Что, казалось бы, мешало Фоме поверить при таком количестве свидетелей? Многое. Именно то, что мешает очень многим и сейчас верить в наши слова о Воскресении Христовом: «А вдруг это призрак? А вдруг у вас была коллективная галлюцинация? А что, почему нет?» Я недавно посмотрел видео психологического эксперимента. Приходит психолог в группу детского сада и приносит две белые пирамидки и одну черную и говорит: «Петя, Вася и Оля, давайте сейчас договоримся, что когда придет мальчик Саша, мы ему скажем, что все пирамидки белые». Приходит новый мальчик, и психолог спрашивает у детей, с которыми договорился: «Какого цвета пирамидки?» Они отвечают: «Все белые». Спрашивает у нового мальчика: «Какого цвета пирамидки?» Тот отвечает: «Все белые». Тогда психолог предлагает ему: «Возьми черную», – мальчик берет. «Почему же ты сказал, что все белые?» Он не знает, что сказать, отвечает: «Так показалось». И так несколько раз: все дети принимали «правила». Кроме одного очень серьезного мальчика, который встал в боевую позицию и сказал: «Две белые, одна черная», – то есть он уже вступил в бой за правду. Этот же эксперимент проводили с двадцатилетними студентами, и повторилось то же самое. Коллективное сознание, коллективный опыт – очень сильные. Поэтому наш вопрос об апостоле Фоме вполне уместен. Апостол Фома, может, и хочет поверить в Воскресение, но очень боится быть обманутым. А ведь он очень похож на апостола Петра. Апостол Петр сказал такие слова: С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти ( Лк.22:33 ). А апостол Фома, когда Христос шел воскрешать четверодневно умершего Лазаря, думая о том, что Христос в Иерусалиме пострадает, сказал: пойдем и мы умрем с Ним ( Ин.11:16 ). То есть у апостола Фомы была внутренняя готовность быть верным до конца. И он тоже эту верность не выдержал, не сохранил – ушел вместе со всеми. Интересно, что апостол Фома не принимает свидетельства о Воскресении Христовом. Не принимает этой маленькой собственной радости апостолов, которая говорит о том, что все теперь в порядке, все теперь хорошо, что уже ничего страшного не будет, что теперь, раз Христос воскрес, все эти ужасы, гадости, пытки, все страшное – в прошлом. Они уже не боятся, потому что раз Он воскрес – все, Он победитель. Он воскрес. Но двери закрыты. Окна закрыты. Никуда они не пошли. На проповедь их послали, а они никуда не пошли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И «так да сподобит Он нас узреть преславное воскресение Его и причаститься Святого Тела и Честной Крови Его, и мы будем достойны услышать радостный глас, глаголющий: рабы верные, внидите в радость Господа Своего, и наследуйте уготованное вам царство от сложения мира ( Мф. 25:21, 34 )». «…Приближается воспоминание спасительных Христовых страстей, и новая, великая духовная Пасха, начало будущего века, что предвозвещает Лазарь, исшедший из пропастей адских и четверодневно воскресший из мертвых одним гласом и повелением Христа, имущего власть живота и смерти. И вот, вдохновением Духа Божия отроки и народ незлобивый предвоспевают Господа, освобождающего от смерти, изводящего души из ада и подающего душе и телу жизнь вечную…» Далее он говорит о важности добродетелей для получения сей вечной жизни и рассуждает о трудности их, особенно богатым; но всем можно, однако же, все исполнить. После – о воскрешении Лазаря, где проявилось Божество Христово. А затем уже о входе. «Почти все… вышли Ему навстречу, как ЖИВОТВОРЦУ И ПОБЕДИТЕЛЮ СМЕРТИ… взявши вайя». «Осанна» – это песнь, воссылаемая к Богу, и значит; «спаси, Господи». А присовокупление: «в вышних» показывает, что Его воспевают не на земле только и не человеки только, но и в вышних ангелы небесные… Словами же: благословен грядый во имя Господне показали, что Он – ОТ БОГА, И ИДЕТ ВО ИМЯ ОТЦА ( Ин. 16:28 ). А словами: благословенно грядущее царство отца нашего Давида показали, что Царство есть такое, в которое, по пророчеству, будут веровать и язычники, и римляне. Ибо Царь сей не только есть надежда Израиля, но и ожидание языков…» «Дивно, что… отроки и неученые, воспевая ангельскую песнь, устами совершенно благословили Бога, нас ради воплотившегося; ибо как ангелы при рождении Христа воспели: слава в вышних Богу и на земли ( Лк. 2:14 ); так и сии ныне при вшествии Его воссылают оную песнь: осанна Сыну Давидову, осанна в вышних…« Начало и кончание дела Христова: РОДИЛСЯ, чтобы ПОСТРАДАТЬ за нас. А то и другое, что СПАСТИ людей, то есть возвратить их «в вышнее» Царство, – даровав им еще на земле мир с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Прочитайте-ка в Четь-минеях в Священном сказании об Её всечестном Успении и увидите там, что Пречистая Богородица, посетившая четверодневно-умершего, а затем воскрешенного Господом Спасителем, Лазаря, бывшего в это время Епископом на острове Кипре, дары ему принесе – и какие же дары – омофор и нарукавницы (т. е. поручи), яже Сама содела нарочно его ради. А вот и вы рукодельничаете тоже – и омофоры, и поручи, и поясы, и митры, и воздухи, ризы на иконы и пр., и таким образом выходите, как ученицы и подражательницы Самой Пречистой Богородицы. Так вы и представляйте себя как бы в Её присутствии и под Её руководством. Для этого же вот что вы делайте. Когда все дружно рукодельничаете, то в это же самое время вы по временам воспевайте священные песни в честь Пресвятой Богородицы с-обща все, кто как может и умеет, например, Достойно есть величати Тя, Богородице, – Архангельский Глас вопием Ти, Чистая.., – Взбранной Воеводе победительная, – Достойно есть, яко воистину, – Заступнице усердная и др., какие знаете священные песни наизусть. Вот уж тогда-то вы воистину будете ученицы- рукодельницы как бы под Ея научением, подобно как теперь занимаетесь под личным научением нашей доброй матушки-Игумении. Ведь и она тоже с детских лет научалась этим священным рукоделиям; вы ей и подражайте… И из вас, Бог даст, которая-нибудь сподобится этого же звания. Весь этот рассказ я слышал из уст бывшей (скончавшейся в 1880 г. 18-го Ноября) Игумении Анфии, о которой в Историческом же описании Казанско-Богородицкого «Девича» Монастыря говорится так: «настоящая Игумения Анфия 171 пользовалась особенным расположением Игумении Евпраксии. Она была в числе первых её учениц и оказалась самою лучшею мастерицею в вышиваниях золотом, жемчугом с каменьями, шелком и, в частности, в украшении икон, и во всю жизнь подражала строгим правилам жизни своей покровительницы Игумении Евпраксии, которая сама была её духовною матерью при пострижении в монашество; а наконец, спустя 20-ть лет после выхода Игумении Евпраксии на покой (в 1847 г.) в Симбирский Спасский Монастырь, в котором она была в своё время Настоятельницей, – монахиня Анфия, бывшая около 20-ти лет Казначеей, поставлена была Игумениею Казанского Монастыря – (в 1867 г.) новоприбывшим тогда высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Прошли века со дня этого чуда, а мы ещё и сейчас, братия и сестры, слушая Евангельское повествование об этом чуде, слышим в своих сердцах царственно и властно звучащий голос Божественного Чудотворца: Лазарь, гряди вон ( Ин. 11:43 ). Мы и сейчас также хорошо представляем и как бы сами переживаем потрясение умов и сердец у окружающих (гроб Лазаря) людей, когда увитый белыми пеленами мертвец, вдруг ожил и появился среди них. Для чего всё это было так наглядно совершено? Для того чтобы промыслительно показать, что такое чудо может совершить только Сын Божий и что, совершив его над одним умершим, Он может совершить такое же чудо в день он и над всеми остальными людьми. В тропаре Лазаревой субботы святая Церковь ясно выражает это: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». «Как Лазаря Сын Божий, воззвав из гроба, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – так и тебя воззовёт и воскресит, чтобы поставить одесную Себя 48 . Чудо воскрешения Лазаря явилось также подготовкой апостолов к их вере в грядущее воскресение Самого Спасителя. В стихирном самогласне Лазаревой субботы святая Церковь указывает и на это: «Господи, уверити хотя учеников из мертвых Твое воскресение, на гроб Лазарев пришел еси...» Для еврейского народа воскрешение Лазаря было подготовкой к всенародной торжественной встрече Его при входе в Иерусалим ( Ин. 11:50; 12:12–15 ). Для врагов Христа оно послужило последним толчком к окончательному решению убить Его ( Ин. 11:53 ). Какое же значение, братия и сестры, имеет для нас лазарево воскресение? Кроме общего значения (как залога нашего воскресения) это событие имеет и особо назидательное для каждого из нас. Святая Церковь в течение Великого поста призывала нас «подвигом добрым подвизатися», пробуждаться от тяжкого сна греховного. Она располагала нас взывать к своей душе! «Душе моя, душе