Воскрешение Лазаря — это пример не только праведной жизни, но и святой смерти. Прп. Неофит Затворник обращается к Богоматери в день Ее Успения как к Той, Чья душа готова вступить в удел бессмертия по примеру святого Лазаря: «И тотчас приказывает душе как ее Творец Бог: Тебе говорю, душа пречистая, изыди!.. Мирно и искренне отделившись от святого тела, ­выйди!..» 36 Воскрешение Лазаря — это величайшее из чудес Ветхого и Нового Завета. В качестве предварительных выводов можно отметить следующее: • Эпизод воскрешения Лазаря стал одним из ключевых в евангельской истории. • Основной контекст для понимания события — христологический. • В описании воскресения Лазаря присутствует тонкая диалектика: с одной стороны, подчеркивается неравенство этого события воскресению Спасителя и грядущему воскрешению всех как дару, а с другой стороны, —  огромная близость. Описание воскрешения Лазаря в свете описания воскресения Христова подчеркивает теснейшую внутреннюю взаимосвязь этих событий. • Ин. 11, 43 является ключевым стихом описания. • Духовный смысл воскресения — преодоление греховной смерти. Аскетические интерпретации воскрешения Лазаря позволяют смело интегрировать данный эпизод в аскетическую и мистическую литературу православия. • Многогранные экзегезы стиха не противоречат друг другу и самому главному общему смыслу: вере в ключевой догмат православия — воскресение Спасителя. • Таинственная форма наречия-глагола подчеркивает живой, непосредственный характер призыва Спасителя, обращавшегося к мертвому как к живому. Изучение многосмысловой лексемы, занимавшее древних грамматиков, могло бы стать интересной темой для современных филологов, занимающихся вопросами экзегезы и богословия. В любом случае именно это слово стало связующей нитью данной краткой статьи.    ПРИМЕЧАНИЯ 1 Василий Великий, свт. Гомилия о благодарении//PG. 31, 228:30–33. Здесь и далее все библиографические ссылки на святых отцов приведены по веб-ресурсу: TLG on-line. 2 «Лазарь, изыди вон. И вышел четверодневный. Ты прокаженных очищаешь, мертвых воздвигаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудренней, чем дева, и ей ничего не отвечаешь. Что нового? Что странного? Что удивительного?» ( Иоанн Златоуст, свт. О Хананеянке [Dub.]//PG. 52, 454:30–35).

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

Ин.11:3 . Посласте убо сестре к нему, глаголюще: Господи, се, егоже любиши, болит. Ин.11:4 . Слышав же Иисус рече: сия болезнь несть к смерти, но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради. Ин.11:5 . Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря. Стих третий и пятый в совокупности объясняют, почему сестры Лазаря решились послать особого посланного к Господу Иисусу с известием о тяжкой болезни брата. Господь любил эту семью; уже это одно доказывает, что это была честная, безукоризненной жизни семья, с правдивым сердцем и с теплою верою в Господа. Мы вовсе не думаем сказать, что если бы Мария была грешницей, то Господь отвернулся бы от этой семьи, но мы думаем, что нет ни малейшего основания отожествлять Марию из честной семьи с блудницей 1132 . Посылая к Господу известие о болезни Лазаря, сестры его не присовокупляют никакой просьбы, предоставляя будущее Господу. Sufficit ut noveris, говорит на это место блаж. Августин, non enim amas et deseris 1133 . Но в сей посылке была немая просьба и Господь отвечает на мысли пославших. Господу конечно было все известно, но, оставаясь в пределах человеческой жизни, Он сначала выслушивает слова посланного, и тогда ответствует, дабы слова Его были переданы как утешение сестрам Лазаря посланным, имевшим немедленно возвратиться обратно. Господь ответствует: «болезнь эта не к смерти, а к славе Божией, да прославится Сын Божий». Вся 11 глава, как указывает св. Иоанн Златоуст 1134 имеет сие значение. И приостановка Господа в