: «жизнь и деятельность владыки Даниила, митрополита черногорского, до первых его сношений с Россией (1676–1711 гг.)». Здесь сообщаются биографические сведения о начальных годах Даниила, когда он уже имел случай видеть то зло, которое производили ренегаты т.н. «потурченцы», об избрании его на владычество в 1697 г., о посвящении в митрополита от патриарха Арсения Черноевича в Венгерской Сербии в 1700 г. (указывается, почему он не мог быть посвящен раньше и притом от сербского патриарха в Ипеке), за сим изображается церковно-политическая деятельность его, как вождя народа в борьбе с турками, основателя новых храмов и устроителя новых порядков во внутренней жизни страны. Нарочито отмечаются действия владыки Даниила по истреблению в Черногории «потурченства», чем восстановлено было единство религиозно-народного сознания в ее населении и положено было прочное начало черногорской церковно-государственной жизни. —139— Глава вторая исследования (стр. 146–188) обозначается так: «первые сношения владыки Даниила с Россией и дальнейшие войны с турками». Сношения владыки Даниила с императором Петром I начались с 1711 г. Автор излагает содержание грамот Петра Великого к черногорскому народу и митрополиту Даниилу и главные пункты договорной грамоты гр. Милорадовича с черногорцами об отношении их к России, и за сим сообщает исторические сведения о военных действиях черногорцев против турок. Глава третья (стр. 188–226): «второй погром Черногории, поездка владыки Даниила в Россию и дальнейшие войны с турками». Военные действия против турок тем были затруднительнее для черногорцев, что в критические моменты они оставались без всяких военных припасов и оружия, благодаря козням Венеции, всегда коварной их союзницы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. Образование общее классическое специальное окончил высшее учебное заведение 12. Чем занимался и где служил а) до войны 1914 года членом Учебного Комитета в Петрограде б) до февральской революции 1917 года там же в) до октябрьской революции 1917 года там же   г) с октябрьской революции до ареста был эвакуирован в Москву 13. Сведения о прежней судимости не был судим Показания по существу дела: Никакими партийными работами не занимался и не занимаюсь. Фабр[ично-] Зав[одской] Комитет в лице председателя тов. Галько, правда, делал намеки на это, но ошибочно и по всей вероятности из личных побуждений. Тов. Галько и его соработники по Фабр[ично-]Зав[одскому] Комитету тов. Соколова и Королев почему-то признают меня человеком к ним нерасположенным. На одном из общих собраний рабочих и служащих завода, бывшем в начале прошлого лета, при обсуждении вопроса о лицах, призванных в Красную Армию по распоряжению проф[ессионального] Союза раб[очих] и служ[ащих] химич[еской] промышл[енности], было отмечено, что исполком единолично без представителей общего собрания, сделал выборку лиц для Красной Армии, а посему было потребовано вновь пересмотреть это дело; причем весь исполком в первую очередь призвать, а председателя его тов. Галько кроме того, отрешить от деятельности. Требовалось решение собрания изложить письменно. Общее собрание поручило это сделать тов. Типографу и в этом, очевидно, и все недоразумение заключается. Председателем общего собрания был тов. Титов, которому известны все подробности ведения прений, в которых я не принимал никакого участия. Вообще ни на одном собрании рабочих и служащих не выступал с речами. П[етр] Полянский 18/ХII Следователь Резолюция: Предложить уволить со службы Полянского. ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 9–10 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 4. Выписка из протокола заседания Коллегии Следственного отдела   Московской Чрезвычайной комиссии 24 декабря 1919 г. 1436 СЛУШАЛИ: ПОСТАНОВИЛИ: Дело 9619 – Полянского Петра Фед[оровича] Дело прекратить и сдать в архив

