9 декабря. Среда. Подготовлял одну из глав «Петра» для реферата в ОИДР. Был в Университете для производства коллоквиумов, но явилось только 2 студента, из коих один отвечал очень хорошо, другой – Моравский – известный мне по прошлогоднему просеминарию, не знал ничего. В профессорской встретился с Н. Г. Городенским , преподающим историю в гимназии Лебедева. Он хвалил мой учебник. Купил на обратном пути XVI и XVII тома Полного собрания летописей. Вечер за книгой А. И. Покровского о соборах в первые три века христианства 214 , перенесся в 1-й век. 10 декабря. Четверг. Из трех рефератов, представленных к сегодняшнему семинарию, очень хорош реферат Абрамова – обстоятельная, подробная и точная хронологическая канва жизни Петра Великого за 1683–88 годы 215 . Но на семинарии было уже очень мало народа. Занятия в Университете замирают. Вечер за книгой А. И. Покровского . Стоят сильные морозы. Сегодня –19°. 11 декабря. Пятница. Утро за Петром – для реферата в ОИДР. К 2-м часам отправился на диспут Шамбинаго. Диспут происходил в Богословской аудитории, очень полной: было немало публики и на хорах. Сперанский был отчаянно скучен и неудачен. Читал в течение часа свои возражения, как плохой дьячок старого времени шестопсалмие, по листочкам и по листам, без пауз, без выражения, прочел все возражения сразу, путая их и комкая. Нельзя было уследить никакой нити. Кончив чтение, он собрал в кучу все свои листы и листки, и поднял очки на лоб. Естественно, что и ответ Шамбинаго был вял и бесцветен. Трудно было уловить что-нибудь у Сперанского, на что бы возражать. Плох очень был и второй оппонент – Орлов. Та же манера, как и у Сперанского, – прочесть все возражения сразу, так что никакого обмена мнений не произошло. Но зато блеснул молодой, оставленный при Университете, Б. М. Соколов , возражавший из публики горячо, но дельно, и даже с изяществом. И Шамбинаго оживился, и удачно ему отвечал. Только в это время и был действительно настоящий, живой диспут. Вечером был на обеде у виновника торжества и сказал среди других речей несколько слов о перевороте в новом изучении исторических песен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Нельзя с благоговением не преклониться перед таинственными путями Провидения, которое в замкнувшуюся от образованных народов Русь православную привело к ней их самих, указало ей взять от их науки и просвещения цвет и силу. Нельзя также не преклониться перед величием воздвигнутого им гения, вождя и воссоздателя России за то, что он, имея перед собой выбор между цивилизацией, выросшей на почве протестантизма, и цивилизацией мира католического, предпочел первую цивилизацию. В случае перенесения католической цивилизации, католический фанатизм и страсть к пропаганде сильно стали бы злоумышлять против православия, как это показал печальный пример западнорусских областей, находившихся под властью Польши; но главное – католическая цивилизация не могла бы дать научного просвещения в той мере, в какой можно было получить его от протестантской. Католическая наука часто чужда бывает свободы и искренности исследования; готова на сознательный обман, лишь бы достигнуть своей заветной цели. Протестантская же наука правдолюбивее и искреннее: из уважения к правам человеческого разума она не позволяет себе искажать истину так беззастенчиво, как католическая; оттого она прогрессивнее католической. Многоплодная протестантская наука, которую Петр призвал на помощь православной богословской науке, не могла вдруг привиться к последней. Петр положил только начало взаимному сближению той и другой науки, пересадил на церковную почву первые семена протестантской образованности, после временных своих увлечений ими, предоставив кому следует делать строгий выбор между ними, очищать их от враждебной православию примеси. Эти очищенные семена, как большая часть великих преобразований Петра, принесли надлежащие плоды не вдруг, но тем они прочнее, жизненнее; идеями Петра и теперь живет Россия; очищенными зрелыми плодами насажденной им протестантской образованности и теперь пользуется православная богословская литература. Важно еще то, что из образованности, из водворения которой на Руси цивилизаторы имели в виду сделать для себя приобретение, наживу, для нее же иногда явное зло, он, как и из всех почти заимствований с запада, извлек несомненную пользу, существенное добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Первые месяцы текущего учебного года ознаменовались в нашей академической семье двумя скромными праздниками. 