той местности, в которой Он находился, и прибытие Его лишь после смерти Лазаря, – имели целию глубже и сильнее запечатлеть в умах учеников и прибывших в Вифанию Иудеев значение чуда, величие Совершившего его и полное тожество Его с Отцем: «Аз и Отец едино есма», глаголал Он, и Иудеи взялись за камни, а здесь многие из тех же Иудеев будут присутствовать при событии, которое не может быть понято и названо иначе, как актом творчества. Слова Господа, сказанные в Перее, или заиорданской стороне, посланному, который должен был возвратиться в Вифанию двумя днями ранее Господа 1135 , должны были будить веру и в родственниках больного и в слышавших, и предложить вере сей испытание. Но слабым людям готовил Господь и великую радость, – не в одном воскресении Лазаря, ибо это было второстепенное чувство, а великая радость охватила сердца учеников и сестер Лазаря, когда они увидели славу Божию, осеняющую Господа Иисуса, и всякие колебания души их исчезли, как болотный туман рассеивается от блеска солнца:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

М. М. вместе с Пресв. Богородицей первой пришла к гробнице воскресшего Спасителя. После вознесения Господня она отправилась в Эфес к ап. Иоанну Богослову, где «преподобнически преставилась» (Ibid. Col. 834) и была погребена при входе в пещеру 7 Эфесских отроков. В кон. IX - нач. X в. по повелению имп. Льва VI Мудрого мощи М. М. были перенесены в К-поль, в монастырь прав. Лазаря. Там, а также в квартале Куратора близ площади Тавра, согласно Синаксарю К-польской ц., ежегодно совершался ее синаксис. С этим Житием согласуются сведения др. Синаксарей (напр., Минология Василия II - PG. 117. Col. 553), Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 1161z) и «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 91-92). Вопреки указанию хроники Георгия Амартола и Синаксарей о перенесении мощей М. М. (SynCP. Col. 658; Georg. Mon. Chron. 1904. P. 1105) более поздние хронисты начали смешивать ее с одноименной сестрой прав. Лазаря, т. к. естественно было бы предположить, что имп. Лев VI поместил вместе мощи родственников ( Theoph. Contin. P. 365; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2 P. 160; Scyl. Hist. 20. 5), а паломники усугубили эту путаницу: в «Анониме Меркати» упоминаются мощи М. М., прав. Лазаря, его сестер Марфы и Марии (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443), анонимный русский паломник кон. XIV в. сообщает о мощах М. М., прав. Лазаря и Марфы, дьяк Александр в «Хождениях» в 90-х гг. XIV в.- о мощах прав. Лазаря, Марфы и Марии, диак. Зосима в описаниях паломничества в 1419 г.- только о мощах Лазаря и Марии ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th-15th Centuries. Wash., 1984. Р. 139, 165, 183). Из сообщения рус. игум. Даниила следует, что гробница М. М. в Эфесе продолжала почитаться спустя 2 столетия после перенесения ее мощей и что в Эфесе осталась честная глава святой (Житье и хоженье Данила , Русьскыя земли игумена: 1106-1108 гг.//ППС. 1885.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Изображение Вифании с башнями в рукописи 1903 (ibid.). В рукописи 91 (ibid.) пещера заменена саркофагом; вместе с тем выражены в особых миниатюрах: шествие Иисуса Христа с апостолами и Лазаря с сестрами в китейский монастырь (!) и поставление Лазаря в епископа (Иисус Христос благословляет стоящего перед ним Лазаря). Особенно любопытно служение Лазаря: церковь в русском стиле; в ней престол, на котором восьмиконечный крест, потир и дискос с тремя хлебами; индития престола украшена изображением креста в трости, копием, Адамовой главой на двух костях, с обычными буквами «м. л. р. б. г. г. г. а.»; над престолом образ Господа Саваофа; перед престолом стоит Лазарь в фелони и омофоре; позади него диакон и церковник с кадилом и ладанницей. По древнему преданию, сообщенному