Старожилы хранят предание о том, что когда стройка заканчивалась – обрушилась ризница – это воспринималось как особое предзнаменование. В 1877 г. храм был освещён. Через 20 лет на колокольне храма укрепили колокол весом 317 пудов (5 тонн). Голос его был слышен за 50 км. До сих пор в народе бытует легенда, будто бы колокол храму подарила царица. Возможно, это преувеличение, но мощный и густой звон его долгие годы плыл над слободой Репьевкой. В 1880-х г.г. храм описывал ректор Воронежской Семинарии Архимандрит Дмитрий (Самбикин). Придел Николая Чудотворца в трудах Самбикина отмечен, как «теплый, в трапезной, освящен в 1877 году». По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Петропавловской церкви числились: два священника (Беляев Андрей и Акимов Иоанн), диакон (Яблочкин Никодим) и два псаломщика (Попов Иван и Попов Мефодий). Земли церковной – 66 десятин. Приход насчитывал 792 двора, в которых проживало 2904 душ мужского и 2896 женского пола. При храме существовала церковно-приходская школа, которая являлась центром образования и духовного просвещения населения слободы Петровская. В годы гонений (с 1930-х по 1980-е г.г.) церковное здание превратили в складское помещение, хотя есть данные, что во время войны церковь действовала. Милостью Божией является то, что величественная церковь с высокими сводами в XX в. не была стерта с лица земли. 2 июля 2010 г., в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий Венгры у церкви Петра и Павла (Серго66, Большой Воронежский Форум) совершил в сослужении духовенства Репьевского благочиния Божественную литургию в Петропавловском храме. В октябре 2012 г., в день 135-летия освящения Петро-Павловского храма митрополит Сергий вновь посетил церковь и совершил в ней Божественную литургию. После богослужения владыка митрополит освятил величественные новосооруженные накупольные кресты храма, которые будут установлены взамен обветшавших. В настоящее время в храме ведутся кровельные работы – заменяются устаревшие элементы кровли, перекрытий и т.д. Настоятелем церкви служит протоирей Алексий Николаевич Чибисов.

http://sobory.ru/article/?object=09672

Храм Петра и Павла (начало XX в.). Основной православный храм города. По мнению некоторых историков, освящен к 300-летию дома Романовых и 100-летию разгрома войск Наполеона. Построен в стиле неовизантийской классики. В 1930-е годы был закрыт коммунистами. Во время войны был оборудован бойцами, как долговременная огневая точка. Верхняя часть была разрушена немецкой авиацией. Восстановлен в конце 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. Расположен в бывшей деревне Ульхово (ныне улица Слободская, в районе Красного Молота) http://old.yartsevo.ru/about_dostoprim.htm Давным давно в деревеньке Ульховская Слобода была построена небольшая деревянная церковь. Шло время, приход из года в год расширялся. Назрела необходимость в строительстве просторного каменного храма. Стоит сказать, что к концу XIX века старая деревянная церквушка порой сильно обветшала и нуждалась в замене. Прихожане направили прошение о строительстве в селе Ульховская Слобода Духовщинского уезда каменной церкви. В Святейшем Синоде к этому прошению отнеслись положительно. Даже были выделены деньги на постройку храма, правда до прихода они так и не дошли. Церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла всё же решили строить на пожертвования прихожан, основную часть средств дал на постройку церкви купец Скоробогатов, выигравший по облигациям десять тысяч рублей. Пока собрали средства, заказали в епархии план, изготовили кирпич и другие стройматериалы, набрали артель рабочих, прошло достаточное количество времени. Строительство храма началось только в 1915 году и было приурочено к 300-летию дома Романовых и столетию победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Церковь в Ульховской Слободе строилась очень долго. Полностью строительство завершилось только после революции, в 1924-м году. Его зелёный шатровый, самый высокий купол с позолоченным крестом был виден в радиусе 10 км, а то и дальше. Вокруг него - четыре средних и чуть ниже восемь малых. Колокольня была спроектирована в основном объёме храма. На звоннице тогда были повешены 11 колоколов из сплава чугуна, бронзы и серебра. Самый маленький колокол весил 50 кг и около тысячи самый большой. Звон колоколов был мягким и разносился малиновым перезвоном на многие вёрсты. 

