Чудо произвело на народ потрясающее впечатление и «многие из иудеев, пришедших к Марии», – как свидетельствует евангелист, – и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них, – добавляет евангелист, – пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус». Фарисеи серьезно встревожились вестью о воскрешении Лазаря и, сделав между собою совещание, «с этого дня положили убить Христа», а вместе с Ним «положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Совершением двойного убийства фарисеи надеялись окончательно прекратить деятельность Иисуса Христа и решительно парализовать Его влияние в народе. Так бессильная и бессмысленная злоба начальников иудейских отвечала Богу на величайшее чудо, сотворенное Сыном Божиим, пришедшим на землю для спасения людей от греха и смерти. Воспоминанию о чуде воскрешения Лазаря, Православная Церковь посвящает субботу шестой недели Великого Поста. За Литургией этого дня читается Евангелие от Иоанна – одиннадцатая глава, а песнопения, как и чтения, вечерни и утрени буквально насыщены пересказом и толкованием евангельского повествования. При этом тропарь праздника отражает догматический смысл как самого чуда, так и обстоятельств, его сопровождавших. Тропарь гласит так: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя» (т. е. предваряя), «из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Это значит, что Христос, накануне Своих страданий воскрешает Лазаря, дабы утвердить веру людей во всеобщее воскресение и чтобы мы (верующие христиане), подобно евангельским детям и отрокам, носившим при входе Господнем в Иерусалим пальмовые ветви, как знамение торжества над смертью, могли бы возгласить Христу – Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Здесь, как видно, чудо воскрешения Лазаря, по догматическому смыслу, связывается со входом Господним в Иерусалим, согласуя эти два события: – «Потому и встретил Его народ», – говорит евангелист Иоанн, – что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» ( Ин. 12:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Христос возражает Марфе словом и делом. Словом – Он ей показывает, что в данном случае речь идет не о грядущем воскресении, а о явлении животворящей силы Сына Божия. Делом – Он воскрешает Лазаря. Возражение словом и возражение делом совпадают: в воскрешении Лазаря совершается явление Христа, как источника жизни и воскресения. Цель чуда – вера учеников ( Ин.11:15 ), а затем и народа, присутствующего при чуде ( Ин.11:42 , ср. Ин.11:45–48 , Ин.12 , Ин.19 ). Словом «народ» переведено по-русски греческое слово χλος – толпа. Это были иудеи, пришедшие из Иерусалима, в большинстве неверующие и враждебные. Но ученики? Разве и они не верили? Однако вера имеет разные степени и разное содержание. И Марфа исповедует свою веру. Она ее доказывает, заключая от общего к частному: все воскреснут, воскреснет и Лазарь. Это умозаключение уже предполагает веру во Христа, как Начало жизни, со всеми проистекающими из нее следствиями. И, тем не менее, у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения ( Ин.11:39 ), Господь ее призывает к вере ( Ин.11:40 ). Почему? Здесь ударение на силе веры. Кто действительно верует во Иисуса, для того нет разницы между смертью и сном ( Ин.11:11–15 ). К этой всепобеждающей вере призывает Господь. Это – и вера Евангелиста. В укреплении веры нуждается не только неверующая толпа, нуждается Марфа, нуждаются ученики. С другой стороны, в диалоге Господа с Марфою устанавливается содержание веры, как она вытекает из общего контекста Евангелия. Установление содержания и является существенным для понимания места воскрешения Лазаря в плане книги. В четвертом Евангелии есть еще одно чудо, которое являет Христа, как Начало жизни. Это – чудо исцеления сына Капернаумского царедворца ( Ин.4:46–54 ). Оно символически завершает учение Спасителя, изложенное в беседах с Никодимом и с самарянкою. Но только в последующей речи Иисуса Христа к иудеям в Иерусалиме ( Ин.5 ) это учение раскрывается со стороны его догматического основания – единения Отца и Сына – и вытекающих из него следствий – грядущего воскресения мертвых. В такой именно форме оно и предполагается символикою воскрешения Лазаря. Здесь различие символического значения воскрешения Лазаря и исцеления Капернаумскаго отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сергово. