В Евангелии от Иоанна прямо говорится, что «первосвященники положили убить и Лазаря», как Иисуса (12:10). Защитить Лазаря, рассказав его историю, но не называя его имени, в ранний период Иерусалимской церкви было невозможно. Его история была слишком известна в этих краях и прямо указывала на него. Для Лазаря «защитная анонимность» приняла форму полного умолчания о его истории в публичной проповеди. Самое сильное возражение против историчности Иоаннова повествования о Лазаре – или, по крайней мере, существования для него какой-то исторической базы – состоит в том, что этого рассказа нет у синоптиков. Разумеется, существуют истории о чудесах Иисуса, включенные в один корпус евангельских преданий и не включенные в другой. Например, есть такие истории в собственном материале Луки: среди них – воскрешение сына наинской вдовы, ближайшая параллель с рассказом о Лазаре, которую, однако, мы не находим у Марка. Нельзя ожидать, что в каждом сборнике преданий будут упоминаться все известные события без исключения, и то, что какой-то из них появляется лишь в одном сборнике – не аргумент против его историчности. Однако воскрешение Лазаря – чрезвычайный случай: в Евангелии от Иоанна эта история имеет особую важность, не только богословскую, но и практическую – это важное звено в цепи событий, приведших к смерти Иисуса. В Иоанновом Евангелии именно из-за воскрешения Лазаря и того воздействия, которое оказало это событие на народ, иудейские власти решили предать Иисуса смерти (11:45–53). По этой причине, согласно Иоанну, еще за неделю до смерти, прибыв в Вифанию, Иисус находился в смертельной опасности. Если воскрешение Лазаря было не просто примечательным событием, но событием ключевым, приведшим к смерти Иисуса, то его отсутствие у Марка – и, следовательно, в до-Марковом повествовании о Страстях – заставляет задуматься. Однако эта трудность рассеивается, если мы сообразим, что для Лазаря «защитная анонимность» в ранней Иерусалимской церкви могла состоять только в полном изъятии его истории из публичной проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Именно поэтому преподобный Ефрем Сирин описывает приход Христа на кладбище, к месту погребения Лазаря, как некое первое вступление Спасителя в царство мертвых: и теперь это царство начинает рушиться – силой воскрешения Господом четверодневного мертвеца. Это как бы первая стычка Господа с адом, разведка боем, сразу же приносящая Христу Его первую победу. А вслед за ней – спустя всего неделю, в «субботу преблагословенную» – развернется уже самая настоящая битва Искупителя с преисподней. Тогда настанет полное торжество Христа над адом, выводящее оттуда всех праведников и дающее человеческому роду твердую веру во всеобщее воскресение. Итак, по словам преподобного Ефрема, Господь «пошел ко гробу Лазаря… и увидел крепкий город смерти, где тысячи мертвецов. Высоки стены этого царства мертвых, никто из живых не мог перейти через них; врата тьмы заключены для всех мертвецов; крепкие наложены запоры, чтобы никто из вошедших не мог выйти вон. Полон погребенных мертвецов этот великий город; неодолима эта твердыня смерти; нет туда доступа воскресению. Тысячи умерших входят, но не выходит ни один. Смерть уверена, что никакой исполин не овладеет ее областью. И слово о жизни далеко от этого города заключенных; пленники из всех поколений теснятся в чертогах смерти. Связанные, заключенные, пребывают они во тьме. Но вдруг при бездне, полной узников, предстало воскресение: Господь извел из нее одного – и подал тем надежду всем»… Причины чуда воскрешения Лазаря: святоотеческое понимание Говоря о тесной духовной взаимосвязи воскрешения Лазаря и победы Христа над адом, святоотеческая традиция перечисляет и иные, также весьма важные, причины совершения Господом этого чуда. Во-первых, святые отцы говорят о чуде воскрешения Лазаря как совершаемом Христом в преддверии Его страданий – ради учеников. Зная, что апостолы вскоре увидят Его в бессилии висящим на Кресте, Господь хотел показать им – посредством чуда воскрешения Лазаря – Свое Божественное всемогущество. Он желал таким образом укрепить в апостолах веру в Себя как в Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Здесь же Господь, возвращая к жизни Лазаря, возглашает громко во образ всеобщего воскресения мертвых, когда придет «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» ( 1Фес. 4: 16 ). Надо отметить, что имело место двойное чудо: четверодневный мертвец воскрес и, влекомый силой Божией, как бы вышел из узкого входа пещеры, запеленутый по рукам и ногам в погребальные ткани. Чудо воскрешения четверодневного Лазаря потрясло иудеев более чем остальные чудеса Спасителя, и многие уверовали в Иисуса как Мессию. Евангельская история, кроме воскрешения Лазаря, знает и другие случаи воскрешений (сына наинской вдовы, дочери Иаира). Почему именно это чудо вызвало такой резонанс в Израиле? Во-первых, простой географический фактор: чудо совершено близко