Епифанием Кипрским 1696 , Лазарь после воскрешения жил 30 лет ( μετ δ τ ναστσαι ατν λλ τρικοντα τη ξησε); скончался он, по преданию, на острове Кипр, откуда мощи его перенесены были Львом VI философом в 890 г. в Константинополь. Об этом рассказывают Кедрин и Зонара 1697 . Празднование перенесения его мощей записывалось в старинных русских типиках под 17 Октября, но исключено при исправлении русского типика в 1682 г. 1698 . Предание добавляет, что он был епископом массалийским 1699 , или, как свидетельствует греко-русская письменность, – кипрским. Синаксарь постной триоди 1700 говорит, что иудеи хотели убить Лазаря, а он, уразумев замыслы их, удалился на остров Кипр; после апостолов он был поставлен в епископа китейского града 1701 … Богоматерь собственноручно изготовила для него омофор. По всей вероятности, и макарьевские Минеи, говоря о создании императором Львом церкви в честь прав. Лазаря и перенесении его мощей с острова Кипр из «кытнейскаго города» в Константинополь 1702 , предполагают его епископское служение на острове Кипр. По словам греко-славянского сказания «о св. горе афонстей», Лазарь поставлен был на острове Кипр в епископа ап. Варнавой; Богоматерь по его приглашению отправилась к нему; на пути буря занесла корабль Ее на Афон, оттуда прибыла Она на остров Кипр и принесла в дар Лазарю омофор и поручи Своего рукоделья 1703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр Реликварий с главой прав. Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр Перенесение мощей Л. в К-поль подробно описано Арефой, еп. Кесарийским. Одно из посвященных этому событию Слов было произнесено в храме Св. Софии К-польской, куда были доставлены мощи сразу после прибытия ( Arethae Scripta Minora. 1972. P. 2-10). Оно датируется 17 окт. 901 г. Из др. Слова, помеченного 4 мая 902 г. (Ibid. P. 11-16), известно, что мощи были привезены в серебряном ковчеге, к-рый, видимо, не был очень большим и тяжелым, т. к. император нес его на руках; автор также упоминает о принесении праха Л. Пока строился храм во имя прав. Лазаря в местности Топи близ К-поля, мощи этого святого находились в ц. Пресв. Богородицы в квартале Куратора. При новопостроенном храме Лев VI основал муж. мон-рь ( Janin. Églises et monastères. P. 298-300). Согласно Синаксарю К-польской ц. и Постной Триоди, в К-поле от мощей Л. происходило множество чудес (SynCP. Col. 147-148; Τριδιον κατανυκτικν. Αθναι, 1960. Σ. 346). О мощах Л. как о чтимой реликвии свидетельствует Аноним Меркати (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443), однако о них не говорится в описаниях к-польских святынь Антония Новгородца (ок. 1200) и Стефана Новгородца (1348 или 1349). Сведения о местоположении мощей Л. в источниках XIV в. противоречивы. Никифор Каллист Ксанфопул в Похвальном слове равноап. Марии Магдалине писал, что мощи находились в правой части храма ( Niceph. Callist. Sermo in S. Mariam Magdalenam//PG. 147. Col. 573). Согласно анонимному рус. паломнику кон. XIV в., «Лазарь святыи, друг Божии, в правом столпе запечатан» ( Majeska. 1984. P. 139). По словам Александра Дьяка (ок. 1395), мощи Л. и его сестер были «зазданы [замурованы] в олтаре» (Ibid. P. 165). Анонимный арм. путешественник кон. XIV - нач. XV в. указывает, что мощи Л. находились слева от алтаря (Ibid. P. 380), а диак. Зосима (ок. 1419) утверждает, что они «запечатленны в столпе» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Нам остается еще рассмотреть одно правило, которое в настоящее время составляет одно из необходимых условий совершения канонизации, – это нетление мощей. Собранные нами факты дают нам право сделать заключение, что как в Греческой Церкви нетление мощей не было необходимым условием для совершения канонизаций, так и в Русской такого условия за весь этот период не существовало. В до-монгольский период все святые