Страстная седмица с Лазаревою субботой и неделей Ваий, или поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до Великой Источник 1. Суббота Лазарева. О воскресении Лазаря Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый ( Ин.11:43–44 )   Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всею подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти своей ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Почему всемощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дня тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и Святая Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения. Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим. В ознаменование предпразнственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим. Друг Христов Лазарь, родом еврей, по образу учения и жизни Фарисей, был из числа тех немногих израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь ( Деян.26:7 ), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы ( Лк.2:25 ). Вифания, место рождения и жительства Лазаря, была в предместии Иерусалима в расстоянии пятнадесяти стадий (около трех верст), от чего Христос часто приходя во Иерусалим, не проходил и Вифании, где Он имел истинных друзей. Подробности жизни Лазаря священными повествователями умолчаны. Но нельзя умолчать, нельзя не подивиться, как Лазарь удостоился толь великой чести, что соделался другом Самого Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Не трудно по видимому было в духе веры и любви сделаться другом Друга всех человеков, другом Того, Который сам искал ищущих Его и предварял приближением приближающихся к Нему. Но здесь разумеется не дружество благости, приемлющее мытарей и грешников ( Мф.11:19 ). Лазарь был в собственном смысле другом Христовым – так, что в Евангелии исключительно Лазарю усвояется название друга Христова. Лазарь друг наш успе ( Ин.11:11 ), так называет Лазаря Сам Спаситель, – называет своим и общим всех учеников своих другом: Лазарь друг наш успе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В то же самое время легкость воскрешения Лазаря словно указывает на то, что он не воск­рес, а восстал, был не «мертвецом» ада, а его «хранителем» 25 . Иначе пропадает смысл воскресения Спасителя, единственного и неповторимого основания для спасения мира. В Лазаре — «залог», во Христе — «совершенство» 26 . Лазарь воскрешается, чтобы стать «свидетелем» воскресения Бога Слова, по слову свт. Василия Селевкийского: «Лазарь, изыди вон. Выйди из гроба, отложив смерть, стань после смерти свидетелем Моего воскресения. Покажи делом твое призвание, явившись из гробницы» 27 . Воскрешение Лазаря — повод прекратить плач и начать пир 28 . Воскрешение Лазаря — это победа над адом 29 . Постепенно в византийской традиции воскрешение Лазаря приобретает все более универсальные черты и предварительно берет на себя смысл грядущего воскресения 30 . Толкование прошлого в свете настоящего бого­воплощения приобретает особое значение в связи с тем, что Лазаря воскрешает Сам Богочеловек в преддверии Своего воскресения: «И возопил гласом великим Иисус: Лазарь, ­выйди вон. Вышел, связанный пеленами. Не­ужели передвинувший горы в сердцах морей не сможет словом отвалить камень? Жало смерти сокрушивший и врата ада разбивший не сможет и узы одеяний расторгнуть?» 31 « " Лазарь, изыди вон " . Выйди из уз и перей­ди от мрака. Выйди ко дню и оставь ночь. Спеши к жизни, призываемый Жизнью. Стань ликующим участником радости, ибо прекратилось бытие плача» 32 . Так пишет в специальном праздничном слове прп. Исихий Иерусалимский, который дальше добавляет, что все оковы и узы ада пали 33 . Но это падение уз — предварительное, расширительно понимаемое, дабы подчеркнуть силу и значение хоть и малого, но воскресения. Воскрешение Лазаря имеет миссионерский смысл — как знамение и для собрания иудеев, и для собрания эллинов 34 , то есть это ключевое событие, способное полностью изменить сознание дохристианского человечества в эпоху пришествия Христова. Данный смысл сохранится и в веках — как универсальный, способный показать душам сомневающихся силу Богочеловека Христа через двойное чудо восстания и движения Лазаря: «Человек умер и погребен и, когда провед во гробе четыре дня, попросили Христа его сестры. И Христос говорит ему: Лазарь, изыди вон. И тотчас вышел из гроба умерший и шел, будучи связан по рукам и ногам. Ибо таков был обычай погребать у иудеев. И к чуду его восстания добавилось чудо его движения. Но для чего и это? Чтобы люди, увидев, как Он воскрешал бывших мертвецов, но и четверодневного, поняли, что Он есть Владыка жизни и смерти…» 35

http://patriarchia.ru/db/text/5801964.ht...