моя! Восстани, что спиши, конец приближается!» На исходе поста, пред лицом приблизившихся страстей Господних, она призывает каждого из нас глубже взглянуть в свою душу, в её мертвенность и смердность и громким голосом воззвать к ней: Гряди вон, удались, душа моя, от смертных и смрадных дел своих, отдайся очистительным и животворным переживанием страстей Господних, будь в эти дни с Господом, не оставляй Его своим состраданием и молитвенным общением. Это так спасительно для тебя самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Сообщая ученикам о смерти Лазаря, Спаситель говорит: И радуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо ( Ин.11:15 ). Подобно тому как в момент Преображения на Фаворе Он «показал ученикам Своим славу Свою» 311 , чтобы они не соблазнились, когда увидят его распинаемого, так и здесь, идя на вольную смерть, Он показывает Себя Победителем смерти, воскрешая четверодневного мертвеца, дабы утвердить веру в Его Божественное всемогущество и уверить учеников Своих в будущем Своем Воскресении, и всех – в общем воскресении мертвых. «А так как “начатком” общего воскресения является Воскресение Христово, то Господь воскрешением Лазаря уверял и Свое Воскресение» 312 . Поэтому, как показание грядущей судьбы всего человечества, доказательство общего воскресения мертвых, чудо это и было совершено не только для учеников, но и «народа ради». И дабы не было сомнений у тех, кто не присутствовал и не мог видеть самого чуда, оно и воспроизводится во всех деталях как в Евангелии, так и на иконе. По евангельскому повествованию, чудо воскрешения Лазаря предшествовало торжественному входу Господа в Иерусалим, который, в свою очередь, явился как бы предначатием Его страданий и последующего за ними Воскресения. Поэтому Воскрешение Лазаря, Лазарева суббота, празднуется в канун Входа Господня в Иерусалим. Воспоминания об этих событиях переплетаются в службе обоих праздников, и здесь торжество воскрешения Лазаря сливается с триумфом Входа Господа в столицу Иудеи. Поэтому и тропарь является общим для этих двух праздников: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Россия. XVI в. Иконы Входа Господня в Иерусалим обычно отличаются большой торжественностью и праздничностью, что вполне соответствует характеру самого праздника, который, преодолевая сосредоточенно-строгое настроение Великого поста, является предварением пасхальной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Среди исторических вопросов, встающих перед исследователем Нового Завета, одним из самых трудных является вопрос о воскрешении Лазаря ( Ин.11 ). Как известно, о воскрешении Лазаря повествует только Иоанн, а синоптики этого события даже не упоминают. Молчание синоптиков вызывает недоумение не только потому, что с чудом воскрешения разлагающегося мертвеца не может сравниться ни одно из чудес Христовых, рассказываемых у синоптиков, но и потому, что четвертый Евангелист прямо свидетельствует о том, какое решающее влияние это чудо оказало на исход земного служения Христа Спасителя: для Иоанна воскрешение Лазаря есть ближайший повод к выступлению против Господа иудейских начальников, закончившемуся Его крестной смертью ( Ин.11:47–53 , Ин.11:57 , Ин.12:10–11 , Ин.12:17–19 ). Левая критика, констатируя это различие, решает его просто. – Чудо воскрешения Лазаря не принадлежит к истории. Его измыслил автор четвертого Евангелия, для которого оно имеет значение чисто-символическое. В лучшем случае, это чудо, с проистекающими из него следствиями, может быть понято, как развитие древнехристианским преданием мотива притчи о богаче и Лазаре. На Лазаре четверодневном исполняются слова Авраама богачу ( Лк.16:31 ) – Мертвец воскрес, но и ему не поверили. Это отрицательное решение вопроса связано с общей оценкой четвертого Евангелия, как исторически недостоверного; оценкой, имеющей и в наше время убежденных защитников среди либеральных ученых. Но движение науки показывает, что даже для либеральных исследователей эта общая оценка не является в настоящее время столь бесспорной, как она была в XIX веке, и в защиту исторической достоверности воскрешения Лазаря можно тоже привести серьезные соображения 1 . Если чудо воскрешения Лазаря не упомянуто у синоптиков, то есть чудеса, рассказанные у синоптиков и не встречающиеся у Иоанна. И, прежде всего, это относится к чудесам воскрешения. Иоанн не повествует ни о чуде воскрешения дочери Иаировой, о котором рассказывают все три синоптика ( Мф.9:18–26 , Мк.5:22–43 , Лк.8:41–56 ), ни о более поразительном – чуде воскрешения несомого на погребение сына вдовы Наинской, о котором рассказывает ( Лк.7:11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

