Поучение в субботу Лазареву, 6-й недели Великого поста и пред причащением Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже (Троп. в суб. Лазаря). Господь наш Иисус Христос пред своими страданиями в селе Вифании, недалеко отстоящем от Иерусалима, сотворил великое чудо. В этом селе жил друг Его Лазарь, с двумя сестрами – Марфою и Мариею. Случилось, что Лазарь тяжко заболел, а Иисус Христос шел в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав об этом, Марфа и Мария послали сказать Господу, что друг Его – Лазарь болен. Но Иисус Христос пробыл два дня на том месте, где находился, и Лазарь, не дождавшись Его, умер и похоронен. И едва только Иисус Христос пришел в Вифанию, как встречает плачущих сестер. «Господи, говорит Ему Марфа, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Тоже сказала и Мария, упавши в слезах к Его ногам. Господь всемогущий отвечал Марфе: «воскреснет брат твой. Где похоронен друг Мой – Лазарь? " » И вот Он приходит ко гробу и повелевает отвалить от него камень. «Господи, говорит Ему Марфа, уже слышан от тела его гнилой запах; ибо четыре дня как он похоронен“. Несмотря на это, Иисус Христос громким голосом сказал мертвецу: «Лазарь! Вставай, выходи вон!“ И Лазарь ожил и вышел из гроба ( Иоан. 11:1–44 ). Сие-то воскресение Лазаря воспоминает ныне св. Церковь . После этого чуда многие уверовали в Иисуса Христа; другие же вознегодовали на Него, и стали искать случая, чтобы убить Его; хотели убить и друга Его – Лазаря. Но Иисус Христос удалился; удалился на остров Кипр и Лазарь, где в сане архиерейском до конца жизни своей пожил благочестно и свято. – Теперь из этой св. истории мы извлечем для себя и слово назидания. Великое чудо воскресения Лазаря уверяет нас, что Иисус Христос есть истинный Бог, во власти Коего наша жизнь и смерть. Пред Своими страданиями, пред Своею смертью и воскресением Он показал миру, что как воскресил Он четверодневного Лазаря, так воскресит и всех умерших людей. И все умершие, всемогущею силою Божиею, в свое время воскреснут и восстанут из гробов своих для жизни вечной. И потому, чтобы ожидаемое нами воскресение и будущая жизнь были для нас отрадны, мы должны всегда иметь твердую веру в Иисуса Христа и прославлять Его, истинного Бога, должны помнить свой смертный час и приготовляться к нему. А это прославление и приготовление наше состоят в наших добрых делах, в ревностном служении Иисусу Христу. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем усерднее будем служить Иисусу Христу, тем чище и светлее будет наша вера и любовь христианская, тем отраднее будет нам в день общего воскресения и Божия суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Видов день – по-сербски «Видовдан», 15/28 июня, день памяти святого Витта. В этот день в 1389 г. произошла Косовская битва. – Ред. Вук Бранкович – господарь Косовской области, был зятем и соратником князя Лазаря и участвовал в событиях на Косовом поле в 1389 г. В народных песнях и эпической поэзии предстает как предатель дела князя Лазаря и совместной борьбы сербов. Согласно этим свидетельствам Вук Бранкович в ответственный момент увел свои войска с поля битвы, что сыграло в ее исходе роковую роль. – Ред . Николай (Велимирови ч), святитель. Косово//Владика Hukoлaj Српски завет на светова. 2001. С. 110. Там же. Там же. Бошко Югович – герой Косовской битвы. То есть Его ради. См.: Ин. 15: 20–21. Прп.Иустин Попович (1894-1979) – известный сербских богослов, духовик и подвизник. – Ред. Николай (Велимирович), святитель. Косово. С. 110. Там же. С. 104–105. г. Крушевац – столица Сербии во времена князя Лазаря, построенная им в 1371 г. Первое письменное упоминание о Крушевце относится к 1387 г. После Косовской битвы Крушевац становится столицей вассальной Сербии. Городом управляла вдова Лазаря княгиня Милица и его сын деспот Стефан Лазаревич, который позднее перенес столицу в Белград. – Ред . Николай (Велимирович), святитель. С. 109–110. Комнени Милан . 1989. С. 67, 87. Jycmuh (Попови Косовска этика // Двери српске. 2004. Дboбpoj 3. С. 15. В 1390/1391 гг. тело вмч.Лазаря было перенесено из церкви в Приштине в монастырь Раваница. Из-за опасностей, исходивших от турецких завоевателей, сербы вынуждены были переносить мощи с собой все дальше на север. Так мощи св. Лазаря добрались через Белград до городка Сент-Андрея в Венгрии, а через несколько лет оказались в монастыре Врдник (Новая Раваница) на Фрушкой горе. Во время Второй мировой войны, из-за погромов, чинимых хорватскими усташами, мощи были перенесены в 1942 г. в кафедральный собор Белграда. Во время празднования 600-летия Косовской битвы в 1989 г. мощи были пронесены через многие сербские города, вновь побывали на Косовом поле, а затем были возвращены в монастырь Раваницу. – Ред.

