Православная Церковь , по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времён христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый , бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешённый из мёртвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем своём воскресении, всех – в общем воскресении мёртвых, – грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице своём Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлён об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сёстры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просити от Бога, даст Тебе Бог . Ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят об Нём между собой: виждь, како любляше Его; не можаше ли Сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнодавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвёртый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь : глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное прообразование пакибытия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Катавасиа: Воистинну богородицу: Таже припев праздника, и ирмос: яко одушевленному: Посем, свят Господь Бог наш: на глас 1. Светилен праздника дважды: Слава, и ныне, лазаря. На хвалитех стихиры праздника 3: и лазаря 3. Таже припевы: воскресни Господи Боже мой: 2, Исповемся тебе Господи всем сердцем моим: Слава, святаго лазаря: Велие и преславное: И ныне, праздника. еже от века таинство: Славословие великое. тропарь праздника: Слава, и ныне: общее воскресение: ектении, и отпуст, и оглашение, и час 1–й в притворе. Тропарь праздника: Слава, общее воскресение: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак лазаря. Сице тропари глаголем и на прочих часех: кондаки пременяем. [Смотри] При часе же 2–м дне, творим исхождение вне монастыря: Возвращшеся же поем часы. На Литургии , блаженна праздника, песнь 3, на 4: и лазаря, песнь 6–я, на 4. По входе тропарь праздника, и лазаря. Слава, кондак лазаря: И ныне, праздника. Вместо трисвятаго, поем, елицы во Христа крестистеся: Прокимен, апостол, Аллилуиа и евангелие прежде праздника, таже лазаря. Вместо же Достойно, поем ирмос праздника. Причастен прежде праздника, таже святаго лазаря. На Велицей Вечерни , кафисма, блажен муж, вся. На Господи воззвах, стихиры праздника 3, повторяюще я: и ваий на 4. Слава, ваий, днесь благодать: И ныне, праздника: Послан бысть: Вход, прокимен дне, и чтения праздника 5, и ваий 3, На литии стихиры праздника 3, и ваий 3: Слава, ваий, Прежде шести дней: И ныне, праздника, благовествует гавриил: На стиховне стихиры самогласны ваий, глас 8, с припевы их. Слава, ваий, днесь благодать: И ныне: праздника, еже от века таинство: На благословении хлебов тропарь праздника дважды, и ваий единожды, и чтение праздника. На Утрени , на Бог господь, тропарь праздника, дважды. Слава, и ныне, общее воскресение: По 1–й кафисме седален ваий: Слава, и ныне, праздника: и чтение: По 2–й кафисме седален ваий: Слава, и ныне, праздника: и чтение. таже полиелей праздника, и седален, и чтение праздника. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Канона два: до шестой песни – творение преподобного Феофана, а затем начинаем четверопеснец. Первый канон с ирмосом на 8, другой же – на 6. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: Поим Господеви,/проведшему люди Своя сквозе Чермное море,/яко един славно прославися. Песнь 1 Ирмос: Воспоем Господу,/проведшему народ свой через Красное море,/ибо Он один славно прославился. Лазаря умершаго,/манием Божественным воскресил еси,/яко Создатель сый,/и живота сокровище Человеколюбче. Лазаря умершего/мановением Божественным Ты воскресил,/как поистине Создатель,/и владеющий сокровищницей жизни, Человеколюбец. Словом четверодневнаго Лазаря/возгласил еси безсмертне,/темнообразное адово разрушив крепостию царство. Словом четверодневного Лазаря/Ты воскресил, бессмертный,/разрушив Своею мощью/темновидное царство ада. Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси,/из мертвых возставив/четверодневнаго Лазаря Владыко. Всем явил Ты познание/пребожественнаго Божества,/из мертвых воздвигнув/четверодневного Лазаря, Владыка. Днесь Вифания предвозвещает/Воскресение Христа Жизнодавца,/востанием Лазаревым ликовствующи. В сей день Вифания предвозвещает/Воскресение жизни Подателя Христа,/о воскрешении Лазаря ликуя. Другий канон, творение Иоанна монаха. Глас 8: Иной канон, творение Иоанна монаха, глас 8 Ирмос: Воду прошед: Ирмос: По воде пройдя: Прежде от не сущих привед всяческую тварь,/и ведый сердечная сокровища/предглаголеши яко Владыка учеником Лазарево успение. Прежде из небытия/приведший все Свое творение,/и знающий сокровищницы сердец,/Ты ученикам предсказываешь, как Владыка,/Лазаря успение. Человека естеством осуществовавыйся Христе от Девы,/Лазарево Ты погребение навыкнути вопрошал еси яко Человек,/не неведый яко Бог, идеже лежаше. Подлинно облекшись от Девы/в естество человеческое, Христе,/вопрошал Ты, узнать желая/о месте погребения Лазаря, как Человек,/как Бог в неведении не пребывая,/о том, где он лежал. Слава: Уверяя Слове Твое Воскресение,/воистинну яко от сна, любимаго воскресил еси уже смердяща,/четверодневна мертвеца от гроба.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