И поем тропари воскресные: «Благословен Ты, Господи: Ангельский сонм изумился:» После них Седален, глас 5. Подобен: «Слово, безначальное:» Источник мудрости и предведения, в Вифанию прибыв,/Ты бывших с Марфою вопрошал, взывая:/«Где положили вы друга Моего Лазаря?»/Прослезившись над ним из сострадания,/мертвого уже четвертый день/воскресил гласом Своим, человеколюбивый и милосердный,/как жизни Податель и Господь. Слава, и ныне: повторяем то же. Также поем: «Воскресение Христово:» и читаем псалом 50. Евангелие же читается только в храме святого Лазаря. Затем чтение толкования дневного Евангелия от Иоанна: слово 63 и 64. Канона два: до шестой песни – творение преподобного Феофана, а затем начинаем четверопеснец. Первый канон с ирмосом на 8, другой же – на 6. Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воспоем Господу,/проведшему народ свой через Красное море,/ибо Он один славно прославился. Лазаря умершего/мановением Божественным Ты воскресил,/как поистине Создатель,/и владеющий сокровищницей жизни, Человеколюбец. Словом четверодневного Лазаря/Ты воскресил, бессмертный,/разрушив Своею мощью/темновидное царство ада. Всем явил Ты познание/пребожественного Божества,/из мертвых воздвигнув/четверодневного Лазаря, Владыка. В сей день Вифания предвозвещает/Воскресение жизни Подателя Христа,/о воскрешении Лазаря ликуя. Иной канон, творение Иоанна монаха, глас 8 Ирмос: По воде пройдя: Прежде из небытия/приведший все Свое творение,/и знающий сокровищницы сердец,/Ты ученикам предсказываешь, как Владыка,/Лазаря успение. Подлинно облекшись от Девы/в естество человеческое, Христе,/вопрошал Ты, узнать желая/о месте погребения Лазаря, как Человек,/как Бог в неведении не пребывая,/о том, где он лежал. Слава: Удостоверяя воскресение Свое, Слово,/Ты воистину как от сна любимого Тобою воскресил/– уже смердящего, четверодневного мертвеца из гроба. И ныне, Богородичен: Полки Ангелов и смертных/Тебя, не познавшая брака Матерь,/восхваляют непрестанно:/ибо Ты их Создателя, как Младенца,/во объятиях Своих носила. Катавасия: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/«Избавителю и Богу нашему воспоем!»

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал. Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно как четыре дня он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, составы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло. Зная это, они смутились, когда увидели воскресшего Лазаря целым, здравым, совершенным, только что созданным, сияющего возвращенной жизнью. Они едва не лишились чувств, поскольку не находили слов для объяснения и не знали, как им оклеветать воскресение Лазаря, поскольку Господь учинил это» (Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря). так? Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей «Беседе о чудесах и знамениях» пишет «Существенный деятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой. Иначе действует слово, и иначе знамения. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. Последствия подействовавшего слова сильнее, определеннее, нежели последствия от действия знамений. Когда действуют вместе и слово и знамения, тогда действие знамения остается как бы непримеченным, по причине обильного действия от слова». (Игнатий Брянчанинов, святитель. Собр. соч. М., 2001. Т. 4: Проповеди. С. 377-378). что пишет прп. Андрей Критский в своей «Беседе на Четвертодневного Лазаря»: «Христос предвидел, что больной непременно умрет. И потому, желая отклонить сомнения от людей подозрительных, отсрочивает на некоторое время путь свой, ожидая, пока он испустит дыхание, и погребен будет».