23-го сентября исполнилось двадцатипятилетие службы ординарного профессора по кафедре латинского языка и его словесности и члена академического правления Петра Ивановича Цветкова. В этот день, в 5 часов по полудню, в квартиру юбиляра собрались приветствовать его все профессора и должностные лица академии с о. ректором во главе, а также директор Сергиево-Посадской прогимназии Н. И. Тихомиров и брат юбиляра, инспектор Московской духовной семинарии А. И. Цветков. В обоих этих учреждениях юбиляр некоторое время состоял преподавателем. Первым приветствовал Петра Ивановича о. ректор от лица всей академической корпорации. В свой речи он преимущественно выставил на вид те выдающиеся черты нравственного характера юбиляра, которые приобрели ему и упрочили за ним всеобщее уважение и доверие со стороны сослуживцев. Строгий ревнитель своего долга, Пётр Иванович не формально только относится всегда к исполнению всех своих обязанностей; но во всякое дело влагает свою душу, являя, таким образом, собою не часто встречающийся и вполне достоподражаемый пример того, как человек и в зрелые годы умеет сохранить неослабевающую нравственную свежесть и идеализм юности. Столь же сильно располагает в пользу юбиляра, говорил о. ректор, и то неизменное благородство, которое он проявляет в своих отношениях с сослуживцами и которое всегда побуждало и побуждает их видеть в нём одного из самых лучших и надёжнейших сотоварищей. Профессор греческого языка и его словесности И. Н. Корсунский в своей приветственной речи охарактеризовал научную и педагогическую деятельность юбиляра, указав главным образом на высокие ученые достоинства его докторской диссертации и с особенной признательностью упомянув о том, чем он лично был ему обязан в своих первоначальных научных трудах в области филологии. Проф. Корсунский начинал свою ученую деятельность в то самое время, когда Пётр Иванович только что возвратился из своей заграничной командировки и вывезенные им оттуда сведения, сообщенные, между прочим, и в его печатном отчёте, имели для проф. Корсунского существенное значение. Так как юбиляр с давних пор, по постоянно повторяющимся избраниям общего собрания братства преп. Сергия, состоит членом его совета, то проф. Корсунский, как член совета и казначей братства, выразил Петру Ивановичу глубокую признательность за его неутомимо-ревностное участие в делах братства и в особенности за его немалые труды по предпринятому братством изданию полного собрания сочинений покойного В. Д. Кудрявцева-Платонова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Широкие, заправленные в чулки, шаровары сделаны из той же пестрой материи, а на голове металлическая каска с пышным, низко спускающимся, султаном из белого волоса. В правой руке воин держит громадную алебарду, которая также, по-видимому, пригодна для битв только балетных. В лице этого, теперь уже декоративного, героя вы видите представителя папской швейцарской гвардии, последнего остатка той внушительной военной силы, которою располагали некогда папы-государи. Свое начало при римском дворе швейцарская гвардия ведет со времен папы Юлия II, который был прежде епископом в Лозанне, а живописный костюм для нее впервые сделан по рисунку Рафаэля и с той поры сохраняется без всяких изменений. В настоящее время папские гвардейцы по-прежнему набираются в католических кантонах Швейцарии и служат по найму, получая всего лишь по пятидесяти франков в месяц. Так как всех их теперь у папы только сто двадцать, то содержание этого маленького отряда не составляет, конечно, тяжелого бремени при общем бюджете в два с половиною миллиона, ежегодно ассигнуемых на содержание апартаментов и штата ватиканского дворца. Живут гвардейцы в особых казармах, помещающихся позади храма Св. Петра. Первая их обязанность состоит в том, что они держат постоянно караул в трех, назначенных для того, пунктах, а именно: на площадке у большой передней пред апартаментами папы и у двух главных ватиканских входов, т. е. у бронзовых дверей и у проездных ворот, ведущих во внутренние дворы Ватикана. Интересно видеть, как у этого последнего пункта прошедшее сходится с настоящим и два непримиримых соперника прямо смотрят, так сказать, в глаза друг другу. Uia dei Fundamenti, начинающаяся у левой стороны колоннады и огибающая храм Св. Петра мимо его абсиды, приводит на небольшую четвероугольную площадку (Cortile del Forno) с фонтаном посреди. На правую сторону этой площадки выходят въездные ворота Ватикана, подле которых стоят на карауле швейцарцы; а прямо против ворот тянется улица (Zecca), составляющая уже территорию итальянского королевства, и здесь прохаживается часовой из армии Виктора-Эммануила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Так приводит, чтобы