   Последнее знамение Христово в Ин. есть Воскрешение Лазаря (Ин.11). В сознании евангелиста Иоанна это было событие, происшедшее в истории и имевшее последствие в истории. Оно было тем последним толчком, который побудил синедрион устранить Иисуса (ср. Ин.11:46—53). Не только гл. XI, повествующая о чуде, но и гл. XII стоит под знаком Лазаря. Вынуть Лазаря из истории значило бы разрушить все построение Иоанна. И тем не менее Православная Церковь видит в воскрешении Лазаря прообраз Воскресения Христова. Это вытекает и из слов церковных песнопений и из священных сроков Постной Триоди. В евангельском повествовании Воскрешение Лазаря отделено от Торжественного Входа не только Вифанским помазанием, но и пребыванием Иисуса в Ефраиме, продолжительность которого не следует преуменьшать (ср. Ин.11:54—57). В Триоди это пребывание как бы забывается и за Лазаревой субботой следует непосредственно Вербное воскресение. Мы увидим в свое время, что это литургическое толкование, несомненно, выражает ту связь, которая существовала и в сознании евангелиста между Воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым. Но в построении Ин. Воскрешение Лазаря, как это тоже будет показано, имеет двоякую обращенность: оно предваряет то, что за ним следует — Страсти и Воскресение, но и заключает то, что ему предшествует. В беседе Господа с Марфой (Ин.11:21—27) как бы суммируется в основных чертах все учение гл. III-X. Это значит, что перемещение Воскрешение Лазаря в плоскость чистой истории было бы не меньшей ошибкой, чем совершенное пренебрежение историей в пользу одностороннего духовного толкования чуда. В Воскрешении Лазаря есть и то, и другое. Но и это чудо, как и чудо в Кане Галилейской, и еще больше чем оно, есть знамение. И только толкование его как знамения может приобщить нас к мысли евангелиста.    То же должно быть сказано и о тех примерах, которые были приведены выше. Мы к ним вернемся в связи с толкованием Евангелия. Ясно одно: чисто историческое толкование фактического содержания Ин., во многих случаях совершенно обязательное, не может исчерпать заключенного в Ин. духовного смысла. К его раскрытию нас приводит толкование духовное — символическое или типологическое, — которое держится фактов для того, чтобы прозреть то, что стоит за фактом. Постараемся установить те случаи, когда это духовное толкование представляется обязательным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слово на воскресение Лазаря Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Слово на воскресение Лазаря» – древнерусское апокрифическое сочинение, тесно связанное с текстами на тему Воскресения и Сошествия в Ад , создано, по-видимому, в конце XII или нач. XIII в. Самые ранние списки датируются нач. XV в. «Слово» включалось древнерусскими книжниками в сборники богослужебных и литургических текстов (Златоуст Постный, Измарагд, Торжественник) на 6-ю, так наз. «Лазареву субботу» Великого Поста, вместе с сочинениями византийских и южнославянских авторов о Воскресении Лазаря (см. сочинения Иоанна Златоуста , Андрея Критского , Климента Охридского и др.). «Слово» дошло до нас в двух редакциях – Краткой и Пространной, которые восходят к общему протографу и выделились из первоначального текста на очень раннем этапе его истории. Редакции отличаются не только по объему, по названию («Слово на воскресение Лазаря» и «Слово Адама во аде к Лазарю»), но и по содержанию. В основу «Слова» положен плач-мольба Адама в аду, с которой он обращается к Лазарю, узнав о его скором воскресении (евангельский рассказ о воскресении Христом Лазаря см. Иоан. 11 ). Адам просит Христа скорее сойти в Ад и освободить пленников, среди которых находятся ветхозаветные пророки и праотцы. Он упрекает Бога за слишком суровое наказание пленников и сомневается в справедливости Божьего суда. Отчасти в этом и усматривали древнерусские книжники его «апокрифичность». Плач-мольба Адама составляет главное содержание Краткой редакции «Слова». Пространная же редакция дополнена рассказом о евангельском чуде и о том, как Христос исполнил просьбу Адама. Подробностей о событиях в аду после распятия и смерти Иисуса и до его воскресения в канонических евангелиях нет, и поэтому вторая часть «Слова» в качестве источников опирается на известные в древнеславянском переводе византийские апокрифы: «Слово о сошествии во ад Иоанна