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Как Всецелящий Врач души и тела идет Христос ко гробу «спящаго» Лазаря как и раньше к одру «спящей» девицы, дочери Иаира и пробуждает его. Это чудо Любви есть вместе с тем и знамение. Ибо полнота воскресения наступит в последний день. Знамением Каны Галилейской начал Господь свое служение и знамением Лазаря закончил его, для того, чтобы после этого отдать Самого Себя в жертву, и осуществить во всей полноте и брак свой с Церковью и блаженство Воскресения, соединив их в одно. Поэтому Церковь и приветствует воскресение Лазаря тропарем, поющимся в Субботу св. Лазаря: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже, тем же и мы яко отроцы победы знамение носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». (Перевод. «Удостоверяя общее воскресение, Ты воздвиг из мертвых Лазаря, Христе Боже. Посему и мы, как дети, несущие знамение победы, вопием Тебе, победителю смерти: Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне»). Основная мысль Богослужения субботы св. Лазаря идет по двум направлениям: изображаются детали этого таинственного события и утверждается Богочеловечество Иисуса Христа. Печаль и слезы Христа суть как проявление человеческой природы; прозрение Лазаревой болезни, смерти и воскрешение четверодневнаго, смердящаго мертвеца – проявление Божеской природы, Божеского всезнания и всемогущества. (Приводим соответствующий текст. Перевод. «Прежде приведший всякую тварь из небытия в бытие и знающий сокровенное в сердце, Ты предсказываешь ученикам, как Владыка, смерть Лазаря»). На утрени праздника Входа Господня в Иерусалим освящаются и раздаются «ваия», т.е. финиковые или пальмовые ветви, у нас заменяемыя вербой, как ранее других деревьев, развивающей свою почку. Стояние с этими ветвями и с зажженными свечами есть воспоминание торжественного входа Царя Славы на вольныя страдания и таинственное участие в этой встрече. Упоминание о празднике Вайи мы находим уже в беседах и поучениях св. Амвросия Медиоланскаго , св. Иоанна Златоуста и св. Епифания Кипрского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По свидетельству Печской летописи того времени, оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, все отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря княгиня Милица. Мощи св.Лазаря в Раванице Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в храме Вознесения Господня. Здесь оно почивало вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III Чарноевичем в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватскими фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря вновь были перенесены в Раваницу. Благоверная супруга Лазаря княгиня Милица с трудом управляла сербской страной, так как ее сыну Стефану было только неполных 12 лет. К ней в Крушевац прибыло посольство Баязида с принуждением к миру и условием, что княгиня пришлет к нему свою младшую дочь Оливеру. Для того чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения, княгиня была вынуждена согласиться и отправила свою дочь Баязиду при условии, что она никогда не переменит своей христианской веры. В 1393 году Милица передала власть своему сыну Стефану, а сама поселилась в построенном ею монастыре Любостине и приняла монашеский постриг с именем Евгения.

http://pravoslavie.ru/40145.html

Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5. Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 8. праздника. Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 7. же. Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое. Сирин, преподобный. О воскресении Лазаря. Цит. по :  Барсов. М.  Толкование. С. 293. Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века. Киев, 1887. Т. 2. Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 424. не знал место Владыка каждого места? Знал Он место, но сделал так, чтобы все были вынуждены вновь последовать за Иисусом, чтобы, увидев воочию воскресение, стать неложными вестниками» (см.: Амфилохий Иконийский,  святитель. Слово на воскрешение Лазаря). Кто разрешил душу от уз смерти, разрушил врата ада, сокрушил врата медные и двери железные, Тот, освободив душу от уз смерти, неужели не мог освободить мертвого и от погребальных пелен? Конечно, мог; но Он повелевает иудеям развязать пелены, которыми они обвили Лазаря при погребении, чтобы они признали эти пелены, и на основании того, что сами сделали, убедились, что это тот самый Лазарь, которого они приготовляли к погребению, и что здесь — Христос, пришедшей в мир по благоволению Отца, имея власть над жизнию и смертию» (см.:  Иоанн Златоуст,  святитель. Против аномеев слово девятое). То же говорит в своей «Беседе» преподобный Андрей Критский: «Чтобы не могли ничего сказать коварные иудеи, самих их заставляет развязать Лазаря, как бы так говоря: собственными руками вы развяжите его, и будьте свидетелями чуда». А обобщает Евфимий Зигабен: «Но для чего Иисус Христос не воскресил Лазаря, когда лежал камень при гробе? Для того, чтобы самыми важными свидетелями чуда были те, которые отняли камень и первыми почувствовали сильный запах трупа. Поэтому-то Иисус Христос не воскресил Лазаря заочно, но пришел в сопровождении многих на гроб, воскресил его, обвитого погребальными пеленами и платком, и повелел развязать, чтобы истина этого несказанного чуда была засвидетельствована чрез все это, и чтобы опять не возникло какое-либо сомнение, как относительно исцеления слепорожденного» (Евфимий Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна).