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь Карта и ближайшие объекты 4 июня 2015 года, в неделю третью по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших, день памяти св. прав. Иоанна Кронштадского, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил чин освящения храма и Божественную литургию в церкви святого праведного Лазаря Четверодневного д. Сергово Новгородского района. Кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма, построенная в 1811 г. при помощи помещицы Н.И. Ренне. Здание типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней. Главный престол был Предтеченский, Лазаревский придел помещался в трапезной. Закрыта в кон. 1930-х гг., в 1960-х гг. рухнула колокольня. В 2004-2006 гг. отреставрирована. Церковь Святого Лазаря 1811 года в д. Сергово Новгородского района Первое упоминание о строительстве деревянной церкви Лазаря относится к 1722 году. О строительстве в 1811 г. каменной церкви сообщается в церковной ведомости г.Новгорода и его уезда «села Лазарева» за 1864 г.: «построена усердием прихожан вместо ветхой деревянной в 1811 г. церковь во имя Святого и Праведного Лазаря. Каменная с таковою же колокольнею. Имеет два престола: в настоящей холодной в честь Рождества Иоанна Крестителя; а в теплой Лазарева Воскресения. Церковь причислена к 4 классу и притча по штату Высочайшему и утвержденному в 1843 г. положено быть священнику и дьячку. Вследствие производившегося в 1835 г. дела о нарезке к сей церкви земли, отмежевано 33 десятины 1060 сажен, которой владеет причт, плана на землю нет. Дома священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. Зданий, принадлежащих церкви, кроме деревянной сторожки - нет». По штату 1876 г. при церкви состоит один священник и один псаломщик. Дата пристройки документально не установлена. Разновременность пристройки паперти подтверждена натурными исследованиями, возможно, относится к II пол. XIX в. 14-15 декабря 1919 г., при котором погорела внутренность храма в приделе Иоанна Предтечи и в приделе святого и праведного Лазаря сдвинут с места святой престол».

http://sobory.ru/article/?object=04520

Мощи святого Лазаря Четверодневного — теперь и в России (+ ФОТО) Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. 27 апреля, 2013 Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке. Торжественная передача ковчега с мощами завершила «мирный» визит Патриарха Кирилла в Республику Кипр, который состоялся с 8 по 11 июня. «Я с особой благодарностью воспринимаю этот драгоценный дар. Не может быть большего дара, чем этот. Мы отвезем эти мощи в престольный град Москву и поместим в том месте, где множество людей смогут прикасаться к ним. И все, кто будет поклоняться святым мощам, будут знать о вашем даре. И через это поклонение святыне в сердцах нашего народа будет укрепляться любовь к Кипру и Кипрской церкви», – отметил Предстоятель Русской церкви, принимая ларец с останками Святого из рук настоятеля храма святого Лазаря в Ларнаке. Передача ковчега с мощами. Фото Милены Фаустовой Праведный Лазарь, которого сам Иисус Христос называл своим другом, был воскрешен Богочеловеком на четвертый день после своей смерти. Поскольку сам факт воскрешения возмутил иудейскую знать, то Лазарь вынужден был бежать из Иудеи. Он был посажен в утлую лодочку без весел и через несколько дней ветер прибил беглеца к берегам Кипра. На острове Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву, был ими возведен в сан епископа города Китии и до конца своей жизни прожил на острове. За свою доброту и истинную веру святой при жизни был очень любим жителями острова. После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях древнего города Китион. Это место позже получило название «Ларнакс» – что в переводе означает «гроб, саркофаг», и впоследствии дало название современному городу Ларнака.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatogo-lazary...