из наших душ не было ни малаго христианства. Только полюбился Питербурх, разве тово ждать, как в тюрьму по­садит? Уже в Питербурхе поморил всяких чинов людей, напрасною смертью , человек больше мильону. Вот смотри, так сделает над нами: как швед зашол в руки и все свое потерял, так и нас где-нибудь заведет, либо в море потопит, или заведчи где в камнех с голоду поморит; а уж нам Котлин ад злой? Во где мы мудрость ево всю видим? Выдал штуку в грацких правах, учинил сенат. Что при­были? Только жалованья берут много. Спросил бы хоть у одного чело­битчика, решили-ль хоть одному безволокитно, прямо, да сыскав за такое непослушание, хоть одному штраф учинил, в кампание ты-б их не брал», и проч. И после Петра великого в течение всей первой половины XVIII столетия, да несколько и позднее, все горька, тяжела была для рекрут и солдат служба. Да с чего-нибудь да сложились же эти горемычные солдатская песни, которые пелись особенно беглыми солдатами... Беглые солдаты и в наше время есть у нас, как и везде. Нам доводилось читать одно в высшей степени любопытное современное дело о беглом солдате-раскольнике. Доводилось и слышать многое о беглых солдатах. Но никогда беглых солдат не было столько, сколько их было в первой половине прошлого столетия, особенно при Петре великом, как увидим дальше. Главной причиной их бегства очевидно было дурное положение солдатства. Таково было в общих чертах положение податных, крепостных и служилых масс народа, со времени реформ Петра великого и в эпоху развития, происхождения и распространения согласия бегунов. Все мутило их, возбуждало недовольство и располагало к бегству – един­ственному спасению в безвыходно-тяжелом, стесненном, крепостном положении. И бегство в XVIII веке было непрерывное, неудержимое, повсеместное, особенно на юго-востоке и на западной границе. Бежать тогда было какою-то роковой необходимостью для податных, крепостных и служилых сословий. Бегство составляло путь спасения, единственный способ совершенного и решительного отрицания всего, что не нравилось, что тяготило в мире. Только и оставалось явиться учителю-бегуну, чтобы возвести бегство в доктрину, в догмат, назвать спасенным путем. Бегство вдохновляло песню народную и выразилось особым циклом песней в молодецком, разбойничьем и солдатском народном эпосе. И какой-то широкий, необъятный, неудержимый, богатырский разгул, простор воли выразился в этих песнях. Жажда гуляльная, несдержимое стремление куда-нибудь в степь саратовскую, в степь моздокскую, жажда летать соколом, жажда все с кем-то сразиться в чистом поле – вот что выливается в молодецкой, разгульной песне. Из Сибири добрый молодец рвется в великую Россию, поет: Не пора-то ли мне доброму молодцу Ехать во Росеюшку гулять

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Точно также и теперь я ограничусь только теми следствиями новых реформ в быте духовенства, которые особенно отразились на его общественном положении и отношениях к народу, обществу и к самому правительству. Со времени Петра отчуждение духовенства от общества и народа, начавшееся еще в XVII ст., становится особенно ощутительно, земское значение его падает, положение в приходе делается ненормальным, прежнее выборное начало и договорные отношения к приходской общине исчезают. Причина этого заключается в приказном значении, какое дано было духовенству, законодательством Петра. Припомним указы, которые священник обязывался объявлять тайной канцелярии и преображенскому приказу о сообщенных ему на исповеди преднамеренных злодействах и о народных соблазнах. Под этими злодействами разумелись не только измена, или бунт, или злое умышление на честь и здравие Государя и его фамилии, но даже слова, до высокой Его Имперского Величества чести касающиеся. Под соблазнами разумелось разглашение ложных чудес и распространение суеверий в народе (Дух. Регл.) Таким образом духовный отец превращался в полицейского агента и каждый священник, при вступлении в должность, обязывался присягой доносить о всем, кому следует. «Когда Петр, как справедливо сказано в одном из духовных журналов, повелел указом, чтобы духовный отец открывал уголовному следователю грехи, сказанные на исповеди, духовенство должно было почувствовать, что отселе государственная власть становится между им и народом, что она берет на себя исключительное руководительство народной мыслью и стараемся разрушить ту связь духовных отношений, то взаимное доверие, какое было между паствой и пастырями. Духовенство поняло, что действовать своим духовным влиянием для него отныне не безопасно». 26 В эту систему доносов, которой следовала наша администрация во всю первую половину XVIII ст. впутано было и духовенство. Ему предписано было преследовать раскольников по своим приходам, доносить о распространении суеверий, об исполнении прихожанами христианских обязанностей посещения церквей, поста, исповеди и причащения (Регл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