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

А то, что я сказала, что литургия совершается утром ради них, так это не потому, что причащаются одни они, но причащаются и все, кто хочет причаститься в этот день в Воскресении. И в течение этих недель совершается бдение в Воскресении от вечернего часа пятницы, когда приходят с Сиона с псалмопением, до утра субботы, когда совершается литургия в Воскресении. То же что в первую неделю четыредесятницы, совершается и во вторую, третью, четвертую, пятую и шестую. Когда же наступает седьмая, то есть, когда вместе с ней до пасхи останется две недели, ежедневно совершается все так же, как и в истекшие прочие недели; только бдение, которое совершалось в эти недели в Воскресении, на седьмой неделе в пятницу совершается на Сионе, по обряду тех бдений, которые в течение шести недель совершались в Воскресении. Во всех них всегда поются псалмы и антифоны, все приличные как месту, так и дню. И когда наступает утро, в рассвет субботы, служит епископ и совершает литургию так, чтобы отпуст был в субботу утром. Потом архидиакон возглашает, говоря: «будем все сегодня в седьмом часу готовы у гроба Лазаря». И затем, при наступлении седьмого часа, все сходятся к гробу Лазаря. А гроб Лазаря, то есть Вифания, находится приблизительно на второй миле от города. По пути из Иерусалима ко гробу Лазаря, приблизительно в пятистах шагах от этого места, есть на дороге церковь в том месте, где Мария, сестра Лазаря, встретила Господа. И когда приходит туда епископ, выходят там к нему на встречу все отшельники, и входит туда народ: поется там одна песнь и один антифон, и читается соответствующее место из евангелия, где сестра Лазаря встретила Господа. Затем, по произнесении молитвы и благословения всех, идут оттуда ко гробу Лазаря с песнопениями. Когда же придут ко гробу Лазаря, собирается там такое множество, что не только это место, но и окрестные поля наполняются народом. Поются песнопения, также и антифоны, приспособленные дню и месту; читаются также и чтения, приличествующие дню. И затем, когда бывает отпуст, возвещается пасха: то есть пресвитер восходит на возвышенное место и читает то место, где написано в евангелии: «Иисус же прежде шести дней пасхи прииде в Вифанию» и прочее. И так, по прочтении этого места и возвещении пасхи, бывает отпуст. А это совершается в этот день потому, что, как писано в евангелии, это произошло в Вифании прежде шести дней пасхи: а от субботы до четверга, когда после вечери ночью был взят Господь, считается шесть дней. И так все возвращаются в город, прямо в Воскресение, и там бывает вечерня по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходя из этого, мы излагаем позицию Штейнера и его учеников. Следует отметать, что в научно–теологическом исследовании имеются единственные только их голоса, которые делают возможным сопоставление Иоанна через Лазаря, кое-что обозначал Оскар Кульмат, К. ф. Вистанхаузен на своих страницах. Поводом для этого есть то, что Иисус Лазаря «любил» ( Ин.11:3,36 : philein; Ин.11:3 : agapan). Основой для этой предпосылки было то, что Лазарь сравнивался с «учеником, которого любил Иисус» ( Ин.13:23–26; 19:26; 20:3–10; 21:7–24 ; «bio mathetes hon egapa»), который в Ин.21:20–24 обозначался как автор Евангелия от Иоанна. Но это сравнение довольно неубедительно. Во-первых, Лазарь нигде не обозначался как «mathetes». Во-вторых, «agapan» касается не только Лазаря, а Иисус «agapan» относил ко всем Своим ученикам ( Ин.13:1.34; 15:9 ), да, наконец, ко всем людям ( Ин.3:16 ; Ин.11:5 : «Иисус любил Марфу, сестру ее и Лазаря»); так исключается особенная характеристика юноши через употребление Agapan. В-третьих, где речь идет о самом Лазаре, употребляется не «agapan», а «philein» использовалось, что обозначало выражение дружественных отношений, – хотя и это касалось не только Лазаря, но также и всего круга учеников ( Ин.11:3.36 : «ho philos hemor»). Четвертое: ученик, которого любил Иисус, нигде не упоминается по имени, поэтому считать, что это был Лазарь, по крайней мере, несерьезно. Как еще одна предпосылка для отождествления Лазаря и «ученика, которого Иисус любил», был назван факт, что ученик, которого любил Иисус «...впервые после воскресения Лазаря. В главах 11 и 12 еще идет речь о Лазаре, потом это имя неожиданно исчезает, а в Ин.13:23 выступает впервые «ученик, которого Иисус любил». Это никак не есть поводом для того, чтобы продолжить идентичность между этими двумя. Во-первых, исходя из уже названных аргументов. Во-вторых: изречение «ученик, которого любил Иисус» в Ин.13:23 было введено через свою усложненную форму изложения (en anaheimenos heis er ton mathelon autou), что едва было бы понятным, если бы он широко подробно описывал Лазаря. В-третьих, в Евангелии от Марка есть параллельный доклад, где речь идет о «двенадцати», которые последний раз принимали участие с Иисусом ( Мк.14:17 ). К этому кругу Лазарь не принадлежал. Четвертое: мы коснемся ( Ин.12:10 ), где упоминается Лазарь, как отдельная личность. Тогда остается лишь неясно, почему он, будучи «любимым учеником Иисуса», неясно пребывает во всех событиях, происходящих на Голгофе ( Ин.19:26–28 ). (Это встречалось бы подобно тому, как «ученик, которого любил Иисус» с «другими учениками») и при этом был бы свидетелем процесса казни Иисуса ( Ин.18:15 , Ин.1:40 ); таким образом, всякая идентичность между учеником и Лазарем полностью исключается. Это есть лишь гипотезой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/antropos...