http://sobory.ru/article/?object=00855

Апостол Павел пытался проповедовать среди евреев. У него не получилось ничего. Его били палками, кидались в него камнями и, устав от попытки обратить ко Христу единоплеменных, он отряс свои одежды и сказал: “теперь иду проповедовать язычников”. И он становится настоящим апостолом народов, он становится апостолом язычников, и он пишет: “я прославляю своё служение”. Он обратил огромное количество людей, было несколько миссионерских путешествий апостола Павла. Иудеи ненавидели Павла, как перебежчика из их лагеря в лагерь христиан. И, даже, была группа иудейских фанатиков, которые дали обет не есть, не пить, пока не убьют Павла. Бог хранил его. Однажды, христиане, спасая Павла, спустили его с городской стены на корзине, куда посадили его. Но, в конце концов, он был схвачен и иудеи хотели его погубить, и сам Павел потребовал суда кесаря, то есть императора. Его отправили в Рим, где уже служил, подвизался во Христе апостол Петр. В это время императором Рима был Нерон, который стал императором в пятьдесят четвертом году от Рождества Христова. Император Нерон был жестокий и коварный человек. Он погубил многих своих родственников, он погубил свою родную мать. Нерон — это символ зла. В христианском понимании, в Апокалипсисе — это зверь, который выходит из бездны. Это великий и страшный предтеча антихриста. Нерон считал себя прекрасным танцором, имея кривые ноги. Он считал себя великим артистом, музыкантом и певцом, не имея слуха. Иногда он выступал прямо на арене римского цирка: плясал, пел песни, играл на арфе и некоторые люди теряли сознание; сидя на жаре им было тяжело слушать назойливого императора-актёра. Нерон не имел вдохновения и он пытался всегда вызвать вдохновение каким-то искусственным образом. И именно тогда, когда Петр и Павел оказались в Риме (они протянули друг другу руки общения и стали трудится вместе) — это был шестьдесят четвертый год от Рождества Христова — в это время Нерон решил поджечь город Рим. Он писал поэму о гибели древней Трои, но у него не было вдохновения. И он сказал своим рабам и слугам: “Я никогда не видел горящий город, как я могу описать гибель несчастных троянцев?” И он приказал поджечь город Рим. Сам он наблюдал с холма за горящим городом в одежде актёра с арфой в руках и сочинял песнопение — гимн о гибели Трои. Он рыдал о древних троянцев, взирая на гибель своей столицы, слыша вопли римлян, которые горели в этом огне.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

Это таинство установил Христос. Таинство Крещения возрождает нас и возводит к Богу, и делает нас не сынами противления, а сынами Божиими, — только бы мы сохранили эту благодатную истину, преподанную нам во святом Крещении. В знак крещения мы должны на себе носить святой Крест. Как же ты можешь называться крещенным, если не носишь креста? Но мало того. Крест — это знак того, как должно жить. Мы должны вспоминать обеты, данные во святом Крещении. Над Христом Спасителем совершено Крещение, в подражание которому и над нами совершалось крещение. И как тогда освящалась вода, и ныне освящается вода и молятся об очищении ее от злой силы. Мало того; человек дает обещание знать свою веру, поэтому он читает Символ веры — исповедание нашей веры в Господа. И затем преподается нам благодать Духа Святаго. Эта благодать Духа Святаго должна остаться в каждом из нас и быть действенной в нас. Если утеряет кто ее из-за великих грехов или из-за отречения — молись Господу, чтобы Он вновь дал тебе эту благодать и укрепил тебя. Для того сегодня мы празднуем Крещение Господне, чтобы вновь получить и оживить в себе благодать Духа Святаго. И каждый из нас должен употребить все духовные силы, чтобы очистить свою душу и жить благодатию Божиею. Аминь. В день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1958 г., Божественная литургия в о имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Ныне чтим мы, братие, святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Слово Первоверховные говорит о их высоком положении среди других Апостолов, которые были учениками Спасителя, именно их послал Иисус Христос проповедовать всему миру слово истины. В Евангельском чтении, которое сейчас вы слышали, говорится о словах Христовых, обращенных к апостолу Петру. Но только ли к нему были обращены эти слова? Ты Петр — это значит “камень”, — è íà ñåì êàìíå ß ñîçäàì Öåðêîâü Ìîþ, è âðàòà àäà íå îäîëåþò åå — то есть Церковь всегда была твердыней, стоящей на основе учения Апостолов, и не только апостола Петра, но и других. Что это верно, мы видим из того, что в дальнейшем Господь говорит: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе . Эти слова говорил Христос Спаситель и по отношению к другим Апостолам, так что тут апостол Петр выразил свою веру не только от себя, а и от других Апостолов, но говорил апостол Петр, и потому Господь обратился к нему как к говорившему.