—170— Религиозный характер Исповеди бл. Августина, как выражение его миросозерцания. Миросозерцание Западной Европы в средние века, как воплощение воззрений бл. Августина. Начало перехода миросозерцания Западной Европы из религиозного в светское в эпоху Возрождения и окончательное завершение его в век франц. «Просвещения» XVIII в. Исповедь Руссо, как отражение «светского» миросозерцания Западной Европы». Главный недостаток сочинения заключается в том, что, дав довольно обстоятельную аналитику воззрений бл. Августина и Руссо, автор, к сожалению, не сделал, – что, однако, входило в область его темы, – из сопоставления этих двух мыслителей, именами которых отмечены две важнейшие эпохи в истории христианского человечества, никаких выводов, с философско-апологетической точки зрения, никакой, так сказать, прогностики относительно того, как пользоваться творениями этих мужей в целях внутренней, научно-литературной и изустно-живой, миссии. Не можем, однако, в виду обстоятельств, среди которых протекал прошлый учебный год, ставить автору это ограничение программы в вину и, на основании проявленной в сочинении способности к умственному труду, при научно-правильных приёмах, признаем автора достойным степени кандидата богословия». 28) Экстраординарного профессора А.А. Спасского о сочинении студента Соколова Петра на тему: «Агапы или вечери любви в древнехристианском мире»: «Аккуратность сочинения г. Соколова производит приятное впечатление. Автор сделал именно то, что и требовалось от него: ничего лишнего, и ничего недостающего в его работе нет. Сложный и запутанный вопрос об агапах он разбил на отдельные части, изложил по каждому пункту существующие в учёной литературе мнения, что следовало, опроверг, – чем нужно, воспользовался. Ничего оригинального в смысле каких-либо широких полётов у него не наблюдается ни в области мысли, ни в сфере стиля. Он пишет хорошим литературным языком и мыслит логически. Он хочет пред- —171— ложить читателю лишь очерк современного состояния вопроса об агапах, не вдаваясь ни в какие рискованные теории и предположения, и заканчивает своё сочинение многознаменательным изречением: «а может быть и так». Здесь всё аккуратно, чисто и опрятно, как в уютной комнате, чуждой всякой бьющей в глаза роскоши. Собственно говоря, это тип нормальной магистерской диссертации, и по нашему мнению не только заслуживает степени кандидата богословия, но и без всяких перемен может быть представлено на соискание степени магистра богословия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Места священного текста приводятся г. Соколовым в порядке глав и стихов Библейского подлинника, причем руководственный характер имеет для нашего автора сочинение профессора Мищенко: «Речи Апостола Петра в книге Деяний Апостольских», где также речи Апостола извлечены в порядке глав и стихов из общего текста, вне какой-либо систематизации. Как годовой кандидатский труд, рецензируемое сочинение более чем достаточно и бесспорно свидетельствует что автор заботливо изучал еврейский язык Библии: им серьезно штудированы грамматико-лексикальные пособия и книги по стилистика, но если в настоящем труде он стремился использовать священный текст в задаче наилучшего изучения священного языка, лешон кодеш, как говаривали в позднейшую эпоху, то в дальнейшем можно посоветовать ему обратный прием: наилучшее использование знаний по еврейскому языку для богословского освещения Библейских текстов. Не надо забывать, что обильные примеры из Библейского языка приводятся в каждом еврейском синтаксисе, и стилистике, но все это не делает их работами теологическими, что или знание еврейского языка – ancilla theologiae или же один из малозначительных кирпичей в сложной конструкции семитистической науки. Наилучшие ожидания в этом направлении могут быть возлагаемы на г. Соколова, как работника толкового и трудолюбивого, хотя он приступил к изучению торы далеко не в том возрасте, о каком говорит Талмуд устами Иегуды бен Тема: Пятилетнему пора изучать Писание (Пирке Авот 5:21), и, конечно, не с той настойчивостью, по которой отвлекающийся видом дерева, растущего при его пути, уже наносит вред Божественному учению (Пирке Авот 3:7) Итак, в сочинении г. Соколова мы имеем толкование вербального смысла разрывного еврейского текста Библии. Для читателя было бы, кажется, желательным, чтобы каждый священный фрагмент предварялся вступительным замечанием и сопровождался небольшим экзегетическим exposé. Иначе эту работу приходится делать самому. Рецензент не догадывается, для чего в стилистических толкованиях всегда приводится греческое начертание терминов, —468— даже таких общеупотребительных слов, как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и т.