к Иерусалиму, религиозному центру страны. Чудеса воскрешения в далекой Галилее такого впечатления на иерусалимских иудеев произвести не могли, их не сильно беспокоило, что там происходит в «Галилее языческой». Во-вторых, в отличие от галилейских усопших, тело умершего Лазаря уже разлагалось – Христос фактически воссоздает ему тело. Сама четверодневность смерти делает чудо возвращения жизни совершенно убедительным. Если в случае дочери Иаира или сына наинской вдовы можно было отрицать чудо, утверждая, что девочка, которую воскресили почти сразу после смерти, вовсе не умирала, а просто в такой форме выражалась болезнь, что юноша, чьи похороны проводились в день смерти, просто был в неком оцепенении, то от мертвого Лазаря уже был запах тления, который все ощущали, да и свидетелей воскрешения Лазаря было много, чудо было неопровержимым. Прп. Ефрем Сирин видит в этих трех чудесах, совершенных в разных обстоятельствах, три этапа явления Христа как Победителя смерти; чем ближе к Смерти, сошествию во ад и Воскресению Самого Христа, тем все с большей силой проявляется воскрешающая власть Спасителя: «Отроковицу в доме возвратил Он к жизни и отдал отцу ее; юношу воскресил, когда несли его ко гробу; а Лазаря оставил в темнице гроба, пока не стал предаваться тлению, чтобы в жилище крепкого проник глас Его и воскресил умершего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

так, надлежало, чтобы «те же руки, которые обвивали мертвого при погребении, разрешили его» (прп. Ефрем Сирин ); надлежало, чтобы «прикоснувшись к нему и подойдя близко, увидели, что это именно он» (свт. Иоанн Златоуст ). Чудо воскрешения Лазаря произвело на свидетелей его поразительное впечатление. Оно произошло явно, на глазах у всех, и не оставляло места ни малейшему сомнению или неверию. Все знали Лазаря умершим и все увидели его воскресшим: как в смерти его, так и в воскресении убедились, можно сказать, всеми чувствами – зрением, слухом, обонянием и осязанием. Для учеников и ближайших последователей Господа воскресший Лазарь сделался, так сказать, живым, наглядным доказательством Божества Его. Многие из иудеев, пришедших в дом Лазаря для утешения сестер и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него, но нашлись и такие, которые, несмотря на очевидность, продолжали упорствовать в неверии. Эти погибельные люди с сожженною совестью ( 1Тим. 4, 2 ) воспользовались величайшим чудом спасителя для того только, чтобы сделать донос на него: возвратившись в Иерусалим, они пошли к злейшим врагам Его – фарисеям – и рассказали обо всем, чему были свидетелями в Вифании у гроба Лазаря. Когда прозрел слепорожденный, то фарисеи устроили допрос, все обстоятельства выяснили, а тут, чудо такое великое совершилось, и даже не пришли на гроб Лазаря, никакой комиссии не собрали. Ибо диавол обладал ими, и они утверждали, что нет Ангелов, нет жизни вечной. А ведь весь народ в Иерусалиме дышал и жил чудом воскресения Лазаря. Приближалась пасха иудейская, и в Иерусалим стекалось огромное количество паломников. Собственно население города составляло 100 тысяч жителей, 100 тысяч прибывало прозелитов. Всего более миллиона иудеев собиралось в Иерусалиме по случаю праздника. (а исследователь Б. и. гладков указывает, что на праздник пасхи в Иерусалиме собиралось из разных стран не менее двух миллионов евреев. «толкование Евангелия». СПб, 1913.) и все только об этом чуде и говорили. Многие сами приходили к Лазарю, расспрашивали его самого и сестер его, осматривали гроб и пелены погребальные. До сего дня в Вифании сохранилась гробница Лазаря – глубоко внизу под землей расположенная пещера, содержащая ложе, где покоилось тело умершего, и место, где стоял Господь, когда воззвал: «Лазаре, гряди вон!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Царю Лазарю было открыто во сне, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. Если он выберет царство земное, то он выиграет битву, и все будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жить на земле. Если же царь выберет Царство Небесное, то народ проиграет эту битву, но никогда не потеряет Православную веру, будет всегда иметь помощь свыше и сохранит свое место в Царствии Небесном. Царь Лазарь выбрал последнее. В день накануне битвы он собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм св. Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия, и патриарх Спиридон причастил все сербское войско. В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей. Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года на день памяти святого Вита - по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но промысел Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод. Мощи св. царя Лазаря в Раванице Почитание Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, они отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица. Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в монастырском соборе Вознесения Господня.