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Взял он тешь царскую – соколов и кречетов, и дорогие шубы, и цветные портища, и питья различные, и будучи край поля и озера, стал на колена перед Ахмылом и сказался ему древнего брата царевым племенем: «а это – говорил он – село царево и твое, господине! а купля прадеда нашего, где чудеса творились, господине!» И страшно было видеть рать Ахмылову вооруженну. Тогда Ахмыл сказал: «ты тешь подаешь; а это кто в белых ризах, и что это за хоругви? или биться с нами хотят?» Игнатий отвечал: «это богомольцы царевы и твои, да благословят тебя, а носят они божницу по закону нашему, господине!» В то самое время у города Ярославля был в тяжком недуге сын Ахмылов, и возили его на возилах. Ахмыл велел привести его, да благословят его. Владыка Прохор со всем клиросом, моляся Богу, пел чудотворцам молебны, и, освятив воду, дал испить больному царевичу и благословил его крестом, – и тотчас же стал здоров сын Ахмылов. Сам же Ахмыл возрадовался, сошел с коня перед крестами, и, воздев руки на небо, сказал: «благословен вышний Господь, вложивший мне в сердце прийти сюда! Праведен еси ты, господине епископе Прохоре! ибо молитва твоя воскресила сына моего. Благословен и ты, Игнатие! ты уберег людей своих и спас этот город; ты, – наше племя, царева кость! И если будет тебе здесь обида, не ленись дойти до нас!» Сказав это, дал он 40 литр серебра владыке и 30 его клиросу; а сам взял от Игнатия царскую тешь, целовал его, и, поклонившись владыке, сел на коня и поехал в Орду восвояси. Игнатий же, проводив Ахмыла с честью, возвратился вместе со владыкою и с гражданами в великой радости; и, певши молебны, прославили они Бога и всех святых чудотворцев». Это превосходное ростовское сказание оканчивается следующим заключением, из которого ясно видно, что предметом его было не одно житие царевича Петра, но историческое повествование обо всем роде его, который Татары величали своим племенем и царевою костью. Вот это наивное заключение: «Дай же, Господи, утеху почитающим и пишущим древних родителей деяния, зде и в будущем веце покой! А Петрову бы сему роду соблюдение и умножение живота и неоскудение до старости, и безпечалие, и вечная их память до скончания мира, о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава во веки аминь!» Этот любопытный эпизод из ростовских сказаний я внес с двоякой целью: во-первых, для того, чтоб яснее определить критический взгляд г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Воскресенье, 13-е декабря. Час от часу не легче от наивности, легкомыслия, недомыслия, соединенного с дерзостью студентов. Дело в следующем. В пятницу, 11-го декабря, в одиннадцать часов приходит ко мне общий дежурный IV курса Островский с просьбою от имени студентов о разрешении концерта, предполагаемого московскими артистами, в пользу недостаточных студентов. Я ответил, что давать вообще артистам концерты я ни позволять, ни разрешать не вправе, но в пользу недостаточных студентов я положительно запрещаю, так как у нас недостаточных студентов нет, ибо кому нужно, Братство оказывает помощь. Кажется, ясно. На этом я и успокоился было. Пришел ко мне в тот же день по какой-то надобности помощник инспектора 922 и как-то к слову сказал о предполагаемом концерте в воскресенье 13-го декабря. Это меня крайне удивило: говоря с общим дежурным, я даже не спросил его о времени концерта, совершенно не предполагая, что он так скоро может быть. Еще более я удивился и возмутился, узнав только тогда же, что уже и афиши расклеены. Призываю общего дежурного и спрашиваю, передано ли мое запрещение концерта студентам. Ответил утвердительно, но затем пояснил, что затея концерта не общестуденческая, а двух студентов IV курса Молчанова и Соколова Петра 923 , которые и послали его ко мне за разрешением концерта. Из объяснений этих студентов выяснилось, что они являются только распорядителями концерта по просьбе знакомых им артистов, решивших дать концерт в пользу недостаточных студентов, что это дело – не общестуденческое, что ими не надлежаще понято мое запрещение, что они и в мысли не имели выразить этим какую-либо демонстрацию, потому что в противном случае не действовали бы так открыто, даже разнося билеты профессорам и посадским жителям, афиши отпечатали и расклеили, будучи уверены, что с моей стороны препятствий не будет, так как против артистов, желающих помочь студентам, ничего нельзя иметь, и тому подобные представляли детские объяснения. Когда ими была выяснена вся преступность их поступка, тогда они, как дети, начали просить у