Русский перевод дает: «Иисус же опять скорбя внутренно» 1154 : μβριμμενος, «fremens apud semet ipsum“ (Bibi. Sacr). «взволнованный внутренно», идет ко гробу Лазаря. Все взоры устремлены на Владыку жизни и смерти: «Се, (говорил Симеон Богоприимец) 1155 лежит сей на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо». Последний раз давал Господь Иудеям время покаяться и уверовать. Владыка жизни и смерти предлагал им жизнь или смерть вечные, в знамении великого чуда воскресения Лазаря, к вере или к неверию их. Ин.11:39 . Глагола Иисус: возмите камень. Глагола ему сестра умершего Марфа: Господи, уже смердит: четверодневен бо есть. Ин.11:40 . Глагола ей Иисус: не Рех ли ти, яко аще веруеши, узриши славу Божию? Марфа при великой вере своей не могла ожидать однако такого великого чуда как восстание живого из тлевшего уже трупа. И воскрешение дочери Иаира, и воскресение сына вдовы в Наине были то же самое чудо возвращения творческою силою души в тело, получающее от Творца новую жизнь после его разрушения. Но в чуде воскресения отрока Наинового не было всех тех обстоятельств, которые особенно поражали присутствовавших при воскресении Лазаря, не было толпы злобствующих Иудеев, ожидающих со вниманием знамения и тление не было так заметно. При чуде воскресения дочери Иаира Господь даже нарочно старался умалить значение чуда, говоря при входе в дом: «она не умерла, но спит». Но те чудеса были чудеса исключительно милосердия; это чудо воскресения Лазаря имело особую цель: «да прославится Сын Божий», как указал то Господь ученикам Своим (ст. 4). И здесь Господь говорит Марфе: «узриши славу Божию». Для семьи Лазаря и самого воскресшего радость воскресения была великая, но с одной стороны лишь земная, кратковременная. Но к этой радости обновления земной жизни для Лазаря и сестер его присовокуплялась высшая радость – радование человека, зрящего Господа. «Аз есмь воскрешение и живот», сказал Господь (25 ст.) и вот в очию человека на земле совершается деяние, не могущее оставить в сердце избранных тени сомнения, что они зрят Бога в смиренном образе человеческом. Для самого Лазаря и семьи его радость оживления отходит на второй план, ибо что значит эта кратковременная жизнь, когда впереди радостная жизнь вечная в Боге и у Бога? Посему-то воскресение Лазаря было не только делом милосердия; оно имело высшую цель: да прославится Сын Божий, «да прославится Отец в Сыне». А это прославление Бога всемогущего во Святой Троице покланяемого было изведение человечества из тьмы к свету истины и веры и дарование верующему жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010