Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром и перенесены в город Константинополь (ныне Стамбул), где для них устроена серебряная рака. Останки обладают чудотворной силой и исцеляют от множества заболеваний. Именно поэтому в храм святого Лазаря Четверодневного, где также хранятся мощи праведника, приезжают тысячи богомольцев со всего мира. Передача христианской святыни Патриарху Кириллу — знак особого уважения Кипрской Православной Церкви к Русскому православию и ее Первоиерарху. «Наше сердце переполняют сегодня святые чувства и искреннее ликование, потому что ваше присутствие здесь дает возможность нашему благочестивому и многострадальному народу получить благословение от знаменитого Предстоятеля Русской Церкви, украшенного смирением, трезвенностью, благолепием и любовью. Мы с изумлением наблюдаем за вашей огромной по масштабам и важной деятельностью. Деятельностью, которая являет величие Православия и надежду на лучшее общество во всем мире, опирающемся на принципы любви, равенства, приятия и признания за нашим ближним основных прав человека». —  подчеркнул  митрополит  Китийский  Хризостом. Ковчег с мощами прибыл в Москву. Фото Милены Фаустовой По прибытии в Москву Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. Со стороны Русской церкви в дар кипрским храмам и монастырям были переданы саркофаг с мощами русских святых, а также 19 икон, написанные русскими иконописцами за последние несколько лет. Встречал мощи и Владимир Ходаков Ко встрече мощей готовились В Зачатьевском монастыре мощи встречают крестным ходом Специально к прибытию драгоценного дара — выстлана цветочная дорожка В ожидании друга Христова — Лазаря Архиепископ Истринский Арсений с ковчегом Молебен перед мощами св. Лазаря Яко велико сокровище и богатство некрадомо/к нам прииде из Кипра, Лазаре,/Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/подая чтущим тя исцеления даром,/избавляя от бед и от всякаго вреда,/верою взывающих ти:/спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatogo-lazary...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 30 октября 2024 года 17. Среда. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского . Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского. Иконы Божией Матери, именуемой «Избавительница». Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении . Служба прор. Осии и прмч. Андрея Критского не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 1й – 3, и преподобномученика, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Воздвижена яко виде…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученика, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10я, 11я и 12я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), пророка на 4 и преподобномученика на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – ин кондак преподобномученика, глас 3й; седален пророка, глас 8й. «Слава» – седален преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаках прор. Осии (глас 2й и глас 4й). В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 145) эти кондаки также отсутствуют. По 6й песни – кондак и икос преподобномученика, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

— Прмч. Андрея Критского (767). Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Архиепископ Критский, богослов, проповедник, ввел в литургическую службу форму канона, автор 70 канонов, в том числе Великого покаянного канона. — Мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Святые врачи Косма и Дамиан Святые врачи Космо-Дамианский монастырь Занимались  врачебной наукой, исцеляя страждущих именем Христа, подверглись мучительной казни свидетельствуя о Вере Христовой. — Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898). Лазарева суббота По Евангелию от Иоанна, Лазарь был воскрешен Иисусом Христом, после чего прожил ещё 30 лет, епископствовал на Кипре, в   IX веке мощи Лазаря были обретены, перенесены в Константинополь и положены в храме во имя Праведного Лазаря.    Православные праздники 31 октября — Апостола и евангелиста Луки (I). На сайте: Евангелист Лука как художник Значение имени Лука Апостол и евангелист Лука. История в картинках Святой Лука был образованным греком, входил в число 70-ти апостолов Иисуса Христа, был одним из первых апостолов, которым явился Христос после Воскрешения. Святой Лука сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, после кончины Павла самостоятельно проповедовал и принял мученическую кончину в городе Фивы. Написал «Евангелие от Луки» и «Книгу Деяний Апостольских», а также был первым иконописцем, написавшим иконы Божией Матери и первоверховных апостолов Петра и Павла. — Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001). На сайте: Преподобный Иосиф Волоцкий: утраченная тонкость Иосифляне, нестяжатели и ИНН Святыни Подмосковья   Преподобный Иосиф Волоцкий основал Иосифо-Волоколамский монастырь, был автором множества духовных книг, обличал ересь «жидовствующих», создал школу миссионеров, называвшихся «иосифляне», в 1579 г. был канонизирован.       Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

