3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа (2:28–29 – наизусть) «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Святого Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Святого Духа на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных даров Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор.12:14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первом по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, то, увидев их, говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям варим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:39 ). Следовательно, по мысли апостола Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и другие таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Потому и вопрошали его народы: «Что же нам делать?» ( Лк. 3:10, 12, 14 ). Так и в Деяниях Апостольских пишется, что народ, после проповеди апостола Петра, в которой он доказывал, что распятый Иисус – Мессия Христос, Отцом обещанный, и добавил: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ), – услышав, умилился сердцем и сказал Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия» ( Деян.2:37 )? Узнали свой грех, почувствовали от этого и гнев Божий, и так совета просили: «Что нам делать, мужи братия? Итак, охотно принявшие слово его, – как там же пишется, – крестились» ( Деян.2:41 ). Так закон предуготовляет путь к Евангелию и ведет ко Христу, Который в Евангелии открывается как Врач немощных, Утешитель печальных, Спаситель грешных, Надежда отчаявшихся в себе и своих силах. Отсюда следует, что спасающая евангельская вера – это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделоваемое Святым Духом, или это сердечное упование и несомненная надежда на благодать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Евангелии – это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеляется. Еще уподобляется плененному, который ищет избавителя. Так грешник, плененный дьяволом , от которого избавиться своей хитростью и разумом никак не может, ищет и желает избавителя, и такой Избавитель представляется ему в Евангелии – Христос, Который Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8:36 ), – и признавая Его за Избавителя своего, освобождается от ига дьявольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Чадо, хотя и так и так ты согрешил, однако же, не отчаивайся в Божием милосердии; признавай себя пред Богом виновным, жалей, что согрешил; а Бог и это твое малое покаяние и сокрушение сердца примет, ибо не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося. Вот тебе примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые Святое Писание, Духом Святым написанное, предлагает; приведи их себе на ум и всегда помни: Мытаря, великого грешника, в едином часе к Нему возопившего, простил Бог ( Лк 18:9–14 ). Блудного сына, расточившего имение свое с блудницами, любезно принял ( Лк 15:10–32 ). Грешнице великой, плачущей, отпустил грехи многие и сказал: «Прощаются грехи ее многие» ( Лк 7:47 ). Разбойника, на кресте при последнем часе возопившего так: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое!» ( Лк.23:42 ), – простил и сказал так: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк 23:43 ). Петра, трижды отвергшегося и плакавшего о согрешении, любезно принял и снова утвердил в апостольском чине. Манассию, царя иудейского, ниневитян, беззаконновавших и покаявшихся, простил ( 2Пар 33:1–20 ; Ион 3 ). Да и Сам говорит неложными устами: «Не хочу смерти грешника», – и прочее ( Иез 33:11 ). Вот, чадо, как Бог к грешникам кающимся милосерден! Тот же милосердный Бог и ныне ту же к кающимся грешникам милость являет. Потому что Он – Создатель наш, а мы создания Его; Он – Бог наш, а мы люди Его; Он – Господь наш, а мы рабы Его; Он – Отец наш, а мы сыны Его недостойные, – потому всячески умилостивится над нами, когда к Нему со слезами и сожалением обращаемся. Он и твое сокрушенное исповедание милостью Своею приемлет и благодатью Своею грехи твои отпускает ради смерти возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Будь же обнадежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, противных этому никаких дум в голову не приемли!» По утешении приобщает иерей больного Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоря такие слова: «Вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш Тело и Кровь Свою преподает в знак Своей к тебе милости и любви, в напутствие жизни вечной: прими, любезнейший, этот залог вечной жизни с духовной радостью и любовью, и благодари великого Милостивца, и, сими Святыми Тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое вечной жизни пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель, аминь». Увещание апостола к пастырям