http://pravicon.com/info-2763

прот. Александр Прокопчук Одиннадцатая Глава В первом стихе одиннадцатой главы говорится о болезни Лазаря: «А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее». Лазарь пока просто «человек из Вифании», из селения, где живут сёстры Мария и Марфа, которые уже известны читателю из Евангелия от Луки ( Лк 10:38 – 42 ), «Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен» (11:2). Второй стих указывает на событие, о котором евангелист Иоанн расскажет лишь в начале следующей главы, – помазание в Вифании (12:1 – 10). Сам Иисус объяснит его как преддверие его погребения. Таким образом, второй стих вводит тему смерти Иисуса Христа, которая соединяется во всём повествовании одиннадцатой главы с темой смерти и воскрешения Лазаря. Сообщение о смерти Лазаря Лазарь был братом Марии и Марфы. Оставшись в Вифании, они посылают сказать Иисусу о его болезни. Извещение не содержит имени Лазаря, сёстры указывают Иисусу на него как на того, кого Он любит: «Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен» (11:3). Мы не слышим просьбы прийти или даже просьбы об исцелении. В ответ Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез неё» (11:4). Итак, Господь сообщает пришедшим, что Лазарю не угрожает смерть, и остаётся «два дня на том месте, где был» (11:6). Четвёртый стих важен для нас ещё по двум причинам. Во–первых, Иисус открыто называет себя Сыном Божиим. Во–вторых, вторая половина стиха указывает на смерть, которая приведёт к славе Божией и благодаря которой Сын Божий будет прославлен. И у нас создаётся полное впечатление, что речь здесь идёт не столько о болезни Лазаря, сколько о будущей смерти Самого Иисуса Христа. «Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря» (11:5). И тем не менее смерть войдёт в их дом. Это та любовь, которая допускает смерть любимого для того, чтобы совершилось дело Божие. В этом ещё один прообраз смерти Иисуса Христа 147 . Путь в Вифанию По истечении двух дней Иисус обращается к ученикам: «Идем снова в Иудею» (11:7). Он не указывает на Вифанию как на конечную цель их путешествия; место не конкретизируется. Естественно, Иудея может вызвать у них единственную ассоциацию: «Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты Снова идешь туда?» (11:8). И это не только опасение за учителя, но и страх за собственную безопасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Воскрешение Лазаря – зафиксировано в Евангелии от Иоанна (11:1–45). По евангельскому тексту Лазарь – житель Вифании, брат Марфы и Марии и друг Христов. Узнав о болезни Лазаря, Христос отправляется в Вифанию, но приходит, когда Лазарь уже мёртв и четыре дня во гробе. Марфа и Мария встречают Христа у гробницы брата, и, не смея прямо просить о воскрешении Лазаря, говорят: «Чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Спаситель велит отвалить камень от гробницы Лазаря, и при словах «Лазарь! иди вон!», последний выходит, обвитый пеленами. Чудо Воскрешения Лазаря, несмотря на то, что Христос и до этого воскрешал умерших, имело характер торжественного мессианского знамения, обетования всем живущим. Этот сюжет традиционно служил доказательством божественности Христа и являлся прообразом грядущего воскресения мёртвых. Само событие, произошедшее накануне входа Христа в Иерусалим, триумфальной встречи Его народом и предваряющее Его Страсти, получило наименование Лазаревой субботы. Иконография Воскрешения Лазаря складывается довольно рано, изображения сцены практически обязательны для всех циклов катакомбной живописи, встречаются в мозаиках Сан Аполлинарио Нуово. Правда, ранняя иконография Воскрешения Лазаря отличается предельным лаконизмом (Христос и Лазарь в проёме гробницы), а Христос представлен в типе Эммануила . Формирование развитой иконографии Воскрешения, очевидно, связано с оформлением цикла праздников уже в постиконоборческую эпоху. Здесь, наряду с главными действующими лицами, встречаются «сестры Лазаревы»; группы иудеев; персонаж, отваливающий камень от гробницы Лазаря; персонажи, затыкающие носы, ибо Лазарь «уже смердит» и др. Вход в Иерусалим – один