16 . Мч. Лонгина сотника, иже при кресте Господни. 17 . Прор. Осии, прмч. Андрея Критского , св. Лазаря четверодневного; мчч. безсребренников Космы и Дамиана и братий их мучеников: Леонтия, Анфима и Евтропия. 18 . Св. ап. и ев. Луки; мч. Марина, прп. Иулиана пустынника. Св. ап. и ев. Лука был первый иконописец и по преданию написал иконы Божией Матери Владимирскую, Смоленскую и Иерусалимскую. 19 . Св. прор. Иоиля; мч. Уара и с ним седми учителей христианских; блж. Клеопатры и сына ее Иоанна; прп. Иоанна Рыльского, сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128 мчч. 20 . Вкмч. Артемия, св. прав. Артемия Веркольского. 21 . Прп. Илариона Великого; перенесение мощей прп. Илариона, еп. Меглинского; мчч.: Дасия, Гаия и Зотика. Восшествие на престол Государя Императора Николая Александровича . 22 . Св. равноап. Аверкия, еп. Иерапольского; свв. седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна; мчч.: Александра еп., Ираклия воина и 4 жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии; иконы Пресв. Богородицы Казанская. Раскольники-безпоповцы утверждают, что св. мч. Гликерия (II или III в.) ни разу в жизни не причащалась св. тайн, так как в житии ее об этом не говорится; но в житии ее, а равно и многих других св. угодников умолчано и о крещении их: неужели следует отсюда что она не крестилась? «Ей вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ряди списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человеци ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайн» (Иос. Волоц. сл. II о иноч. жит. ст. 495). 23 . Св. ап. Иакова, брата Господня; перенесение честных мощей св. Иакова Боровицкого, Новгород. чудотв.; свт. Игнатия, патр. Цареградского. Предание утверждает, что св. ап. Иаков, по повелению Господа, был поставлен апостолами во епископа Иерусалимской церкви. 24 . Мч. Арефы и иже с ним (4252 челов.); мц. Синклитикии и двух дщерей ее; блж. Елезвоя, свт. Афанасия, патр. Цареградского; прп. Арефы Печерского; иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