Так и священнослужитель, как бы плохо не жил, является орудием Духа Божия и исполнителем Его Таинств до тех пор, пока с него не сняли священный сан. Оттого так страшно впасть в осуждение священников, пусть даже проводящих нечестивую жизнь, хотя и это часто бывает одной лишь видимостью, ибо, как пишет святитель Игнатий, «бесчестие, нанесенное служителям алтаря, относится к алтарю, к Присутствующему в нем и Поклоняемому Богу». VII. Воскрешение Лазаря как аллегория исцеления души Лазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков. Мало кто из христиан, читающих святые строки о восставлении четверодневного мертвеца, не вздыхал затем вместе с преподобным гимнографом о собственном восставлении и прощении грехов: «Лазаря воздвигл еси Божественным Христе глаголом: и мене многими прегрешеньми умерша возстави, молюся» , «Мертва смердяща Лазаря воздвигнувый Христе четверодневна, возстави мя умерша ныне грехи моими, и положена в рове, и темней сени смертней, и яко благоутробен избави и спаси мя» , «исхити мя от страстей моих, якоже прежде четверодневна Твоего друга Лазаря» , «Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси, и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави поюща» Преподобный Андрей Критский видит в воскрешении Лазаря торжество благодати над мертвящей буквой Закона: «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера — мрачное сердце иудеев, и камень лежал на ней — грубое и жестокое неверие. Сказал Иисус: отнимите камень. Тяжелый — непослушания — отвалите камень, чтобы извлечь мертвенное из буквы Писания. Отнимите камень — неудобоносимый ярем Закона, чтобы могли принять животворное Слово благодати. Отнимите камень — покрывающий и отягощающий ум» . Но все вообще Отцы аллегорический смысл воскрешения Лазаря относят к воскрешению нашего внутреннего человека. Наиболее образно, живо и полно пишет об этом блаженный Феофилакт Болгарский : «Ум наш — друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает смертью духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаиваемою сожаления, ибо умерший — друг Его.

http://pravoslavie.ru/30002.html

О чуде воскрешения Лазаря повествует евангелист Иоанн Богослов. Произошло оно так. «Был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры се. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был (ст. 1–2). Почему евангелист Иоанн упоминает о событии, которое в его же Евангелии будет рассматриваться позднее? Потому что читатели, которым было адресовано его Евангелие, вероятно, были знакомы с Марией и знали об этом ее поступке. Прежде чем повествовать о Лазаре, Евангелист о нем напоминает. Видимо, в то время когда писалось Евангелие, чудо воскресения Лазаря из мертвых не было так широко известно, как случай с Марией, помазавшей ноги Спасителя миром и отершей их волосами. Если мы вспомним предыдущие три Евангелия — от Матфея, Марка и Луки, написанные много ранее, чем Евангелие от Иоанна, то увидим, что в них повествования о воскрешении Лазаря нет. Дополняя то, что опустили другие евангелисты, апостол Иоанн говорит, что Мария, о которой вы, читатели, уже знаете, была сестрой Лазаря. По Преданию (что тоже можно проследить по богослужебным песнопениям), Мария, Марфа и Лазарь были детьми Симона прокаженного, по вероисповеданию фарисея, который был исцелен Господом от проказы. «Послали сестры сказать Ему: Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был» (ст. 3–6). Евангелист Иоанн замечает: «Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря» для того, чтобы мы поняли: Господь Иисус Христос задержался не потому, что относился к судьбе Своего друга безразлично, а потому что хотел еще больше явить Свою славу. Возможно — по-человечески — Он медлил и по той причине, что знал, что все равно не успел бы прийти и исцелить Лазаря, как Его просили: и Лазарь умер бы раньше, чем Он пришел. «Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Лазарь родился в 966 ⁄ 967  г. недалеко от Эфеса. Вернувшись из Святой земли около 1010  г., Лазарь находит рядом с Эфесом небольшой скит, посвященный св.  Марине, в котором жили два отшельника. Вместе с ними Лазарь возводит столп, где он проведет семь лет, в течение которых слава о нем распространится по всей округе. Но положение скита у основной дороги на Эфес и растущая популярность вынудили Лазаря, стремящегося к уединению, выбрать местом продолжения своей аскезы гору Галесий, которая была пустынной и незаселенной. Именно на ней и были последовательно основаны три монастыря. Первым стал монастырь Спаса. Он возник вокруг пещеры, где поселился Лазарь, но его ученики вскоре построили учителю столп. На нем Лазарь провел двенадцать лет. Вторым был основан монастырь Богородицы, который располагался еще выше по склону горы. На его столпе Лазарь также провел около двенадцати лет. Наконец, последним, еще выше на горе, был создан монастырь Воскресения Христова, именно в нем Лазарь провел остаток своей жизни, также затворенным на столпе. Согласно уставу, который является частью жития Лазаря, он ограничил количество братии двенадцатью монахами в каждом из первых двух монастырей и сорока монахами в последнем p. 350–351]. Из жития Лазаря следует, что все три монастыря были, по сути, киновиальными, но для монахов существовала возможность стать отшельниками, в том числе столпниками, заняв один из «вакантных» столпов, оставшихся после перехода Лазаря в новый монастырь. Но автор жития особо подчеркивает, что стать анахоретом мог только получивший разрешение Лазаря, и многие его не добивались. Житие Лазаря содержит значительное количество прямых и косвенных сведений о том, как был устроен и функционировал столп Лазаря. К сожалению, найти следы монастырского комплекса на горе Галесий не удалось. Поэтому возможны лишь гипотетические реконструкции, что не отменяет их необходимости, ведь как уже было сказано выше, у исследователей очень мало данных об архитектурном аспекте традиции столпничества в средневизантийский период.