были канонизованы или ранее открытия мощей их, или гораздо позднее. Так, мощи Бориса и Глеба, были открыты, найдены нетленными, но учредить праздник в честь их или канонизовать их решено было прежде, чем открыты были мощи. В известии о канонизации преп. Феодосия ничего не говорится о его мощах. Св. Леонтий был канонизован не тотчас и не вскоре после того, как были открыты и найдены нетленными его мощи 366 . Хотя открытие мощей Исаии, епископа Ростовского, и произошло вместе с открытием мощей св. Леонтия, однако, как мы видели, Исаия и после долгое время не был канонизован, что несомненно доказывает, что факт нетления мощей того или другого святого не был условием для его церковного прославления. Если же открытие и обретение мощей не всегда вело за собою канонизацию святого, то естественно рождается вопрос: какая же была цель открытий их? Авторы как кратких житий Леонтия и Исаии, так и повестей об открытии мощей святых, являвшихся у нас в последующее время этого периода, как, напр., преп. Сергия, Алексия и Ярославских чудотворцев, говоря об открытии их мощей и обретении последних нетленными, выражают такую радость, что как бы это было уже самым прославлением святых. Из сего можно заключить, что нетление мощей, если и не служило условием канонизации, то подготовляло ее. Что действительно такое значение и на самом деле имело это обретение мощей нетленными, это видно из некоторых фактов этого времени. Так, канонизация некоторых святых вызвана была именно обретением их мощей, о чем можно судить по ходу канонизации св. Алексия и Ярославских князей, поводом и побуждением к которой именно послужило открытие мощей этих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 марта. Нынче день великого учителя нашего, угодника Божия Иоанна Лествичника , в память коего и родителя твоего, М. М., имя Иоанн, и у нас сейчас по нем служили панихиду, Царство ему Небесное! 31 марта. Как мы часто изменяемся в своем устроении, так и погода. Давеча было ясно, а потом изменилось, находят тучи с сильным снегом, и паки проясняется, так и с нами случается чисто спокойствие, а потом смущение и мрак, это для нас на опыте известно. В 11 часов получил, к удивлению моему, от вас два письма – от 24-го и 27-го, чему а очень рад, что от субботы имею от вас известие. Что написал выше, то есть о нашем устроении, не дивлюсь тому, и нам должно быть мужественными в посещении мрачности духа, ожидать изменения, принимая с покорностью воле Божией крест сей духовный. Вы видите свою скудость в духовном делании, а обеспечены всеми благами вещественными, то надобно же и скорбь какую понести душевную или телесную, а когда бы еще сего не было, то чтобы с вами было? Да, вот не малая вам скорбь без келейной, жаль вас и бедную Т. и по трудам ее и по поношению от неразумных, но все для нас это темно, а, видно, Бог так устраивает на пользу всем вам, утешь вас Господи и Царица небесная! 2 апреля. Сейчас кончилась обедня, пропели стихиры, душеспасительную совершив четыредесятницу, и Лазареву воскресению помолимся, да воскресит Господь и наши души не четверодневно, но многолетно во гробе сочувствия лежащие. Вся возможна Ему. Нынче что-то чувствую слабость, вкусу никакого нет, однако хожу, а не лежу. Слава Богу! Испрашиваю на вас Божие благословение и желаю мира, здравия и спасения. Многогрешный иеромонах Макарий. 1854 года. Письмо 87 Христос воскресе! Да излиет Он в сердца ваши благодатные, духовные дарования веселия и радования духовного и тако сподобит праздновать священные дни сии в мире и спокойствии между собой и со всеми. 