7. Свв. мучч. Сергия и Вакха. Иерон. мР. Р. А. У. Н. Св. Иулиана и Кесария. Б. Р. А. У. 1 ноября. 8. Пр. Таисии. Петр. 8. Пр. Пелагии. Иерон. У. 8. Св. Таисии, современницы св. Антония. 9. Пр. Петра. Петр. 9. Иакова Алфеева. Иерон. Р. 22 июня. Св. праведн. Аврама. мР. В. А. У. Н. Св. Лота. мР. В. А. Н. 10 окт. 9. Св. Петра комита, после инока. 10. Муч. Феотекна. Неап. 10. Св. муч. Феотекна. Пр. Вассиана. 11. Пр. Феофана, творца канонов. Иерус. 11. Св. ап. Филиппа от 70. мР. А. У. Н. 6 июня. 12. Св. Космы, еп. маиюмского. Петр. 12. Свв. Тараха, Прова и Андропика. Иерон. 9 и 10 окт. мР. В. А. У. Н. 11 окт. Иерон. Ф. Гал. 13 мая. Н. втор. 4 апр. Иерон. еще 5 апр. и 17 сент. Св. Мартина Милостивого. Иерон. Англ. Б. мР. Ф. В. 11 ноября. Р. 9 ноября. Алляц. 12. нояб. Перенесение мощей его. Р. В. А. У. 4 июля. 12. Св. Космы, еп. маиюмского. Муч. Домники в Аназарве. 13. Свв. мучч. Карпа и Папилы. Иерон. Гал. мР. А. У. Н. 13 апр. Иерон. еще 12 апр. 13. Св. Никиты исповедника. 14. Св. муч. Силвана, пресвят. газской церкви. Петр. 14. Свв. мучч. Назария и Кфисия. мР. А. У. Н. 12 июня. Ф. В. 28 июля.Гервасия и Протасия. Карф. Англ. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 19 июня. Всех четырех. Р. 28 июлня. Иерон. 19 июня и 30 окт. 14. Св. Силвана, пресвит. газской церкви. 15. Пр. Евфимия нового. М. 12 в. 446. 15. Св. муч. Лукиана антиох. Гал. Ф. В. А. У. Н. 7 янв. Галик. Н. вторично 25 февр. 15. Св. пр. Евфимия нового. Св. пр. Савина епископа. 16. Св. муч. Лонгина сотника. Иерон. мР. А. Н. 1 сент. Р. Н. (втор.). У. 15 мар. Ф. 2 дек. 17. Св. прор. Осии. мР. А. У. 4 июля. Св. прав. Лазаря. мР. Р. У. 17 дек. Свв. мучч. Космы и Дамиана. Иерон. Англ. Б. и все 27 сент. 17. Пренесение мощей Лазаря четверодневного. Петр. 18. Пр. Иулиана пустынника. Петр. 18. Св. ев. Луки. Карф. 13 окт. Галик. 15 мар. Иерон. Б. и все 18 окт. 19. Св. прор. Иоиля. мР. А. 6 и 13 июля. У. 13 июля. 20. Св. муч. Артемия. У. 21. Св. пр. Илариона Великого. Б. и все. Св. мучч. Дасия, Гаия, Зотика. Иерон. мР. А. У. Н. 23. Св. ап. Иакова, брата Господня. Иерон. Англ. Гал. Алляц. Б. и все 1 мая. Иерон. Р. Н. втор. 25 марта. Иерон. еще 15 мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

8 Епифаний Кипрский, свт. Панарий (=Против ересей). Vol. 2. P. 180:14-18. 9 Григорий Богослов, свт. Богословские послания. 102, 26; 27. Ср. ту же мысль: Иоанн VI Кантакузен. Против магометанской секты апологии. IV. 3, 10:513-518. 10 Григорий Богослов, свт. На святое крещение (Слово 40)//PG. 36, 405:43-48. 11 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:59-62. 12 Василий Великий, свт. Гомилия на Лазаря. 11:1-4. 13 Григорий Палама, свт. Гомилии I-XX. 15, 6:6-8. 14 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784. Ср. то же по смыслу:  Василий Селевкийский. Слово XLI//Col. 145:50-148:4. 15 См.: «Я ищу одного мертвого, не приходите все; еще не настал срок того мановения» (Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 1) [Sp.]//PG. 62. Col. 775:31-32). 16 См.: Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784:15-18, особо L. 18. 17 Там же. Col. 784:3-7. 18 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря//PG. 50. Col. 643:49-54. 19 Там же. Col. 643:54-57. 20 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:41-46, особо L. 43. 21 См.: Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 2) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:32-37. 22 Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия II на святого Лазаря (Гомилия 12). 3:4-9. 23 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 129-133. 24 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история. 1, 25:38-39. 25 Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 3) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:54. 26 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 120-124. 27 Василий Селевкийский. Гомилия на Лазаря. 9:1-3. 28 См.: Дидим Слепец. Толкования на Псалмы 35-39//Codex. P. 270:20-22. 29 См.: Ипполит Римский. На Евангелие от Иоанна и о воскресении Лазаря [Dub.]//PG. 226:16-21. 30 См.: «А каков глас? Лазарь, изыди вон. Когда он был услышан, весь народ мертвых окрылился…» (Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия I на святого Лазаря (Гомилия 11). 2:9-13).

http://patriarchia.ru/db/text/5801964.ht...