Предтечи» Евсевия Александрийского и «Слово в великую субботу на погребение... Иисуса Христа» Епифания Кипрского . Эти тексты использовал как источник в своих торжественных проповедях и Кирилл Туровский , поэтому между ними, «словами» Кирилла и «Словом на воскресение Лазаря», находим много общего при описании событий в Аду. Автор «Слова» по-своему переработал греческие источники, а также текст Псалтыри. Кроме них, автор использовал и «слова» Иоанна Златоуста о воскресении Лазаря, и похвалы о Лазаре Климента Охридского, болгарского писателя X в. Исследователи находят в «Слове на воскресение Лазаря» параллели с «Молением Даниила Заточника» и «Словом о полку Игореве». Круг названных текстов не оставляет сомнения в древности публикуемого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сделанный нами экскурс в область Новозаветного учения о Воскресении позволяет нам продолжить прерванное сопоставление Евангельских повествований о воскрешении Лазаря и Воскресении Христовом несколько дальше. По учению, раскрываемому в Евангелии от Иоанна, Воскресение Иисуса Христа – вместе с Его Страстями – есть восхождение Его к Отцу. По свидетельству апостола Петра, Иисус Христос воскрес потому, что смерти «невозможно было удержать Его» ( Деян.2:24 ). С другой стороны, апостол Петр в той же речи ( Деян. 2: 24–32 ) и апостол Павел в своих Посланиях и в проповедях, сохраненных в книге Деяний ( 1Кор.6:14, 15:15 , Флп.2:9 , Деян.13:30 и др.), говорят, что Распятого Господа воскресил Отец. Эти параллельные свидетельства раскрывают Иоанновскую формулу и являют в Воскресении Христовом единение Отца и Сына. Воскрешение Лазаря животворящею силою Христовою тоже свидетельствует о единении Иисуса Христа и Отца. О нем говорит и исповедание Марфы ( Ин.11:27 ) и молитва Спасителя у гроба усопшего друга ( Ин.11:41–42 ). Мало того. Предваряя Воскресение Христово, воскрешение Лазаря является и ближайшею причиною Страстей, свидетельствуя таким образом о неразрывной связи Страстей и Воскресения. Единство Страстей и Воскресения предвосхищается в воскрешении Лазаря и явлением славы Божией. На фоне богословской аналогии фактические совпадения получают особую значительность. Но это – одна сторона. Несомненному параллелизму противостоит существеннейшее различие. – Воскрешение Лазаря есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле. Первосвященники замышляют убийство воскрешенного Лазаря ( Ин.12:10 ). Воскресение Христово есть божественная победа над смертью. Эта двойственность отношения – очевидный параллелизм и столь же очевидная несоизмеримость – может быть понимаема, как отношение прообраза и того, что им прообразуется. Прообразуемое есть исполнение прообраза, и в славе исполнения меркнет прообраз. В каком смысле Воскресение Христово может быть понимаемо, как исполнение прообраза, воскрешения Лазаря? Если воскрешение Лазаря делом закрепляет учение об Иисусе Христе, как Начале жизни, заключающее и обетование грядущего Воскресения, – то Воскресение Христово, как исполнение прообраза, есть начало нашего воскресения. Мы видели, что, по учению Иоанна, в единстве Страстей и Воскресения мыслится не только восхождение Иисуса Христа к Отцу, но и возведение к Отцу учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

великомуч. Анастасии в серебряной оправе, косточки от мощей св. Иоанна Предтечи, св. великомуч. Георгия и св. Григория, косточка и мелкие частицы св. Никиты епископа Новгородского, часть от мощей св. муч. Кирика, часть от мощей св. Елевферия в серебряной оправе, часть от мощей св. Апостола Андрея Первозванного, часть мощей и ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, часть мощей св. Благоверной Княгини Анны, матери св. Князя Владимира Ярославича, частицы от мощей св. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Митрополитов Московских, части от мощей св. бессребреников Косьмы и Дамиана, части от мощей св. Гурия и Варсонофия Казанских, частицы от мощей св. Иакова, брата Господня и других святых – залитые воскомастикою, малые частицы от мощей св. великомученицы Варвары и часть древа от гроба её, частицы от мощей святых Александра Свирского , мучеников Уара и Иоанна, мученицы Ирины и камень от горы Фаворской, кость от мощей преподобн. Ефрема Новоторжского, две части от мощей св. Епифания Кипрского и великомученицы Екатерины, часть древа от Животворящего Креста Господня, часть от мощей св. Иакова Персянина, небольшие частицы от мощей св. Николая Чудотворца, Игнатия и Исаии епископов Ростовских и других святых, часть ризы Варлаама Хутынского, песок от гроба Иоанна милостивого и еще несколько частиц от мощей неизвестных святых. Здесь же, в ризнице, сохраняются бывшие в употреблении у Святителей Новгородских облачения и другие вещи, а именно; 1 . Святителя Никиты, епископа