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Так должны и духовные братья, то есть христиане, друг друга увещевать и отводить от бесчинной жизни, чтобы имя Божие и христианское учение не терпело поношения от язычников. Ибо как «добрым житием христиан славится» ( Мф.5:16 ), так житием «злым бесчестится имя Его» ( Рим 2:23–24 ). Слушай, что апостол пишет Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» ( 1Тим 6:1 ). 3) Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающийся не погиб, но на путь истины обратился, в покаяние пришел, и так бы спасение получил. 4) Тогда любовь ко Христу познается, когда не только о своем, но и о ближнего спасении заботимся. Когда Христос по Воскресении вопрошал святого Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» – отвечал Ему Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». И сказал Христос: «Паси агнцев Моих» (ср. Ин.21:15–17 ). Из этого видеть может любой, как хочет Христос, чтобы друг о друге заботились и друг другу спасение искали; если хотим любить Христа, должны как себе, так и ближнему желать спасения. И хотя вышесказанное слово пастырей касается, однако Кровь Христова, за грешников пролитая, ко всем вопиет, чтобы не даром как ради нас, так и ради братьев наших пролита была, но плод бы свой спасение наше возымело. Алчет и жаждет Он спасения нашего, без сомнения; но кто как себя, так и ближнего исправляет и к покаянию приводит, тот как бы алчущего Его питает и жаждущего напаивает. Немалую любовь ко Христу показывает тот, кто во имя Его милость телесную ближнему оказывает; но большая любовь – когда духовно ближнего созидает. Ибо чем душа больше тела, тем больше милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Ибо Христос весьма души человеческие любит, так что и умереть за них благоизволил. И потому ничто не может быть благоприятнее Ему, как спасение человеческое; и никто не может более Его любить, чем тот, который спасения ближнего ищет. 5) Когда в вещественном теле один член немоществует, тогда другой немощному помогает: например, рука другую руку или ногу больную врачует.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

По поводу Указа Св. Синода от 19­ июля 1889 г. за 2786 относительно благонадежности Ректора Тверской семинарии, протоиерея П. Соколова, я донес Св. Синоду следующее: «Вследствие ревизии Тверской Духовной семинарии, произведенной Д. Статск. Сов. Нечаевым и по поводу замеченных им при сем недостатков, Указом Святейшего Синода от 19 июля минувшего 1889 г. за 2786, между прочим, предписано мне донести: признаю­ ли я настоя­щего Ректора семинарии, протоиерея Петра Соколова, лицем, которое, воспользовавшись данными ему указаниями, могло бы, при ближайшем моем надзоре, упорядочить Семинарию. Во исполнение сего имею долг изъяснить следующее: Протоиерей Петр Соколов, вступив в мае 1881 г. в должность Ректора Тверской семинарии на место протоиерея Александра Соколова (ныне умершего), нашел Семинарию во всех отношениях, особенно экономическом, в крайнем расстройстве; о чем небезызвестно Святейшему Синоду из прежних ревизий семинарии. Но в продолжении восьмилетнего начальствования в Тверской Семинарии протоиерей Петр Соколов, при своем трудолюбии и добросовестном исполнении своих обязанностей, успел привести Семинарию, по моим наблюдениям, в значительно лучшее состояние сравнительно с прежним ее состоянием. Посему я с полным убеждением могу свидетельствовать пред Святейшим Синодом, что протоиерей Петр Соколов, воспользовавшись данными ему при ревизии указаниями, с успехом и пользою может продолжать службу при Тверской Семинарии в должности Ректора». На это донесение последовал Указ из Св. Синода от 23 сего марта за 1072 такого содержания: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства, от 9 февраля сего года за 740, коим, во исполнение указа Святейшего Синода, от 19 июля 1889 года за 2786, доносите, что протоиерей Петр Соколов, вступив в мае 1881 года в должность ректора Тверской духовной семинарии на место