8 Епифаний Кипрский, свт. Панарий (=Против ересей). Vol. 2. P. 180:14-18. 9 Григорий Богослов, свт. Богословские послания. 102, 26; 27. Ср. ту же мысль: Иоанн VI Кантакузен. Против магометанской секты апологии. IV. 3, 10:513-518. 10 Григорий Богослов, свт. На святое крещение (Слово 40)//PG. 36, 405:43-48. 11 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:59-62. 12 Василий Великий, свт. Гомилия на Лазаря. 11:1-4. 13 Григорий Палама, свт. Гомилии I-XX. 15, 6:6-8. 14 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784. Ср. то же по смыслу: Василий Селевкийский. Слово XLI//Col. 145:50-148:4. 15 См.: «Я ищу одного мертвого, не приходите все; еще не настал срок того мановения» (Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 1) [Sp.]//PG. 62. Col. 775:31-32). 16 См.: Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784:15-18, особо L. 18. 17 Там же. Col. 784:3-7. 18 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря//PG. 50. Col. 643:49-54. 19 Там же. Col. 643:54-57. 20 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:41-46, особо L. 43. 21 См.: Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 2) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:32-37. 22 Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия II на святого Лазаря (Гомилия 12). 3:4-9. 23 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 129-133. 24 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история. 1, 25:38-39. 25 Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 3) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:54. 26 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 120-124. 27 Василий Селевкийский. Гомилия на Лазаря. 9:1-3. 28 См.: Дидим Слепец. Толкования на Псалмы 35-39//Codex. P. 270:20-22. 29 См.: Ипполит Римский. На Евангелие от Иоанна и о воскресении Лазаря [Dub.]//PG. 226:16-21. 30 См.: «А каков глас? Лазарь, изыди вон. Когда он был услышан, весь народ мертвых окрылился…» (Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия I на святого Лазаря (Гомилия 11). 2:9-13).

http://pravoslavie.ru/138888.html

Воскрешение Лазаря влечет за собою восстание мира на Христа. Мир находится под властью диавола, князя мира, который был лжец и «человекоубийца от начала» ( Ин.8:44 ). Восстание мира на Христа, вследствие воскрешения Лазаря есть восстание лжи и смерти на Истину и Жизнь. Символический смысл воскрешения Лазаря делает восстание неизбежным и объясняет то значение, которое приписывает этому чуду Иоанн. Молчание синоптиков утрачивает свою остроту. Благовестие Христово они открывали с других сторон. Священное Предание Православной Церкви сохранило символическое значение воскрешения Лазаря. Церковное празднование Входа Господня во Иерусалим отвечает хронологическим указаниям четвертого Евангелия ( Ин.12:1–12 ). И потому заслуживает особого внимания, что отнесением памяти Праведного Лазаря к Субботе Ваий Иоанновская хронология, явно, нарушается (ср. еще Ин.11:54 и сл.). Это нарушение, сближая, и по времени, воскрешение Лазаря и Торжественный Вход, подчеркивает внутреннюю связь обоих событий, из которых второе почитается Церковью , как Предпразднество Воскресения Христова. Ваии – пальмовые ветви – образ Воскресения. Воскресение Христово сделало возможным наше воскресение. Но и больше того: в богослужебных песнопениях, посвященных воскрешению праведного Лазаря, Церковь повторно останавливает внимание верующих на тесной внутренней связи между воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым (ср., напр., Пяток Ваий, Великое Повечерие, канон, песнь 9, Суббота Ваий, Утро, канон, песни 1 и 9) и воспевает в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Только чрез Страсти Христовы: смерть, побеждаемую жизнью, стало возможно общее воскресение, но тайна воскресения – во всей ее неизреченности – еще до Страстей была явлена людям в воскрешении четверодневного Лазаря. 1 К постановке проблемы и возможности ее решения ср. статью A. Plummer " a Lazarus of Bethany в Dictionary of the Bible Hastingsa т. III. Новейшее толкование Locka в «A New Commentary on Holy Scripture» под общею редакциею епископа Gorea (London, 1928), подчеркивая историческую достоверность четвертого Евангелия (ср. стрр. 240 и слл.), не отказывается признать ее и за повествованием о воскрешении Лазаря (стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