http://pravoslavie.ru/5727.html

1. Двуличность и упорное неверие иудеев. 2. Всемогущество Отца есть в то же время и всемогущество Сына • Подтверждение божества Иисуса Христа • 3 и 4. Удаление Иисуса Христа, отвергнутого иудеями, в то место, где свидетельствовал о нем Иоанн Креститель • Польза удаления от мира и его треволнений • Изображение христианской женщины • Против роскоши женщин. Беседа 62 1. Трудность вопроса о Марии, сестре Лазаря • Иисус Христос еще раз заявляет о равенстве Своем с Богом Отцом. 2. Смысл изречения ап. Фомы • Иисус Христос отправляется в Вифанию для воскрешения Лазаря. 3. Я есмь воскресение и жизнь • Почему Иисус Христос отлагал воскрешение Лазаря, пока он не стал смердеть? • 4 и 5. Против обычая женщин чрезмерно оплакивать умерших • Соблазн для язычников • Скорбь об умерших должна быть умеренна • Милостыня и молитвы за умерших • Оплакивать умерших позволительно, но не чрезмерно. Беседа 63 1. Прибытие Иисуса Христа в Вифанию • Иисус Христос прослезился о Лазаре. 2. Иисус Христос пред открытым гробом, в котором тело начало разлагаться • 3 и 4. Вера есть великое благо и источник многих благ • Неоспоримое доказательство воскресения Иисуса Христа • Против прелюбодеев. Беседа 64 1. Из снисхождения к слабости слушателей Иисус Христос не всегда говорил как Бог . 2. О равенстве Сына с Отцом. 3. Смущение фарисеев по случаю воскресения Лазаря • Они замышляют убить Виновника жизни. 4. Против зависти • Кого собственно нужно оплакивать. Беседа 65 1. Невольное пророчество первосвященника Каиафы. 2. Удаление Иисуса Христа и пребывание Его у Лазаря. 3. Грех любостяжания • Изображение тех, кто заражены этим злом • Алчность есть своего рода идолопоклонство • Сила ее власти. Беседа 66 1. Замысел фарисеев убить Лазаря • Вступая в Иерусалим на осляти, Иисус Христос исполнил пророчество и преобразил обращение язычников • Неведение учеников до смерти Иисуса Христа. 2. Язычники, пришедшие на праздник, желают видеть Иисуса Христа. 3. Неизвиняемость тех, кто не верят в воскресение тела • Смысл и значение воскресения • Нравы и обычаи языческих философов • Книга, написанная языческим философом против христиан. Беседа 67

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Обращение к Лазарю по имени указывает на предварительный характер воскресения, необходимость воскреснуть одному Лазарю, но не всем людям. По свт. Иоанну Златоусту: «Лазарю, изыди вон. И почему по имени призвал мертвого? Почему? Чтобы не распространить свободный глас на мертвых и не воздвигнуть всех во гробах, поэтому говорит: Лазарь, изыди вон» 14 . Слово Божие, согласно данной экзегезе, обладает уникальной исключительной силой, способной совершить любое чудо, но в срок, известный только Богу 15 . По Пс.