http://azbyka.ru/monastyrskaja-arhitektu...

Видим же собственными нашими очами сие пророчество Спасителя нашего исполняемое; ибо доселе, идеже токмо проповедуется Евангелие, то есть, по четырем частям света, в Европе, и Азии, и Африке, и Америке, тамо проповедуется и сея святое дело, и воспоминается благочестивое ее имя. Показав же Иоанн касательно сея жены, повествует и о других действиях, говоря: Ин.12:9–11 .  «Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же Архиерее, да и Лазаря убиют. Яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса.» Многое множество народа Иудейского узнали, яко Иисус Христос находился тамо, то есть в Вифании; чего для пришли туда, не токмо ради Иисуса, то есть, не только для того, да слышат учение Иисуса Христа, но да и видят Лазаря, которого Он воскресил от мертвых. Архиереи же, видя, яко многие Иудеи приходили к Иисусу Христу, желая видеть и Лазаря, и узрев Лазаря, веровали в Иисуса Христа, и что Лазарь был магнитом, притягивающим к вере во Христа, совещались, да и Лазаря убиют. Несмысленные! Воскресивший умершего Лазаря ужели бы не мог, если бы восхотел, воскресить его и вами убитого? Всезлобные! совещаетесь на невозможное, совещаетесь воспрепятствовать человеческому спасению! Посем Евангелист повествует и о том, что в следующий день воспоследовало. Ин.12:12–13 .  «Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» По силе закона, ни в каком другом граде не совершался праздник Иудейской Пасхи, кроме единого Иерусалима: «не возможеши жрети Пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой дает тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» ( Втор.16:5–6 ); почему каждого года сходилось во Иерусалим многое множество людей, да празднуют «тамо Пасху». Поскольку же расславлено было по Иерусалиму преславное чудо Лазарева воскресения из мертвых, и безмерное множество народа, слыша о шествии Иисуса во Иерусалим, принимали в руки свои ваиа от финик, и вышед из града на сретение Ему, взывали: «Осанна, благословен грядый во имя Господне!» Так же поступали и взывали тогда Иудеи, думая, яко Иисус Христос есть обещанный Мессия и яко, пришед во Иерусалим, сядет на Давидовом престоле владычествовать над Израильским родом. И как дела, так и слова их были по действию Святого Духа, и являли Его Богочеловеком, ваиа же были знаками победы, знаменуя, яко Христос есть победитель диавола и смерти: осанна же еврейски значит «спаси же». Сему подобное есть пророчество Давида, предсказывавшего о Христовом пришествии: «о Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:25–26 ). Вместо же сего спаси же, говорится еврейски: осанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Далее: рассказ о Лазаре, несомненно, параллелен рассказу о Смерти Самого Христа. Три дня во Гробе, камень, которым закрыт вход в могилу, погребальные повязки… Эти подробности врезаются в память читателя, который усматривает некий параллелизм между погребением Лазаря и погребением Христовым. Трудно думать, чтобы этот параллелизм был случайным. Этот рассказ в самом деле запараллелен рассказу о Смерти и Воскресении Христа. Он сохранен раннехристианским преданием и вставлен в Евангелие перед повествованием о Страданиях и Смерти Христовой, чтобы показать – смерть не одолеет Иисуса! Иисус расторгнет узы смерти так же легко, как сделал это в случае с Лазарем. Победа над смертью была одержана в случае с Лазарем, в случае с Самим Господом Иисусом она будет силою Христовой осуществлена и для нас! Именно так понимали событие воскрешения Лазаря святые отцы и сама Церковь. Именно поэтому Церковь празднует воскрешение Лазаря за несколько дней до Пасхи, а в тропаре праздника поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже…» Празднуя память воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, то есть связывая это событие с темой Страстей, Смерти и Воскресения Христовых, Церковь нарушает хронологию событий. Согласно свидетельству Священного Писания, Вход Господень в Иерусалим отделен от воскрешения Лазаря неопределенной продолжительности пребыванием Иисуса с учениками в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим (ср. Ин. 11:54 ). «Литургическое предание не оставляет места для этого перерыва. Но нарушение евангельской хронологии оттеняет внутреннюю связь между двумя событиями, из которых одно – Торжественный Вход – есть Предпразднство Воскресения Христова, а другое – Воскрешение Лазаря – есть прообраз его» (еп. Кассиан Безобразов). Примечательно, что чудо воскрешения вызвало ненависть иудеев. Одних людей чудеса, совершенные Христом, приводят к вере. Других – замыкают в ненависти. Но ни остановить, ни затормозить процесс обращения ко Христу Его ненавистники не могут. В Ин. 12:19 фарисеи исповедуют свое бессилие перед Иисусом словами: весь мир идет за Ним.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Не таким Создатель замыслил Собственное творение, не к этому Он его предназначил. И потому-то Господь плачет об истлевающем человеке, который силой собственного греха оказался не в раю, не в Эдемском саду, но во гробе – разлагаясь той своей телесностью, которая была задумана Богом как неумирающее вместилище благодати Святого Духа. Здесь же можно припомнить и знаменитые слова из «Самогласнов» преподобного Иоанна Дамаскина , содержащихся в православном богослужебном чинопоследовании погребения умерших: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну безславну не имущую вида»… Именно об этом плачет Господь, стоя возле гробницы Лазаря: о таком, по словам святителя Андрея Критского , мертвящем и истлевающем «повреждении природы нашей и безобразном виде, какой дает человеку смерть… прослезился Иисус». Но теперь эта печаль Господа начнет обращаться в радость – ибо охватившее его друга тление смерти уже вот-вот, вместе с его воскрешением, упразднится и сменится красотой жизни. Воскрешение Лазаря – это еще и прообраз грядущего восстания из мертвых всего человеческого рода. Тем самым здесь, у гроба Лазаря, все человечество получает от Христа твердый залог и надежное обетование: Тот, Кто воскресил Лазаря, телесно воскресит в Себе – той же своей Божественной силой – и всех верующих в Него. И тогда слезы человеческого рода, которые мы проливали о своих умерших на всем протяжении земной истории, обратятся в непрекращающуюся радость вечной жизни в Боге… Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? ( Ин. 11: 36–37 ). У гроба Лазаря: пещера и камень Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней ( Ин. 11: 38 ). Для святых отцов евангельское свидетельство о пещере, как месте погребения Лазаря, оказывается не только сюжетно значимо, но и духовно важно. Образ темной пещеры напоминает им о состоянии тьмы безбожия, в котором находился человеческий род после грехопадения, а также является символом ада, в котором тогда – до дня победы Христа над смертью и грехом – пребывали души всех людей: и праведников, и грешников. Вот что, например, говорит об этом святитель Петр Хрисолог : «То была пещера ( Ин. 11: 38 ). Было бы достаточно сказать, что [Христос] пришел ко гробу. Ради чего же евангелист с такими подробностями припоминает о пещере? Подлинно есть пещера [то место], где диавол, подобно разбойнику, поместил человека. Пещера – где обольщение жены спрятало мужа. Пещера – где хищная смерть заключила Божие создание».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010