меня прощения, приписывая всю эту затею их глупости, и что концерт будет прекращен. Между тем я был ужасно возмущен полицмейстером 924 , разрешившим напечатать афишу, и думал по телеграфу жаловаться губернатору. Полицмейстер, узнав об этом, поспешно прибыл ко мне и начал умолять меня не делать этого, так как его подвели студенты (Соколов) или, по крайней мере, он был введен в заблуждение, вполне надеясь, что студенты, как порядочные люди, предварительно испросили разрешения у своего начальства. Оказывается, и профессора были введены в заблуждение. Одним словом, целый ряд глупостей был совершен. Конечно, концерт моментально был воспрещен, афиши сорваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ист. Т. 5. 167. Акт. Эксп. Т.4:161). Такое близкое отношение духовенства к администрации и интересам общественным открывало ему множество путей и способов проводить свое влияние на управление и на лиц, облеченных правительственной властью в древней России. Одни собственные выгоды духовенства, кроме других высших целей, могли служить для духовенства достаточным побуждением к тому, чтобы заботиться о строе земском и действовать в духе охранения общественных интересов, с которыми так тесно были связаны его собственные выгоды. С другой стороны, находясь в непосредственной юридической связи с населением страны, владея многими населенными землями, производя в них суд, духовенство получило возможность непосредственно прилагать к земскому быту правильные юридические начала и собственным примером показывать наиболее рациональное применение общей администрации к частным сферам общественной и народной жизни, наблюдать за правильным применением закона к частным случаям со стороны других административных властей и в случае неправды указывать на нее самим князьям. Так оно и действительно поступало, как свидетельствуют дошедшие до нас послания наших древних епископов к князьям 18 о различных делах, относившихся к гражданской администрации, суду и управлению областей, в которых они жили. Кроме этой весьма обширной юридической деятельности, духовенство в древней России имело еще другую, непосредственно ему подчиненную, в которой оно могло прямо прилагать византийско-римское церковно-гражданское право к различным сторонам народной жизни, и где его влияние было особенно важно, можно сказать не заменимо. Я разумею, суд духовный над всеми лицами, по делам, отнесенным к ведомству церковной власти. При ограниченности ведомства духовного в настоящее время, при малочисленности предметов и отношений, принадлежавших духовной юрисдикции теперь не легко и представить себе, как широко она захватывала жизнь древнего русского общества, сколько разнообразных отношений она непосредственно определяла на основании своих собственных начал и выработанных в каноническом праве законов. Все семейные отношения, дела о браках со всеми их последствиями, иски о бесчестии, отношения господ к своим рабам, дела по духовным завещаниям и разделам имущества после умершего между его родственниками, все преступления против веры, чистоты нравов и всякого рода иски, если истец предпочтет требовать суда у духовной власти – все эти предметы относились к ведомству духовной власти до самых времен Петра Великого 19 . Прибавим к этому множество лиц, кроме духовенства белого и черного, приписанных к церкви в древней России, которыми духовная власть непосредственно заведовала, производила над ними суд и расправу как в духовных, так и в светских делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Со времени Петра начинаются существенные изменения в этом отношении. И здесь, как во всех петровских реформах, заметно преобладающее над всем влияние государственного начала, выгод и интересов государственных, как понимались они в ту эпоху. Правительство больше всего, по-видимому, дорожило тем, чтобы «от уклонения лишних в духовенство в государеве службе не было умаления и обществу была прибыль», дорожило материальной службой всех подданных государства. И вот начинается постепенный ряд мер, ограничивающих свободный доступ в духовенство людей всех состояний и чинов. Сначала это ограничение простирается на дворянство, причем кадетам – младшим сыновьям дворянских фамилий еще