Иоанну Златоусту, Спаситель говорит следующие слова: «Я, воздвигший одного, воскрешаю вселенную» 16 . Исхождение Лазаря из гроба — пример мгновенного послушания Богу Слову: «Лазарь, изыди вон. Услышал приказ Владыки мертвец и сразу уничтожил законы смерти…» 17 Его гробные пелены свидетельствуют о смерти, а послушание — о всесилии Владыки («Лазарь, изыди вон. И это для большей и несомненнейшей веры собравшихся, чтобы одеяние и узы свидетельствовали о смерти, а исключительное послушание и беспрепятственный страх проповедовали о власти Владыки»)18 и бессилии тюремщика — диавола («…мертвый послушался, а тюремщик убежал…») 19 . Лазарь выходит «как раб, слушающийся господина» 20 . При воскресении Лазаря происходит восстановление единства души и тела: душа Лазаря, оказавшаяся пленницей диавола, возвращается в свой «дом» — тело 21 или в свой «чин» и «пространство»: «Лазарь, изыди вон. И вместе со Словом быстро вышел мертвец, когда члены сошлись вместе в гробу. Глаз вернулся в свой чин, то же самое место занял нос, щеки приобрели прежний вид, шея соединилась с плечами и головой…» 22 Восстание Лазаря — это не одно чудо, а «различные чудеса», оно напоминает новое творение, при котором разрозненные элементы собираются в единое человеческое существо: «Лазарь, изыди вон. Одно слово и различные чудеса. Как только Господь провозгласил: Лазарь, изыди вон, и сразу плоть восполнилась, волосы стали возрастать, суставы соединяться, жилы наполнились чистой кровью. Ад, напрягаясь внизу, выпустил Лазаря…» 23 Если это воскрешение выразить одной краткой формулой, то может получиться следующий смысл: «И умерший как живой стал следовать за Другом, всегда пребывая вместе с Ним» 24 .

http://patriarchia.ru/db/text/5801964.ht...

О характере совершения этих чудес было уже сказано выше: в этом отношении они примыкали к предшествующему ряду чудес. Они были совершены, как и другие чудеса со времени отвержения Христа иудеями, в сиянии Его личной славы. При этом они отличались от прежних чудес с таким же характером своею торжественностью. Тогда как прежде медлительность в совершении чудес, выставлявшая Его лицо в глазах народа, апостолам могла представляться в виде Его уничижённости, теперь та же самая медлительность в соединении с торжественностью создает для Него ореол величия, которое увлекло весь народ. В связи с этим обращает на себя особое внимание малочисленность чудес Христа за данное время: теперь чудесами свидетельствовалось не обилие даров царства Божия, а значение Иисуса для открывшегося царства Божия. За это время по евангелию Иоанна совершено только воскрешение Лазаря, а по первым трём евангелиям – исцеление иерихонского слепца 448 . В каждом изложении евангельской истории мы встретим более или менее пространные рассуждения по вопросу о том, почему синоптические евангелия умалчивают о воскрешении Лазаря, которое, по евангелию Иоанна, имело в жизни Иисуса Христа столь большое значение; но, кажется, никем не замечено, что по синоптическим евангелиям исцеление иерихонского слепца имеет то самое значение, какое по четвёртому евангелию принадлежит воскрешению Лазаря. Евангелия не имеют своею задачею перечислить все чудеса Христа; они ограничиваются указанием некоторых чудес из каждого периода Его жизни, в повествованиях о чудесах они довольствуются отметой тех ступеней