5 апреля, утро. Святая церковь томным напевом воззывает нас к благим деланиям: «Се Жених грядет в полунощи», и кого считает блаженным, а кого недостойным, и предостерегает, чтобы не остаться вне царствия. Внимаем сему. И паки видя чертог украшенный, а себя нага одеяния брачна, взывает к Богу просветить одеяние души нашей и спасти нас. Все это трогательно и умилительно, но надобно иметь тщание и бодрствование за самими нами. В трипеснице же поучает, чтобы мы имели смирение, подражая Христу Господу, а паче кто в нас есть преизящнейший, да будет всех последнейшей. Вот как нужна сия добродетель, без нее и другие не помогут. Постарайтесь о сем, сестры, не на языке себя смиряя, но внутренне залогствуя оное в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Епифаний Премудрый : «И в самом деле, месяц март – начало всех месяцев и называется первым среди месяцев, о чем свидетельствует Моисей Законодавец, говоря: Месяцем же у вас первым да будет март ( Исх.12:2 ). Ведь согласно тому, чему нас учат и что мы изучаем, ясно, что это начало бытия. В марте ведь месяце начало бытия, когда вся тварь сотворена Богом, приведена из небытия в бытие. В марте ведь было начало творения, и в марте же месяце в 21 день первозданный человек, родоначальник Адам, был создан рукою Божией» с. 93]. Святитель Димитрий Ростовский : «Первый из числа всех месяцев есть месяц март. У евреев он назывался до пленения вавилонского «первым месяцем», а после пленения Нисаном (т.е. «месяцем цветов»)… В этот месяц Господь создал видимый мир и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке … Этот месяц, – в который при начале времен был создан свет видимый, при конце времен возсиял свет невидимый – святой веры, – есть начало всех месяцев и всякого времени, – по счету первый месяц. От первого числа этого месяца начинается исчисление кругов солнечного, лунного, вруцелета, високоса, равноденствия и вообще с этого месяца начинается течение дней каждого нового года… При расположении вруцелетных букв за первый месяц творения принимается месяц март, и счет дней ведется с пятницы, как дня творения Адама; первым воскресным днем первого года должен быть, следовательно, третий день или третье число марта» сс. 663–665] (март). Следует обратить внимание на строгость и конкретность суждений о календарном начале, характерные для святых Отцов. Они говорят не о смутных временных интервалах (типа «возраст земли составляет 4,5–5 миллиардов лет», «возраст солнца примерно 10 миллиардов лет»), а пользуются хронологической точностью до суток, которая распространяется, в том числе, и на возникновение небесных светил. Преподобный Ефрем Сирин : «Как луна сотворена, какою бывает в пятнадцатый день; так солнце, хотя ему был первый день, при сотворении своем было четверодневно, потому что все дни считались и считаются по солнцу. Одиннадцать дней, которыми луна старее солнца, и которые прибавлены луне в первый год, суть те самые дни, которые ежегодно прибавляются луне употребляющими лунное счисление. Год Адамов не был год неполный, потому что недостающее число дней луны восполнено было при самом ея сотворении» сс. 224–225].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В память трогательного евангельского события воскрешения Лазаря празднества и торжественные богослужения приурочиваются к Вифании (по-арабски Лазариа), отстояшей от Иерусалима на три часа пути, где и доселе сохраняется в своем, почти нетронутом временем, первоначальном виде, глубокая погребальная пещера Лазаря, с крутым спуском в нее, в 24 ступени, со входом, обложенным квадратными камнями. Внутри этой пещеры с боку, близ стены, противоположной входу, устроен каменный престол, на котором в этот день служат католики праздничную мессу. Влево от входа небольшой спуск, в пять или шесть ступеней вниз, ведет в другую небольшую пещерку, где имеется каменное, иссеченное в скале, ложе, на которомъ лежало тело повитого погребальными пеленами четверодневного Лазаря, прикрывавшуюся тяжелым монолитным камнем ( Иоан. 9:38 ). Над пещерою показывают остатки дома Лазаря, жившего здесь вместе с своими сестрами Марфою и Мариею. Здесь, по