http://pravmir.ru/propovedi-skazannyie-v...

Биография первоверховного апостола Петра воссоздается на основании свидетельств о нем Евангелия, Деяний апостолов и его собственных посланий, а также посланий апостола Павла и других источников. Читатели также могут ознакомиться с представленной в широком историческом контексте биографией апостола Павла, как она вырисовывается из новозаветных источников. Обращаясь как к святоотеческим толкованиям, так и к современным научным теориям, автор рассказывает о жизни первоверховных апостолов, прослеживая их путь от призвания на апостольское служение до мученической кончины. Этот труд сочетает научную основательность с простотой и доступностью изложения, поэтому может быть интересен широкому кругу читателей. Поблагодарив за награду, митрополит Иларион обратился к присутствующим с речью, в которой, в частности, сказал: «В церковном календаре 2017 год был отмечен как год 1950-летия со дня мученической кончины святых апостолов Петра и Павла. Но этот юбилей прошел не особо заметно на фоне других памятных дат, которые были связаны с нашей российской историей. Тем не менее, для меня этот юбилей послужил поводом к тому, чтобы почтить память первоверховных апостолов и написать монографии о каждом из них. Должен признаться, что сначала я написал книгу об апостоле Павле. Я писал ее на остаточном вдохновении от 6-томного исследования, посвященного жизни и учению Господа Иисуса Христа. По завершении последнего тома моя мысль естественным образом обратилась к апостолу, который, собственно, осмыслил жизнь и учение Иисуса Христа в богословских категориях. Нам даже трудно представить, как много означал интеллектуальный и духовный подвиг этого человека. В Евангелиях мы читаем о том, как Господь Иисус Христос учил Своих учеников, как Он совершал чудеса, как Он был распят на кресте, какое это вызвало недоумение; как затем Он воскрес, и ученики долгое время не могли поверить, что это Он: одни верили, другие сомневались. Собственно, этим заканчивается Евангелие от Матфея: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28:16-17).

http://patriarchia.ru/db/text/5295759.ht...

Тщанием прихожан восстановлена плита над могилой Ивана Максимовича Затрапезнова, а в память о былом значении храма в жизни Ярославской Большой мануфактуры 29 июня 2003 был проведен крестный ход вокруг бывшей территории ЯБМ - с тех пор на престольный праздник первоверховных апостолов Петра и Павла он совершается ежегодно. Т.А. Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С. 511-515. Место, на котором вырос Петропавловский храм в Ярославле, издревле считалось святым. Каменной церкви, появившейся здесь, предстояло превратиться в доминанту и паркового ансамбля, и промышленного района. Её заказчик считал храм своего рода духовным памятником Петру Великому. Возле современного Петропавловского храма протекает Зеленцовский ручей, который также называют Купальнишным. Считается, что поклонение божествам на этом месте совершалось с древних времён. Так, в языческую эпоху именно здесь находилось капище Купалы. Подобные сооружения часто устраивали в местностях, богатых водой, к числу которых относится и этот район на юго-западе современного Ярославля. Освоение Закоторосльной части началось в конце XV века. Именно тогда здесь был основан Николо-Сковородский мужской монастырь, возле которого, как гласит предание, бил святой источник. Обитель являлась своего рода юго-западным форпостом Ярославля. Возле монастыря возникла слобода, чьи жители занимались обработкой шкур скота. В 1609 году польские отряды добрались до Ярославля, сожгли Николо-Сковородскую обитель и утопили монахов в водоёме. Разрушения в этой части города были настолько велики, что впоследствии так и не удалось точно определить, где же стоял прежний монастырь. Есть предположение, что монастырь находился в непосредственной близости от нынешней Петропавловской церкви, на территории стадиона в одноимённом парке. Можно с большой долей вероятности утверждать, что Петропавловский храм поднялся на намоленном месте. В начале XVIII века ярославский купец, давний знакомый и почитатель Петра I, Иван Максимович Затрапезнов ходатайствовал перед самодержцем " о насаждении в Ярославле полотняной промышленности " .