Новгородского: а) Фелонь или риза из травчатого штофа темно-коричневого цвета, древнего устройства, ровная спереди и сзади. б) Омофор из белого штофа. в) Епитрахиль из двух половинок, вместе сложенных, полуатласа мелкополосатаго, зеленого. г) Поручь из полосатого зеленого полуатласа. д) Шапочка из камки василькового цвета; на ней вышиты два Херувима и два Серафима с надписями: Херувим, Серафим, и небольшие кресты; опушена горностаевым мехом. Все это облачение св. Никиты, находившееся в земле 450 лет не только обретено нетленным при открытии мощей его в 1558 году, но и теперь, по истечении слишком 300 лет по открытии мощей, сохраняется невредимым, так, что может быть и бывало употребляемо при священнослужении во дни памяти Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), среди его прорисей - изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146). В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.). В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. 293. Л. 65 об.- 66 - гравюра не представлена; ГИМ. Муз. 42. Л. 59 - вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря - паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Кроме этих, указываемых ветхозаветным писанием и разумом, оснований, Христом Спасителем предлагаются уже и новые, назначаемые Им для верующих в Него. Первым из таких оснований служит то, что Он, будучи равен Богу Отцу, оживляет, как и Отец, кого хочет ( Ин.5:21 ). Я есмь воскресение и жизнь, говорит Он сестре Лазаря, верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Для того и воскресил он четверодневно умершего Лазаря, чтобы дать, как гласит церковная песнь, фактическое доказательство истинности общего воскресения. Вторым основанием истинности воскресения служит, по учению Христа Спасителя, принятие Тела и Крови Его. Как приобщающее человека жизни Божественной, оно делает его бессмертным не только по душе, но и по телу. Истинно, истинно говорю вам, говорит Он, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Правда, воскреснут и не верующие в Него, но вот что говорится об их воскресении. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Жизнь загробная имеет, по учению Христа Спасителя, два состояния: состояние – до всеобщего суда и состояние – после суда. Причина такой двойственности, по смыслу притчей о плевелах ( Мф.13:37–38 ) и неводе ( Мф.13:47–48 ), заключается в том, что окончательный суд может быть только тогда, когда поле, под которым разумеется человеческий мир, будет засеяно и когда невод, под которым разумеется Церковь , будучи наполнен всякого рода рыбами, будет вытащен на берег, т.е. когда Церковь совершит свое назначение. Только после всего этого настанет жатва и пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.13:41–42 ). Впрочем, и до всеобщего суда и воскресения тел, душа не находится в состоянии безразличном. Нет, из притчи о богатом и Лазаре видно, что душа первого тотчас по смерти испытывала мучения ада, а душа второго, также тотчас по смерти, отнесена была Ангелами на лоно Авраама ( Лк.16:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Оканчивая в пятницу шестой седмицы святую четыредесятницу, церковь пред седмицею спасительных страстей Господних, в соответствии с евангельскою историею, приводит на память своим чадам чудо воскресения Лазаря и торжественный вход Господа в Иерусалим. Воспоминанию этих событий и посвящена служба седьмой седмицы. Воскрешение Лазаря церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы церкви IV века: св. Иоанн Златоуст , бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня», – говорит св. Златоуст, – «Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны» 122 . В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый церковию. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали церкви также каноны на день Лазарева воскресения, ныне поемые церковию. В конце IX века император византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. церковию. По гласу церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех – в общем воскресении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице Своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом божество и человечество. Как Бог всеведующий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию: Марфа и Мария – сестры умершего Лазаря, и друеги всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, – говорит Марфа, – аще бо Ты зде был, не бы брат мой умер. Но и ныне вем, яко елика аще просиши от Бога, даст Тебе Бог; Ей, Господи: аз веровах; яко Ты ecu Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый. То же произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Давно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли Сей, отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010