А что же Лазарь? Душа его восходит к жизни, возвращается в собственное тело, которое вновь делается целым и нетленным – всемогущей силой воскрешающего и восстанавливающего его в прежнем состоянии Господа. По словам святителя Амфилохия Иконийского , «ад, пораженный в самые недра, отпустил Лазаря. Душа Лазаря, вновь возвращенная и призванная святыми ангелами, соединилась с собственным телом». По мысли святых отцов, Лазарь, воскресая, как бы вновь, во второй раз рождается для земной жизни. Но теперь он вступает в этот мир не через посредство женского чрева; он выходит из глубин гроба, который парадоксальным образом оказывается для Лазаря некоей новой материнской утробой. Гроб, прежде вмещавший в себя одну лишь мертвенность, сделался для Лазаря началом и источником жизни. Прежде истлевавшее и разлагавшееся тело Лазаря вышло из этой родившей его могилы до такой степени целостным и обновленным, что его можно было бы уподобить телесной новизне вступающего в мир новорожденного ребенка. Даже то, что Лазарь вышел из гроба накрепко завернутым в погребальные пелены, может напомнить нам о спеленутых только что появившихся на свет младенцах. Преподобный Исихий Иерусалимский пишет об этом так: «Гроб отпустил и Лазаря, но тот, вызываемый таким образом, поспешил привлечь всеобщее внимание к своему бегу: он, который, будучи завернут в пелены, четыре дня разлагался во гробе, с внутренностями, по большей части изъеденными червями, утративший всю стройную целостность тела, имеющий свидетелем тления зловоние гроба. Но благоухание Жизни перековало разлагающиеся внутренности, и гроб для лежащего [в нем] соделался материнской утробой, и, как посеянный во чрево, а не в могилу, заново созданный, выскочил вон Лазарь, ветхий и новый человек… О, новое чудотворение! Гроб ради нас носил во чреве человека, предназначенного для жизни, в погребальных одеяниях как бы некоего младенца, обернутого в пелены». Воскресший Лазарь и свидетели чуда Звучат властные слова Христа: Лазарь! иди вон ( Ин. 11: 43 ), и воскресший тотчас же выходит из гроба. Говоря об этом, святитель Иоанн Златоуст восторженно восклицает: «…разложившийся встал, сгнивший стал чувствовать, мертвец повиновался, связанный побежал, и оплакиваемый запрыгал».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Властное слово Богочеловека нанесло сильнейший удар по крепости царства ада и освободило из его плена душу Лазаря. Воскрешение мертвого, разлагающегося тела показывает образ будущего воскресения людей для бессмертной жизни, которое последует после Второго Пришествия Христова. В другой стихире говорится: «Го€споди, уве€рити хотя€ ученико€м Твои€м из ме€ртвых Твое€ Воскресе€ние, на гроб Ла€зарев прише€л еси€: и возгласи€вшу Ти сего€, ад плени€ся, и отпусти€ четверодне€вна, вопию€ща Тебе€: благослове€нный Го€споди, сла€ва Тебе€». Разберем этот текст в русском переводе. Спаситель укрепляет веру Своих учеников. Скоро Ему Самому предстоит Крестная смерть. Воскрешая четверодневного (то есть умершего четыре дня назад) Лазаря, Он этим показывает возможность и Своего собственного Воскресения. Если уж ад отдает пленника, то только потому, что получил сильный удар от своего Могучего Противника. Значит, не одолеть ему Иисуса Христа. Эти же мысли возвещает и кондак праздника: «Всех ра€дость Христо€с, Истина, Свет, Живо€т (Жизнь), и ми€ра воскресе€ние, су€щим на земли€ яви€ся Свое€ю бла€гостию, и бысть о€браз Воскресе€ния, всем подая€ Боже€ственное оставле€ние». Христос Спаситель несет радость всему миру, всем, кто Ему поверит и доверится. Всем воссияет вечный Свет Христовой Любви. Всем им дается освобождение от грехов и власти ада. На праздничной утрени после Евангельского чтения поется, несмотря на то, что праздник в субботу, воскресная песнь Спасителю: «Воскресе€ние Христо€во ви€девше…» Ведь воскрешение Лазаря явилось прообразом скорого Воскресения Иисуса Христа из мертвых и Его полной победы над силами ада, зла и смерти. Вопросы: 1. Что произошло с Лазарем? 2. Почему ад отпустил из плена душу Лазаря? 3. Какое значение для нас имеет воскрешение мертвого, пролежавшего во гробе четыре дня, Лазаря?   