http://sobory.ru/article/?object=00583

Две комнаты, в которых император повелел устроить особую церковь для училища, были собственными покоями императора Павла I. Поручив устройство в названных комнатах церкви архитектору К. Л. Ухтомскому, надзор за всеми работами возложили на начальника штаба генерал-майора К. П. фон Кауфмана. Работы производились главным образом на суммы императора и супруги его великой княгини Александры Петровны. 20 декабря 1857 г. главный штаб уведомил начальника училища, что устраивающаяся для училища церковь окончена, и повелел освятить ее 26 декабря, освящение это исполнить протопресвитеру Бажанову. 12 января устроенный храм был освящен во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла в присутствии императора и почти всех членов царствующего дома протопресвитером Василием Борисовичем Бажановым. Церковь при освящении ее произвела до того доброе впечатление на императрицу, что она изъявила желание иметь рисунок внутреннего ее вида. Рисунок был исполнен профессором Горностаевым. И действительно, церковь изящно отделана: стены и иконостас ее дубовые, украшенные отличной резьбой, иконы итальянской живописи написаны лучшими в 50-х годах художниками и вставлены в превосходные резные, дубовые рамы; золота и серебра нет на них. Особенно хороши: местные иконы Спасителя и Божией Матери профессора Шамшина, запрестольный образ Тайной вечери Лаврова и утвержденные к клиросам иконы св. князя Александра Невского и святителя Николая мирликийского, в изящных дубовых, резных киотах, устроенных служащими при академии и училище ко дню юбилея этих заведений 24 ноября 1869 г. На стенах храма под иконами вделаны черные мраморные доски с именами воспитанников училища, с честью павших на поле сражения. В соседней с храмом комнате, заменяющей его притвор, замечательны: плафон «Взятие на небо Божией Матери», копия с картины Гвидо Рени, и изящный камин с большим над ним зеркалом. К алтарю прилегает соединенная с ним дверью небольшая комната, в которой помещается ризница, не роскошная, но приличная и достаточная, и церковная библиотека, главным образом состоящая из духовных журналов.

http://sobory.ru/article/?object=10650

Двух Апостолов чтим мы сегодня. Апостол Петр был всегда при Христе Спасителе, когда Он был на земле. А другой Апостол, Павел, тоже Первоверховный. Он на земле не видел Христа Спасителя. Сын Божий только явился ему чудесным образом и открыл Свою волю, Свое учение. Апостол Павел позднее других Апостолов вступил в Церковь — и все-таки он на первом месте. Почему это так? Да потому, что эти два Апостола были главными проповедниками Христова Воскресения на земле. Апостол Петр проповедовал и написал два послания. А апостол Павел, который пришел позднее, тот больше апостола Петра трудился, он написал 13 посланий. Он благовествовал в разных местах древнего мира и умер вскоре после апостола Петра, в том же Риме, где и апостол Петр, умер мученически. Апостол Павел в своих посланиях излагает христианскую веру, так что все христиане и поныне и всегда будут пользоваться его посланиями. Господь проявил Свою волю в жизни Павла. Этого злого врага христианского учения, который предавал в тюрьмы христиан, Господь чудом обратил, призвал его, идущего в Дамаск, в Сирии. И он уверовал и вскоре на долгое время удалился в свой родной город, в Тарс, в Малой Азии. Там он много молился, много читал Слово Божие и вернулся уже готовым проповедником Христовой веры. Что же в посланиях своих проповедовал апостол Павел? Он очень ясно и последовательно изложил христианский путь ко спасению. Прежде всего он говорит, что является для нас гибельным. Это — грех. Грех мешает нам на пути к Богу. Ветхозаветный закон выражен Моисеем в десяти заповедях Моисеевых. И эти заповеди и весь Ветхий Завет только разъясняют и осуждают грех, но не указывают средства, чтобы освободиться от греха и его страшных последствий. Обличают грех, но не освобождают от него. Апостол Павел говорит, что избавить от греха может только одно — та благодать, которую принес Сын Божий. Он открыл нам Отца Небесного еще на земле, и потому мы можем прибегать к средствам, которые дает Сын Божий, можем найти путь ко спасению. Кто узнает этот путь? Пришествие на землю Сына Божия дало благодать, показало путь ко спасению. Эти благодатные средства ко спасению даны через Церковь; Церковь Христова спасает нас своею верою, своею молитвою и особенно таинствами. Это учение апостола Павла в его посланиях.