протоиерея Александра Соколова (ныне умершего), нашел семинарию во всех отношениях, особенно экономическом, в крайнем расстройстве, но в продолжении восьмилетнего начальствования в Тверской семинарии, протоиерей Петр Соколов, при своем трудолюбии и добросовестном исполнении своих обязанностей, успел привести семинарию в значительно лучшее состояние сравнительно с прежним ее состоянием. В виду сего Ваше Преосвященство, с полным убеждением, свидетельствуете, что протоиерей Петр Соколов, воспользовавшись данными ему при ревизии указаниями с успехом и пользою может продолжать службу при Тверской семинарии в должности ректора, и, по справке, Приказали: настоящий рапорт Вашего Преосвященства принять к сведению, о чем и уведомить Вас указом». 836

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Л. Хьюз, характеризуя положение митрополита Рязанского и Муромского, Местоблюстителя патриаршего престола Стефана (Яворского), употребила выражение «the acting patriarch» (исполняющий обязанности патриарха. – И.У.) , но в действительности его полномочия по управлению делами Патриаршего дома были сильно ограничены. Традиционно местоблюстители получали в управление хозяйственные дела Патриаршего дома . Стефан же оказался отстранен от хозяйственных, административных и судебных вопросов в патриарших владениях, и даже для въезда в них ему следовало получать разрешение царя, поскольку вотчины были описаны и перешли в управление Монастырского приказа. Стефан не мог распоряжаться и патриаршим имуществом . В. М. Живов справедливо отметил, что Стефану были поручены лишь те дела, которые требовали духовного сана (в частности, назначение епископов), в остальном же можно считать, что Стефан стал «своего рода порученцем царя по сакраментальным делам» . Таким образом, правительственные мероприятия 1700–1701 гг. нанесли серьезный урон традиционному набору властных полномочий и административно-хозяйственных привилегий патриарха, которые до начала XVIII в. оставались исключением в общей тенденции наступления светской власти на прерогативы Церкви. Произошел принципиальный пересмотр вопросов подчинения патриарших приказов, реформирована их структура, глава Церкви отстранен от управления патриаршим хозяйством. Эти меры были реализованы в первые месяцы по смерти патриарха Адриана, а через год состоялось описание патриарших владений и их секуляризация. Патриарший Дом и патриаршая власть в той форме, в которой они сложились в XVII в. прекратили свое существование. В этом, как представляется, состоит принципиальное отличие церковных мероприятий Петра I от действий его предшественников на русском троне.     © Устинова И. А., 2022   Башнин Н. В., Черкасова М. С. Как начиналась церковная реформа Петра I?//Canadian-American Slavic studes. 2021. 55. P. 24–50. Горчаков М. Монастырский приказ (1649–1725 гг.). Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868; Булыгин И. А. Церковная реформа Петра I//Вопросы истории. 1974. 5. С. 79–83; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977; Соколова Н. В. Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII в.: Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда)//Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калининград, 2008. С. 44–60; Черкасова М. С. Государственная ревизия вологодских монастырей в начале XVIII в.//Управление и экономика: опыт, теория, практика. Материалы научной конференции (Вологда, 10–11 апреля 2009 г.). Вологда, 2009; Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: исследование и тексты/Изд. подгот.: О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, И. Н. Шаминой и др. Вологда, 2011; и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

В глубине и по обеим сторонам ниши древние мозаические изображения Спасителя и св. апостолов Петра и Павла, а дно ее представляет плоскость, покрытую вызолоченной бронзой. Это дно ниши и есть выдающаяся сюда часть крышки от той гробницы, в которой почивали святые мощи первоверховного апостола. Здесь, т. е. на гробнице мощей св. ап. Петра, стоит вызолоченный ковчег, в котором обычно хранятся освященные паллиумы, т.