32. Икона праздника Воскрешения праведного Лазаря На иконе праздника изображен Господь со Своими учениками в Вифании. Перед Ним на коленях в мольбе и скорби сестры Лазаря: Марфа и Мария.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения. В строгом соответствии с евангельским повествованием и Богослужебный устав нашей Православной Церкви указывает праздновать воскрешение Лазаря в субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, и устанавливает между этими праздниками самую тесную связь. Для них обоих назначен один тропарь ( " Общее воскресение... " ). Да и вообще в службе этих праздников оба воспоминания как бы переплетаются между собою. Вместе с тем службы этих двух праздников являются как бы прологом к службам Страстной седмицы и предвестниками Светозарной Пасхи. Не останавливаясь на одной исторической связи воскрешения Лазаря с последними днями земной жизни Господа и с Его Воскресением, Церковь в своем богослужении раскрывает и идейную связь между этими событиями. Воздвижением Лазаря из мертвых Господь " прежде Своея страсти " хотел " уверить " (доказать, что непременно будет) общее воскресение. А так как " начатком " общего воскресения является Воскресение Христово, то Господь воскрешением Лазаря уверял и Свое Воскресение. Подобно тому как на Фаворе Господь " показал ученикам Своим славу Свою " , чтобы они не соблазнились, когда " узрят Его распинаема " , так и теперь, ввиду предстоящих страданий, Господь явил Себя " Победителем смерти " , чтобы страдания и крестная смерть потом не могли затмить в учениках веры в Воскресение Христово и за ним в будущее общее воскресение. Воскрешение Лазаря, таким образом, есть доказательство Божества Христова и того, что Он есть " Господь живых и мертвых " . Тесная связь - и историческая, и идейная - Лазарева воскресения и Воскресения Христова не должна, однако, закрывать для нас существеннейшей разницы между этими двумя событиями, разницы, делающей их явлениями - каждое совершенно, почти до противоположности особого порядка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они были преисполнены восхищением и ликованием. Более того: они оказались готовы признать во Христе Мессию, пришествия Которого столь долго чаял богоизбранный еврейский народ. Они с трепетом и восхищением ожидали Его входа в Иерусалим, надеясь встретить и обрести в Нем Освободителя, Царя и Спасителя… Воскрешение Лазаря: призыв к воскресению души христианина Следует упомянуть еще об одном важном аспекте понимания святыми отцами, авторами гомилий на Лазареву субботу, чуда воскрешения Лазаря. Святые отцы осмысливают значение этого события не только как исторического евангельского факта, но и как обращенного к нам духовного призыва: внутренне воскреснуть душой – по образу восставшего из глубин смертной тени Лазаря – и взойти к подлинной святой жизни во Христе. «С Лазарем восстанем от мертвых дел…» – призывает нас святитель Софроний, патриарх Иерусалимский. Как же мы можем со-воскреснуть вместе с Лазарем? Объясняя это, святые отцы иносказательно истолковывают личность Лазаря – или как символ нашей людской природы в целом, или как образ человеческого ума. Под сестрами Лазаря Марфой и Марией они подразумевают людскую плоть – «Марфа» и душу – «Мария». Плоть – «Марфа» – действует в нас посредством дел; а душа – «Мария» – посредством волений, мыслей. При этом наша природа и наш ум, порабощенные ныне грехом как властью подлинной духовной смерти, – по сути мертвы и потому нуждаются в духовном воскресении, подобном евангельскому воскрешению Лазаря. Конечно же, воскресить нас может только один Господь. Но и наши собственные душа и тело – «Мария» и «Марфа» – могут сыграть в этом немаловажную роль, стяжая своими добродетелями Божественную любовь и настойчиво призывая Спасителя воздвигнуть нас от духовной смерти. Так святитель Андрей Критский , видя в Лазаре некий символический образ всей целостной человеческой природы, обращается к каждому из нас, говоря о нашем призвании к духовному воскресению во Христе: «сделайся другом Господу. Имеешь и ты сестер: душу и плоть. Подружи их со Христом, чтобы, когда ты умрешь, они, подобно Марфе и Марии, послали к Иисусу, одна – мысли, другая – дела, сказать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен ( Ин. 11: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010