дозволяется вступать в духовное звание (П. С. З. т. V, 2789, п. 15). Из пашенных крестьян дозволяется принимать в клир только в случае особенного недостатка людей духовного звания. Чтобы крепче организовать духовное сословие Петр, как я уже замечал, предписывает вести особые ревизские сказки о священно-церковнослужителях и их детях; последних приказывает насильно, через военный приказ, набирать в греческие и латинские школы учиться «в надежду священства, на отцовы и другие места». Таким образом с одной стороны все описанное и найденное во время ревизий на лицо служившее духовенство прикрепляется к церкви, с другой – косвенно проводится мысль о наследственности духовного звания и даже церковных должностей. Сын священника или дьякона записывается в школу для того, чтобы приготовиться именно к церковной службе, поступить впоследствии на место отца. Только одним путем он может уклониться от духовного звания: не учиться в школе; но этот путь неизбежно должен привести его к солдатской службе. Выбор рода жизни единственный, или лучше сказать, вовсе нет выбора, а скорее принуждение готовиться к духовной службе. Замкнутости и наследственности духовенства способствовали многие другие распоряжения правительства, не относившиеся прямо до духовенства, но направленные к крепкой организации других государственных сословий. Табель о рангах и принуждение дворян к службе сформировала привилегированное сословие дворянства; подушная перепись образовала из крестьян крепостное сословие (в 1699 г.) посадским купеческим и промышленным людям и запрещено им выходить в другие звания (П. С. З.1674:2220). Одновременно с таким выделением из общества различных разрозненных сословий, выделилось и духовенство в особое, отдельное от других сословие, со специальным назначением нести церковную службу, с особыми нравами и управлением. И в нем, как во всех других сословиях, не замедлили образоваться свои исключительные интересы, отразившиеся в деятельности церковного правительства и его распоряжениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

В краковской академии преподавались: богословие на богословском факультете, грамматика, риторика, диалектика, физика, математика и астрономия – на философском, гражданское и каноническое право – на юридическом и медицина – на медицинском. Но что это были за науки? Мертвящая схоластика убила в них дух науки, превратила их из наук действительных в вымышленные в одни грезы и мечтания наяву, в бред терминами, бесконечными дефинициями, дистрибуциями, субдистрибуциями, убивающими умственные силы учащихся. Так, богословская наука, бывшая центром и целью всех других наук, состояла в изучении сентенций Петра Ломбарда и в толчении воды на диспутах. Грамматика содержала в себе бесконечный ряд схоластических непонятных мудрований над восьмью частями речи и, блуждая в них, как бы в лабиринте, сбивала с толку, притупляла учащихся. Логика и риторика состояли из искаженного перифраза этики Аристотеля, известного к тому же в неверных переводах на варварскую латынь. Юридический факультет ограничивался узкой задачей ратовать за власть немецких императоров и папы над всем христианским миром, и потому не пользовался расположением общества, смотревшего на дело иначе, и сделался анахронизмом. Медицинский факультет, соответственно бессильному положению медицины в Европе, не мог оказать успехов, а всего более схоластическая метода, астрологическая казуистика были причиной вечного его застоя и неподвижности 821 . В виленской иезуитской академии, открытой в конце царствованья Батория, преподавались те же науки, какие и в краковской (с прибавлением языков: греческого, итальянского, французского, английского и еврейского) потому же схоластическому методу, но в направлении строго аскетическом. И если краковская академии связывала, спутывала умы своими диспутами, схоластикой, то Виленская обессиливала их еще более. Изучение латинского языка, которое в краковской академии служило только средством к усвоению других наук, здесь было главной и преобладающей наукой. Но вершиной мудрости и совершенства считались панегирики и похвальные речи в честь магнатов и сильной шляхты; навык в писательстве этого рода был последней целью образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Ограничимся здесь только указанием на одно из солиднейших исследований о состоянии нашего епархиального ведомства – исследование г. Соколова: «О началах и формах духовного суда в виду современных потребностей» 961 . Можно не разделять взглядов автора, высказанных им в самом проекте нового епархиального суда и уже вызвавших против себя довольно серьезную полемику 962 , но нельзя не соглашаться с его замечательною, основанною на требованиях современной юридической науки и практических нуждах духовенства критикой того строя епархиального суда и управления, которые существовали до настоящего времени. Критика эта тем важнее, что касается не каких-нибудь случайных злоупотреблений или погрешностей частных лиц, поставленных во главе епархиального суда и управления, а самих епархиальных учреждений и уставов, в основании которых лежит та же знакомая нам крайняя централизация всей епархиальной власти около особы одного архиерея, то же смешение в его полномочиях всех функций суда и управления и вместе с тем самых разнородных элементов власти, патриархального с бюрократическим, морального и духовного с юридическим, то же знакомое нам добродушное упование исключительно на добросовестность и опытность представляющей власть личности, а не на закон, наконец то же отсутствие контроля над властью, слабость гарантий против ее злоупотреблений и промахов для подчиненных, предоставление им в случае каких-либо обид от нее права одних только частных жалоб св. Синоду. Поверка этой характеристики отживающего теперь строя епархиального управления налицо, в фактах современной жизни наших епархий. Сильная зависимость этой жизни от личностей епархиальных правителей теперь особенно резко выступает наружу, потому что дух времени и общие требования реформ значительно поколебали монотонность старых епархиальных порядков, потребовали от епархиальных начальств небывалой деятельности, а главное заставили их высказать в этой деятельности все разнообразие их личных усмотрений и обнаружили все влияние последних на епархиальные порядки.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 История города Новошахтинска тесно переплетена с историей развития угледобывающей промышленности России. Во исполнении указа царя Петра I от 1696 года " искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы " , крестьянин Костромского уезда, подьячий Григорий Капустин, обследуя район южнее Воронежа , в долине реки Кундрючьей, наткнулся на пласты каменного угля, выходящие на поверхность земли (именно в центре этого района и расположен город Новошахтинск), в результате чего было положено начало разработки угля в Донецком бассейне. Уже к середине XIX века в ковыльной степи на берегах некогда полноводной реки Несветай были заложены мелкие угольные копи. Возникло поселение в начале XX века как рабочий посёлок при шахте. Предприниматель Кондрат Иванович Гончаров построил в 1909 году и ввел в эксплуатацию первую шахту в районе посёлка Самбек. Построенная под контролем академика А.А. Скочинского 242-саженная шахта " Елпидифор " на рудниках Парамонова - считалась самой глубокой в России, а по техническому уровню могла быть приравнена к самым лучшим шахтам Англии и Германии. В 1916 году по проекту инженера А.А. Скочинского была заложена шахта с металлическим копром, самая мощная угольная копь в России, получившая название " проходка Скочинского " (позднее шахта ОГПУ, им.Ленина). По мере развития угольной промышленности, на территории нынешнего города прокладывается железнодорожная ветка " Несветай – Горная " , возникли поселки: Соколово-Кундрюченский, Самбек, Бугултай. Объединение которых получило название рудник " Несветай " . После Октябрьской революции теперь уже на руднике " III Интернационала» " продолжалось интенсивное строительство и введены в эксплуатацию угледобывающие предприятия на территории будущего города: шахта им. ОГПУ, 141, 142; шахта им. Кирова; шахта шахта ( " Несветаевская " ); шахта " Западная-Капитальная " . По мере развития отрасли, шахта ОГПУ была признана крупнейшей шахтой в Советском Союзе.

http://drevo-info.ru/articles/13676073.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010