из главных христианских праздников, входящий в состав двунадесятых, установлен в воспоминание о торжественном входе Христа в Иерусалим как Мессии, и встрече Его народом накануне Пасхи (накануне мученической кончины, погребении и Воскресения). Вход Господень в Иерусалим, как и Лазарева суббота, завершая Четыредесятницу Великого поста, открывал Страстную. Великую неделю ( Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:28–38 ; Ин.12:12–15 )). Наименования праздника определены тем, что народ Иерусалима встречал Христа как обетованного царя и спасителя Израиля пальмовыми ветвями, поэтому иначе праздник называют Неделя ваий, Вербное воскресенье, Цветоносие. Символика Входа в Иерусалим исполнена внутренней парадоксальности. Сцена считается доказательством божественности Христа. Он выступает и ней как Царь-триумфатор. Его громогласно приветствуют взрослые и дети, Ему подстилают одежды под ноги, но при этом Он въезжает в город не на коне, а на осляти (молодом осле) – символе кротости, а затем демонстрирует добровольное подчинение неправедному суду Синедриона, и отдает себя на позорную смерть на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же самое время легкость воскрешения Лазаря словно указывает на то, что он не воск­рес, а восстал, был не «мертвецом» ада, а его «хранителем» 25 . Иначе пропадает смысл воскресения Спасителя, единственного и неповторимого основания для спасения мира. В Лазаре — «залог», во Христе — «совершенство» 26 . Лазарь воскрешается, чтобы стать «свидетелем» воскресения Бога Слова, по слову свт. Василия Селевкийского: «Лазарь, изыди вон. Выйди из гроба, отложив смерть, стань после смерти свидетелем Моего воскресения. Покажи делом твое призвание, явившись из гробницы» 27 . Воскрешение Лазаря — повод прекратить плач и начать пир 28 . Воскрешение Лазаря — это победа над адом 29 . Постепенно в византийской традиции воскрешение Лазаря приобретает все более универсальные черты и предварительно берет на себя смысл грядущего воскресения 30 . Толкование прошлого в свете настоящего бого­воплощения приобретает особое значение в связи с тем, что Лазаря воскрешает Сам Богочеловек в преддверии Своего воскресения: «И возопил гласом великим Иисус: Лазарь, ­выйди вон. Вышел, связанный пеленами. Не­ужели передвинувший горы в сердцах морей не сможет словом отвалить камень? Жало смерти сокрушивший и врата ада разбивший не сможет и узы одеяний расторгнуть?» 31 «“Лазарь, изыди вон”. Выйди из уз и перей­ди от мрака. Выйди ко дню и оставь ночь. Спеши к жизни, призываемый Жизнью. Стань ликующим участником радости, ибо прекратилось бытие плача» 32 . Так пишет в специальном праздничном слове прп. Исихий Иерусалимский, который дальше добавляет, что все оковы и узы ада пали 33 . Но это падение уз — предварительное, расширительно понимаемое, дабы ­подчеркнуть силу и значение хоть и малого, но воскресения. Воскрешение Лазаря имеет миссионерский смысл — как знамение и для собрания иудеев, и для собрания эллинов 34 , то есть это ключевое событие, способное полностью изменить сознание дохристианского человечества в эпоху пришествия Христова. Данный смысл сохранится и в веках — как универсальный, способный показать душам сомневающихся силу Богочеловека Христа через двойное чудо восстания и движения Лазаря: «Человек умер и погребен и, когда провед во гробе четыре дня, попросили Христа его сестры. И Христос говорит ему: Лазарь, изыди вон. И тотчас вышел из гроба умерший и шел, будучи связан по рукам и ногам. Ибо таков был обычай погребать у иудеев. И к чуду его восстания добавилось чудо его движения. Но для чего и это? Чтобы люди, увидев, как Он воскрешал бывших мертвецов, но и четверодневного, поняли, что Он есть Владыка жизни и смерти…» 35

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