преданию, св. царица Елена, мать св. Константина, устроила великолепный храм (grandisbasilica), а церковь иерусалимская установила сюда с первых веков своего существования торжественную всенародную литанию в Лазареву субботу и совершение в нем праздничного богослужения в память воспоминаемого события 91 . Позднее, около IX в. храм этот подвергся разрушению, и греческое богослужение в день Лазаревой субботы было перенесено в самую пещеру 92 . Со времени крестоносцев, нужно полагать, владение алтарем в пещере пр. Лазаря перешло к латинянам, которые и доселе удерживают за собою это право 93 . Богослужения в субботу Лазареву на вершине Елеона, близ места вознесения, в палатке представляло для клириков Сионской церкви и многочисленных богомольцев, собирающихся сюда на молитву, весьма много серьезных неудобств. В силу своих небольших размеров, палатка- церковь может вместить в себе лишь клириков, почетнейших посетителей и в самом крайнем случае 50 паломников, остальные же богомольцы должны стоять во время богослужения на дворе под открытым небом. Погода иерусалимская в это время года не может, однако же, считаться благоприятною для совершения таких богослужений на открытом месте: то бушует на вершине Елеона сильный холодный ветер, срывающий верх палатки, то нередко идет такой проливной дождь, что является даже опасение за возможность довести благополучно до конца начатую архиерейскую литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Слова Господа обращены ко всем верующим, исцеляя благодатным смыслом яд, излитый Иудою. Ин.12:9 . Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Ин.12:10 . Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют, Ин.12:11 . Яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса. Ни одно чудо, как замечает св. Иоанн Златоуст 1198 , не привело в такую ярость Иудеев, как великое последнее чудо воскресения Лазаря, ибо независимо от его величия и несомненности, подтвержденной многочисленными свидетелями, оно не могло даже подать повода к какому либо обвинению. Естественно, что и сам Лазарь сделался предметом особого любопытства для Иудеев, знавших о его смерти и узнавших о его воскресении. Весьма замечательно выражение 11-го стиха: «мнози ради его (Лазаря) идяху от Иудей». Это место понимается в том смысле, что «идяху от» ex Iudaeis... abibant означает, что они совершенно отошли от той фанатической озлобленной партии, которая обозначена именем Иудеи, отделились вполне от нее и вероваху во Иисуса. Вера начала возжигать эти сердца; несомненно, что они соделались первыми учениками Апостолов и первыми членами Иерусалимской христианской церкви, удостоившись воспринять крещение и благодатное освящение Духа Святого. Это частию те умиленные сердцем мужи, о которых упомянуто в Деян. 2:38 . Что же делают в это время Иудеи, представителями коих являются теперь уже «архиерее», т. е. первосвящениическая саддукейская партия, взявшая на себя исполнение окончательного решения Синедриона, постановленного, как мы видели, после выслушания мнения Каиафы? ( Ин. 11:49, 53 ). Они решаются убить и Лазаря, как бы намеренно и очевидно становясь в ратоборство с Богом, совершившим чудо воскрешения. На пути к исполнению задуманного с полным сознанием творимого зла преступления, человек уже не останавливается перед числом жертв, а тем менее перед вопросом справедливости. Нет сомнения, что фарисеи и первосвященническая партия (как видно впрочем и из слов Каиафы) перед собственным разумом и собственной совестью бесстыдно сознавались, что убийство Господа Иисуса, как и вновь предположенное убийство Лазаря, не может быть оправдано никакими аргументами или софизмами кроме цели удержания за собою влияния на народ. И позже на этом пути им понадобились другие жертвы, начиная с первомученика Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010