п., равно попытки толкования риторических выражений излишни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—36— Вы изволили напомнить мне, что Вы имели уже случай писать мне о Ректоре. Действительно, у меня сохраняется конфиденциальное письмо Вашего Высокопревосходительства от 7-го апреля 1882 г. за 73. В нём Вы сообщали мне, совершенно конфиденциально, о дошедших до Вас официальным путем сведениях о характере деятельности бывшего инспектора Смоленской Семинарии Петра Соколова; но это было тогда, как он был уже (с мая 1881 г.) Ректором Тверской Семинарии. Получив это письмо, я не мог не удивиться тогда, что Ваше Высокопревосходительство, имея в своих руках такие неблагоприятные сведения о характере деятельности инспектора Соколова, допустили утвердить его в должности Ректора Тверской семинарии. О Соколове, пока он был на службе в Смоленской Семинарии, я не имел никакого понятия; но когда, по существовавшему в то время порядку, он избран был большинством голосов семинарских преподавателей на должность ректора Тверской Семинарии, мне не оставалось ничего более делать, как представить избранного кандидата на благоусмотрение и утверждение Св. Синода, которым он и был утвержден. Когда же я получил о сем от Вашего Высокопревосходительства помянутое выше конфиденциальное письмо, я бдительно стал следить за его действованием по управлению Тверскою Семинарией и худого за ним до сих пор ничего не примечал. Если же во время управления Протоиерея Соколова Тверскою Семинарией были какие-либо случаи неблагоповедения воспитанников, то ответственность за это падала более на инспектора с его помощниками, чем на Ректора. Послабления же к виновным воспитанникам со стороны Ректора я никогда не замечал. С истинным почтением и преданностью имею честь быть»… 6 числа послана была мною в Уфу преосвященному Дионисию, праздновавшему пятидесятилетний юбилей служения своего в священном сане, поздравительная телеграмма в следующих выражениях: «Приятнейшим долгом почитаю братски приветствовать Ваше Преосвященство, как сверстника своего по летам —37— образования, с совершившимся пятидесятилетием Вашего многоплодного служения церкви в священном сане».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Всколыхнулся яик Заполыхали огнем Оренбургские степи. Всколыхнулся Яик. Из дальних и ближних мест потянулся на клич царя-избавителя несметными толпами измученный и измордованный барами люд. Пала крепость Татищево, пала Нижне-Озерная. Без боя сдалась Чернореченская. Хлебом-солью встретили царя-батюшку Сакмарский казачий городок и татарская Каргала. Огромная армия Пугачева подошла к Оренбургу. Обложили восставшие крепость со всех сторон. Нет ни выхода из нее, ни входа. Забилось тревожно Гришаткино сердце. Свернется он вечером в комок на своей лежанке, размечтается. Эх, скорее бы уж царь-батюшка взял Оренбург. Освободил бы его, Гришатку. Вернулся бы мальчик домой в свое Тоцкое. Берегись, управитель Хлыстов! Не пожалеет его Гришатка. Сполна за всех и за все отомстит: и за отца, и за Ванечку, и за Акульку и Юльку, за Серафима Холодного, за Наталью Прыткову. За всех, за всех. Никого, ничего не забудет. Смыкаются глаза у Гришатки. — Господи, помоги ты ему, нашему царю-батюшке, — шепчет Гришатка и засыпает. Заснет, и видится мальчику сон. Будто повстречал он самого государя императора Петра Третьего Федоровича. Царь верхом на коне. В дорогом убранстве. Красная лента через плечо. «Ах, это ты Гришатка Соколов, — произносит царь. — Тот самый, о голову которого генерал Рейнсдорп выбивает трубку. Наказать генерала. А Гришатку взять в наше вольное казацкое воинство. Выдать ему коня, пистолет и пику». И отличается Гришатка в сражениях. Слава о нем идет по всему Оренбургскому краю, птицей летит через реки и степи. Взыгрались во сне мысли у мальчика. Приподнялся он на лежанке, будто всадник в седле. — Ура! Царю-батюшке слава! Вперед! Проходил в это время мимо Вавилиной каморки дед Кобылин. Услышал он странные крики. Открыл дверцу. Увидел Гришатку. Понял, в чем дело. Подошел Кобылин к Гришатке, ремнем по мягкому месту — хвать! Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 766  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010