евангельской истории, которые обозначаются различными чудесами. Поэтому евангелисты-синоптики, повествующие об одном из чудес, подготовивших торжественный вход в Иерусалим, именно, об исцелении иерихонского слепца, не имели нужды повествовать о другом подобном чуде, воскрешении Лазаря, равно как Иоанн, повествующий о воскрешении Лазаря, не имел нужды писать о первом чуде. – Историческая последовательность этих двух чудес обычно представляется так, что предшествующим считается воскрешение Лазаря, а чудо исцеления слепого поставляется после пребывания Христа в Ефраиме ( Ин. 11:54 ), но кажется более сообразным с существом дела отнести оба чуда к одному времени, к одному движению из Переи чрез Иерихон в Вифанию, так что при прохождении чрез Иерихон был исцелён слепой, а затем в Вифании воскрешён Лазарь, причём последовавшее затем пребывание Христа в Ефраиме могло быть лишь весьма кратковременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И мы должны изливать на Него благоухание нашей любви. Пока проповедуется в мире Евангелие, вся Церковь будет наполняться благоуханием помазания Марии, в память того, что она совершила. Как наполняется она сегодня, в праздник Входа Господня в Иерусалим, «Ангелов хвалением и детей воспеванием», и любовью тех, кто любит Его поистине больше, чем мир и все, что в мире. Вход Господень в Иерусалим — это событие, которое связано с воскрешением Лазаря и помазанием Господа в Вифании. Воскрешение Лазаря не могло не потрясти всех. От века не было видано, чтобы кто воскресал из мертвых, да еще четверодневный, со всеми признаками распада. И как только слухи об этом стали распространяться, все устремились к месту происшествия, чтобы увидеть его собственными глазами. Вся жизнь сосредоточилась вокруг Христа, и иудейские власти, давно замышлявшие убийство Господа, поняли, что после воскрешения Лазаря медлить больше невозможно. Внешние и внутренние обстоятельства совпали. И Господь Вседержитель, после того, как Он показал Свою абсолютную власть над смертью, воскресив Лазаря из мертвых, после того, как Мария помазала Его тело драгоценным миром, о котором Он сказал как о помазании Его на погребение, грядет на вольную Страсть — на Крест, чтобы до конца исполнить Евангелие, благую весть о любви Бога к людям, явить ее делом. Вся жизнь Его от Рождества до Крещения, от выхода на общественное служение со словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» до сегодняшнего Входа в Иерусалим — цветение чуда. Начиная с первого чуда в Кане Галилейской, когда Он по смиренной просьбе Божией Матери претворил воду в доброе вино, и кончая последним чудом, которое Он совершил в доме Своих самых дорогих друзей Лазаря, Марии и Марфы — самых твердых в вере из всех верующих в Него. По молитве Марии, сестры Лазаря, Господь воздвигает его к жизни и так же являет славу Свою, как сказано в Евангелии о первом чуде. Однако тогда Он сказал Божией Матери, что час Его не пришел. Теперь, спустя три года, пришел Его час.

http://moral.ru/седмица-6-я-великого-пос...