http://pravmir.ru/propovedi-skazannyie-v...

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

http://pravoslavie.ru/1441.html

Первоверховное достоинство святых апостолов Петра и Павла едва ли можно «вычислить» из каких-то их жизненных заслуг – вроде того, что именно эти апостолы потрудились во благовестии Христовом больше других. Такой аргумент иногда приводят, но как-то это уж очень «показушно» получается, не по-Божески… Но мне думается, в этом верховенстве, как, впрочем, и во всём, что относится к глубинам духовной жизни во Христе, есть какая-то тайна Промысла Божиего. Потому что верховенство – это некий особенный дар, который объединил апостолов, не похожих между собой. Мы знаем, что апостол Петр был простым человеком, решительным и порывистым. Эта порывистость иногда перерастала в самонадеянность. А апостол Павел еще до обращения своего был образованнейшим человеком своего времени, но эта ученость его и ослепила… Пример этих апостолов показывает нам, что Спаситель никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника. Двух этих апостолов, так не похожих друг на друга, быть может, объединяет опыт тяжкого падения. Падения до той грани, за которой либо вечный мрак и ужас, либо духовное возрождение и обновление. Мы помним, что апостол Петр «страха ради иудейска» отрекся от Христа, а апостол Павел, правда, еще до своего апостольства, был ревностным гонителем христиан. Но оба милостью Божией преодолели свое падение, верой возродились к жизни, обрели единство во Христе, и этот опыт глубочайшего падения, но и покаяния, преображения жизни и есть, может быть, то, что объединяет их во Христе, что – пусть отчасти – приоткрывает нам тайну их верховенства. Бог есть Бог кающихся, и примером этих великих апостолов Господь показывает нам, что Он никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника и готов из глубин падения день за днем, час за часом возводить его к высотам духовной жизни. Какая это радость для нас всех, какая надежда, какой восторг! Только бы мы не забывали слёзы Петра, которые он, по преданию, проливал всю свою жизнь, и крайние труды апостола Павла, всю жизнь считавшего себя «извергом». Если же говорить о благовествовании, то главное, как мне кажется, – это жить Христом и во Христе так же полно, как жили и заповедали нам жить святые апостолы. Именно от этого избытка глаголали их уста, от этого избытка совершалась их проповедь и неисчислимые чудеса. Они благовествовали, потому что Христос был главным чудом и радостью, светом и смыслом их жизни. Апостолы спешили поделиться этим смыслом, светом и радостью с людьми, так же как мы спешим поделиться с близкими какой-то радостной и важной новостью. А Христос для святых апостолов, конечно, и был самой великой и радостной новостью их жизни. Новостью не тускнеющей и не оскудевающей, а вечной! Вот и нам, следуя путем исполнения заповедей Христовых, надо стремиться облечься во Христа, жить Им и ради Него. Тогда и благовествование наше будет действенным, полным и радостным, каким ему только и подобает быть.

http://pravoslavie.ru/72180.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010