В пятую Неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской. Впрочем, оно бывает в этот день только тогда, если не случится предпразднства, попразднства и праздника Благовещения, равно и 40-ка мучеников (Тип., послед. 9-го и 24-го марта). В сих случаях последование св. Марии Египетской поется тогда, егда екклисиарх рассудит (тамже). На литургии 5-й Недели (воскресения), так же как в предшествующую Неделю воспоминается пророчество Господа об Его страдании, смерти и воскресении ( Мк.10:32–45 ). В песнях же Триоди 5-й Недели (воскресения), равно и следующей за нею седмицы Великого поста, раскрывается притча о богатом и Лазаре. и св. Церковь убеждает верующих «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а ревновать терпению и великодушию Лазаря» 965 . Ибо «Царство Божие есть не пища и питие, а правда и воздержание со святостию. И поэтому внидут в Царствие Божие те, которые свои сокровища влагают в руки нищих». Притча о Богатом и Лазаре приводится на память и в последованиях седмичных дней, следующих за 5-ю Неделею. Но в песнях этой седмицы содержится еще как бы предпразднственное пение праздника ваий и сказание о шествии Господа воскресить Лазаря. Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Прежде шести дней Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он совершил в Вифании чудо воскресения Лазаря; оно и воспоминается в субботу пред Неделею ваий и седмицею страстей Христовых. Воскресение Лазаря показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. На утрени в субботу Лазаря по 2-й кафизме поются тропари воскресные: «Ангельский собор удивися»; после сих тропарей полагаются: ектения, седальны, чтение и «Воскресение Христово видевше». В песнопениях субботы Лазаря выражается радостная весть, что все воскреснем, и песни об упокоении души не поются, как пелись в предыдущие субботы. От субботы Лазаря «Честнейшая» не стихословится и в прочие дни до новой Недели (Тип., послед. субботы Лазаря), т. е. до Фоминой. На утрени в субботу сию, подобно как в день воскресный, поется: «Свят Господь Бог» и великое славословие. На литургии, вместо Трисвятого, поется: «Елицы во Христа креститеся». На трапезе, кроме елея и вина, дозволяется икра.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разрешите его и оставите ити, вещал кроткий глас Спасителя, и Лазарь, разрешенный от вериг смертных, еще долго ходил по суше и морю, доколе тот же глас, который вызвал его из гроба на землю, не воззвал его от земли к небеси. Есть другая гробница, которая хранит святые останки Лазаря. На острове Кипр, в городе Ларнаки, под помостом алтаря великолепной церкви во имя святого Лазаря есть вертеп с гробом друга Христова, святого пастыря Церкви Кипрской. Благочестивый поклонник оставляет свой корабль и спешит к недальнему берегу для поклонения сей святыне. И киприоты, свято чтящие память пастыря первенствующей своей Церкви, ежегодно в большом количестве оставляют на время святыню земли своей и усердно спешат ко гробу Господа и ко гробу друга Его – к гробам, в которых столь ясно совершилось окончательное торжество над смертию. В Вифании погребальная пещера Лазаря довольно велика; она более каждой из погребальных пещер царских, взятой порознь. Надобно полагать, что она назначалась для целого семейства. Само ложе смерти Лазаря – направо от входа в пещеру, на восточной ее стороне; но как жаль, что к мраморной плите его не прикасаются уста поклонника! Сыны лжеверия оградили это ложе от пещеры каменной стеной и из своей мечети сделали другой ход к нему. Других гробов нет в пещере; смерть, однажды здесь посрамленная, не смела уже более привлекать сюда своих новых жертв. Благочестивое предание указывает в Вифании и другие священные места. Вблизи от гроба Лазаря показываются небольшие остатки дома его, на которых святою Еленою был построен монастырь, одна часть которого находится в развалинах, а другая занята мечетью. Выше дома Лазаря на скате горы видны значительные развалины римско-католического аббатства, основанного во имя святой Марии Магдалины на месте дома ее. Она оставила родную Магдалу, доселе находящуюся на берегу моря Тивериадского, и поселилась среди добрых жителей Вифании, в обществе сестер Лазаря, для того чтобы чаще утешаться беседою учеников Господа, чаще плакать на Голгофе, лобызать гроб Воскресшего и иметь непосредственное общение с Церковью Сионскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010