БЕСЕДА 61 на Иоан.10:22–24. 1 . Двуличность и упорное неверие иудеев. – 2. Всемогущество Отца есть в то же время и всемогущество Сына. – Подтверждение божества Иисуса Христа. – 3 и 4. Удаление Иисуса Христа, отвергнутого иудеями, в то место, где свидетельствовал о нем Иоанн Креститель. – Польза удаления от мира и его треволнений. – Изображение христианской женщины. – Против роскоши женщин. БЕСЕДА 62 на Иоан.11:1–2. 1 . Трудность вопроса о Марии, сестре Лазаря. – Иисус Христос еще раз заявляет о равенстве Своем с Богом Отцом. – 2. Смысл изречения ап. Фомы. – Иисус Христос отправляется в Вифанию для воскрешения Лазаря. – 3. Я есмь воскресение и жизнь. – Почему Иисус Христос отлагал воскрешение Лазаря, пока он не стал смердеть? – 4 и 5. Против обычая женщин чрезмерно оплакивать умерших. – Соблазн для язычников. – Скорбь об умерших должна быть умеренна. – Милостыня и молитвы за умерших. – Оплакивать умерших позволительно, но не чрезмерно. БЕСЕДА 63 на Иоан.11:30–31. 1 . Прибытие Иисуса Христа в Вифанию. – Иисус Христос прослезился о Лазаре. – 2. Иисус Христос пред открытым гробом, в котором тело начало разлагаться. – 3 и 4. Вера есть великое благо и источник многих благ. – Неоспоримое доказательство воскресения Иисуса Христа. – Против прелюбодеев. БЕСЕДА 64 на Иоан.11:41–42. 1 . Из снисхождения к слабости слушателей Иисус Христос не всегда говорил как Бог . – 2. О равенстве Сына с Отцом. – 3. Смущение фарисеев по случаю воскресения Лазаря. – Они замышляют убить Виновника жизни. – 4. Против зависти. – Кого, собственно, нужно оплакивать. БЕСЕДА 65 на Иоан. 11:48–50. 1 . Невольное пророчество первосвященника Каиафы. – 2. Удаление Иисуса Христа и пребывание Его у Лазаря. – 3. Грех любостяжания. – Изображение тех, кто заражен этим злом. – Алчность есть своего рода идолопоклонство. – Сила ее власти. БЕСЕДА 66 на Иоан. 12:9. 1 . Замысел фарисеев убить Лазаря. – Вступая в Иерусалим на осляти, Иисус Христос исполнил пророчество и преобразил обращение язычников. – Неведение учеников до смерти Иисуса Христа. – 2. Язычники, пришедшие на праздник, желают видеть Иисуса Христа. – 3. Неизвиняемость тех, кто не верит в воскресение тела. – Смысл и значение воскресения. – Нравы и обычаи языческих философов. – Книга, написанная языческим философом против христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Некоторые опасались, чтобы из-за проповеди Его не произошло возмущения среди народа и чтобы Римляне не покорили окончательно Иерусалима. Каиафа, бывший первосвященником в тот год, предложил умертвить одного Иисуса, чтобы не допустить гибели всего народа. Со стороны Каиафы это было невольным предсказанием того, что Иисусу Христу должно было умереть за Свой народ. Вслед за сим первосвященниками и фарисеями было сделано распоряжение, чтобы кто узнает о местопребывании Иисуса, то донёс бы о Нём синедриону. Иисус же в это время укрывался в городе Ефреме (в колене Иудовом) вблизи пустыни. 1) Воскрешение Лазаря было совершено Иисусом Христом для укрепления Своих последователей в вере в Его Божественность и в возможность, как Своего, так и всех воскресения; или, как выражается Церковь : «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже»... Извещая учеников о смерти Лазаря, Иисус Христос между прочим прибавляет, что Он рад за них, что их не было при болящем Лазаре, потому, как надо полагать, что через это представлялась им возможность видеть величайшее чудо Иисуса Христа и в нём почерпнуть уверение, что Тот, Кто воздвиг 4-дневного мертвеца, в состоянии будет и Сам воскреснуть из мёртвых. 2) В воскрешении Лазаря сказалась в поразительной ясности величайшая чудодейственная сила Иисуса Христа, как Бога, как Владыки мира, Источника жизни всех существ. Если и другие случаи воскрешения поражали современников Иисуса Христа своею необычайностью, то тем более должно было поразить их воскрешение Лазаря, уже 4 дня лежавшего во гробе, которого труп уже начал разлагаться и смердеть. Значит, здесь было не простое возвращение только что угасшей жизни – как у дочери Иаира, или даже у Наинского юноши; здесь жизнь давно уже отлетела из организма, и тление начало проявлять свою власть над трупом умершего. Сами враги Иисуса Христа понимали всё значение такого чуда, когда говорили: «что нам делать? Этот человек много чудес творит» ( Ин.11:47 ), и решились убить не только Его, но