е. омофоры, по надобности раздаваемые папою архиепископам. В Риме существует обычай ежегодно, в день памяти св. мученицы Агнессы (Агнии) 21 января, а загородном храме ее имени при катакомбах совершать торжественное освящение двух белых ягнят с окроплением их святою водою и даже возложением их на бархатных подушках осыпанных цветами на самый престол. Этих освященных ягнят торжественно везут затем в Ватикан и подносят папе, который, благословив, отсылает их в один из женских монастырей, где монахини кормят и холят их. На страстной неделе ягнят стригут, после чего шерсть отсылается папе, а ягнята поступают в собственность монахинь. Из этой-то освященной шерсти и приготовляются паллиумы, торжественно освящаемые обыкновенно в навечерие дня св. ап. Петра и Павла самим папою или кем-либо заступающим его место, после чего они хранятся в ковчеге на мощах св. ап. Петра. Весь обширный полукруг «исповедования» обильно украшен лампадами и по передней стене, и по верхней балюстраде, и по мраморным перилам лестницы. Эти 95 неугасимо горящих лампад представляют собою особенно в некотором отдалении, в высшей степени красивое зрелище, как бы гирлянды ярких цветов, которые, как на ветках, тянутся во все стороны на своих тройных фигурных золоченых шандалах. Все устройство и украшение этого сооружения есть произведение художника Мадерны. За папским алтарем, когда минуешь всю ширину трансепта, идет дальнейшее продолжение среднего нефа, составляющее верхнюю, короткую часть храмового креста. Здесь вы опять видите по обеим сторонам арку, соединяющую средний неф с боковыми, а в глубине на возвышении нескольких ступеней тянется абсида, составляющая обычное завершение базилики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В селе Черкизове в 1860 г. возникает другое крупное «медное заведение» М.И. Прокофьевой, которое около 1881 г. уже числится за М. И. Соколовой , а в 1900 г. переезжает на ул. 9-я рота. После смерти Соколовой мастерской руководит ее зять В.М. Лизунов, который промотал все имущество, и производство на этом в 1912 г. прекратилось. В этих мастерских выделялись своим мастерством изготовители моделей Е.И. Закаткин и P.C. Хрусталев. Несмотря на то, что изделия московских «медниц» были тяжеловеснее выговских, они отличались изощренностью декоративных украшений и многоцветной гаммой эмалей. На изделиях появились монограммы мастеров-литейщиков. Изделия московских литейных мастерских широко распространялись по всей европейской России, а также на Урале и в Сибири. Произведения московских мастеров стали образцами для провинциальных мастерских. В 1897 г. по московским моделям стали работать литейщики мастерской Петра Яковлевича Серова в с. Красное Костромской губернии. После снижения и закрытия производства в Лефортово (в Москве) Серов скупил модели икон и крестов в заведениях Панкратовой и Соколовой и пригласил мастера В.И. Одинцова в свою мастерскую. В селе Старая Тушка на Вятке литейная мастерская появилась в начале XX в. при знаменитой типографии Л.А. Гребнева, наставника федосеевской моленной. Старотушкинская мастерская была организована по образцу московских медных заведений и просуществовала до 1930-х гг. По качеству литья и цветовой палитре иконы, складни и кресты, выпускаемые гребневской мастерской, не уступали своим московским образцам. Наконец, еще одним крупным центром старообрядческого медного литья были подмосковные Гуслицы. Здесь на протяжении XV1II-XX вв. отливались иконы, кресты и складни, отличавшиеся от поморских как по своей иконографии, так и по качеству. Если поморское литье получило распространение среди старообрядцев-беспоповцев (поморцев, федосеевцев, филипповцев), то гуслицкое почиталось старообрядцами-поповцами. Такой знаток старообрядческого искусства, как В.Г. Дружинин , относил все литье, производимое в Московской губернии, к категории «гуслицкого или загарского»: «В Москве преобладало, по-видимому, литье мастеров-поповцев; в восточной части Московской губернии и пограничной части смежной с ней Владимирской расположена местность, именуемая Гуслицы. Там до сих пор работают кустарным способом литые иконы; изображения на них очень плохого рисунка; грубо обделаны, по большей части без финифти и резко отличаются от поморских, хотя и легковесны».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Определили: Дозволить студенту II курса Иовану Мачкичу жить, с 1 сентября сего 1899 года, на частной квартире в Сергиевском Посаде, о чем и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. XIII. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии бывшего студента IV курса Академии Петра Соколова: «Советом Московской Духовной Академии уволенный в середине прошлого 189 8 / 9 учебного года из числа студентов ІV-ro курса с предоставлением возможности мне на следующий учебный год вновь поступить в Академию для окончания образования в ней, всепокорнейше прошу Ваше —285— Преосвященство ходатайствовать перед Советом Академии о принятии меня в число студентов ІV-ro курса вверенной Вашему Преосвященству Академии. К сему, в виду тяжелой болезни моего отца, – заштатного священника, – начавшейся с конца апреля текущего года и имеющей продолжиться по свидетельству врачей годы, смею просить Ваше Преосвященство ходатайствовать перед Советом Академии о даровании мне, буде я буду принят, на содержание стипендии». Справка: 1) По определению Правления Академии от 17 декабря минувшего 1898 года, утвержденному Его Высокопреосвященством, студент ІV курса Петр Соколов уволен из Академии на полгода с правом поступления обратно в тот же IV курс, но с обязательством писать кандидатское сочинение на новую тему. 2) По § 81 лит. б п. 1 устава духовных академий «зачисление в студенты академии» значится в числе дел Совета, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством о разрешении принять Петра Соколова обратно в число студентов IV курса Академии. 2) О назначении Соколову на содержание стипендии иметь суждение в следующем собрании Совета Академии. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1899 г. авг. 27. По ст. XI. Преподавателю Полтавского епархиального женского училища Грановскому разрешается переработать кандидатское сочинение на степень магистра. По ст. XIII. Петра Соколова разрешается обратно принять в число студентов Академии IV курса. Прочее смотрено и утверждается».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Сейчас будет панихида; пройдите. Шварц, неопределенно поклонившись, остановился, очевидно, не принимая и не отклоняя этого предложения. Прасковья Федоровна, узнав Петра Ивановича, вздохнула, подошла к нему вплоть, взяла его за руку и сказала: — Я знаю, что вы были истинным другом Ивана Ильича… — и посмотрела на него, ожидая от него соответствующие этим словам действия. Петр Иванович знал, что как там надо было креститься, так здесь надо было пожать руку, вздохнуть и сказать: «Поверьте!». И он так и сделал. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута. — Пойдемте, пока там не началось; мне надо поговорить с вами, — сказала вдова. — Дайте мне руку. Петр Иванович подал руку, и они направились во внутренние комнаты, мимо Шварца, который печально подмигнул Петру Ивановичу: «Вот те и винт! Уж не взыщите, другого партнера возьмем. Нешто впятером, когда отделаетесь», — сказал его игривый взгляд. Петр Иванович вздохнул еще глубже и печальнее, и Прасковья Федоровна благодарно пожала ему руку. Войдя в ее обитую розовым кретоном гостиную с пасмурной лампой, они сели у стола: она на диван, а Петр Иванович на расстроившийся пружинами и неправильно подававшийся под его сиденьем низенький пуф. Прасковья Федоровна хотела предупредить его, чтобы он сел на другой стул, но нашла это предупреждение не соответствующим своему положению и раздумала. Садясь на этот пуф, Петр Иванович вспомнил, как Иван Ильич устраивал эту гостиную и советовался с ним об этом самом розовом с зелеными листьями кретоне. Садясь на диван и проходя мимо стола (вообще вся гостиная была полна вещиц и мебели), вдова зацепилась черным кружевом черной мантилий за резьбу стола. Петр Иванович приподнялся, чтобы отцепить, и освобожденный под ним пуф стал волноваться и подталкивать его. Вдова сама стала отцеплять свое кружево, и Петр Иванович опять сел, придавив бунтовавшийся под ним пуф. Но вдова не все отцепила, и Петр Иванович опять поднялся, и опять пуф забунтовал и даже щелкнул. Когда все это кончилось, она вынула чистый батистовый платок и стала плакать. Петра же Ивановича охладил эпизод с кружевом и борьба с пуфом, и он сидел насупившись. Неловкое это положение перервал Соколов, буфетчик Ивана Ильича, с докладом о том, что место на кладбище то, которое назначила Прасковья Федоровна, будет стоить двести рублей. Она перестала плакать и, с видом жертвы взглянув на Петра Ивановича, сказала по-французски, что ей очень тяжело. Петр Иванович сделал молчаливый знак, выражавший несомненную уверенность в том, что это не может быть иначе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010