И касается это в равной мере богословского учения и фактов истории.    Но есть и нечто большее. Внимание читателя останавливается на подробностях описания погребения Лазаря. Его могила представляет собой пещеру, которую закрывает камень ( λθος, ст. 38). Когда камень взяли и Господь повелел Лазарю выйти, оказалось, что тело его связано «погребальными перевязями и лицо его было обернуто платом» (σουδαρω, ср. ст. 44). В повествовании о Воскресении Христовом тоже речь идет о камне (λθος), которым был закрыт вход в могилу (ср. Ин.20:1), и о том плате (σουδαριον), который был на голове Иисуса (ср. Ин.20:7). Эти подробности врезаются в память читателя, который усматривает некий параллелизм между погребением Лазаря и погребением Христовым. Трудно думать, чтобы этот параллелизм был случайным. Если евангелист понимал Воскрешение Лазаря как символ, выражавший существенное содержание речей Христовых в Иерусалиме и в Галилее, последние наблюдения позволяют утверждать, что Воскрешение Лазаря было для евангелиста не только символом, обращенным в прошлое, но прообразом, обращенным в будущее.    В этом втором значении смерть Лазаря, его погребение и воскрешение прообразуют Страсти Христовы. Из диалога с Марфой вытекает символическое значение Воскрешения Лазаря, выражающееся в том, что оно есть символ будущего общего Воскресения по вере в Иисуса. Понимание Воскрешения Лазаря как прообраза позволяет утверждать, что начало этого общего воскресения есть Воскресение Христово. Не случайно воспевает Церковь в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». По слову апостола Павла, начаток умерших есть Христос. Но Воскресение Христово прообразуется воскрешением Лазаря. Литургическое предание Православной Церкви подтверждает это понимание еще и тем, что Церковь совершает память воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, которое есть Предпразднество Пасхи. Этим она явно нарушает историю, потому что Вход Господень в Иерусалим отделен от Воскрешения Лазаря неопределенной продолжительности пребыванием Иисуса с учениками «в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим» (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не только в этом. Воскрешение и само по себе, как возвращение к жизни, значительнее исцеления, хотя бы и одержимого неисцелимым недугом. – Мы переходим к другой стороне проблемы. Выше было отмечено, что предательство Иуды знаменует для Иоанна наступление ночи. Но близость ночи чувствуется и раньше. Страсти Христовы становятся понятны на фоне резкого противоположения Христа Спасителя и мира, которое раскрывается в главах VI-XII ( Ин.6–12 ). Господь воскрешает Лазаря в свете дня. Но после покушения иудеев, не принявших учения о Церкви ( Ин.10 ), Иисус Христос возвращается на то место, где прежде крестил Иоанн ( Ин.10:40–42 ). Народ вспоминает и принимает свидетельство Иоанна, давно уже уступившего место Жениху, и, повествование, таким образом, возвращается к исходной точке. Круг замыкается. С воскрешением Лазаря в гл. XI ( Ин.11 ) начинается новое Воскрешение Лазаря – еще не ночь, но предварение ночи. Если в Страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн (ср. Ин.12:23–33 , Ин.13:31–32 , Ин.17:1 и сл.), совершается прославление Господа – прославление в уничижении и смерти, – то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией ( Ин.11:40 , ср. Ин.11:4 ). Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя ( Ин.11:28–29 ), пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала» ( Ин.20:11 ). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя ( Ин.11:38 и сл. ср. Ин.19:41 , Ин.20:1 ). И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком» ( Ин.11:44 ). В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его» ( Ин.20:6–7 ). Русскому слову «плат» соответствует греческое слово «σουδ ριον». В повествовании о воскрешении Лазаря оно же переведено словом «платок». Указанный параллелизм заслуживает самого серьезного внимания. Воскрешение Лазаря совершается в преддверии Страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно напоминает христианскому читателю Евангелия отдельные подробности Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010