и Лазаря ( Ин.12:10 ) как бы намереваясь уничтожить наглядное доказательство силы Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Так и священнослужитель, как бы плохо не жил, является орудием Духа Божия и исполнителем Его Таинств до тех пор, пока с него не сняли священный сан. Оттого так страшно впасть в осуждение священников, пусть даже проводящих нечестивую жизнь, хотя и это часто бывает одной лишь видимостью, ибо, как пишет святитель Игнатий, «бесчестие, нанесенное служителям алтаря, относится к алтарю, к Присутствующему в нем и Поклоняемому Богу». VII. Воскрешение Лазаря как аллегория исцеления души Лазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков. Мало кто из христиан, читающих святые строки о восставлении четверодневного мертвеца, не вздыхал затем вместе с преподобным гимнографом о собственном восставлении и прощении грехов: «Лазаря воздвигл еси Божественным Христе глаголом: и мене многими прегрешеньми умерша возстави, «Мертва смердяща Лазаря воздвигнувый Христе четверодневна, возстави мя умерша ныне грехи моими, и положена в рове, и темней сени смертней, и яко благоутробен избави и спаси «исхити мя от страстей моих, якоже прежде четверодневна Твоего друга «Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси, и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави Преподобный Андрей Критский видит в воскрешении Лазаря торжество благодати над мертвящей буквой Закона: «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера — мрачное сердце иудеев, и камень лежал на ней — грубое и жестокое неверие. Сказал Иисус: отнимите камень. Тяжелый — непослушания —отвалите камень, чтобы извлечь мертвенное из буквы Писания. Отнимите камень — неудобоносимый ярем Закона, чтобы могли принять животворное Слово благодати. Отнимите камень — покрывающий и отягощающий Но все вообще Отцы аллегорический смысл воскрешения Лазаря относят к воскрешению нашего внутреннего человека. Наиболее образно, живо и полно пишет об этом блаженный Феофилакт «Ум наш — друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает смертью духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаиваемою сожаления, ибо умерший — друг Его.

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

На утрени, на Бог Господь: тропарь дне, дважды: Общее воскресение: Слава, храма: И ныне, дне. По кафисмах седальны, и чтение дне. Полиелей, и седальны вси храма, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Всякое дыхание: и Евангелие храма, и Воскресение Христово: псалом 50, и стихира храма, и прочая. Канон святаго Лазаря, со ирмосом на 6: и храма на 4: и другий канон Лазаря на 4. Катавасиа 2-го канона Лазарева: Воду прошед: По 3-й песни, кондак и икос храма, и седален дважды: Слава, и ныне, праздника: и чтение храма. По 6-й песни, кондак и икос Лазаря, и пролог, или синаксарий. На 9-й песни, Честнейшую не поем. По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: на глас 1. Светилен Лазаря: Слава, храма: И ныне, Лазаря. На хвалитех стихиры святаго Лазаря, на 4: и храма на 4, со Славным, с припевы их. Слава, Лазаря: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом тропарь храма. Слава, и ныне, Лазаря. Ектении, и отпуст, и час 1. На часех, тропарь Лазаря: Слава, храма. По Отче наш: кондак Лазаря, и храма, пременяюще глаголем. На литургии, блаженны Лазаря песнь 3-я, на 4: и храма песнь 6, на 4. По входе тропарь Лазаря, и храма. Слава, кондак храма. И ныне, Лазаря. Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся: Прокимен, апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен прежде Лазаря, таже храма. Глава 44. Аще ли храм святаго случится в неделю цветоносную В субботу на малей вечерни, стихиры ваий на 4. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры ваий: Слава, храма: И ныне, праздника: или Слава, и ныне, праздника. По Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне, праздника: Общее воскресение: Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, поем стихиры ваий на 6: и храма на 4: Слава, храма: И ныне, ваий, 1-ю стихиру. Вход, прокимен дне. и чтение ваий, и храма. На литии стихиры ваий, и храма. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника: Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь: Общее воскресение: дважды, и храма единожды, и чтение праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010